Дуло рыло шило крыло жало покрывало помело чернила кило пила какие образованы

Дуло рыло шило крыло жало покрывало помело чернила кило пила какие образованы

Вопрос по русскому языку:

Какие из указанных ниже существительных образованы от глаголов с помощью суффикса -л-(о/а)?

дуло
рыло
шило
крыло
жало
покрывало
помело
чернила
кило
пила

Ответы и объяснения 2
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Занятие 2

Задача №1 Какой из данных ниже глаголов образован приставочным способом?

зачитаться; засмеяться; подписаться; размечтаться; пристроиться.

Задача №2 Какие из данных ниже слов образованы суффиксальным способом?

руководство; рукоплескание; рукоделие; рукоприкладство; рукопожатие; рукоятка.

Задача №3 Какое из данных ниже слов образовано не тем способом, что остальные:

Расшуметься, разоткровенничаться, расселиться, расшалиться, размечтаться.

Задача №4 Какое из данных ниже слов образовано не тем способом, что остальные::

билетёр; шахтёр; вахтёр; лифтёр; полотёр.

Задача №5 Какое из данных ниже слов образовано не тем способом, что остальные::

дармоед; лоботряс; чистоплюй; ротозей; негодяй.

Задача №6 Какие словообразовательные способы представлены в словах:

директор, завуч, завхоз, пятиклассник, второгодник.

Задача №7 Какие словообразовательные способы представлены в словах:

плоскогорье; Черноземье; мелководье; приозёрье; редколесье.

Задача №8 Даны слова комбат, комсомол, универмаг. Каким из предложенных ниже слов можно продолжить этот ряд?

военкомат, Гидрометцентр, Минздрав, профсоюз, КамАЗ.

Задача №9Какие из данных ниже существительных образованы от глаголов с помощью суффикса -л-(о/а)?

дуло, рыло, шило, крыло, жало, покрывало, помело, чернила, кило, пила.

Задача №10 Какие из данных ниже прилагательных образованы от существительных с помощью суффикса -н(ый):

годный, горный, скверный, сочный, темный.

Задача №11 Какое из данных ниже слов образовано таким же образом, как слово диджей?

модем; пейджер; пиар; ток-шоу; хакер.

Задача №12 Какое из данных ниже слов относится не к тому словообразовательному типу, что остальные:

волкодав, носорог, козодой, короед, шелкопряд.

Задача №13 Какое из данных ниже слов относится не к тому словообразовательному типу, что остальные:

лоботряс, сердцеед, зубоскал, лизоблюд, людоед.

Задача №14 Какая группа слов относится к тому же словообразовательному типу, что и слово пустозвон?

(А) сухофрукты, гололёд; (Б) светотень, лесостепь; (В) лизоблюд, скалозуб;

(Г) зубоскал, блюдолиз; (Д) дармоед, верхолаз.

Задача №15Даны словагалчонок, оленёнок, гусёнок. Какое из данных ниже слов относится к тому же словообразовательному типу:

бочонок, цыплёнок, маслёнок, поварёнок, лисёнок.

Задача №16 Даны слова книжка, печка, селёдка. Какое из данных ниже слов относится к тому же словообразовательному типу:

кличка, лошадка, Светка, тетрадка, явка.

Задача №17 Выберите слово, по смыслу устроенное не так, как остальные:
самоанализ, самокритика, самообман, самоотвод, самоуправство.

Задача №18 Даны слова винодел, кораблестроитель, сталевар. Каким из предложенных ниже слов можно продолжить этот ряд:

землемер, землепашец, коневод, свинопас, хлебопёк.

Задача №19 Даны прилагательные: внешний, тогдашний, нынешний, сегодняшний.

Как раньше выглядело в русском языке слово там?

Задача №20Одно из слов – дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род (однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранились). Найдите это слово.

Задача №21Установите правила выбора уменьшительного суффикса (-ок, -ик или -чик) для следующих примеров:

катерок, вечерок, погребок, желобок, куполок, теремок, тетеревок:

столик, слоник, дворик, клопик, холмик, коврик, ослик, кадрик, штампик, ромбик, цилиндрик, оркестрик, комарик, топорик;

стульчик, планчик, карманчик, локончик, бульварчик, моторчик, сиропчик, перерывчик.

Задача №22Даны русские слова и их переводы на болгарский язык в перепутанном порядке, кроме того, в болгарский список добавлено несколько новых слов и словосочетаний:

болонка, пасечник, примерочная, овчарка, газета, ювелир, молочница;

стая за проби, златар, овчарско куче, пчелар, краварка, млекарка, стая за игра на билярд, овчарка, вестникар, малко стайно куче, вестник, тристаен апартамент.

Установите русские переводы всех болгарских слов и словосочетаний.

Задача №23Даны болгарские слова и их русские соответствия. Известно, что двум из этих болгарских слов соответствует по два русских, а одному из русских слов – два болгарских:

птичарник, рибар, краварник, рибарник, птичар;

коровник, рыбак, цапля, птичник, садок (для рыбы), легавая собака.

1. Сутра Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладаить бельё, а потом сходить в баню. Но, записывая предстоящие дела, он кое-что переп

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

1. С утра Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладаить бельё, а потом сходить в баню. Но, записывая предстоящие дела, он кое-что перепутал. Какое слово Матроскин выбрал неправильно? (уборка, готовка, стирка, глажка, помойка)

2. Если к Ниф-Нифу, Наф-Нафу и Нуф-Нуфу приедет в гости Хрюша, то у волка появится возможность съесть сразу четверых: поросёнков, поросят, поросёнок, поросяток, поросятков. Найдите правильные варианты.

