Девушка с пяльцами вышивает

Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Немного из истории искусства вышивки

Мало кто знает, что такое рукоделие как вышивка своими корнями уходит глубоко в первобытный век. Хотя и древняя вышивка мало чем напоминала чудесные работы рукодельниц, созданные намного позже.

Первобытные «мастерицы» в своей работе прибегали к разнообразным подручным средствам, что косвенно напоминало современные иголки, нити и ткани. Точенный камень и острые кости служили иглой, жилы, волосы и шерсть — нитями, кожа животных — тканью. Эти изделия мало были привлекательны, но других материалов в природе не существовало, а человек еще не умел производить необходимые для шитья материалы самостоятельно.

Примечательно, что первые стежки выполненные крестом, появилась еще в первобытный век, когда женщины сшивали куски кожи между собой, используя их в качестве одежд. Этот наиболее популярный вид стежков позже стал называться «крестом». Особую популярность эти стежки приобрели намного веков позже — с приходом христианской веры.

Прошли годы и люди научились прясть нити, ткать ткани, из металла делать иглы и это рукоделие начало приобретать ту форму, которую мы привыкли видеть. Свидетельства о первой вышивке по ткани были найдены в Китае. Они датируется 4-5 веком до нашей эры. Первой основой под вышивку была ткань из шерсти, а позже шелк. Гладью же в Китае уже начали вышивать в 1-2 веке до нашей эры. К тому же всем известно, что в Китае, начали производить первые шелковые ткани.

Вслед за Китаем в Древней Индии был выращен первый лен и соткана ткань, имеющая подходящую структуру под вышивку. Эта ткань начала использоваться повсеместно для шитья одежд.

В Древнем Египте по узорам и пышности вышивки определяли социальное положение человека. Самая богатая, разноцветная вышивка наносилась на одежду только царственных особ — фараонов. А у низших слоев общества она была намного скромнее или вообще отсутствовала.

Вышивка бисером появилась примерно тогда, когда изготовили первый бисер. А он впервые был изготовлен египтянами около III тысяч лет до нашей эры. Правда, древнеегипетский бисер мало чем напоминал современный. Бусины имели форму капли и в длину достигали от 1,5 до 3,5 см.

Согласно историческим летописям первая вышивка золотыми нитками появилась в Риме и Греции. Это были неимоверно роскошные орнаменты, часто они украшали шелковые ткани.

Вышивка Ришелье появилась в Европе в 17 столетии и была названа в честь своего «первооткрывателя» — кардинала Ришелье. А ленты в вышивке впервые были применены во Франции во второй половине 18 века. К слову, ими очень любил вышивать Людовик XV.

Мастерство вышивки столетиями передавалось из поколения в поколение. Женщины, вышивая, придавали своим вышивкам магическое значение, придумывали узоры, состоящие с определенных знаков. У каждого народа создавались свои традиции, связанные с вышивкой, которые складывались веками. Каждый вышитый знак на полотне имел свое значение и символ. Вышивки имели свойство оберегов от нечистой силы или для привлечения удачи.

И на Руси со времен язычества славянские народы начали закладывать символический смысл в вышиваемые орнаменты. Линии, кресты, ромбы, которыми украшалась одежда, имели по мнению людей, огромное магическое значение. Вышитые талисманы и обереги бережно хранились и передавались от родителей к детям. А вышивали наши пра-пра-прабабушки практически все: повседневную и праздничную одежду, постельное белье, занавески покрывала, полотенца. На них изображали яркие мотивы, символизирующие достаток в доме и здоровье.

Так, вышитое за один световой день рукодельницей полотенце считалось мощнейшим оберегом, способным излечивать даже от смертельных болезней. Но эту работу одновременно могли выполнять несколько вышивальщиц. И что бы успеть, начинали вышивать на рассвете, а к закату солнца полотенце должно было быть уже готовым.

Много веков в России материалы, используемые в вышивке, были весьма дорогими. И вплоть до конца 18 века вышивание было доступно лишь женщинам из богатых семей, а также монахиням. А с начала 19 века этим рукоделием начали заниматься и простые крестьянки, используя при этом более дешевые и простые материалы. Каждая девушка с юных лет, сидя долгими вечерами за пяльцами, мечтала о том, что выйдет замуж в собственноручно вышитых одеждах, имея приданое из вышитых одеял, подушек, полотенец, рубахах.

