Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма 5 класс презентация

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Презентация используется на уроке изо в 5 классе. Тема урока «Русская народная вышивка».

Скачать:

Вложение Размер
вышивка, 5 класс 1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Орнаменты р усской н ародной вышивки

Образы и символы в вышивке

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст.

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской.

Цель урока:познакомить учащихся со значением полотенца в жизни славян, дать представление об образной и смысловой русской национальной, художественной культуры через декоративно-прикладное .

Урок » Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки » Представленный урок проводится в 5классе по УМК под редакцией М.Б Неменского по теме «Полотенце ».Урок является комбинированны.

Урок «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». ИЗО по Неменскому Б.М. по ФГОС 5 класс.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп.

«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Презентация на тему: Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс

Цели:1. Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент».2. Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.4. Формировать любовь к национальному искусству.

ПЛАН УРОКА1. Беседа о вышивке как виде народного творчества.2. Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок.3. Культовое значение элементов орнамента.4.Постановка художественной задачи, выбор композиции иприемы работы.5. Работа над эскизом.Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка

СарафаныСарафан — одежда свободного покроя — он не должен был подчёркивать линии фигуры. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал — парчу, Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом, вышивкой.

Запись в тетради: Вышивка- это искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей.Ребята! Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего применялась вышивка.Вышивка — один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины.

Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором.Украшение костюма — не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл..

У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены).Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Геометрические символы — основа орнаментаВ древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозными верованиями славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

Запись в тетради:Орнамент — это узор из ритмично повторяющихся или чередующихся элементов.

Головные уборыВышивки выполнялись нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже — металлическими. Иногда вышивку дополняли блестками, бисером,, жемчугом,, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты,, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.

Изображение орнамента в редакторе WORD при помощи автофигур

Задание: нарисовать на компьютере полотенце и сарафан, украсить орнаментом

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5

Цели:

  1. Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие “орнамент”.
  2. Отработать навыки умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.
  3. 3.Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
  4. Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.

Оборудование и материалы:

  • Электронное приложение к уроку, которое состоит из 15 слайдов. Слайды сменяются по щелчку и начинают воспроизведение материала по щелчку. В течении самого слайда элементы сменяются после предыдущего элемента. Скорость смены слайдов средняя, что позволяет учителю излагать теоретический материал.
  • Рабочая тетрадь №1, которая заполняется в момент объяснения материала.
  • Рабочая тетрадь №2, которая заполняется после постановки учебной задачи или проблемы урока.
  • Музыкальный ряд: русские народные песни или мелодии.
  • План урока.

    1. Беседа о вышивке как виде народного творчества.
    2. Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок.
    3. Культовое значение элементов орнамента.
    4. Прослушивание русских народных песен.
    5. Постановка художественной задачи, выбор композиции и приемы работы.
    6. Работа над эскизом.
    7. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка.

    Ход урока

    Беседа.

    Учитель. Ребята! Обратите внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего использовалась вышивка. Слайд №4.

    Вышивка – одно из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей. Русскую женщину эта сложная , но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочку учили вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в в бедной так и богатой семье. Девушка должна была готовить приданное: полотенца, постельное белье , одежду, скатерти. Женщины вышиванием заполняли свое свободное время. Любовное, ласковое отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.

    На горе-то стоит елочка,
    Под горой стоит светелочка.
    Во высоком новом тереме,
    Во столовой новой горенке,
    На дубовой новой лавочке
    Все сидела красна девица.
    Во левой руке держала пяличко,
    Во правой руке – иголочку.
    Она шила, красна девица,
    По атласной алой ленточке;
    Шила девица приданое,
    То приданое немалое.

    Все предметы, входящие в приданое, были яркими и декоративны, и особую роль в этом чаще всего играла вышивка. Вышивка – это искусство создания узоров на ткани при помощи иглы и нитей. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканями, вышитым и набивным узором. Слайд №5.

    Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. Орнамент – узор в котором повторяются или сочетаются геометрические или растительные элементы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:

    1. Слава божеству! Праздник.
    2. Просьба плодородия.
    3. Благодарность Богу за содеянное. Слайд №6

    Различают несколько видов орнаментов: травный, зооморфный и геометрический. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

    В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками. По мере того как мы будем знакомиться с элементами вышивки, необходимо заполнять рабочую тетрадь №2 Слайд №7,8,9, 10, 11.

    Нижний Дон, курган Хохлач, найдены останки сарматской царицы. В Азовском краеведческом музее есть этот стенд. Если хорошо его рассмотреть, то украшения царицы имеются геометрические символы, о которых мы говорили. Слайд №12

    Вышивка выполнялась различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже металлическими.

    Иногда вышивку дополняли бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.

    Рассмотрим два вида русской вышивки: орловскую и калужскую давайте найдем черты сходства и различия. Слайд №13.

    Красота вышивки Калужской области достигается сочетанием прозрачного, как кружево, сложного орнамента с цветовой нитью. В другом случае, например в вышивке Орловской области, главное разнообразие цвета (желтого, красного)

    Постановка художественной задачи:

    Сейчас мы с вами будем разрабатывать свой вид вышивки . Для этого воспользуемся шаблоном из рабочей тетради №2. и Слайдом №13.

    Работа над эскизом.

    Сочиняется орнамент на шаблоне по мотивам вышивки Калужской и Орловской областей. Слушаются русские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым учеником.

    Учитель. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех стало теплее и радостнее на сердце. Мы побывали у вышивальщиц Древней Руси, узнали много интересного.

    Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс. — презентация

    Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемГерман Михайловский

    Похожие презентации

    Презентация 5 класса на тему: «Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

    1 Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс

    2 Цели : 1. Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент». 2. Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы. 3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. 4. Формировать любовь к национальному искусству.

    3 ПЛАН УРОКА 1. Беседа о вышивке как виде народного творчества. 2. Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок. 3. Культовое значение элементов орнамента. 4.Постановка художественной задачи, выбор композиции и приемы работы. 5. Работа над эскизом. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка

    4 Сарафаны Сарафан — одежда свободного покроя — он не должен был подчёркивать линии фигуры. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал — парчу, Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом, вышивкой.

    6 Запись в тетради : Вышивка — это искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей. Ребята! Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего применялась вышивка. Вышивка — один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины.

    7 Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором. Украшение костюма — не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл..

    8 Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены).

    9 Геометрические символы — основа орнамента В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозными верованиями славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками. Усадьба с оберегами Дом Плодородие Вода Хозяйство, усадьба Солнце Берегиня — хранительница духа рода

    10 Запись в тетради: Орнамент — это узор из ритмично повторяющихся или чередующихся элементов.

    11 Головные уборы Вышивки выполнялись нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже — металлическими. Иногда вышивку дополняли блестками, бисером,, жемчугом,, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты,, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.

    12 Изображение орнамента в редакторе WORD при помощи автофигур

    13 Задание: нарисовать на компьютере полотенце и сарафан, украсить орнаментом

    Читайте также:  Gamma товары для шитья
    Оцените статью