3. Какие слова нужно подобрать к слову «проще», чтобы получилось устойчивое словосочетание? (парного молока, пареной репы, вяленой воблы, солёного огурца, варёной картошки)

4. Вот три известных стихотворных отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в единственным или во множественном числе):

Ночевала _______ золотая, на груди утёса-великана.

__________ небесные, вечные странники.

Я ________, __________, ________, я вовсе не медведь.

Вспомните или догадайтесь, какое слово пропущено. (птичка, рыбка, кучка, тучка, штучка)

5. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? (палисадник, камыш, заслонка, посёлок, укротитель)

6. В каком из слов не хватает буквы «Т»: прекрасный, искусный, чудесный, извесный, ужасный.

7. Кто бывает круглый: дурак, отличник, друг, трус, сирота?

8. «Тёма подскочил к няне, изо всех сил колотя её кулачками, закричал: «Отдай, отдай, отдай лопатку!», — «Экий ты, Тёма, задиристый, настоящий ___________». С какой птицей сравнил отец задиристого сына? (павлин, индюк, петух, орёл, сыч)

9. Какой из глаголов по смыслу заметно отличается от остальных: таращить, корчить, пялить, выучивать, щурить?

10. Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели. В какие их них можно добавить букву Ь так, чтобы снова получились правильные слова?

11. Вот отрывок из сочинения Вовочки:

Кондуктор ходил по автобусу взад-назад, приговаривая: «Граждане, оплачивайте за проезд!» Папа сказал: « Что касается до нас, то всё уплочено».

Сколько ошибок в этом отрывке?

12. Как называют по-русски жителя Парижа: парижанин, парижчанин, парижец, парижич, пария?

13. Какие из слов горячий, обожжённый, яркий, красный, сгоревший сочетаются со словом огонь?

14. На воре шапка___________. (дрожит, горит, краденая, дорогая, по Сеньке)

15. Вот четыре пары слов: 1)вокруг … около, 2)тишь … гладь, 3)мал … удал, 4)Иван … Марья. Из каждой можно получить устойчивое словосочетание, если вставить в него вместо многоточия союз ДА. Но в одном из них союз ДА будет иметь не такой смысл, как в остальных. В каком?

16. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно _______________.» Как ему надо закончить фразу? (с расписанием, расписания, расписанию, расписаний, по расписанию)

17. Даны пары слов: 1) код – кот, 2) нос –нёс, 3) был – бил, 4) пуд – путь. В каких парах произношение различается лишь одним звуком ?

18. В каком из этих предложений есть грамматическая ошибка:

Сыщики охотились за вором

Кошка охотилась на мышь.

Коллекционер охотился на редкую книгу.

Лиса охотилась за зайцем.

Древний человек охотился на мамонтов.

19. Из пяти приведённых существительных четыре образованы по общему правилу, а пятое – с некоторым отклонением от него. Какое существительное образовано с отклонением? (смотритель, учитель, слушатель, писатель, сеятель)

20. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа: коров, домов, стволов, голов, подков. В каком из них в зависимости от значения можно по-разному выделить окончание?

21. Что означает устойчивое выражение «хоть шаром покати»: хочется играть в кегли, пусто — ничего нет, ничего не понимаю, полное изобилие.

22. Сколь среди приведённых слов можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.

23. Какие слова из списка имеют ударение на окончании: свёкла, брюква, скоба, скула, амплуа.

24. – Мы хотим есть! У вас белуга есть?

— Нет, сэр. Есть бельдюга.

— Что есть бельдюга?

В скольких разных смыслах в этом шуточном диалоге использовано слово «ЕСТЬ»?

25. Даны пять существительных: брюки, перила, ботинки, санки, ворота. Какое из них обладает грамматическим свойством, которым не обладают остальные?

26. В предложении «Бумаг а ист лела» «спрятано» слово АИСТ. В четырёх из этих предложений «спрятаны» названия овощей, а в одном – название птицы. В каком?

Впереди скала. На полу кошка. На ковре паук. Банка пуста. Зима кончается.

27. Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А осёл? (мычит, блеет, кудахчет, ржёт, ревёт).

28. У какого из этих глаголов формы прошедшего времени образуются не так, как у остальных: подпрыгнуть, прикрикнуть, намокнуть, задёрнуть, присвистнуть?

29. Алёшу так и подмывало рассказать Васе, что Серёга наябедничал Дарье Семёновне на Юльку. Кто из них наверняка считает, что Серёга – ябеда? (Алёша, Вася, Серёга, Юлька, Дарья Семёновна).

30. Какое из этих существительных не употребляется во множественном числе: холод, ветер, зной, туман, дождь?

31. Пять клоунов заказали себе по колпаку. Бам заказал себе колпак изумрудного цвета, Бим – сизого, Бем – малахитового, Бом – травяного, Бум – сиреневого. Директор цирка хитрых названий цветов не знает и потому, увидев колпаки, назвал некоторые из них просто зелёными. Кто, по его мнению, заказал себе зелёный колпак?

32. Одно из чисел: 4, 5, 6, 7, 8 — встречается в русских пословицах и поговорках чаще других. Какое?

33. Какие прилагательные надо вставить в словосочетания: на __________ ногу, на ___________ руку, на ___________ голову?

