«Не только корпешки»: как в Казахстане возродили технику шитья курак
Как не опустить руки и найти единомышленников, если находишь призвание в забытом ремесле
Гульмира Уалихан – хозяйка студии лоскутного шитья в технике курак с возможностью бесплатного обучения женщин по всему Казахстану. Основной концепцией является создание платформы для изучения и возрождения старинного традиционного ремесла, популяризация лоскутного шитья среди женщин. Гульмира рассказывает Vласти, почему решила бросить стабильную карьеру ради возрождения национального ремесла.
Путь к себе
«Любая работа – это работа. Даже пэчворк, ручная работа, в студии шитья, что может казаться кому-то несерьезным занятием. На самом деле я работала и маркетологом, и бухгалтером, и администратором – общепринятой «серьезной», «настоящей» работой. Но моя нынешняя работа намного серьезнее и ответственнее, потому что это уже твое, личное. Я понимаю, что смогла найти свое предназначение. Вообще-то я хотела стать хирургом в скорой помощи или дизайнером одежды, но – конец 90-х, все учатся на экономистов, финансистов, юристов, вот и моя мама настояла, чтобы я получила понятную надежную профессию финансиста. Я этого, революционерка и борец за справедливость по характеру, не хотела, и мы с мамой нашли компромисс: я отучиваюсь на финансиста, работаю по профессии 3 года, а затем делаю, что хочу. Лицей, колледж и академию я закончила с красными дипломами, хотя в школе настолько не хотела учиться, что была троечницей с натяжкой. Почти сразу устроилась в троллейбусный парк и за восемь месяцев прошла путь от разносчицы кофе до главного бухгалтера. Перспективы карьерного роста были шикарные, да и я любила свою работу: считать, составлять экономические планы, достигать их, проверять, контролировать. Но я поняла, что у нас несовершенная система налогообложения, постоянно что-то меняется, невозможно за ней поспеть, а штрафы выписывают немалые. В 23 года я бросила эту стрессовую работу и решила заняться семьей».
После рождения второго ребенка Гульмира решила, что нужно что-то делать, чем-то себя занять. Благо, интернет к тому времени уже стал общедоступным, и она нашла несколько российских сайтов о пэчворке. Занятие затянуло, и позже она познакомилась с несколькими российскими мастерами, у которых взяла пару уроков. Повезло и потому, что этому мастерству Гульмиру с детства учила мама. В любом случае, ей пришлось проштудировать огромное количество информации, чтобы выцепить секреты расчетов, подбора цветов и так далее, когда стало понятно, что в Казахстане мастеров нет и учиться не у кого.
Гульмира Уалихан, фото из личного архива
«Я четыре года изучала эту профессию, чтобы начать ее преподавать. Так появился мой авторский базовый курс, после которого можно сшить что угодно, лишь посмотрев на любой блок на рисунке. Сейчас учителя злоупотребляют своим профессионализмом, подсаживают на себя и бесконечно тянут из людей деньги. Я так не хотела. Обучаю – отпускаю, а потом консультирую бесплатно. Эти девочки – мои подруги на всю жизнь. Сейчас я решила, что могу и хочу обучать еще и бесплатно. Есть люди за порогом бедности, которым не хватает даже на еду. Кстати, при поддержке компании «Шеврон» мы ездили как волонтеры в маленькое село Курык в Мангистауской области – обучали самозанятости женщин. В наш век пресыщения людям не хватает энергии, особенно в больших городах».
В мастерской Гульмиры Уалихан, фотографии Данияра Мусирова
Продать историю
Но нахождение призвания не было ни легким, ни безболезненным. Гульмира рассказывает: «Мне долго пришлось долго бороться с тем, что, когда я начала позиционировать себя как мастера по курак, все говорили: «А-а-а, корпешки?» Чтобы избавиться от этого «А-а-а, корпешки?» и поднять курак на такой уровень, чтобы во всем мире мы начали ассоциироваться с пэчворком на уровне Японии и Америки, у которых высший уровень мастерства в пэчворке. Не могу сказать, что я основоположница, но в Казахстане это ремесло я смогла возродить. Когда я только начинала, постоянно слышала, что я бездарность и занимаюсь тем, что никому не нужно. Верила в свое дело только я и моя семья. Я хочу, чтобы мастерские по пэчворку стали достопримечательностью Алматы, а затем и Казахстана.
