§ 17. Двусторонняя гладь
Познакомимся с гладью, которая получила своё название потому, что одинаково выглядит с двух сторон — лицевой и изнаночной.
Двусторонней гладью без настила вышивают узоры с растительными мотивами небольших размеров. Лучше применять нитку в одно сложение, тогда стежки глади будут ложиться ровно, не накладываясь друг на друга. В то же время вышивка должна быть достаточно плотной, чтобы между стежками глади не просвечивала ткань основы.
Плоды вышивают прямой гладью, т. е. вертикальными или горизонтальными стежками (рис. 29, а). Мелкие листики вышивают косой гладью (рис. 29, б), а листики с прожилками — каждую половинку отдельно, в направлении от края к середине (рис. 29, в). Лепестки цветов выполняют радиальными стежками от края к центру (рис. 29, г). Если край цветка окажется разреженным, делают дополнительно несколько коротких стежков там, где в этом возникла необходимость.
Рис. 29. Двусторонняя гладь
Практическая работа № 15
Материалы и инструменты: однотонная льняная ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, напёрсток.
Задание. Выполнить вышивку в технике двусторонней глади.
- Переведите на ткань рисунок ветки горошка и его элементов (рис. 30).
- Используя нитки мулине в одно сложение любого цвета, выполните вышивку элементов (рис. 30, а, б, в, г) прямой, косой и радиальной двусторонней гладью.
- Вышейте горошек (рис. 30, д) ниткой в одно сложение зелёного цвета. При вышивании листика стежки глади располагайте по мелким прожилкам.
Художественная гладь. (Урок в 8 классе)
Уроки 30-31 ( Технология 8 класс)
Тема: Художественная гладь
Цели урока: — познакомить учащихся с разновидностью двусторонней глади — глади с эффектом светотени;
-учить выполнять вышивку в технике художественной глади;
-развивать умение подбирать цветовую гамму, добиваясь гармонии; воспитывать эстетический вкус.
Оборудование для учителя: компьютер с видеопроектором, слайды с изображением изделий с художественной вышивкой, образцы изделий, вышитых в технике художественной глади; рисунки для вышивания (раздаточный материал), таблицы для самостоятельной работы, выставка работ учащихся, презентации учащихся.
Оборудование для учащихся: однотонная плотная ткань, цветные нитки мулине, иглы, ножницы, наперсток, пяльцы.
Тип урока : комбинированный
I . Организация урока.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II .Вступительная беседа.
Учитель ( обращает внимание уч-ся на выставку новогодних работ):
-Нравится ли вам новогодние украшения, сделанные своими руками? Чем?
-Почему работа своими руками так ценится? Кто из вас украшает свой дом к празднику работами, сделанными своими руками?
III . Сообщение темы урока.
Учитель. Раздел декоративно-прикладного творчества на уроках технологии, который мы сейчас изучаем, непрост, но интересен. Художественная вышивка -уникальный вид женского рукоделия, который мы — носители своей родной культуры не должны потерять.
Вышивание -древних славян ремесло,
И душою я в нём растворяюсь.
И становится снова на сердце тепло,
Когда пялец привычно касаюсь.
Вы познакомились на прошлых уроках с разными вариантами глади: односторонней и двусторонней, одноцветной и многоцветной. Умение работать в этой технике позволяет создавать прекрасные вышивки. Но это лишь первые шаги к еще одной разновидности глади — художественной. Сегодня на уроке вы будете . .осваивать приемы вышивания в технике художественной глади, познакомитесь с творческими возможностями этой техники.
Хочу, чтобы работа на сегодняшнем уроке подарила вам радость.
IV . Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:
— Какие разновидности двусторонней глади вы знаете?
-Для каких целей применяют в вышивке разные виды двусторонней глади?
V . Изучение нового материала.
1. Художественная гладь — вершина мастерства вышивальщицы.
Художественная гладь — это двусторонняя гладь с эффектом светотени. Ёщё эту технику называют теневая гладь, цветная гладь.
Учащиеся записывают тему урока и дополняют схему, начатую на предыдущих уроках, новым названием вида художественной вышивки (записывают в тетрадь «художественная гладь»)
Учитель демонстрирует на экране образцы вышивки художественной гладью.
Можно без преувеличения выделить эту технику вышивки как самую сложную, поскольку при выполнении художественных работ кроме чисто профессиональных качеств — совершенства владения всеми прие мами вышивки, обязательно требуется наличие художественных навыков, фантазии и вкуса самой вышивальщицы.
