Хакасский национальный костюм выкройка

Мастер-класс «Хакасские национальные символы: юрта, костюм, менгир своими руками детям»

Лида Владимирова
Мастер-класс «Хакасские национальные символы: юрта, костюм, менгир своими руками детям»

Хочется познакомить Вас с идеями по оформлению предметно-пространственной среды в региональном контексте.

В наше время традиционные национальные жилища увидеть можно крайне редко. Посещение музея, презентации, фотографии. и прочее — всё это присутствует в работе каждого из нас. Но как оформить свой, особенный и неповторимый уголок под названием «Моя Хакасия«? Конечно, приобрести такие предметы можно в сувенирной лавке, но многое можно сделать своими руками. Поэтому традиционный дом, жилище, убежище и крепость семьи — юрту, я сделала своими руками из фетра. Украсила тесьмой, раковину каури закрепила на месте расположения дымового отверстия. Все просто и условно, как и вход в юрту, выполненный аппликацией из ткани.Посмотрите:

Летом юрту покрывали берестой, а зимой войлоком (сверху берестой, чтобы верх не намокал от дождя и снега). Современный материал — фетр напоминает войлок, с ним легко и просто работать.

Следующим шагом было изготовление вязанных крючком кукол мужчины и женщины. Хакасы предпочитали яркие цвета ткани. Платок женщины повязывали на голову и зимой, и летом своеобразно, что напоминает корону. Обшлага и наплечники делали из ткани другого цвета

и часто украшали вышивкой. При выборе ниток я также ориентировалась на яркие цвета, стараясь передать общее впечатление, образ хакасского костюма. Тему хакасского мужского и женского, зимнего и летнего костюма; внутреннее убранство юрты, ее внешний вид на фоне степи и многое другое представлено в двусторонней раскладной ширмочке формата А3.

Также одним из национальных символов Хакасии являются менгиры — живые камни. Это отдельно стоящие каменные изваяния, которые у хакасов имеют свои имена, им приписывают мистическую силу, с ними связано немало легенд и преданий. Мы не будем затрагивать археологические и научные знания, я просто хочу показать как можно передать образ менгира с помощью ткани и вышивки тамбурным швом. Достаточно было найти на интернет просторах подходящие иллюстрации, упростить изображение и перенести на ткань, посмотрите,что получилось:

Завершить свою публикацию хочется словами о том, что на ближайшее будущее планирую продолжить сбор материалов на столь обширную тематику и представить собранную информацию в виде популярного сейчас лэпбука.

Мастер-класс «Цветы своими руками» Цветы Канзаши Возможно, вы видели разнообразные заколки, резинки, захваты для штор, броши сделанные своими руками. Данная техника называется.

Конкурс «Лучший мастер-класс!» Новогодний костюм своими руками «Зайчик» Я мастерила своими руками Новогодние костюмы! Вот один из них : сначала шорты с хвостиком, потом варежки, затем «Бабочку» на шею и «ушки».

Мастер-класс «Игрушка своими руками» Работу выполнил воспитатель ВК Гурова Л. И. Детский сад общеобразовательного типа №48, г. Воронеж Сегодня вашему вниманию представляю поделку.

Мастер-класс «Книга для ребенка своими руками. Детям о сотворении мира в картинках» Для участия в конкурсе «Православная книга своими руками», мы с моим сыном Андреем (6 лет) и дочкой Марией (3 года, смастерили книгу из.

Мастер-класс «Мячи-игрушки своими руками» Как известно самую большую радость детям доставляет мяч. Это игрушка, любимая многими с детства. Игра в мяч всегда актуальна и разнообразна.

Мастер-класс «Новогодние часики своими руками» Каждый из нас ждет с нетерпением новогодних праздников,чудес,интересных событий а чтобы время проходило быстрее и веселее предлагаю сделать.

Мастер-класс «Театр своими руками» Театрализованная деятельность играет важную роль в обучении и воспитании детей не только дошкольного но и школьного возраста. В театрализованных.

Мастер-класс «Театр своими руками» ]МАСТЕР – КЛАСС: «ТЕАТР СВОИМИ РУКАМИ» Аудитория: музыкальные работники ДОУ. Цель: формировать практические умения по изготовлению различных.

