Русская народная вышивка
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал — подзоры, концы полотенец — все было украшено тканым или вышитым орнаментом.
Начиная с 8—9 лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского рукомесла, готовили приданое.
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.
Как нарядно узорочье севернорусских вышитых полотенец!
Встреча весны. Вышивка. Русский Север, 19 в.
Ряды орнамента выглядят как нарядная рама, в которую помещена самая драгоценная часть вышивки.
Сюжет вышивки связан с темой «Встреча весны». Об этом говорят изображения птиц, воды (в виде плетенки), растительных элементов, а также солнечные символы.
Посмотри, как решены фигуры женщины и всадниц на конях— у них угловатые тела, огромные кисти рук, странной формы головы. Ведь это не просто изображение, а знаки орнамента. Обрати внимание на то, как украшены поверхности этих фигур шахматным рисунком, широкими и узкими цветными полос ‘ми, а также на удивительную согласованность цвета.
Взгляни, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки — здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орел, и птица Сирин. На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображенных по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Главный мотив вышивки дополняют орнаментальные ряды с растительными элементами и маленькими птичками. Они как бы усиливают содержание образа, подчеркивают его особый смысл.
Полотенце с вышивкой и кружевом (слева)
«Солнечная колесница». Фрагмент полотенца. Русский Север, 19 в. (справа)
Пава и березки, вышитые на крае настилальника. 19 в.
Птицы на вышивках очень декоративны, они не похожи на своих природных собратьев.
А известно ли тебе, когда крестьянские женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах, полотенцах? С приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось еще время до начала полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца. Вслушайся в слово «узор»: оно звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. Не потому ли на серебристо-белом полотне рдеет как заря вышитый орнамент!
Полотенце. Русский Север, 18 в.
Фрагмент подзора с древом жизни и птицей. Русский Север, 19 в.
Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо, не случайно фон на тканях называли мастерицы Русского Севера «земля». Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
«Солнцеворот». Фрагмент вышивки полотенца. Тульская губ., 20 в.
Обрати внимание, как линия-шов очерчивает жесткой ломаной линией выразительный контур орла, как швы-узоры дерзко дробят поверхность на ряды орнаментов, превращая ее в нарядное узорочье. Красный цвет, впустив другие цвета-нити, сохранил право быть главным в вышивке.
Орел. Фрагмент подзора. Русский Север, 19 в.
Посмотри, как разрослось в узорах вышивки древо жизни и как по-разному решается этот образ!
Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ — барсов, львов, единорогов.
Барсы. Наплечник женской рубахи. Русский Север, 19 в.
С каким тонким вкусом и щедрой фантазией выполнена эта многоцветная вышивка с изображением барсов, изукрашенная узорочьем швов! От этой красоты просто невозможно отвести глаза! Сам барс выглядит совершенно не злобным, а скорее сказочным, добродушным существом.
Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.
Древо жизни. Фрагмент полотенца. Петербургская губ., 19 в.
Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью деревни.
Детские работы. Гуашь, бумажное кружево
Задание
Постарайся размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополни его орнаментальными рядами, которые выстрой из ритмически повторяющихся знаков-символов: знаков плодородия, птичек, растительных элементов. Работу можно выполнить восковыми мелками и акварелью, а также фломастерами, тонкой кистью. Из тонкой бумаги вырежи нарядные «кружева» и укрась ими свое полотенушко.
История вышивки: виды, история возникновения и ее развитие
Вышивка как вид искусства существует не одно поколение веков, радуя глаз и давая возможность модницам больше возможности для самовыражения через одежду. Ведь каждая вышитая вручную вещь поистине уникальна. История возникновения вышивки уходит корнями глубоко в древность. Наши предки, сшивая кожу, заметили, что можно это делать не просто прямыми линиями-стежками или волнообразными, но и другими видами. Например, можно использовать вышивку крестом. История утверждает, что в девятом веке нашей эры вышивание было настолько совершенно, что вещи, созданные мастерицами, могли соперничать с современными видами вышивок, изготовленными с помощью машин и тщательных просчетов.
С чего все началось?