34. Уходя с занятия компьютерного кружка, учитель сказал ученикам: «Вы должны решить задачу, а также дописать программу. После этого можете поиграть». Коля решил задачу, дописал программу и поиграл. Миша дописал программу, решил задачу и поиграл. Вася решил задачу, дописал программу и ушёл домой. Кто из ребят выполнил задание учителя?

35. В пятом классе Ивановской средней школы учатся пять ребят: Иванов, Ивашов, Иващенко, Иванищев, Иванюк. Учитель записал их фамилии в школьный журнал в алфавитном порядке. Какая фамилия оказалась в списке последней?

36. Какое из слов: искать, перебирать, бранить, обманывать, оценивать – близко по значению к слову ЖУРИТЬ?

37. В каком из этих слов количество букв не совпадает с количеством звуков: сел, съел, сяду, съешь, поешь.

38. Костя шепелявит – произносит «Ш» вместо «С» и «Щ». Какое из произнесённых Костей слов можно понять тремя разными способами: крыша, прошение, широта, плюш, штопка.

39. Даны слова: пики, трефы, черви, бубны. Какие из них употребляются не только как названия карточной масти?

40. ЛЕС РУБЯТ – ЩЕПКИ _______________. (жгут, губят, любят, летят, плодят)

41. Какое из этих слов по смыслу заметно «выпадает» из ряда остальных: кухня, гостиная, спальня, коридор, ванна?

42. В каком из слов на месте пропуска пишутся двойные согласные: липовая а__ея, дли__а коридора, ю__ый спортсмен, почётная гра__ота, ко__ичество учеников?

43. Вот два списка слов, данных в алфавитном порядке:

1) близнец, лошадь, нота, скрипач.

2) трио, триоль, тройка, тройня.

Как надо переставить слова во втором списке, чтобы каждое оказалось связанным по смыслу с соответствующим словом первого?

44. Вот десять устойчивых словосочетаний: 1) на воре шапка горит; 2) шило на мыло; 3) вор на воре; 4) на ловца и зверь бежит; 5) на дворе трава, на траве дрова; 6) с часу на час; 7) на Маланьину свадьбу; 8) на чём свет стоит; 9) на все сто; 10) меняться на глазах. С каким падежом предлог НА встретился чаще, чем с другими?

45. С каким их слов: церемония, сервиз, роза, сорт, ложка – не сочетается прилагательное ЧАЙНЫЙ?

46. В каждой из этих фраз второе слово связано с первым определённым, одинаковым для всех фраз, образом: столяр стоял, сливки кисли, перила прели, листок стоил. Какая из следующих фраз построена по такому же принципу: пловец вопил, клёв влёк, залив звал, горилла горела, лиса шла?

47. В каждой из фраз: плитка коптила, слива висела, толпа путала, полк копал, продел поредел — второе слово связано с первым определённым, одинаковым для всех фраз, образом. Лишь в одной из фраз такой связи между словами нет. В какой?

48. Даны четыре последовательности букв: вырезать, дороги, округа, издали. Какую из них можно прочитать с ударением на любом слоге так, чтобы во всех случаях получилось правильное русское слово?

49. «В сборную военного округа по волейболу вошли 11 человек: … моряка, … пехотинца, … сапёра и … танкистов», – писал в окружной газете капитан сборной, танкист Петров. В этой фразе многоточия замени цифрами. Сколько моряков было в сборной?

50. Среди всех книг, созданных человечеством, первое место по общему тиражу изданий занимает Библия. А как переводится на русский язык это греческое слово: мудрость, книги, святость, история, слова?

51. Какое из слов: вскопать, копилка, телескоп, копьё, скобка — содержит тот же корень, что и слово СКОП в выражении «всем скопом»?

52. Когда человеку тяжело живётся, то говорят, что «жизнь у него не …».

53. Какое из слов: хлебница, яичница, супница, сахарница, салатница – по смыслу отличается от других?

54. Похожие на вид слова могут иметь совершенно разные значения. Вот и здесь только в одной из пяти пар слова тесно связаны по смыслу. В какой? ( рот – рота, графин – графиня, треск – треска, супруг – супруга, полк – полка)

55. Одна старушка, для которой русский язык не был родным, готовя обед, часто приговаривала: «Что положишь – то и выймешь». А как сказать правильно? (вымешь, вынимешь, вынемешь, вынешь, выйнешь).

56. В какой из этих пословиц в пропущенном месте упоминается не тот, кто в остальных:

… бояться – в лес не ходить.

С … жить – по-волчьи выть.

За двумя … погонишься – ни одного не поймаешь.

Работа не …, в лес не убежит.

57. Бывают такие слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному и имеют разные значения. Выбери такие слова из списка: кружка, стоящий, мука, горе, змея, хлопком, село.

58. От названий частей тела часто образуются уменьшительные слова, которые могут приобретать и переносные значения. Какие среди следующих слов имеют переносные значения: ручка, глазик, ножка, носик, спинка, зубик, горлышко?

59. «Вдруг … сцены послышался шум». Какие из предлогов: на, над, около, за, из-за, у, позади – могли бы стоять на месте многоточия?

60. Петя пошёл в школу. По дороге он на минутку … к бабушке. Какое слово лучше всего поставить вместо многоточия: убежал, прибежал, выбежал, забежал, вбежал?

61. В 3 классе сельской школы 5 учеников. Учитель записал их фамилии в классном журнале в алфавитном порядке. Какая фамилия оказалась последней: Антонов, Судаков, Сухов, Волков, Савин?

62.Во всех этих словах, кроме одного, можно переставить буквы так, что получатся названия растений: насос, мошкара, пила, корма, мышка. Кроме какого?

