Чувашский орнамент шаблоны для вышивки

«Чувашская вышивка»

Автор(ы) Каликова Мария, 6-б класс
Возраст 10—11 лет
Учебное заведение МБОУ «Гимназия №1″г. Чебоксары, Чувашская республика
Материалы офисная бумага

Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой — сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, —
Ты будешь жить во мне, моя Россия,
Пока живет Чувашия в тебе. (Лидия Кубашина)
Моя родина – Чувашия. Ее образно называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Я хочу познакомить вас с чувашской национальной вышивкой. Фрагмент вышивки я выполнила в технике квиллинг.

Распечатала цветную фотографию, наложила на нее кальку и стала заполнять деталями рисунок.

Работа почти готова, около 300 деталей пришлось мне накрутить. А сколько стежков пришлось сделать неизвестной вышивальщице, чтобы выполнить этот узор!

Вот он какой! Этому фрагменту обрядового (свадебного) покрывала более двух веков! Нитки выцвели, потерлись, ткань истлела от времени, но тем не менее узоры поражают взгляд изяществом и красотой, ювелирностью исполнения.

Чувашские мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой. А учились вышивать с пяти-шестилетнего возраста. К 12-14 годам девушки , освоив секреты мастерства, многообразие техники, становились прекрасными вышивальщицами. Каждый узор таил в себе символы, которые оберегали человека от болезней, несчастий. На этих фотографиях нагрудные вышивки-обереги.

Чудесной вышивкой украшалась одежда, особенно свадебная. Это набедренные украшения, пояса.

Это покрывала невесты. Невозможно найти одинаковый узор на вышитых изделиях, ведь символов, которые вышивала мастерица, много, и комбинировать их можно по-разному.

Вот некоторые из символов.

На Заливе — самом красивом месте нашего города- есть памятник с чувашскими символами. Гости столицы с любопытством разглядывают их, потом спешат купить салфеточки с этими узорами, пытаясь угадать, что же зашифровала вышивальщица в своем изделии.

Художники и мастера бережно сохраняют, творчески используют и развивают старинное искусство чувашской вышивки. Фирма художественных промыслов «Паха тере» ( что в переводе на русский язык означает»чудесный, качественный узор»), производит изделия с ручной и машинной национальной вышивкой: мужскую и женскую национальную одежду (блузы, платья, фартуки, головные повязки, косоворотки, шупары и др.), плоскостные изделия (дорожки, занавески, жениховые платки, настольники, скатерти, полотенца).

Деятельность фирмы художественных промыслов «Паха тере» связана с именем Е.И.Ефремовой (1914-2000), заслуженным художником РСФСР, работавшей над возрождением национальной вышивки в 1930-80-ые г.г. В настоящее время художником по вышивке является А.В.Андреева, представлявшая это искусство в России, Санта-Фе США, (2008), Японии (2009

Я попробовала вышить некоторые чувашские символы. Сложно! Преклоняюсь перед мастерством чувашских вышивальщиц!Они сумели сохранить и возродить искусство вышивки. Чувашская вышивка жива!

Закончу свою работу стихами чувашского народного поэта Петра Хузангая:

Приглашение в Чувашию

Знаете ли Вы страну такую,
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют –
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник – от души ликуют,
Коль работа — гору дай любую!
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам — и я готов
Это все проверить с вами вместе.

Все фотографии сделаны мной.

Использованная литература: книга «Чувашское народное искусство» Чебоксары,Чувашское книжное издательство 1981г.

Молодчина! Очень впечатлила твоя вышивка!

Спасибо! Так трудно вышивать!

Отличное исполнение!!Работа замечательная!Но фото загруженные из интернета необходимо загружать вторым способом, чтобы не нарушать авторские права.

Спасибо! Я пыталась указать использованную литературу, но вылезли какие-то знаки, убрала. А теперь не могу изменить запись. Фото 8,9 сделала в кабинете чувашского языка, фото 10- когда гуляла на Заливе.Фото 5-7, 11, 12 пересняла из книги «Чувашское народное искусство» Чувашского книжного издательства 1981г.

Пожалуйста, подскажите, как внести изменения в работу: дописать или добавить фото?

Прошу прощения, что задержались с ответом.Не было связи. «Изминить» вроде бы на месте. У Вас по прежнему не получается?

Да, по-прежнему нет наверху моей конкурсной работы слов «Изменить» и «Просмотр», поэтому не могу внести изменения в работу. Что делать?

Мария, очень здорово! Вышивка с этими зашифрованными знаками, пожеланиями, оберегами — это так интересно! Как будто читаешь послание из прошлого. Такую интересную тему ты выбрала. Работа получилась замечательной!

