Как вышивать на трикотаже
Вышивка по трикотажу позволяет полностью изменить вещь, придав ей неповторимый вид. Украсить таким способом одежду достаточно просто, если знать основные приемы этого рукоделия. Для данной вышивки чаще всего применяется сочетание нескольких видов стежков, что позволяет сделать узор интересным и выразительным. Расшитая трикотажная одежда выглядит очень женственно и нарядно.
- Статья
- Советы
- Сервисы
- Материалы
Особенности вышивки по трикотажу
Главной особенностью этой вышивки является то, что она ведется на подвижной основе, которая тянется. Трикотаж эластичный, поэтому его нельзя устроить на пяльцах. Стежки надо класть так, чтобы они не стянули основу, но при этом не провисали. Для такой вышивки существует достаточно много приемов. Если хочется таким способом украсить вещь, освоить потребуется большинство из них.
Для работы используется игла с широким ушком, так как нитка, которой вышивают на трикотаже, нужна достаточно толстая. Обычно для работы используют шерсть или хлопок. Изнанка вышивки должна быть очень аккуратной, так как она будет на виду, если у вещи нет подкладки. При отсутствии опыта не следует сразу же браться за работу по трикотажному полотну.
Виды швов при вышивке на трикотаже
Одноцветные
Это традиционные вышивальные швы. Для работы по трикотажному полотну их немного модернизируют.
- Петельный. Ложится очень ровно и повторяет рисунок полотна. Может быть замкнутым, перекрещенным или прямым одинарным или двойным.
- Стебельчатый. Происходит от шва «назад иголку». Однако при нем игла выводится не перед предыдущим стежком, а на уровне его середины, и проходит над половиной уже сделанного стежка.
Многоцветные
Такие строчки обычно достаточно просты в исполнении, для них берут две или более цветных нитей. Для получения строчки стежки разных слоев выполняются нитями разного цвета.
- Волна. Простой и эффектный вариант. Делается строчка в технике «вперед иголка», после через стежки делают оплетение нитью иного цвета. При желании оплетение может быть двойным или даже тройным. Расстояние между стежками в первой основной строчке должно быть одинаковым.
- Многослойный козлик. При такой технике можно наложить друг на друга до 4 крестиков козлик с небольшим смещением каждого последующего относительно предыдущего. Таким образом, можно использовать в строчке до 4 цветов ниток.
При желании цветным можно сделать практически любой шов. Для этого достаточно чередовать стежки в строчке или вести работу двойной нитью.
Швы рококо
Швы, выполненные в технике рококо, объемные. Основой этого приема является накручивание нити на иглу. В результате такого действия стежки будут лежать на поверхности полотна красивыми узелками и валиками. Этими стежками выполняют различные растительные и цветочные узоры. Особенно эффектно вышитыми в технике рококо выглядят розы.
- Узелок. Нить закрепляют на изнанке, затем иголку выводят на лицевую сторону и трижды обматывают нитью. После этого иглу возвращают на изнанку максимально близко к месту, где она вышла на лицо. При затягивании узелка следят, чтобы он не проскочил обратно.
- Лепесток или навивной. Стежок выполняют почти так же, как и узелок, но при этом на иглу навивается от 10 до 12 витков нити. Иглу уже с намотанной нитью втыкают для продергивания на изнанку не в точке ее выхода, а в месте, где должен закончиться этот стежок.
Вышивка крестом, бисером и лентами
Вышивая крестом по эластичной основе, надо следить за мягкостью укладывания стежков. Если полотно, по которому ведется вышивка, имеет крупные петли, нитки должны быть толстыми.
Бисерную вышивку по трикотажу получится сделать, если плетение основы мелкое, иначе бисеринки будут теряться. Для увеличения декоративного эффекта хорошо дополнить бисер бусинами, пайетками или кристаллами. Такое оформление идеально подходит для вечерней одежды.
Также вышивают одежду из трикотажа лентами. Однако встречается ленточное украшение не часто, так как этот материал плохо переносит стирку. Для повседневных вещей такая вышивка не подойдет.
Трикотажное полотно имеет некоторое сходство с канвой, но вместо дырочек здесь ориентируются по петлям. При желании на такой основе можно вышить узоры и сочетанием нескольких техник. Схему при этом надо выбирать соразмерную вещи и подходящую ей по стилю.
Вышивка на трикотаже шерстяными нитками — пошаговый мастер-класс
Пытаться натянуть трикотаж на пяльцы или иную основу не нужно – от такого воздействия полотно деформируется, восстановить его первоначальный привлекательный вид потом будет невозможно. Расположиться с работой надо за столом, а если вещь большая – на полу. Трикотаж должен лежать без натяжения в рабочей зоне.
