- Город,где шьют золотом
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова торжок
- Определение слова торжок в словарях
- Примеры употребления слова торжок в литературе.
- Центр золотого шитья
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова торжок
- Определение слова торжок в словарях
- Примеры употребления слова торжок в литературе.
- Золотошвейное дело в городе Торжок
- Золотошвейное дело в городе Торжок
- Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
- Традиционное русское золотное шитьё. Основные техники, центры вышивальных промыслов
- История
- Техники золотного шитья
- Канитель
- Центры
Город,где шьют золотом
Последняя бука буква «к»
Ответ на вопрос «Город,где шьют золотом «, 6 (шесть) букв:
торжок
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова торжок
Определение слова торжок в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
город областного подчинения, центр Торжокского района Калининской области РСФСР. Расположен на р. Тверца (приток Волги), на шоссе Москва ≈ Ленинград, в 60 км к З. от Калинина. Узел железнодорожных линий на Ржев, Лихославль, Соблаго. 49 тыс. жителей (1974).
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Торжо́к — узловая железнодорожная станция Октябрьской железной дороги в восточной части одноимённого города на хордовой линии Лихославль — Вязьма . По основному характеру работы является грузовой и отнесена ко 2 классу.
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
город в Российской Федерации, Тверская обл., на р. Тверца. Железнодорожный узел. 51 тыс. жителей (1993). Машиностроение и металлообработка (заводы: вагоностроительный, машиностроительный и др.), кожевенно-обувная промышленность; производство полиграфических.
Примеры употребления слова торжок в литературе.
Светлана любила целовать его вялую старческую руку, напоминавшую ей о сонном детстве в Торжке, о кудрявом Николае, просверлившим в тачке 126 отверстий и каждое утро полирующим их дождевыми червями, о прыжках через спеленутого и жалобно хрипящего Борла, о нашпигованных жаканами березах, о лунном блиндаже и конечно же — о первой встрече с Коломбиной.
Но оказалось теперь, что путь по Волге оседлал Нижний Новгород, что на западных рубежах стоит, подпираемый Литвою, Смоленск, что Новгород Великий упрямо числит своими и Волок Ламской, и Торжок и лишить его по закону этих городов, временно занятых московскою ратью, пока не удается, что тяжелая война с Тверью, выигранная родителем, тоже пока не привела ни к чему, разве что великое княжение владимирское осталось за Москвою, что и Ростов Великий не вполне еще принадлежит московским великим князьям, что и северные, и южные примыслы государей московских — те же Устюг, Белоозеро, Тула — переслоены и отрезаны от основного удела чужими владениями.
Его преемник Андрей Боголюбский умел не только строить города, но и разорять их, что убедительно доказал на примере Торжка в 1159 году.
Тверской губернии Алексею Алексеевичу Раменскому в память о нашей встрече в Торжке.
То, что великий князь сумел вборзе собрать такую рать и идет к Торжку в силе тяжце, для многих оказалось нежданным.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Центр золотого шитья
Последняя бука буква «к»
Ответ на вопрос «Центр золотого шитья «, 6 (шесть) букв:
торжок
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова торжок
Определение слова торжок в словарях
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Торжо́к — узловая железнодорожная станция Октябрьской железной дороги в восточной части одноимённого города на хордовой линии Лихославль — Вязьма . По основному характеру работы является грузовой и отнесена ко 2 классу.
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
город в Российской Федерации, Тверская обл., на р. Тверца. Железнодорожный узел. 51 тыс. жителей (1993). Машиностроение и металлообработка (заводы: вагоностроительный, машиностроительный и др.), кожевенно-обувная промышленность; производство полиграфических.
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
город областного подчинения, центр Торжокского района Калининской области РСФСР. Расположен на р. Тверца (приток Волги), на шоссе Москва ≈ Ленинград, в 60 км к З. от Калинина. Узел железнодорожных линий на Ржев, Лихославль, Соблаго. 49 тыс. жителей (1974).
Примеры употребления слова торжок в литературе.
