Глагол неопределенной формы шить

Неопределённая форма глагола: правило , урок, окончания, таблица

Что такое неопределенной формой глагола (инфинитив)

Инфинитив – это начальная форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов (спрягаемые глаголы, причастия, деепричастия). Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях (например: лежать, отдыхать, трудиться, видеть, учиться). У каждого глагола есть инфинитив.

Инфинитив также называют неопределенной формой глагола. Правило русского языка объясняет это тем, что данная форма называет действие, процесс или состояние не зависимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

Неопределённая форма оканчивается на -ть, -ться, -ти, -тись, -чь, -чься.

Инфинитив может отвечать только на вопросы:

  • «Что делать?»;
  • «Что сделать?».

Невозможно, например, спросить «Что делая?», «Что делает?», «Что делаем?», «Что делают?», «Что делаете?», «Что делала?», «Что будешь делать?», так как инфинитив – это неопределенная форма глагола. Время и лицо остаются неясными, и не дается отсылки к деталям происходящего.

Например:

Если глагол имеет приставку, то при подборе неопределённой формы ее нельзя отбрасывать.

Например:

  • поставит (что сделает?) —н.ф.поставить(что сделать?). Сравни: ставит — ставить
  • убережет (что сделает?) —н.ф.уберечь (что сделать?). Сравни: бережет — беречь

Однако глаголы в неопределённой форме имеют спряжение и вид .

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется именно по неопределённой форме.

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

  • осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;
  • осно­ву инфи­ни­ти­ва.

Основу неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла полу­чим, не учи­ты­вая окон­ча­ния -ть или -ти:

  • у гла­го­ла «пол­зать» осно­вой инфи­ни­ти­ва явля­ет­ся часть полза-;
  • у гла­го­ла «под­вез­ти» осно­вой явля­ет­ся часть подвез-.

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

1. для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;
  • под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

2. для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

  • пол­зал бы; пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;
  • под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

3. для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

4. для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

5. для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

Суффиксы инфинитива

Инфинитив оканчивается словообразующими суффиксами:

  • -тьрожать, вырастать, умирать;
  • -чьберечь, жечь, сечь;
  • -тинести, расти, грести.

Также он может дополняться постфиксом -сь (-ся), по которому мы можем судить, какая неопределенная форма глагола является невозвратной, а какая возвратной:

-сь (-ся)маяться, молиться, стеречься.

Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив – это форма глагола, которая всегда остается неизменной. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице. Инфинитивы могут иметь лишь постоянные глагольные признаки, которые присутствуют у любых глаголов, вне зависимости от их формы.

Инфинитив, обо­зна­чая обоб­щен­ное дей­ствие, име­ет толь­ко посто­ян­ные гла­голь­ные при­зна­ки:

  1. вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный;
  2. переходность/непереходность;
  3. возвратность/невозвратность;
  4. спря­же­ние.

Инфинитивы совершенного и несовершенного вида

Глаголы неопределенной формы или инфинитивы, как и остальные, бывают совершенного и несовершенного вида.

Инфинитивы также могут быть совершенного и несовершенного вида.

Неопределенная форма глагола несовершенного вида выражает действия, продолжающиеся во времени, и не имеющие конкретной привязки – это как бы вечные действия, и без дополнительных указаний в контексте она не дает нам представления о завершенности или незавершенности действия.

Примеры:

Несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Читать, бежать, смеяться, литься.

  • Я буду поступать в магистратуру.
  • Я решил не поступать в магистратуру.
  • Как мне решить, – поступать в магистратуру, или нет?

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено, или будет непременно совершено, о том, что результат уже есть, или еще будет (конечно, в случаях отрицания или вопроса, оно может иметь относительно неопределенную окраску).

Примеры:

Совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Прочитать, убежать, засмеяться, вылиться.

  • После прочтения записку следовало сжечь.
  • Благодари меня за то, что тебе не пришлось сжечь эту записку.
  • Тебе дали указания сжечь записку?

В русском языке есть небольшое число двухвидовых глаголов, то есть таких, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (отвечают на вопрос что сделать?), то несовершенного вида (отвечают на вопрос что делать?). Казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др.

Примеры:

  • Поступило распоряжение впредь казнить всех предателей. – «Что делать?»;
  • Поступило распоряжение казнить предателя. – «Что сделать?»;
  • В деревне привыкли женить девок быстро. – «Что делать?»;
  • К осени Марфе удалось женить всех своих девок. – «Что сделать?»;
  • Сложно велеть своему сердцу. – «Что делать?»
  • Как велеть своему сердцу не любить? – «Что сделать?»
  • Исследовать пещеры – очень интересно, но, вместе с тем, опасно. – «Что делать?»
  • Завтра нам предстоит исследовать эти пещеры. – «Что сделать?»
  • Вы можете атаковать их с любой стороны, в то время как я разобью их в лоб. – «Что делать?»
  • Вы должны будете атаковать их справа, а я зайду с фланга. – «Что сделать?»