Я прямо в конце конкурсной работы пишу: Все фотографии мои собственные, сделанные мной там-то. Объяснения про фотографии внеси в саму конкурсную страницу, отступи немного после финального стихотворения. И ещё напиши, что использовала такую-то литературу или другие источники. И не обязательно, чтобы ссылки были активными, просто впечатай название книги с указанием автора или адрес сайта, откуда брала информацию Если будет время и желание, загляни на мои конкурсные страницы, посмотри в самом конце конкурсных страниц
Узбекская абровая ткань
Узбекская тюбетейка

Если всё таки есть не твои фотографии, то их надо загружать последними в разделе Историческая часть на конкурсной странице.

Если что-то не получается, напиши свой вопрос или просьбу о помощи кому-то из помощников сайта личным сообщением, мне всегда помогают советом. Хочу, чтобы твою работу по достоинству оценили и не сняли с конкурса из за оформления!

Победы тебе на конкурсе!

Презентация «Чувашский орнамент»

Уляхина Екатерина
Презентация «Чувашский орнамент»

Презентация «Чувашский орнамент» к НОД «Чувашский оберег«

рассматривание орнамента на примере чувашкой национальной вышивки

узор чувашского орнамента состоит из полос, зигзагов, квадратов, треугольников, прямоугольников, крестиков, а также могут использоваться небольшие круги и овалы

чувашский орнамент прорисовывается черным цветом, который обозначает цвет Земли, добра. Далее рисунок заполняется красками.

Палитра чувашского орнамента:

красный цвет символизирует — счастье, жизнь, любовь и отвагу;

зеленый цвет — цвет природы, растительного мира;

желтый — цвет Солнца, дарующее жизнь всему на Земле;

голубой — символизирует свод неба;

белый — признак чистоты, правдивости и мудрости

Оберег служил не просто украшением, которое носили в старину чуваши, но и служил защитой от злых духов, оберегал от зла.

символы и обозначения

люди никогда не делали обереги самим себе, а дарили близким людям или несли на ярмарку. На ярмарке каждый старался как можно больше о своей поделке, чтобы оберег захотели купить, рассказывали, из чего он сделан, и что на нем изображено, чем он может быть полезен человеку.

Прикреплённые файлы:

chuvashskii-ornament_4gn2h.pptx | 2921,23 Кб

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Сложи якутский орнамент» Все мы знаем: без игры не может быть полноценного умственного развития. Именно через игру маленький человек постигает окружающий мир.

Дидактическая игра «Продолжи мордовский орнамент» Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических.

Игра для для детей старшего дошкольного возраста «Выложи орнамент» Программное содержание: 1. Учить детей создавать не сложный орнамент, из геометрических фигур. 2. Учить детей красиво подбирать цвета для.

Книжка-раскраска «Рисуем орнамент по клеточкам» Составила :Равкова Марина Викторовна. Воспитатель детского сада первой квалификационной категории. Г. Тогучин НСО 2015год Книжка –раскраска.

Конспект НОД «Орнамент — узор, украшение» в старшей логопедической группе Цель: Расширить знания детей о народном декоративно — прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно – образовательные: 1. Учить отвечать на.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.

Презентация «Три Спаса» Августовские Спасы Вот и август. И не просто август, а практически добрая его половина уже позади. Солнышко быстро красным шариком катится.

В Каменск-Уральске отметили национальный чувашский праздник В Каменск-Уральске отметили национальный чувашский праздник. Старшая группа «Б» детского сада №59, поздравила клуб чувашской культуры с.

Загадки и презентация про ежа 38 загадок про ежа *** Нам нужны иголки для шитья. А кому нужны иголки для житья? (ёж) *** Ползун ползёт, иглы везёт. (ёж) *** Безобидный.

Презентация «Знакомьтесь — Lapbook» Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, — это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками,.

Чувашская вышивка

За вас, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Я возвышаю голос свой:
Вам пережить века дано!
В душе таить не должен я
То, чем взволнован так сейчас.
Чувашской вышивкой, друзья,
Вы любовались ли хоть раз?
Петр Хусанкай

Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Еще издревле чувашские женщины украшали одежду и обиходные предметы (скатерти, салфетки и т.д.) вышивкой. Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. Материалом для вышивания являлся белый холст (конопляный, льняной).

Для чуваш изготовление холста являлось основным занятием после сельскохозяйственных работ, которое давало возможность одевать семью: ведь фабричных тканей в те далекие годы купить было невозможно, а часто и не на что. Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи женщин (правда, хрупкими их отнюдь не назовешь). Весной в полях сеяли лен. Через пару недель появлялись первые ростки. Цветение льна удивительно красивое зрелище: поле, словно покрыто голубым ковром.

