- Сакральное значение петуха в русском орнаменте
- Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» — петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления.
- Вышивки петухов лентами, крестиком и бисером, инструкции, фото и схемы
- Подготовительный этап
- Схемы и шаблоны петушка для мастериц
- Техника
- Советы
- Дополнительные рекомендации для рукодельниц
- Разноцветные перья
- Красивое дополнение к картине
- Видео мастер класс для начинающих
Сакральное значение петуха в русском орнаменте
Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» — петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления.
В глубокой древности любые украшения на теле человека — от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных — выполняли функции магических оберегов от злых духов. Сюда же следует отнести всю древнюю «бижутерию» — подвески, браслеты, фибулы, кольца, серьги, перстни, ожерелья и т. д. Эстетические функции этих предметов, по всей видимости, были вторичными. Вовсе не случайно среди многочисленных археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.
Каждый знак, каждая точка и черточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших далеких предков, расшифровать которую на протяжении вот уже полутора столетий тщетно пытаются тысячи далеких от народа ученых. Между тем этнографы свидетельствуют, что еще во второй половине XIX века в некоторых русских деревнях жили старушки, умевшие «читать» по вышитому орнаменту и во время свадебных обрядов разъяснявшие жениху с невестой значение узоров на их венчальной одежде. Одна такая старушка-ведунья могла бы заткнуть за пояс десяток современных ученых со всеми их сравнительными таблицами, системными анализами и формулами.
Знакомясь с результатами многолетней и кропотливой деятельности маститых исследователей народного творчества, невольно приходишь к выводу, что основные интеллектуальные усилия их были направлены вовсе не на изучение народного искусства как такового, а прежде всего на отыскивание в нем иноземных (византийских, арабских, индийских, скандинавских, немецких и пр.) влияний.
Знаменитый трехтомник А. Н. Афанасьева, за который Сергей Есенин в голодные 20-е годы отдал пять пудов муки, таит в себе гораздо больше разгадок, открытий и откровений, нежели десятки тысяч объемных томов, написанных современной ученой братией.
Начало изучению орнамента русской народной вышивки положил В. В. Стасов, отыскавший в самобытном творчестве русских вышивальщиц «финские» и «иранские» влияния. Этот же маститый ученый всю свою сознательную жизнь старательно доказывал (к счастью — безуспешно) тюркско-монгольское происхождение русских былин и сказок. Представитель мифологической школы Ф. И. Буслаев также усмотрел в русской вышивке целый букет чуждых влияний: «азиатское», «позднеримское», «византийское» и «германское». Следующему исследователю, В. А. Городцову, удалось обнаружить в орнаменте северной вышивки дако-сарматские элементы. Е. Н. Клетнева возвела русские узоры на ткани к «великой культуре Востока». Г. Громов, Л. В. Деопи и В. И. Плющеев пытались раскрыть семантику русских вышивок путем механического подсчета голов, крыльев и хвостов, однако ничего путного из этой затеи так и не вышло. Остальные либо придерживались концепции своих предшественников, либо вообще не затрагивали эту тему. Единственным исследователем, подошедшим к рассмотрению образов северной вышивки беспристрастно, явился академик Б. А. Рыбаков, труды которого по славянскому и русскому язычеству явились неоценимым вкладом в дело изучения глубинных пластов великой русской культуры.
Как уже отмечалось, орнамент русской народной вышивки
первоначально играл роль оберега: им покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла — ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом — места, где открывался доступ к телу.
Среди орнаментальных мотивов севернорусской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц (лебедь, утка, петух, курица, павлин, орел) и животных (конь, олень, лось, лев, барс и т. д.). Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» — петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления. Петух на Руси почитался как птица вещая, прогоняющая мрак ночи и приветствующая восход солнца. По крику петуха крестьяне определяли время: «первые петухи» — полночь, «вторые» — до зари, «третьи» — рассвет (заря). Отсюда выражение: «до третьих петухов», «встать с петухами», «проспать петухов». Петушиный крик отгонял нечистую силу, поэтому его нередко сравнивали с колокольным звоном к заутрене. В русских деревнях старались не держать черных петухов, т. к. считалось, что супруги при этом будут часто ссориться.