63. На концерт пришли 52 школьника — … девочка и … мальчиков. Сколько девочек было на концерте? ( 1, 11, 21, 31, 41).

64. Кому посвящено стихотворение Николая Глазкова: Наине, Свете, Нине, Нонне, Елене?

Нам нравится удача без труда,

Она встречается не очень часто.

На счастье я надеюсь иногда.

Но лучше не надеяться на счастье.

Ему – увы – сопутствует беда.

65. Даны слова: свисток, заступ, закладка, постройка. Какие из них могут обозначать как действие, так и предмет?

66.Два класса слили в один. Что произошло: сливание, слияние, слив, слитие, сливка?

67. Посмотрите на список слов: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове СЫР?

68. В песне Александра Дулова «Посёлок дачный» есть строчки:

К чему скитаться розно?

Обнимемся в пути.

Теперь ещё не поздно

На палубу взойти.

Что означает слово РОЗНО? (по морям, понемногу, подолгу, по заграницам, поодиночке)

69. Какие орфографические ошибки сделал Вовочка в предложении: Циган купил красовки?

70. В русском языке есть два глагола ЖАТЬ. Значение одного из них – «давить» Найдите в списке глаголов значение второго глагола: полоть сорняки, вести трактор, срезать стебли злаков, сеять.

71. Исключите слово, которое означает не такой вид растительности, как все остальные слова из списка: джунгли, ельник, бор, луг, дубрава.

72. Строчка из известной песенки: «Жил-был у бабушки серенький козлик» в зашифрованном виде выглядит так: Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг. А как с помощью этого же шрифта записать Крокодил Гена?

Клёкотыр Гэмя Глёгётыр Кэня

Клёкётыр Гэмя Глёгёдыр Кэмя

73. Вот список существительных: очки, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы. У каких из них нет формы единственного числа?

74. Даны предложения:

В соревнованиях участвовали ученики обоих школ.

Скоро зажгётся фонарь и осветит улицу.

Внимательно слушав учителя, он всё усваивал.

Где содержатся ошибки в образовании слов?

75. В каких словах на месте многоточия пишется Е: в…сеть, не в…су, зав…сать, занав…с, в…сячий?

76. Как начинается поговорка: … видит издалека? (моряк моряка, рыбак моряка, дурак дурака, рыбак рыбака, свояк свояка)

77. Даны формы слов: туч, лож, душ, туч, плач. Из каких форм получатся осмысленные слова, если к каждому слову добавить букву Ь?

78. У вас с другом отцы хорошо знакомы и в приятельских отношениях. Дополните фразу: Они друг с другом… (на равной ноге, на короткой ноге, на близкой ноге, на одной ноге, на двух ногах)

79. Фольклор неразрывно связал некоторые имена и понятия: скажешь Трифон – и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Сидор, Макар, Демьян. Какое из пяти перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них: мать, сын, коза, телята, уха.

80. Имя Виктор означает: победитель, могучий, славный, загадочный, воин?

81. Вот пять несклоняемых существительных: кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто. Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании: чёрный…?

82. Какие из перечисленных слов происходят от названий частей человеческого тела: подножка, подушка, подзатыльник, подворотня, поручение, намордник, на запятках, наручники, лапник, прохвост?

83. Даны существительные: дуло, рыло, шило, крыло, жало, покрывало, помело, чернила, кило, пила. Какие из них образованы от глаголов с помощью суффикса –Л-?

84. Какое слово надо подставить вместо многоточия во фразу: Нас не устраивает уровень двусторонних отношений наших стран, и мы сделаем всё для его…? (активизации, усиления, укрепления, улучшения, повышения)

85. Какими звуками отличаются слова: бутон, батон, бидон, питон, бетон?

86. Подберите по два слова, в которых:

1) все буквы соответствуют звукам;

2) одна буква не соответствует звуку;

3) букв больше, чем звуков;

4) звуков больше, чем букв.

87. В каких словах только: 1) глухие согласные; 2) звонкие согласные – петушок, гребешок, борода, лягушка, соска, шишка, гриб, слон?

88. Распределите существительные по родам: мозоль, какао, фланель, толь, шоссе, полынь, туннель, повидло, ферзь, тюль, кофе.

89. Определи части речи инопланетных слов: бутявка, гусявочный, сгебавить, афушка, тябулись. Что ещё ты можешь рассказать об этих словах?

90. Найди предложение с однородными членами:

Дедушка с внуками идут на охоту.

Дедушка да внуки идут на охоту.

91. Замените фразеологизмы одним словом:

Путаться под ногами, кот наплакал, бить баклуши, в час по чайной ложке, пропустить мимо ушей, гнуть в бараний рог, буква в букву, как белка в колесе.

92. Составьте словосочетания из прилагательных и существительных:

Золотой, золотистый ( кулон, осень, цвет); красный, красочный (журнал, книга, флаг); соседний, соседский (мальчик, дом, стол); землистый, земляной ( червь, цвет, работа, орех).

93. Разделите следующие слова на две группы: те, в которых есть только глухие согласные, те, в которых есть только звонкие согласные. Какие слова остались? Почему?

Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.

94. Сколько раз в слове спрятался звук «Й»: ель, ёлка, воюет, веялка, коньки, мой, вьюн, обезьяна, йод, килька?

95. Вставьте в предложение пропущенные буквы. Разберите предложения по членам предложения и по частям речи.

Л…б. п…тн…й сл…н. н…к спр…с…л, чт… …ст кр…к…д…л з… …б…д…м.

