Фриволите дуга кольцо дуга
В зависимости от рисунка изделия дуга может соединяться с другими элементами как выпуклой (внешней), так и вогнутой (внутренней) стороной.
Если дуга соединяется с другим
элементом выпуклой (внешней) стороной, то применяется один из двух способов сцепки.
Первый способ : дуга соединяется с другим элементом так, как кольцо соединяется с кольцом: через соединительное пико элемента, с которым нужно соединить дугу, крючком вытащите петлю из рабочей нити дуги и наденьте ее на средний палец левой руки. В петлю справа налево введите челнок с ведущей нитью и отведите его максимально вправо, а средним пальцем левой руки расправьте рабочую нить. Сделайте сцепку по величине узла фриволите и закрепите ее обратным узлом. Сцепка и обратный узел входят в счет раппорта.
Второй способ: через соединительное пико элемента, с которым нужно соединить дугу, крючком вытащите петлю из рабочей нити. В эту петлю слева направо введите челнок с ведущей нитью; челнок отведите максимально вправо, сцепку расправьте. Эта сцепка не закрепляется обратным узлом, она остается подвижной. Такие сцепки в счет
узлов раппорта не входят.
Оплетка «Большая волна»
0 – д: (1 п’ 2) – работу повернуть.
1 – д: (2 п’ 5 п 2 п 2 п 5 п’ 2) – работу повернуть.
2 – д: (2 п’ 5 п 2 п 2 п 5 п’ 2) – работу повернуть.
3 – д: (2 п’ 5 п 2 п 2 п 5 п’ 2) – работу повернуть и так далее.
Это мерное кружево состоит только из дуг, причем дуги соединены между собой выпуклыми
Концы нитей от двух челноков свяжите геракловым узлом, концы обрежьте. Для того чтобы первая дуга нижнего ряда получилась декоративным выпуклым элементом, нужно в начале плетения выполнить вспомогательную маленькую дугу. Большим и указательным пальцами левой руки плотно зажмите гераклов узел, вплотную к нему вывяжите узел фриволите, сделайте соединительное пико и еще два узла фриволите. Плетение поверните так, чтобы дуга 0 смотрела вниз. Далее по раппорту сплетите дугу 1: два узла фриволите, соединительное пико, пять узлов, декоративное пико, два узла, декоративное пико, еще два узла, декоративное пико, вновь два узла, пять узлов фриволите, соединительное пико и завершите вязание двумя узлами фриволите, после чего дугу подтяните. Работу поверните таким образом,
чтобы дуга 1 смотрела вниз, а дуга 0 – наверх.
Теперь рабочей нитью становится та, из которой была сплетена дуга 0, из нее выполните по раппорту дугу 2. Свяжите два узла фриволите, к дуге 2 сцепкой через соединительное пико присоедините дугу 0, затем свяжите пять узлов, декоративное пико, два узла, декоративное пико, еще два узла, декоративное пико, вновь два узла, пико, пять узлов, соединительное пико и завершающие два узла фриволите, дугу подтяните.
Работу переверните так, чтобы дуга 2 смотрела вниз, а дуга 1 – наверх, ведущей нитью для дуги 3 становится та нить, из которой сплетена дуга 1. Далее сплетите дугу 3 по раппорту и остальные элементы кружева.
Главное в этой работе – не забывать про соединительные пико в начале дуг.
В этой прошивке дуги можно соединять любым способом: с закреплением или свободной сцепкой (эти способы описаны выше).
Если дуга соединяется с другими элементами вогнутой (внутренней) стороной, то можно использовать два вида соединения: без излома и с изломом.
Без излома соединение дуги с другими элементами делается так же, как и соединение выпуклой стороной (по второму способу соединения выпуклой стороной – свободная сцепка): через соединительное пико крючком вытащите на себя петлю из рабочей нити, а челнок с ведущей нитью введите в эту петлю слева направо. Обратным узлом эта сцепка не закрепляется.
С изломом соединение дуги с другими элементами может быть выполнено двумя способами.
Первый способ : через соединительное
пико вытащите крючком петлю из ведущей нити и через нее проденьте слева направо челнок с рабочей нитью.
Второй способ : через соединительное пико вытащите крючком петлю из ведущей нити и через нее проденьте слева направо челнок с ведущей же нитью.
Эти сцепки обратным узлом не закрепляются – остаются подвижными.
Для удобства соединения дуги с другими элементами изделие можно переворачивать.
Оба типа соединения дуги с другими элементами совершенно свободно могут быть использованы в одном и том же мотиве, даже самом маленьком.
Замкнутый мотив «Клевер»
1 – к: (1 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 1).
2 – д: (2 п 2 п 2 п 2 п’ 2 п 2 п 2 п 2).
Внутреннее кольцо сплетите одним челноком, причем нечетные пико (первое, третье, пятое, седьмое) сделайте размером с соединительное пико (то есть такими маленькими, чтобы в них можно было только ввести крючок), а четные пико выполните, как обыкновенные декоративные – большого размера. Кольцо стяните, концы завяжите геракловым узлом и обрежьте.
Возьмите два челнока, нити, идущие от них, свяжите геракловым узлом, лишние кончики обрежьте. Та нить, из которой вы плели кольцо, будет ведущей нитью для дуги. В первое (маленькое) пико кольца введите крючок, вытащите на себя петлю из ведущей нити и в нее проденьте челнок с этой же нитью. Но прежде чем затянуть эту петлю, надо гераклов узел вплотную подтянуть к пико и как бы «спрятать» его в пико.
Теперь начинайте плетение дуги по раппорту: свяжите два узла фриволите, декоративное пико, два узла, декоративное пико, два узла, декоративное пико, два узла. Теперь нужно соединить дугу со вторым пико кольца. Тут требуется соединение дуги вогну– той стороной без излома. Во второе пико кольца введите крючок и вытащите на себя петлю из рабочей нити, в эту петлю слева направо введите челнок с ведущей нитью
(обратным узлом сцепка не закрепляется). Затем продолжайте плетение дуги по раппорту: два узла, декоративное пико, два узла, декоративное пико, два узла, декоративное пико, два узла.
