Вятское кружево
До сих пор нет точных сведений, о том, в какое время кружево появились на Вятской земле, как и откуда оно пришло. Бытует предание, что в начале ХVIII века какой-то знатный плотник, изучавший плотничье дело в Голландии и женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра I был направлен мастеровым по кораблестроению в Воронеж, однако за провинность попал в немилость и чтобы избежать казни бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотничьему делу, а жена занималась плетением кружев и обучала этому промыслу местных женщин.
В конце ХVIII – начале ХIХ века существовало на Вятской земле и кружево крестьянское, которое плелось из домашней пряжи без сколков простым рисунком. Украшали таким кружевом полотенца и дарили в качестве свадебного подарка.
В середине ХIХ века кружевом начали украшать свою одежду представители дворянства и состоятельные горожане. В Кукарке к 80-м годам ХIХ века кружевоплетением занимались уже более 500 женщин. Плели они кружево по готовым сколкам, самостоятельно составлять рисунки умели лишь немногие.
В 1890-е годы кружевоплетение на Вятке получает широкое распространение. Стремясь помочь кустарям, перспективами развития промысла заинтересовалось Вятское земство. В это время активно создаются школы кружевоплетения, издаются для мастериц альбомы с рисунками и сколками кружев.
Купцы активно торговали вятским кружевом на ярмарках, его везли и вниз по Волге, и вверх по Каме. Знали кукарское кружево в Самаре, Саратове, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе, Петербурге. Через Дальний Восток кукарское кружево шло в Японию, охотно покупали его также в Англии, Франции, Голландии, Швеции, США.
Плетут кружева коклюшками – маленькими деревянными палочками попарно. Про кружево говорят, что оно сплетено из 8, 12, 20, 40 и более пар. В настоящее время все кружева создаются преимущественно двумя способами – парной и сцепной техниками плетения.
Парной исполняются мерные кружева – прошва, край, различные оплеты, мелкие узоры, или, как говорят мастерицы, мотивы. Мерное кружево выплетается большим количеством пар коклюшек. Узор парного кружева состоит из простейших ритмично повторяющихся геометрических фигур разной плотности.
Покрывала, скатерти, занавески, дорожки, салфетки, накидки, воротнички, отделки к платью – так называемые штучные изделия – выплетаются сцепной техникой. Плетутся они тоже парами коклюшек, но все изделие еще при подготовке сколка делится на части, сообразуясь с рисунком.
Техника кружева везде одинакова, но плетут в каждой области по-своему. Поэтому и различается кружево кукарское, вологодское, рязанское. Отличается кружево друг от друга художественными приемами. Кукарское кружево разнообразно в плетении валюшки. Нигде, кроме кукарского кружева не разрабатываются так богато и решетки – они могут быть со звездочками, ромашками. В одном изделии соединяются две-три разные по типу решетки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность. Решетка помогает основному рисунку-орнаменту. Одним из самых главных отличий вятского кружева считается разнообразие переплетений в одной вещи, которые придают изделию ажурность, легкость, красоту.
Используя разнообразные техники плетения, кружевницы создают интересные разработки растительного и цветочного орнаментов. Полет фантазии мастериц поистине неудержим. Вот где душа народа раскрывается полностью во всей ее красоте и многогранности.
Сегодня, как и раньше, для создания ручного кружева требуются всё те же нехитрые предметы. Деревянная подставка из двух перекрещивающихся рам необходима для поддержания подушки-бубна – небольшого по размеру, туго набитого опилками валика с ровной поверхностью. Наволочка бубна шьется из светлой ткани, чтобы не испачкать кружево. Назначение бубна – держать прикрепленный к нему рисунок будущего кружева – сколок. Основные инструменты мастерицы – маленькие деревянные палочки с круглой головкой на конце – коклюшки. Их точат из березы или вереса – у них «звон приятнее». Коклюшки используют парами, наматывая одну нить сначала на одну коклюшку, а потом на другую. Во время работы коклюшки ударяются друг о друга, издавая звонкую нежную «мелодию». Вязальный крючок, игла для накола и разные по составу нити также необходимы кружевнице.
Но самое основное – еще до начала плетения придумать и нарисовать будущее кружево. Сделать это может только художник. Любой рисунок кружева состоит всего из четырех элементов: тесьма-полотнянка (по-вятски называют «валюшка»), фоновая сетка-решетка, плетешок (шнурочек) и насновки (элементы овальной формы).
В настоящее время наиболее крупными предприятиями-производителями кружевных изделий в Кировской области являются компания «Юг» (Вятские Поляны) и ООО «Фабрика строчевышитых и кружевных изделий «8 Марта» (Киров), поставляющее свою продукцию во многие регионы России. Продолжают создавать кружевные изделия и отдельные мастерицы, наиболее известные в их числе Любовь Анцыгина, Валентина Песикова, Ольга Крупина, Елена Куприна.
2009-2012 © Правительство Кировской области,
Департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области.
Сайт «Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области».
Вятское кружево
Вятское кружево — один из народных промыслов, развитых в Кировской области и являющихся её визитной карточкой.
Центр этого промысла находится в городе Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии). По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами (Вологдой, Ельцом, Михайловым).
Содержание
История
Вятские кружева появились в начале XVIII века. Во второй половине XIX века промыслом занималось многочисленное крестьянское население, заказы поступали из Петербурга. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии в числе 9 других была организована земская школа кружевниц. Преподавателями были ученицы Мариинской школы из Петербурга. Все школы, учрежденные «Мариинкой», опирались на её методическую базу и разработанные в ней учебные программы. Вместе с тем, в кружеве вятских школ сформировались особые качества, выделяющие его среди изделий других учебных заведений. Формы изделий разнообразны и порой необычны, не имеют аналогий в других школах: это жилеты, оплёты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель. Учреждённая школа способствовала расширению промысла по всей губернии.
