- Художественная обработка кожи: история возникновения, приемы и особенности
- Виды материала
- Что такое художественная обработка кожи?
- Интересные факты
- Чем производится отделка
- Этапы обработки кожи
- Дубление
- Тиснение
- Перфорация и плетение
- Пирография
- Гравировка и аппликация
- Интарсия
- Батика, тонирование, обработка на свече, прожаривание
- Драпировка
- Художественная обработка кожи
Художественная обработка кожи: история возникновения, приемы и особенности
Кожа – это натуральный, экологически чистый материал, который отличается податливостью в работе. Она мягкая, приятная на ощупь, долговечная. Работа с ней позволяет проявить свой творческий потенциал и создавать уникальные изделия из ненужных, старых вещей. В статье рассмотрим, что такое художественная обработка кожи.
Виды материала
Существуют следующие разновидности:
- Натуральная кожа вырабатывается путем обработки шкуры животного, отличается волокнистым строением.
- Искусственная кожа производится в промышленных условиях из полимерного материала.
- Велюр – одна из разновидностей хромовых кож с наличием повреждений на внешней поверхности. В результате его подворачивают под замшу с изнаночной стороны.
- Лайка – кожа с характерной тягучестью и мягкостью. Выделывают ее из шкур мелко рогатого скота, овец и коз.
- Замша – кожа, выработанная из шкуры лося, оленя или диких коз с жировым дублением. Отличается бархатистой поверхностью и мягкостью, на лицевой стороне имеет короткий бархатистый ворс.
- Опоек – высокоэластичная мягкая кожа. Выделывается из шкур новорожденных телят.
- Выросток – это кожа из шкуры молодого животного. Однако она не такая эластичная, как опоек, поскольку животное уже питается не молоком, а растительной пищей.
- Сафьян – выделывается из слабо прожированной кожи козы. Она очень мягкая и тонкая, бывает разных цветов.
- Шеврет – плотная и одновременно эластичная кожа. Выделывается хромовым дублением из шкур овец. Толщина ее колеблется от 0,6 до 1,2 мм.
- Шевро – плотная и мягкая кожа, выделанная из козьих шкур хромовым дублением. Отличается необычным рисунком и имеет толщину от 0,4 до 1 мм.
- Кожа рептилий – отличается уникальным рисунком, высоким качеством и дороговизной.
Что такое художественная обработка кожи?
Это материал, который одним из первых начал подвергаться отделке людьми. Естественно, что изначально он использовался в бытовых целях. Позже возникают декоративные приемы декора, такие как гравировка и аппликация. Даже после открытия ткачества кожа по-прежнему остается основным материалом для изготовления ремней, сумок, доспехов и обуви.
Существует три главных этапа выделки. После подготовительных работ – свежевания и очистки, шкура становится недубленым полуфабрикатом, именуемым гольем. Он обладает особыми свойствами, в зависимости от которых выделывается определенный вид кожи. После этого дублением закрепляется структура сырья. Отделочные процедуры выполняют для придания голью физических, технологических и прочих свойств, а также желаемого внешнего вида.
Технология обработки кожи у разных народностей имеет свои особенности. Главным образом дубление выполнялось для защиты шкуры от гниения и разложения. Самым древним видом обработки является альдегидное дубление. Оно заключается в выдерживании шкуры в дыму от горящих растений. Кочевники обмазывали ее жиром животного, а индейцы втирали смесь жира и яиц. После этого материал отмывали водой и разминали округлыми камнями. Это был способ жирового дубления.
У северных народов и в Индии такой процесс производился с помощью травяных и растительных отваров. Данный метод называется растительное дубление. В азиатских странах использовался иной вид. Квасцовое дубление выполнялось путем смешивания муки, соли, желтка и алюминиевых квасцов, а затем кожа обрабатывалась полученным составом.
Интересные факты
История возникновения художественной обработки кожи восходит к древним временам.
Первобытные люди использовали шкуры животных для защиты от ненастной погоды. Однако под воздействием влаги и температур служили они недолго. Поэтому лишь единичные предметы из этого материала сохранились до наших дней. Со временем люди начинают обрабатывать шкуру, продлевая срок ее эксплуатации. При раскопках египетских гробниц были обнаружены наскальные рисунки V века до н. э., на которых демонстрируется процесс выделки.
Мастера того времени начинают изготавливать из кожи посуду, торбы, обувь, одежду. Шкуры, натянутые на каркас, служили плавательными средствами. Кочевники по схожему принципу строили жилища, а для воинов делались щиты из кожи. Позже ремесленники начинают совершенствовать свое мастерство и творчески подходить к обработке материала. В гробнице Тутанхамона были найдены одежды, расшитые золотом, предметы обихода, украшенные кожаной аппликацией и т. д.
