Разработка урока «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства»
материал по технологии (5 класс) по теме
Краткая аннотация: данный урок составлен с использованием методических основ личностно-ориентированного обучения и ИКТ. Задачей обучения является развитие индивидуальности обучаемых. Во время урока реализуются принципы самоактуализации, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, приемы и методы педагогической поддержки. Ввод нового материала осуществляется с использованием таких форм, как беседа, практическая работа, просмотр презентации, самостоятельная работа по выполнению домашнего задания, изучение новых информационных технологий – работа на сайтах: http://www.stixy.com/; http://learningapps.org/myapps_teacher.php?action=class.
На сайте http://www.stixy.com/ учащимся было предложено принять участие в опросе при подготовке к уроку. На онлайн – доске я заранее составила вопросы, на которые девочки должны были дать письменные ответы. Отвечая на вопросы девочки редактировали доску. А что из этого получилось посмотрите сами пройдя по ссылке http://www.stixy.com/invitation/?token=bbfbb0b8309735348c325c833ec795590ef2065b
На сайте http://learningapps.org/myapps_teacher.php?action=class был создан «мой класс», где учащимся были присвоены индивидуальные логин – пароли, используя которые они могут выполнять домашние задания – закреплять пройденный материал, создавать свои приложения для подготовки к следующему уроку, или выполнять домашнюю работу.
Презентация к уроку построена таким образом, что к ней можно обратиться в любой момент урока. На уроке используется созданная с участием обучаемых выставка изделий и раздаточный материал.
Тема урока «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» 5 класс.
Обучение ведется по примерной программе основного общего образования по технологии, включающей Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004.
Разработка урока технологии в 5 классе «Вышивка»
Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства»
Цели урока:
Обучающая: Создать условия для усвоения новых знаний и формирования практических навыков. Совершенствовать навыки выполнения ручных швов. Разработать эскиз своей монограммы. Освоить технологию выполнения стебельчатого шва.
Развивающая: Прививать интерес к культуре и искусству России через ознакомление с историей вышивки и ее применением в народном и современном костюме. Способствовать развитию творческого мышления и художественного вкуса. Развивать сенсорные и моторные навыки. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Воспитательная: Формировать творческую активность, самостоятельность, коммуникативность.
Содержимое разработки
Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства»
Обучающая: Создать условия для усвоения новых знаний и формирования практических навыков. Совершенствовать навыки выполнения ручных швов. Разработать эскиз своей монограммы. Освоить технологию выполнения стебельчатого шва.
Развивающая: Прививать интерес к культуре и искусству России через ознакомление с историей вышивки и ее применением в народном и современном костюме. Способствовать развитию творческого мышления и художественного вкуса. Развивать сенсорные и моторные навыки. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Воспитательная: Формировать творческую активность, самостоятельность, коммуникативность.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска, упражнения, самостоятельная работа.
Приемы: рассказ, демонстрация, объяснение, практическая работа, рефлексия, игровой момент.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль.
Межпредметные связи: история, изо, русский язык, информатика.
Цифровые образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
1.Организационный момент, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся.
3.Объяснение нового материала.
4. Вводный инструктаж и практическая работа.
5.Физкультминутка.
6. Закрепление.
7. Завершение урока, подведение итогов.
Орг.момент. Проверка готовности к уроку.
Демонстрация учащимся различных иллюстраций и готовых изделий, отделанных вышивкой, связанные крючком, хохломская роспись и другие.
Нравятся ли вам, ребята, эти изделия? (Дети дают утвердительные ответы)
Может быть, кому-нибудь известны названия техники выполнения этих изделий? (учащиеся дают ответы).
Эти изделия – образцы разных видов рукоделия. Многие из них можно назвать настоящими произведениями искусства. Выполнены они умелыми руками мастеров. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с одним очень распространенным и увлекательным видом рукоделия. Давайте прочитаем зашифрованное слово. Задание на доске: РОВСЫОСШРСССИОРВРОСКССОРРСРРОАО
Подсказка: необходимо вычеркнуть буквы Р, С, О. (ВЫШИВКА)
Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о вышивке и будем учиться выполнять некоторые виды швов.
А что такое вышивка? (декоративно-прикладное искусство, где узор выполняется вручную)
Какие виды вышивки вы знаете? (гладью, крестом, бисером, лентами)
Для чего нужна вышивка? (для развития творческих способностей, мелкой моторики, внимания, усидчивости, терпения)
Объяснение нового материала.
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. Вышивка – способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Свидетельством того, что вышивка – древнейший вид рукоделия, служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до нашей эры, на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах.
Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей. В курганах IX – XII веков археологи часто находят элементы древней одежды, украшенной сверкающим золотым узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют великолепием и безупречным выполнением узора.