Учитель -Как вы думаете, почему техника названа гладь ?
Основой этой техники являются гладьевые стежки, которые образуют ровную и гладкую поверхность — отсюда и название «гладь».
Вышивку художественной гладью выполняют на нарядной одежде, салфетках, дорожках, украшая ею предметы обихода, и при создании художественных работ — панно, картин, портретов.
При выполнении вышивки в художественной глади необходимо уметь создать из ограниченного количества оттенков цветных ниток возможность самых различных их цветосочетаний, поэтому необходимо познакомиться с терминами и правилами, применяемыми в этих работах.
На доске записаны словосочетания с новыми терминами:
Радиальное расположение стежка
Учитель Обратите внимание на словосочетания на доске. В ходе урока мы выясним, что они означают, поскольку без данных знаний нам не обойтись, работая в технике художественной глади.
2. Цветовое решение вышивки.
Ученица даёт определения, подготовленные заранее, терминам по изучению цвета.
На доске один за другим появляются новые термины, кот учащиеся записывают в тетрадь.
Цвет, колорит в художественной вышивке играет важную роль.
Интересно задуманная работа может быть испорчена неудачным подбором ниток и наоборот. Не стоит приступать к вышивке, если целиком не подобраны нитки для всей работы. Цветных ниток каждого цвета обязательно должно быть 2-3 тона.
Тон — это степень интенсивности, насыщенности одного и того же цвета.
Интенсивность окраски ниток — признак цвета при определении его как светлый или темный. Например, красный цвет может быть светлым -розовым или темным — бордовым. Синий цвет светлым — голубым или темным -синим.
Насыщенность окраски ниток изменяется в зависимости от присутствия серого цвета и обычно характеризуется яркостью, неяркостью, мяг ким цветом, сероватостью тона и т. д.
Цвета разделяются на теплые (красный, оранжевый, желтый, жел то-зеленый) и холодные (зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Деление это условно. Название «теплые тона» обычно связывают с представлением солнечного цвета, тепла, а «холодные цвета» — с представлением льда, воды и т. д.
Теплые цвета обладают способностью «выступать» из фона, а холодные цвета наоборот — «отступать». Эти свойства необходимо учитывать при подборе ниток для вышивания. Следует избегать сочетаний, при которых фон — второстепенный элемент — выглядит более ярким, чем вышитый узор. Поэтому для фона при выполнении художественных работ, панно следует брать ткань спокойных, неярких тонов, нейтральную — серую, коричневую, черную, бежевую.
Гармоничное сочетание элементов вышивки заключается в уравно вешенности теплых и холодных тонов, а также в сочетании близких цветов, воспринимающихся в качестве оттенков одного цвета. В подборе цветовых сочетаний большую роль играет колорит.
Колорит — определенное взаимоотношение всех тонов и цветов ниток в смысле подчинения общему тону всей вышивки. Колорит от преобладания тонов может быть темным, ярким или приглушенным.
В работах художественной глади необходимо, вводя стежки другого цвета, соблюдать известную осторожность, чтобы они в сочетании со стежками других цветов не «выпячивались», а усиливали бы общее впечатление главного, основного тона. Поэтому все цвета вышивки должны органично сочетаться между собой, подбирать тона следует очень продуманно, не допуская резкого перехода одного цвета в другой; а как бы «вливая» один тон в другой. Это достигается путем на -ложения стежков одного цвета разной длины.
3. Приемы работы в технике художественной глади.
В художественной глади плавный переход от одного цвета к другому достигается применением редкой глади, в которой переход одного тона нитей в другой достигается при помощи стежков различной длины, плотно входящих один в другой.
Направление гладьевых стежков зависит от расположения и формы различных деталей рисунка, например: в листиках от жилок, у животных -по росту шерсти. Направление стежков на вышивку наносят каран дашными линиями.
При наложении гладьевых стежков нит ками одного цвета, но расположенных в разном направлении, также достигается объемное изо бражение вышиваемого предмета.
Вышивая листья с загнутыми краями, заполняют гладьевыми швами вначале правую половину листа, затем левую для удобства. По контуру загнутой части сначала делают настил швом «пунктир», затем гладьевой настил — это создает впечатление рельефности. Если основную часть листа вышивают светлыми нитями, то загнутую темными или наоборот.
