Из истории казахской вышивки
Вышивка — один из наиболее интересных и самобытных видов казахского народного искусства. Она составляла сравнительно малый удельный вес среди других художественных ремесел казахов и была не столь разнообразной, как, например, вышивка среднеазиатских и славянских народов.
Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. По войлоку вышивали орнамент тускиизов. Само название вышивки — кесте -архаично и возникло, как предполагают ученые, в среде аборигенных ираноязычных степных обитателей Центральной Азии, как известно, составивших предковую основу казахской народности.
По мнению некоторых исследователей, семантика этого слова (кесте, кеште, кашьта с древнеиранского буквально — «нарисованное») несет в себе отзвуки далеких первобытных времен, когда вышивание еще не было известно человеку, но уже существовал обычай рисовать на тканях и выделанной коже магические знаки, служившие оберегами от темных сил и сглаза. Позже охранно-магическую роль стали выполнять вышитые узоры, сохранявшие эту функцию до недавнего прошлого, пока эстетическое начало полностью не вытеснило изначальный смысл вышитого орнамента. Немногочисленные археологические и письменные памятники свидетельствуют о том, что искусство вышивки зародилось у казахов в самые отдаленные времена. Огромный интерес представляют археологические находки из Ноин-Улинских курганов, расположенных в Северной Монголии. Здесь было найдено значительное количество текстиля, в том числе и вышивок. Исключительный интерес представляют вышивки хуннского происхождения, особенно две драпировки, как полагают, юечжийской или усунь-ской работы (примечательно, что районы Семиречья и Восточного Казахстана, где в древности проживали эти народности, являются главными источниками искусства национальной вышивки). Первоначально ими, без сомнения, драпировались стены хуннских жилищ, а возможно, отделялась одна половина жилища от другой. Сам факт присутствия этой категории изделий важен тем, что указывает на давность традиции использования крупных декоративных вышивок в убранстве жилища кочевников.
Искусство вышивки складывалось в условиях кочевого образа жизни и во многом определялось характером натурального хозяйства и быта скотоводов-казахов. Вышивкой занимались исключительно женщины, и этот домашний промысел носил среди казахских женщин самый массовый характер. Искусство рукоделия передавалось по наследству от матери к дочери и входило в круг обязательных добродетелей невесты. Во время свадебного обряда беташар, когда молодую представляют родственникам мужа, жених вручал невесте иглу, чтобы все видели, как она ею владеет. Вышитый шелковый платочек (кестелі орамал), подаренный девушкой джигиту, служил своеобразным признанием в любви. Наиболее древними материалами, которые использовались в вышивке, были войлок, обработанная кожа, шерстяные ткани и нити. Еще в Ноин-Улинских курганах мы встречаем кожаные сапожки, богато вышитые разноцветными шелковыми нитками тамбурным швом. Казахи украшали вышивкой замшевые халаты (жаргак, шапан), брюки <жаргак; шалбар), сумки (аяк кап). В Центральном Государственном музее РК (далее — ЦГМ) хранится уникальный настенный ковер тусшз, сшитый из кусков тонко выделанной замши и украшенный вышивкой шелками. Ковер этот изготовлен мастерицами из рода найман в начале XX века. В основном для декоративной вышивки использовали привозные материалы — бархат, сукно, фланель, вельвет, ситец. Материалом для вышивания служили шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные нитки, а также золотые и серебряные нити. В вышивке применялись бисер, кораллы и перламутровые бусины. На изделия нередко нашивались серебряные штампованные бляшки, полоски позумента, в особо богатых декоративных вышивках применялась оторочка мехом соболя, куницы, выдры.
Основная техника казахской вышивки — тамбурный шов (рис. 3.2), выполняемый с помощью крючка или иглы (б’1з кесте). Часто тамбурный шов применяется в сочетании с гладью вприкреп (баспа, бастырма) и простой гладью (шыралжың). Значительное применение в вышивке находит своеобразный петельный верхошов (шалма кесте), при котором нить образует зигзагообразное переплетение, что придает ему легкую ажурность. Вышивку крестом (жөрме) в основном используют при украшении женских головных уборов и декоративных изделий. Эта техника проникла в быт казахов под влиянием русских переселенцев в начале XX века, поэтому она иногда называется еще «орыс кесте» — русская вышивка. Большого совершенства добились казахские мастерицы в искусстве золотого шитья (алтындап тігу). В крупной декоративной вышивке оно применялось при украшении центральных элементов орнамента, в редких случаях золотым шитьем исполнялась композиция вещи в целом.
