Что такое зауральская вышивка
В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы «паспортом» культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. Во многих культурах в этой роли выступает традиционный народный орнамент, который в большей мере, чем какой-либо другой компонент духовной и материальной кульуры, насыщен закодированной в знаках и мотивах узоров информацией об истоках культуры народа, ее развитии во времени. Традиционный орнамент — это образное выражение эстетических критериев, характерных для того или иного народа, глубинной «философии искусства» этноса. Насколько разнятся у различных народов понятия о мере и красоте, настолько, как правило, различаются и их наиболеее характерные орнаменты, являющиеся своего рода символической «формулой» этих представлений. Именно с этой точки зрения народный орнамент давно привлекает внимание ученых, исследователей и художников. Русский народный орнамент представляет для этого исключительно благодатный материал. Огромное многообразие техник, мотивов, различных местных вариантов русского народного орнамента — это как огромная книга, в которой внимательный читатель найдет для себя немало интересных подробностей, многое объясняющих во внутренней логике и принципах развития культуры нашего народа.
Тема орнамента в традиционной крестьянской культуре достаточно обширна и многообразна. Данный сборник посвящен орнаментам на текстиле — на крестьянской одежде и домашней текстильной утвари, — зафиксированным на Среднем Урале в XIX-XX вв.
До середины XIX века одежду и полотняные предметы утвари изготавливали из тканей домашней выделки. Нитки для этого получали из натуральных волокон — льна, конопли, шерсти. Ткани, как и нитки для вышивания, красили в домашних условиях природными красителями, которые были не очень яркими. Процесс изготовления тканей, узорного ткачества, вышивки был довольно трудоемким, но создание одежды и утвари имело глубокий жизненный смысл, эстетику и обрядовое значение. При этом мастера хранили навыки, умения и знания, дошедшие от предков, у народа сохранялась его целостность как этноса.
Во второй половине XIX века, а в глухих деревнях Урала еще позднее, общий вид праздничной одежды, бытового текстиля качественно меняется. В обиходе богатых семей появились шелковые, атласные, кашемировые, шифоновые, батистовые и другие фабричные ткани. Из них шили рубахи, сарафаны, шугаи, душегреи, фартуки, головные уборы. Одежду стали украшать фабричными золотыми и серебряными позументами, золотной вышивкой. Крестьяне с небольшим достатком также начали использовать для пошива одежды покупные ткани — ситец, сатин, сукно, а для ткачества и вышивки хлопчатобумажные и гарусные нитки. Купленные на ярмарках шелковые, репсовые, шерстяные, набивные ивановские и павловские платки, плетеные на коклюшках файшонки повсеместно входили в обиход у всех слоев населения, постепенно вытесняя старинные головные уборы.
Праздничная одежда стала более яркой и многоцветной. Браное ткачество, как и более старые техники вышивки — перевить, роспись, набор, счетная гладь, постепенно исчезает. Им на смену приходит и широко распространяется вышивка крестом и болгарским крестом, тамбуром. Часто вышивку заменяют тесьмой, разноцветными полосками ткани, таким образом упрощая себе работу. Несмотря на сохранение кроя одежды и принципов ее оформления, теряются ремесленные навыки и знания, изменяется эстетическое восприятие и обрядовое значение орнамента, вышивки.
Что такое зауральская вышивка
16 мая в выставочном зале «Народная галерея» ГБУК «Курганский областной Центр народного творчества и кино» состоялось открытие выставка «Филейная вышивка в Зауралье».
Филейная вышивка (филейка) – вышитое по сетке изделие. Такая технология известна с глубокой древности. Вместе с мужчинами женщины плели охотничьи сети, а затем использовали их, как основу для простой вышивки. Со временем процесс совершенствовался, появились шелковые филе с вышивкой золотой и серебряной нитями.
