Для чего нужен батик резерв
Резерв — это основа батика. Его назначение — препятствовать проникновению краски в ткань. Для различных техник применяются различные составы, обладающие резервирующей способностью. А техники батика только тем и различаются, какой вид резерва они используют. При выборе резерва всегда нужно уточнить, насколько резервирующий состав сочетается с фиксацией красок и насколько он устойчив к воздействию воды и химической чистке.
Для холодного батика
Резерв бывает на водной основе и на бензиновой. У водного резерва больше растекаемость и маленький срок годности. Резерв на водной основе очень хорошо подходит для тонких видов ткани, на более плотных тканях он начинает пропускать краску, и здесь больше подойдет бензиновый. Бензиновый резерв не растворяется ни в воде, ни в красках для росписи. Бензиновый резерв сохнет гораздо быстрее водного, 2-3 часа вместо целых суток.
Резерв продается у различных популярных производителей, но некоторые художники предпочитают готовить его в домашних условиях, и у каждого мастера есть свой рецепт. Нужно всегда помнить, что все требуемые для резерва компоненты огнеопасны, и соблюдать технику безопасности, обязательно проветривать помещение.
Рецепт 1. 100 г. резинового клея марки «А» ( другие марки не подходят); 25 г. парафина ( одна хозяйственная свеча около 30 гр.); 100 г. бензина (любого) или уайт-спирита; 1 г. канифоли (для вязкости, можно обойтись и без нее).
Компоненты смешивают следующим образом: в небольшую жестяную посуду наливают бензин, в нём растворяют клей, затем добавляют мелко наструганный парафин и канифоль. Посуду ставят на маленький огонь, на водяную баню (желательно на электрическую плитку, т.к. состав очень легко воспламеняем) и, постоянно помешивая, варят не менее 15 минут, не доводя до кипения. Показателем готовности является растворения всех компонентов и однородность состава.
Рецепт 2. 200 г. резинового клея только марки «А»; 200 — 250 г. бензина, или разбавителя № 2; 20 г. парафина (свечки). Приготовить, как в первом рецепте.
Рецепт 3. 10 г. натурального каучука или гуттаперчи (или ненужную резиновую перчатку) нарезать мелкими кусочками и залить бензином (100-120 мл). Смесь выдержать в закрытом сосуде в теплом месте двое суток, периодически встряхивая, пока все не растворится до однородного состава.
Рецепт 4. Резиновый клей и скипидар, в пропорции 2:1, маленький кусочек парафина размешивается и ставится на водяную баню. После того, как резерв закипит (станут всплывать маленькие пузырьки в большом количестве), снимают с бани, и сухой деревянной палочкой проверяют густоту. Если резерв стекает с палочки каплями — он слишком густой, добавляют скипидара. Если течет с палочки струйкой — значит, слишком жидкий, добавляют клей. Если с палочки тянется «нитка» — слишком много парафина, нужно добавить клей и скипидар. После необходимых добавлений ставите на водяную баню снова, подогреваете и проверяете густоту.
Густота резерва должна быть оптимальной, чтобы удерживать краску на ткани от протекания. Если резерв слишком густой, он не будет вытекать из трубочки и не пропитает ткань. Если же он слишком жидкий, будет вытекать из трубочки слишком быстро и линия будет толстая и расплывчатая. Резерв «пожиже» делается для плотных тканей. Для тонких тканей готовят более густой резерв.
Густоту бензинового резерва регулируют бензином и резиновым клеем: если резерв стал жидким, добавьте резиновый клей (самый простой, на основе каучука, без добавок). Иногда чтобы резерв загустел, достаточно немного подержать его в холодильнике. Если же, наоборот, состав загустел, возьмите тот же бензин, который использовали для приготовления состава, (для этой цели подойдет и очищенный бензин для зажигалок) и просто разбавьте резервирующий состав до нужной густоты, если потребуется, немного разогрев его на водяной бане.
Кроме густоты, важную роль играет толщина резервирующей линии. Более плотные ткани требуют утолщенной наводки. На тонких, прозрачных тканях линия может быть любой необходимой толщины, в том числе и очень тонкой.
Хранить резерв на бензиновой основе нужно в темном месте, в стеклянной посуде, герметично закрытым, иначе бензин испарится и состав загустеет.
После приготовления либо разбавления резерва использовать его можно не ранее чем через сутки, и обязательно проверить его на кусочке ненужной ткани перед основной работой.
