Гобелен батик это что

Оформление гобелена и батика

Декорирование помещений гобеленами и батиками сейчас обретает все большую популярность. Помимо готовых изделий, существует множество художественных материалов для того, чтобы самостоятельно создать настоящее произведение искусства, еще более ценное для владельца, чем купленное в салоне.

Что такое гобелен и батик?

Гобелен, или шпалера, — ковер без ворса, который ткется вручную с перекрестным плетением нитей, и имеет сюжетную или орнаментальную композицию. При изготовлении гобелена используются шерсть и шелк, иногда с добавлением серебряной или золотой нитей.

Батик — это картина, созданная специальными красками на ткани (чаще всего, на шелке), очень изящная и достаточно хрупкая (тонкий шелк требует особенно бережного ухода). В технике «батик» создаются платки, шарфы, и, конечно же, великолепные картины.

Особенности оформления батика и гобелена

При оформлении батика специалисты сети багетных мастерских Арт Рама уделяют особое, бережное внимание исполнению, так как тонкий шелк очень «капризная» ткань. Оформляя батик, нужно помнить о главной его особенности: тонкости ткани и полупрозрачности, поэтому лучше всего отдать предпочтение натяжке на планшет с подложкой из паспарту (паспарту может иметь светлый оттенок необходимой тональности, в зависимости от того, какого эффекта следует достичь и общего тона самой ткани батика). Такой прием не только позволяет «подсветить» работу изнутри, но и защитить ее внешнюю часть от пыли и воздействия окружающей среды, сохранив работу на долгие годы. Так же часто при оформлении батика используется музейное стекло: оно обладает высокой степенью прозрачности, не «бликует» и защищает работу. В багетных мастерских Арт Рама вас ждет широчайший ассортимент багета, среди которого вы сможете найти тот, что идеально подчеркнет все достоинства вашей работы.

Читайте также:  Идеи джинсовых сумок выкройки

Оформляя гобелен, следует помнить основные качества данного изделия: плотность и (преимущественно) насыщенные, даже темные оттенки. Поэтому, при оформлении следует выбирать соответствующий по ширине багет (для больших работ не подходят тонкие профили, так как в этом случае багет должен обеспечивать «жесткость» конструкции). Так же, отталкиваясь от техники исполнения, следует учитывать, что такая аутентичная вещь, как гобелен, требует правильной «оправы». Предпочтение стоит отдать классическим профилям багета, выполненным в технике золочения, морения или шпонирования, для того, чтобы добиться стилистически целостного образа законченной работы.

Оформленные в багетные рамы батик и гобелен будут служить прекрасным, изысканным украшением интерьера спальни, гостиной, детской и даже кабинета. В сети багетных мастерских Арт Рама квалифицированные дизайнеры-консультанты и мастера помогут вам подобрать оптимальное, сбалансированное по цвету и стилистике оформление к вашим работам и изготовят заказ бережно и качественно.

Урок изобразительного искусства на тему «Современное выставочное искусство. Гобелен.»

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока: « Современное выставочное искусство. Гобелен. ».

Тип урока: комбинированный

Вид изобразительной деятельности: рисование по представлению.

Цели урока Ознакомление учащихся с многообразием проявлений современного декоративного искусства.

— познакомить учащихся с видом декоративного искусства « гобелен»;

— познакомить с техникой создания гобелена.

— Научить отличать реалистическое изображение от декоративного. ;

-научить использовать выразительные средства живописи для создания эскиза гобелена.

-Развить навыки восприятия произведений декоративного искусства ;

— овладеть навыками декоративной переработки изображения;

— совершенствовать технику работы красками;

— формировать познавательный интерес учащихся к предмету;

— развивать творческую фантазию;

— воспитывать интерес к декоративному искусству и чувство прекрасного ;

-формировать активного зрителя;

-прививать устойчивый интерес к искусству.

Визуальный ряд: Ткацкий станок (маленький), гобелены.

Для учителя : интерактивная доска, проектор, компьютер, методические таблицы по теме, набор слайдов к уроку « Современное выставочное искусство. Гобелен ».

Для учащихся: лист форматом А-4, простой карандаш, ластик, акварельные и гуашевые краски, кисточки, палитра, банка для воды, тряпочка(салфетка).

Организационный момент (0,5 мин.)

Сообщение темы урока. Изучение нового материала. (10 мин.)

Восприятие предметов декоративно-прикладного искусства.(3 мин.)

Постановка художественной задачи. (3,5 мин.)

Самостоятельная работа учащихся (23 мин.)

Просмотр и анализ детских работ (4,5 мин.)

Итог урока (0,5 мин.)

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Изучение нового материала

Учитель:-Ребята, вы когда-нибудь были на выставке? Что можно там увидеть?

Дети:- Картины, скульптуры, красивые предметы.

У:- Сегодня мы поговорим о декоративном искусстве. Выставочное искусство — авторские художественные произведения, в которых наиболее ярко проявлена творческая индивидуальность профессионального художника. Изделия создаются в единственном экземпляре. Художник-прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая каждый раз что-то новое. Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно – это керамика, стекло, металл, батик, гобелен и многое другое. (Учитель показывает слайды по теме.)