В Южном Зауралье эта технология чаще всего использовалась при изготовлении скатертей. Вышивка цветными нитками по темной сетке богатых цветочных мотивов стала особенно модной в 50-е годы прошлого века. В фондах областных и муниципальных музеев имеются уникальные коллекции таких изделий, что говорит о широком распространении данного вида рукоделья в Зауралье.
Выставка в «Народной галерее» представляет традиционную для Зауральского края цветную вышивку, преимущественно, красными, бардовыми, шерстяными нитями по черной сетке. Мотивы вышивки таковы: обычно цветы расположенны по периметру, венок или букет в центре. Праздничные скатерти вышивались белыми хлопчатобумажными нитками по белой сетке. Такая скатерть делает нарядным любой стол.
В качестве приданного девушка вышивала до семи филеек. На стол они стелились в несколько слоев и менялись при перемене блюд. Кроме скатертей, искусные мастерицы вышивали тонкими нитями нарядные воротнички, салфетки, вставки в одежду.
На выставке в «Народной галерее» можно увидеть филейную вышивку из фондов Мокроусовского районного раеведческого музея, созданную мастером Клавдией Парфентьевной Лобановой; вышитые скатерти из хранения курганских мастериц и фондов «Народной галереи». Здесь представлено несколько изделий уникального мастера из Кургана Коркиной Ольги Францевны. Сейчас ей 93 года, и она до сих пор занимается филейно-гипюрной вышивкой. Это техника более сложная; трудность состоит в том, что площадь сетки почти полностью зашивается тончайшими нитями. На выставке посетители увидели изделия, созданные руками Ольги Францевны: скатерть, воротнички и салфетки.
Выставку открыла главный специалист по жанрам творчества Курганского областного Центра народного творчества и кино Гордиевских Ирина Александровна. Она познакомила собравшихся с историей зауральской филейной вышивки, рассказала о представленных в экспозиции изделиях, о встрече с Ольгой Францевной Коркиной.
Разговор о секретах филейной вышивки поддержали мастера и любители прикладного творчества. Посетители отметили различные приемы и способы вышивки, используемые в этом виде рукоделия, поделились воспоминаниями о мастерицах и историей появления в их семьях созданных в технике филейной вышивки красивых предметов интерьера и одежды.
Зауральская филейная вышивка и сегодня сохраняет свою самобытность, нарядные скатерти, шторы или салфетки хранятся почти в каждой семье, а выставка помогает вспомнить историю зауральской филейки, описанную известной мастерицей и исследователем Лидией Федоровной Карандаевой и профессором Курганского государственного университета, доктором филологии, Валентиной Павловной Федоровой.
Ознакомление студентов с народным декоративно-прикладным искусством Зауралья
ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С НАРОДНЫМ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ЗАУРАЛЬЯ
, Курганский государственный университет
На протяжении столетий в Зауралье бытуют и плодотворно развиваются виды известных народных художественных промыслов и декоративно-прикладных ремесел – резьба по дереву, художественная обработка лозы, бересты, глины, соломки, урало-сибирская роспись, ковка металла, ковроткачество, лоскутное шитьё, вышивка, филейная вышивка, кружевоплетение.
Знакомство с творчеством зауральских мастеров и изучение сущности их эстетического наследия дают студентам возможность понять и правильно осмыслить поступательное движение национальных художественных культур, позволяющее им не утратить самобытности, органически влиться в современную цивилизацию.
Один из наиболее традиционных материалов народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ) – дерево. В местных природных условиях произрастают различные древесные породы, обладающие отличными друг от друга поделочными фактурами и декоративными качествами. Широкое распространение в Зауралье имела резьба пропильная, технически более простая, но эффективная. Её применяли на просвет и как накладную, украшали фризовые доски, карнизы, причелины и наличники. Типы наличников и мотивы резьбы рассматриваются на примере деревянной архитектуры Шатровского района. Современный мастер с большой любовью занимается бондарным ремеслом (с. Кетово). В мире оно едва ли не самое распространённое. Игорь делает парящих «птиц счастья», добрейших деревянных домовят — домашние обереги. Студенты знакомятся с творчеством таких мастер, как (Курган), (Шадринский район) и др.