Сплетенную дугу подтяните и соедините с третьим пико кольца с изломом (первым или вторым способом). Так сплетите четыре дуги, обрамляющие внутреннее кольцо. После того как сплетена четвертая дуга, концы нитей от челноков обрежьте на расстоянии примерно
5 см от изделия, через первое пико кольца вытяните ведущую нить и завяжите геракловым узлом на изнаночной стороне.
В принципе у кружев фриволите нет ни изнаночной, ни лицевой стороны – они создаются искусственно: мастерица принимает одну из сторон за лицевую, а на другой (изнаночной) собирает все узлы.
Салфетка из мотивов «Берлинский воздух»
(см. фото 24 на вклейке)
1 – к: (5 п’ 5 п’ 5 п 5).
2 – д: (5 п 5 п’ 5 п 5).
Эта легкая ажурная салфетка с длинными дугами и крупными кольцами составлена из очень простых замкнутых мотивов. Для упрощения работы можно сначала сплести половину из
запланированного числа мотивов, а затем, выплетая оставшиеся мотивы, присоединять к ним готовые.
Салфетка «Павлиний хвост» (см. фото 25 на вклейке)
В работе над этой салфеткой нужно следить за раппортом очень внимательно. Сложных элементов в этом вязании нет, но кольца и дуги практически все различаются по числу узлов фриволите и декоративных пико. Не пропустите сцепку с соединительным пико.
Для того чтобы облегчить работу с этой салфеткой, можно сделать увеличенную (примерно размера А5 – в половину альбомного листа) копию фрагмента схемы (части канвы с двумя чередующимися незамкнутыми мотивами) и постоянно
сверяться с рисунком. Так вы избежите досадных ошибок – просчетов узлов или пропуска сцепки.
1.1 – к: (2 п’ 3 п’ 3 п’ 3 п’ 3 п’ 1).
2.1 – к: (10 п’ 4 п’ 10).
2.3 – к: (10 п’ 4 п’ 4 п’ 10).
3.1 – к: (8 п’ 4 п’ 4).
3.2 – к: (4 п’ 4 п’ 4 п’ 4 п’ 4).
3.3 – к: (4 п’ 4 п’ 8).
3.4, 3.12 – д: (8 п’ 8 п’ 8).
3.5, 3.11 – к: (6 п’ 4 п’ 4 п’ 6).
3.6, 3 10 – д: (6 п 6).
3.7, 3.9 – к: (6 п’ 6 п’ 6 п’ 6).
3.8 – д: (6 п 6 п 6).
3.13 – д: (8 п’ 8 п’ 4).
3.14, 3. 20 – к: (6 п 6).
3.16 – к: (6 п’ 3 п’ 3).
3.17 – к: (3 п’ 6 п’ 6 п’ 3).
3.18 – к: (3 п’ 3 п’ 6).
3.21 – д: (4 п’ 8 п’ 8).
Салфетка «Из-под выподверта»
(см. фото 26 на вклейке)
1, 3 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3 п’ 3 п 3).
2 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3).
4 – д: (3 п 3 п 3 п’ 3 (3 п’ 3 п 3 п 3 п 3 п 3 п
3 п’ 3) (3 п’ 3 п 3 п’ 3 п’ 3 п 3 п 3 п’ 3) (3 п’
3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3 п’ 3) 3 п’ 3 п 3 п 3).
5 – д: (3 п 3 п 3 п 3). 3
В схеме этой салфетки есть мотив, состоящий из колец и дуг, а также две переходные дуги: дуга 4, на выпуклой стороне которой находится трилистник, и дуга 5 с декоративным пико.
Схема работы следующая: по раппорту выполните кольца 1 и дуги 2. Внимательно следите за раппортом – не забывайте соединять кольца. В точке А можно менять местами рабочую и ведущую нити, если это требуется (необходимость поменять нити возникает из-за того, что рабочая нить может растрепаться, начать раскручиваться и
Для плетения дуги 4 первый мотив поверните на себя так, чтобы он смотрел вниз. Сплетите три узла фриволите, декоративное
пико, три узла, пико, три узла, соединительное пико, три узла. Ведущая нить в дальнейших манипуляциях не задействована: из рабочей нити (той, которая находится на пальцах левой руки) сплетите трилистник по раппорту. Раппорт трилистника содержится в раппорте дуги 4, во внутренних скобках. Затем в плетение верните ведущую нить – по раппорту доплетите дугу 4 (важный момент плетения – не забыть соединить ее с трилистником и подогнать вплотную вторую часть дуги к первой части). После того как дуга завершена, работу переверните трилистником вниз и вновь сплетите мотив.
Кольца и дуги второго ряда салфетки выполняйте по раппорту колец и дуг первого ряда.
Дуга-кольцо
Дуга – не просто самостоятельный элемент, из нее и на ней можно выполнять
очень интересные комбинации. С использованием дуги можно получить декоративные элементы: кольца, многолистники. Главная особенность дуги – это возможность выполнять узор прямо на самой дуге, вывязывая такой элемент, как дуга- кольцо. При этом дополнительные элементы могут располагаться как на выпуклой (внешней), так и на вогнутой (внутренней) стороне дуги. Если по схеме элемент находится на выпуклой стороне дуги, то он плетется рабочей нитью дуги, а элемент, находящийся на вогнутой стороне, плетется ведущей нитью.
Фриволите: учимся азам и плетём чокер и браслет
Фриволите — техника создания оригинального кружева из узелков. В нашем обзоре — история и азы фриволите , плюс — мастер-классы по созданию колье-чокера и браслета своими руками.
Что такое фриволите?
Фриволите́ (от фр. Frivole — пустой, легкомысленный) — техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков или иглы с тупым концом. Кружево фриволите применяется для отделки одежды, для создания аксессуаров, украшения скатертей, салфеток, покрывал
Фриволите отличается от остальных видов кружева в первую очередь тем, что из-за использования прочных ниток или даже тонкого шнура и жёстких узлов оно довольно хорошо держит форму. Чем-то фриволите напоминает макраме (техника узелкового плетения), но отличается от него большим изяществом и тонкостью работы. В технике фриволите можно сплести как, например, нарядный воротничок, если взять тонкие нитки, так и сохраняющий форму браслет, колье, серьги или другие аксессуары, если воспользоваться материалом поплотнее. Прежде фриволите использовали в первую очередь для создания кружевного полотна или элементов отделки одежды, сегодня же эта техника часто используется для изготовления необычных украшений и аксессуаров.
