Глагол шить будущее время

Морфологический разбор слова «шить»

Разбор слова

Слово шить является Глаголом (это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»). У глагола шить есть постоянные признаки:

  • Возвратный/Невозвратный — слово ‘шить’ является невозвратный;
  • Переходный/Непереходный — слово ‘шить’ это переходный глагол. ; Глагол ‘шить’ относится к несовершенному виду.
  • Первое лицо: Я — шью/ Мы — шьём;
  • Второе лицо: Ты — шьёшь/ Вы — шьёте;
  • Третье лицо: Он/Она/Оно — шьёт/ Они — шьют.

Непостоянные признаки слова шить:

  • Пример изъявительного наклонения: По вечерам она обычно что-нибудь шила.;
  • Пример cослагательного наклонения: Если бы не КВН, шила бы в Пятигорске шубы. ;
  • Пример повелительного наклонения: Прямо хоть униформу шей с дополнительными большими карманами. ;
  • Род слова определить не возможно потому, что глагол является Инфинитивом.
  • Лицо — не определяется в инфинитиве;
  • У данного слово время не определяется потому, что слово шить является Инфинитивом;

Значение слова :

Слово «шить» значит:

  • Изготовлять (одежду, обувь и тому подобное), скрепляя части швами.
  • Скреплять, соединять нитью края ткани, кожи и тому подобное при изготовлении одежды, обуви.
  • Вышивать, расшивать.
  • Соединять, скреплять доски, листы железа и тому подобное.
  • Обвинять кого-то без должного основания, приписывать преступление (перен.).
Читайте также:  Каталог вышивок бисером кроше

Часть речи

«ШИТЬ» — это Глагол. Обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?» или «Что сделать?». В предложении обычно выполняет роль сказуемого.

Ударение в слове:

ш И ть
Ударение падает на слог с буквой И. На вторую букву в слове.

Род слова

Слово «шить» — род не определяется в инфинитиве

Вид глагола:

Глагол ‘шить’ является несовершенным видом.

Переходность:

Переходность глагола «шить» — переходный

Лицо глагола :

Лицо у глагола «шить» — не определяется в инфинитиве

Возвратность:

«ШИТЬ» — это невозвратный глагол

Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам .

Общие правила

Глаголы могут спрягаться только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам.

Термин «спряжение глаголов» имеет два значения, которые не нужно путать:

  1. Первое значение — изменение глаголов по лицам и числам. Его имеют в виду, когда просят «проспрягать глагол».
  2. Второе значение — морфологический признак глагола — один из двух классов спряжений. Его имеют в виду, когда требуется определить спряжение глагола по окончанию слова в инфинитиве.

Вопросы и окончания

Составим таблицы вопросов и окончаний глаголов при спряжении (изменении по числам, лицам, родам) в настоящем, будущем, прошедшем временах.

Настоящее время

Глаголы совершенного вида в настоящем времени ставятся в несовершенном виде: построить (инфинитив, сов.вид) – строю, строишь, строит, строим, строите, строят (несов.вид).

Лицо Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
1 что делаю? -у,-ю что делаем? -ем/-им
2 что делаешь? -ешь/-ишь что делаете? -ете/-ите
3 что делает? -ет/-ит что делают? -ут,-ют/-ат,-ят

Будущее время

Глагол несовершенного вида для формирования будущего времени ставится в совершенный вид: строить (инфинитив, несов.вид) – построю, построишь, построит, построите (буд. вр., сов.вид), читать — читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Будущее время формируется также из связки «быть» + инфинитив: буду строить, будешь строить и т.д.

Лицо Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
1 что сделаю? -у,-ю что сделаем? -ем/-им
2 что сделаешь? -ешь/-ишь что сделаете? -ете/-ите
3 что сделает? -ет/-ит что сделают? -ут,-ют/-ат,-ят

Прошедшее время

Единственное число Множественное число
М.р. Ж.р. Ср.р.
что делал?
что сделал?
нулевое окончание что делала?
что сделала?
что делало?
что сделало?
что делали?
что сделали?

Повелительное наклонение

Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
что делай? что сделай? -й/-и/-ь что делайте? что сделайте? -йте/-ите/-ьте

Условное наклонение

Вопросы и окончания глаголов в условном наклонении такие же, как в прошедшем времени. Но к ним добавляется частица «бы». Примеры: строить — строил бы, строила бы, строило бы, строили бы; построить — построил бы, построила бы, построило бы, построили бы.

Единственное число Множественное число
М.р. Ж.р. Ср.р.
что делал бы?
что сделал бы?
нулевое окончание + бы что делала бы?
что сделала бы?
-а бы что делало бы?
что сделало бы?
-о бы что делали бы?
что сделали бы?
-и бы

Спряжения

Различают два спряжения: 1 и 2. При этом окончания глаголов четко различают только под ударением. В том случае если ударение падает не на личное окончание, то тип спряжения различают по начальной форме (или инфинитиву). В общем случае, инфинитивы, оканчивающиеся на , относятся к 2-му спряжению, все остальные относятся к 1-му спряжению.