Что касается водных резервов (их называют еще контурами), при ярком солнечном свете и перегреве или заморозке они начинают разлагаться, имеют небольшой срок годности, то есть очень легко и быстро теряют свои резервирующие свойства. К примеру, такой резерв нельзя нести открытым по морозу. Водные резервы растворяются в воде, поэтому очень важно не нанести их слишком тонко, так как они частично растворяются в краске.
Итак, если работа предполагает небольшой объем резервирования, лучше приготовить небольшую порцию резерва, так как хранится он в рабочем состоянии всего 5-6 дней.
Готовить или купить? Сваренный в домашних условиях резерв хорош тем, что можно самому регулировать его текучесть, вязкость, цвет состава, подогнать его под свою рабочую трубочку для нанесения резерва. Но для новичка достаточно сложно определить, какой именно резерв годится для данной ткани. Это можно выяснить только на практике, пробуя всевозможные трубочки, составы и ткани.
Цветной резерв
Резервирующий состав может быть не только бесцветным, но и серебряным, золотым или цветным. Для резервов продаются специальные разбавители.
Цветной резерв можно получить и самому, добавив обезжиренной масляной краски. Для этого на впитывающую бумагу или газету, сложенную в несколько слоев, выдавливается немного краски нужного цвета и оставляется на пару часов для обезжиривания, либо кладется под пресс на 3-4 часа. Затем обезжиренная паста-краска добавляется к готовому резерву и очень хорошо перемешивается. Чем лучше краска очищена от масла, тем качественнее получается цветной резерв.
А вообще, контуры в металлических тонах (под золото или серебро) более стойкие, чем их аналоги — бензиновые резервы. Их часто используют, если хотят придать росписи больше экстравагантности. В бесцветный резерв для этого можно просто добавить бронзовый или серебристый порошок.
Для горячего батика
Готовят другой вид резерва — на основе воска и парафина или стеарина. Для самостоятельного приготовления такого резерва можно купить парафин и воск для компрессов в аптеке. Можно добавлять туда свечку, но нужно иметь в виду, что свечка плохо отходит при фиксации красок паром. Лучше всего брать самые простые белые свечи. В желтоватых свечах смешан воск с парафином, они тоже годятся для резерва. А вот цветные свечи часто разбавляют веществами, не обладающими резервирующими свойствами, которые нужны в батике, и ими можно испортить работу.
Горячий воск используется и для нанесения контуров (как при холодном батике), и для резервирования целых поверхностей.
Рецепт 1. Для приготовления резерва понадобится 100 г. воска или вощины и 400 г. парафина.
Рецепт 2. Парафина 250 г., искусственного воска 230 г., технического вазелина 20 г.
Эти составляющие разогревают на водяной бане до полного расплавления, обязательно на электрической плитке (ни в коем случае не на открытом огне, иначе парафин может вспыхнуть). Такой резерв должен готовиться рядом с работой, он постоянно должен быть горячим при нанесении на работу, вода постоянно должна быть горячей. Иногда состав постоянно подогревают феном с горячим воздухом, и воск достаточно хорошо проникает в ткань.
При фиксации паром большая часть воска впитывается в бумагу, в которую обертывается работа, а при химической чистке исчезает полностью. Если краски фиксируются утюгом, воск просто выглаживают, поместив работу между двумя старыми газетами.
И для горячего, и для холодного батика в качестве составляющей резерва используется парафин. Качество парафина можно проверить так: отколупнуть ногтем стружечку, если она отделяется гибкой завитушкой, или целым кусочком — это мягкая свечка; если же начинает крошиться и сыпаться мелкими кусочками — твердая. Твердая свечка используется для горячего батика, мягкая — только для холодного батика, для нанесения контуров.
Существуют также различные цветные контуры и резервы, которые могут включаться в процесс росписи, и кроме резервирующих свойств имеют еще и дополнительные. Так, к примеру, восковой мел содержит воск, обогащенный красками, и действует разъединяюще, если работать жидкими красками, но в то же время им можно наносить рисунок и включать в общую цветовую гамму композиции. Или цветные контуры, которые используют не для резервирования, а для наведения контуров при окончательной обработке изделия.