Единственный грант, который я выиграла за девять лет, был грантом «Шеврона» по программе Лаборатории креативного предпринимателя Art2B. На него мы купили наше оборудование – три машинки и утюг, которые не все могут себе позволить, но это нужные вещи в мастерской. Я подавала на гранты в куче разных программ, не оставляя надежды получить деньги на развитие бизнеса. До сих пор мне помогали простые женщины, мои ученицы. В моей группе больше 140 человек, но краудфандинг я делать не хотела: краудфандинг – это когда отдаешь и забываешь про свои деньги. Я предложила им инвестировать в меня, все как следует, с нотариальным оформлением: дадите миллион – я верну 1 700 000 через три года. Бизнес-план сработал грамотно, и через год и 3 месяца я выплатила людям 80% обещанного. Но «Шеврон» были единственными, кто поддержал меня, когда мне было тяжело. Это ужасно – стучаться во все двери, когда у тебя пятеро детей, ты знаешь свое предназначение и у тебя есть все, чтобы сделать шикарный казахстанский бренд, и никто тебя не слышит. Должно быть столько сил, упорства и злости, чтобы довести до ума, потому что многие просто сдались бы.
Все это время я фанатично работала, параллельно воспитывая детей. Но не могу сказать, что мучаюсь жить в таком темпе. Наверное, по моей фирме видно, что я наслаждаюсь жизнью. Как «Диснейленд» вкладывает каждый заработанный цент в оборот компании, так и я вкладываю все заработанные деньги в дело. То, что есть сейчас, это зачаточное состояние компании – я планирую еще масштабировать дело. Планирую обучать на бесплатной и коммерческой основе взрослых и детей – и девочек, и мальчиков, потому что некоторые мужчины шьют даже лучше женщин. Мы должны лечить не общество, которое сходит с ума, а учить наших детей. Иногда ко мне на обучение приводили неуправляемых детей, но так как я их очень люблю – у меня самой их пятеро – я соглашаюсь брать их, потому что вижу, что ребенку нужна помощь: ее просто никто не слышит. С ней не разговаривают. У казахов есть выражение, которое переводится как «иди в ту комнату». Ребенок начинает что-то рассказывать, и от него отмахиваются: «иди в ту комнату, не мешай». Единственным моим условием ставлю отсутствие сотовых телефонов на полтора – два часа. Сначала они вовсю противятся, а теперь сами ставят на беззвучный режим и не вспоминают о своих телефонах. Отношения с родителями налаживаются. Особенно, если мать сама приходит заниматься, и они работают вдвоем».
Фото из личного архива
Весь процесс в мастерской налажен: своих профессионалов Гульмира растит сама, потом они берут заказы, которых очень много. Даже среди обучающихся на платной основе в ремесле остается процентов тридцать учениц. И то, объясняет она, из них не все гениальные рукодельники: из более двух тысяч обученных ей человек она может особо выделить всего семерых. Остальные понимают, что это не просто сложно и энергетически затратно – нужно быть хорошим менеджером, чтобы еще продать сшитое. Многое должно сойтись в человеке, чтобы он смог зарабатывать на пэчворке. Из обучившихся бесплатно также процентов двадцать открыли свои мастерские, выиграли гранты и смогли заработать на этом деле. «Это нелегко, но очень круто. Как я часто это называю, мы можем «подсадить на иголку», – шутит Гульмира.