Папка-передвижка своими руками. Мастер-класс Предлагаю Вашему вниманию свой способ изготовления папки-передвижки. Символ нашего детского сада «Улыбка» — енот. Поэтому мою папку-передвижку.

Ёлочка своими руками. Мастер-класс Всем добрый вечер. Сегодня я расскажу какие ёлочки мы с детками делали перед Новым годом. Основу наших ёлочек составили декоративные.

Тайны хакасского костюма эксклюзив

Национальный костюм любого народа – сублимация его эстетических предпочтений, утилитарная вещь, очень точно адаптированная к условиям жизни, и вместе с тем надежный оберег от всего дурного.

Традиционное хакасское женское платье очень широкое – до 3 м (!) в подоле – и длинное: с обилием складочек и оборок. Подобный крой не сковывает движений и защищает от сглаза во время беременности.

Хакасские красавицы издавна предпочитали яркие цвета, избегая, пожалуй, только желтого, который ассоциировали с болезнью. Воротник и подол в таком туалете должны быть асимметричными. Сзади платье удлинено по ряду практичных соображений. Рукава напоминают крылья. Поэтому соседи в древности называли хакасов «крылатыми людьми».

Во-первых, хакаски считались великолепными наездницами, и «шлейф» позволял не уронить женского достоинства и не обнажить лишнего, даже верхом на лошади. Во-вторых, такой подол можно было при необходимости подстелить на траву или камни и сесть на него – удобно и тепло.

Наплечники, обшлага рукавов, воротник и низ платья украшались многоцветной вышивкой, орнаменты которой копировали у природы, – каждый завиток и листик, любой элемент символизировал силу и красоту хакасской степи. Вышивка могла подсказать, где живет красавица. Ведь у каждого района был свой традиционный узорчатый код. И в принципе по праздничному одеянию и прическе незнакомки можно было узнать практически все. Волосы заплетены в две косы – перед вами замужняя дама. Сколько у нее сыновей, богата ли ее семья, вам подскажет вышитый нагрудник – пого. Прежде всего он прикрывает от недоброго взгляда женскую грудь, отвлекая внимание на яркие узоры. Но, похоже, придумали его хакаски от природной скромности. Сами о себе не любят много говорить, да и выспрашивать другую – кто она, да откуда – неудобно. Вот и решили наносить символические изображения на пого, которое почитай что настоящая визитная карточка. К слову, этому элементу хакасского женского наряда как минимум 2000 лет!

– У меня и сейчас достаточно заказов на вышивку пого, – уверяет Любовь Алахтаева, абаканская мастерица по вышиванию бисером национальных хакасских украшений. – У нас в Хакассии в последнее время часто проводятся встречи родов. И естественно, туда нужно прийти в национальной одежде. Да и по праздникам хакаски даже в городе все чаще традиционно наряжаются. Вот потому и заказывают нагрудники. А раньше для своих дочерей пого мать вышивала. Это ведь охранные обереги. Когда шьешь, вкладываешь душу и словно зашифровываешь в рисунке свои пожелания: чтоб здоровы были, счастливы, чтобы суженный достойным был.

А вот пояс у хакасов – деталь исключительно мужского гардероба и тоже оберег! Затейливо расшитый или сплетенный из ярких атласных лент, он призван был защитить пуп мужчины – сосредоточие силы. Вероятно потому у хакасов, как и других тюркских народов, принято мужскую удаль мерить в борьбе на поясах Куреш. Этот традиционный вид единоборств признан культурным наследием и имеет весомую поддержку со стороны минспорта республики.

Хакасская одежда и украшения

Презентация помогает показать мировозрение человека с глубин веков и до нашего времени. Традиционная хакасская одежда богата разнообразием форм, отделкой и вышивкой. Это один из красивейших костюмов мира. В центре хакасского костюма много солярных символов. В нем отражены идея бесконечности пространства и времени, дана графическая символика диалектики мироздания, символика чисел, геометрические и растительные формы, цвета, чередование стихий, символика природных образов, верования. Все эти элементы происходят из глубокой древности, их можно обнаружить на замечательных памятниках истории на территории Южной Сибири.

Просмотр содержимого презентации
«Хакасская одежда и украшения»

Автор: Васильева Наталья Анатольевна

МБОУ Жемчужненская СОШ № 1

Достала дорогое сукно,

Спинку кипа стала кроить.

