Экологическое обоснование лоскутного шитья

Проект «Кусочки прошлого – лоскутное шитье в настоящее время»

Аннотация

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии. Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию, подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Цель: изготовить творческую работу в технике лоскутного шитья.

Задачи:

  • подробнее познакомиться с историей появления лоскутного шитья;
  • закрепить знания техники изготовления творческой работы из лоскутков;
  • расширить свой кругозор;

Свой проект хочу посвятить занятию наших прабабушек — лоскутному шитью. Я много раз видела такие разные изделия из лоскутков и у своей бабушки, в кабинете нашего творческого объединения, в книгах по шитью. И мне очень захотелось сшить самой такое, что то интересное и конечно, чтоб это было нужно в нашей семье.

Из беседы со своим педагогом я узнала, что такое «Лоскутное шитьё». Еще она посоветовала самой найти информацию в библиотеке, интернете.

Найдя информацию, я поняла, что лоскутное шитье (пэчворк — по-европейски, квилтинг — по-американски) — один из самых распространенных видов рукоделия, и это так, видимо, потому, что данное искусство не требует особых материальных затрат, ведь для изделий из лоскутков можно использовать старые, ненужные тряпичные и трикотажные вещи.

Таким образом, я выбрала для себя тему творческого проекта. Мое изделие должно быть, прежде всего, красивым, недорогим и практичным. Сюжет должен быть не сложным, без лишних деталей. Приёмы работы — доступны для моего возраста и безопасны. Изделие соответствовать выбранной стилистике. Готовое изделие должно быть безопасно для окружающих.

Введение

В России крестьянская одежда – простая льняная рубаха – имела цветные вшитые проймы, вставки на груди, иногда цветное оплечье, обшитые орнаментом воротнички и вышитые подолы, часто с аппликациями из материалов другого цвета (в основном – красного). Ткань ценилась во все века, и человеку было свойственно украшать свой быт и одежду. А лоскуты, имевшиеся в каждом доме, тоже способствовали творческим изысканиям.

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, в композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Цель: изготовить творческую работу в технике лоскутного шитья.

Задачи:

  • подробнее познакомиться с историей появления лоскутного шитья;
  • закрепить знания техники изготовления творческой работы из лоскутков;
  • расширить свой кругозор;

Ожидаемый результат. В результате достижения цели и задач нашего творческого проекта, мы изучим литературные источники и интернет ресурсы по истории возникновения лоскутного шитья.

Наши изделия – это наглядные пособия по истории быта, жизнедеятельности наших дедов и прадедов, это наглядное пособие по декоративно-прикладному творчеству. Проект дает возможность увидеть и узнать, о истории лосутного и забытые предметы быта и жизни наших предков, сделать их своими руками. Это возможность заглянуть в историю. Работа будет полезна при проведении лекций и практических занятий по декоративно прикладному творчеству, истории, литературе при проведении мероприятий и праздников (как реквизит).

1. Историческая справка

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой.

Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Известен такой исторический факт: жена Петра I Екатерина сшила в подарок супругу лоскутное одеяло. Лоскутные одеяла очень ценили, красивое одеяло было гордостью хозяйки, являлось символом благополучия и достатка в доме. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни.

В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество. В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье. ( Приложение №1)

2. Практическая часть

Следующий шаг нашего проекта – создание изделия.

Предметы старины мы решили делать по технологиям старинным, но с использованием современного оборудования и инструментов. Для этого нам понадобилось для лоскутного шитья:

  • Кусочки ткани;
  • Наполнитель – синтепон;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Швейная машинка;
  • Мел;
  • Шаблон квадратов 10*10 (сделала из картона)

2.1. Техника безопасности

  • Техника безопасности при работе с тканью, нитками и фурнитурой:
  • 1. Все рукоделие в промежутках между работой храните в товарной упаковке;
  • 2. Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками;
  • 3. Длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя;
  • Техника безопасности при работе с иглами, булавками;
  • 1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;
  • 2. Используйте при шитье наперсток;
  • 3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;
  • 4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;
  • 5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;
  • 6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;
  • Техника безопасности при работе с ножницами:
  • 1. Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей;
  • 2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;
  • 3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;
  • 4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу;
  • 5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

3. Процесс изготовления изделий у нас состоял из следующих этапов:

— Для начала работы я нарисовала схему изделия, так как она должна выглядеть в готовом виде и определилась с размером изделия и лоскутков.