При наложении цвета следует учитывать расположение листа в узоре. Если лист находится на переднем плане, его вышивают более светлыми нитями, если на втором плане — темными, в центре или где-нибудь в глубине – самым темными, делая плавные переходы от тона к тону.
При вышивании цветов каждый лепесток делят на части и карандашом намечают на правление стежков. Карандашом также обводят границы светлого и темного тонов. Вышивают в три-четыре тона, постепенно сгущая границы светлого и темного тонов.
V I . Выбор мотивов для вышивки ( по теме «Олимпиада. Сочи — 2014)
Сообщения -презентации учащихся.
«Из истории эмблем зимних олимпиад последних лет»
«Символы олимпиады в Сочи-2014»
-Какой вы выберете символ для своей вышивки. Почему?
— Как вы думаете, в преддверии Нового года, как наша вышивка может быть использована впоследствии для украшения праздника?
V II . Составление инструкционной карты
(Самостоятельная работа по группам)
Учитель : — Каковы по-вашему правила коллективной работы:
Учащиеся: -Говорить по очереди, не перебивая друг друга;
-Внимательно слушать того, кто говорит;
-Если то, что говорят другие, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
Учитель: — Составление данной таблицы позволит вам подготовиться к оформлению инструкционных карт во время работы над творческими проектами.
Выполнение вышивки в технике художественная гладь
Этапы выполнения работы
Организовать рабочее место.
Выбрать подходящий мотив для вышивки.
Подготовить необходимые инструменты и материалы.
Соблюдать правила по технике безопасности.
Перевести рисунок на ткань.
Нарисовать на мотиве для вышивки карандашные линии -ориентиры.
Вышивать мотивы нитью в одно сложение, применяя не менее трёх тонов каждого цвета.
Добиваясь объёмности изображения, глазки, носик животного предварительно заполнить настилом.
Проверка выполненной работы. ( Обсуждение последовательности этапов работы, комментарии учащихся, дополнения учителя по каждому этапу)
Демонстрация приемов работы в технике художественной глади.
Учитель показывает приемы выполнения теневой глади, обращая внимание учащихся на плавность перехода от одного тона к другому.
VI II . Практическая работа.
Задание : подобрать мотив (один из олимпийских символов), цветовое решение, выполнить вышивку в технике художественной глади .
Контроль правильности выполнения приемов работы.
Контроль соблюдения правил охраны труда.
3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполненной работы.
1. Потягивание. При выполнении обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе — опускать.
Исходное положение — стоя, руки опущены. На раз — руки поднять вверх, потянуться; два — вернуться в исходное положение. 4-6 раз.
2. Исходное положение — стоя, руки на поясе (варианты — за голову, вперед, в стороны).
На раз — выполнить наклон вперед с прогнутой спиной; два — вер нуться в исходное положение. 5-6 раз.
3. Полуприседания. Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз -присесть на носках или всей стопе, на два — вернуться в исходное поло жение. 10-12 раз.
x . Подведение итогов урока.
-Продолжить по очереди фразу «Мне понравилась работа по данной теме, потому что. «
Сегодня на уроке вы познакомились с приёмами вышивания художественной гладью и убедились, что это непростая техника. Необходим опыт, освоение более сложных приемов работы для того, чтобы в результате получились прекрасные образцы вышивального творчества. Но все в ваших руках! Изучение специальной
литературы, ваше терпение, ваш труд помогут достичь хороших результатов.
x I . Домашнее задание: учебник, § 18, с. 52-53. Завершить практическую работу.
Идея новогодней открытки ручной работы с использованием вышитого символа олимпиады.