Роль декоративной вышивки в красочном ансамбле жилища казахов была необычайно велика. Настенные ковры тускиизы украшали лучшую «почетную» часть юрты — тер. Небольшие вышитые изделия оживляли хозяйственную часть юрты, расположенную ближе к двери. Широкая вышитая полоса материи (тегеріш) опоясывала купольную часть жилища. Богато украшались вышивкой, бисером, позументом свадебные занавески (шымылдык), выполняющие значительную роль при обряде бракосочетания. В день свадьбы шымылдык скрывал молодых от взоров гостей, когда происходил обряд колустатар, своего рода обручение. Позже за этой занавеской находилась постель молодоженов. Вышивкой покрывалась верхняя часть шымылдыка, шторки его изготовлялись из дорогих сортов материи. Нарядной вышивкой, в основном растительного характера, украшались также постельные принадлежности: покрывала (төсек жапқыш), наволочки (жастық қап).
В северных и юго-восточных районах Казахстана вышивали праздничные скатерти — дастарханы. В прошлом в зажиточных семьях изготовляли небольшие вышитые постилочные коврики для почетных гостей. Вышитые коврики для молитвы (жайнамаз) были распространены в основном в Южном и Северном Казахстане. В начале XX века в интерьере казахского жилища появляются декоративные вышивки, заимствованные у русских и украинских переселенцев. К примеру, декоративные полотенца типа рушников (сулгі), в которых использовались, как правило, приемы и мотивы, характерные для русского орнаментального творчества.
Заметную роль в художественном оформлении убранства юрты играли мелкие бытовые предметы, украшенные вышивкой: сумки для хранения посуды (аяққап), чехлы для сундуков (сандыккап), хозяйственные сумки (қолдорба), футляры для ламп, зеркал, ножниц. С наибольшей полнотой и силой искусство национальной вышивки, многообразие ее орнаментальных форм и выразительность художественного языка проявились в изготовлении настенных ковров тұскиіз. В настоящее время, когда многие предметы старого кочевнического быта остались лишь в памяти старшего поколения, традиция изготовления вышитых тускиизов сохраняется во многих уголках Казахстана. Этот вид вышивки активно входит в современный интерьер, придавая ему праздничную декоративность и своеобразный национальный колорит. Один или несколько тускиизов обычно развешивали в центральной части юрты и обязательно над кроватью. Отличительная особенность большинства казахских тускиизов — их П-образное обрамление, обращенная к низу часть ковра не имеет бордюра: украшение декором низа ковра, обычно скрытого от взора стопкой цветастых одеял, подушек или узорных войлоков, было нецелесообразным. В редких случаях ковер имеет небольшую нижнюю кайму. Композиционное построение орнамента в центральной части тускиизов также имеет свои традиционные приемы. Орнамент здесь крупнее, значительнее, рассчитан на рассмотрение с дальнего расстояния. Большие участки фона остаются свободными от узора, что выгодно оттеняет и переключает внимание на более сложную детальную отделку П-образного обрамления.
Одним из распространенных типов композиции каймы казахской народной вышивки является волнообразный растительный побег, в изгибах которого располагаются различные цветочные мотивы. Другим способом построения каймы является повторение одного и того же или двух разных мотивов (розетки, крестовины со сложными ответвлениями и т.п.). Большую роль в казахской вышивке играет колорит, цвет, умелое использование которого создает и усиливает впечатление богатства орнамента и его композиционной слаженности. Основной прием казахских мастериц — контрастное сочетание цветов, градации одного цвета не применяются. Гамма цветов ограничена — красный, зеленый, желтый, голубой, белый. Более старинные вышивки почти монохромны. Доминирующий цвет — красный, символ солнца, очищающего священного огня.
