- Морфологический разбор слова «шить»
- Разбор слова
- Значение слова :
- Часть речи
- Ударение в слове:
- Род слова
- Вид глагола:
- Переходность:
- Лицо глагола :
- Возвратность:
- Спряжение глаголов
- Общие правила
- Вопросы и окончания
- Настоящее время
- Будущее время
- Прошедшее время
- Повелительное наклонение
- Условное наклонение
- Спряжения
- Глаголы-исключения
- Разноспрягаемые глаголы
- «Спряжение сложной формы глаголов будущего времени»
- Просмотр содержимого документа «»Спряжение сложной формы глаголов будущего времени»»
- Волжский класс
- Боковая колонка
- Рубрики
- Видео
- Книжная полка
- Малина для Админа
- Боковая колонка
- Опросы
- Календарь
- Время глагола, с. 76 – 77
- ГЛАГОЛ Время глагола
- Ответы к стр. 76 – 77
Морфологический разбор слова «шить»
Разбор слова
Слово шить является Глаголом (это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»). У глагола шить есть постоянные признаки:
- Возвратный/Невозвратный — слово ‘шить’ является невозвратный;
- Переходный/Непереходный — слово ‘шить’ это переходный глагол. ; Глагол ‘шить’ относится к несовершенному виду.
- Первое лицо: Я — шью/ Мы — шьём;
- Второе лицо: Ты — шьёшь/ Вы — шьёте;
- Третье лицо: Он/Она/Оно — шьёт/ Они — шьют.
Непостоянные признаки слова шить:
- Пример изъявительного наклонения: По вечерам она обычно что-нибудь шила.;
- Пример cослагательного наклонения: Если бы не КВН, шила бы в Пятигорске шубы. ;
- Пример повелительного наклонения: Прямо хоть униформу шей с дополнительными большими карманами. ;
- Род слова определить не возможно потому, что глагол является Инфинитивом.
- Лицо — не определяется в инфинитиве;
- У данного слово время не определяется потому, что слово шить является Инфинитивом;
Значение слова :
Слово «шить» значит:
- Изготовлять (одежду, обувь и тому подобное), скрепляя части швами.
- Скреплять, соединять нитью края ткани, кожи и тому подобное при изготовлении одежды, обуви.
- Вышивать, расшивать.
- Соединять, скреплять доски, листы железа и тому подобное.
- Обвинять кого-то без должного основания, приписывать преступление (перен.).
Часть речи
«ШИТЬ» — это Глагол. Обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?» или «Что сделать?». В предложении обычно выполняет роль сказуемого.
Ударение в слове:
ш И ть
Ударение падает на слог с буквой И. На вторую букву в слове.
Род слова
Слово «шить» — род не определяется в инфинитиве
Вид глагола:
Глагол ‘шить’ является несовершенным видом.
Переходность:
Переходность глагола «шить» — переходный
Лицо глагола :
Лицо у глагола «шить» — не определяется в инфинитиве
Возвратность:
«ШИТЬ» — это невозвратный глагол
Спряжение глаголов
Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам .
Общие правила
Глаголы могут спрягаться только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам.
Термин «спряжение глаголов» имеет два значения, которые не нужно путать:
- Первое значение — изменение глаголов по лицам и числам. Его имеют в виду, когда просят «проспрягать глагол».
- Второе значение — морфологический признак глагола — один из двух классов спряжений. Его имеют в виду, когда требуется определить спряжение глагола по окончанию слова в инфинитиве.
Вопросы и окончания
Составим таблицы вопросов и окончаний глаголов при спряжении (изменении по числам, лицам, родам) в настоящем, будущем, прошедшем временах.
Настоящее время
Глаголы совершенного вида в настоящем времени ставятся в несовершенном виде: построить (инфинитив, сов.вид) – строю, строишь, строит, строим, строите, строят (несов.вид).
Лицо | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
Вопрос | Окончание | Вопрос | Окончание | |
1 | что делаю? | -у,-ю | что делаем? | -ем/-им |
2 | что делаешь? | -ешь/-ишь | что делаете? | -ете/-ите |
3 | что делает? | -ет/-ит | что делают? | -ут,-ют/-ат,-ят |
Будущее время
Глагол несовершенного вида для формирования будущего времени ставится в совершенный вид: строить (инфинитив, несов.вид) – построю, построишь, построит, построите (буд. вр., сов.вид), читать — читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Будущее время формируется также из связки «быть» + инфинитив: буду строить, будешь строить и т.д.
Лицо | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
Вопрос | Окончание | Вопрос | Окончание | |
1 | что сделаю? | -у,-ю | что сделаем? | -ем/-им |
2 | что сделаешь? | -ешь/-ишь | что сделаете? | -ете/-ите |
3 | что сделает? | -ет/-ит | что сделают? | -ут,-ют/-ат,-ят |
Прошедшее время
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | |||||
что делал? что сделал? | нулевое окончание | что делала? что сделала? | -а | что делало? что сделало? | -о | что делали? что сделали? | -и |
Повелительное наклонение
Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|
Вопрос | Окончание | Вопрос | Окончание |
что делай? что сделай? | -й/-и/-ь | что делайте? что сделайте? | -йте/-ите/-ьте |
Условное наклонение
Вопросы и окончания глаголов в условном наклонении такие же, как в прошедшем времени. Но к ним добавляется частица «бы». Примеры: строить — строил бы, строила бы, строило бы, строили бы; построить — построил бы, построила бы, построило бы, построили бы.
