Египетские схемы для бисера

История бисера. Часть 1-я. из Египта в Европу.

в прежних публикациях рассказывалась история бисера у нас, на Руси.

теперь о возникновении бисера, бусин, бисерных украшений и развитии бисерного искусства в мире.

А начнем с древнего Египта.

Учёные полагают, что первые бусины придумали первобытные люди много тысячелетий назад. Свои первые украшения или обереги они делали из раковин моллюсков, зубов и костей животных, побеждённых на охоте, разнообразных камешков, жемчужин, кругляшков из глины, семян растений.

Всё это нанизывалось на волос коня или мамонта, прочные травинки или другие природные волокна.

Итак, родиной бисера принято считать Древний Египет, где на протяжении многих столетий из непрозрачного стекла изготавливали искусственные бусинки. По-арабски они назывались «бусра» (в множественном числе «бусер»), откуда и пошло его нынешнее название.

Известно, что уже около пяти тысяч лет назад среди египтян было множество выдающихся мастеров, которые сумели подружиться с камнем и разгадать многие его секреты. Они занимались огранкой, полировкой и сверлением аметиста, граната и других камней. Это занятие стало очень популярным не только в Египте, но и ещё в одной колыбели человеческой цивилизации – Месопотамии. Здесь ляпис-лазурь (как называли лазурит) перерабатывался в бусинки круглой и цилиндрической формы.

Тогда же стал известен и бисер из обожжённого песка, с добавками жирной глины. Такому прадедушке современного бисера дали название «фаянсовый». Обладатели украшений из такого бисера были счастливы не менее современных модниц. Впрочем, большую часть драгоценных бисеринок люди посвящали всё-таки богам, коих в древнем пантеоне насчитывалась не одна сотня.

Стеклянные бусы гораздо более поздних веков были найдены учёными в гробницах древних египтян времён 18-ой династии (1580 год до н.э.).

По мнению археологов, египтяне умели делать стеклянные бусы уже во времена 12-ой династии (2000 год до н.э.). На следующей ступени развития стеклодувного мастерства в Египте появились уже не просто бусины, а бисер. Каирский Музей хранит очень интересные одеяния из бисерной сетки, которая низана голубым и зелёным бисером, непрозрачным, крупным, цилиндрической формы. В сетку вплетены бисерные изображения египетских божеств. В Древнем Египте бисер и бусины были не только украшением, но и средством обмена на другие товары.

Когда чудесные бусины и бисеринки египетских стекольщиков попали в страны Средиземноморья, они всем там очень понравились! Как видно из археологических раскопок, бисеринки-бусинки из Египта «разошлись» по всему культурному древнему миру. Конечно, с течением времени, развитием техники и в угоду требованиям переменчивой моды бисер и бусы становятся всё более и более разнообразными. Мастера нашли способы оживлять однотонный фон своих бусинок орнаментом из разных сочетаний полосок, зигзагов, колец, кружочков, пятнышек.

До позднейших времён Римской империи, даже в эпоху Меровингов (первая королевская династия во франкском государстве (V-VІІІ вв.), своё название получила по имени легендарного родоначальника єтой династии – Меровея), египетские бусы остаются ходовым товаром, который распространился из Египта через Массилию (нынешний Марсель) и Ольвию (близ устья Буга), а позже через Аквилею, в самые отдалённые страны Европы.

Существовал и встречный бисеропоток. С севера привозились бусины и подвески из янтаря всех расцветок – жёлтого, оранжевого, коричневого, собираемого на берегах Балтийского моря. Из тогдашней Руси, стран Индии, Месопотамии – жемчуг и украшения из него.

Приятно осознавать, что с тех пор бисер совсем не состарился! Во все времена, от Древнего Египта и до наших дней, людям очень нравилось украшать бисером предметы обихода (те простые вещи, что окружают нас каждый день). На улицах Каира и тогда, и сейчас можно встретить осликов и верблюдов, упряжь которых вынизана бисером; С незапамятных времён бисер наравне с жемчугом использовали для изготовления украшений и в самых разных художественных рукоделиях – вышивке, плетении, инкрустации.

Массовое производство стекла в Европе тоже берёт своё начало именно с прихода бусин из Египта! Волшебное воздействие, которое производили эти украшения, вдохновляли как отдельных мастеров, так и целые народы к созданию прекрасного и сотворчеству. Так, со временем производство бисера распространялось во многих странах Западной Европы и Востока. Даже если большинство этих стран сегодня многим неизвестны, то про эпоху Римской империи слышали все. Знаменитые стеклянные фабрики Александрии славились в своё время во всём известном тогда мире. Древнеримские мастера, как и египтяне, дошли до очень высокой степени совершенства выделки пёстрых бус – на этих бусинах были сложные затейливые белые узоры по цветному фону.

Именно александрийским бусам впоследствии подражали венецианские мастера, где такой тип бусин был известен под названием «Millefiori». Рядом с красотой выделки бус всегда шла выделка бисера, который то перемешивался вместе с крупными бусинами в разных вычурных ожерельях, поднизках, серьгах, то самостоятельно украшал разные художественные рукоделия.