Орнамент казахской декоративной , вышивки строго симметричен, характер узоров криволинейный. Преобладают растительные узоры, зооморфных и геометрических гораздо меньше. Орнаментальный строй образов явился отражением реального мира природы, творчески переработанного фантазией народных мастериц. Весна, связанная с пробуждением степи, была у казахов одним из самых праздничных времен года. Степь в эту пору представляла собой бескрайний красочный ковер, на зеленом фоне которого доминировал цвет тюльпанов и маков. Не здесь ли лежал источник вдохновения, из которого черпали свои образы казахские рукодельницы? Мотив тюльпана был одним из самых популярных узоров не только в вышивке, но и в других видах казахского прикладного искусства. Большое место в орнаменте вышивки занимают такие растительные композиции, как букеты цветов, кусты, побеги и т.п.
По Великому Шелковому пути в казахскую орнаментику проникали и чужеземные мотивы, к примеру, узоры в виде миндаля, граната, облака, гриба и т.п. Эти мотивы творчески перерабатывались и со временем приобретали традиционный этнический статус, и только при определенном усилии и фантазии можно усмотреть в них далекие дальневосточные, коптские, сасанидские или иные прообразы. В отдельных случаях в казахской вышивке проглядывают еще более архаичные образы, покрытые седой дымкой тысячелетий. Например, на старинных образцах вышивки из фондов ЦГМ встречается интересный и своеобразный узор в виде шестиугольной фигуры, заштрихованной клеткой, с отходящими от вершин стебельками с отростками на концах. Внешне он отдаленно напоминает мотив граната. Однако при внимательном рассмотрении этот узор вызывает прямые ассоциации с изображением черепах на одной из драпировок Ноин-Улы -та же трактовка узора панциря, лапы, стилизованные под побеги растения, зажатые во рту стебельки. Вполне допустимо, что здесь мы сталкиваемся с реминисценцией скифо-сибирского анимализма или, точнее, дальнейшей эволюцией его реалистических животных образов, растворившихся в чисто орнаментальном творчестве поздних кочевников: панцирь земноводной рептилии приобретает условную геометризированную форму, но сохраняет характерную трактовку своего рисунка, конечности, голова, хвост стилизуется под растительные отростки.
Поразительные находки последних лет, сделанные новосибирскими археологами в Центральной Азии, свидетельствуют о том, что черепаха являлась объектом художественного творчества еще верхнепалеолитического человека, а с ее образом связывалось художественное воплощение первобытной концепции строения мироздания, Вселенной. Глубокие архаичные корни имеет круглая розетка, широко используемая в орнаменте вышивки. Встречающиеся композиции розеток с ореолом из ряда многолепестковых цветов или обрамлением в виде отходящих стрелок имеют почти прямые аналоги в наскальных рисунках Казахстана эпохи бронзы, изображающих солнцеликих божеств. Розетка у вышивальщиц носит название «кун» (солнце), вихревая розетка — «айшык» (луна). Впрочем, надо сказать, что народные названия узоров были большей частью произвольны и далеки от первоначальной смысловой нагрузки и представляют интерес только в плане раскрытия строя образного мышления, их мироощущения. Большое распространение в вышивке имеет изображение тамги, солярных знаков.
Вышивные изделия домашнего обихода создавались наиболее опытными мастерицами в течение длительного времени и бережно передавались из поколения в поколение как семейные реликвии. Вышивание — дело трудоемкое и сложное, требующее от работающей терпения, аккуратности, мастерства. С детских лет девочек обучали этому искусству, и со временем ученицы обретали необходимый опыт.
Вышивка – любимый вид казахского народного искусства.
Просмотр содержимого документа
«Вышивка – любимый вид казахского народного искусства.»
Тема: Вышивка – любимый вид казахского народного искусства.
- 1.Дать учащимся понятия о видах вышивки способах их применения. Углубить знания учащихся о казахском народном прикладном искусстве.
- 2. Развивать мелкую моторику рук, навыки вышивания на ткани, навыки пользования принадлежностями народного прикладного труда.
- 3. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. Воспитывать у учащихся эстетические чувства: понимание знания искусства в жизни каждого человека, её красоты.
Оборудование: необходимые материалы, инструменты и приспособления:
- Ткань, иглы, нитки, ножницы, наперсток, пяльцы.
- «виды и названия орнаментов» — альбом.