I спряжение II спряжение
Окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
Примеры берёшь, шьёт, пишет спешишь, спит, звонят

Глаголы-исключения

Есть некоторые исключения. Ко 2 спряжению относят:

  • все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
  • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть);
  • 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).

Соответственно к 1 спряжению относят:

  • все остальные глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ть;
  • брить, стелить.

Разноспрягаемые глаголы

Два глагола в русском языке относятся к разноспрягаемым: хотеть и бежать. Соответственно и все их приставочные формы тоже: захотеть, прибежать и т.д.
Глагол хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения, а во мн.ч. 2 спряжения.
Глагол бежать в 3 лице мн.ч. имеет окончание 1 спряжения, а во всех остальных лицах — 2 спряжения.

Примечание 1. Три глагола есть, дать, создать имеют особые личные окончания:

  • ем, ешь, ест, едим, едите, едят;
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут;
  • создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут.

Примечание 2. Некоторые глаголы имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежат глаголы, не имеющие формы 1 лица ед.ч.: дерзать, победить, убедить, очутиться, чудить.

Примечание 3. Есть глаголы, которые имеют две системы личных форм, одна из которых чаще употребляется в разговорном стиле:

  • брызгать — брызжешь, брызгаешь;
  • мучить — мучаешь, мучишь;
  • махать — машешь, махаешь;
  • мурлыкать — мурлычешь, мурлыкаешь;
  • полоскать — полощешь, полоскаешь.

«Спряжение сложной формы глаголов будущего времени»

Презентация к уроку русского языка по теме «Сложная форма глаголов будущего времени»

Просмотр содержимого документа
«»Спряжение сложной формы глаголов будущего времени»»

Тридцать перв ое марта.

Кла сс н ая р а бота .

Спряжение сложной формы глаголов будущего времени

  • Познакомимся с двумя формами глаголов будущего времени ;
  • узнаем, как спрягается сложная форма глагол а будуще го времени .

Назовите глаголы, определите их время.

— Когда я вырасту, я буду работать на компьютере. Я разработаю новые учебные программы.

Выпишите глаголы, определите их время.

— А я буду шить красивые платья. Я наряжу всех наших девочек!

Выпишите глаголы, определите их время.

— А я буду учить детей.

Выпишите глаголы, определите их время.

— А я буду строить дома. Я построю квартиры для всех нас!

На какие группы можно разделить эти глаголы?

— Когда я вырасту, я буду работать на компьютере. Я разработаю новые учебные программы.

— А я буду шить красивые платья. Я наряжу всех наших девочек!

— А я буду учить детей.

— А я буду строить дома. Я построю квартиры для всех нас!

Запишите их в два столбика, предварительно поставив вопрос.

Что буду делать?

Что сделать? — простая форма будущего времени (1 глагол).

Что буду делать? — сложная форма будущего времени (2 глагола).

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Время глагола, с. 76 – 77

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

ГЛАГОЛ
Время глагола

Ответы к стр. 76 – 77

1. Прочитай. Вставь пропущенные слова.

Глаголы изменяются по числам и временам.
Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.

2. Прочитай. Отметь √ , в каком времени глаголы обозначают действие, которое будет происходить после момента речи, и отвечают на вопрос что сделает? что будет делать?

будущее время

3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Над глаголами укажи время.

Вдру г в пуш и стые к о мочки
прош. вр.
Превратились дружно почки.
наст. вр.
Что всё это озн а ч а ет?
наст. вр.
Наша верба расцв е тает!
наст. вр.
Пр о сыпается она
буд. вр.
Сразу, как придёт в е сна!

• Объясни, как ты определял(а) время выделенного глагола.

Почки превратились. Превратились — глагол употреблён в форме прошедшего времени, обозначает действие, которое произошло до момента речи, в прошедшем времени, и отвечает на вопрос что сделали?

4. Прочитай. Отметь √ ряд, в котором все глаголы стоят в форме настоящего времени . Обозначь время над другими глаголами.

прош. вр. наст. вр. прош. вр.
спросила, бежит, читали

наст. вр. буд. вр. наст. вр.
летает, расскажет, объясняет

печатает, встречает, рисует

5. Прочитай. Отметь √ глагол, от которого можно образовать все три формы времени. Образуй и запиши эти формы от данного глагола.

шить, шьёт, шил, будет шить

6. Прочитай. Обозначь в глаголах ударение. Проверь правильность постановки ударения по орфоэпическому словарю в учебнике (часть 2, с. 155).

Пóнял, понялá; нáчал, началá; бралá, брáли.

7. Прочитай. Укажи время над глаголом. Запиши это предложение, употребляя глагол в форме прошедшего времени.

наст. вр.
Звенит по камушкам ручей.
Звенел по камушкам ручей.

8 ∗ . Прочитай предложения. Подчеркни в каждом предложении глагол, который употреблён не в том времени. Напиши предложения правильно.

1) Мама достала из комода синюю ленту и заплетает Маше косичку.
Правильно: Мама достала из комода синюю ленту и заплела Маше косичку.

2) Маленькие глухарята ловят в траве мошек и клевали сладкую землянику.
Правильно: Маленькие глухарята ловят в траве мошек и клюют сладкую землянику.

Оцените статью