Презентация по технологии (8 класс) по теме «Двусторонняя гладь»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Приборы и материалы Нитки для вышивания используют различных видов и цветов: мулине, шелк, ирис, шерсть и т. д. Они обязательно должны быть высокого качества. На батисте, крепдешине вышивают мулине и шелком в одну нитку, а на льне — мулине, ирисом, тонкой шерстью. На шелковом полотне используют мулине в две-три нитки. Иглы бывают различной длины и толщины. Если ткань тонкая — батист, крепдешин, маркизет или тонкое льняное полотно, — для работы применяют тонкую длинную иглу. Для хлопчатобумажных тканей нужны средние иглы. Вышивку на сукне, шерсти выполняют большой иглой. Для выполнения мережки иглы должны иметь тупой конец. Пяльцы. Наиболее удобны в работе деревянные пяльцы диаметром 20-25 см, состоящие из двух колец (обручей). Кольца должны входить одно в другое не туго, но и не слабо. Ножницы желательно иметь большие (для разрезания тканей) и маленькие (для обрезания конца рабочей нити и других мелких работ). Линейка или сантиметровая лента — необходима для различных измерительных работ. Наперсток помогает протолкнуть нить через ткань и предохраняет палец от уколов. Его одевают на средний палец левой руки Ткани. Для вышивания гладью подходят самые разнообразные ткани — льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, смешанные. Выбор ткани зависит от назначения вышитого изделия.
Технология процесса подготовки к вышиванию Выстирать ткань Подсушить Хорошо отутюжить во влажном состоянии Разместить рисунок на ткани Перевести рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги Заправить ткань в пяльцы и хорошо натянуть Выполнить закрепление нити в начале работы Закрепление рабочей нити В начале работы рабочую нить закрепляют внутри узора швом «вперёд иголку», а в конце работы её заправляют под вышитый узор.
Двусторонняя гладь применяется для вышивания растительного и геометрического орнамента, инициалов и эмблем. Характерна тем, что обе стороны работы (лицевая и изнаночная) имеют одинаковое заполнение. Это выпуклая гладь, она может быть мягкой (без настила) и с настилом.
Гладь свободная двусторонняя без настила 1)Двусторонняя мягкая (без настила) штриховая гладь не имеет четкого контура, а узор вырисовывается стежками (штрихами), редкими или более плотными (частыми). Мелкие листики вышивают косой гладью (рис.a), плоды — прямой (рис. б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов — от края к центру узора, в листьях — от края к середине, по направлению прожилок (рис. в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. г). Частые стежки создают более яркий, а редкие — бледный узор. Рисунок лучше переснять на тонкую бумагу, укрепить на месте, определенном для вышивки, и вышивать прямо по бумаге. При таком способе не будет линий на ткани, а тянущийся материал или трикотаж не вытянется. Бумагу после окончания вышивания удалить.
Гладь свободная двусторонняя без настила 2) Атласная гладь, или двусторонняя гладь с четким контуром, выполняется в следующем порядке: контур обшивают швом «вперед иголку», затем узор заполняют двусторонней гладью — иглу вкалывают за контур, потом внутрь контура. Каждый последующий стежок делают, вкалывая иголку около середины соседнего, отступая немного назад под нитку только что сделанного стежка. Стежки могут быть одинаковыми по длине или же неодинаковыми, заходить друг за друга, как бы вливаясь один в другой.
ДВУСТОРОННЯЯ ГЛАДЬ С НАСТИЛОМ Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была более высокой, выпуклой. Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Белая гладь с настилом (бельевая) Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белями нитками по белому льняному полотну постельное и столовое бельё. Отсюда и пошло её название «бельевая гладь». Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть её «белой гладью», «высокой» или «бродери». Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперёд иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и настилают гладь в направлении, противоположном настилу.