- «Орнамент» — буклет
- Виды вышивки.
- Виды одежды казахского народа – рисунки.
- Изображения ковра.
- пословицы и поговорки.
- карточки с видами вышивки
- Лоскуты с отметками
Межпредметные связи: рисование, история, литература
- Организационный момент.
- Основная часть.
- опрос домашнего задания
- сообщение темы урока и цели урока
- сообщение нового материала
- запись в тетрадях
- физминутка
- практическая работа
- закрепление
- Заключительная часть.
- подведение итогов
- оценка
- уборка рабочего места.
- Организационный момент.
- Организация класса, проверка рабочих мест, рапорт дежурного
- Учитель: — Кто сегодня дежурный? Рапорт дежурного.
- Повторение домашнего задания.
- Учитель: — ребята, начнем наш сегодняшний урок с повторения домашнего задания. Кто мне скажет, какие виды одежды вы знаете?
- Правильный ответ: — Виды одежды: ишик – ішік, тон; халат – шапан; женская безрукавка – камзол; женское платье – көйлек; штаны, шаравары – шалбар.
Ответ по картинке.
Учитель: — Какие материалы использованы в изготовлении этих видов одежды?
- Правильный ответ (демонстрационные макеты): для платья – креп сатин, для камзола – парча и еще используются другие материалы как велюр, вельвет.
- Учитель: — Какие виды узоров вы узнаете на них?
- Правильный ответ: — ответ по узорам.
Повторение видов узоров: раздаю конвертики. В конвертах рисунки с изображением орнамента: ковер и тускииз.
- Учитель: -А теперь, я – вам раздам эти конвертики, вы все должны за короткое время «сшить» тускииз и «соткать» ковер. Активно участвующими ответившим на мои вопросы, я раздаю фишки.
- Дети собирают, даю на сборку пару минут, и задаю вопросы.
- Учитель: -Ребята, какие элементы орнамента изображены на это рисунке? Название орнамента должно быть на двух языках.
- № 1. Здесь изображены разные виды рогобразных элементов – муиз тектес оюлар, бараний рог – кошкар муиз, парные рога – кос муиз.
- № 2. а здесь изображен орнамент – «крестовина» — «торткулак».
- Учитель: — Правильно, эти узоры и орнаменты всегда с нами, мы их всегда и везде встречаем (показ картины). У казахов много предметов с орнаментом. Эти узоры можно передать в виде вышивки.
— Наша тема: «Вышивка – любимый вид казахского народного искусства». Тему запишите в тетрадь.
- Объяснение нового материала.
- Учитель: — Одним из распространенных видов рукоделия является вышивание. Вышивание – дело трудоемкое сложное, требующее большой сноровки и опыта. Тех, мастеров, которые придумывали орнаменту вышивок, называли – оюшы (чертежниками — аппликаторами).
- Ребята, есть вышивка не только на ткани, но и на коже, на войлочных изделиях.
Мастера применяли четыре вида вышивки:
- Тамбурный шов – біз кесте;
- Петельный шов – шет тігісі;
- канва – кенебе или айқас тігіс;
- Стебельчатый шов – таңдай тігісі.
- Красочными вышивками оформлялись тускиизы, войлочные футляры для сундуков, постельные принадлежности, женские и мужские головные уборы и различные детали убранство юрты.
- При вышивании применялись разноцветные нити: мулине, ирис и тонки шелк.
Запись в тетрадях.
- Учитель: — А теперь, открывайте тетради и запишите то, что мы сегодня прошли на уроке, с какими названиями вышивки вы познакомились.
- Виды вышивок: тамбурный шов, петельный шов, канва или вышивка крестиком и стебельчатый шов.
- Виды ниток: мулине, ирис и тонкий шелк.
- Новые слова: мастерица, чертежники, аппликаторы.
- Дети записывают, а я проверяю правильность записи, как сидят за партой, слежу за осанкой.
- Учитель: — Ребята, внимание на меня, вот я вам раздаю карточки, прочитайте на карточках виды вышивок и названия на двух языках. И постарайтесь их запомнить.
- В это время я убираю вышивки, которые висели на доске.
Игра на внимание.
- Учитель: — Повторим дети? Хорошо карточки положите на стол и переверните.
