Золотное шитье. История
Золотные нити
В истории золотого и золотного шитья практиковалось несколько технологических приемов изготовления нити. Самые древние нити – волоченные, из золота и серебра. Для их создания металл расплющивали молотом в тонкие листы, которые пропускали между двумя валами для придания большей гибкости и мягкости. Затем эти листы разрезали на узкие полосы, которые проволакивали через всё более уменьшающиеся отверстия и постепенно вытягивали до толщины волоса. Золотые нити могли быть в сечении круглыми («волока») или гранеными («волока», «грань»), а также плоскими («бить»).
1.Схема золотной нити из круглой проволоки накрученной на шелковую основу. 2.Схема золотной нити из фольги, накрученной на шелковую основу.
В XII веке было известно изготовление сложной нити, состоящей из шелковой нитки, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Другие разновидности сложных нитей создавали из металлической и шелковой или льняной нитей. Их, в зависимости от металлической составляющей, называли «золотными» (золото и серебро) или «мишурными» ( позолоченные или посеребрянные из меди, медно-цинкового сплава, олова, железа).
Дно сборника. XVIII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями, битью и шнуром.
Оплечье фелони. Деталь. XVII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями в прикреп по черному бархату.
Пелена подвесная. Деталь. XVII в. Шитье золотными, серебряными и шелковыми прядеными нитями.
В торговых книгах XVII века золотные нити упоминались под названием «полузолотье». Сканую нить изготавливали, навивая волоченную нить на крашеную шелковую. Накручивали с просветами, так что основа оставалась видной, отчего скань называли еще «редко спряденным золотом». Цветовой оттенок такой нити зависел от цвета основы. Чаще всего для нее использовали желтый шелк, чтобы нить напоминала золото, но основа могла быть и другого цвета. У Пряденой нити на шелковую или льняную основу навивали волоченную нить или бить так, чтобы просветов не было, отсюда ее другое название – «круто спряденное золото».
Кокошник, затылочная часть. XIX в. Владимирская губерния. Шитье золотными прядеными нитями, битью и шнуром.
Золотое шитье в прикреп и на проем золотными прядеными нитями. Мундир обер-камергера 1-го класса, парадный, черного сукна. Конец XIX в.
Во второй половине XVIII века при изготовлении золотных ниток в употреблении появилась хлопчатобумажная нить желтого цвета. Золотые и серебряные нити много веков привозили на Русь в основном с Востока, и лишь в начале XVII века в Москве при дворе впервые было заведено производство их и канители немецкими мастерами, а чуть позже появились русские волочильщики. В торговле золотные нити, как и драгоценные металлы, измерялись старинной мерой «литрой» (1 литра – около 307 г) и золотниками (1 золотник – около 4,3 г). Пряденое золото и серебро при продаже измерялось также цевками (1 цевка составляла около 25,6 г).
Канитель, трунцал, фольга, блестки
К важным материалам золотошвейного дела относились канитель, трунцал, фольга, блестки. Производство всех этих материалов достигало больших размеров на рубеже XIX-XX веков. Согласно списку фабрик и заводов Российской империи, составленному Отделом промышленности в 1910-е годы, только в Москве насчитывалось восемь фабрик, выпускающих эту продукцию, на которых работало около 1000 рабочих.
Канитель – тонкая проволока, туго скрученная в виде спирали. В работе канитель нарезали на кусочки, продевали иголку с ниткой вдоль оси спирали и пришивали ее к ткани. Канитель в сечении бывала круглой, овальной или другой формы. Ее использовали и как основной материал для выполнения орнамента, и в качестве обводки контура узора. Канитель выделывали из золота, серебра или мишуры: гладкую или граненую, матовую или блестящую, иногда цветную. Особенно часто канитель применяли в шитье в XVIII-XIX веках.
Фелонь. Деталь. Первая половина XVIII в. Шитье серебряными прядеными нитями, битью, канителью, металлическими блестками в прикреп и на проем по красному бархату.