Фриволите дуга кольцо дуга
Кольцо в кольце
В кружеве фриволите примечателен такой элемент, как кольцо в кольце. С ним кружево приобретает особую рельефность. Элемент кольцо в кольце можно плести одним челноком, а можно двумя.
Кольцо в кольце, выполненное одним челноком
Вначале сплетите кольцо 1 с соединительным пико, затем – кольцо 2 до соединительного пико. После этого сцепите кольца, но таким образом, чтобы кольцо 1 находилось не слева от кольца 2 (как при простом соединении), а внизу. Соединение колец делайте по следующей схеме. Отведите челнок влево. Вытяните крючком петлю из рабочей нити снизу вверх через пико кольца 1. Через петлю слева направо проведите челнок. Петлю из рабочей нити расправьте на пальцах левой руки, сцепку закрепите обратным узлом. После сцепки наружное кольцо 2 доплетите по раппорту и плотно затяните.
Этот элемент смотрится декоративным и фактурным, если внешнее кольцо аккуратно и плотно охватывает внутреннее.
Кольцо в кольце, выполненное двумя челноками
Двумя челноками элемент кольцо в кольце особенно часто плетут с использованием ниток разного цвета. Элемент выполняют так же, как и при плетении нитью одного цвета, только первое кольцо плетут нитками одного цвета, а второе – нитками другого цвета. Гармонично подобранные сочетания цветов смотрятся очень эффектно.
При плетении двумя челноками можно выполнить элемент из трех колец. Тогда внутреннее и среднее кольца плетут из рабочей и ведущей нитей соответственно, а наружное кольцо представляет собой дугу-кольцо – замкнутую в кольцо дугу.
Элемент дуга-кольцо, сплетенный двумя челноками, может крепиться к элементу кольцо в кольце двумя способами: непосредственно к самому кольцу или через соединительное пико в кольце.
Схема плетения элемента кольцо в кольце, выполненного двумя челноками, следующая. Свяжите нити челноков, обрежьте концы. Сплетите по раппорту кольцо 1; затем – кольцо 2, то есть свяжите 12 узлов фриволите, сделайте сцепку с соединительным пико кольца 1, сплетите еще 12 узлов и затяните кольцо 2. Затем начинайте плести дугу-кольцо 3: сплетите 18 узлов, потом сделайте сцепку с кольцом 2 так же, как и при работе с одним челноком.
В кольце 2 пико нет, оно сцеплено с соединительным пико кольца 1. В месте соединения колец 1 и 2 тонким вязальным крючком чуть раздвиньте узлы и снизу вверх вытяните петлю из рабочей нити дуги. В образовавшуюся петлю слева направо введите челнок с ведущей нитью дуги, расправьте сцепку и закрепите обратным узлом, затем доплетите по раппорту еще 18 узлов.
Подтяните дугу-кольцо 2 так, чтобы она обхватывала кольцо 2, присоедините дугу к точке, с которой начинается плетение дуги-кольца. Крючком найдите и немного расширьте промежуток между первым узлом дуги кольца и началом дуги. Соединение в этом случае выполняется по способу соединения дуг вогнутой стороной с изломом (вытяните ведущую нить и в эту петлю введите челнок с той же нитью).
Схема плетения дуги-кольца с креплением внешнего кольца к соединительному пико кольца 2 такая же, как и при сцеплении всех других элементов через соединительное пико.
Элементы «кольцо в кольце» и «дуга-кольцо» в кружевах фриволите применяют очень часто. Из-за своей декоративности они используются в нарядных воротниках, ажурных салфетках, в орнаментированном краевом кружеве, которым отделывают носовые платки, занавеси, сервировочные салфетки, дорожки, белье.
Двурядная салфетка «Десерт»
(см. фото 29 на вклейке)
К: [6 п’ 4 п’ 4 п’ 6].
1 – к: [5 п’ 2 п 2 п’ 2].
2 – к: [5 п’ 2 п 2 п 3 п’ 3 п 2 п2
3 – к: [2 п’ 2 п 2 п’ 5].
4, 7 – к: [5 п 3 п 3 п 5].
5 – к: [5 п 3 п 3 п 3 п 3 п 5].
6 – д: [5 п 3 п 3 п 3 п 5].
2.1 – к: [7 п 5 п 5 п 7].
2.3, 2.4, 2.5 – к: [7 п 3 п 2 п’ 2п’
2.2 – д: [3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3].
На первый взгляд кажется, что салфетка «Десерт» состоит из множества рядов, но на самом деле она всего лишь двурядная. Просто средний (первый) ряд очень широкий и сложный. Он состоит из чередующихся незамкнутых круглых мотивов, соединенных дугами с трилистниками.
Середина салфетки – это замкнутый элемент – восьмилистник, к которому через соединительные пико крепятся вершины трилистников первого ряда.
Фиксирует салфетку и придает ей законченный вид нарядная канва из ряда дуг и колец. Эта канва и составляет второй ряд салфетки.
Салфетка из мотивов «Лужайка»
(см. фото 30 на вклейке)
1.1 – к: (6 п 3 п 3 п 6).
1.2 – д: (5 п 5 п 5 п 5).
Канва центра салфетки:
2.2 – д: (4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4).
3.3 – к: (5 п 5 п 5 п 5).
4.1 – к: (6 п 3 п 3 п 6).
4.2 – д: (5 п 5 п 5 п 5).
5.1, 5.5 – к: (5 п 5 п 5 п 5).
5.3 – к: (5 п 5 п 5).
5.2, 5.4 – д: (5 п 5 п 5 п 5).
5.7 – д: (5 п 5 п 5 п 5 п 5 п 5).
Эта салфетка состоит из четырех видов замкнутых элементов (двух круглых, одного овального и одного трилистника), а также канвы, которая украшает центральный замкнутый мотив. Салфетка интересна тем, что крупные элементы – овальные мотивы и середина салфетки – можно связать самостоятельными фрагментами, а затем, в ходе вязания, просто собрать их, соединяя между собой более мелкими элементами – круглыми мотивами и трилистниками.