В процессе обучения студенты узнают о самых известных мастерах г. Шадринска по художественной обработки: лозы (), бересты (), металла (), соломки () и др.
Керамика – одно из наиболее древних ремёсел, освоенных человечеством, до сих пор сохраняется мастером (г. Катайск), заведующим выставочного зала Центра народной культуры «Берегиня». Мастер керамических изделий, мотивы которых навеяны народными сказками, пословицами и поговорками. Мир народной фантазии становится неисчерпаемым источником вдохновения для художника.
Изучая технологии изготовления изделий женского ремесла студенты знакомятся с характерными особенностями гобеленов, ковров, лоскутного шитья, вышивки, кружев, филеек мастеров г. Кургана (, , ) и др.
Половики – гордость зауральского народного искусства. Ткали их в каждой семье. Материалом служили шерсть, лён, тряпки, фабричные нитки. Половики Шатровского и Каргопольского районов поражают разнообразием орнаментальных форм, цветовым богатством, импровизационной силой. В них отразилась народная концепция мира в максимально общих формах. Народная орнаментальная стихия продолжает жить в половиках (д. Ильино), (д. Саломатово), (д. Брылино) и др.
Познакомить студентов с современными мастерами НДПИ и их творчеством позволяют демонстрационные мультимедийные материалы (презентации, видеофильмы), мастер-класс, экскурсии по выставкам, творческие встречи, поисковая и исследовательская деятельность будущих учителей технологии.
Достаточно высокий уровень выполняемых творческих работ нашими мастерами всех видов народного декоративно-прикладного искусства Зауралья дает возможность студентам изучить традиции родного края, а также вдохновляет их на практическую деятельность.
Набор бондарной посуды Сказка о царе Салтане. Самовар. Береста
Резьба по дереву
Зауральская красавица Король и шут. Глина Лестница. Ковка металла
Полотенце державное Салфетка. Филейная вышивка
Программа вариативного курса «Узоры на Урале»
Тема 5. Вышивка в быту. Обычаи и обряды уральцев. Древние образы. Символика вышивки.
Применение вышивки в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий вышивкой (белье, платья, юбки, блузки). Расположение вышивки на швейном изделии. Способы выявления потребностей общества в вышитых изделиях. Обычаи и обряды. Древние образы в народном искусстве. Символика Уральского региона. Семейные обряды, календарные обычаи и обряды, обряды Уральского региона. Профессия «художник-модельер». Классификация видов орнаментов. Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла; составление композиции изделия в ручной вышивальной технике; цветовое решение составленной композиции. Правила запяливания ткани в круглые пяльцы, способы закрепления рабочей нити на ткани в начале и по окончании вышивки. Способы отделки края вышитого изделия. Организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы. Беседа, зарисовки орнаментов и вышивка отдельных символических знаков 2 часа
Тема 6. Символическое значение полотенца. Составление композиции обрядового полотенца. Символическое значение полотенца. Мотивы орнамента на полотенце. Составление эскиза обрядового полотенца. Подбор ткани, ниток по цвету. Приемы вышивания. Счетная вышивка. Приемы счетной вышивки. Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка).
Беседа, работа со схемами — практическая работа. 2 часа.
Тема 7. Творческий проект – «Обрядовое полотенце».
Понятие о проекте. Расчёт стоимости вышитого готового изделия. Подготовка к работе. Выбор технологии, способов и приёмов вышивки (комбинированное занятие).
Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка).
Выбор изделия для выполнения проекта с применением компьютерных технологии.
Выполнение проекта 7 часов.
Тема 8. Итоговое занятие. Выставка – ярмарка готовых изделий.
Итоговый урок. Выставка — ярмарка. Обыгрывание обрядов и представление готовых работ.
Подведение итогов проделанной работы. 1 час.