Мало кто знает, что история возникновения вышивки имеет под собой совсем не то значение, которое ей придают сегодня. Сейчас – это красиво, стильно и уникально, но в старину вышивка имела совершенно иной смысл: она являлась мощным оберегом от негативных сил, а также способом передать информацию, сокрытую в символах, использовавшихся при создании шедевра. Более того, вышитые особым образом вещи для ритуальных действий, несли в себе посыл для окружающих, ведь именно священнослужители обладали сокрытыми, тайными и невероятными знаниями о силе символов, которыми они украшали свою одежду.
Только глядя на вышитые одеяния, человек мог существенно изменить свое внутреннее состояние, ход мыслей и побуждающие внутренние желания. С течением времени эти знания постепенно заменялись, искажались бессознательно, в силу ограниченного ума или специально по причинам, известным только посвященным.
Вышивка крестом
История и исследования утверждают, что это одна из самых распространенных техник для создания оберегов в виде одежды, ведь ее символ — крест — являлся знаковым изображением человека, при этом в зависимости от того, какая форма (геометрическая фигура, рисунок) выстраивалась из маленьких стежков, можно было понять, чего желала мастерица-вышивальщица тому, кому предназначалась вышитая вещь. Ученые не могут назвать приблизительную дату возникновения этого вида рукоделия, но найденные древние останки одежды, датированные IX-X вв., доказывают, что вышивка крестом была уже на высоком уровне.
При этом исследователи истории вышивки крестиком утверждают, что это искусство считалось занятием для аристократов или людей с уникальными способностями, а простому люду были доступны только примитивные стежки и толстые полотна с нитками, из которых шедевр не создашь. Одной из самых искусных вышивальщиц Средних веков считалась Ксения, дочь Бориса Годунова. Ее работы были известны не только в России, но и за границей: она умело вышивала полотна для церкви, скатерти и одежду для членов царской крови.
Вышивка как знак внимания
В ходе течения истории вышивка крестиком ближе к XVIII веку становится доступной практически всем, при этом она постепенно утрачивает основную смысловую нагрузку и сакральный смысл и приобретает больше декоративный характер. Рукодельницы-умелицы украшали не только одежду и предметы интерьера, но и таким образом могли выказать свою симпатию понравившемуся парню, вышив для него рубаху, пояс или кисет для табака.
После падения «железного занавеса» популярность вышивки в России ненадолго упала ввиду засилия новомодных вещей с запада, но в последние несколько лет тяга к этому кропотливому творчеству снова набирает обороты. Можно с уверенностью сказать, что история вышивки еще не закончилась.
Когда люди начали вышивать?
Официально считается, история вышивки началась в Китае, именно там были обнаружены первые предметы одежды из шелка, украшенные мелкими стежками из золотых и серебряных нитей. Находки датированы V веком до н. э. и сохранились до наших дней, что говорит о высоком качестве материала и вложенного труда. Именно китайская вышивка оказала существенное влияние на становление этого вида рукоделия в Японии, Византии и позже в других европейских странах.
В России, а именно, на Алтае были найдены предметы одежды, расшитые камнями и бусинами, датированные первым веком до нашей эры. Это говорит о том, что становление вышивки в истории проходило параллельно в разных уголках земного шара. Некоторые источники утверждают, что во времена Владимира Мономаха уже была создана первая школа вышивальщиц на базе Андреевского монастыря.
Мстерская вышивка
Этот вид вышивки гладью в истории оставил небольшой след, так как зародился недавно, в XVIII веке. В России, во Владимирской области, в городке Мстера монахини местного монастыря положили начало уникальному стилю вышивки, который вскоре разделился на два вида: для зажиточных людей и духовенства, а также для простых крестьян. Разница была в том, что первые вышивали золотыми нитками по атласной ткани или бархату, а люди победней — простыми белыми нитками по тонкой льняной ткани или батисту.
XIX век и начало XX – это пик спроса на нежные батистовые сорочки с вышивкой белыми нитками, которые были практически в каждой семье. Также вышивались скатерти, носовые и шейные платки, косынки и тонкие нижние юбки, а в конце 40-ых годов XX века мстерская вышивка была признана даже за границей. Со временем мода на трикотажную одежду и белье практически вытеснила этот чудесный вид искусства.