В коллекциях музеев Москвы, Сергиева Посада, Санкт- Петербурга, Торжка собраны произведения древнерусского шитья, занимающего особое место в ряду других русских вышивок. По своим приемам и изобразительным средствам древнерусское шитье приближается к искусству древнерусской живописи и справедливо называется «живописью иглой».
На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами.
Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Владение мастерством вышивки высоко ценилось в старину. По древнему обычаю все женщины на Руси должны были уметь вышивать. Долгими зимними вечерами, при неясном свете лучины, под тихое пение выводили мастерицы прекрасные затейливые узоры, поражающие и сейчас нас своим изяществом, красотой и задушевностью.
С семи – восьми лет готовили себе приданое, вышивали одежду, столешники, полотенца для себя и в подарок будущей родне. Мастерство и умение росли с каждым годом. Большим уважением во все времена пользовалась девушка, умеющая искусно вышивать, ткать, плести кружево.
Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения.
Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.
Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе — жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах – крёстным.
В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили особенности вышивки своей местности, постоянно пополняли и развивали ее. Русская вышивка очень многообразна и по характеру узоров, и по приемам изготовления этих узоров. Практически в каждой области имелись свои, только здесь распространенные приемы вышивки, цветовые решения, орнаменты. Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, делятся на две большие группы:
— к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;
— ко второй группе — по свободному, заранее нарисованному контуру.
Швы первой группы называют счетными, швы второй группы — свободными.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент, растениям и животным здесь придаются геометрические формы.
Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять пока самые простые швы. Затем, с каждым занятием, будем выполнять все более сложные. Но начинать работу мы не можем без инструментов и материалов. Как вы думаете, что нам нужно для практической работы? (учащиеся дают ответы)
Для выполнения вышивки необходимы материалы, инструменты и приспособления.
Материалы: ткань для свободных вышивок –хлопок или лён, белые или гладкокрашенные. При выполнении счетных вышивок нужны ткани с полотняным переплетением. Для вышивания крестом используют канву. Нитки для вышивания — мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.
Инструменты для вышивания: пяльцы, ножницы и иглы.
Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец – держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами — для подрезания ниток, и большие – для раскроя.
Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы №1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы №2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы №6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.
Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька. Для перевода рисунка на ткань при выполнении свободных вышивок используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.
Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов, мы можем приступать к выполнению практической работы.
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Вводный инструктаж и практическая работа.
Труд – дело очень важное,
Правила должны вы знать,
Безопасность соблюдать!
Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с иглой, ножницами.
Подготовка к вышивке. Выполнение простейших швов. Демонстрация учителем приемов выполнения швов.
Шов «вперед иголку» выполняют по прямой или изогнутой линии движением иглы справа налево. Это ряд прямых стежков, видимой нитки и пропусков одной длины. Длина стежка может быть разной.
Стебельчатый шов или иначе «назад иголка» – это один из элементарных швов, который задействован при вышивании гладью.
Тамбурный шов используют в декоративных целях. Им очень хорошо вышивать сердцевины цветков или выводить контурные линии рисунка. Используется он и в качестве элемента заполнения пространства узора.
С каким видом рукоделия вы познакомились на уроке?
Назовите нитки для вышивания.
Выполните карточки-задания
Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии, длину стежка, общий вид выполненной вышивки.
Выставление отметок.
Сегодня на уроке мы познакомились с одним из очень распространенных видов рукоделия. Надеюсь, многие из вас в дальнейшем на наших уроках выполнят свои изделия и украсят их вышивкой. А потом, возможно, вы будете делать подарки своим мамам, бабушкам своими руками с применением вышивки. Удачи в творчестве!
Урок технологии в 5 классе Вышивка как вид декоративно — прикладного искусства
Урок в 5 классе
Вышивка как вид декоративно прикладного искусства.
Познакомить учащихся с историей вышивки орнаментов, композицией построения узора.
Учить самостоятельной работе с информацией и её подачей в форме презентации
Способствовать формированию умения синтезировать, обобщать, выделять главное.
Развивать навыки работы с текстом учебника
Развивать умения работать с компьютером
Способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности
Проверка работы комп. техники установленной у уч-ся.
Приветствие. Эмоциональный настрой на урок
Сл. №1 солнышко Пусть на уроке вам будет спокойно, комфортно успешно
Постановка учебной задачи, мотивация изучения материала.
Мы сегодня с вами приступаем к изучению нового раздела в курсе технологии «Художественные ремёсла»,
? С какими видами декоративно – прикладного искусства вы уже знакомы.(примеры)
а вот с темой нашего урока давайте определимся вместе
Уч-ся представлен видео ряд с иллюстрациями использование вышивки в народных костюмах, предметах быта, современных предметах интерьера и современной одежде.(на фоне музыки)
? классу – Как бы вы назвали тему урока? Вышивка как вид декоративно – прикладного искусства.
