Что такое золотая нить вышивка

Вышивка золотом и золотыми нитями

Золотное шитье долгое время относилось к одному из самых дорогих видов вышивки, которую использовали для украшения одежд монархов и главенства церкви, а также ряда предметов, требующихся для религиозных обрядов.

Сегодня появились материалы, имитирующие драгоценные металлы, из которых и создавались тончайшие золотые нити, но при этом стоимость их значительно ниже. В связи с этим золотное шитье, которым ранее занимались избранные мастерицы, профессионализм которых сводил к минимуму риск порчи нитей, сейчас стало доступно всем желающим и превратилось в изысканное хобби.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое золотная вышивка

Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа.

Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.

На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.

Обучались золотошвейки и для княжеского дома. В их обязанности входило расшивание царской одежды. На обучение мастерицы уходило до 7 лет.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

  • Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
  • Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
  • Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.
  • Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
  • Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше. Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
  • Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.
Читайте также:  Нитка для вышивки картины бисером

Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Техника вышивки золотыми нитями, как научиться «драгоценному» шитью

Вышивка золотом золотыми нитями известна с древних времен. В наши дни она не утратила популярности, а завораживающие узоры продолжают украшать одежду и аксессуары.

Как называется вышивка золотыми нитками

Вышивка золотыми и серебряными нитями называется золотное шитье.

Первые упоминания о нем датируются вторым веком до нашей эры. На Руси искусство появилось позже. В старинных документах и летописях записи о золотном шитье появляются, начиная с 11 века.

Поначалу применялись тонкие проволоки из натурального металла, а работа выполнялась на дорогих тканях: бархате, парче, атласе, тафте. Стоимость изделий была высокой, а узоры украшали исключительно церковные принадлежности: образы, знамена, хоругви, иконостасы, наряды священнослужителей.

В 18-19 веках наступил пик популярности этого вида рукоделия. Драгоценные металлы начали заменяться более дешевыми волокнами, сделав цены доступнее. Золотистыми и серебряными узорами украшали сумочки, одежду, головные уборы зажиточных женщин и мужчин.

Сейчас этот вид рукоделия снова возрождается. Материалы стали доступнее, и заняться обучением может любой желающий.

Основные техники

Техника вышивки золотыми нитями отличается от глади или крестика. Существует несколько видов золотного шитья:

  • Китайское шитье. Металлические волокна прикрепляются к основе с помощью маленьких стежков шелковыми нитями. В зависимости от задумки, последние могут быть в тон или контрастными.
  • С настилом из шнурочка. Техника похожа на предыдущую. Различие состоит в подкладывании шнурочка для придания узору объема.
  • Сквозное шитье гладью. Расшитый узор имеет одинаковые плоские стежки на лицевой и изнаночной сторонах изделия.
  • Плоское шитье. Вышивка золотыми нитями на одежде и аксессуарах по этой технике требует использования настила. Стежки делаются вперед и назад. После этого нитка закрепляется рядом с подложкой.
  • «Фантазия». Начинать обучение вышивке золотой нитью на мастер-классах рекомендуют с этого вида, так как он самый простой в исполнении. Узор украшается жемчугом, бисером, пайетками и другим декором, способным сделать готовую работу необычнее и скрыть возможные недостатки.

Вышивка золотой нитью для начинающих выглядит сложным и трудоемким процессом. Это действительно так, но результат стоит приложенных усилий.

Как научиться вышивать

Вышивать золотой нитью можно научиться на специальных мастер-классах. Инструкторы ознакомят с историей появления этого вида рукоделия, тонкостями выполнения работы своими руками и пошаговым руководством действий. В качестве примера такого Master Class можно вспомнить о «Вышивке от кутюр золотой нитью» Валентины Рожковой.

Существуют и онлайн-МК. Видео помогут самостоятельно освоить старинный вид творчества по урокам «От кутюр» Рожковой или других мастериц.

Схемы вышивки золотыми нитями можно найти в интернете. Для работы также понадобятся:

  • тонкие нитки gold и silver под номерами 20, 30, 40;
  • иглы;
  • наперстки;
  • ножницы;
  • витейка;
  • шило;
  • пяльцы;
  • калька.

Инструменты можно купить по-отдельности или заказать набор, включающий все необходимое для новичка, в том числе простые схемы с фото готовых работ.

Вот несколько мастер-классов по основным техникам.

Вышивка на подложке:

Вышивка по настилу:

Обучаться золотному шитью лучше на плотной хлопковой ткани. Позже можно будет показать свое мастерство на украшении сумок, одежды.

Драгоценная вышивка — золотное шитьё

Золотое, или золотное, шитьё — это известная с древности техника ручной вышивки. Первые упоминания о нём относятся ко II веку н. э. Считается, что возникло оно в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда попало к римлянам. На Руси о золотом шитье упоминают, начиная с с ХI века.

Изначально вышивка действительно выполнялась золотом и серебром и называлась золотым шитьём. Теперь на смену драгоценным металлам пришли специальные металлизированные нитки, шнуры, шёлк, и вышивка стала называться золотным шитьём.

