Город центр кружево 9 класс

презентация по географии в 9 классе » Народные промыслы России»
презентация к уроку по географии (9 класс) на тему

Презентация по географии в 9 классе» Народные промыслы России»

Скачать:

Вложение Размер
narodnye_promysly_rossii.pptx 2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мбоу « К иржеманская СОШ » П резентация к уроку географии в 9 классе по теме : « Н ародные промыслы Р оссии» в ыполнила : Ученица 9 класса П аунькина А настасия

Гжель Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Хохлома Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону[1]. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки..

Вологодское кружево Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной,одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой,; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый. В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью .

Владимирская вышивка Характер орнамента владимирской вышивки менялся под воздействием заимствований из парчевых тканей, ювелирных изделий, привезенных с востока. Неоспоримо articles.agronationale.ru влияние христианской культуры, в частности окладов икон, книжных заставок и, главное, белокаменной резьбы, украшающей храмы города Владимира. Бытование вышивки на Владимирской земле отмечено не одним десятком веков. Вышитые изделия, найденные на территории Владимиро-Суздальского articles.agronationale.ru княжества XI — начала XII века в захоронениях сельского населения, характеризуют развитое декоративно-прикладное искусство.

Финифть Фини́фть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Филимоновская игрушка Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет . Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов.

Богородская игрушка Богородская игрушка – народное искусство с 350-летней историей. Появилась богородская игрушка неподалеку от г. Сергиев Посад, в селе Богородское. Начиналась она с небольшого промысла крепостных. Сегодня богородская игрушка – это синоним слов «оригинальность», «самобытность», «народность». Деревянных кузнецов, мишек, курочек можно увидеть на многочисленных выставках, проводимых как на просторах нашей родины, так и за ее пределами. Каждая игрушка из с. Богородское – это настоящий шедевр. Самое удивительное, что этой игрушке все возрасты покорны. Она может надолго увлечь и малышей, и их взрослых родителей..

Дымковская игрушка Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мизрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Пуховый платок Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии[2]. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства

Елецкое кружево часть 1
презентация к уроку по технологии (9 класс) по теме

Презентация»Елецкое кружево» часть 1 (в связи с большим объемом информации презентация разбита на две части). Отличительные особенности кружевоплетения в различных регионах России.

Скачать:

Вложение Размер
eletskoe_kruzhevo_chast_1.ppt 1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Познакомить с историей возникновения и видами русского кружева. Показать особенности Елецкого кружевоплетения и техники выполнения его основных элементов. Развитие творческой активности, фантазии при выполнении работ. Воспитание любви, уважения к историческому прошлому и культурному наследию своего края.

Кружево — удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений. На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.

По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль.

Вологодские кружева Известностью пользуются вологодские кружева объединения «Снежинка» с центром в г.Вологде. Начало промысла относится к 1820-м г ., когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. До 40х г.г. преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия – дорожки, салфетки, нарядные съемные детали женской одежды – воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой; они четко вырисовываются на фоне узорных решеток, украшенных насновками в виде звездочек и розеток. Фрагмент подзора свадебной простыни. Первая половина XIX века Вологодское кружево.

Елецкие кружева Объединение «Елецкие кружева» Липецкой области (б. Орловская губерния) – другой крупный центр кружевного промысла. Местные жители овладели плетением кружев в начале XIX в. С середины века оно распространилось во многих селах и деревнях и особенно большой размах получило в конце XIX в. Много выплетали модных в то время черных шелковых косынок. С 1921 г. существовало товарищество кружевниц. Елецкие кружева более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка Елецких кружев — изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки.

Традиционные цвета Елецкого кружева – белый и черный. Часто используют эти цвета одновременно: одни пары коклюшек с белыми нитями, другие с черными. При этом кружево приобретает пестроту, как бы серый оттенок.

Своеобразие ряда Елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Для кружевных решеток Ельца тоже характерны мотивы снежинок, морозных узоров, с которыми часто ассоциируется белое кружево разных центров.

Вятские (кировские) кружева Центр вятского (кировского) кружевного промысла находится в г. Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии). Считается, что вятские кружева появились в начале XVIII в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Заказы поступали из Петербурга. По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой. Подобно елецким кружевам в Кировской области плотность полотнянки неравномерна, меняется и ее ширина. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов.