В развитие местных черт вятского (кировского) кружева большой творческий труд вложила художница А. А. Гужавина. В 1906 году она окончила Кукарскую кружевную школу, более 50 лет проработала в промысле. В 60-е годы значительные работы были созданы художником промысла 3. А. Вараксиной — уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», которые и сегодня можно увидеть в музеях Кирова.
B 70-х годах ряд сложных многофигурных произведений создала А. Ф. Блинова. Ее праздничные панно орнаментально насыщены, как, например, панно «Вятские страдания», где использован сюжет молодежного гулянья; они весьма индивидуальны и тщательно исполнены с применением многообразных приемов плетения. В настоящий момент панно выставлено в постоянной экспозиции музея народных промыслов Кирова — «Приказной избе».
В 90-е годы прошлого века кружевная фабрика была ликвидирована, здание пустовало 10 лет, а затем было продано районному суду. Но кировские кружевницы сохранили традиции и технологию народного промысла и, объединившись в артели или небольшие предприятия, продолжают радовать всех своеобразием своих декоративных решений. Среди них Куприна Е. П. (член Союза Художников), Кузьмина К. И., Дерягина В. И.
Оформление
Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок (элемент кружева), простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов. Преобладают сложноузорчатые динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента.
Мастера
Анфиса Фёдоровна Блинова — художница-кружевница, лауреат Государственной премии России имени Репина, 1936 г.р. Поступив в художественную школу г. Советска Кировской области, закончила её на «отлично». После неё поступила в московское художественно-промышленное училище им. Калинина и также с успехом его окончила. 37 лет отдала Анфиса Фёдоровна Советскому филиалу Кировской фабрики строчевышитых и кружевных изделий им.8 Марта. Была начальником ОТК, главным инженером. Три года возглавляла филиал. Остальное время работала художником по кружеву. По эскизам Блиновой создавались кружева от салфеток, воротничков, шарфов до больших панно, занавесей, туник, скатертей. Работы Блиновой были известны и в нашей стране, и за рубежом. Изделия А. Ф. Блиновой участвовали во всевозможных всесоюзных и международных выставках. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности — панно «Праздник», скатерть «Золушка» и др. Скатерть «Солнечная» была отправлена за границу.
Елена Петровна Куприна. Родилась в 1956 г. в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. По окончании школы поступила в московское художественно-промышленное училище им. Калинина. Первая самостоятельная работа — панно «Лебединое озеро», осталось в фонде училища, как и многие другие ранние произведения автора. Дипломная работа — съёмное кружевное изделие воротник «Оплечье». По окончании училища Е. П. Куприна получила диплом по специальности художник-мастери была распределена в г. Киров. С 1 августа 1977 г. Е.Куприна — художник по кружеву на фабрике строчевышитых и кружевных изделий им.8 Марта (г. Киров). За 30 лет творческой деятельности Е. П. Куприна выросла в яркого представителя вятской школы кружева, продолжила и развила традиции, заложенные известными художниками А.Гужавиной, А.Блиновой, В.Смирновой. Свои лучшие монументальные и камерные произведения Е.Куприна показывала на выставках разного ранга (областные, зональные, республиканские, международные) с 1978 года. Она является членом ВТОО «Союз художников России» с 1993 г. 1996 г. — последний год работы на фабрике. С 1998 г. Куприна становится свободным художником, сочетая творческую деятельность с педагогической в Центре детского творчества (г. Киров).
Примечания
Разновидностью вятского кружева является Кукарское кружево, а также белохолуницкое кружево. Каждое кружево имело название от уезда, в котором находилась та или иная земская кружевная школа. В настоящий момент вятское коклюшечное кружево производится в г. Советске (быв. сл. Кукарке), г. Белая Холуница, г. Вятские Поляны, и пгт. Подосиновец Кировской области.
Где появилось вятское кружево
Центр вятского (кировского, кукарского) кружевного промысла находится в г. Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии, откуда и одно из названий кружева — кукарское). По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами. Считается, что вятские кружева появились в начале XVIII в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Он был развит не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа, и заказы поступали из Петербурга. В начале 1890-х гг. была открыта кукарcкая земская школа кружевниц, она способствовала расширению промысла. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы.
Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой. Подобно елецким кружевам в Кировской области плотность полотнянки неравномерна, меняется и ее ширина. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов.
Преобладают сложноузорные динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента. В развитие местных черт кировского кружева большой творческий труд вложила художница А. А. Гужавина. В 1906 г. она окончила Кукарскую кружевную школу, более 50 лет проработала в промысле. Преподавала в школе, проявила себя талантливым художником, возглавляла художественную лабораторию в г. Советске. В 60-е годы значительные работы были созданы художником промысла 3. А. Вараксиной — уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», к принципам построения которых (клетчатая узорная композиция с фигурой в каждой клетке) потом неоднократно обращаются многие авторы.
B 70-х гг. ряд сложных многофигурных произведений создала А. Ф. Блинова. Её праздничные панно орнаментально насыщены, как, например, панно «Вятские страдания», где использован сюжет молодежного гулянья; они весьма индивидуальны и тщательно исполнены с применением многообразных приемов плетения. В. И. Смирнова интересно работает над выявлением новых декоративных возможностей кружева, например, над созданием «объемных», двухслойных кружевных композиций. Для современного кировского кружева типичны сложные сюжетные произведения из суровых и неярких цветных ниток, выплетенные в технике сцепного кружева.
В крупных предметах нередко применяют скань для придания основному рисунку особой рельефности. Отчасти в этом проявляется влияние Вологды. Но кировские кружевницы настойчиво ищут своеобразных декоративных решений.