Металл для золотого шитья выделывали в тоненькую проволоку, этой проволокой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, либо шили прямо так. Металлическая нить очень хрупкая, протягивать её через ткань не просто, поэтому часто её просто выкладывали на лицевой стороне и прихватывали шёлком либо в тон, либо контрастной расцветки. Получались необыкновенной красоты переливающиеся картины.

Вышивали на дорогой плотной ткани. Это могли быть тафта, атлас, бархат, парча. Делалась такая вышивка также на замше и коже. Использовались жемчуг и драгоценные камни. Изделия получались очень дорогими. Те старинные работы, что сохранились до наших дней — это прежде всего различные церковные предметы, иконы, хоругви.

Сейчас золотное шитье стало светским видом рукоделия. Им украшают одежду, аксессуары, создают с его помощью картины. Хотя большинство золотошвейных мастерских находятся по-прежнему при монастырях.

Теперь используются металлизированные нити фабричного производства, они уже не такие хрупкие. Но техника вышивки осталась прежней. Основная нить выкладывается по узору и прихватывается вспомогательной нитью. Узор может быть объёмным. Для этого под металлизированную нить делают подложку из картона, кожи или сукна. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, стразами и пайетками.

Работа золотошвеек в прежние времена ценилась очень дорого. Это своего рода искусство, требующее большого внимания и аккуратности. В наши дни золотное шитьё — один из самых сложных видов рукоделия. Существуют даже специальные обучающие курсы. Но освоить азы этого мастерства можно и самостоятельно. Всё в наших руках!

Особенности шитья золотом

Прежде чем перейти к технологии создания вышивки золотом, давайте сначала познакомимся с ее историей. Вкратце, она гласит, что первенство в создании золотых узоров с помощью шитья завоевала Фригия. Данная страна существовала в X-VIII вв. до н.э. и располагалась на территории Малой Азии. Так же любили такой вид искусства в Древней Греции, Западной Европе и Древней Руси. Шитьем украшали предметы культа, светскую одежду, головные уборы и различные предметы интерьера. Орнамент и рисунок выбирался исходя из традиций и моды присущей той эпохе и народности, где создавался шедевр.

Теперь рассмотрим набор инструментов. Это важный момент для желающих не просто ознакомиться с данным видом рукоделия, но и попробовать воссоздать его.

· Иглы (набор с различием в длине и толщине);

· Витейка (спасает нить от потускнения и деформации в процессе шитья);

· Пяльца (вид и размер выбирается исходя из заданного заранее);

· Ткань (основная и подкладная);

Как только Вы запаслись всем необходимым, начнем готовиться к процессу шитья. Для начала, определитесь с рисунком, выбранный вариант изобразите на бумаге.

Подкладную ткань свободно запяльте в пяльца, а основную пришейте к ней мелкими стежками, избегая прекосов. После этого туго натяните материал в пяльцах.

Перенесите рисунок на ткань и займитесь подготовкой нитей. Намотайте золотую нить на витейку, а хлопчатобумажные или другого вида нитки – шелк, лен, подберите под цвет имеющегося у вас золота.

А теперь приступим к шитью золотом. Закрепляем нити таким образом, что бы в процессе шитья витейка находилась на лицевой стороне, а прикрепляющая нить, имея на конце иглу, свободно курсировала.(Рис. 1) Работать Вам придется одновременно двумя руками, так что старайтесь привыкнуть.

Так как подбор рисунка происходил заранее, то и способ его осуществления в шитье тоже должен быть уже обдуман. Если нет, то самое время задуматься какими видами стежков Вы будете работать. Для тех, кто запутался в выборе или забыл, памятка на рисунке 2.

Ну, а сейчас разберемся непосредственно с техникой шитья золотом. Уже понятно, что металлическая нить протыкать ткань будет только дважды за всю работу. В начале, закрепляя нить с изнаночной стороны, и в конце – с той же целью. Для лучшего прохождения золотой нити через ткань, воспользуйтесь шилом и сделайте небольшое отверстие в ткани.

Основные приемы золотой вышивки:

Литой шов – это разновидность гладкого вида. Его суть исполнения заключается в том, чтобы закрепить сверху и снизу параллельные ряды полос золотой нити. Так игла с крепежной нитью захватывает золотую нить появляясь с права от нее и слегка утягивает ее на изнаночную сторону, возвращаясь с левой стороны в туже дырочку. Обратите внимание, изнаночная сторона образует своеобразную восьмерку. Такой эффект получается благодаря движению иглы слева на право.

У шва «в раскол» аналогичная техника выполнения. Отличается она от литого наличием расколов, которые образуют в узоре рельеф. Такую технику обычно применяют для заполнения целых форм в рисунке. На линии раскола золотая нить переламывается и утягивается нитью прикрепа на изнанку.

Шов «в прикреп», хоть и похож на предыдущие, но все же отличается. Например, от шва «в раскол» его различием будет отсутствие утягивания золотой нити и оставление ее на поверхности. Последовательность его выполнения: закрепите золотой стежок, как на литом шве, а позже выполните прикреп в нужном Вам месте.

На рисунке 3 можно рассмотреть детали исполнения швов в случаях непонимания процесса исполнения, а на следующем, 4 и 5 рисунке, я оставлю изображения других видов швов.

Оцените статью