Выражение «пустить красного петуха» означало поджечь дом. При переходе в новое жилище крестьянин пускал в избу петуха с курицей и дожидался, когда первый пропоет «на новоселье». Кровь жертвенного петуха считалась лучшим средством для смягчения гнева домового. С криком петуха связывалось немало русских народных примет и поверий: «Если петух поет раньше обычного, то летом это предвещает ненастье, а зимой — оттепель», «Петух поет днем под окнами — к гостям», «Если петух запел вечером в необычный час, надо бежать к насести и ошупать ему ноги: теплые ноги бывают к гостям, а холодные — к покойнику», «Петухи не в пору поют — новые указы будут» и т. д.
Широко известны также новогодние гадания с петухом. Связав хвостами петуха и курицу, сажали их под решето и смотрели,— кто кого потянет: если петух курицу — верховодить в доме будет муж, если наоборот — жена. С той же целью выпускали петуха с курицей на середину комнаты и наблюдали: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый, а если курица станет храбриться — верховодить в доме будет жена. Считалось, что хороший петух должен быть бойким и драчливым: для этого в Страстной четверг его кормили перцем на печной заслонке и затем выбрасывали из окна во двор. Выражение «петушиться» означало лезть в драку, горячиться, храбриться, а «петухом» в старину звали человека задорного, драчливого, забияку.
В Тарногском районе больных «от испуга» окачивали водой, в которой до этого купали петуха. Чтобы у малыша безболезненно резались зубы, прокалывали у черного петуха гребень и выступившей оттуда кровью смазывали ребенку десны. В том, что петух когда-то являлся одним из тотемов древних славян, нет никаких сомнений. Запрет на убийство тотемных животных свято соблюдался в течение многих столетий. На Русском Севере считалось смертным грехом убивать лебедь — священную птицу древних русичей. А. Н. Афанасьев сообщает также о том, что в Вологодской губернии «считают за грех резать и есть петухов». Вовсе не случайно одним из самых известных персонажей русских народных сказок являлся Петушок — Золотой Гребешок.
День Козьмы и Демьяна (1/14 ноября) крестьяне называли «курячьим праздником» или «курячьими именинами»: родные и знакомые дарили друг другу кур, которые затем содержались в почете, их нельзя было убивать, а снесенные ими яйца считались целебными. Как и петух, курица нередко фигурировала в русских народных приметах: «Курица на одной ноге стоит — к стуже», «Куры дерутся — к гостям», «Куры кричат на насести — к домашней ссоре», «Куры хвостами вертят — к метели», «Куры клохчут по ночам — быть ссоре, войне или рекрутскому набору», «Курица запоет петухом — к покойнику» и т. д.
Кроме Козьмы и Демьяна, в русском народном календаре имелось еще несколько «куриных праздников»: воскресенье Жен Мироносиц (третье после Пасхи), «вьюнишное» (Фомино) воскресенье (первое после Пасхи), день Бориса и Глеба (2/16 мая), а также день Сергия Радонежского — «хранителя курей» (25 сентября/8 октября). Зеленин описывает также древний русский обряд «троецыплятницы» или «куричьей братины», совершавшийся «по обещанию» при тяжелых родах, болезнях и т. д.
Довольно часто использовалась курица и в народной медицине: больных желтухой, лихорадкой, криксой или «куриной слепотой» обливали водой под куриной насестью. В Череповецком уезде практиковался другой способ избавления от «куриной слепоты»: больному следовало забраться на «куриное седало» и запеть петухом. Против лихорадки под подушку больному клали дохлую курицу; против чахотки употребляли студень убитой курицы, а против пьяного буйства пили куриный помет. Для предотвращения беременности брали черную курицу и в полночь обходили с ней вокруг осинового кола.