- Подбор материалов. Определившись с идеей вышивки и вещью, на которой будет изображен узор, подбирают материал для работы. Чем тоньше будут нити, тем бережнее потребуется в дальнейшем обращение с изделием. Для повседневной одежды лучше выбирать нитки средней толщины, которые хорошо смотрятся на большинстве видов трикотажа.
- Перенос контуров рисунка. Вначале контур узора переводится на кальку. Затем ее прикалывают булавками к полотну и по контурам проходят наметочным швом, ниткой контрастной основе. Далее кальку обрывают.
- Выбор швов зависит от того, насколько рыхлый трикотаж используется, а также от выбранного рисунка. Чем сложнее узор, тем мельче и плотнее должны быть стежки. Если решено украсить одежду из трикотажа крупной вязки, выбирать для шерстяной нитки лучше петельный шов, который повторяет то, как идут петли на одежде. Он может заменить сложный процесс вывязывания рисунков цветными нитями.
После окончания вышивки, чтобы все нитки легли идеально ровно, надо постирать вещь. Для этого ее обязательно выворачивают на изнаночную сторону и только вручную поласкают в растворе средства для трикотажа. Чтобы шерсть, которой сделан узор, не свалялась, нельзя использовать воду горячее 30 градусов.
Вышивка по трикотажу – это интересная техника, которая используется для украшения и преображения одежды. Такое рукоделие позволит сделать гардероб эксклюзивным. В зависимости от выбранных приемов и материалов вышить можно как повседневные, так и вечерние вещи.
Особенности вышивки по трикотажу. Мой опыт
Вы любите вышивку на одежде?
Я очень! Давно и всерьез, экспериментирую с разными техниками и имею опыт, исчисляемый тремя десятками лет. Вышивала на джинсах, на сумках и футболках, но настоящей любовью и увлечением стала вышивка на вязаной одежде.
В чем прелесть вышивки по трикотажу? Во-первых, она позволяет преобразить поднадоевшую вещь. Кастомайзинг был популярен в советские времена, хотя и названия такого не было, но не менее интересен и сейчас. Во-вторых, позволяет добавить ту самую изюминку, проявить характер, индивидуальность, задать настроение как самой вещи, так и ее обладателю. Вышивка, как и любой декор, впрочем, — это рупор, через который можно нести свои идеи миру. А в-третьих, это просто огромный простор для творчества.
Говоря о вышивке по трикотажу, я не имею в виду вышивку «петля в петлю» , которая заменяет цветное вязание и часто используется, например, в детских изделиях. Я имею в виду вышивку в свободном стиле, для которой используются, в основном, простые стежки, а также стежки из объемной вышивки и некоторые другие виды стежков. Например, такие .
Вышивка начинается с идеи и подбора материалов. На каком трикотаже можно вышивать?
Почти на любом. Он может быть тонким, толстым, связанным на машине или вручную. Он может быть разного состава — хлопок, шерсть, смесовые пряжи. Главное условие — трикотаж должен быть плотным, не рыхлым. Рыхлый трикотаж не выдержит вышивки и перекосится. Почему это произойдет? Потому что стежки будет просто некуда крепить, количество пустого пространства в рыхлом трикотаже больше, чем заполненного.
Вот примеры вышивки на разной по толщине и составу основе.
Здесь основа — хлопок с вискозой, спицы 2,5.
Здесь — тонкая альпака, спицы 2.
Это — тонюсенькая полушерсть, спицы 2.
А вот уже — толстая альпака, спицы 3.
Толстая полушерсть, спицы 3,5.
Толстый меринос, спицы 4.
Я всегда беру спицы на полразмера меньше, чем рекомендует производитель пряжи. Тогда полотно получается плотным, подходящим для вышивки.
А вот пример рыхловатой основы. Здесь достаточно толстый хлопок, но спицы 4. Вышивать и удерживать плотность было очень сложно. Размер спиц на половинку меньше дал бы другой эффект.
Нитки следует выбирать исходя из идеи вышивки и толщины трикотажа. Можно было бы написать — пропорционально толщине трикотажа, но эта пропорциональность будет действовать только в одну сторону. На толстом трикотаже можно вышивать как толстыми нитками, так и тонкими. А вот на тонком — только тонкими. Если, например, у вас тоненький нежный джемперок, то вышивку следует делать небольшую, иначе она утяжелит и перекосит изделие. С толстой вещью такого не случится, здесь можно смело экспериментировать. Для вышивки можно использовать мулине, шерсть, смесовую пряжу и даже фантазийную пряжу . И даже можно соединять и комбинировать разные виды ниток. Естественно, нитки перед вышивкой проверяются на линьку. С осторожностью следует выбирать насыщенные красные и синие цвета.