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | |||||
что делал бы? что сделал бы? | нулевое окончание + бы | что делала бы? что сделала бы? | -а бы | что делало бы? что сделало бы? | -о бы | что делали бы? что сделали бы? | -и бы |
Спряжения
Различают два спряжения: 1 и 2. При этом окончания глаголов четко различают только под ударением. В том случае если ударение падает не на личное окончание, то тип спряжения различают по начальной форме (или инфинитиву). В общем случае, инфинитивы, оканчивающиеся на , относятся к 2-му спряжению, все остальные относятся к 1-му спряжению.
I спряжение | II спряжение | |
---|---|---|
Окончания | -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют | -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят |
Примеры | берёшь, шьёт, пишет | спешишь, спит, звонят |
Глаголы-исключения
Есть некоторые исключения. Ко 2 спряжению относят:
- все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
- 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть);
- 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).
Соответственно к 1 спряжению относят:
- все остальные глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ть;
- брить, стелить.
Разноспрягаемые глаголы
Два глагола в русском языке относятся к разноспрягаемым: хотеть и бежать. Соответственно и все их приставочные формы тоже: захотеть, прибежать и т.д.
Глагол хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения, а во мн.ч. 2 спряжения.
Глагол бежать в 3 лице мн.ч. имеет окончание 1 спряжения, а во всех остальных лицах — 2 спряжения.
Примечание 1. Три глагола есть, дать, создать имеют особые личные окончания:
- ем, ешь, ест, едим, едите, едят;
- дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут;
- создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут.
Примечание 2. Некоторые глаголы имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежат глаголы, не имеющие формы 1 лица ед.ч.: дерзать, победить, убедить, очутиться, чудить.
Примечание 3. Есть глаголы, которые имеют две системы личных форм, одна из которых чаще употребляется в разговорном стиле:
- брызгать — брызжешь, брызгаешь;
- мучить — мучаешь, мучишь;
- махать — машешь, махаешь;
- мурлыкать — мурлычешь, мурлыкаешь;
- полоскать — полощешь, полоскаешь.
«Спряжение сложной формы глаголов будущего времени»
Презентация к уроку русского языка по теме «Сложная форма глаголов будущего времени»
Просмотр содержимого документа
«»Спряжение сложной формы глаголов будущего времени»»
Тридцать перв ое марта.
Кла сс н ая р а бота .
Спряжение сложной формы глаголов будущего времени
- Познакомимся с двумя формами глаголов будущего времени ;
- узнаем, как спрягается сложная форма глагол а будуще го времени .
Назовите глаголы, определите их время.
— Когда я вырасту, я буду работать на компьютере. Я разработаю новые учебные программы.
Выпишите глаголы, определите их время.
— А я буду шить красивые платья. Я наряжу всех наших девочек!
Выпишите глаголы, определите их время.
— А я буду учить детей.
Выпишите глаголы, определите их время.
— А я буду строить дома. Я построю квартиры для всех нас!
На какие группы можно разделить эти глаголы?
— Когда я вырасту, я буду работать на компьютере. Я разработаю новые учебные программы.
— А я буду шить красивые платья. Я наряжу всех наших девочек!
— А я буду учить детей.
— А я буду строить дома. Я построю квартиры для всех нас!
Запишите их в два столбика, предварительно поставив вопрос.
Что буду делать?
Что сделать? — простая форма будущего времени (1 глагол).
Что буду делать? — сложная форма будущего времени (2 глагола).
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Мар | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Время глагола, с. 76 – 77
Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.
ГЛАГОЛ
Время глагола
Ответы к стр. 76 – 77
1. Прочитай. Вставь пропущенные слова.
Глаголы изменяются по числам и временам.
Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.
2. Прочитай. Отметь √ , в каком времени глаголы обозначают действие, которое будет происходить после момента речи, и отвечают на вопрос что сделает? что будет делать?
√ будущее время
3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Над глаголами укажи время.
Вдру г в пуш и стые к о мочки
прош. вр.
Превратились дружно почки.
наст. вр.
Что всё это озн а ч а ет?
наст. вр.
Наша верба расцв е тает!
наст. вр.
Пр о сыпается она
буд. вр.
Сразу, как придёт в е сна!
• Объясни, как ты определял(а) время выделенного глагола.
Почки превратились. Превратились — глагол употреблён в форме прошедшего времени, обозначает действие, которое произошло до момента речи, в прошедшем времени, и отвечает на вопрос что сделали?
4. Прочитай. Отметь √ ряд, в котором все глаголы стоят в форме настоящего времени . Обозначь время над другими глаголами.
прош. вр. наст. вр. прош. вр.
спросила, бежит, читали
наст. вр. буд. вр. наст. вр.
летает, расскажет, объясняет
√ печатает, встречает, рисует
5. Прочитай. Отметь √ глагол, от которого можно образовать все три формы времени. Образуй и запиши эти формы от данного глагола.
√ шить, шьёт, шил, будет шить
6. Прочитай. Обозначь в глаголах ударение. Проверь правильность постановки ударения по орфоэпическому словарю в учебнике (часть 2, с. 155).
Пóнял, понялá; нáчал, началá; бралá, брáли.
7. Прочитай. Укажи время над глаголом. Запиши это предложение, употребляя глагол в форме прошедшего времени.
наст. вр.
Звенит по камушкам ручей.
Звенел по камушкам ручей.
8 ∗ . Прочитай предложения. Подчеркни в каждом предложении глагол, который употреблён не в том времени. Напиши предложения правильно.
1) Мама достала из комода синюю ленту и заплетает Маше косичку.
Правильно: Мама достала из комода синюю ленту и заплела Маше косичку.
2) Маленькие глухарята ловят в траве мошек и клевали сладкую землянику.
Правильно: Маленькие глухарята ловят в траве мошек и клюют сладкую землянику.