В русской мифологии курица считалась «вещуньей», т. к. перед несчастьем она начинала петь петухом. Ломание грудной кости («дужки») курицы в известном русском обычае «памятование» служило символом договора между двумя влюбленными. В русских пословицах и поговорках курица упоминается гораздо чаще петуха: «И не рада б курочка на пир, да за хохол тащат», «Не петь курице петухом, не владеть бабе мужиком», «Яйца курицу не учат», «На своей улочке и курочка храбра», «Напьется, так с царями дерется, а проспится, так и курицы боится», «Скажи курице, а она и всей улице», «У него денег и куры не клюют» и пр.
Известны также крылатые выражения: «Курам на смех», «Как мокрая курица», «Слепая курица», «Словно куры набродили» и т. д. На крышах вологодских изб нередко встречаются «курицы» — деревянные узорные крюки для поддержки водосточного желоба. Л. К. Зеленин справедливо полагает, что это — воспоминание о черепах животных, некогда приносившихся в жертву.
Вышивки петухов лентами, крестиком и бисером, инструкции, фото и схемы
Петух – его изображение всегда символизировалось с достатком и благополучием. К видам декоративного прикладного искусства относится и вышивка лентами , бисером и крестиком этой птицы. Это достаточно старинное занятие, которое к большому сожалению, в современном мире позабыто. Многие считают, что она утратила свою популярность из-за однообразия, но на самом деле, вариантов и схем для вышивок существует множество. Она не ограничивается растительными мотивами, есть огромное количество схем с животными, людьми и даже птицами. Именно изображения птиц с древних времён считались оберегом. И в каждом доме должен был присутствовать узор с изображенной птицей. Если вы желаете привлечь в свой дом благосклонность судьбы, а также улучшить своё материальное положение, можно задобрить удачу и вышить его красным.
Петух крестиком на подушке.
Подготовительный этап
Необходимые аксессуары и материалы:
- мешковина
- пяльцы
- ножницы
- атласные разноцветные ленты
- нитки
- иголки
- гель ручка
- зажигалка
- клей ПВА
Композиция осуществляется, как правило на куске мешковины. Почему, спросите вы? Считается, что мешковина – это символ достатка в доме. Можно взять определённо и другой материал, но поверьте, на мешковине он будет выглядеть однозначно притягательно и по-деревенски мило. Внутри души появятся полнота ощущений природы, деревенской жизни и тёплых воспоминаний. Предназначается для более опытных мастериц, так как состоит из множества деталей, хотя если постараться, то и новичкам удастся справиться с картиной.
Выполняется рукоделие с того, что вам нужно заранее подготовить ленты 15мм красного и жёлтого, 24 мм синего, зелёного и оранжевого, 5мм кремового для вышивания клюва и лапок, перьев, клей ПВА, нити для вязания, иголку с большим ушком и пяльцы.
Вам потребуется также зажигалка, ею поджигают кончики, которая имеет склонность расплетаться. Для изготовления изображений животных практически во всех случаях пользуются трафаретом. Контур птицы, как в данном случае, наносят изначально на бумагу, а потом вырезав его, наносят на ткань. Если у Вас фон тёмный, используют яркий цвет ручки гелевой, а если светлый, то темный. Так лучше заметно. Гель ручка самый удачный выбор, так как она при высыхании полностью осыпается с ткани и вовсе не оставляя следов. Также подойдёт исчезающий маркер.
Схемы и шаблоны петушка для мастериц
В интернете есть огромное количество сайтов, где вы можете скопировать необходимые изображения птицы для вышивок. Кроме того, в магазинах вниманию рукодельниц предложен большой ассортимент готовых наборов для вышивания этой птички, с уже нанесённым рисунком на канву, он позволяет скрыть недостатки вашего мастерства, это очень удобно для новичков. Благодаря чёткому распределению цветов, вы никогда не забудете, где изображается конкретная деталь, да и на всю вышивку потратите намного меньше времени.
Панно “птичий двор”. В нём также используют в композиции элементы полевых цветков, таких как ромашки, подсолнухи, маки и другие.