Кр…к…д…л схв…т…л сл…н…нк…. з… н…с.

96. Замените каждое словосочетание одним словом: оказывать честь, принимать участие, оказывать шефскую помощь, испытывать чувства, осуществлять власть, издать свист, издать хруст.

97. Вставьте пропущенные слова: 1)Черепаху защищает крепкий … 2) Наука о лечении называется … 3) … по осени считают. 4) Значок для обозначения числа называется … 5) Место на часах, где расположены цифры, называется …

98. Раскройте скобки: (не) жил, (не) здоровится, (не) лепый, (не) уклюжий, (не) лежал, (не) видит, (не) доумевал, (не) валяшка, (не) хочу, (не) ряха, (не) забудки, (Не) Смеяна, (не) дотрога, (не) ожиданность, (не) взял, (не) поседливый, (не) брежно, (не) пременно, (не) хочет, (не) сносный, (не) пустить, (не) навидеть, (не) было, (не) уклюжий.

99. Выделите приставки в словах: 1) ворваться, воевать, ворох, вогнать, 2) добраться, домашний, доверить, доброта, 3) озабоченный, оловянный, одеревенеть, 4) предвидеть, предсказать, предмет, 5) заработок, зарево 6) подписать, порох, подправить, 7) сотрудник, соловей, соединение. 8) поездка, полоса, полеводство.

100. Вставьте в пропущенные слова пропущенную букву З или С: …гущенное молоко, прекрасное …доровье, …берегательная касса, … кинотеатра, …дешние жители, …горбленный человек, …бритая борода.

101. Какие из этих слов обозначают группу людей: толпа, гурьба, стадо, орава, стая? Что обозначают другие слова?

102. Какие из перечисленных слов произошли от одного корня: пешка, спешиться, пешеход, пехота? Объясни лексическое значение слов.

103. Какая пара слов не имеет сходства по значению: преграда – помеха, привлекать – манить, скука – горе, склон – откос? Почему?

104. Произношение какого слова не совпадает с написанием: бак, слон, грустно, пять, весь? Почему?

105. В каком слове ударение падает на первый слог: сорит, древко, партер, каучук, досуг?

106. Что триста лет назад означало слово виктория?

107. Поставь, где нужно, Ь.

1. Среди чащ? и рощ? растут плющ? и хвощ?.

2. Кощей для охраны сокровищ? собрал самых страшных чудовищ?.

3. Хорош калач?, пока горяч?.

4. Мой весёлый, звонкий мяч?, ты куда помчался вскач?.

108. Выделите в словах приставки: подготовить, переподготовить, подать, остановить, позапрошлый, произносить, производить, обставить.

109. Замените каждое словосочетание одним словом с корнем –РАВН-:

1) Безразличный ко всему-

2) Имеющий одинаковые права –

3) Действующий всё время с одинаковоё силой –

4) Сутки, в которых день и ночь одинаковы –

110. Расставить ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофёр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.

111. Найди «лишнее» слово в синонимическом ряду: красный, багряный, фиолетовый, алый огненный.

112. Являются ли однокоренными слова: побывать, добывать, забывать? Докажи.

113. Определи, сколько звуков в словах: я, он, мал, солью, яма, возьму, в, подъезд, юг?

114. Написать слова, значения которых даны ниже:

1) Место на реке, где её можно перейти;

2) Отверстие в вершине вулкана;

3) Наука о небесных светилах;

4) Место, где скрещиваются улицы;

5) Речь, произнесённая одним актёром.

115. Назвать несколько существительных, И. падеж ед. числа которых совпадает по написанию с неопределённой формой глаголов.

116. Зачеркни лишнее:

Имя существительное имеет : Глагол имеет:

117. В тарабарском языке есть слово РАШМЯВКА .

Известно, что слово рашмявка изменяется так: рашмявить, шмява, шмявок, нашмяв.

В словах рашмявка, гукочка, дюжарка – одинаковый суффикс.

В словах рашмявка, равука, раличка – одинаковая приставка.

Разбери по составу слово РАШМЯВКА .

118. В старину это слово обозначало человека, не годного к военной службе. А сейчас оно обозначает плохого человека. Какое это слово?

119. В старину слово ВЕДАТЬ обозначало ЗНАТЬ. Назови слова, которые произошли от слова ВЕДАТЬ.

120. Назови слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.

121. Изменяя по одной букве в слове, составь цепочку и преврати мышку в кошку.

122. Вставь подходящие по смыслу слова: труслив как…, нем как. хитёр как…, надут как…, голоден как …, упрям как…

123. Выбери слова, в которых букв больше, чем звуков: яблоко, якорь, коньки, стройка, тополь, солнце, медвежонок, ель, лестница.

124. Выбери слова, в которых звуков больше, чем букв: ворота, ясень, ёжики, колокольчик, поездка, просьба, здание, юла, сердце.

125. Выбери слова, в которых количество звуков и букв совпадает: пальто, ёлка, юность, дверь, сердце, печенье, весна, одеяло, письмо, подъезд.

126. Назови детёнышей у животных: у кошки, у собаки, у овцы, у галки, у змеи, у рыбы.

127. Составь предложения на тарабарском языке:

1) Венесяпый, тюпает, женелёнок;

2) неляет, по, теляку, крокозябр, булясый.

128. Выбери из предложенных слов предлоги: я, по, около, иду, в, и, она, из-за, а, под, но, не, ел.