Как только созревают коробочки с семенами, лен выдергивают с корнем, связывают в снопы и ставят их на просушку. Затем головки льна обмолачивают, полученное сырье топят в воде, наложив сверху камнем. Лен размачивали в дождевой воде и на росе. Недели через две лен вытаскивали из речки, сушили, мяли мялкой (доской), колотили трепалом, отделяли волокно от кострики, получали кудель. Кудель чесали щетками из жесткой щетины или железным гребнем, пока волокно льна или конопли не становилось мягким и шелковистым. После сортировки кудель скатывали в пучки. С наступлением длинных зимних вечеров для прядения льна девушки собирались на посиделки, а женщины в основном пряли дома. На посиделки приходили и парни, вместе пели песни, играли в различные игры.

Следующий этап — ткачество, которым тоже занимались женщины. В течение зимы пряли волокно из льна, конопли и шерсти. В марте нити льна и конопли золили в печи, держали в зольной щелочи в кадушках, наливали туда сыворотку из-под творога, клали сырые яйца. После этого мотки ниток полоскали, просушивали, располагая на воробы (ярăм йывăççи), перематывали на сновальни (сурекке), на мотовило (хутăр йывăççи) в виде палки длиною 80-100см, на концах которой устраивали короткие перекладинки или вставляли рогульки из сучка. Полученные мотки (хутăр) связывали особыми узлами и хранили до ткачества.

Качество ткани зависело от качества ниток. Девочки учились сначала прясть шерстяные нитки для грубого сукна (тăлă). Они шли на изготовление портянок, повседневных кафтанов, чапанов (аçам). Позже мастерицы начинали прясть тонкие нити, из которых ткали тонкие сукна. Шли они на пошив праздничных кафтанов (сăхман) и шуб. Из льна и конопли ткали холст разного качества: тонкий, ровный, сурпанный, портяночный и т. д.

На станке ткали холст разных сортов, но он еще не годился для пошива одежды. Его надо было отбелить. Процесс это очень интересный: моя мама рассказывала мне, про то, как она в детстве с подругами отбеливала полотно на весеннем снегу на холмах. Для этого сначала сотканный холст кипятили с золой, как и нитки, выдерживали в горячей печи, а затем расстилали на весеннем снегу для отбеливания под солнечными лучами. Отбеленный холст еще раз прополаскивали, сушили, а затем скатывали в рулон и расколачивали его колотушками на дуплянке. В конце весны по деревне раздавался громкий дробный звук. Это девушки с шутками и смехом колотили холст. Этот звук радовал всё селение — закончилась тяжелая и длительная работа. После этого холсты укладывались в çỷпçе и шупашки (короба, сундуки)). По мере необходимости куски полотна отрезали от рулонов для пошива одежды. У моей матери сохранился такой рулон холста: при замужестве она передала его мне.

Ткацкий станок — эти фотографии я сделала в с.Янтиково на чувашском национальном празднике Акатуй, посвященный окончанию весенне-полевых работ.

Искусству вышивания девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Каждая девушка готовила себе приданое, в комплект которого входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников. Например, к свадьбе девушка готовила покрывало невесты, платок жениха, свадебную подушку, головные повязки (масмак), набедренные украшения и множество полотенец. У богатых невест в приданом насчитывалось не менее ста рубах, большинство которых было украшено вышивкой. По качеству и количеству приданого определяли, насколько аккуратна и трудолюбива невеста, владеет ли она мастерством рукоделия. Одним из главных критериев мастерства было аккуратное выполнение швов с изнаночной стороны изделия: нельзя было оставлять узелков и концов ниток.

Вышивали шерстяными, льняными, шелковыми нитками. Толщина ниток для вышивания зависела от холста. Вышивальщицы сами красили пряжу: применяли разнообразные красители — плоды, цветы, листья, корни растений, кору деревьев, золу, сажу, глину и даже птичий помет. Основными цветами в старинных вышивках были мареновый (красный цвет разных оттенков), красный, черный, в небольшом количестве синий, зеленый и желтый.

Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.

Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.

Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника.

В узорах, символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа — птицы, звери, люди.

Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах также можно увидеть знаки, символизирующие их.

Наша мама умница — научила вышивать меня и невестку. Она, в свою очередь, училась у известной чувашской вышивальщицы, народного мастера России Евгении Жачевой. Материал для статьи я взяла из книги «Чувашская вышивка» под ее авторством. Книга будет полезной не только тем, кто хочет научиться азам чувашской вышивки, но и тем, кто интересуется историей чувашского народа. В ней очень много иллюстраций образцов старинного чувашского орнамента.

На всех фотографиях наши работы — матери, невесткины, мои.

Также при написании статьи использовала материал о чувашской вышивке с сайта учителя начальных классов Степановой Галины Владимировны

Читайте также:  Схемы русской народной вышивки крестиком
Оцените статью