? – классу — Какую учебную задачу вы могли бы для себя поставить?
Узнать о разных видах вышивки, научиться вышивать узоры
Искусство вышивки в народных традициях и современности
Композиция и средства композиции
Практическая работа. Создание эскиза.
? кл – На основе своего опыта попробуйте дать определение, что такое вышивка?
Вышивка – старинный и самый распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Это искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей.
Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших всё ценное.
Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы , подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
? – классу. Как вы думаете, сегодня имея возможность купить любую вещь в магазине нужно ли знать о столь древнем искусстве как вышивка? (История нашего народа, особенные неповторимые вещи, украшение быта, удовольствие занятия рукоделием)
Этап усвоения новых знаний.
Такой вид декоративно – прикладного искусства как вышивка несёт в себе вековые традиции народа, но и одновременно является очень современным искусством. Мы видим, как обильно украшены вышивкой сарафаны, понёвы и фартуки русских мастериц, и как красивы и изящны вышивки украшающие платья современных модниц. Все традиционные праздник сопровождали предметы на которых вышитые сюжеты несли очень серьёзный смыл. А сегодня мы с удовольствием вышиваем, что чтобы сделать свои вещи неповторимыми.
Чтобы вышивка получилась правильной и действительно украшала вещь необходимо знать самые главные законы и правила декоративно – прикладного искусства. С ними вы уже знакомились на уроках изо.
Я предлагаю вспомнить главный из них поработав в учебнике
Главный закон: Композиция стр.156 1-2 обз.
Средства композиции: Ритм, стр.158 2 обз Симметрия и асимметрия,стр.158. последний обз.
цвет (примеры на слайде)
? классу на слайде вы видите несколько изображений. Попробуйте сгруппировать их по какому либо признаку. Прокомментируйте
Найдите в тексте учебника определение, что такое Орнамент стр.161параграф26
Посмотрите на орнамент внимательней. Какое средство композиции его формирует?
Какую закономерность можно наблюдать (Ритмичное чередование элементов)
Выделите на слайде элемент каждого из орнаментов (работа у доски)
Раппорт узора определение в тетрадь
Сейчас вы подробнее узнаете об орнаментах в традиционной русской вышивке с которыми мы уже поработали..
Перед вами стоит задача не просто послушать подготовленные сообщения, но и запомнить виды орнаментов , увидеть чередование элементов и выделить раппорт вышивки
Геометрический (Боброва А.)
Растительный (Городилова Ю.)
Обережный (Николаева С.)
? классу с какими видами орнамента вы познакомились
? классу Не встречалась ли вам информация какая вышивка украшала одежду детей?
Ответ на вопрос найдёте на 164 стр учебника
Подведём итоги 1 части нашего урока.
Какую задачу ставили (на слайде план урока) Достигли ?
На второй части нашего урока мы продолжим работу и попробуем применить полученные знания на практике
Какие новые знания станут основой для дальнейшей работы. (узнали о вышивке, разных орнаментах и правилах создания вышивки). Но мне хотелось бы вас познакомить ещё с одним видом вышивки:
На одежде особенно малышей вы наверное встречали такую вышивку (на слайде метка)
? классу Что вышито и что это значит?
(На слайде монограмма) ? кл в чём отличие?
Такая вышивка называется монограмма – Вязь (сплетение) первых букв имени и фамилии.
Служит украшением (шапочка, платок, костюм). Свадебные монограммы
Она так же как и любая вышивка подчинена закону композиции
На слайде примеры монограмм ? классу определите какими средствами решена (растительный орнамент, симметрия и асимметрия, раппорт ) Важную роль играет цвет.
№ 4 практическая работа. Создание эскиза вышивки
Каждая группа получает памятки: работа на компьютере, алгоритм анализа работы
Эскиз вышивки на салфетке (геометрический орнамент)
Эскиз вышивки монограммы (растительный орнамент)
Эскиз вышивки по низу фартука (Обережный)
Групповая и индивидуальная работа по изготовлению эскиза
Выбор лучшего варианта из каждой группы, и анализ выполненной работы по памятке.
? кл – Какую цель мы перед собой ставили (возвращение к плану урока)
?кл — Чего достигли?
? кл – захотелось ли вам научиться вышивке?
Мы продолжим работу по этой теме на следующем уроке А для этого вам необходимо выполнить Д/З параграф 25 – 26. Вспомнить известные вам ручные швы, изученные в начальной школе
Прежде чем вы пойдёте на перемену, мне хотелось бы узнать с какими ощущениями вы уходите с урока. Для этого давайте составим орнамент из этих замечательных цветов, каждый из которых имеет своё значение.