Вышивальщицам посвящали не только художники свои произведения, а и поэты. Так, уместно вспомнить чудесные поэтические строки поэтессы Надежды Крыловой:

От мала да велика,
От бедных,до великих,
С иглою были вы в ладу,
Сидя за вышивкой в саду.

В гостиной,на пороге,
Присев уютно у окна,
Трудились часто до темна,
Поджав уютно ноги.

Стелились ровно швы,
Стежки ложились кряду,
И представляли вы,
Как это подойдет к наряду.

И укололи вы перста,
Но боли не узнали,
Секреты божьей красоты
Вы с вышивкою открывали.

Искусство шитья и вышивки развивалось тысячелетиями, а за последнее столетие переросло в любимое увлечение миллионов женщин по всему миру. Однако на сегодняшний день вышивка утратила свое сакральное значение. Ею уже не украшают одежды, не создают обереги. Да и мало кто обращается к давним орнаментам в своей работе. В основном создают свои или же вышивают по заранее начерченным схемам.

И в заключение хотелось бы отметить, что машинная вышивка впервые появившаяся во Франции в 1821 году, после изобретения специальной машинки, никак не может заменить ручную вышивку, которая несет в себе огромную энергетику и тепло рук мастерицы.

Еще одним из древнейших видов рукоделия было вязание , которое изначально вплоть до 17 столетия было прерогативой мужчин, а потом перекочевало в руки женщин.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Бернита Бродери вышивает девушек с объемными волосами, которые так и хочется потрогать

Бернита Бродери (Bernita Broderie) – рукодельница из Франции делает вышивки хлопковыми нитями, придавая удивительный объем волосам героинь.

Границы возможного все больше расширяются. Перед нами вышивки с 3D-изображениями. Волосы девушек выглядят красиво и пышно. А какое разнообразие причесок!

Бернита впечатляет талантом и фантазией. Две подружки на пляже, держащиеся за руки, смотрят вдаль, а их блестящие волосы из мулине поражают своей роскошностью. Черная зарисовка фона дает возможность придумать историю, а его незаконченность и монохромность выделяют главные объекты – девушек. Их одежда так же выполнена нитками, обычными прямыми стежками.

На втором примере работ мастерицы героиня-блондинка с похожими объемными волнами на голове, а у ее розовой рубашки искусно переданы складки. Фон «рассказывает» нам истрию девушки. Она стоит на лоджии, любуясь видом городских улиц.

Вышитые обьятия наконец-то показывают нам часть лица девушки. На фоне лишь аккуратная виньетка, ведь главное в этой композиции — эмоции пары. Прическа молодого человека вышита обычными стежками, но кудри девушки снова выпадают в нашу реальность.

Рукоделие Берниты современное и модное, передающее красивый выбор образа для вышитых «кукол». Одежда из ниток выглядит очень стильно, эта свисающая джинсовая куртка делает картинку живой, наполняет действием. Волосы же девочки оформлены в двойную косу, необычная и сложная прическа с интересными переплетениями нитей.

Белоснежный ангел с утонченным телом и красивейшими крыльями. Убранные волосы подчеркивают женственность и скромность персонажа. Это объемная темно-коричневая прическа, выделяющаяся на светлом полотне.

Следующий пример – будто оживленная иллюстрация на обложке глянца. Стильный наряд модели отсылает в прошлое, это некий ретро-рисунок в современном исполнении. Приятные светлые и голубые тона подчеркивают контрастные переливающиеся кудри. Трехмерная прическа девушки волнами спадает за пределы пялец.

Нежная вышивка рассказывает нам о приятном событии. Я думаю, что это свадебная зарисовка, где невеста стоит у алтаря в ожидании важных слов. Убранные наверх волосы сложены в шикарную прическу, а светлые пряди контрастируют с более темными. Ярким элементом на полотне выступают цветы. Это праздничный яркий букет, который будущая жена спрятала за спиной.

Бернита Бродери на своем примере показала, что за границы «дозволенного» иногда стоит выходить. Когда дело касается творчества, смекалка, неординарное мышление и оригинальность помогут в свершении уникального и удивительного. Думаю, это настоящее волшебство, когда творцы находят новые «слова» в языке искусства.

Читайте также:  Схема для вышивки крестом юмор
Оцените статью