С распространением классической греко-римской культуры в Европе стеклянные заводы появляются даже в так называемых варварских странах: в Галлии (нынешняя Франция) и Германии, где наряду с производством стеклянной посуды началась выделка мелких стеклянных украшений, бус, бисера и имитация (подделка) драгоценных камней. Надо сказать, что всё это было очень далеко от совершенства позднеегипетских изделий и носило отпечаток примитивной, «варварской» работы. Широко распространена была имитация драгоценных камней из стекла, но уже к середине средневековья богатые люди и ценители перестали носить фальшивые драгоценности. Тогда цветное стекло стали использовать в других целях: на кубики цветной мозаики для великолепных византийских, ранневенецианских мозаик и для византийских и романских эмалей. Европейские музеи хранят несколько очень ранних образцов бисера конца ХІI и начала ХIII веков, где наравне с настоящим жемчугом и кораллами использовался для вышивке довольно мелкий шлифованный бисер. Особенно часто его можно часто видеть на церковных одеяниях и реликвиях.

Так, с течением веков, простые камни и звериные косточки, а затем большие грубые бусины из непрозрачного стекла постепенно превращались в красивые и аккуратные бисеринки из стекла, фарфора, металла и самых разных природных материалов.

подготовлено по материалам интернет-сайтов, энциклопедий.

Браслет «Нехбет» в египетском стиле.

На этот раз, мы будем создавать браслет.

Браслет в египетском стиле.

Для работы нам потребуется чешский бисер, в данном случае золотого, оранжевого, синего, бронзового цветов, золотая рубка, черный стеклярус, кабошоны лазурита и черного агата. основа для вышивки, кожа или замша, металлическая основа для браслета, мельчайший японский бисер 15-го размера, клей Момент, линейка, ножницы, иглы для бисероплетения, нитки лавсан или капрон.

1. Поскольку браслет у нас в египетском стиле, подбираем традиционные египетские цвета — это синий, оранжевый, золотой, черный….

2. Какой-либо выкройки в данном случае нет, мы будем пришивать бисер линиями разных цветов. поэтому берем основу для вышивки. Я использую флизелин. можно также использовать фетр или замшу — кому что больше нравится. флизелин я предварительно прокрашиваю краской, это необязательно, просто мне так нравится)) подойдет любая краска для ткани.

3. Начинаем с центрального ряда, который выполнен стеклярусом. чтобы было удобнее, я предварительно прорисовываю на флизелине линию ручкой и придерживаюсь этой линии. прошиваем стеклярусом один ряд от начала и до конца.

4. Далее начинаем работать с кабошонами. берем лазурит и агат, и приклеиваем их. оставляем немного места между стеклярусом и кабошоном, где-то миллиметр. поскольку кабошон будет обшиваться бисером.

5. Далее начинаем обшивать агат. берем бронзовый бисер и обшиваем агат по кругу. я пришиваю каждую бисеринку.

6. Затем нам нужно нарастить мозаику. продеваем иглу через бисеринку обшитого ряда, далее набираем на иглу одну бисеринку и проходим иглой через одну бисерину обшитого ряда. и таким образом доходим весь ряд до конца.

7. теперь нам нужно закрепить обшивку. для этого заключительный рад мы должны пройти бисером более меньшего размера. я взяла золотой бисер 15-й номер. затягиваем этот ряд хорошенько, чтобы камень был будто захвачен бисером.

8 Далее точно такие же действия мы проделываем и с кабошоном лазурита. точно так же выполняем обшивку бронзовым бисером.

Вот что у нас должно получиться в итоге.

9. Далее обшиваем ещё раз бронзовым бисером по кругу лазурит, а затем точно так же агат. На этом наша работа с кабошонами закончена.

10. Теперь возьмем бронзу более крупного размера и проложим один ряд, рядом со стеклярусом, а затем с другой стороны так же второй ряд, как показано на фотографиях.

11. Далее возьмем золотистый бисер и проложим один ряд рядом с бронзой.

12. Затем прокладываем следующий ряд уже синим бисером. Делаем два таких ряда.

13. С другой стороны проложим ряд оранжевым бисером, и затем второй ряд.

14. После этого, рядом с оранжевой полоской, проложим ряд золотистым бисером.

15. рядом с синим, сделаем также один ряд таким же золотистым бисером.

16. Теперь возьмем золотистую рубку и проложим один ряд. Рубку пришиваем не вдоль, а поперек, как показано на фото. А вообще можно и вдоль – кому как понравится))

17. После этого, снова сделаем ряд золотистым бисером. И ещё такой же один ряд с другой стороны, как на фото.

18. Браслет практически готов) проложим по самому краю один вертикальный ряд золотистым бисером с одного края и с другого, как показано на фотографии.

19. Теперь можно аккуратненько вырезать наш браслет. Нужно сделать это очень аккуратно, не задев вышивку. Основа может подойти вот такая.

20. приклеиваем основу к браслету, как на фотографии. И ждем пока всё проклеится высохнет.

21. Далее нам необходимо приклеить наш браслет уже с основой на кожу. А после того как всё проклеится, аккуратно вырезать браслет, оставив небольшой припуск где-то в 1 мм. Вот что у нас получается.

22. осталось обработать наш край. Я для этого использовала золотистый бисер. Продеваем иглу изнутри, так чтобы узел был между вышивкой и кожей, и выходим иглой на лицевую сторону. Затем надеваем одну бисеринку на иглу, и отступая примерно 1 мм прокалываем флизелин и кожу, и выходим на внутреннюю сторону браслета. А затем в полученную петлю продеваем иглу, так, чтобы в итоге игла вышла на лицо, как на фото.

23. И таким образом обрабатываем весь наш край до самого конца, а нить потом прячем в вышивку.

С изнанки это всё выглядит вот так.

24. Осталось только согнуть браслет и всё. Аккуратно сгибаем браслет по руке.

Наше стильное и яркое украшение готово!

Надеюсь мастер-класс понятен. Если я что-то случайно упустила, задавайте вопросы)

Читайте также:  Детские модели сарафанов выкройки
Оцените статью