Ичен – Арыг была настоящая мастерица,

Все части быстро скроила…

«Кип» — жилище для души.

«Кип» защищали от злых духов своеобразными оберегами.

  • Строчки – это линии и границы, ограждающие людей от злых духов. Строчки присутствуют по краям всех деталей одежды: воротник, рукава, низ изделия.
  • Цветные полоски (тесьма, лента) на сигедеке – очищают душу.
  • Мерлушки на подоле шубы – притяжение богатства, скота.
  • Вышивка цветами – привлечение души предков к помощи.
  • Кисти на спинке шубы – корни предков.
  • Головные уборы и украшения – оберег головы, связь с космосом.
  • Пого – оберег для души и сердца.
  • Застежка – запах для мужчин и женщин направо.
  • Удлинённый низ спинки на платье – оберег от Сатаны.
  • Большие воротники застежка на петлю – пуговицу (Марха) – притяжение счастья
  • Воротник и пуговицы – хранители души и счастья.
  • При продаже одежды эти детали одежды нужно было отпороть, чтобы не ушло счастье и сохранилась душа. Женщина не должна появляться на людях с расстегнутым воротником (с распахнутой душой).

Связь времён и поколений

  • В центре хакасского костюма много солярных символов,
  • в нем отражены идея бесконечности пространства и времени, дана графическая символика диалектики мироздания,
  • символика чисел,
  • геометрические и растительные формы, цвета, чередование стихий,
  • символика природных образов, верования.
  • Все эти элементы происходят из глубокой древности, их можно обнаружить на замечательных памятниках истории на территории Южной Сибири.
  • Традиционная хакасская одежда богата разнообразием форм, отделкой и вышивкой.
  • Это один из красивейших костюмов мира.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ И УКРАШЕНИЙ:

  • Национальная одежда и украшения изготавливались кустарным способом с использованием различных видов меха и когтей животных,
  • валялся войлок ,
  • ссучивались нитки .

Из местного сырья ткали крапивную материю – озан,

  • кополяный холст – сабир ,
  • льняное полотно – киден,
  • материю – таар
  • сукно – сикпен.

Летняя одежда делалась из толстой бумажной ткани (тика, холста, плиса),

Зимняя – из овчин (шерстью внутрь) или выделанной кожи.

  • Предпочтительным цветом для костюма был красный , синий , зеленый , коричневый , бордовый и черный .
  • Желтый цвет не любили, так как он ассоциировался с видом духа – хозяйки малярии (тудан ээзи) и желтухи (сарыф хат).

Основа хакасского национального костюма — платье. Оно широкое, свободное, длиною до пят. Шьют его обычно из ткани яркой расцветки: повседневное — из ситца или сатина, праздничное — из шелка . Углы отложного воротника, обшлага рукавов, наплечники и ластовицы изготовляют из другого материала — сукна, плиса контрастных цветов — черного, синего , темно-красного , темно зеленого . Например, к кумачовому или оранжевому платью — черные или темно-синие наплечники, ворот и обшлага, к желтому — темно-зеленые , фиолетовые . Это и понятно, ведь наплечники, обшлага, воротник — главные декоративные элементы платья, на них размещается вышивка

Хакасские национальные костюмы :

  • — женское платье;
  • — безрукавка (сигедек);
  • — платок (арчал);
  • — мужская рубашка (когенек).

Другая особенность женских костюмов заключается в том, что низ платья богато украшен цветными полосами , наподобие русского сарафана.

На женское платье уходило — до 7 метров полотна.

По спинке, груди и окату рукавов ткань собиралась мелкими складками, застрачивалась и на место строчек накладывалась вышивка.

Подол на спинке имел шлейф (хузурух)

Под мышкой около обшлагов оставались 3 не прошитые полоски – место для притяжения души, которые после смерти зашивались.

Безрукавка – сигедек Для нее использовали шелк ярких цветов, иногда атлас, парчу, бархат . Подкладку делали из шелка или сатина. Верх расшивали цветными шелковыми нитками, иногда использовали для этого золотую или серебряную канитель. В старину её надевали замужние женщины поверх халата и шубы

  • Мужская рубаха (когенек) — свободная, длинная и широкая в подоле (от женской отличалась лишь по длине –она шилась короче). Шьют ее из ситца, сатина, шелка и шерсти,
  • На ее пошив шло до 5 метров ткани.
  • Шелковые и шерстяные рубахи надевают в торжественные, праздничные дни.
  • Поясная одежда состояла из штанов общего для всех тюрок кроя. Штаны с лампасами ( плисыстан)
  • Кушаки («Хур») длиной 7-9 м (чем длиннее, тем богаче).