Салфетка шестирядная «Цепочки»
(см. фото 31 на вклейке)
1.1 – к: (3 п’ 3 п 3 п’ 3).
1.2 – д: (1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1
2.4 – д: (5 п 3 п’ 3 п 5).
Центр шестирядной салфетки «Цепочки» – это замкнутый мотив из восьми колец и дуг с канвой, которые составляют первые два ряда салфетки. Третий и четвертый ряды словно отражают друг друга, образуя фактурную, очень графичную прошву, которая по своему рисунку напоминает цепочку. Этой стилизованной цепочкой оформляют центр салфетки. Пятый и шестой ряды салфетки вяжутся более крупными, по сравнению с третьим и четвертым рядами, но при этом полностью копируют их рисунок.
Салфетка семирядная «Фельтон»
(см. фото 32 на вклейке)
К: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3
1.1 – к: (2 п 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п 2) – перевернуть работу.
1.2 – д (2 п 2 п 2 п 2 п 2) – перевернуть работу.
2.1 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3) – перевернуть работу.
2.2 – д: (3 п 3) – перевернуть работу.
2.3 – к: (3 п 3 п 3 п 3) – перевернуть работу.
3.1 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3) – перевернуть работу.
3.2 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3) – перевернуть работу.
4.1 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3) – перевернуть работу.
4.2 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3) – перевернуть работу. Пятый ряд:
5.1 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3) – перевернуть работу.
5.2 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3) – перевернуть работу. Шестой ряд:
6.1 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3) – перевернуть работу.
6.2 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3) – перевернуть работу. Седьмой ряд:
7.1 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3) – перевернуть работу.
7.2 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3) – перевернуть работу.
Эта изящная салфетка со множеством декоративных пико очень проста в изготовлении. Она состоит из семи рядов, которые расходятся от центрального кольца. Ряды с третьего по седьмой практически копируют друг друга (неизменным остается размер колец, и лишь увеличиваются по длине дуги).
Нити с обоих челноков расходуются равномерно, поэтому главное в работе – не забывать поворачивать вязание после выполнения каждого кольца или дуги, для того чтобы нити не подменяли друг друга и чрезмерно не перетирались.
Важно четко следовать раппорту дуг, так как именно они обеспечивают «рост» салфетки в диаметре.
Салфетка трехрядная «Бублик»
(см. фото 33 на вклейке)
Очень эффектная салфетка, состоящая из прошивок трех видов и ряда многолистников.
Несмотря на то что салфетка выполняется одним челноком, работа эта сложная. Здесь очень важно строго выдерживать одинаковую длину ножки. Именно это обеспечивает аккуратный и привлекательный вид салфетки.
1 – к: (4 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 4).
1.2 – к: (3 п’ 2 п 1 п 1 п 2 п’ 3).
1.3 – к: (3 п 1 п 3).
Второй ряд (шестилистник):
2.1 – к: (3 п 2 п 2 п 2 п 3).
3.1 – к: (3 п’ 3 п 3 п’ 3).
3.2 – к: (5 п’ 5 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2
3.3 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3).
Кружево с тканью
Характер кружев фриволите напоминает вышивку ришелье. Поэтому отдельно сплетенное кружево может быть вшито в скатерть, постельное белье, нашито на нижнее белье, одежду. Очень красивы полотенца (рушники), сервировочные салфетки и дорожки с фриволите. Для их отделки используются прошвы, аграмант, отдельные мотивы. Самая популярная форма кружева для ткани – это кружево углом. Его плетут как однорядным, так и многорядным, одним или двумя челноками. Эту форму кружева используют для отделки углов салфеток, манжет, воротников и так далее.
Тканые изделия можно украшать кружевами фриволите, выполненными как одним, так и двумя челноками. Прошвы, аграмант и мотивы могут быть многорядными, с большим количеством декоративных элементов или строгими, геометричными по характеру рисунка. Все зависит от назначения изделия и общего оформления интерьера, для которого кружево изготавливается.
Перед тем как приступить к вязанию кружевного украшения для тканевого изделия, нужно очень внимательно подойти к выбору самой ткани. С кружевами фриволите хорошо смотрится очень плотная ткань. Рыхлую, сыпучую и фактурную ткань сложнее обрабатывать. Края такой ткани не только недостаточно прошить швом зигзаг, но часто и обработки оверлоком тоже мало – края лохматятся, из-под ниток обработки видны неаккуратные ворсинки; кружево на такой ткани смотрится неряшливо.
Еще один критерий для выбора ткани – расцветка. С маленькими колечками и изящными дугами узорная ткань не смотрится. Назначение кружев фриволите – украсить тканое изделие, поэтому для работы стоит выбирать ткань безо всякого рисунка.
Край ткани для кружев можно обработать по-разному. В зависимости от вида обработки края ткани различаются и способы соединения кружева фриволите с изделием.
Первый способ применяется для обработки очень тонких тканей: край изделия обрабатывают швом в подгиб с закрытым срезом. В этом случае кружево можно пришить иголкой к краю потайным швом. Нитка, которой пришивается кружево, должна быть тоньше самого кружева и соответствовать ей по тону. Нитка будет выходить из края шва только затем, чтобы зацепить кружево за пико или за ножку, а в основном будет спрятана в шве.
Второй способ обработки края подходит для плотных тканых несыпучих материалов: край изделия обрабатывают на машинке оверлок или машинным швом зигзаг. Также можно обвязать край ткани вязальным крючком столбиками без накида. В этих случаях очень удобно соединять кружево с изделием по ходу плетения, осуществляя сцепку под нитку шва оверлока, зигзага или под воздушную петлю обвязки крючком.
Третий способ обработки края подходит для нетканых материалов или изделий из тканых материалов, которые несут только декоративную (сувенирные салфетки, дорожки, предметы интерьера, поделки), а не функциональную нагрузку (столовое белье, полотенца): готовое кружево накладывают на салфетку с лицевой стороны, хорошо приметывают и по краю обрабатывают на машинке зигзагом. Затем изделие поворачивают на изнаночную сторону и ножницами (желательно маникюрными, с загнутыми краями) аккуратно обрезают лишнюю ткань. Так можно обрабатывать любые вставки любой конфигурации. Только в этом случае сплетенный элемент накладывают на изделие в нужном месте, пришивают по лицевой стороне, а на изнаночной стороне осторожно вырезают материал, находящийся в контуре кружева.