Рязанские (михайловские) кружева Цветное михайловское кружево рязанской области занимает особое место среди остальных промыслов. Здесь преобладает мерное кружево, по этому же принципу выплетают и штучные отделки. Типичны веерообразные формы кружевных мотивов, фестончатые и зубчатые концы полотенец, салфеток и т. д. Треугольные сеточки перемежаются с плотно выплетенными частями узора.

Разнообразные широкие и узкие полосы узоров украшают концы полотенец. Оплеты обрамляют круглые скатерти, салфетки из сурового холста, цветной редины и др. Нарядны цветные отделки Михайловского кружева на детской одежде. Цвет современного Михайловского кружева строится на контрастных сочетаниях красного с белым, и дополняющими их синим или зеленым, черным, желтым и т. д. Характерно применение крупномасштабных насновок в образовании ведущих элементов узора. В Михайловском кружеве появились изображения цветов, деревьев, женских фигур, птиц и пр. Здесь создают не только мерные кружева, но и подарочные штучные изделия.

Киришские (захожские) кружева Киришское кружево (Ленинградской области) непосредственно продолжает традиции крестьянского кружевного промысла. Киришское кружево мало известно. Оно скромнее и не так разнообразно, как в других промыслах, но узоры его поэтичны, исполнены подлинного высокого мастерства. Промысел издавна был сосредоточен в деревнях — местности, отдаленной от больших дорог, носящей название «Захожье». По-видимому, начинали здесь плести кружево в конце XVIII — начале XIX в. из тонких льняных ниток. Вилюшка непрерывна на протяжении всего орнамента, плетется в перевив всех пар, что придает кружеву прозрачность. Край полотнянки оформлен плетешком в виде треугольников.

Отличительные особенности разных центров кружевоплетения Кружево Характеристика Вологодское Елецкое Михайловское Вятское Киришское Внешний вид Плотное, узор по всей поверхности, похоже на резьбу по кости Тонкое, ажурное на сетчатом фоне, напоминает французское волансье Плотное цветное, традиционно мерное: край, прошва Выделяется центральная часть на редкой решетке, по краю плотный узор. Может быть не симметричным Сетчатое, как бы прозрачное. Разреженный узор как бы сливается с сетчатым фоном Техника выполнения Парная и сцепная Парная и сцепная Численная и парная Численная, парная и сцепная Численная и сцепная Мерное кружево геометрический орнамент чередование крупных и мелких, плотных и ажурных элементов. много мелких разработок, оканчивается сложной ажурной каймой – павлинками с простым геометрическим орнаментом. По узору представляет собой кружево, состоящее из двух частей, соединенных между собой: прошвы и края. геометрический орнамент. Разнообразно в применении насновок, простых сеток, встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. до недавнего времени плели без сколков, а затем продолжали поверх уже сплетенной части узора Сцепное кружево Полотнянка ровная по ширине, непрерывная, не переходит в другие плетения. .Полотнянка изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки, сочетание разной плотности плетения в одних и тех же элементах сюжетные композиции. изображения цветов, деревьев, женских фигур, птиц и пр. Полотнянка не равномерна по плотности и ширине, переходит в другие плетения, тесемки. Плетется в перевив всех пар. По краям полотнянки проходит плетешок в виде треугольника, насновки заостренные Орнамент птицы, стоящие по бокам цветущего дерева, 5-7 лепестковый цветок, изображения животных: оленей, белок, петухов букетики различных растительных форм, 5-7 лепестковый цветок, мотивы снежинок, морозных узоров Состоит из ромбов и треугольников, трапеций, павлинок, городков, бубенцов, балалаек Растительный: цветочные и лиственные орнаменты. Встречаются и изобразительные мотивы 5-7 лепестковый округлый цветок — «медвежья лапа», круги, лопаточки. Из насновок — звездочки, розетки, гирлянды Традиционные цвета Бежевый (балый) Белый, черный, пестрый (бел.+черн.) Цветное: красный, синий, коричневый, желтый Белый Белый, иногда добавляется цветная нить Нитки Лен (хлопок) Хлопок (лен, гарус) Толстые хлопковые Хлопок (лен) Тонкий лен

Читайте также:  Выкройка кимоно мужское 52 размер
Оцените статью