Возвратность

Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов.

  • -ся-(ставится если основа слова т. е. корень заканчивается на согласный, например: мыл-умылся, забрал-забраться);
  • -сь- (ставиться если, основа слова заканчивается на гласный (опусти-опустилось, зли-разозлилась).

Переходность

Переходные глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект. Если после слова можно поставить вопрос что? кого? — то переходной глагол.

  • читать (кого? что?) книгу;
  • писать (кого? что?) письмо;
  • качать (кого? что?) ребёнка, люльку.

Непереходные не передают действие и после них вопрос ―Что? Кого? неуместен

Все возвратные глаголы непереходные.

Мыться, решиться, беречься.

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов отражает их изменение в соответствии с лицом и числом. Хотя сами инфинитивы не могут иметь лица, числа или рода, а, следовательно, не могут и спрягаться, они тем не менее служат словообразовательной основой для других глаголов, поэтому их относят к какой-либо из двух глагольных групп по типу спряжения – либо к I, либо ко II.

Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте.

Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся ко второй группе: -и и на –я (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и –ят.

Инфинитив и его синтаксическая роль

Синтаксические функ­ции неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла шире и раз­но­об­раз­нее, чем у дру­гих гла­голь­ных форм. Неопределённая форма глагола может быть любым членом предложения.

1. Подлежащим: Читать рассказ — ваша задача.

2. Частью сложной формы будущего времени простого глагольного сказуемого: Ты будешь играть на скрипке.

3. Основной частью составного глагольного сказуемого: Я так хочу радоваться жизни! Гражданин обязан выполнять законы своего государства.

4. Второстепенным членом предложения:

4.1. Несогласованным определением: Нам дано задание (какое?) решить задачу.

4.2. Обстоятельством: Он вернулся в дом (с какой целью?) переодеться.

4.3. Дополнением: Сосед мечтает (о чём?) уехать в Москву на постоянное место жительства.

Видеоурок «Инфинитив — неопределенная форма глагола»

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 58. Неопределённая форма глагола.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • вопросы, по которым можно определить глагол.
  • находить глаголы в неопределённой форме по вопросам;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола – форма, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола. Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти: рисовать, лепить, нести, идти. Есть также глаголы, которые оканчиваются на -чь: стеречь, прилечь.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. —М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Уроки русского. Неопределённая форма глагола.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – изменяемая часть речи. У всех изменяемых частей речи есть начальная форма. Начальная форма есть и у глагола. Она отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать? Особенность начальной формы глаголов в том, что по ней нельзя определить ни время, ни род, ни лицо. Поэтому её называют неопределённой формой глагола.

Обратите внимание, что глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются разными словами, даже если они однокоренные:

что сделать?

Очень важно при поиске неопределённой формы глагола, при изменении глагола по лицам и числам не заменять один глагол другим. Вот почему надо следить за приставкой с- в вопросе глагола

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Распредели глаголы в две группы.

что сделать?

Падать, упасть, склеить, клеить, рассказывать, рассказать, сбежать, бежать, зацвести, цвести, прилететь, лететь.

Проверьте себя по эталону:

что сделать?

  1. Прочитайте текст. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

Проверьте себя по эталону:

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

  1. Образуйте от имён существительных однокоренные глаголы в неопределённой форме, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите их.

Ходьба – ________________, скука – ________________, жизнь – ________________, победа – ________________, лечение – ________________, жалость – ________________, любовь – ________________, горе – ________________, покупка – ________________, молчание – ________________.

Проверьте себя по эталону:

Ходьба – ходить, скука – скучать, жизнь – жить, победа – побеждать, лечение – лечить, жалость – жалеть, любовь – любить, горе – горевать, покупка – покупать, молчание – молчать.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме?

Коли спорить, так уж смело.

Коль карать, так уж за дело.

Коль простить, так всей душой.

Коли пир, так пир горой.

В этом стихотворении …

А) 2 глагола в неопределённой форме;

Б) 3 глагола в неопределённой форме;

В) 4 глагола в неопределённой форме.

2. Отметьте предложение, в котором все глаголы в неопределённой форме.

А) Ребята принялись разглядывать друг друга и рассказывать, кто как провёл лето. (Н. Носов)

Б) Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

В) Уметь говорить – хорошо, уметь слушать – ещё лучше. (Пословица)

3. Отметьте строку, в которой неверно указан глагол неопределённой формы.

А) вставал – вставать;

Б) решаем – решить;

В) полежите – полежать.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Задайте вопросы к глаголам в неопределённой форме.

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (______________) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (________________) поворачивать голову, чтобы (________________) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Проверьте себя по эталону:

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (что сделать?) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (что делать?) поворачивать голову, чтобы (что сделать?) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Читайте также:  Учимся шить для ребенка
Оцените статью