Хохломская роспись вологодские кружева дымковская игрушка

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами «Гжель. Хохлома. Городец. Дымково. Жостово»

Елена Шелестова
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами «Гжель. Хохлома. Городец. Дымково. Жостово»

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами.

(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)

-Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.

-Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промысловв повседневной жизни: народные игрушки (Дымка, посуда (Хохлома, Гжель, разделочные доски (Гродец, подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).

— Развивать речь, память, мышление.

-Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

-Развивать творческие способности.

-Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.

О промыслах

Знакомство с понятием – «народные промыслы России».

Знакомство с понятием – «промысел».

Промысел – «Золотая хохлома».

Промысел – «Гжельская роспись».

Промысел – «Городецкая роспись».

Промысел – «Дымковская роспись».

Промысел – «Полховско-майданская роспись».

Промысел – «Русская матрёшка».

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я познакомлю детей с самыми яркими и известными из них.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые

А может, солнцем залитые.

(Хохлома)

Хохлома Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Расскажи-ка ты откуда?

Видно, с севера пришла

И цветами расцвела

(Гжель)

Гжель, гжельская роспись — народный промысел, зародившийся в России в одноименном регионе Гжель (примерно в XI-XIII веках, превратившийся в народное искусство, в основном характеризуется росписью фарфоровых изделий краской оттенками синего цвета на белом фоне.

Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

На солнышке блестят.

(Городец)

Городецкая роспись — народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы…

А ну, назови-ка меня!

(Дымка)

Дымковская роспись- представляет собой обобщенную декоративную глиняную скульптуру, разукрашенную по белому фону многочисленными геометрическими орнаментами и узорами. Основоположниками дымковского игрушечного промысла стали ремесленники и гончары, которых во времена правления царя Ивана III в XV веке переселяли в безлюдные северные земли близ города Киров.

Бочонки, копилки, матрешки, грибки

Они не малы, да и не велики.

Свистульки, тарелочки в ярких цветах

И солнце и речка и домик в кустах.

Свободная роспись: шиповник цветет,

И яблочки зреют и травка растет.

Рисуются тушью на стеблях цветы

Их яркие краски сочны и просты.

Полховско-майданская роспись — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…

Даже всех не сосчитать!

Загляделася старушка-

а в руках — одна игрушка.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке.В наше время темы для росписи разнообразны: сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета — портретная матрёшка.

Пословицы о ремесле, пословицы о мастерстве и ремесле.

Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.

Ремеслу везде почет.

Не учи безделью, а учи рукоделью!

Мужик не прядет, а без рубашки не ходит; а баба и прядет, да не по две носит.

Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.

Портной без кафтана, сапожник без сапогов, а плотник без дверей.

Мастерство везде в почете.

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Дидактическое упражнение «Назови народные промыслы России»

Дидактическая игра «Угадай промысел»

В заключении предложить детям раскрасить по выбору детей какой промысел понравился больше всего. Оформить выставку детских работ.

Знакомство воспитанников дошкольного возраста с народными мастерами Брянского края В 2015-2016 году я выбрала тему по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по.

Дидактические игры по знакомству с русскими народными головными уборами «Найди лишнее», «Подбери головной убор к костюму» Дидактическая игра «Найди лишнее». Цель:Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и.

Отчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группе Фотоотчет по проекту «Знакомство с народными промыслами»в средней группе Добрый день, уважаемые гости странички! Приглашаю Вас на виртуальную.

Декоративно-прикладное искусство. Дымково. Хохлома

Презентация к уроку

Цель материала – помочь учителю в проведении уроков по теме ДПИ, развить творческое начало в ребенке, получить удовольствие от проведенного урока, как учителю, так и ученику.

№ слайда Cодержание
1 Титульный слайд

(Материалы к урокам по МХК. Дымково, Хохлома) 2 Дымковская игрушка. Название связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. 3 Ды?мково — слобода в составе г. Кирова. Расположена на берегу р. Вятка. Дата возникновения не установлена. Считают, что Дымково было основано выходцами из Великого Устюга в 1439 г. Впервые заречный посад упоминается в грамоте Ивана грозного в 1582 г. Жители слободы занимались различными ремёслами: изготовлением игрушек для праздника “Свистунья” и для продажи на ярмарках. 4 Легенда гласит. Исследователи считают, что развитие дымковской игрушки связано с обрядовым праздником весны “Свистунья”, который посвящён встрече бога Ярила.

Одна из старинных легенд рассказывает, что однажды город окружили враги. Казалось, нет от них спасения. И придумали горожане “военную” хитрость. Все жители, и стар, и млад взяли глиняные свистульки и ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой “Свистуньей”. 5 А как же делалось чудо? Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце. 6 Мастерица лепит игрушку из красной глины, а потом белит ее мелом, разведенным на молоке, и раскрашивает красками на яйце, на уксусе или квасе. В росписи и лепке для мастерицы нет ограничений. У ее индюка хвост точно диванная подушечка с фестонами, на козлике — штанишки с кружевами, в ее изделиях фантазия свободно переплетается с реальностью. 7 Петушиное разноцветье! 8 Чем знаменито Дымково? Встреча с поэтом

Чем знаменито Дымково? —
Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично —
Ликующе и празднично!
В ней молодость — изюминка!
В ней удаль и размах.

Сияет охра с суриком
На всей земле в домах.
Сияет охра с суриком,
Чтоб всем светло не сумрачно
И злость и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымково
Растают навсегда!
(В.Фофанов)

9 Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая – создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. За столетия существования дымковского промысла в нем сложились свои темы, сюжеты и образы. 10 Дымковские красавицы 11 Среди дымковских игрушек лишь тиары и свистульки обладали непосредственной игровой функцией, вероятно, сохранившейся издревле. Фигурки и композиции служили украшением подоконников и горок с посудой, заменяя собой дорогие фарфоровые статуэтки. Но их создатели не подражали фарфоровой пластике. Под ее влиянием на древних корнях народной глиняной игрушки родилось новое самобытное и неповторимое искусство. 12 Хохломская роспись Добро пожаловать!

Роспись хохломская, словно колдовская.
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома!

13 Считают, что хохломская роспись возникла в XVII в. на левом берегу Волги, в деревнях Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи и др. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегород. области.

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название “хохломская роспись”, или просто “хохлома”. 14 Cтолица золотой хохломы – город Семенов

Построенный по плану, подобному плану Парижа, он внесен в список памятников градостроительства под открытым небом. Город и его округа славились ложкарным промыслом. И не случайно в 2000 году в Семенове отмечали тысячелетие ложки, а в 2004 – расписанная хохломская ложка, размером 2,6 метра, даже вошла в книгу рекордов Гиннеса. 15 Легенда Хохломы

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы. 16 Минуты поэзии

Поэт Виктор Боков так сказал о своей любви к искусству золотой Хохломы:

. Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские.
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.
Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

17 А вот и тайны узоров. 18 Хохлома – это поэзия!

Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В. Набоков

У красы точёной — сарафан парчовый
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!
П. Синявский

Читайте также:  Построение выкроек платьев для полных женщин
Оцените статью