Кружево углом с тканью
Для плетения кружева углом можно использовать любой рисунок плоского мерного кружева, вводя дополнительные элементы (дуги и кольца) в местах перехода с одной стороны угла на другую, но не нарушая при этом композиции рисунка.
Оплетка «Почти меандр»
(см. фото 34 на вклейке)
1 – к: (3 п 3 п 2 п’ 3 п 3 п 3).
1 – д: (5 п 3 п 3 п 3 п 3 п 5).
Нити от двух челноков свяжите геракловым узлом. Плетение начинайте с кольца. Кольцо свяжите по раппорту, но соединительное пико сделайте по размеру такое же, как и декоративное. Кольцо стяните, поверните на указательном пальце вниз по часовой стрелке, а затем на себя – получится излом на вязании.
Сплетите дугу по раппорту и соедините ее с кольцом в месте излома. Для этого подтяните дугу, введите крючок в соединительное пико кольца, вытяните на себя петлю из ведущей нити (из ведущей нити сплетено кольцо) и в эту петлю введите челнок с ведущей же нитью. Подтяните сцепку вплотную к пико и затяните ее.
Расправьте работу и продолжайте плетение, чередуя кольца и дуги.
Оплетка «Хлебная корзинка»
(см. фото 35 на вклейке)
1, 7 – к: (5 п’ 4 п 4 п 4 п 4 п’ 5).
2, 6, 8, 12 – д: (5 п’ 5).
3 – к: (5 п 4 п’ 4 п 5 п’ 5 п 4 п 5).
4 – д: (5 п’ 4 п 4 п 4 п 4).
5 – д: (4 п 4 п 4 п 4 п’ 5).
9 – к: (4 п 4 п 4 п’ 4 п 4 п 4).
10 – д: (5 п’ 4 п 4 п 4 п 4).
11 – д: (4 п 4 п 4 п 4 п’ 5).
Самым трудным элементом в этой работе является угловой фестон, состоящий из кольца и сложной дуги. Здесь важно строго следовать раппорту и не допускать ошибок в работе, иначе дефекты будут слишком заметны.
и мотивы с тканью
(см. фото 36 на вклейке)
Такая дорожка для обеденного стола является и примером многомерного кружева, и образцом крупного изделия, выполненного из отдельных замкнутых мотивов.
При своих внушительных размерах дорожка не слишком трудоемка. Для ее изготовления можно воспользоваться приемом, который применяется при вязании больших изделий из повторяющихся замкнутых мотивов: сначала сплести половину замкнутых мотивов от общего числа запланированных в этом изделии, а затем, вывязывая остальные мотивы, присоединять к ним готовые. Это значительно сэкономит время работы.
1 – к: (5 п’ 5 п 5 п’ 5 п 5 п’ 3).
1 – д: (5 п 5 п 5 п’ 5 п 5 п 5).
Полотенца с кружевными краями – рушники – характерный атрибут русского дома, часть славянской культуры. Такие полотенца нужно шить изо льна и обвязывать хлопчатобумажными нитками. Лучше выбрать нити потолще – это могут быть «мак» или «сирень». Кружево из таких нитей получается более объемным – крупные кольца и дуги выглядят более рельефно.
В таком кружеве декоративные пико можно делать чуть меньшего размера, для того чтобы отвести главную декоративную роль основным элементам. Фактура кружева, выполненного из толстых ниток, гармонирует с натуральным материалом полотенца.
1.1, 1.9 – к: (7 п’ 3 п’ 3 п’ 7).
1.3, 1.5, 1.7 – к: (5 п’ 3 п’ 3 п’ 5).
1.2, 1.4, 1.6, 1.8 – д: (3 п’ 3п’ 3).
2.1, 2.5 – д: (3 п 3 п’).
2.2, 2.4 – к: (5 п’ 3 п’ 5).
2.3 – д: (5 п 3 п 3 п 5).
3 – д/к: (7 п 3 п 5 (5 п 2 п 2 п 2 п 2 п 5) 5 п 3 п 7).
Уход за готовыми изделиями
Бережное обращение с кружевами и правильный уход за ними – это гарантия того, что они не потеряют привлекательность. Жизнь любимой одежды, украшенной кружевами, милых домашних пустячков – салфеточек, изящных носовых платочков с кружевной каймой, кружевного столового белья, – может быть очень долгой – плетеные изделия сохраняются на протяжении многих лет и передаются в семьях из поколения в поколение – от одной кружевницы к другой, вдохновляя молодых мастериц, рассказывая в кружевных завитках историю моды.
Уход за готовым кружевом фриволите в основном включает стирку, глажение и подкрахмаливание изделий.
Кружево фриволите, как и любое другое кружево, не любит механического трения, поэтому при стирке следует исключить любые приспособления, связанные с процессом трения, выкручивания, – щетки, губки. Кружева нужно стирать вручную или, за редким исключением (очень крупные изделия, такие как скатерти или комбинированные изделия, одежда с аппликацией из кружев), в стиральной машине при температуре 30–40 °C с помощью мягких моющих средств. Изделие, каким бы крупным оно ни было, категорически нельзя выжимать в центрифуге.
Если изделие не очень загрязнено, то сначала его нужно замочить на 1,5–2 часа в холодной воде, а затем погрузить в горячую воду с растворенным в ней детским мылом (можно натереть мыло на мелкой терке). Стирать кружево нужно аккуратными полощущими движениями.
Если белое кружево не отстиралось, то его необходимо прокипятить. Кружево без крупных элементов можно просто кипятить в кастрюле (отдельно от другого белья). Если же кружево включает большие элементы, которые могут изменить форму, то его перед кипячением обертывают вокруг бутылки, банки или кастрюльки, замотав поверх марлей и нитками. Кипятят загрязненное кружево в растворе детского мыла в кастрюле большого диаметра около 1 часа.