Техника
Заводим ленточку в иголку. Затем её протягивают через ушко иглы и останавливают на расстоянии примерно 5 см. Далее в этом месте острым концом иголки прикалывают ленточку и перетягивают по всей длине. Так она закрепляется в игле и не выпадет даже при механическом воздействии.
- Первые шаги с нижней части птицы. Определившись с цветовой гаммой начинаем прямыми стежками заполнять нанесённый на канву контур.
- Если вы вышиваете атласом, будьте внимательны. Лента не должна перекручиваться и всегда смотреть на вас лицевой стороной.
- Длина стежков не больше сантиметра, при этом нужно чередовать – длинные с короткими. Не нужно придерживаться чёткости в выполнении этого рисунка, ведь у петушков нет одинаковых перьев. Не перетягивайте шовчики, иначе ткань под ними начнёт морщиться и рисунок будет перекашиваться.
В начале, когда вы нанесли птицу на ткань, отметьте место, где у него крылья, так как их выполняют другим цветом. Если вы основную часть вышили красным, то крылья и шея будет жёлтым. С верхней части, применяем прямые швы. При этом они должны быть большей длины и увеличиваться к центру тела. На середине длина стежка не меньше пяти сантиметров. Не забудьте оставить место для хохолка и бороды петушка, они тоже должны быть ярко-красными.
Некоторые мастерицы рекомендуют вместо узелка пришивать бусинки, но здесь каждый автор включает фантазию и действует на свое усмотрение. Глаз вышивают французским узелком , который очень прост в выполнении – достаточно несколько раз намотать ленту на иглу и проткнуть канву. Когда она по всей длине перетянется, то получится аккуратный узелок:
Клювик и, непосредственно, когти необходимо вышивать перекрученным стежком . Берём теперь нитку коричневого цвета с иглой, ею накрутим до спиралевидной формы и одним стежком прикрепим к канве:
Советы
Немного сложнее работать с узором, на схеме которого имеются парные изображения, цветы и растительные элементы. Этот вид традиционно выполняют на концах оконных занавесок, скатертей и полотенец. Для выполнения подобных схем изначально надо расшивать не целиком одного петушка, затем второго, а сначала вышить две нижние части петухов, а затем верх.
Дополнительные рекомендации для рукодельниц
Ваша композиция будет выглядеть максимально реалистично если в свою картину добавить настоящие перья. Если у вас есть куриные, то вы можете взять их, если нет, то возьмите несколько экземпляров с подушки. Белые окрашивают в красный с помощью обычной акриловой краски. Когда те высохнут, кончик пера намазывают клеем пва и всовывают между ленточками в области крыльев. Что касается хвоста, то он состоит из длинных перьев, их можно найти в специализированных магазинах.
Разноцветные перья
Если же вы не нашли перья или же попросту не хотите перегружать свою картину дополнительными материалами, делайте её по максимуму разноцветной. Помимо красных, можно взять синие, зеленые и жёлтые. Правильно подобранное цветовое сочетание поможет вам «оживить» картину и сделает её более естественной. Швы – 15 см. Лента должна свисать. Если её придерживать пальцами она полностью не затянется В конечном итоге, свисающие по центру ленточки прикрепляют к канве с помощью обыкновенных ниток потайным швом.
Красивое дополнение к картине
Вокруг него вы можете вышить зеленой ленточкой траву и несколько растений. Это придаст реалистичности и оригинальности. Его можно заключить в рамку или использовать в качестве накладного элемента для оформления детской одежды, рюкзаков и сумок. Вложив свою фантазию, вы получите изображение более объемным и запоминающимся. Создадите неповторимую картинку, что непременно привлечет внимание ваших гостей и придаст помещению необычайного шарма и уюта. Вы непременно останетесь довольны своей работой, она будет отличным награждением за потраченное время. Однажды, начав работу с атласом или шёлком, вы уже не сможете отказаться от этого хобби. С каждым годом это ремесло развивается всё больше и больше, находя много почитателей. Соответственно, всегда появляются обновления, авторские рекомендации и пошаговые инструкции, которые помогут, как начинающим рукодельницам освоиться в мастерстве, так и профессионалам, не дадут заскучать за любимым делом.