У:- Знаете ли вы , что такое гобелен?

Гобеле́н (фр. gobelin ), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную по живописному рисунку-образцу ( картону) из шерстяных, шелковых (иногда с включением серебряных и золотых ) нитей.

История возникновения и существования гобелена насчитывает много веков. Современные гобелены берут свое начало от немецких и французских старинных шпалер.

На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов

Самые ранние шпалеры — немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе — время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее — Брюссель.

«Предложение сердца». Аррас.

Ок. 1410. Музей Клюни

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.

Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами).

ГОБЕЛЕН В РОССИИ

Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века . Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.

Каждый из ткачей специализировался в изображении определённых мотивов, выполнение лиц и фигур персонажей считалось самым сложным и доверялось опытным работникам. Один квадратный аршин шпалеры четыре мастера ткали около месяца.

Лебеди. 1758. Петербургская мануфактура

Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.

В механическом отношении, техника производства гобеленов очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах.

Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.

Русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества

ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.

(Учитель показывает слайды по теме.)

Постановка художественной задачи.

У:-Сегодня вам предстоит самостоятельно сделать эскиз для гобелена.

Скажите, в чем отличие гобелена от реалистических изображений?

Д:- Изображение не воспринимается реальным, потому, что видны нити.

У:-Правильно. В гобелене нет реалистической передачи пространства, изображение обобщенно, композиция условно-декоративная. Цвета смешиваются оптически благодаря технике ткачества.

Теперь приступайте к самостоятельной работе.

1.Наметьте тематическое изображение карандашом.

2.Сделайте заливку цветом

3.Вертикальными или горизонтальными штрихами проработайте изображение, имитируя ткачество

(Учитель показывает на доске поэтапное выполнение работы.)

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся самостоятельно выполняют эскиз гобелена, применяя на практике полученные знания.

Учитель делает целевые обходы:

— для оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения;

— для контроля объема и качества выполняемой работы.

Просмотр и анализ детских работ.

Коллективный просмотр и обсуждение работ учащихся.

Завершение урока. Уборка рабочих мест.

Список используемой литературы:

Энциклопедический словарь юного художника.-М.,1983

Изобразительное искусство. О.Павлова. Пособие для преподавателей. 5класс “Учитель”. Волгоград.2006

Изобразительное искусство.5-9 класс. Программно– методические материалы. Под ред. Б. Неменского. “Дрофа”. Москва.1998

Н.Н.Ростовцев Методика преподавания изобразительного искусства в школе./ Москва 2000

Что такое гобелен: свойства ткани, виды, применение и уход

Одна из самых роскошных, изысканных и дорогих тканей это гобелен. У него длинная история и неизменная любовь дизайнеров и пользователей.

История

Первые образцы материала начали производить еще до нашей эры. Подтверждением тому стали захоронения египетских царей, мифологические сюжеты древних греков и римлян.

Гобелены изготавливались в Китае, Индии и Америке.

После походов крестоносцев экзотические ковры с узорами появились на территории Европы. Постепенно был налажен выпуск в Германии, Франции и Фландрии. Расцвет гобеленового ткачества пришелся на период Возрождения, барокко и рококо.

В России мануфактура шпалер открылась в эпоху Петра I при участии французских мастеров.

Изначально гобеленами называли ковры без ворса с объемными рисунками или сюжетными композициями на библейские и античные темы. Ручная технология изготовления подразумевала переплетение между собой шелковых и шерстяных нитей. Праздничные изделия украшали золотым и серебряным шитьем. Работа была трудоемкой и требовала много времени. Гобелены считались произведением искусства, художественными картинами, которые составляли целые серии. Они ценились дорого и изготавливались для состоятельных людей.

Термин gobelin имеет французские корни, где открылась мануфактура братьев Гобеленов и только их продукция считалась гобеленами. Остальной текстиль называли шпалерами. В настоящее время такой термин объединяет все виды тканого, узорного материала.

Описание

Гобелен – это плотная жаккардовая ткань. Чаще всего у полотна прочная, натуральная основа изо льна, или хлопка, в которую вплетены шерстяные, шелковые, синтетические и смешанные нити. Обязательное условие – они обладают мягкостью и эластичностью. Плотные и толстые виды придают рисунку выразительность. Большое количество нитей делает материал тяжелым. Структура шпалер бывает одно-, двух- и трехслойная. Изображение на полотне получается объемным, что делает его реалистичным, или гладким.

Достоинство гобелена – цветоустойчивость. Если на него не попадают солнечные лучи, то краски сохраняются долгие годы. Узорное полотно наделено уникальными свойствами – не мнется и не образует складок, не садится и не растягивается.

Классический дизайн с обилием растительных и цветочных орнаментов остается самым популярным. На втором месте восточные и ориентальные узоры, затем идут современные мотивы, пейзажи и зарисовки из жизни, карты и геометрические изображения.