После стирки и кипячения кружево нужно хорошо выполоскать.
Кружево фриволите, как и любое другое кружево, категорически нельзя тереть, выжимать и выкручивать. Отжимают кружевные изделия, похлопывая по ним. Затем кружева фриволите раскладывают на гладильной доске, булавкой расправляют все декоративные пико и дают просохнуть в таком виде, корректируя положение изделия.
Сейчас на рынке появилось много новых моющих средств, формулы которых специально разработаны для ухода за изделиями из шелка, кружева и тонких тканей. Среди широкого ассортимента этой продукции можно отыскать специальные средства для стирки кружев; часто они в своем составе содержат такой компонент, как жидкий шелк, который ухаживает за нитями кружев.
Подкрахмаливать можно как белое, так и цветное кружево.
Кружево фриволите лучше всего крахмалить аэрозолем. Но можно также использовать простой крахмал. Две чайные ложки картофельного крахмала разводят в трех столовых ложках воды. Затем в стакан кипящей воды выливают растворенный крахмал, доводят до кипения, помешивая, и остужают. Этот крахмальный отвар прозрачный, им можно подкрахмаливать цветное кружево.
Если кружево белое, то в теплый приготовленный крахмальный отвар вливают еще порцию растворенного в воде крахмала. В результате получается матовая смесь, которая придает круже– ву белизну. Изделие помещают в эту смесь на 1–2 минуты, а потом сушат, расправляя пико и корректируя положение изделия. Крахмалить кружево фриволите можно также яичным белком: к чайной ложке взбитого в пену белка добавляют пять чайных ложек воды. Тампоном равномерно наносят эту смесь на кружево и оставляют сохнуть в течение двух часов.
Гладить кружево фриволите нужно с увлажнителем при температуре не выше 150 °C, установив терморегулятор утюга на положение «шелк». Горячий утюг может деформировать кружево, и оно потеряет упругость и естественность. Прежде чем гладить кружево, его расправляют и кладут на белую ткань. Гладят изделие через чистую сухую марлю.
Если белыми кружевными воротниками или парадными столовыми салфетками долго не пользуются, то их лучше хранить в темном шкафу.
Чтобы кружево не пожелтело, его кладут в непрозрачный пакет синего цвета. Синий цвет не пропускает ультрафиолетовые лучи, которые быстро старят натуральные хлопковые и льняные нитки.
Фриволите само по себе является креативным видом рукоделия. Так как предоставляет широкие возможности для самостоятельного творчества.
Кружева фриволите оригинальны и очень декоративны. Но помимо этого, главные отличительные особенности этого вида кружев – простота исполнения и практически неограниченные возможности в использовании готовых изделий. Освоив всего один (!) узел, мастерица может творить невиданные чудеса. Опыт, накопленный поколениями мастеров плетения фриволите, а также новые тенденции в моде и в искусстве оформления интерьера показывают, что кружева фриволите могут применяться в совершенно различных областях украшения одежды и дизайна дома. Причем можно не только выполнять самостоятельные изделия в технике фриволите, но и украшать вещи вставками кружев и аппликациями из готовых мотивов и мерного кружева.
Вот далеко не полный список креативного использования фриволите: одежда (воротники, жабо, галстуки, перчатки, манжеты, шарфы, шляпки, белье), занавески, салфетки, дорожки, ширмы, сумочки для театральных биноклей, рюкзачки, кошельки, кисеты, подушки-думочки, зонтики, одежда для кукол, футляры для очков, сумочки для мобильных телефонов, пеналы, несессеры, декоративные коробки для хранения мелких вещей, закладки в книги, религиозные символы (рождественские ангелочки, пасхальные яйца), украшения на новогоднюю елку, поздравительные открытки, чехольчики для яиц всмятку, грелки для чайника, кухонные прихватки, серьги, броши, заколки, ожерелья, браслеты, повязки и обручи на волосы, рамки для фотографий, корзиночки для конфет, мобили (подвижные декоративные конструкции).
Необыкновенно расширяют креативные возможности фриволите длинные пико. Для выполнения длинных пико применяют шаблончик. Это длинная тонкая пластинка, которую можно вырезать из подручных материалов – очень плотного картона, плоского пластика, может сгодиться и неширокая школьная линейка и т. д. Ширина шаблончика – от 0,5 до 1,5 см. Она зависит от планируемой высоты пико.
Техника плетения длинных пико следующая. На пальцы левой руки накиньте нить и начинайте плетение кольца. После того как сплетено несколько узлов фриволите, на указательном пальце левой руки расположите шаблончик, придерживая его большим пальцем. Прежде чем завязать узел, сделайте на шаблончик накид рабочей нитью, после этого провяжите прямой узел и закрепите обратным.
Фестон с пико «Заячьи ушки»
1 – д: (10 п 10 п 10 п 10).
3 – д: (5 (12 длинных пико) 5).
Большое количество длинных пико, расположенных вместе, может образовывать интересный узор.
Для того чтобы в фестоне сохранился узор дорожки, который образуют длинные пико, их надо скрепить, обвязав все длинные пико крючком столбиком без накида. При этом первые и последние пико соседних дуг провязывают вместе.
Фестон с пико «Колыбельки»
(см. фото 37 на вклейке)
1 – к: (12 длинных пико).
2 – к: (5 п’ 3 п’ 3 п’ 5).
3 – д: (3 п 2 п 2 п 3).
Длинные пико, далеко отходящие друг от друга, можно использовать для связки и оформления отдельных мотивов. Но для того чтобы длинные нити пико смотрелись декоративно, при выполнении сцепки с кольцами 2 нужно крючком закрутить пико.
Образцы креативного фриволите
Мы предлагаем вам несколько образцов, выполненных в технике фриволите. Эти изделия являются примером креативного фриволите. Мы указываем подробные раппорты работ, которые можно хорошо рассмотреть на фотографиях, но схемы не приводим.
Дело в том, что в креативном фриволите понятие схемы очень условно. Работа ведется творчески, выстраиваясь в соответствии с фантазией мастера.
Выполняя те или иные образцы, можно вводить в работу свои технические идеи – заменять целые элементы (мотивы, фестоны) или просто менять число узлов фриволите, уменьшать или увеличивать количество декоративных пико, изменять схему соединения элементов. В результате на основе приведенных образцов можно создавать свои авторские кружевные модели.