Вводное занятие. Народные художественные традиции Урала.
1. Познакомить учащихся с общей структурой вареотивного курса, его содержанием, формами работы, видами практических работ.
2. Расширить знания учащихся о ремёслах и традициях уральского региона.
3. Воспитывать у учащихся гордость за творения своего народа.
4. Создать условия для развития личности учащегося, раскрытия его способностей к творчеству.
Иллюстрации, слайды с презентациями народных художественных промыслов и промыслов Урала.
Музыкальный центр, диски с записями музыки.
Ι. Вводная часть.
(Вступительное слово учителя).
Цели и задачи курса.
Собираясь, каждый раз, мы с вами будем отправляться навстречу неизведанному, но манящему и увлекательному прошлому.
ΙΙ. Содержание занятия.
Информационная копилка (рассказ учителя).
(Рассказ учителя сопровождается показом презентации).
Куда я ни взгляну.
За все твои страдания и битвы.
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек, до вечного покоя,
Храни себя! Храни!
Урал — обширный и богатый регион России. Наличие свободных земель и полноводных рек привлекали русских переселенцев из центральной России. Основную массу населения на Урале к концу 17 века составляли крестьяне. На плодородных землях вдоль рек Туры, Нейвы, Ницы, Исети они выращивали рожь, овёс, гречиху, лён.
Много ли скарба могли привезти с собой, пробираясь по бездорожью, первые переселенцы? Только самое необходимое — топор да пилу, серп да косу, чашку да ложку. А дальше, обустраиваясь на новом месте, они пополняли хозяйство всем необходимым в силу своего умения и мастерства.
Простые орудия труда, зависимость от погодных условий не позволяли крестьянам собирать ежегодно богатый урожай. В наиболее благоприятные годы собирали по 75 пудов зерна с гектара, а в неблагоприятные — по 10. Крестьяне искали дополнительные средства к существованию и осваивали ремёсла.
Используя ручной труд и несложные инструменты, уральцы из железной руды, камня, глины, дерева и других материалов изготавливали всё необходимое для жизни: шили одежду и обувь, строили дома и укрепления, ковали боевое оружие и орудия труда, мастерили глиняную и деревянную посуду.
Поначалу переселенцы опирались на традиции тех мест, откуда они прибыли. Но постепенно под влиянием окружающей среды, трудовых традиций жителей других краев формировались уральские ремёсла и промыслы.
( Ремесло (в старину — «рукомесло») — требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-нибудь изделий ручным, кустарным способом. В современном значении ремесло подразумевает наличие у человека соответствующей профессии, квалификации).
Слова «ремесло» и «промыслы» близки по смыслу. Значительной частью ремесел можно промышлять, то есть зарабатывать на жизнь. Одни промышляли торговлей, другие — извозом, третьи — охотой. Всякое ремесло было ощутимым подспорьем в хозяйстве.
(спросить у учащихся: Какие пословицы и поговорки о ремесле и промыслах они знают? Значение этих пословиц.)
Народные пословицы и поговорки о ремесле и промыслах:
«Соха кормит, ремесло поит, промыслы одевают, обувают», «по ремеслу и промысел»;
«С ремеслом не пропадешь, а без него — как без рук»;
«Ремесла за спиной не носишь, а с ним — добро»;
«Ремесло пить-есть не просит, а само кормит»;
«Знай, ремесло, да блюди, чтоб вином не залило»;
«Плохонькое ремесло лучше хорошего воровства».
Постепенно изделия ремесленников становились товаром, продавались на ближайших к месту жительства рынках самими ремесленниками или через посредников-купцов. Так сформировались кустарные промыслы. Большое развитие в нашем крае получили отхожие промыслы — временные сезонные работы крестьян вне места постоянного жительства. Ремесло было родовым занятием, передавалось по наследству от отца к сыну.