Вот пример вышивки мулине.
Здесь комбинация шерсти и тонкого хлопка, игра с толщиной нити дает свой эффект.
А вот вышивка полушерстью и шерстью разной толщины.
Следует упомянуть, что вещь с вышивкой, особенно тонкими нитками, требует более бережного к себе отношения, деликатной носки, стирки и хранения.
Итак, с идеей определились, материалы подобрали, терпением запаслись. Какие моменты следует учитывать в процессе работы над вышивкой по трикотажу?
Самое главное условие, правило, если хотите, любой другой вышивки ( крестом, гладью, золотной, рококо и др.) — тщательно натянутая основа. Ткань, на которой вышиваете, должна «звенеть как барабан» . С трикотажным полотном это невозможно. Вязаное полотно растягивается, деформируется, его не натянуть на пяльца. Отсюда и все сложности, они же интересности)
По поводу приспособлений, имитирующих замену пялец, для натяжения полотна-основы, подложек. Я не сторонник. Сильное механическое воздействие на полотно может его повредить, деформировать, а в слабом, которое не держит — и смысла нет. Крупные вещи ( пальто, джемпера) я вышиваю на коленях либо на столе, иногда даже на полу. Мелкие (варежки) — засунув руку в варежку (если позволяет направление вышивки), либо так же на коленях. Если вышиваете на готовой вещи, а не на детали, нужно следить, чтоб нижняя часть случайно не пришилась к верхней, иногда в азарте работы и такое может случиться)
Итак, какие подводные камни ожидают в этом увлекательнейшем занятии.
1. Раз основа «гуляет», ее легко стянуть. Желая поплотнее уложить стежки, натянуть нить как следует, чтоб она не провисала, легко деформировать трикотаж. Особенно если вышивка плотная, стежков много, каждый следующий может усугублять ситуацию. Как этого избежать? Не затягивать максимально рабочую нить, следить за сохранением плотности, натяжения основы, тщательно выбирать размер стежков. Слишком большие стежки, не закрепленные дополнительно, будут провисать, слишком мелкие — потеряются и станут незаметными. Больше всего деформации подвержено полотно в горизонтальном направлении. Если все же нужны по задумке именно длинные стежки, то их можно дополнительно закрепить подходящей по цвету более тонкой нитью.
2. Противоположная история. Трикотаж можно растянуть. Желая закрыть всю поверхность вышивкой, чтоб не видно было основу, можно перестараться. Положить лишних стежков. Когда вышиваешь, основа немного растягивается, как бы выгибается. Даже рука, подложенная, например в варежку, непроизвольно растягивает ее поверхность.
И кажется, что есть пустоты, которые непременно нужно закрыть. На самом деле это не так. Важно постоянно проверять, раскладывая полотно на ровной поверхности и немного прихлопывая сверху.
3. Вязаное полотно, особенно из толстой пряжи, рельефное. Как лягут стежки, насколько гладко что ли, зависит от того, в какую часть петли вкалывать иглу ( это может быть нить петли, пространство внутри петли или между петлями, перекрестье петель). Где-то стежок может чуть проваливаться, где-то наоборот чуть выпирать. Этот факт нужно учитывать. Особенно этот момент заметен, если вышиваете на полотне, связанном вручную из толстой пряжи.
4. Когда вы вышиваете по хлопчатобумажной основе( например джинсе), вы можете вколоть иглу в любую нужную точку. При вышивке по трикотажу такая точность невозможна. Например, вам нужно сделать вертикальный стежок между соседними петлями, стежок провалится, не будет виден. Соответственно, придется чуть двигать рисунок и колоть в нить петли. Таких моментов неточности во время вышивки достаточно большого объема может случиться несколько, что делает мелкую детализацию рисунка проблематичной. Чем тоньше рабочая нить, тем более подробной и детальной может быть вышивка, чем толще — тем более схематичной. Это нужно учитывать при разработке идеи и подборе материалов.
5. Если вы вышиваете шерстяными нитками, и есть необходимость колоть не в пустое пространство петли или между петлями, а в нить петли, то рабочая нить может застревать, цепляться ворсинками, в общем, скользить не слишком радостно. Тут вообще можно все стянуть и деформировать. Для избегания такой ситуации следует тянуть рабочую нить аккуратно, равномерно, и пальцами другой руки плотно держать место ее выхода. Шерстяные нитки лучше выбирать слабокрученые, они ровнее ложатся и не норовят постоянно скрутиться в узелок.
Я привела основные моменты, на которые следует обратить внимание. Надеюсь, смогла заинтересовать и вдохновить. Ведь простор для фантазии и творчества при вышивке по трикотажу безграничен! Здесь нет схем, нет ограничений, зато есть огромное поле для экспериментов!