А – к: (1 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 1).
1 – к: (2 п’ 2 п’ 2 п’ 2).
Всего в первом ряду семь колец.
2 – к: (2 п 2 п 2 п 2).
3 – к: (3 п 2 п 2 п 3).
Всего в третьем ряду четырнадцать колец.
Раппорт четвертого ряда полностью соответствует раппорту третьего ряда.
5 – к: (3 п 3 п 2 п 2 п 3 п 3).
Всего в пятом ряду четырнадцать колец.
(см. фото 38 на вклейке)
Средняя часть плетения фигурки ангела
Головка ангела без кудряшек:
1.1 – д: (6 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 6).
1.3, 1.5, 1.7, 1.9, 1.11, 1.13 – к: (2 п’ 2).
1.4, 1.12 – д: (3 п’ 3).
1.4, 1.10 – д: (4 п’ 4).
Внешняя часть плетения фигурки Кудряшки ангела:
2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 – д: (2).
2.10, 2.26 – д: (5 п’ 5 п’ 5 п’ 5).
1.11, 1.25 – д/к: (8 (4 п’ 4) 10 (4 п’ 4) 6 (3 п’ 3) 4).
1.13, 1.23 – к: (4 п’ 4).
1.15, 1.21 – к: (5 п’ 5).
1.17, 1.19 – к: (7 п’ 7).
1.18 – д: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).
1 – к: (3 п’ 3 п’ 3 п’).
2, 4, 5, 6 – д: (3 п’ 2 п 1 п’ 1 п 2 п’ 3).
3, 7 – к: (3 п’ 2 п 1 п 1 п 2 п’ 3).
Д: (4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4).
Крылышки и туловище:
1, 2, 10, 11 – к (4 п’ 4).
1, 17 – д: (4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4).
3, 4, 5, 6, 9, 12, 13, 14 – к: (4 п’ 4).
2, 16 – д: (4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4).
3, 15 – д: (4 п 4 п 4 п 4).
4, 5, 13, 14 – д: (12).
Крылышки с туловищем представляют собой сложно изогнутый замкнутый мотив. Его плетение начинают с вязания двулистника – «плечика» ангела.
(см. фото 39 на вклейке)
1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6 – к: (4 п’ 3 п 1 п 2 п’ 2 п 1 п 3 п’ 4).
2.1, 2.2, 2.3 – к: (3 п 3 п 2 п 1 п 1 п 2 п 3 п 3).
1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6 – к: (3 п’ 2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2 п’ 3).
1, 2 – к: (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2 п’ 3 п’ 3).
3 – к: (3 п’ 3 п’ 2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2).
4 – к: (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п’ 2).
5 – к: (3 п’ 2 п 1 п 1 п’ 1 п 1 п 2 п’ 3).
6 – к: (2 п’ 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2).
«С днем рождения» (см. фото 41 на вклейке)
1 – к: (1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1).
3 – к: (5 п’ 3 п 2 п 2 п 3 п’ 5).
1.1 к – и все кольца внутри мотива: (5 п 5 п’ 4 п’ 5 п 5).
1.2, 1.5 – д: (6 п’ 6 п’ 6 п’ 6).
1.3, 1.6 – д: (7 п’ 8 п’ 8).
1.4, 1.7 – д: (8 п’ 8 п’ 7).
1.8 – к: (4 п’ 9 п 9 п’ 4).
1.10 – к: (8 п’ 6 п’ 2).
1.11 – к: (2 п’ 8 п’ 8 п’ 2).
1.12 – к: (2 п’ 6 п’ 8).
1, 3 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).
1 – д/к: (10 (2 п 2 п 2 п 2 п’ 2 п 2 п 2 п 2) 10).
2 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1). 2 – д: (12 п’ 12).
1, 2, 3 – к: (1 п 1 п 1 п 1).
1 – д: (16 (2 – к) 26 (3– к) 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1
п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).
1 – к: (2 п 1 п 1 п 2).
1 – д: (5 (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1) 15 (1 п 1
п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1) 6).
2 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).
1, 2, 3 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).
1 – д: (4 п 1 п 1 п 6 п 1 п 1 п 5 п 1 п 1 п (2– к) 17).
1 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).
1 – д: (1 п (всего 25 пико) 1).
2 – к: (1 п 1 п 1 п 1).
1 – к: (3 п 1 п 1 п 3).
1 д/к: (5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 (1 п 2 п 1) 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5).
1, 3 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1).
1, 2 – д: (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2).
2, 4 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).
А – к: (3 п’ 2 п’ 1 п 1 п 1 п 1 п’ 2 п’ 3).
Б – к: (2 п’ 3 п 3 п’ 2).
1 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п).
1 – д/к: (8 п 1 п 1 п 5 п 6 п 1 п 1 п 7 (1 п 1 п 1 п 1) 6 п 1 п 1 п 5 п 5 п 1 п 1 п 5).
3 – д: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).
1 – к: (2 п 1 п 1 п 2).
1 – д/к: (4 п 1 п 1 14 п 1 п 1 п 24 (3 п 3)).
3 – д: (4 (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2) 4).
4 – д: (4 п 1 п 1 п 1 п 1 п 3 п 1 п 1 п 1 п 1 п 8).
3 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).
1 – д/к: ((3 п 1 п 1 п 3) 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 п’ 5 п
1 п 1 п 1 п 1 п 5 (3 п 1 п 1 п 1 п 3)).
2 – д/к: ((3 п 1 п 1 п 3) 17 п’ 9 п 1 п 1 п 12 (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2)).
1 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).
1 – д/к: (24 (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2) 24).
2 – к: (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2).
1 – д/к: ((2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2) 6 п 1 п 1 п 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 4 п’ 5 (1 п 1 п 1 п 1)).
2 – д: (5 п’ 5 п’ 5 п 5 п 10).
3 – д/к: ((5) 2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 п 4 п 1 п 1 п 6 (2 п 2 п 2 п 2)).
