Школьная Энциклопедия
Nav view search
Навигация
Искать
Изделия палехских художников
Подробности Категория: Палехская роспись Опубликовано 21.03.2019 16:57 Просмотров: 1683
Сувенирные изделия (шкатулки, ларцы, пасхальне яйца, подносы, портсигары), украшенные лаковой миниатюрной живописью, покупают во всем мире те, кто ценит настоящее народное искусство.
Называются эти сувениры коротко – Палех. Приобретая в подарок сувенир, украшенный тончайшей миниатюрной живописью, имеющей неповторимый своеобразный колорит народних сказок и былин, редко кто знает, что, собственно, означает слово Палех.
Палех – это название древнего российского села, расположенного неподалеку от Москвы в Ивановской области. Здесь еще с допетровских времен жители занимались художественной росписью.
Иконописцы из Палеха, чей стиль складывался на протяжении веков под влиянием иконописных школ Москвы, Ярославля, Новгорода, были известны по всей Руси. Особенно громкую славу приобрели палехские живописцы в конце XVIII – начале XIX века.
Они расписывали множество соборов и церквей по всей России. Среди их работ – иконы и настенные росписи в Московском Кремле (Грановитая палата), в храмах Новодевичьего монастыря в Подмосковье, в Троице-Сергиевой Лавре.
Но после Октябрьской революции 1917 г. в России мастера из Палеха лишились своего главного заказчика – российской православной церкви. Но палехские художники нашли новые формы для своего творчества. Народный художественный промысел Палеха не заглох, уйдя от иконописи. Напротив, с 1918 г. в его развитии начался новый этап, принесший Палеху небывалый расцвет и известность далеко за пределами России.
С 1918 г. в Палехе действует художественно-декоративная артель, занимающаяся росписью по дереву. Возглавили артель знаменитые впоследствии деятели искусств Иван Голиков и Александр Глазунов, которые определили дальнейшую тематику и направление палехской народной росписи.
С этого времени на палехских миниатюрах появляются новые сюжеты: сказочные, былинные богатыри, популярные исторические личности, сюжеты из народного быта, цветочные композиции, а также сюжеты, прославляющие героев Гражданской войны и новое советское общество. Даже эти явно заказные заангажированные сюжеты столь органично и естественно вписались в стиль Палеха, что дали новый толчок развитию народного промысла.
На художественно-промышленной выставке в Москве в 1923 г. работы палехских мастеров были награждены дипломом ІІ степени. С этого времени художники Палеха постепенно переходят от росписи по дереву к работе с новым материалом – папье-маше, с которым в России работали мастера лаковой миниатюры еще одного знаменитого народного промысла из села Федоскино.
На новый материал мастера Палеха перенесли свой традиционный художественный материал – темперу, а также напоминающую иконопись манеру живописи. И уже на Сельскохозяйственной выставке 1924 г. палехские миниатюры красовались на шкатулках, портсигарах, коробочках из папье-маше, выполненных для Кустарного музея.
Технология изготовления миниатюры и проста, и сложна одновременно. Сначала из бумаги, картона и клея изготавливается основа под роспись: подносы, шкатулки, коробки. На основу наносят несколько слоев лака, каждый раз тщательно просушивая в специальной печи. После такой подготовки приступают к росписи специальными красками, изготовленными по рецептам, которые каждый художник промысла хранит в тайне и передает по наследству ученикам.
Для изготовления красок применяют природные материалы: минералы, служащие пигментом (к примеру, красные глины, кадмий, сиену, волконскоит и др.), смешивают с водой, уксусом и яичным желтком. Кисти для работы изготавливают из беличьего меха.
Палехская школа росписи, как правило, отличается темным (чаще всего черным) фоном, на котором яркие краски узорчатой росписи выглядят как бы подсвеченными. Используется прописывание золотом. Художники прибегают к сложным многофигурным композициям, пропорции вытянутые, стиль, напоминающий иконописный, сохранился и в жанровых сценках, портретах, пейзажах.
Художники обыгрывают литературные и исторические сюжеты, фольклорные и бытовые сценки, цветочные композиции и пейзажи.