Но есть и другая сторона ремесла — творческая, когда человек воплощает собственные замыслы, индивидуальность, создаёт свой рукотворный мир. Такие изделия несут людям красоту, сохраняют память о мастере и времени, становятся произведением искусства.
Навыки ручного труда, необходимые нашим предкам, востребованы и сегодня: чтобы самостоятельно устранить неполадки в доме, самому сделать красивую уникальную вещь, а порой и для того, чтобы пополнить семейный бюджет, заработать на хлеб насущный. Ручная, авторская работа ценится высоко. И сейчас, желая сделать оригинальный подарок, мы обращаем внимание на ручное вязание, на кружева и вышивку, на резьбу и роспись, на инкрустацию и мозаику. Красивы, удобны и полезны изделия, сплетенные из ивы, камыша, пеньки — от хлебниц и хозяйственных корзинок до мебели, или знаменитое макраме — сплетенные из веревок украшения, кашпо, гамаки, сумки. Они способны украсить дом, придать ему неповторимый колорит.
Назначение и форма необходимых для работы инструментов не изменялись на протяжении веков. В наших домах, как и в домах наших предков, есть топор и пила, молоток и стамеска, шило, спицы, крючки для вязания.
Ремесло осваивают те, кто умеет и любит все делать самостоятельно, собственными руками, кто получает удовольствие от результата и процесса работы.
Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях, полотенца, скатерти — обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи — сувениры — знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны».
С одним из старинных ремёсел мы и будем знакомиться на наших занятиях. Это – вышивка.
Вышивка — старинный вид женского художественного рукоделия, связанный с созданием праздничной одежды, предметов убранства, жилого интерьера, подарков, изделий для ритуальных праздничных обрядов. Вышивка обычно выполнялась не просто как украшение, хотя эстетическое начало всегда имело большое значение, но и как оберег от зла. Она должна была нести человеку добро и важную информацию о мироздании.
Русская народная вышивка, в том числе и традиционная уральская, воспроизводит все этапы народной художественно-изобразительной культуры, начиная от мотивов глубинной древности, вплоть до образов недавнего прошлого и современности. Являясь продуктом домашнего художественного промысла, рассчитанного не на продажу, а на личные нужды, вышивка более всего отвечала эстетическим запросам народной среды в далеком прошлом. Как и в прежние времена, современные мастерицы художественно решают ее орнамент, подбор цветов, расположение узора, чтобы эта вещь могла органично войти в комплекс домашней обстановки или одежды. Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия.
В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Мифы о происхождении ремёсел говорят, о том, что человек, создавая вещь, как бы повторял в миниатюре те операции, которые, по его представлениям, выполнял Творец, создавая Мир.
Общая характеристика профессии.
С древних времен люди стремились украсть свою одежду и предметы домашнего обихода различными узорами, орнаментами, рисунками. Женщины были обязаны владеть искусством вышивания, и проводили многие часы за этим занятием. В настоящее время мастера — вышивальщицы вручную и на машине работают в швейной промышленности. На вышивальных машинах либо вручную выполняют вышивку гладью, ришелье, ажурную, аппликацией, строчечные мотивы. Вышивальщицы выполняют вручную различные рисунки, портреты, картины, эмблемы, символы разнообразными видами вышивки: гладью, крестом, полукрестом, росписью, ришелье, техникой «вологодское стекло», «венецианское шитье». Оформление изделия вышивкой — творческий процесс, поскольку вышивка — один из элементов композиции. Вышивальщица по эскизам художника либо самостоятельно разрабатывает технический рисунок вышивки, подбирает необходимые по цвету и фактуре нитки, бисер.
ΙΙΙ. Итог занятия. Вывод по теме.
Изучая курс «Узоры на Урале», мы узнаем о традициях нашего народа. Это живая историческая память, воплощение всего пройденного, запечатлённый опыт сотен поколений. Это то что, в конечном счете хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времён и поколений, а в трудную минуту получить необходимую поддержку и жизненную опору.
Домашнее задание: Исследовательское.