129. Замени прилагательные близкими по смыслу: седые горы, бархатный голос, железные мышцы, тяжёлый взгляд, лёгкий характер. (белоснежные, приятный, крепкие, мрачный, весёлый)

130. Составь предложение, в котором все слова будут начинаться с одной и той же буквы. Можно употреблять предлоги. Постарайся использовать как можно больше слов.

131. Вместо точек вставь три буквы, чтобы получились слова, оканчивающиеся одинаково (рифмы): ц…, м…, щ…, тр…, др…

132. Добавь вместо точек одну или несколько букв, чтобы получилось слово. Постарайся составить как можно больше слов: СТО…

133. В каких словах нет окончаний: в неизменяемых, у существительных мужского рода.

134. Образуй от слова СОН однокоренное слово с двумя парами удвоенных согласных: первая пара – на стыке приставки и корня, вторая – на стыке корня и суффикса.

135. В слове два звука. Сколько может быть слогов?

136. Разбери слово ДАЛИ по составу, если оно является: существительным, глаголом.

137. Поставь имена существительные в форму множественного числа: небо, ребёнок, чудо, человек.

138. Выбери лишнее слово: а)дом, избушка, хата, квартира; б) дети, ребята, детвора, малыши.

139. Подбери три пары слов, в которых при изменении форм слова буква Е заменяется на букву Ё.

140. Прочитай слова от конца к началу. Учитывай звуки, а не буквы: лог, люк, краб.

141. Подбери синонимы к словам: печалиться, заболел, трепещет, громадный, занимательный, мощный. (грустить, занемог, дрожит, огромный, интересный, сильный)

142. Подбери антонимы к словам: неряшливый, смелость, естественный, говорить, удлинить, печалить. ( укоротить, аккуратный, радовать, трусость, искусственный, молчать)

143. Образуй от данных слов однокоренные существительные приставочно-суффиксальным способом: окно, берёза, сон, стыд, вода, ухо.

144. Образуй от данных слов слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня: тепло, сказать, соль, сила, держать, след.

145. Образуй от данных слов слова с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса: длина, камень, Русь, осень, сторона, страна. (посторонний, иностранный)

146. Выпиши три группы родственных слов: бас, бассейн, басня, басовитый, баснословный, баснописец, басок, басовый.

147. Выбери слова, в которых возможно чередование согласных в корне: дом, песок, снег, час, дорога, ремонт, печка, лекарь, пух. Приведи эти примеры. (песок, снег, дорога, печка, лекарь, пух)

148. Выпиши слова с нулевым окончанием: домов, столов, голов, ковров, основ, степей, ножей, шей, юношей.

149. Я задумал слово: если изменить в нём первую букву, получится большая река, если заменить вторую букву – близкий родственник, а если третью – рыба. А слово, которое я задумал означает состояние покоя и отдыха. Какое слово я задумал. Запиши всю цепочку.

150. Объясни словосочетания: посолить суп – насолить человеку, наследить в доме – последовать за другом.

151. Замени один из звонких согласных звуков на глухой и получи новые слова: пруд, моросит, горка, жили, лез.

152. Разгадай шараду по теме «Безударные гласные»: с Е торопят, если знают, что недолго уж до срока, с И учительница часто говорит нам на уроке. (спеши – спиши)

153. Разгадай шараду по теме «Безударные гласные»: с буквой Е ты делай в хоре и таланта не таи, принял горькое лекарство – делай быстро с буквой И. (запевай – запивай)

154. Найди общее начало для слов: а)-мушка, -жик, -пус, -тик, -зина; б) –тина, -тошка, -та, -ман, -тон.

155. Вставь в предложения омонимы, поставь ударения:

а) Дети подарили маме чудесные …- Папа забивает молотком …

б) Солнце … за горизонт. – На холме .стоит … Ромашково.

в) Мама купила мне большой географический … — Для этого платья надо купить серебристый …

156. Движение в танце называется ПА. Добавь к этому слову по одной букве и составь цепочку слов со следующими значениями: вода в виде газа, место отдыха искусственная причёска, теплица. Найди среди этих слов однокоренные.

157. Запиши слова с приставкой СО- в следующем порядке:

а) Тот, кто создаёт произведения вместе с кем-то другим;

б) Тот, кто учится вместе с кем-то другим на одном курсе;

в) Тот, кто трудится с кем-либо в одном учреждении;

г) Тот, кто с кем-либо беседует;

д) Тот, кто помогает кому-либо в борьбе. (соратник)

158. Добавь на месте точек одну или несколько букв, чтобы получались новые слова. Постарайся подобрать как можно больше слов: -ЧНО.

159. Подбери слова с удвоенной согласной в корне, чтобы они обозначали: имена людей; математические понятия; числительные.

160. Какие местоимения самые чистые?

161. Какое местоимение требует уборки? (мой)

162. От существительного СОК образовали глагол, но в корне вместо буквы О появилась А. Какой это глагол?

163. Найди форму, в которой глаголы ПОСЛАТЬ и ПОЙТИ совпадают.

164. Назовите единственную в мире национальность, которая является именем прилагательным, перешедшим в имя существительное.

165. Выбери лишнее слово: читал, читатель, читальный, чтение, читала.

166. Выбери лишнее слово: бежал, бежит, бегу, бегун, бегите, бежишь.

167. Поставь вместо *** глагол так, чтобы получалось два устойчивых словосочетания: *** в дугу, *** в бараний рог.

168. Поставь следующие имена существительные в форму множественного числа родительного падежа: книжка, тарелка, искра, петля, овца, земля, игла, просьба.