Остается добавить, что палехские мастера бережно хранят традиции промысла, воспитывая новые поколения талантливых художников.
С 1928 г. до нашего времени в Палехе действует профессиональная школа обучения. В разное время она называлась техникумом или училищем со сроком обучения от 4 до 5 лет. Сейчас школа называется Палехским художественным училищем им. М. Горького и по-прежнему готовит молодых талантливых мастеров росписи, идущих на смену знаменитым живописцам Палеха.
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №2, упр. 438, с. 42
Янв 21
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №2, упр. 438, с. 42
438. Используя синонимы из рамок и материалы упр. 390, 419, 424, 437, составьте 5—6 предложений на одну из данных тем.
• Произведение народного декоративного искусства (любое).
• Изделия палехских художников.
способный
даровитый
талантливый
удивительный
изумительный
необыкновенный
несказанный
Костяное кружево
Кости животных — один из первых материалов, который древний человек начал использовать в качестве основы для творчества. Первые декоративные украшения были просты, но с годами искусство резьбы по кости совершенствовалось. Из поколения в поколение передают народные умельцы свои знания, из века в век переходит традиция создания ажурного костяного кружева. Если ранее вы никогда не видели изделия, вырезанные из кости, то вы будете поражены тем, какие необыкновенные, невесомые с виду веера, удивительные статуэтки или изумительные шкатулки изготавливают мастера из неприглядного на вид материала. Только самые способные, даровитые и талантливые умельцы способны превратить кость в кружевное чудо, приковывающее взгляды. Долгие часы кропотливого труда создают хрупкую, почти прозрачную ткань узора.
Что такое «палех»
Слово «палех» во многих странах мира уже давно стало нарицательным. Под этим словом понимают произведения искусства палехских художников, создающих удивительные по красоте миниатюры на изделиях из папье-маше. На самом деле Палех – это посёлок, расположенный в Ивановской области. Население его всего около 6,5 тысяч человек, лишь десятая часть которых занимается росписью. Несмотря на это Палех известен не только на всю Россию, но и на весь мир.
Возникло это искусство ещё на Владимиро-Суздальской земле Древней Руси. Жители этих мест славились своим искусством иконописи. Позже по ряду причин некоторые мастера несколько отошли от религиозной темы, но не потеряли своё мастерство. Наравне с пейзажами и портретами продолжали создавать и иконы, а также расписывать церкви и храмы. Хотя и в наше время в сюжетах палехских миниатюр часто проскальзывает религиозно-церковная тема.
Все произведения палехских мастеров создаются вручную. Большинство из них уникальны или выпускаются в достаточно небольшом количестве. В то же время все изделия из Палеха имеют свой неповторимый художественный стиль, который невозможно спутать ни с каким другим. Художники Палеха, искусство которых передаётся из поколения в поколение уже несколько десятков лет, а то и веков, владеют особыми техниками, присущими только им одним. При этом творение каждого мастера уникально и неуловимым, видимым обычно лишь специалистами нюансом, отличается от творения другого мастера.
Производство лаковых миниатюр Палеха — трудоёмкий и длительный процесс даже для мастеров своего дела, занимающихся им не один год. Само папье-маше, на котором и пишут миниатюры, изготавливается из картона. Из него мастер нарезает полосы, которые намазывает мучным клейстером и наклеивает одна поверх другой на деревянную болванку.
После этого полуфабрикат зажимают специальным прессом. Спустя некоторое время получаются трубки, форма которых зависит от формы болванки. Заготовки высушивают, после чего пропитывают льняным маслом и снова сушат, но уже в печи, температура в которой около 120 градусов. После этого их грунтуют и шлифуют. Далее на поверхность заготовки наносят два-три слоя чёрного лака, а на внутреннюю сторону несколько слоёв масляного лака с киноварью (минерал красного цвета, состоящий преимущественно из ртути и серы). Поверх этих слоёв наносят ещё светлый лак, каждый слой которого просушивают в печи при определённой температуре. И лишь после этого художник может приступить к росписи изделия.