«Традиции ручного труда в моей семье ».
Подумать над вопросами:
Что послужило причиной зарождения ремёсел на Урале?
Что объединяет все ремёсла?
Какие ремёсла востребованы сегодня?
4 . Как влияет на общекультурный уровень человека владение навыками ручного труда?
«Хитро – мудро рукодельнице» — русская народная вышивка. Вышивка Уральского региона.
1. Дать понятие о вышивке как традиционном виде рукоделия.
2. Познакомить учащихся с народными умельцами родного города.
3. Воспитать уважение к народным традициям Руси, интерес к традиционным видам рукоделия в своём городе.
4. Развивать положительные эмоции.
Иллюстрации, фотографии и слайды с работами жителей города.
Образцы канвы, ниток мулине, пялец, образцы вышивок.
Ι. Вводная часть.
(Вступительное слово учителя).
Цель занятия, повторение пройденного материала (прослушивание ответов учащихся о «Традициях в своей семье»).
Тест на усвоение материала прошлого занятия.
Издревле славилась Русь своими художественными промыслами, мастерами-умельцами и мастерицами. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства, кое-что сохранилось и до наших дней.
ΙΙ. Содержание занятия.
Информационная копилка (рассказ учителя).
Возникновение искусства вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Оно было связано с выполнением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Известно, что развитие искусства и культуры всегда идет параллельно развитию истории. Вышивка как одно из направлений искусства всегда отражала художественные вкусы и представления народа, выявляла его национальное своеобразие и мастерство. Она всегда была тесно связана с бытом, трудом, природой и, следовательно, выражала социальные и культурные особенности той или иной нации.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9 — 10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14 — 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
В каждой местности, а тем более стране, преобладает определенный тип изображения, связанный с этническими традициями и культами.
Издавна различие используемых материалов для вышивания определяло различие стилей и техники вышивки. Народам, живущим в регионах, где культивируется выработка шелковых тканей, свойственно искусство вышивки шелковыми нитками «гладью» по шелковым тканям. Народы русского Севера подарили культуре человечества технику вышивки по счету нитей, как, например: «бранное шитье» и «счетная гладь», «набор» и «косая стежка», «крестик» и «полукрестик».
Шов «простой крестик» получил название «русский крест», что говорит о его широком распространении у жителей большинства регионов России. Условия жизни были таковы, что из тканей, доступных женщинам, главными были лен и холст, на которых удобно вышивать по счету нитей. Использовались также льняные и шерстяные нити для наложения перекрещивающихся стежек русского креста. Хлопчатобумажные и шелковые нити были привозными и стоили довольно дорого.
На 14 – 17 вв. приходится расцвет художественной вышивки на Руси. Доказательства этого можно найти в документах того времени. По-старославянски вышивка называется «шьв» — шов. Это связано с тем, что слова «вышивать» тогда не было, это значение принадлежало только слову «шить». Очень важно отметить, что им увлекались все слои населения. Шитьем занимались и при монастырях, и в специальных мастерских. Безусловно, узоры и орнаменты вышивок мастериц, находившихся на разных ступенях социальной лестницы, значительно различались, указывая на достаток знати или на скромное существование простого рабочего люда. До 18 века вышиванием в России занимались в основном женщины из богатых, знатных семей и монахини в монастырях. Церковные облачения, богатую одежду царей и бояр шили из дорогих тканей (шелка, бархата) и вышивали золотыми и серебряными нитями, сочетая их с жемчугом и самоцветами.
Вышивка делится на народную и городскую . Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада.
Начиная с 18 века, вышивание становится одним из основных занятий крестьянских девушек. Они выполняли изделия из простых, недорогих, чаще всего домотканых тканей, но поражали высоким уровнем художественного мастерства. Вышивальщицы всегда сами создавали свои узоры и подбирали цвета. Начинали вышивать рано. Перед тем как выйти замуж, девушки вышивали себе приданое, и чем разнообразнее оно было, тем богаче считалась невеста. Поэтому, как правило, к 13-15 годам, крестьянские девочки уже владели техникой вышивки и складывали в приданое вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца для своей будущей семьи и многочисленные подарки новым родственникам.