«Мне нравится, что японцы максимально уважительно относятся к своим клиентам, к каждому из них. Хоть человек закажет на два миллиона, хоть на двадцать тысяч – они одинаково важны для меня. Так за девять лет мы нарастили огромную клиентскую базу. По таким ценам, как у меня, в Казахстане очень трудно продать изделия – это должен быть бренд, чтобы люди захотели купить одеяло за 600 долларов. Вначале муж говорил: «Гуля, это же одеяло! Турецкое одеяло стоит 12 тысяч, как у тебя могут покупать за 70?!» А я уверенно отвечала: «Купят». Дело ведь в том, что вложена душа; люди покупают целую мою историю. Каждое изделие уникально: мы любовно подбираем цвета тканей, выстраиваем дизайн, аккуратно их шьем, технология не нарушена. Настоящая эксклюзивная ручная работа. И все же пока я опасаюсь, что, если возникнет резонанс и у нас будет слишком много запросов, пока мастеров недостаточно, мы не справимся – нельзя ставить на поток индивидуальную работу, в которую вкладываешь частичку себя. Цены и так задраны, потому что мы не успеваем обрабатывать все заказы. Некоторые клиенты возвращаются к нам десятки раз. По их рекомендациям нас находят другие люди – пока даже нет нужды в покупке рекламы».
Алматинка обучает женщин национальному ремеслу
Тот, кто умеет мастерить, никогда не останется без дела, считает алматинская рукодельница Гульмира Уалихан. В один миг она изменила свою жизнь. Когда появился четвёртый сын, бросила работу и занялась пэчворком – это техника лоскутного шитья. Сегодня её примеру следуют тысячи казахстанок. Мастерица проводит курсы и учит создавать шедевры в виде курак корпе, подушек, сумок и покрывал. Корреспондент «Хабар 24» побывала в студии и пообщалась с теми, кто решил посвятить себя национальному искусству.
Национальные мотивы и современная техника — прекрасно ладят, давно поняла мастерица Гульмира Уалихан. Хотя она, скорее, художница, только свои картины расписывает иглой и нитками. Шить научила мама, говорила, с таким умением – не пропадёшь. Но она же потом посоветовала профессию серьёзнее. И послушная дочь сменила творчество на счёт. Стала бухгалтером. Думала, будет карьеристкой, о швейной машине забыла… Но, оказалось — на время. Тяга к искусству сильнее.
Уже 9 лет она создаёт вот такие оригинальные изделия. Открыла свою студию. Сейчас собирает покрывало, говорит, скоро оно будет радовать заказчицу.
Гульмира Уалихан, мастер по лоскутному шитью:
— Цвета мы подобрали мягкие, потому что в последнее время все чаще заказывают изделия, в которых орнаменты имеют мягкую форму, либо мягкие цвета. Потому что пэчворк он сам по себе состоит из многих осколков, и сами по себе цвета агрессивные, яркие, тогда это плохо влияет на зрение человека, соответственно, на нервную систему.
Аккуратнее нужно быть и с самими орнаментами, говорит рукодельница. Выбирать с умом. У каждого узора — своё значение. Какой-то может принести в дом баланс, достаток и успех, а какой-то горе. Да и шить всегда надо с удовольствием и в настроении.
Гульмира Уалихан, мастер по лоскутному шитью:
— Когда шью, допустим, для девочки, я мечтаю, я говорю, пусть это одеяло принесёт столько счастья, сколько мне, я сама в браке счастлива.
Яркие курак корпе, подушки с замысловатыми сюжетами, покрывала. На одно изделие у мастерицы уходит до 10 дней. Старается шить на совесть. Такие работы замечают даже иностранные покупатели. Увозят корпе с национальными узорами в Америку, Россию, Китай, Норвегию.
Александра Салмина, корреспондент:
— Всё больше людей отказываются от полиэтиленовых пакетов и переходят на шопперы, вместительные сумки, с которыми удобно ходить по магазинам. В студии такие разлетаются, как горячие пирожки. Так что здесь не только делают этот мир красивее, но и вклад в экологию вносят. А ещё шьют вот такие яркие и удобные дорожные сумки. Они тоже пользуются популярностью. Кстати, такая стоит примерно 60 тысяч тенге.