— Нарезала лоскутков размером 10*10.

— Я разложила лоскутки на столе, составила первую сторону , чтобы посмотреть, как у меня все будет получаться.

— Взяла нитку и иголку и начала сметывать лоскутки между собой.

-Затем лоскутки соединила на швейной машине в полоски, а большие полосы между собой.

— Таким образом, я прошила все квадраты и соединила с фоном будущего изделия.

-Далее выбрала ткань для рисунка и приготовила шаблон, обвела и вырезала части к рисунку.

-Приметав на фон части из ткани, прошила на машине (зигзагом).

-Всё! Покрывало и подушка готовы! По-моему получилось неплохо, моим близким очень понравилось! (Приложение №2)

Экологическое обоснование работы

В декоративно — прикладном искусстве, по большей части, используются натуральные материалы. Особенно это заметно в лоскутном шитье. Часто используются хлопчатобумажные ткани, которые занимают ведущее место при изготовлении изделий. Это обусловлено их прочностью, износостойкостью и лёгкостью. Исключением могут служить поролон и синтепон, но их здесь так мало, что я думаю, они вреда не принесут ни мне, ни тем, кто будет использовать подушку и покрывало, ни окружающей среде.

Выводы

Цель работы достигнута.

Я считаю, что у меня получилась красивое покрывало и хорошая подушка. Мне пришлось приложить немало знаний и усилий, чтобы правильно и точно соединить все детали. Но если говорить о минусах в своей работе, то можно найти некоторые недостатки и неточности, которые в будущем я постараюсь не допускать.

Мне кажется, что моя работа может быть практичной в доме. Покрывало под которым можно спать и брать с собой на прогулку в лес, и им можно застелить кровать. Подушка всегда нужна для сна и как декор в доме.

Всем моим родственникам, друзьям, знакомым, очень нравится моё изделие. А еще я думаю, что моя работа может быть хорошим подарком. Мне очень понравилось заниматься лоскутным рукоделием, и я решила, что я продолжу работу с лоскутом и может быть, на следующий год представлю новый проект о лоскутном шитье.

Творческий проект по технологии «Печворк»

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Выполнила: Ульянченко Вероника

ученица 11 класса МОУ СОШ №3

Руководитель Кудымова С.Г.

город Георгиевск 2014

Выбор и обоснование проекта………………………… 3

Технологическая карта………………………………… 7

Техника безопасности………………………………… 10

Экономический расчет………………………………… 12

Экологическое обоснование…………………………… 13

Список используемой литературы………………………16

Выбор и обоснование

Для своего проекта я решила сделать диванную подушку.

Вариантов рукодельных техник, которые подходят для изготовления диванных подушек, очень много. Одна из самых предпочтительных — пэчворк (более привычное нам название — лоскутное шитьё). Выполненные в технике пэчворк подушки всегда найдут своё место в интерьере, каким бы он ни был. Идеально, если подобные изделия станут предметом декора дома, где культивируется этнический или же сельский стиль. Но в принципе пэчворк — это штрих уюта и домашнего тепла в любом интерьере. И даже поклонники минимализма могут быть уверены: подушка из лоскутков будет очень даже к месту. Освоить лоскутное шитьё может даже неопытная мастерица, в этом деле важнее неловкость рук и творческий склад ума, а усидчивость и аккуратность. Первый момент в изготовлении лоскутных подушек — выбор ткани. Безусловно, она должна гармонировать с обивкой мягкой мебели, которую и будут украшать подушки. Как вариант, выбирайте ткань, контрастирующую с обивкой. Можно использовать оставшиеся от пошива штор лоскуты, тогда подушки и шторы будут создавать в комнате единый цветовой ансамбль.