Светлана любила целовать его вялую старческую руку, напоминавшую ей о сонном детстве в Торжке, о кудрявом Николае, просверлившим в тачке 126 отверстий и каждое утро полирующим их дождевыми червями, о прыжках через спеленутого и жалобно хрипящего Борла, о нашпигованных жаканами березах, о лунном блиндаже и конечно же — о первой встрече с Коломбиной.
Но оказалось теперь, что путь по Волге оседлал Нижний Новгород, что на западных рубежах стоит, подпираемый Литвою, Смоленск, что Новгород Великий упрямо числит своими и Волок Ламской, и Торжок и лишить его по закону этих городов, временно занятых московскою ратью, пока не удается, что тяжелая война с Тверью, выигранная родителем, тоже пока не привела ни к чему, разве что великое княжение владимирское осталось за Москвою, что и Ростов Великий не вполне еще принадлежит московским великим князьям, что и северные, и южные примыслы государей московских — те же Устюг, Белоозеро, Тула — переслоены и отрезаны от основного удела чужими владениями.
Его преемник Андрей Боголюбский умел не только строить города, но и разорять их, что убедительно доказал на примере Торжка в 1159 году.
Тверской губернии Алексею Алексеевичу Раменскому в память о нашей встрече в Торжке.
То, что великий князь сумел вборзе собрать такую рать и идет к Торжку в силе тяжце, для многих оказалось нежданным.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Золотошвейное дело в городе Торжок
Золотошвейное дело – это одно из самых замечательных русских ремёсел. Оно начало развиваться с Х-го века, со времени принятия на Руси христианства.
Великолепные, расшитые золотом, убранства в храмах: завесы, хоругви, покровы, вышитые иконы, драгоценные облачении священников; княжеские и боярские одежды, парчовые ткани, на которых узоры были вышиты – всё это поражало иностранных гостей своей красотой и роскошью. Блеск и сияние золота, переливы драгоценных камней и жемчужного низанья превращало окружающую реальность в таинственный мир, в ослепительное зрелище.
Вышивать золотой нитью оказывается не просто, это дело канительное. Под словом «канитель» мы всегда подразумеваем что-то длительное и порой утомительное. А в старину канитель – это особым образом приготовленная нить, то есть на тонкую шёлковую нить спиралью накручивали золотую или серебряную тончайшую проволочку. Занятие нелёгкое и кропотливое.
Витая нить не только красивее простой, но и держится на ткани более прочно. Золотая нить сама по себе хрупкая и капризная, продёрнуть золотую нить сквозь ткань практически невозможно – она легко разрывается. Поэтому, чтобы украсить вышивку золотой нитью, её пришивают мелкими стежками на лицевой стороне или скручивают в канитель.
В первом случае золотая нить, плотно навитая на шёлковую, рядами укладывалась на поверхности узора, а затем прикреплялась льняной нитью, которая называлась нить — прикреп. Эта нить красиво выделялась на золотом и серебряном фоне, если она была цветной, то напоминала эмалевые украшения. Канитель использовали не только для вышивки, из неё делали кружева, петли, ожерелья, обвивку пуговиц и т.д. Из золота ткали ткани, кисти, плели тесьму.
Золотом украшали атлас, бархат, кожу, шёлк. Золотым шитьём были украшены и предметы домашнего обихода: полотенца, платки, скатерти и предметы конского убранства. В узорах шитья изображались птицы, барсы, сцены соколиной охоты, растительные мотивы. Очень часто мастерицы имитировали золотые ткани, привозимые из заморских стран. Они могли воспроизводить не только узоры, но и фактуру тканей.
Если на Руси и не было каких-то видов рукоделия, то однажды увидев их, русские мастерицы могли довести их до совершенства, какого не было до этого. Так рождалось русское искусство и мастерство. В русском народном искусстве заключались идеи добра, света и весны.
На Руси золотое шитьё было исключительно женским делом, которым занимались во многих уголках необъятной страны – и в боярских домах, и в крестьянских избах, а во главе этих занятий стояла хозяйка дома, которая сама и вышивала. Любили золотошвейное дело и в монастырях. Занимались рукоделием и более высокопоставленные особы княжеского и царского рода: Ефросинья Старицкая, сосланная Иваном Грозным в монастырь, жена и дочь Бориса Годунова – Ирина и Ксения.