Делится Гульмира не только энергетикой, но и мастерством. 3 года как проводит курсы. Передает национальные традиции шитья, историю рассказывает, объясняет, какие ткани покупать. Многодетных и одиноких матерей технике обучает бесплатно. Кстати, у неё и самой пятеро детей. Говорит, для кого-то это хобби, а кто-то находит себя. Алия Асилова тоже участвовала в её соцпроекте.
Алия Асилова, рукодельница:
— Я в этот список попала, не поверила своим глазам, пришла в студию , 2 недели обучались. До этого у меня было все на глаз, все шила на глаз, никаких расчётов, без расчётов, теперь я знаю. Вот таким азам она нас учила.
Работает женщина в банке, но старается всё успеть. Говорит, изделия, созданные своими руками, очень ценятся — это неплохой дополнительный заработок. А вот Алия Пакентаева тоже прошла обучение и теперь удивляет подписчиков в соцсетях своими работами. Это одеяло на продажу, а это согревает детей.
Алия Пакентаева, рукодельница:
— Потом я захотела еще продолжающий курс закончить, потому что мне этого не хватало, я хотела дальше и дальше обучаться, мне все секреты, все изюминки этого мастерства хотелось именно обучиться у Гульмиры, она очень хорошо и доступно объесняет. Очень много таких же девочек, которые так же как я продолжают, шьют, у них свой бизнес уже, они шьют свои изделия и продают.
Проводит Гульмира и онлайн курсы. Уже больше тысячи женщин из разных городов страны благодаря ей полюбили технику курак.
Авторы: Александра Салмина, Кенже Амраев, Эдуард Кон
Лоскутное шитье вместо медитации
О том как построить бизнес на «пэчворке»
Далеко не всем и не сразу удается найти себя в том, что действительно по душе. Иногда на это уходят многие годы. Но результат стоит того, чтобы не сидеть на месте, а постоянно пробовать что-то новое, познавать неизвестное и самого себя. Порой обнаруживаешь в себе интерес к чему-то совершенно неожиданному и неординарному, о чем раньше и подумать не мог. Такой сюрприз преподнесла судьба Гульмире Уалихан, когда она уже состоялась как личность, стала мамой четверых детей и даже представить не могла, что когда-то будет заниматься «пэчворком» (лоскутным шитьем). О том, как из сакрального ремесла построить свой собственный достаточно успешный бизнес, рукодельница рассказала порталу El.kz.
Гульмира начала заниматься рукоделием, когда была беременна четвертым ребенком. На тот момент она работала бухгалтером, но однажды она поняла, что больше не хочет этим заниматься и надо пробовать себя в другом, осваивать новое. Новые идеи она искала в интернете. Женщина рассказывает, что даже в сети она предпочитает проводить время с пользой, а не просто просматривать юмористические ролики или интересоваться чужой личной жизнью в социальных сетях. Ей всегда нравилось, что люди умеют что-то делать своими руками, познавать возможности умной техники. Внимание Гульмиры в тот момент привлек пэчворк и рукодельница не считает это случайностью.
Пророчество мамы
— Когда я училась в седьмом классе мама купила электрическую швейную машинку Brother, — вспоминает Гульмира. — Нам детям тогда было очень интересно, и мы стали спрашивать, что это и для чего. А папа ругался, утверждая, что это бесполезная вещь. Но мама ответила «Гульмира, когда вырастет, будет шить и это будет её приданное». Откуда она тогда она могла это знать? Но действительно спустя почти 15 лет, когда я окончила школу и университет, вышла замуж, родила детей ее пророчество сбылось. Всё это время я возила с собой эту машинку: из квартиры в квартиру, из времянки во времянку, куда бы мы не переезжали с мужем. И однажды настал момент, когда я поняла, что хочу шить.
