Говардхана шила что это

«О поклонении Говардхана-шиле». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия. «Проповеди хранителя преданности» (часть 15)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

О поклонении Говардхана-шиле

(«Проповеди хранителя преданности», часть 15)

(1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия)

[Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол!]

Ученик: Махарадж, какова процедура поклонения Говардхана-шиле? Через киртан, через воспевание? Хочу попросить ваше благословение.

Шрила Шридхар Махарадж: Говардхан-шила. Махапрабху дал эту шилу Рагхунатху Дасу Госвами. Эта шила — Шалаграм-шила — почиталась среди браминов. Вайшнавы же покланялись Говардхана-шиле. Есть еще Гандаки-шила. Гандаки-шилы находят в реке [Кали-]Гандаки [в Непале], где и пребывает Господь Нараяна в разных местах. Шалаграма-шиле покланяются как Господу Нараяне 1 . Сам Кришна объяснил в «Бхагаватам», и в других местах мы также находим — Он говорит: «Я пребываю в Говардхане». Говардхан и Кришна нераздельно связаны, поэтому «любой, кто покланяется Говардхану, — говорит Кришна, — покланяется Мне».

Так объяснял Махапрабху, и Он дал эту шилу Дасу Госвами. Поэтому гаудия-вайшнавы стали покланяться Говардхана-шиле. Это поклонение ведет к обретению доступа в рага-маргу, обитель божественной любви. Поклонение Нараяна-шиле, Гандаки-шиле, Шалаграму — это виддхи-марга. Для виддхи-марги характерен очень строгий метод поклонения Нараяне, на путях же раги это поклонение более либерально. Это вопрос сердца, а не формальности. Тот, кто желает обрести положение в земле божественности, тот покланяется Говардхана-шиле. Это более полезно, плодотворно для тех людей, кто желает этого.

Читайте также:  Вышивка шелковыми лентами техника приемы изделия

Харе Кришна! Харе Кришна!

Поклонение Говардхана-шиле помогает обретению доступа в землю божественной любви. Это не бренность, основанная на законе в соответствии с предписаниями шастр, со строгим следованием правилам и предписаниям поклонения. Махапрабху желал, чтобы мы избегали этого пути. Наша вера иная. Тот мир, к которому мы стремимся, пребывает выше виддхи. Поклонение Говардхана-шиле более полезно для нас и приводит нас к служению во Вриндаване, обители божественной любви. Это дикша, поклонение Говардхана-шиле.

Гаура-Харибол! Гаура-Харибол! Гаура-Харибол!

Ученик: Махарадж, я прошу ваших благословений поклоняться Говардхана-шиле.

Ученик-санньяси (Парват Махарадж?): Он хочет поклоняться Говардхану.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, да. Вы получили мантрам от Свами Махараджа?

Ученик: Да.

Шрила Шридхар Махарадж: Первое, второе посвящение?

Ученик: Да.

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, вы можете начать поклоняться Говардхана-шиле.

Ученик: Спасибо большое, Махарадж!

Преданный: Когда Гуру Махарадж приехал сюда, в это место, он также привез с собой Говардхана-шилу из Вриндавана.

Ученик-санньяси (Парват Махарадж?): Махарадж, перед тем, как вы дали мне санньясу, я предлагал воду и листья туласи Говардхана-шиле. Я был очень удивлен, когда вы назвали меня Парват, и я думал, что обрел благословение от Говардхана-шилы. Вы сказали, что санньяси не должны покланяться шиле.

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, они тоже могут поклоняться. Они могут, да, но для санньяси поклонение и служение Говардхану — это их проповедь. Для проповеди и существует санньяса-ашрам.

Харе Кришна! Гаура-Хари! Гаура-Хари!

Ученик: Махарадж, не могли бы вы дать мне детальные наставления о поклонении Говардхана-шиле?

Ученик-санньяси (Парват Махарадж?): Он хочет получить подробные наставления.

Шрила Шридхар Махарадж: Махапрабху описал порядок поклонения в целом. Это простое поклонение. Пищу, которую мы едим обычно, мы сначала предлагаем Господу. Можно предложить пушпу — цветок, туласи, а затем — тарелку с едой, бхогой. Можно поклоняться так же, как виграхе Кришны, можно предлагать все это. Но минимум, необходимый для поклонения, — это вода и туласи. Очень легко это можно делать.

Ученик: Махарадж, а если я буду предлагать что-то сверх того, то я буду должен делать это каждый день? Вы сказали: листья туласи, воду. А если я буду предлагать что-то еще, это нужно делать каждый день?

Шрила Шридхар Махарадж: Это зависит от обстоятельств, ваших обстоятельств.

[Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе! Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе!]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

1 ↑ Шалаграм — одно из имен Господа Нараяны (Господа Вишну), обязанное своим происхождением деревне в Непале, где Господь известен по имени Шалаграман.

Говардхана шила что это

Поклонение Говардхану и говардхана-шилам

Поклонение Говардхану — это поклонение самому холму или говардхана-шилам, и это поклонение совершают те, кто получил позволение и благословение от духовного учителя и кто безупречен в следовании духовному процессу. Они понимают, что шилы не отличны от тела Кришны.