Трунцал (струнцал) — декоративный материал из упругой металлической (золотой, серебряной, мишурной) проволоки, которая туго навивалась на шелковую нить, составляя с ней одно целое. Обычно трунцал, круглый в сечении, в диаметре бывал до 2-3 мм. Его употребляли чаще всего для создания контура шитых золотом орнаментов. На рубеже XIX-XX веков в селе Чернуха Нижегородской губернии длинный отрезок трунцала в виде металлической нити, навитой на черную шелковую нить с проемами, использовали в качестве украшения «витейки».
Фольга — очень тонкий лист металла (золота, серебра, меди, медно-цинкового сплава, олова). При ручном производстве золотобит для получения фольги разбивал молотком вылитые из золота прутья, проволакивал их между двумя стальными валами и разрезал на небольшие плитки. Эти плитки он по нескольку раз помещал между пергаментными листами, потом – между кусками тонкой кожицы из бычьих кишок и, наконец, разбивал в листовое золото на гладком камне до необходимой тонкости. Оловобит разбивал молотом олово в тонкие листки без этапа плющенья металла между валами. Для яркости фольгу из мишурного материала золотили, серебрили или окрашивали цветной краской. Фольга очень разнообразила расцвечивала золотное шитье; ее прикрепляли к ткани шелковой или золотой нитью, а также канителью. В XVIII-XIX веках ее широко употребляли в народном шитье.
Епанечка. XIX в. Шитье золотными прядеными нитями и блестками.
Блестки – маленькие кружочки с отверстием посередине для пришивания (более древние блестки имели чуть выпуклую форму). Их изготавливали из золота, серебра, мишуры, цветной фольги, зеркального или разноцветного стекла. Стеклянные и зеркальные блестки были круглыми, овальными, трехгранными, квадратными, в виде звезды и полумесяца. Металлические блестки имели преимущественно круглую форму. Блесточник в работе использовал ровную гладкую наковальню и штемпель с гладкой рабочей частью. Из навитой спиралью медной проволоки он нарезал колечки, клал их на наковальню и расплющивал штемпелем. Узорчатые блестки еще выбивали по краям особенной высечкой, например, звездообразной. Блестки прикрепляли на ткань шелком, бисером, жемчугом и канителью. Довольно активное использование блесток началось в XVII веке, а в XVIII столетии они вошли в широкое употребление: иногда фон ткани между узором шитья весь заполнялся блестками, что в письменных источниках носило название «шитья блестками насыпью».
Фрагмент шитья золотными, серебряными, прядеными нитями, канителью и блестками. XVII в.
Золотое шитье в прикреп золотными прядеными нитями и блестками по малиновому бархату. Костюм женский праздничный. Первая половина XIX в.
Золотое шитье в прикреп золотными, серебряными нитями и металлическими блестками. Деталь оплечья. Конец XVII в.
Источник: Мадлевская Е.Л. «Русские народные украшения»
ООО «Бослен», 2016.
Вышивка золотом и золотыми нитями
Золотное шитье долгое время относилось к одному из самых дорогих видов вышивки, которую использовали для украшения одежд монархов и главенства церкви, а также ряда предметов, требующихся для религиозных обрядов.
Сегодня появились материалы, имитирующие драгоценные металлы, из которых и создавались тончайшие золотые нити, но при этом стоимость их значительно ниже. В связи с этим золотное шитье, которым ранее занимались избранные мастерицы, профессионализм которых сводил к минимуму риск порчи нитей, сейчас стало доступно всем желающим и превратилось в изысканное хобби.
- Статья
- Советы
- Сервисы
- Материалы
Что такое золотная вышивка
Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа.
Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.
На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.
Обучались золотошвейки и для княжеского дома. В их обязанности входило расшивание царской одежды. На обучение мастерицы уходило до 7 лет.