1, 2 – д/к: ((3 п 2 п 2 п 3) 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 7 п’ 3 п’ 7 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 (3 п 3 п 3 п 3)). Двулистник: А, Б – к: (3 п 3 п’ 3 п’ 3 п 3).
1 – д: (6 п 1 п 1 п 1 п 1 п 6 п 2 п (всего 12 пико с интервалом в 2 узла) 14 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п
1 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).
1, 4 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).
1, 3 – д: (10 п 2 п 2 п 2 п 2 п 4).
2, 3 – к: (4 п 1 п 1 п 4).
2 – д: (3 п 1 п 1 п 1 п 1 п 3).
1 – к: (2 п 1 п 1 п 1 п 2).
2 – к: (1 п 1 п 1 п 1).
2 – д: (2 п (всего 20 пико с интервалом в 2 узла)).
1, 2 – к: (1 п 1 п 1 п 1).
1 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 2 п (всего 13 пико с интервалом в 2 узла)).
1 – к: (3 п 1 п 1 п 1 п 3).
2, 3 – к: (3 п 1 п 1 п 3).
1 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).
2 – к: (2 п 1 п 1 п 2).
3 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).
1, 2 – к: (2 п (всего 14 пико с интервалом в 2 узла)).
3 – к: (2 п 1 п 1 п 2).
4 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).
1, 3 – к: (3 п 1 п 1 п 3).
1, 2 – д: (12 п 2 п 20).
2, 4 – к: (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2).
1 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1).
4 – д: (2 п (всего 25 пико с интервалом в 2 узла)).
1 – д/к: ((3) 1 п (всего 15 пико с интервалом в 1 узел) 3)
2 – д/к: (3 п’ 25 (3 п 1 п 1 п 1 п 1 п 3)).
2 – к: (1 п 1 п 1 п 1).
2 – д: (2 п (всего 20 пико с интервалом в 2 узла)).
1, 3 – к: (2 п 1 п 1 п 3).
1 – д/к: (50 (1 п 1) 50).
1 – д/к: ((2 п 1 п 1 п 2) 15 п’ 10 п 3 п (всего 10 пико с интервалом в 3 узла)).
1 – к: (2 п 1 п 1 п 2).
1 – д/к: (25 (2 п 2 п 2 п 2) 25).
2 – к: (2 п 2 п 2 п 2).
1 – к: (2 п 1 п 1 п 2).
2 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 1).
3 – к: (3 п 2 п (всего 8 пико с интервалом в 2 узла) 12 п 2 п 2 п 2 п 2 п 15 п 2 п 2 п 2 п 15).
1 – к: (1 п 1 п 1 п 1).
1 – д: (3 п (всего 15 пико с интервалом в 3 узла)).
2, 3 – к: (2 п 1 п 1 п 2).
К: (6 п 1 п 1 п’ 6 п 6 п 1 п 1 п 6).
1, 2 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).
3, 4 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).
Королевские лилии (см. фото 43 на вклейке)
Обе д/к стебельков: (20 (5 п 5 п 5 п 5 п 5 п 5) 20).
К: (10 п’ 5 п 5 п’ 10).
Д: (20 п 5 п 5 п 5 п 5 п’ 5 п 5 п 5 п 5 п 5 п 5 п’ 5 п 5 п 5 п 5 п 5).
(см. фото 45 на вклейке)
Плетение начинается с одного из усиков.
2, 5 – к: (6 п’ 8 п 8 п’ 3 п 3 п’ 8 п 8 п’ 6).
3, 4 – к: (6 п’ 8 п 5 п’ 5 п 8 п’ 6).
6, – д: (6 п’ 5 п 5 п 5 п 5).
7, 9, 12, 15, 18, 20 – к: (6 п’ 6).
8, 19 – д: (7 п 6 п 6 п 7).
10, 11, 13, 14, 16, 17 – д: (5 п 5 п 5 п 5).
21 – д: (6 п 5 п 5 п 5 п’ 5).
2, 4 – к: (4 п’ 4 п’ 4).
3 – к: (4 п’ 4 п 2 п 2 п 2 п 2 п 4 п’ 4).
К: (1 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 1).
1 – к: (5 п’ 4 п 4 п’ 5).
2 – к: (5п’ 3 п 3 п’ 5).
1.1 – к: (1 п’ 1 п’1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1).
2.1 – к: (4 п’ 4 п 1 п 1 п 4 п’ 4).
1.2 – к: (4 п’ 4 п 2 п 2 п 4 п’ 4).
1, 5 – к: (4 п’ 4 п’ 4).
6 – к: (4 п’ 4 п 1 п 1 п 4 п’ 4).
1.1 – к: (8 п’ 4 п’ 4 п’4 п’ 8).
2.1 – к: (4 п’ 4 п’4 п’ 4).
1–3 – гарнитур «Осень»: колье, браслет, брелок;
4–5 – гарнитур «Смородина»: браслет, серьги; 6 – пояс «Лотос»
7 – сувенир «Змейка»; 8 – брелок-амулет; 9 – игрушка «Гусеница»; 10 – сувенир «Черепашка»; 11 – игрушка-марионетка
12 – маленькое панно; 13 – декоративное панно с цветами; 14 – композиция для зеркала; 15 – подставка; 16 – шторка-паутинка
17–19 – кашпо: с деревянными шариками, с желудями, двухъярусное
20 – салфетка «Дружба квадратов»; 21 – детский воротник «Тося»; 22 – салфетка «Все вертится»; 23 – салфетка «Маргаритковая поляна»; 24 – салфетка «Берлинский воздух»
25 – салфетка «Павлиний хвост»; 26 – салфетка «Из-под выподверта»; 27 – салфетка «Звезда»; 28 – воротник «Карл XII»; 29 – салфетка «Десерт»; 30 – салфетка «Лужайка»
31 – салфетка «Цепочки»; 32 – салфетка «Фельтон»; 33 – салфетка «Бублик»; 34 – оплетка «Почти меандр»; 35 – оплетка «Хлебная корзинка»; 36 – дорожка на стол; 37 – фестон «Колыбельки»; 38 – «Фиолетовый ангел»; 39 – снежинка 40 – буквы; 41 – рамка «С днем рождения»; 42 – ландыш; 43 – королевские лилии; 44 – шапочка; 45 – бабочки