Сам Шри Чайтанья Махапрабху, находясь в настроении Шри Радхики, лично совершал поклонение говардхана-шилам. Когда Он пришёл во Вриндаван и впервые увидел в Кусум-сароваре первый камень с холма Говардхан, Он обнял эту первую увиденную шилу, и у него потекли слёзы экстаза. Такова любовь Радхарани, обнимающей Кришну, проявленная в этой лиле. Когда Господь Чайтанья был в Пури, кто-то дал Ему одну маленькую шилу, и Он всё время носил её с Собой. Эта шила всегда — днём и ночью — была покрыта слезами любви Шри Чайтаньи Махапрабху к Господу Кришне, потому что в Своём поклонении Он видел шилу не отличной от самого тела Кришны. Иногда Он прижимал её к сердцу, иногда — к глазам и голове, плача в экстазе.

И Господь Чайтанья доверил поклонение этой шиле Своему самому дорогому преданному, прайоджана-гуру нашей сампрадайи Рагхунатхе дасу Госвами, который показал высочайший уровень духовного экстаза.

    Санатана Госвами — это самбандха-гуру. Это означает, что он учит нас, как восстановить наши взаимоотношения с Кришной, Мадана-Моханом. Искренне привлёкшись служением Кришне, мы обретаем свободу от материальных привязанностей.

Рупа Госвами представляет абхидхею — то, как служить, как занять себя в процессе преданного служения с величайшей привязанностью, поклоняясь Господу Говинде.

  • А Рагхунатхе дасу Госвами Махапрабху объяснил прайоджану — плод, совершенство всего процесса бхакти — чистую бескорыстную непрерывную любовь к Богу и осознание себя в духовном мире. Это может прийти и к нам по благословению Рагхунатха даса Госвами.
  • И этому ачарье Господь Чайтанья дал Свою шилу и обеспечил его всем необходимым для надлежащего ежедневного поклонения с очень детальными пояснениями, как это делать.

    Пожалуйста, не покупайте говардхана-шилы — это очень серьёзное поклонение, которое мы можем совершать, только когда станем очень квалифицированы и когда получим благословение, разрешение и предписания духовного учителя.

    Кто же такой Говардхан?

    Гирирадж не отличен от самого тела Кришны
    и одновременно он — лучший из слуг Кришны.

    Он даёт самую вкусную, мягкую, ароматную, бесподобную и питательную траву коровам и божественно вкусную, подобную нектару, воду. Когда коровы и пастушки пьют её, они пьянеют. Это делает для них Гирирадж. Также там есть чудесные пещеры, освещенные прекрасными драгоценными камнями, в которых летом прохладно, а зимой тепло. Это самые удобные места для сна, отдыха и разных игр. А скалы и камни Говардхана только выглядят, как камни, но когда Кришна и гопи наступают на них, они становятся мягкими и приятными для их ступней, прохладными летом и тёплыми зимой. Поэтому Шри Радхарани и гопи предложили Гирираджу как величайшему из величайших слуг Кришны прекрасные молитвы.

    Шрила Прабхупада объясняет это очень просто: потому, что Говардхан создаёт столько трав и прохладной воды для коров в служение Господу, он знает, как лучше всего удовлетворить Кришну, — заняв положение слуги слуги слуги.

    Так кто же такой Говардхан: харидас-варья, слуга Кришны, или Сам Кришна? Это ачинтья-бхедабхеда-таттва — одновременное единство и различие, подобное тому, как Шри Чайтанья Махапрабху — это Верховная Личность Бога, но пришедшая в качестве преданного Верховной Личности Бога. Так же и Нитьянанда Прабху — это Сам Верховный Господь, но Он никогда не примет никакого другого положения, кроме положения слуги Чайтанья Махапрабху.

    Е.С. Радханатха Свами
    «Бодхамрита», часть 2

    Эти два стиха известны как пранама-мантра холму Говардхану.
    Их можно читать, поклоняясь Говардхану.

    намасте гирираджайа
    шри говардхана намине
    ашеша клеша нашайа
    парамананда дайине

    «Я поклоняюсь царю всех холмов, холму Говардхан (источнику наслаждения для чувств, земли и коров). Он является слугой Кришны и он Сам Кришна. Он прекращает бесконечные страдания и дарует высшее блаженство». (Према-бхакти расарнава).

    хантайам адрир абала хари-даса-варйо
    йад рама-кришна-чарана спараша прамодах
    маннам таноти саха-го-ганайос тайор йат
    панийа-суйаваса-кандара-кандамулам

    «Из всех преданных, этот холм Говардхан — самый лучший! О подруги, этот холм даёт Кришне, Балараме и Их коровам, телятам и мальчикам-пастушкам, всё необходимое — воду для питья, очень мягкую траву, пещеры, фрукты, овощи и цветы. Так он предлагает свое почтение Господу. Когда его касаются лотосные стопы Кришны и Баларамы, холм Говардхан начинает счастливо сиять». (Шримад Бхагаватам 10. 21. 18.).