До конца 18 века занятие вышивкой в России было одним из видов домашнего ремесла. С развитием мануфактуры в России стали развиваться разнообразные кустарные промыслы. Это сделало вышивание профессией, а значит и существенным финансовым подспорьем для семей сельских жительниц и городского населения. Во многих дворянских имениях рукоделие крепостных крестьянок использовалось не только для хозяйских нужд, но и шло на продажу.
Уральские вышивки крестом представляют собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений.
На сегодняшний день традиции украшения вышивкой одежды и предметы быта сохранились в отдельных уголках России, в том числе и у нас на Урале.
Особое место в народной культуре играет мастер – особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой и природой края, где он живёт.
Есть такие мастера и в нашем городе Красноуфимске и Красноуфимском районе, которые сохраняют народные традиции, несут радость прикосновения к истинно русскому, своему, родному.
Одна из них Малышева Любовь Затеевна. Эту народную умелицу знают многие. Она увлекается вышивкой. Большее количество её работ выполнено в технике «крест». Многие из работ этой удивительной женщины находятся на выставке в нашем краеведческом музее, много подарено родным и близким. Замыслы и идеи для создания своих работ, Любовь Затеевна берёт от окружающей себя красоты родного края. Под её умелыми, ловкими руками возникает очередная картина, вышитая крестиком, разноцветный ковёр, скатерть на приданое внучкам, расшитые полотенца, диванные подушки, покрывала и ещё много всего интересного.
В рабочем посёлке Сарана, который находится в 30 километрах от города Красноуфимска, живут две удивительные женщины – Тарасова Нина Григорьевна и Яковлева Анфиса Степановна. С детства увлекаются вышиванием обереговых полотенец. По их вышитым работам можно прочитать и проследить символическое значение полотенец. Вышивки выполнены на белом холсте, техникой вышивки «крест».
Шитьё, вышивание, вязание – рукоделие, которое сопровождает многих Красноуфимских женщин всю жизнь. Одни занимаются этим время от времени, другие постоянно, ловко справляясь с ручными работами. В каждой работе своя самобытность, ведь сделанные своими руками вещи приятны, украшают жильё, несут в дом тепло и уют.
Экскурсия в местный краеведческий музей.
Показать художественные традиции и ценности нашего города и района.
После экскурсии прослушать отзывы учащихся.
ΙΙΙ. Итог занятия. Вывод по теме.
Испокон веку славилась Русская земля своими мастерами – одарёнными людьми, создавшими яркое самобытное искусство. Руки мастера…Они творят красоту и пишут историю народа. Художественные промыслы – одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа».
Домашнее задание: альбом или миллиметровая бумага, карандаши, подготовить вопросы к кроссворду.
1. Познакомить с классификацией вышивки: по положению рабочей нити, характеру рисунка, виду технологии.
2. Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству.
3. Воспитывать уважение к народным ценностям и национальной культуре Урала.
4. Развивать положительные эмоции.
Иллюстрации, слайды с образцами городской и крестьянской вышивок.
2. Образцы канвы, ниток мулине, пялец, образцы вышивок.
Ι. Вводная часть.
Организационный момент. Тест на усвоение материала предыдущего урока.
Цель занятия, сообщение темы.
ΙΙ. Содержание занятия.
Информационная копилка (рассказ учителя).
(Демонстрация слайдов с образцами вышивок)
Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы крестом и другими гобеленовыми швами по канве; вышивание по полотну счетной гладью, т. е. мережками и мережками в двух направлениях) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах, нарисованных на тканях контуров). Промежуточное положение занимают ажурные швы или стяги (вышитое кружево), когда внутри свободных гладьевых контуров нити считают и стягивают.