Необходимые материалы и подготовка к работе
Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.
- Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
- Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
- Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.
- Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
- Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше. Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
- Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.
Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.
Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.
Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.
Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.
Особенности шитья золотом
Прежде чем перейти к технологии создания вышивки золотом, давайте сначала познакомимся с ее историей. Вкратце, она гласит, что первенство в создании золотых узоров с помощью шитья завоевала Фригия. Данная страна существовала в X-VIII вв. до н.э. и располагалась на территории Малой Азии. Так же любили такой вид искусства в Древней Греции, Западной Европе и Древней Руси. Шитьем украшали предметы культа, светскую одежду, головные уборы и различные предметы интерьера. Орнамент и рисунок выбирался исходя из традиций и моды присущей той эпохе и народности, где создавался шедевр.
Теперь рассмотрим набор инструментов. Это важный момент для желающих не просто ознакомиться с данным видом рукоделия, но и попробовать воссоздать его.
· Иглы (набор с различием в длине и толщине);
· Витейка (спасает нить от потускнения и деформации в процессе шитья);
· Пяльца (вид и размер выбирается исходя из заданного заранее);
· Ткань (основная и подкладная);
Как только Вы запаслись всем необходимым, начнем готовиться к процессу шитья. Для начала, определитесь с рисунком, выбранный вариант изобразите на бумаге.
Подкладную ткань свободно запяльте в пяльца, а основную пришейте к ней мелкими стежками, избегая прекосов. После этого туго натяните материал в пяльцах.
Перенесите рисунок на ткань и займитесь подготовкой нитей. Намотайте золотую нить на витейку, а хлопчатобумажные или другого вида нитки – шелк, лен, подберите под цвет имеющегося у вас золота.
А теперь приступим к шитью золотом. Закрепляем нити таким образом, что бы в процессе шитья витейка находилась на лицевой стороне, а прикрепляющая нить, имея на конце иглу, свободно курсировала.(Рис. 1) Работать Вам придется одновременно двумя руками, так что старайтесь привыкнуть.
Так как подбор рисунка происходил заранее, то и способ его осуществления в шитье тоже должен быть уже обдуман. Если нет, то самое время задуматься какими видами стежков Вы будете работать. Для тех, кто запутался в выборе или забыл, памятка на рисунке 2.
Ну, а сейчас разберемся непосредственно с техникой шитья золотом. Уже понятно, что металлическая нить протыкать ткань будет только дважды за всю работу. В начале, закрепляя нить с изнаночной стороны, и в конце – с той же целью. Для лучшего прохождения золотой нити через ткань, воспользуйтесь шилом и сделайте небольшое отверстие в ткани.
Основные приемы золотой вышивки:
Литой шов – это разновидность гладкого вида. Его суть исполнения заключается в том, чтобы закрепить сверху и снизу параллельные ряды полос золотой нити. Так игла с крепежной нитью захватывает золотую нить появляясь с права от нее и слегка утягивает ее на изнаночную сторону, возвращаясь с левой стороны в туже дырочку. Обратите внимание, изнаночная сторона образует своеобразную восьмерку. Такой эффект получается благодаря движению иглы слева на право.
У шва «в раскол» аналогичная техника выполнения. Отличается она от литого наличием расколов, которые образуют в узоре рельеф. Такую технику обычно применяют для заполнения целых форм в рисунке. На линии раскола золотая нить переламывается и утягивается нитью прикрепа на изнанку.
Шов «в прикреп», хоть и похож на предыдущие, но все же отличается. Например, от шва «в раскол» его различием будет отсутствие утягивания золотой нити и оставление ее на поверхности. Последовательность его выполнения: закрепите золотой стежок, как на литом шве, а позже выполните прикреп в нужном Вам месте.
На рисунке 3 можно рассмотреть детали исполнения швов в случаях непонимания процесса исполнения, а на следующем, 4 и 5 рисунке, я оставлю изображения других видов швов.