«Шнурочек» (а). Используется для оформления одежды. Выполняется стежками двусторонней глади, слева направо. «Узелки» (б). Обшитая ровным гладьевым или стебельчатым швом форма заполняется следующим образом: рабочая нитка, появляясь на поверхности, накручивается на иглу один или два раза и возвращается обратно к тому месту, откуда вышла. При вкалывании иглы узелок надо придерживать пальцем, пока рабочая нитка притянет его к материи. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев. «Горошинки» или «пышечки» (в). Начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку горошинки, а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и с другой стороны. Контур обшивается швом «вперёд иголку», делается настил, затем вышивается гладь. «Листик» или «лапочки» (г). Контур рисунка обшивается швом «вперёд иголку», затем делается настил. Настил кладётся вдоль листика, а сверху накладывают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в противоположном настилу направлении. «Цветочек» (д). Сначала выполняется дырочка, затем обшивается контур цветка, делается настил и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу. «Листик в раскол» (е). Раскол – это значит, что листик делится на две части. Начинают листик, как обычно: намётывают край, кладут настил, но на месте, где должен быть раскол, делают два параллельных стежка. Сначала гладью заполняют целую часть листика, а, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, вкалывая иглу между параллельными стежками. После того как одна сторона вышита, переходят ко второй. ДВУСТОРОННЯЯ ГЛАДЬ С НАСТИЛОМ Приёмы вышивки белой гладью
ДВУСТОРОННЯЯ ГЛАДЬ С НАСТИЛОМ Приёмы вышивки белой гладью «Дырочки» прокалывают толстой штопальной иглой и обмётывают тонкой катушечной ниткой. «Россыпь». Делается мелкими стежками «назад иголку». Как узелки, так и россыпь заполняют форму, начиная от краёв, параллельно очертаниям. «Косая гладь» (а, б) предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров. «Резаный листик» (в) выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом насыпью. Контур половинки, вышитой гладью, обшивают шнурочком, строчкой или стебельчатым швом. Подкладной шов или «восьмерка» (г), выполняется мелкими стежками «назад иголку», идущими по краю формы. Рабочая нить, сделав здесь небольшой стежок, перекидывается на изнанке к другому краю, чтобы, образовав там такой же стежок, вернутся назад для выполнения рядом с первым стежком второго. На изнанке образуется частый переплёт в виде «восьмерки». Места вышивки, украшенные подкладным швом, хорошо выделяются на лёгких тканях и на просвет. «Фестоны» (д) вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. Фестоны в зависимости от назначения изделия делают круглыми, острыми, зубчатыми. «Ажурные сетки» (е) применяются для серединок цветов, лепестков и листьев. Сетки могут быть глухими и прорезными.
«Прорезная гладь» – сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы: «дырочки», «калачик», «листик», «спецнушка», которые обшиваются валиком. Для вышивания необходима тонкая и прочная ткань, лучше льняная, а нитки мулине. Сначала обводят контур швом «вперёд иголку», затем делают надрез вдоль листка и обшивают так: игла выходит с изнанки из разреза, а с лицевой стороны вкладывается в материал, получается узкий шов «закрутка». Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной намётки. ДВУСТОРОННЯЯ ГЛАДЬ С НАСТИЛОМ Приёмы вышивки белой гладью Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один — два ряда стежками шва «вперёд иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком, в 1-2 миллиметра шириной. При вышивании «дырочек» диаметром до 10 миллиметров в центре её острыми концами ножниц разрезают ткань навкрест (а). С помощью иглы подгибают ткань на изнанку (по намётке) и обшивают через край гладьевым шнурком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами. При выполнении «калачика» (б) его контура обшивают в 2-3 раза. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком. «Листик», или «челнок» (в), обшивается шнурочком по контру, под который забирается разрезанная ткань.
Сочетание цветов в вышивке двусторонней гладью Разнообразные растительные орнаменты, состоящие из небольших цветков, листиков, бутонов, можно вышивать на салфетках, скатертях, блузах одним или несколькими цветами ниток. Узор на рисунке вышит одним розовым цветом, но так как стежки выполнены под разным наклоном, вышивка приобретает светотеневой эффект: кажется, что узор выполнен разными нитками: светло-розовыми, розовыми и темно-розовыми. Часто в узорах украинских вышивок встречаются белые, красные, черные, синие цвета ниток. Сочетания таких цветов называют контрастными Красив узор, выполненный в тональном подборе цветов ниток Тональное цветосочетание — это подбор ниток от светлого до темного тона, например: светло-голубой, голубой, темно-голубой, синий или светло-желтый, темно-желтый, оранжевый и др.
Сочетание цветов в вышивке двусторонней гладью При вышивании разными цветами ниток, , чтобы достичь их художественного сочетания, необходимо подбирать нитки в одной цветовой гамме с учетом цвета ткани. Надо знать, что все цвета вышивальных ниток делятся на две цветовые гаммы — теплую и холодную. К теплой гамме относятся: золотисто-желтые, оранжевые, красные, а также те зеленые, коричневые, бордовые цвета, которые имеют оттенки первых трех цветов: желто-зеленые, оранжево-коричневые, бордово-красные и т. п. Узор на первом рисунке выполнен нитками, подобранными в теплой цветовой гамме. К холодной гамме относятся: голубые, синие, фиолетовые, малиновые, розовые, а также те зеленые, коричневые, бордовые цвета, которые имеют оттенки первых трех цветов: голубовато-зеленые, коричнево-синие, бордово-фиолетовые и т. п. Узор на втором рисунке выполнен нитками, подобранными в холодной цветовой гамме.