    Читать еще интересные статьи на сайте :

    «О поклонении Говардхана-шиле». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия. «Проповеди хранителя преданности» (часть 15)

    Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

    О поклонении Говардхана-шиле

    («Проповеди хранителя преданности», часть 15)

    (1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия)

    [Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол!]

    Ученик: Махарадж, какова процедура поклонения Говардхана-шиле? Через киртан, через воспевание? Хочу попросить ваше благословение.

    Шрила Шридхар Махарадж: Говардхан-шила. Махапрабху дал эту шилу Рагхунатху Дасу Госвами. Эта шила — Шалаграм-шила — почиталась среди браминов. Вайшнавы же покланялись Говардхана-шиле. Есть еще Гандаки-шила. Гандаки-шилы находят в реке [Кали-]Гандаки [в Непале], где и пребывает Господь Нараяна в разных местах. Шалаграма-шиле покланяются как Господу Нараяне 1 . Сам Кришна объяснил в «Бхагаватам», и в других местах мы также находим — Он говорит: «Я пребываю в Говардхане». Говардхан и Кришна нераздельно связаны, поэтому «любой, кто покланяется Говардхану, — говорит Кришна, — покланяется Мне».

    Так объяснял Махапрабху, и Он дал эту шилу Дасу Госвами. Поэтому гаудия-вайшнавы стали покланяться Говардхана-шиле. Это поклонение ведет к обретению доступа в рага-маргу, обитель божественной любви. Поклонение Нараяна-шиле, Гандаки-шиле, Шалаграму — это виддхи-марга. Для виддхи-марги характерен очень строгий метод поклонения Нараяне, на путях же раги это поклонение более либерально. Это вопрос сердца, а не формальности. Тот, кто желает обрести положение в земле божественности, тот покланяется Говардхана-шиле. Это более полезно, плодотворно для тех людей, кто желает этого.

    Харе Кришна! Харе Кришна!

    Поклонение Говардхана-шиле помогает обретению доступа в землю божественной любви. Это не бренность, основанная на законе в соответствии с предписаниями шастр, со строгим следованием правилам и предписаниям поклонения. Махапрабху желал, чтобы мы избегали этого пути. Наша вера иная. Тот мир, к которому мы стремимся, пребывает выше виддхи. Поклонение Говардхана-шиле более полезно для нас и приводит нас к служению во Вриндаване, обители божественной любви. Это дикша, поклонение Говардхана-шиле.

    Гаура-Харибол! Гаура-Харибол! Гаура-Харибол!

    Ученик: Махарадж, я прошу ваших благословений поклоняться Говардхана-шиле.

    Ученик-санньяси (Парват Махарадж?): Он хочет поклоняться Говардхану.

    Шрила Шридхар Махарадж: Да, да. Вы получили мантрам от Свами Махараджа?

    Ученик: Да.

    Шрила Шридхар Махарадж: Первое, второе посвящение?

    Ученик: Да.

    Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, вы можете начать поклоняться Говардхана-шиле.

    Ученик: Спасибо большое, Махарадж!

    Преданный: Когда Гуру Махарадж приехал сюда, в это место, он также привез с собой Говардхана-шилу из Вриндавана.

    Ученик-санньяси (Парват Махарадж?): Махарадж, перед тем, как вы дали мне санньясу, я предлагал воду и листья туласи Говардхана-шиле. Я был очень удивлен, когда вы назвали меня Парват, и я думал, что обрел благословение от Говардхана-шилы. Вы сказали, что санньяси не должны покланяться шиле.

    Шрила Шридхар Махарадж: Нет, они тоже могут поклоняться. Они могут, да, но для санньяси поклонение и служение Говардхану — это их проповедь. Для проповеди и существует санньяса-ашрам.

    Харе Кришна! Гаура-Хари! Гаура-Хари!

    Ученик: Махарадж, не могли бы вы дать мне детальные наставления о поклонении Говардхана-шиле?

    Ученик-санньяси (Парват Махарадж?): Он хочет получить подробные наставления.

    Шрила Шридхар Махарадж: Махапрабху описал порядок поклонения в целом. Это простое поклонение. Пищу, которую мы едим обычно, мы сначала предлагаем Господу. Можно предложить пушпу — цветок, туласи, а затем — тарелку с едой, бхогой. Можно поклоняться так же, как виграхе Кришны, можно предлагать все это. Но минимум, необходимый для поклонения, — это вода и туласи. Очень легко это можно делать.

    Ученик: Махарадж, а если я буду предлагать что-то сверх того, то я буду должен делать это каждый день? Вы сказали: листья туласи, воду. А если я буду предлагать что-то еще, это нужно делать каждый день?

    Шрила Шридхар Махарадж: Это зависит от обстоятельств, ваших обстоятельств.

    [Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе! Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе!]

    Переводчик: Муралишвар Дас
    Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
    Редактор: Традиш Дас

    1 ↑ Шалаграм — одно из имен Господа Нараяны (Господа Вишну), обязанное своим происхождением деревне в Непале, где Господь известен по имени Шалаграман.

    Оцените статью