Популярные марки резервов
• Явана (водный)
• Пебео (водный)
• Марабу (водный)
• Джаккард (на основе гутта)
• Гамма (бензиновый)
Краткий обзор и основные характеристики отечественных резервов и контуров
1. ОАО «ГАММА» (Москва) «Резерв полимерный» 70 мл (бесцветный или цветной, металлик)
Высыхает быстро, держится на ткани отлично. При загустении можно развести очищенным бензином, для этого подойдет и флакон жидкости для заправки зажигалок. Резерв на бензиновой основе, поэтому работать можно только при хорошем проветривании помещения. Важно: Когда покупаете этот резерв, обязательно смотрите на срок годности и проверьте, чтобы не было белого осадка.
2. ООО ТД ТАИР (СПб) Контур по стеклу и ткани
Туба 20 мл Нажатием на флакон краска выдавливается через дозатор тонкой объемной линией, толщина которой зависит от силы нажатия и скорости движения флакона. Перед заполнением очерченных контуром зон следует выждать не менее 12 часов. Украшенные изделия мыть вручную без абразивных губок и средств не ранее 15 дней после окончания работы. Сохнет 24 часа. После высыхания краски ткань необходимо прогладить с изнанки горячим утюгом в течение 3 минут.
3. ЗКХ, Завод Художественных красок (СПб)
Контур для ткани «Декола»
Туба 18 мл (17 цветов) со съемной конусообразной насадкой Контур на основе водной акриловой дисперсии для декоративно-прикладного творчества. Для х/б и шелковых тканей. Нанесите контур на ткань. Просушите в течение 3 часов. Прогладьте утюгом 3 минуты с изнаночной стороны.
Далее нанесите краску по ткани. Просушите 24 часа (для красок по ткани Декола). Прогладьте утюгом 5 минут с изнаночной стороны.
Стирать изделие можно через 48 часов при температуре 30-40°C.
ЗХК «Decola» Набор контуров
4. ОАО «ГАММА» (Москва) Набор контуров
цв. по 18 мл Перламутровые, металлик и обычные цветные
«Гамма» Контуры 3D МЕТАЛЛИК, 4цв * 9мл
Контуры 3D КЛАССИК, 5цв, 9мл/флк
Контуры 3D ПЕРЛАМУТР, 5цв * 9мл
Термообъёмные контуры «ПУФФИ», 5цв * 9 мл
Контуры 3D
Меняя силу нажима и скорость движения флакона можно менять толщину линии. Сохнет 24 часа. Ткань после высыхания краски необходимо прогладить с изнанки горячим утюгом в течение 3 минут.
Украшенная ткань — результат ручной работы, а не промышленной печати, поэтому рисунки нуждаются в бережном отношении во время стирки. При использовании машинной стирки лучше выбирать программы для тонких тканей, предполагающие температуру не выше 40 °С. Не следует использовать продолжительный отжим, это приводит к преждевременному износу рисунка. Если украшенное изделие имеет небольшой размер, лучше стирать его вручную.
Импортные резервы в основном на водно-полимерной основе. Качество резервов хорошее и у тех, и у других, выбор зависит от вашего опыта и личных предпочтений в удобстве работы.
Для чего нужен батик резерв
Доставка Бали — Москва (склад) Бесплатно / WhatsApp
Как нанести резервирующий состав для батика на ткань?
В этой статье пойдет речь о резервах на бензиновой основе фирмы “Гамма”. Резервирующий состав на основе воды можно наносить сразу, аккуратно выдавливая вещество из тубы. С подобной задачей любой новичок, только-только открывший для себя искусство батика, справится без проблем. Профессионалы называют процесс нанесения состава на шелк “сделать клеевую”. Клеевая – это и есть ткань с контуром.
Как нанести резервирующий состав для батика на ткань?
После того, как вы перенесли рисунок на шелк, закрепленный на раме, нужно подготовить резерв для батика к использованию. Перемешайте содержимое баночки, а затем возьмите грушу. Втяните в грушу резерв и выдавите в стеклянную трубочку. Когда будете покупать грушу – ищите тонкий носик. Сколько резерва набирать? Обычно заполняется круглый резервуар.
Затем возьмите пару салфеток и положите рядом с собой. Время от времени придётся вытирать носик трубочки. Держать её при наведении контура необходимо под углом в 90 градусов, хотя, если посмотреть фото в Сети, то можно заметить, что мастера батика приспосабливаются по-разному.
Главное, чтобы в итоге у вас вышла чёткая, ровная линия без разрывов . Это очень важно! Когда резервирующий состав для батика высохнет, на что уходит от 10 минут до 2 часов, посмотрите на свету, нет ли просветов. Если да, то отметьте пропуски карандашом и снова наведите контур.