Весенней и осенней верхней одеждой хакасов было

суконное пальто или накидка — сикпен.

По покрою она почти не отличалась от русского армяка, распашного кафтана с цельной спинкой.

Мужской сикпен имеет широкий прямой покрой, застегивается

на одну пуговицу, запахивается слева направо и подпоясывается поясом.

Шили его на подкладке.

  • Весенней и осенней верхней одеждой хакасов было суконное пальто или накидка — сикпен. По покрою она почти не отличалась от русского армяка, распашного кафтана с цельной спинкой. Мужской сикпен имеет широкий прямой покрой, застегивается на одну пуговицу, запахивается слева направо и подпоясывается поясом. Шили его на подкладке.
  • Весенней и осенней верхней одеждой хакасов было суконное пальто или накидка — сикпен. По покрою она почти не отличалась от русского армяка, распашного кафтана с цельной спинкой. Мужской сикпен имеет широкий прямой покрой, застегивается на одну пуговицу, запахивается слева направо и подпоясывается поясом. Шили его на подкладке.
  • Весенней и осенней верхней одеждой хакасов было суконное пальто или накидка — сикпен. По покрою она почти не отличалась от русского армяка, распашного кафтана с цельной спинкой. Мужской сикпен имеет широкий прямой покрой, застегивается на одну пуговицу, запахивается слева направо и подпоясывается поясом. Шили его на подкладке.
  • Весенней и осенней верхней одеждой хакасов было суконное пальто или накидка — сикпен. По покрою она почти не отличалась от русского армяка, распашного кафтана с цельной спинкой. Мужской сикпен имеет широкий прямой покрой, застегивается на одну пуговицу, запахивается слева направо и подпоясывается поясом. Шили его на подкладке.
  • Это была одежда преимущественно зажиточных хакасов.
  • Это была одежда преимущественно зажиточных хакасов.
  • Это была одежда преимущественно зажиточных хакасов.
  • Это была одежда преимущественно зажиточных хакасов.
  • Это была одежда преимущественно зажиточных хакасов.

Зимняя одежда хакасов — шуба из овчины, тон. Для мужчин ее кроили в талию, с узкими клиньями, расширяющимися к подолу. Сзади шуба доходила до пят, спереди была чуть короче (удобно для верховой езды). Рукав заканчивался полукруглым выступом, прикрывающим руку. Ворот отложной и круглый. Женская шуба покроем похожа на мужскую. Запахивалась она тоже слева направо, но не подпоясыва лась, а лишь застегивалась на пуговицы. Глубокие складки подола сзади на талии скрепляли разноцветными шелковыми нитками — тартханами. Стежки располагались в шахматном порядке, причем концы ниток свисали красивыми кисточками чачах. Над каждым тартханом, чуть выше шва, располагались праты — разноцветные матерчатые аппликации.

Праздничная шуба. Её меховая опушка-хума

сшита из 300 передних лапок белок.

Праздничная шуба рода Котожековых.

Традиционно вышивка применялась хакасскими мастерами для отделки шуб.

Самым универсальным головным женским убором являлся платок. В летние будни надевались ситцевые и шерстяные платки, а в праздники – шелковые.

В способе завязывания платка отражалось семейное положение:

  • Высокая складка на лбу – замужняя женщина.
  • Узкая складка – девушка.
  • Без складка – вдовы и умершие.
  • Чем богаче и ярче платок, тем почтительнее и богаче считалась женщина.
  • Появляться с непокрытой головой перед родственниками мужа — неприлично

Головные уборы хакасов, как мужские, так и женские, до середины XIX в. были почти одинаковой формы. Шили их из овчины или мерлушки с широким околышем и остроконечной тульей

Хакасская обувь — одик и элантай

Своеобразная обувь— из кожи

домашней выделки. Каблуков она

не имела, голенища под коленом

подвязывали ремешками. На

мужскую обувь для зимы шел

олений, конский и козий камуз,

поэтому она была мягкой, теплой

и очень удобной. Женскую обувь

шили из овчины или козьей

шкуры шерстью внутрь.