Золотым шитьём чаще выполнялись изделия на православную тему. Вышивание, кружевоплетение, жемчужное низание на Руси любили, за этим занятием женщины всегда молились – одна читает «Жития святых» или Писания Святых Отцов церкви, а другие, слушая её, плетут, вышивают, вяжут. Русские женщины умели прясть, ткать, шить, вышивать. Иностранцы, приезжавшие в Россию, всегда отмечали особый дар русской женщины в этих делах. Золотошвеи создали прекрасные произведения, вышитые золотом и шёлком.
Великолепие золотого шитья мы можем увидеть в Московском Кремле, Троице-Сергиевой Лавре, Новодевичьем и других русских монастырях.
В более ранние времена вышивали настоящей, золотой нитью. Потом стали эффект золота имитировать, а шитьё стало называться не «золотое», а «золотное».
К началу XIX века вышивка металлической нитью постепенно исчезает, остаётся лишь на парадных придворных и военных мундирах.
Торжок – старинный городок, в котором в XIII веке зародилось русское золотое шитьё, остался, можно сказать, единственным местом в России, где сохранилось это мастерство. Умелые руки русских мастериц создали уникальные произведения, отличающиеся высокой техникой исполнения и декоративностью. В Торжке вышивают иконы, церковное облачение и утварь.
Старинный русский город и до сегодняшнего дня остаётся гордостью России. На фабрике «Торжокские золотошвеи» ассортимент продукции значительно увеличился и периодически обновляется.
Изделия, вышитые золотом и серебром, являются лучшим подарком, который по достоинству оценят любители изысканности, красоты и роскоши. Различные сумочки, косметички, очёчники, картины, платки, панно с изображением златоглавых церквей, иконы и другие виды изделий непременно порадуют вас.
На фабрике вышивают диванные подушки, скатерти, украшения (серьги, брошки, кулоны, заколки для волос), выполняются и индивидуальные заказы. Золотые руки мастериц вышивают золотыми нитями и современную одежду, и аксессуары, предметы интерьера и записные книжки, шкатулочки и различные эмблемы, и всё это прекрасно вписывается в современный образ жизни. Поэтому новая торговая марка от «Торжокских золотошвей» «TiZetta» – весьма популярное предприятие и среди молодого поколения.
Мастерицами золотошвейной фабрики Торжка оформлены Георгиевский зал в Кремле, Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, Константиновский дворец. Для Норильского кадетского корпуса изготовлено знамя с Российским гербом и иконой «Николая Чудотворца».
Русское золотое шитьё отличается совершенством композиций, все узоры соразмерны друг с другом, в них чувствуется определённый внутренний ритм, и даже поверхность, свободная от шитья носит орнаментальный характер. Не каждая могла стать золотошвейных дел мастерицей. Все русские мастерицы были поистине художницами, потому что душа русского человека всегда стремилась к красоте, а «красота – способ существования русского человека».
Золотошвейное дело в городе Торжок
Торжок – старинный городок, в котором в XIII веке зародилось русское золотое шитьё, остался, пожалуй, единственным местом в России , где сохранилось это мастерство.
Умелые руки русских мастериц здесь создавали и создают по сегодняшний день уникальные произведения, отличающиеся высокой техникой исполнения и красотой. В Торжке вышивают иконы, церковное облачение и утварь. А еще иглы золотошвей потрясающе украшают вышивкой сумочки, одежду, перчатки…
Изделия, вышитые золотом и серебром – роскошный подарок, который по достоинству оценят любители изысканности, красоты и роскоши. Различные косметички, картины, платки, диванные подушки, панно с изображением златоглавых церквей, и другие виды изделий ( всего не перечислишь!!) , непременно порадуют вас и ваших близких .
На фабрике выполняются и индивидуальные заказы. Золотые руки мастериц вышивают золотыми нитями и современную одежду, и аксессуары, предметы интерьера, шкатулочки и различные эмблемы, и всё это прекрасно вписывается в современный образ жизни. Поэтому новая торговая марка от «Торжокских золотошвей» «TiZetta» – очень даже популярное предприятие и среди молодого поколения.