Краски Палехские художники изготавливают также по определённым рецептам. Считается, что эти уникальные способы дошли до наших времён из древней Руси и Византии. Краски также изготавливают вручную. В их состав входят различные минералы, вода, уксус и яичные желтки. Успешный результат работы во многом зависит от правильности их приготовления. Также для работы над миниатюрой палехские художники используют очень тонкие кисти из беличьей шерсти, которые часто изготавливаются самим мастером.
Для того, чтобы краска держалась на гладкой поверхности изделия и не смазывалась, поверхность обрабатывают пемзой, после чего на поверхность изделия карандашом наносят контуры рисунка. Иногда размер изображения настолько мал, что мастер даже прибегает к помощи лупы. Остаётся только удивляться, какой твёрдости руки и точности движений требует создание данного образца. После окончания росписи красками поверхность изделия сушат и на неё наносят ещё один слой лака.
После этого художник приступает к оформлению золотом и серебром. Золото для миниатюр применяют достаточно высокой 96 пробы. По окончании работы золото полируют с помощью агата. Бывает, что на роспись сложного изделия художник затрачивает несколько месяцев. Более простые изделия изготавливают за несколько дней.
По окончании работы мастер ещё семь-восемь раз покрывает поверхность лаком, полирует на специальном полировочном круге и далее шлифует уже вручную до исчезновения мельчайших царапин. Благодаря такому долгому и кропотливому процессу лаковая поверхность приобретает зеркальный блеск, а изображение особую насыщенность и глубину.
Наиболее известными изделиями мастеров Палеха являются шкатулки и ларцы различных форм и размеров. Также художники выполняют портреты, полиграфическую продукцию и иконы. Кроме того, мастера изготавливают на заказ лаковые панно, значки и другие сувениры. Произведения искусства из Палеха являются отличным подарком, их красоту и уникальность невозможно не оценить. Правда, и стоят они недёшево и доступны далеко не всем.
Основными темами произведений палехских художников остаются персонажи русских народных сказок, пейзажи неповторимой русской природы и фольклор. На миниатюрах можно увидеть как знаменитую русскую тройку или празднование Масленицы, так и сказочного Ивана-Царевича, а то и вовсе легко узнаваемую сцену из сказки. Отчасти поэтому произведения их неповторимы – ведь только русский человек может создать такие изображения.
Иногда художники вносят разнообразие в свой репертуар и приурочивают изображения к различным историческим событиям. Так, известны миниатюры со сценками сражений Великой Отечественной войны или связанные с полётами в космос. Описать красоту изделий палехских мастеров словами невозможно – миниатюры надо увидеть. Даже репродукции и открытки с репродукциями сюжетов, изображённых палехскими художниками, поражают, а оригинальные изделия просто великолепны.
Часто в изображениях, созданных палехскими мастерами, присутствуют религиозные сюжеты, церкви, соборы. Таким образом художники отдают дань предкам, которые были знаменитыми иконописцами. Также мастерами Палеха расписаны некоторые соборы. Так, например, роспись Крестовоздвиженского храма приписывают именно иконописцам из Палеха Беляеву и Вечерину. Ещё одной известной работой палехских мастеров является роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Эту роспись выполнили крестьяне Василий и Иван Белоусовы.
В прошлом веке художниками из Палеха были оформлены ещё несколько учреждений. Так, например, в 1936 году они расписали в ленинградском Дворце пионеров «Комнату сказок» и «Комнату М.Горького». Над этим проектом работали художники Буторин, Зубков и Дыдыкин. Также художники поучаствовали в оформлении детских учреждений в Иваново, Саратове, Ярославле и других городах страны.
Техника настенных росписей палехских художников походит на технику выполнения древних фресок. Краски для них они изготавливают практически так же, как и для росписи своих миниатюр, применяя смесь яичного желтка и уксуса.
В настоящее время мастера из Палеха продолжают заниматься росписью новых и восстанавливаемых церквей и соборов по всей России и других культурных сооружений. Мастерство палехских художников широко известно и признано во всём мире. Аналогов ему не существует ни в одной стране на нашей планете. У большинства иностранцев Россия ассоциируется именно с искусством палехских мастеров и их изделиями. Большинство из них, приезжая в нашу страну, пытаются купить их и увезти с собой на память о нашей стране величайшие произведения русского искусства из Палеха.