- А теперь, внимание на доску. Мы с вами сейчас сыграем в игру «Вышивки спрятались». С начало я вам раздам карточки, а вы расставьте вышивки по местам согласно надписям.
- Дети по местам расставляют вышивки.
- Учитель: — Ребята, давайте еще раз виды вышивок, и как они называются?
- Дети повторяют, в это время быстро убираю надписи.
- После того, как все повторим, карточки собираю, раздаю им надписи.
- Учитель: — А теперь, согласно видам вышивки расставьте их названия.
- Дети по местам расставляют названия вышивки.
Практическая часть. Объяснения техники вышивания. Повторения техники безопасности с колющими и режущими предметами.
- Учитель: — Показываю на материала виды вышивки.
- А) Тамбурный шов – біз кесте, тамбурный стежок с лицевой стороны напоминает цепочку. Выполняют тамбурный стежок сверху вниз.
- Оставляю иголку без ниток на столе.
- Ученик: — Иголку нельзя так оставлять, надо хранить в игольнице.
- Учитель: — Правильно, ребята, иголку надо держать в игольнице.
- Б) Петельный шов – шет тігісі, выполняется по двум параллельным линиям. Ткань прокалывают иголкой сверху вниз так, чтобы петля рабочей нити оставалось над иголкой. Стежки можно делать чаще, тогда шов получиться более плотной. Применяют шов для обработки края и как украшающий. При показе иголкой, сделаю вид, что уколола палец и спрашиваю: — Дети, а что я сделала неправильно?
- Ученик: — Надо при шитье применять наперсток.
- Учитель: — Правильно! Хорошо, ребята, при шитье надо применять наперсток.
- В) Канва или вышивка крестиком – кенебе немесе айқас тігіс. Здесь сам материал называется канва, открытые клетки надо заполнить маленькими крестиками или звездочками, конечно по рисунку. Показываю виды вышивки, в конце закрепляю нитки и собираюсь откусить нити зубами.
- Ученик: — Неправильно делаете.
- Учитель: — Хороший ответ, после окончания работы нитку надо отрезать ножницами.
- Г) Стебельчатый шов – таңдай тігісі, выполняют слева направо. Нитку от исходной точки продвигают сначала вперед, а затем по изнаночной стороне назад и выводят на лицевую сторону у середины предыдущего стежка. Если прокол для следующего стежка делать немного дальше, контур шва изменится, станет шире. Применяется шов для вышивки растительных орнаментов и как дополнение к более сложным швам.
- Показываю вышивки, закрепляю нитку и одному ученику передаю ножницы острыми концами.
- Ученик: — Вы неправильно передаете ножницы, нельзя давать ножницы острыми концами.
- Учитель: — Молодец, ножницы передаем ручкой вперед, в сомкнутом виде.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с одним из древних и интересных видов декоративно прикладного искусства — вышивкой и некоторыми приемами работы при вышивании и повторили технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Я, думаю, если допускала ошибки по технике безопасности, то вы не должны допускать этих ошибок во время практических работ, постоянно следите за собой.
- -Но перед началом работы давайте отвлечемся от нашей темы и немножко отдохнем. Физминутка.
- Практическая работа. Раздаю лоскуты.
- Учитель: — А теперь ребята, я вам раздам лоскуты с номерами. На лоскутах точками указаны виды вышивок. Номер на лоскутах совпадает с номером вышивки, который лежит у вас на парте. Вашей задачей является правильно научиться вышивать.
- Ребята начинают практическую работу.
- Я подхожу каждому ребенку, индивидуально помогаю и проверяю.
- Рассматривание работ учащихся, их анализ, выставление оценок.
- Нацеливание на продолжение работы по данной теме с применением узора.
- Учитель: — Ребята, на втором уроке, кто хорошо вышивал, будет делать определенные работы, а мы с вами продолжим работу по видам шва, потренируемся.
- На этом наш урок завершается.
- Руки мастера всему народу служат.
- Искусства отца – сыну наследие.
- Настоящего мастера по стуку молотка видно.
- Хорошо иметь сильные руки, а еще лучше иметь умелые руки.
- Труд сноровку любит.
- Умельцу все двери открыты.
- Сумеешь подобрать растопку, и камень загорится.