Вышивать золотой нитью оказывается не просто, это дело канительное. Под словом «канитель» мы всегда подразумеваем что-то длительное и порой утомительное. А в старину канитель – это особым образом приготовленная нить, то есть на тонкую шёлковую нить спиралью накручивали золотую или серебряную тончайшую проволочку. Занятие нелёгкое и кропотливое.
Витая нить не только красивее простой, но и держится на ткани более прочно. Золотая нить сама по себе хрупкая и капризная, продёрнуть золотую нить сквозь ткань практически невозможно – она легко разрывается. Поэтому, чтобы украсить вышивку золотой нитью, её пришивают мелкими стежками на лицевой стороне или скручивают в канитель.
Золотым шитьём очень часто выполнялись изделия на православную тему. Вышивание, кружевоплетение, жемчужное низание на Руси любили, за этим занятием женщины всегда молились – одна читает «Жития святых» или Писания Святых Отцов церкви, а другие, слушая её, плетут, вышивают, вяжут. Русские женщины всегда умели прясть, ткать, шить, вышивать..
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
- Home
- Народное искусство
- Традиционное русское золотное шитьё. Основные техники, центры вышивальных промыслов
Традиционное русское золотное шитьё. Основные техники, центры вышивальных промыслов
Золотное шитье — техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.
Вышивка золотыми и серебряными нитями известна с древности и встречается у разных народов. Византийские и персидские мастера украшали золотым шитьем одежду и предметы быта еще в V веке. Позже шитье появилось в западной Европе — в основном, золотом шили церковные облачения. «Золотной» вышивка стала называться, когда вместо настоящего золота стали использоваться позолоченные нити.
Для золотого шитья нужно выбирать прочную ткань, которая выдержит тысячи проколов: бархат, кожа или сукно, иногда шелк.
История
На Руси золотое шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы.
История торжокского золотного шитья уходит вглубь веков. В ХII-ХIII веках, а то и ранее: при раскопках на месте бывшего кремля нашли расшитые золотом кожаные лоскуты, которые предположительно были денежными знаками. А «золотой век» золотого шитья приходится на XVIII-XIX века: работы мастериц из Торжка славились далеко за пределами Тверской губернии — вышивкой украшались головные уборы и сапоги, кафтаны и церковные облачения, праздничные костюмы и царские одежды.
Чаще всего в торжокской золотой вышивке использовался растительный узор, в который добавлялись изображения животных, птиц, иногда орнаментально-декоративные мотивы.
Позже, с развитием промышленности, златошвейный промысел стал забываться, люди предпочитали носить готовую одежду. Только детали военных мундиров еще расшивались золотом. В настоящее время в Торжке работает золотошвейная фабрика, где на машинах и вручную создаются прекрасные вещи, способные украсить любой дом и любой костюм.
Техники золотного шитья
Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего – это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «перышки».
В так называемом «литом кованом» шве золотые нити укладываются так, что создается впечатление сплошной пластины. Адский труд: на 1 кв. см такой вышивки требуется примерно 2 часа.
Канитель
Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания.
Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное. Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — «волочёнка» и расплющенная — «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.
Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,
Расположение золотой нити над тканью
поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.
Схема процесса волочения золота
На ткань узор мастерицы переносили различными способами, один из самых распространенных — «припудривание» («припорох»). Рисунок на кальке прокалывают иглой или тонким шилом с расстоянием 2-3 мм между проколами. С обратной стороны лист с рисунком протирают наждачной бумагой, сглаживая неровности. Получился трафарет-сколок. Сколок накладывают на лицевую сторону ткани, тщательно закрепив. Готовят смесь из мела и керосина (по консистенции смесь должна напоминать густую сметану) — для темных тканей или синьки и керосина — для светлых. Затем по проколам протирают трафарет круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в смеси. В пяльцах, перед тем, как заправить основу, нужно закрепить кусок любой ткани как подкладку, и уже к ней пришить ткань-основу.
До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.
Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре
Элементы узора церковного облачения
металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.
Уменьшенная копия платья Екатерины Великой
Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.
Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.
Золотое шитье на головных уборах
Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.
Современное панно мастериц Торжка
В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.
Центры
Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском
Шитые золотом сафьяновые сапоги
монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка.
Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами.
Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.
Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвей Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.