169. Образуй от имён прилагательных сравнительную степень: дорогой, далёкий, мощный, чистый, красивый, жёсткий, широкий, хороший.

170. Выбери имена прилагательные, от которых нельзя образовать краткую форму: рыжий, пригожий, медвежий, светлокожий, верблюжий, бесстыжий, жгучий, телячий, шипучий, казачий, кипучий, горячий, птичий, ребячий. (медвежий, верблюжий, телячий, казачий, птичий, телячий)

171. Поставь глаголы в форме прошедшего времени: привыкнуть, исчезнуть, настигнуть,. Какой суффикс исчез?

172. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов: мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли, пора, пахнуть, трусить, стрелки, вычитать.

173. Подбери имена прилагательные, которые характеризуют свойства человеческого характера, выраженные пословицами: а) язык без костей; б) ел, да устал, спал, да намаялся. (болтливый, ленивый)

174. Разбери глаголы по составу: а) Солнце слепит глаза. б) Малыш слепит игрушку. в) Он был скупым на ласку. г) В магазине он скупил множество книг.

175. Запиши два слова, которые имеют один корень, но не являются однокоренными. (гора – горький, вода – водитель)

176. Выбери среди данных имён существительных те, которые имеют суффикс –ОК: замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток. (теремок, мирок, лесок, листок)

177. Составь предложения, объясняющие различия в значении слов: гранат – граната.

178. Объясни различия значения данных слов, составив с ними предложения : одеть – надеть.

179. Поставь в словах ударения. Сколько здесь слов? Ирис, чудно, вилок, белок, окуни.

180. Составь словосочетания, в которых эти слова являлись бы сначала существительными, а потом прилагательными: учёный, часовой, столовая.

181. Составь словосочетания с данными местоимениями: от него – от его, мимо неё – мимо её, из-за них – из-за их.

182. Составь словосочетания с прилагательным КРАСНЫЙ, в следующих значениях: цвет, красивый, главный. (берет, девица, угол)

183. Образуй от существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом: луч, камень, плата, правда, жалоба, торжество. (излучать, окаменеть, заплатить оправдать, пожаловаться, восторжествовать)

184. Запиши словосочетания наречиями: перегоняя друг друга, на пустой желудок, с давних пор, каждую минуту, на две равные части. (наперегонки, натощак, издавна, ежеминутно, пополам)

185. Выпиши фразеологизмы в следующем порядке со значением: «быстро», «бездельничать», «обманывать».

Со всех ног, сидеть сложа руки, водить за нос, бить баклуши, сломя голову, втирать очки.

186. Что это? Отгадай задуманные слова и составь с ними по одному устойчивому словосочетанию:

а) Их заговаривают, скалят, кладут на полку;

б) Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются.

в) Его задирают, с ним остаются, за него водят.

187. Поставь в словах ударение: паралич, намерение, процент, баловать, украинский, торты, верблюдица, звонит, поняла.

188. Замени фразеологический оборот одним словом: в час по чайной ложке, надуть губы, намозолить глаза. (медленно, обидеться, надоесть)

189. Подберите пять прилагательных в значении существительных.

190. Соотнеси предложение и фразеологический оборот:

Очень старательно что-либо охранять Сидеть, как на иголках

Появляться быстро и в большом количестве. Как грибы после дождя

Чувствовать себя легко и непринуждённо. Беречь как зеницу ока

Беспокоиться, испытывать тревогу. Как рыба в воде

191. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа: чулки, туфли, носки, сани, ботинки, килограммы, домишки, хозяева, санатории, помидоры, каникулы, яблони, колени.

192. Составь сложные слова: 7 лет, 2 горба, 5 знаков, 11 классов, 16 килограммов.

193. От глаголов несовершенного вида образуй глаголы совершенного вида: говорить, ловить, брать, ложиться, приходить. (сказать, поймать, взять, лечь, прийти)

194. Объясни смысл фразеологических оборотов: морочить голову, язык проглотить, с глазу на глаз, повесить нос, ни в зуб ногой, пропустить мимо ушей, взять себя в руки. (обманывать, растерянно молчать, наедине, грустить, ничего не знать, прослушать, успокоиться)

195. Раскрой скобки и запиши словосочетания сначала количественных имён числительных с существительными, а затем – порядковых: 2 (друг), 3 (сутки), 5 (метла, 7 (петля), 10 (грамм), 6 (дочь), 9 (орден), 11 (черешня).

196. Какие русские слова, состоящие из двух корней имел в виду иностранец, произнеся их так: дарить благо, употреблять зло, творить мир, водить руками.

197. Какой частью речи являются выделенные слова?

Я мою руки. – Ваня помог донести мою сумку.

На пологом холме росли крупные ромашки. – Кровать украсили лёгким розовым пологом .

198. Подбери к словосочетаниям подходящие по смыслу наречия: переходить реку, разделить конфеты, сварить яйцо, в дороге ели, держать ружьё, надеть кепку, глянуть на врага. (Вкрутую, исподлобья, всухомятку, поровну, вброд, набекрень, наперевес).

199. Проспрягай глагол ЖЕЧЬ. (жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут)

200. Образуй от каждого из данных существительных по 2 имени прилагательных с разными суффиксами: труд, земля, вода, камень, кость.