Еще один вид русской глади
В XX веке этот стиль вышивки стал основой еще для одного подвида – владимирской глади, которая несколько отличается стежками от классической мстеркой вышивки тем, что проходят нити толстым слоем, создавая выпуклые рисунки растительного свойства: цветы, листья с усиками. Во владимирской вышивке гладью история выделяет красный цвет, но иногда использовались небольшие добавки в виде желтого и синего цвета, реже — зеленого.
Со временем в орнаменты стали «вплетать» диковинных птиц, деревья и кусты, сохраняя при этом традицию единения с природой. В 70-х годах прошлого века такой стиль вышивки достиг пика популярности, но потом постепенно спал, только в глубинках страны еще живо мастерство, передающееся по наследству.
Рукоделие с лентами
В истории вышивка лентами тоже имеет место, ведь она берет начало из более древних времен, когда кожаные изделия расшивали тонкими полосками кожи и шнурами. В Древнем Египте одежду стали расшивать более тонкими полосками ткани, тесьмой, а находчивые византийцы и евреи перенесли этот вид рукоделия в Европу.
Следующий скачок в истории вышивки лентами состоялся благодаря Людовику Благоразумному: он завез в страну станки для изготовления лент из атласа, вот тогда и начался бум шелковых лент. В 1560 году в Лионе работало уже 50 тысяч мастеров. Они трудились днем и ночью, изготавливая километры лент, которые использовали рукодельницы для вышивки одежды господ. Массовая истерия нарастала и в XVII веке стали вышивать не только женскую, но и мужскую одежду: люди стали походить на клумбы. Увлечение распространилось по всему миру, даже в Австралии вышивку лентами использовали чаще, чем простую (нитками), так как налог на нитки существовал, а на ленты – нет. К счастью, с 1800 года увлечение постепенно стихло и приобрело форму декоративного искусства: стали вышиваться картины, гобелены и небольшие предметы интерьера.
В заключение
О возникновении разных стилей вышивки в истории мира можно рассказывать еще долго, так как их действительно много: нежное ришелье, потрясающее скандинавские шитье «хандаргер», итальянская ассизи – техника, сочетающая крест и гольбейнский шов, потрясающее барджелло – флорентийская вышивка, которая до сих пор очень популярна. Каждый может найти что-то свое в любом виде взаимодействия цветной нити, иглы и ткани и создать свой шедевр.
Как развивалась вышивка
Искусство вышивки уходит корнями в далекое прошлое. В то время, когда древний человек сделал первый декоративный стежок на своей одежде. Вышивка позволяла выделиться, т.к. на изготавливаемых тканях зачастую отсутствовал орнамент.
Точно не известно, где и как появилась вышивка. Вышивок, датируемых ранее XII века, практически не осталось. Известно, что в Азии это искусство было известно задолго до того, как его начали использовать греки и римляне. Кстати, именно в Греции и Риме очень популярна была вышивка золотой нитью. Эта традиция была так распространена, что пытались даже запретить и ограничить такое рукоделие как неоправданную роскошь.
Техника и богатство исполнения вышивки достигло своего апогея при византийских царях. Тогда же впервые начали использовать серебряные нити. Толчком в развитии всех искусств, и вышивания в том числе, послужила эпоха Возрождения, в частности, политика двора Лоренцо Медичи. Лучшие художники разрабатывали схемы и рисунки для вышивальщиц.
В России самой большой популярностью пользовалась мережка – выдергивание ниток, а также вышивка по полотну. Вышивали чаще всего «крестом». Он выполнялся красными нитками на рубашках, передниках, по краю белья. Вышивка на рубахах располагалась на таких местах, которые считались местами соприкосновения внешнего мира и тела человека. Т.е. по вороту, рукавам, подолу, таким образом, она служила оберегом.
Начиная с XIII века, вышивание проникает в быт всех слоев населения. Оно делится на народное и городское. Городская вышивка была подвержена моде и постоянно менялась, а народная, напротив, следовала обычаям и была практически неизменна.
Сегодня вышивальщице доступно огромное количество схем, узоров и орнаментов, и постоянно разрабатываются новые. Другое дело, что у современной рукодельницы нет столько свободного времени, чтобы воплотить все свои идеи. Современный ритм жизни диктует свои условия, однако мы всегда можем обратиться к своему увлечению и провести пару часов за этим увлекательнейшим занятием – вышивкой.