Гульмира рассказывает, что мама научила их всему с детства. Всю жизнь она работала библиотекарем. Так как жили они в деревне, у местных жителей круг интересов был достаточно узкий, да и пойти особо было некуда. Приходилось самим организовывать свой досуг. Эту миссию мама Гульмиры брала на себя. Каждые выходные она проводила мероприятия для разных возрастных категорий – детей, взрослых и бабушек. Это были танцевальные, вокальные выступления, где каждый мог показать свои способности, конкурс на пересказ книг, выразительное чтение. Победителям обязательно вручали сладкие призы. Вся деревня с удовольствием приходила на эти мероприятия. Девочки особенно любили конкурс Барби. К нему они сами должны были сшить красивое платье для своих кукол. Однако Гульмира всегда побеждала в этом конкурсе, но вовсе не потому, что организатором была ее мама, а потом, что уже тогда в она любила шить и у нее это хорошо получалось.
— Для мамы не было чужих детей, — вспоминает Гульмира. — Она и детей из неблагополучных семей старалась всегда привлекать к участию в своих мероприятиях, чтобы прививать им важные человеческие качества. Она была очень неравнодушным человеком и переживала за каждого ребенка, как за своего.
Сейчас ее дочь старается быть во всем на нее похожей и во многом берет с нее пример. А именно, преподает для детей бесплатные курсы, организует мероприятия по нравственному воспитанию, старается быть полезной для общества и научить этому других. Гульмира считает, что каждый человек должен стремиться быть полезным не только для своей семьи, но и в целом для народа, для государства, причем абсолютно бескорыстно. Только тогда, по ее мнению, наше общество можно считать здоровым и успешным.
С юных лет она отличалась трудолюбием и целеустремленностью. И эти черты характера помогли ей добиться успеха не только в своем деле. Рукодельница отмечает, что именно мама заложила в ней все необходимые качества, чтобы она стала тем, кем является сейчас. Она научила ее творчески мыслить и не сдаваться даже в самых сложных жизненных ситуациях.
Пэчворк как источник жизненной энергии
Сама Гульмира считает, что у каждого человека в жизни случаются периоды энергетического истощения. Человек будто энергетически высыхает и лучше всего эту энергию восполняет именно рукоделие. Так произошло и с ней. За помощью она обратилась к российским мастерам по пэчворку. Обучалась дистанционно. Отправляла им фотографии своих готовых изделий, а они критиковали их и говорили, над чем стоит поработать и что исправить. Так методом проб и ошибок Гульмира Уалихан набиралась опыта у зарубежных наставников, тратя большие деньги на американский хлопок, пока не добилась нужного результата.
Профессионалы делят пэчворк на несколько направлений. Вообще пэчворк – это работа с лоскутками. Некоторые специализируются именно на геометрическом пэчворке, кому-то нравится крупный, пэчворк в стиле модерн, японцы, к примеру, предпочитают очень мелкий пэчворк, именно этим направлением сейчас увлеклась Гульмира. Ее ученицы в шутку называют его «пинцетным пэчворком». Есть женщины, которые любят шить орнаменты. А кому-то нравится стежка, это уже называется квилтинг. То есть берется простое белое полотно, и на нем на машинке выстегивается красивый узор. Гульмира владеет всеми этими техниками и учит этому на своих курсах.
О достижениях
Рукодельница участвовала в конкурсе «Шебер», который был организован Союзом ремесленников Казахстана. В нем она заняла первое место, как лучший преподаватель-ремесленник года в республике. Работы ее воспитанниц очень понравились жюри, однако было отмечено, что это не казахский, а больше европейский стиль.
Тогда Гульмира занялась поиском образцов национального казахского шитья в музеях. Но именно пэчворк найти практически не удалось. Поэтому она фотографировала тканные ковры сырмак, раскладывала графический дизайн и воплощала это в пэчворке. Таким образом она создала свой определенный стиль. Женщина занимается подбором цвета и блоков именно в казахском стиле, чтобы это было действительно возрождением национального орнамента, а не копирование европейских образцов.
В мастерской Гульмиры Уалихан шьют подушки, торкорпе (длинные корпешки, на которых сидят за столом), детские одеяла, большие лоскутные одеяла, огромные покрывала, сумки, косметички, подставки под горячее, прихватки, сувенирную продукцию – все, что можно сделать из текстиля.