201. Объясни различия данных слов, составив с ними словосочетания: охватить – обхватить, укутать – окутать, отдёрнуть – одёрнуть, украсить – скрасить, расцветать – процветать, чернеть – очернить. (Обхватить руками – охватило чувство, укутать одеялом – окутать дымом, отдёрнуть руку – одёрнуть товарища, одёрнуть одежду, украсить комнату – скрасить одиночество, расцветать в саду – процветать в делах, чернеть на снегу – очернить сплетней)

202. Как называются жители этих стран: Франция, Россия, Япония, Испания, Англия, Дания, Норвегия, Индия.

203. Запиши десять сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов:

(миролюбие, единодушие, любознательность, взаимопомощь, общежитие, машиностроение, водохранилище, хлопкоуборочный)

204. Замени иноязычные слова сложными русскими словами: каллиграфия, орфография, эгоизм, гуманный, оптимистический (жизнерадостный, себялюбие, правописание, чистописание, человеколюбивый)

205. Разбей имена существительные с суффиксом – ЕЦ: хлебец, хитрец, кавказец, гонец, любимец, испанец, столбец, борец, красавец, ленинградец, канадец – на группы по значениям:

б) Название лица по действию;

в) Название лица по признаку;

г) Название лица по месту жительства или народности.

206. Запиши глаголы: радоваться, нездоровиться, одеваться, кусаться, рваться, мириться – в следующем порядке:

Действие совершает над собой само лицо

Чувства, переживания, процессы и свойства предметов

Свойства живых существ, состояние человека

(Одеваться, мириться, радоваться, рваться, кусаться, нездоровиться)

207. Замени выражения одним глаголом: делать чёрным – становиться чёрным, сделать слабым – сделаться слабым, превращать в лёд – покрываться льдом.

(Чернить – чернеть, ослабить – ослабеть, оледенить – обледенеть)

208. Выпиши из фразеологических оборотов сначала слова-антонимы, потом слова-синонимы: нет худа без добра; ум за разум заходит; от мала до велика; ни конца ни краю; ходить вокруг да около; валить с больной головы на здоровую; писать чёрным по белому; переливать из пустого в порожнее; и стар и млад; из огня да в полымя; всеми правдами и неправдами; цел и невредим; вопрос жизни и смерти.

(Антонимы: худо – добро, мал – велик, больная – здоровая, чёрный – белый, стар – млад, правда – неправда, жизнь – смерть.

Синонимы: ум – разум, конец – край, вокруг – около, пустое – порожнее, огонь – полымя, цел – невредим)

209. Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы — антонимы: трудиться засучив рукава, потерять голову, работать спустя рукава, пропустить мимо ушей, заговаривать зубы, навострить уши, язык без костей, водой не разольёшь, проглотить язык. (Трудиться засучив рукава – работать спустя рукава, пропустить мимо ушей – навострить уши, язык без костей – проглотить язык)

210. Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы – синонимы: хлопать ушами, водить за нос, ловить ворон, мчится сломя голову, как сельди в бочке, делать из рук вон плохо, летит стрелой, как огурцы в бочке. (Хлопать ушами – ловить ворон, мчится сломя голову – летит стрелой, как сельди в банке — как огурцы в бочке)

211. Подбери слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (рассказ, оттепель, бесстрашный)

212. Подбери слова с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса. (длинный, каменный, странный)

213. Запиши сложные слова, обозначающие качества людей. (трудолюбивый, злопамятный, добродушный)

214. Запиши сложные слова, обозначающие портретные черты человека. (широкоплечий, голубоглазый)

215. Запиши несколько несклоняемых имён существительных в следующем порядке – слова, обозначающие: животных и птиц; растения; еду и напитки; географические названия. (кенгуру, какаду, шимпанзе; алоэ; пюре, желе, харчо, какао, кофе, рагу; Тольятти, Чебоксары)

216. Образуй однокоренные слова от местоимения СВОЙ. (свойство, свойственный, присвоить, усвоить)(нгуру, какаду, шимпанзе; алоэ; пюре, желе, харчо, какао, кофе, рагу; Тольятти, Чебоксары)ь из рук вон плохо, летит стрелой, ка

217. Подбери фразеологизмы с повторяющимися словами: «ни …ни…». (ни свет ни заря, ни рыбы ни мясо, ни кола ни двора)

218. Слово терра по-латыни обозначает «земля». Подбери слова, происходящие от этого корня. (террариум, терраса, территория, террикон)

219. В русском языке есть слова, содержащие корень – гресс -, что по-латыни обозначает «движение». Подбери слова, происходящие от этого корня. (прогресс, регресс, агрессия)

220. В латинском языке есть слово колло , что означает «соединяю, объединяю». Подбери слова, происходящие от данного корня. (коллектив, коллекция, коллега)

221. По-латыни лабор – «труд». Подбери слова, происходящие от этого корня. (лаборатория, лаборант)

222. Теле – по-гречески означает «далеко». Подбери слова, происходящие от этого корня.

223. Авиа – по-гречески означает «воздух». Подбери слова, происходящие от этого корня. (авиация, авианосец)

224. Библио по-гречески означает «книга». Подбери слова, происходящие от этого корня. (библиотека, библиотекарь, библиография)

225. Био по-гречески означает «жизнь». Подбери слова, происходящие от этого корня. (биология, биолог, биосфера)

226. В старину слово коло означало «колесо, круг». Подбери слова, происходящие от этого корня. (колодец, около, кольцо)

227. Слово дол означает «низ, нижний край». Подбери слова, происходящие от этого корня. (Подол, долина, одолеть, долой)

Читайте также:  Надо ли алмазную вышивку оформлять под стекло
Оцените статью