Для выполнение проекта я выбрала несколько вариантов. Каждая подушка по-своему интересна.

Проанализировав варианты, я решила остановить свой выбор на подушке под номером 2

Еще совсем недавно считалось, что лоскутное шитье, или пэчворк совсем молодой вид рукоделия. Но это не так. Никогда не думала, что история возникновения волшебного пэчворка началась так давно. Оказалось, что у него очень интересные и необычные приключения.

Проследить в истории, когда впервые возникло искусство пэчворка очень сложно. Но доподлинно известно, что началась оно на Востоке.

В Каире, в музее Булат, посетителям показывают образец орнамента, выполненный из кожи газели, датированный 980 годом до нашей эры.

В знаменитой китайской Пещере тысячи будд, знаменитый английский археолог Артур Штейн в 1920 году обнаружил лоскутный ковер. Рассказывают, что паломники, которые совершали восхождение к этому храму, находившемуся на знаменитом шелковом пути, оставляли лоскутки своих одежд, из которых монахи его сшили. А в Японии, в Токийском музее костюмов, экспонатами является одежда, украшенная узорами из кусочков ткани в XVI – XVIII веках.

Ну а в Европу лоскутное шитье впервые привезли, по всей вероятности, рыцари из крестовых походов. Вместе с другими трофеями они привозили ковры, знамена, очень красивые флаги выполненные в технике лоскутного шитья. Летопись свидетельствует, что одна из жен Генриха VII, Катерина Ховард получила перед свадьбой в 1540 году из королевского гардероба 23 квилта.

Сначала для европейцев искусство пэчворка было экзотическим, являлось признаком роскоши и богатства.

Но все изменилось в XVIII веке, когда началась колонизация Северной Америки. Европейцы, прибывшие из Голландии, Германии, Англии поначалу оказались в очень бедственном положении. Не было не только денег, но и тканей для одежды, так как в те времена путешествие по морю из Нового света в Старый длилось месяцами!

Это вынуждало экономно относиться к каждому кусочку ткани. Женщины, жены первых переселенцев, нашли выход из положения. Из старой одежды они вырезали крепкие, пригодные к использованию куски и шили из них новую одежду, одеяла, коврики, покрывала. Появилась традиция собираться вместе, за неспешными разговорами, воспоминаниями о далекой родине возникали иногда истинные шедевры пэчворка. Изделия из лоскутного шитья украшали жилье переселенцев, создавали уют, и позволяли существенно экономить при этом.

Так родилось новое искусство, которое достигло своего расцвета в XIX веке. В Лондонском музее одеял одинаковое восхищение вызывают и настенные панно, и квилты индейцев Америки, и лоскутные одеяла, сшитые женами переселенцев.

Наши бабушки и прабабушки не выбрасывали лоскутков, оставшихся от пошива одежды, они использовали их в этом увлекательном рукоделии. Изделия из лоскутов приносило красоту в скромный быт простых людей, украшало его, согревало в холодные зимние вечера. Не зря сказочное покрывало частенько упоминается в народных сказках!

Без преувеличения можно сказать, что лоскутное одеяло помогли простым русским людям выжить в лихие годы революции, согревали их в войну, напоминая о счастливой мирной жизни. Но после войны о нем забыли, только в 70-х годах прошлого столетия, когда в моду опять пришел фольклорный стиль к нему проснулся интерес.

Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение, все чаще наши женщины изучают его. Появилось множество клубов, мастерских, в которых создаются изумительные изделия, радующие и восхищающие своей красотой, точностью подбора лоскутков, тонким шитьем и богатой гаммой цветов.

Для работы необходимы: мат для раскроя, нож, ножницы, карандаш, линейка, игла. Швейная машинка.

Читайте также:  Художественная вышивка шелковыми лентами
Оцените статью