С помощью компьютерных технологий современные гобелены становятся репродукциями знаменитых картин и местом для размещения фотографий.

Тканый материал обладает следующими достоинствами:

  • прочность за счет сложного плетения;
  • стойкость к повреждениям и смятию;
  • высокая плотность и отсутствие деформации;
  • многообразие орнаментов и ярких расцветок;
  • приятные тактильные ощущения;
  • не накапливает пыль;
  • не линяет и не выгорает;
  • легкий и простой уход.

Из недостатков стоит отметить жесткость и грубоватость, поэтому гобелены не нашли применения в пошиве одежды. Им противопоказан контакт с водой, стирка и глажение.

Видовое различие

Разделяют благородный материал по нескольким критериям.

Стили

Многообразие узоров, цветовых и дизайнерских решений классифицируется на ряд категорий:

  • гладкокрашеные гобелены;
  • меланжевые;
  • в стиле вышивки;
  • с крупным орнаментом;
  • заполненный мелким рисунком.

Состав

Для изготовления шпалер применяются самые разные нити и комбинации состава исходного сырья.

  • Овечья шерсть – прочная и легко окрашиваемая.
  • Шелк, который выгодно оттеняет матовую поверхность хлопка и шерсти, делает материал нарядным.
  • Компонент синтетики (полиэстер, вискоза и акрил) для достаточной износостойкости.
  • Лен и хлопок – растительные волокна облегчают полотно.
  • Нити золота, серебра и люрекс для декора.

Плотность

От этого показателя зависит сминаемость, прочность, долговечность и вес готового полотна. Область применения тоже определяет плотность. В мебельном производстве и для пошива штор используется ткань со значением 250-350 г/кв.м. Для одежды и аксессуаров достаточно малой плотности до 180 г/кв.м.

В зависимости от густоты плетения гобелены выпускают легкими, среднетяжелыми и тяжелыми.

Производство

Мастера для ручного ткачества используют раму с натянутыми на ней нитями основы. Они используются любых оттенков, потому что останутся незаметными под слоем цветных волокон узора, которые вплетаются перекрестным методом. В основном применяется от 3 до 6 нитей.

Первый механический станок появился в XIX веке благодаря французу Жозефу Жаккарду.

Он работал по такому же принципу, как ручной, но производительность увеличилась. Гобелены стали дешевле и доступнее.

Сложный рельефный орнамент получают при помощи нескольких технологий:

  • Протягиваем цветных уточных нитей, которые наращивают полотно и сразу образуют узор;
  • На ткацких станках перекрестным переплетением;
  • С соблюдением техник ручного производства.

Как выбрать гобелен

Отличить гобеленовое полотно от другого вида текстиля помогут несколько признаков. Определение подлинности начинается с ощупывания. Эта ткань плотная и тяжелая, потому что имеет три слоя. У шпалер специальное переплетение нитей, не похожее на аналоги. Гораздо сложнее отличить ручное производство от машинного. Это сможет сделать только специалист.

При выборе гобелена исходят из назначения и стилистики помещения, где он будет располагаться. Ассортимент тематик позволяет подобрать нужную вещь.

  • С африканскими мотивами;
  • с детским сюжетом;
  • с животными и птицами;
  • серия пейзажей и натюрмортов;
  • с витиеватыми и фантазийными узорами.

Оригинальное, тканое полотно станет украшением жилого дома или кафе, придаст атмосферу выставке или фойе.

Применение

Гобелен пользуется большой популярностью, привносит аристократичность и роскошь. Он максимально востребован в мебельном производстве для обивки диванов, кресел, пуфов и стульев. Из ткани шьют богатые шторы, чехлы на подушки и предметы интерьера, покрывала и пледы, элементы декора и панно. Используют для праздничной и пышной одежды.

Гобелен превосходно вписывается в интерьер и преображает помещение. Богатый материал не остался без внимания дизайнеров. На модных показах можно увидеть сумки, клатчи и аксессуары из этой ткани, а также предметы изысканного туалета, платья и костюмы. Когда-то гобеленовые полотна использовали для отделки стен в пышных залах и дворцах.

Материал неприхотлив, и поддерживать первоначальное состояние совсем несложно. Этому способствует пропитка специальными растворами, отталкивающими грязь.

  • Для ухода рекомендуется использовать сухую щетку или пылесос.
  • Гобелены нельзя стирать, потому что от этого они садятся, деформируются и линяют.
  • Загрязнения и пятна подвергнуть химчистке.
  • Старинные и деликатные изделия очищают кистью или ватными дисками.

Гобелены запрещено гладить. Под воздействием утюга нити склонны к появлению заломов и загибов.

  • Тканые полотна берегут от влаги и воздействия ультрафиолета.
  • Структурные изделия боятся зацепок, и кошки в доме могут его повредить.
  • При намокании ткань просушить полотенцем и оставить вдали от солнечного воздействия.

Для хранения полотно гобелена намотать на трубу большого диаметра из картона или пластика лицевой стороной вовнутрь.

Оцените статью