Подошву, задники и перед

обшивали кожей, верх нередко

  • Своеобразная обувь— из кожи домашней выделки. Каблуков она не имела, голенища под коленом подвязывали ремешками. На мужскую обувь для зимы шел олений, конский и козий камуз, поэтому она была мягкой, теплой и очень удобной. Женскую обувь шили из овчины или козьей шкуры шерстью внутрь. Подошву, задники и перед обшивали кожей, верх нередко украшали вышивкой.
  • Своеобразная обувь— из кожи домашней выделки. Каблуков она не имела, голенища под коленом подвязывали ремешками. На мужскую обувь для зимы шел олений, конский и козий камуз, поэтому она была мягкой, теплой и очень удобной. Женскую обувь шили из овчины или козьей шкуры шерстью внутрь. Подошву, задники и перед обшивали кожей, верх нередко украшали вышивкой.

  • Из овчины, белой или черной, шили зимние рукавицы. Отделку обычно делали из двух узких полос темного и светлого плиса, шелка, парчи, шерсти, реже из сатина или ситца. Часто рукавицы оторачивались мехом. Тыльная сторона рукавиц украшалась вышивкой..
  • Из овчины, белой или черной, шили зимние рукавицы.
  • Отделку обычно делали из двух узких полос темного и светлого плиса, шелка, парчи, шерсти, реже из сатина или ситца.
  • Часто рукавицы оторачивались мехом.
  • Тыльная сторона рукавиц украшалась вышивкой..

Среди украшений выделяются : 1. Пого нагрудное украшение который надевался на свадьбе поверх шубы или сигедека замужней женщиной. Пого вырезался из дубленой кожи, обшивался материалом. Лицевая поверхность унизывалась перламутровыми пуговицами в виде симметричного узора. Пуговицы крупные и мелкие, небольшие кораллы, раковины, крупный бисер, бусы и камни составляли узор. По внешней стороне края пого украшались бахромой из бисера .

ПОГО служит в качестве защиты от нечистых сил как оберег для души и сердца.

  • Пого обозначает лицо девушки, где глаза, уши, нос, губы вышиты бисером.
  • На пого изображали богиню Умай – хранительницу детских душ. Умай представляли в виде красивой небесной богини.
  • Сваха, надевая пого, этим самым просила сниспослания детей молодоженам.
  • Из символики чисел в декоре костюма, украшений, орнамента необходимо выделить число три, пять, семь, девять, двенадцать. Так состав круглых блях с кораллами посередине на нагрудном украшении «пого» — три, пять, девять, двенадцать. Числовая символика 3,5,7,9 в героическом эпосе хакасов связана с небом.

2. Украшения для рук (кольца, перстни).

  • Пальцы рук украшались серебряными кольцами «пурба» и перстнями «чустук».
  • Декоративный верх перстня делался в виде орнаментированного круга, сердечка, полумесяца или эллип ca с коралловыми инкрустациями. Количество последних обязательно было нечетным (от одного до пяти).
  • Обычно на безымянный палец одевали перстень с 5, а на средний с 3 инкрустациями.
  • Кольца носили мужчины на указательном пальце правой руки,
  • А женщины носили только на безымянном и среднем пальце.

3. Накосные украшения :

Девушки концы многочисленных косичек соединяли специальным накосником тана поос ,

Замужние женщины носили накосник иного типа – зерга

Старинные хакасские перстни- чустук.

Верх перстня делался в виде орнаментированного

круга, сердечка, полумесяца или эллипса с коралловыми инкрустациями.

4. Ушные украшения (серьги — салбанчых )

В уши продевали крепление с кольцом, на котором висело три или пять коралловых снизок с себеряными монетами на концах.

Молодые девушки носили в ушах маленькие сережки «ахчаызыргазы», состоявшие из одного коралла и одной монетки.

Пожилые женщины, а иногда девушки из бедного сословия украшали уши сережками (туктенек), сделанными из пуха хвоста гусей или уток,.

Срезанный комок пуха (порбах) мыли с мылом и очищали его жира. Затем катали в муке или золе. После этого он становился пушистым. Пушок простегивался ниткой, которую продевали в ухо.

Читайте также:  Как пошить тунику своими руками для полных без выкройки
Оцените статью