— Наибольшей популярностью пользуется то, что я сошью своими руками, — говорит Гульмира. — У меня есть клиенты, которые говорят: «Гульмира, в любой день, когда вы сошьете что-то своими руками, позвоните, я у вас в тот же день это куплю». Поэтому не могу сказать, что что-то определенное пользуется популярностью.
Гульмира считает, что ее работы пользуются спросом потому, что она вкладывает в них только самую чистую и положительную энергию. И среди своих воспитанниц старается выбирать девушек с чистой и искренней энергетикой, которые вкладывают душу в свои работы, а не просто хотят заработать денег. Именно из них она растит профессионалов делая акцент на любви к своему делу.
— Человек, который этим занимается, должен уметь делиться своей энергией, — говорит Гульмира. — Потому что пэчворк – это сакральный вид рукоделия. Вся женская энергия, которая вырабатывается в процессе работы, поступает в одеяло. Именно поэтому пэчворк так востребован. Кроме того, пэчворк передается из поколения в поколение и служит много лет. Для создания своих работ мы используем самые качественные ткани, лучший текстиль, который можно найти на казахстанском рынке.
Школа жизни
Гульмира Уалихан утверждает, что для успешного развития собственного дела нужно в первую очередь «болеть» этим, необходимо быть фанатом своего увлечения. Многие хотят открыть собственную студию, но они даже не представляют, сколько на их пути возникнет ситуаций, которые потребуют от них каких-то решительных мер. Иногда даже придется ездить на автобусе, так как последние деньги ты отдал за аренду помещения и пока заказов нет.
— В самом начале бизнеса я просто горела своим делом. Я очень привыкла все делать на высшем уровне. Так и в своем бизнесе. Я полюбила пэчворк и поняла, что могу делиться энергией, шить то, что мне нравится, — объясняет бизнесвумен. – В первый раз, когда я продала в Россию свое одеяло за 45 тысяч тенге, это было очень круто для меня. За восемь лет ведения собственного бизнеса, финансового кризиса у меня как такового не было.
Женщина признается, что нередко бывают срывы, во время которых хочется бросить все и пойти работать наемным работником. Иногда такое случается даже пару раз в день. Ведь строить свой бизнес, дело не из легких, надо это очень любить, и чтобы обязательно была обратная связь. Для Гульмиры сильнейшей мотивацией является то, что люди покупают ее изделия и восхищаются ими. Еще один стимул – успехи ее воспитанниц, когда они создают шикарные полотна и сами радуются тому, чему научились.
Что же касается самодисциплины, эта черта характера у Гульмиры проявляется по мере необходимости. Она признается, что иногда любит лениться, поспать с утра подольше. Однако если есть срочный заказ, к примеру, оплатили миллион тенге, и к определенному сроку должно быть сшито около 30 наименований изделий, то порой приходится работать даже до трех часов ночи. Но после этого она может себе позволить отдохнуть пару дней, закрыв студию. Ведь это ее компания и ее правила.
Источник вдохновения
Рукодельница черпает вдохновение из биографических фильмов и книг о великих людях. Также ее вдохновляет каждое сшитое ею собственное изделие. Ведь в самом начале она зачастую была недовольна результатами собственных работ и расстраивалась при виде того, что получилось. Это было совсем не то, что изначально она представляла. Но раз за разом, пытаясь усовершенствовать свои навыки, она добивалась все лучших результатов.
Безусловным источником вдохновения Гульмиры являются ее дети.
Когда Гульмира чувствует сильную усталость, опустошенность, упадок сил, она приходит домой с работы и ложится спать в спальне детей. Утром, по ее словам она просыпается совершенно другим человеком с чистыми свежими мыслями, полная сил, вдохновения и мотивации на достижение новых успехов.
Гульмира уже участвовала в конкурсе на государственный грант. Но, к сожалению, не выиграла его. Тем не менее она не теряет надежды и подала еще две заявки на участие в конкурсе. В ближайшем будущем она планирует открыть общественный фонд и попытаться выиграть еще один грант.