Когда резерв высох, можно приступать к росписи. Если нет уверенности в том, что ткань хорошо пропиталась составом, – возьмите чистую кисть, окуните в воду и покройте нужный участок. Посмотрите, не выходит ли вода за линию. Иногда в воду добавляют шампунь. Если резервирующий состав – очень густой, то его разбавляют. Если жидкий – берут загуститель. На первых порах старайтесь вести линию не слишком быстро, но и не медлить, чтобы не получилось клякс.
Кстати, если вы не хотите ждать, пока резерв высохнет, – включите фен. После того, как вы смогли нанести резервирующий состав для батика на ткань, трубочку хорошо промывают бензином или уайт-спиртом.
Батик и дизайн Ольги Москалец
Авторский блог художника
Как остановить краску
Интересуясь батиком, вы наверняка неравнодушны к самим тканям. И наблюдая за их разнообразием, обязательно замечали как по-разному ткань реагирует на попавшую на нее капельку воды… По плащевке помчится, что и заметить не успеешь; по толстой пальтовой ткани чинно и медленно впитается пятнышком. А по нежному шелку тоненькой струйкой сбежит к низу.
Любители техники «акварель по-мокрому» обязательно в батике начнут осваивать свободную роспись. Поверхность ткани конечно же совершенно иная, нежели у бумаги. Но принцип росписи по увлажненной ткани тот же, что и у акварели.
Желательно всем, кто знакомится с батиком начать именно со свободной росписи.
А потом появляется желание поуправлять текучестью краски. Для этого тоже существует несколько методов. И здесь я расскажу про один из них.
Техники холодного и горячего батика предусматривают в своей технологии наличие такого материала как резерв для батика.
Про горячий батик в этой заметке скажу лишь, что резервирующим составом в нем является воск или парафин. А подробнее (ведь горячий батик этого заслуживает!) я напишу в других статьях.
А вот на резерве для холодного батика остановимся подробнее. Часто холодный батик начинает напоминать витраж благодаря контурам между цветными пятнышками. Эти контуры как раз для того и предназначены, чтобы остановить текучесть краски. А при наличии профессиональных знаний, этими линиями еще можно обыграть и форму и цвет.
Начиная осваивать уроки батика еще в 1992 году, покупка не то, что готового резерва, а и обычной баночки резинового клея уже было счастьем!
Для того, чтобы обучаться холодному батику, резерв для него варили сами.
Кроме резинового клея, являющегося связующим и пластификатором, в состав батик резерва входят бензин и парафин. Смесь взрывоопасная и хорошо «пахнущая»! А варить ее надо на водяной бане на огне.
И вы думаете меня это остановило? Нисколько, я и сейчас кроме готового резерва, еще использую и собственного изготовления.
Почему? Об этом по порядку.
Сразу позабочусь о тех, кто не переносит резких запахов. В продаже есть резерв для батика на основе гутты с более ненавязчивым запахом. Потому как используется очищенный бензин. Для работы необходим к ним разбавитель — бензин(лучше-очищенный), иначе резерв слишком густой.
Есть еще группа резервов, которые разбавляются водой до нужной консистенции. И, соответственно, во время стирки смываются. У вас останется просто чистый шелк. Пока не пробовала. Но собираюсь, и вам об этом потом расскажу.
Когда попробовала акриловые цветные резервы, меня шокировал их наконечник! Такую ширину линии я не использую! И краску они пропускают 🙁 . То есть их можно использовать поверх основного резерва как декоративную отделку. Но ширина линии — это не мое.
Для создания тонких цветных линий я пользуюсь обычной худож. масляной краской. Обезжирив (выдавив немножко на бумагу на несколько часов, а лучше на ночь), добавляю в прозрачный резерв. Посмотрите страницу «Галерея» с моими работами для наглядности 🙂 . До необходимой консистенции довожу бензином.
Бесцветный резерв как гаммовский, так и собственного изготовления так же разводится бензином. А если необходим погуще — просто оставьте емкость с резервом приоткрытой — лишний бензин испарится (только не переусердствуйте! 🙂 )
акриловый цветной резерв
Для нанесения резерва я использую стеклянные трубки с разными диаметрами выходных отверстий. После использования, промываю бензином.
Возможно, у вас остались вопросы? С удовольствием отвечу в комментариях.
Про другие материалы для батика, а именно о выборе подрамника я рассказала в статье «Подрамники«. А вот — про кисти для батика.
Совсем скоро покажу вам свой новый батик с магнолией и немножко идей по дизайну интерьера… Заглядывайте почаще!