Также она приняла участие в конкурсе, организованном Союзом ремесленников Казахстана, где заняла первое место. А после швея-дизайнер подала заявку на получение Международного знака качества UNESCO тоже в качестве стороннего человека. И только после того, как она получила этот знак, она приняла решение войти в состав Союза ремесленников Казахстана.
— Мы ездили в Арабские Эмираты на 40 дней на фестиваль. Это были мероприятия с очень высоким уровнем организации. В такие моменты, понимаешь, насколько ты вырос и что ты этого достоин, — говорит дизайнер.
Помимо этого, в арсенале мастерицы есть несколько специальных призов с лоскутных фестивалей, прошедших в России. А в этом году в конкурсе Союза ремесленников приняла участие уже одна из воспитанниц Гульмиры. Наставница поддержала ее и теперь они ждут результатов конкурса.
Но при всем этом Гульмира Уалихан считает, что участие в фестивалях и победы в них – это не самое важное. Намного важнее для нее выращивать профессионалов с собственным почерком, которые способны налаживать связи за рубежом, покупая зарубежное сырье и продавая его обратно за рубеж, только уже оформленное в качестве изделия. Для нее важно учить девочек, которым всего по 14 лет, которые не боясь делают шикарные сложные проекты, совсем как взрослые. Ведь когда они вырастут, умея делать что-то своими руками, они никогда не останутся без денег. Каждая ученица Гульмиры вставшая на ноги – это ее маленькая победа, считает она.
В грантах Гульмира участвует только потому, что организует проекты, которые требуют затрат. К примеру, сейчас ремесленница объявила социальный проект, в котором она каждое воскресенье набирает группу, в течение месяца испытывает их на прочность, так сказать. С самого первого потока из семи осталось всего два человека. Они будут продолжать обучение дальше. Таким образом швея хочет набрать социальную группу из самых стойких и целеустремленных учеников, которые в дальнейшем будут реализовывать крупный заказ. Для этого необходимо приобретать сырье. Именно на такие цели дизайнер хочет получить государственный грант, благодаря ему она сможет обеспечить других людей работой.
Для того, чтобы освоить азы работы с пэчворком, достаточно всего недели. Гульмира разработала собственные курсы, рассчитанные на шесть дней. За этот период ученица может понять нужно ей это или нет, и научиться собирать основополагающие блоки.
Безусловно, как и в любой другой работе, в бизнесе Гульмиры Уалихан случаются и неприятные моменты. Например, ее возмущает, когда люди приходят чтобы выведать все секреты, а после открыть свои мастерские, полностью копируя работы наставницы, выдавая себя за авторов.
Необходим постоянный рост
Мастерица считает, что в пэчворке она научилась уже всему. Но это ее не останавливает. Теперь, когда она наладила работу своей студии и уже не так фанатеет от творческого процесса, она хочет научиться масштабировать свой бизнес. А для этого ей нужен ментор из числа крупных предпринимателей, который смог бы подсказать и научить, в каком направлении двигаться дальше, потому что самой мелкими шажками это получается очень долго.
Ремесленница намерена масштабировать свой бизнес во все города Казахстана, где филиалы будут представлять ее ученицы, чтобы в каждом городе при этом были магазины тканей, где можно было бы приобретать все необходимое для пэчворка. Помимо этого, Гульмира мечтает, чтобы за рубежом у нее было несколько своих магазинов, в которые она смогла бы отправлять свои лоскутные изделия на продажу.
Дизайнер уверена, что ее работа сделала ее лучше, благодаря тому, что каждый день она общается с большим количеством женщин. Она стала сильнее, мудрее, многое осознала и чувствует свою необходимость, так как ее работы, не просто являются украшением интерьера, но и несут положительную исцеляющую энергию. Да и другие мастерицы, работающие в студии Гульмиры, становятся спокойнее, счастливее, у них налаживается личная и семейная жизнь, появляются долгожданные дети. И все это благодаря той положительной энергии, которую несет в себе пэчворк, говорит швея. Она утверждает, что занятие пэчворком успокаивает и гармонизирует женщину.