Римляне в I веке до н. э. стали применять такие способы обработки кожи, которые позволяли использовать ее в качестве пергамента. Они скрепляли листы, создавая некоторое подобие книги. Позже развивается переплетное дело. С X века обложки изыскано украшают художественным тиснением, штампами и гравировками. Орнаментами покрывался весь переплет. На нем изображались простейшие геометрические фигуры, животные, растения и прочее.
С расцветом готического стиля широкое распространение приобрела техника гравировки. Она отличалась сложностью и выполнялась только квалифицированными мастерами. И по сей день сохранившиеся изделия готического периода считаются шедеврами искусства и хранятся в лучших музеях мира.
В эпоху Возрождения популярность обретает такая техника художественной обработки кожи (фото можно увидеть в статье), как изысканное тиснение. На предметах воспроизводятся рельефные изображения мифологических персонажей. Стиль барокко вводит в моду обои, изготовленные из кожи. Сначала их производили в Северной Африке, позже в Испании, а в XVII веке они широко использовались в Европе. С приходом классицизма никаких новых веяний в отделке кожи не происходило, однако в XIX столетии на фоне популярности модерна в моду возвращаются гравировка, интарсия и золочение.
При раскопках на Алтае также были найдены изделия из кожи, датированные V–I веком до н. э., такие как упряжь, сосуды, короба. Кожевенный промысел у славян был довольно хорошо развит, но до нашего времени сохранилось небольшое количество вещей. В основном это обувь и другие предметы быта.
Чем производится отделка
Инструменты для обработки кожи не являются чем-то особенным. Большинство из них – широко используемые бытовые предметы.
Перечень приспособлений таков:
- Сапожный нож-косяк для работы с толстыми видами кожи.
- Нож для перфорирования.
- Узкий нож для гравировки.
- Ножницы портного.
- Деревянная толстая доска или стекло для раскроя кожи.
- Ножницы с зигзагообразным лезвием.
- Круглые пробойники, необходимы для пробивания отверстий под фурнитуру или для оплетения.
- Маникюрные ножницы.
- Пробойники диаметром 30-40 мм для изготовления пуговиц, серег из кожи и других видов фурнитуры и бижутерии.
- Штампы. Представляют собой стержень, на конце которого выточен простейший рельефный узор. Используются для декорирования поверхности.
- Щелевые пробойники. Применяются для пробивания прямоугольных отверстий, в которые продевают ремешки при работе в технике перфорации.
- Фигурные пробойники для перфорации различных форм в виде звезды, сердца и т. д.
Этапы обработки кожи
Работа над любым изделием происходит в три шага. Последовательность действий такова:
- Планирование формы, цвета, способа отделки и соединения элементов.
- Изготовление выкройки. Кожу раскраивают по лекалу. При необходимости также заготавливают элементы декора.
- Соединение деталей.
- Придание изделию законченного вида.
Далее рассмотрим приемы и особенности обработки изделий из натуральной кожи.
Дубление
Это техника обработки кожи, которая заключается в применении различных веществ для придания материалу прочности, эластичности и улучшенных эксплуатационных качеств. Перед тем как приступить к дублению, шкуры натирают концентрированным раствором соли, несколько дней вымачивают в воде, известковом растворе. Затем снимают мышечно-жировой и волосяной слой, оставшийся на коже. Затем материал повторно обрабатывают аналогичным образом для придания лучшей пластичности и прочности.
Тиснение
Существуют разные виды такой обработки. В промышленных условиях применяют несколько способов тиснения путем выдавливания рисунка с помощью пресс-форм. При изготовлении декоративных изделий ее выполняют специальными наборными штампами и чеканами.
Еще один способ художественной обработки кожи (фото представлено в статье) – тиснение с наполнением – выполняют следующим образом. Из плотной основы вырезают элементы рельефа и подкладывают под увлажненный материал. Затем его тиснят по контуру. Мелкие элементы выдавливают без подкладки, рельеф достигается за счет толщины кожи. Высыхая, она затвердевает и сохраняет рельеф.
Термотиснение выполняется путем выдавливания деталей разогретыми металлическими штампами.
Перфорация и плетение
Это одни из древнейших техник художественной обработки кожи.
Перфорация заключается в высечении отверстий пробойниками разных форм в виде узора. Данный прием используется для выполнения ажурных композиций, к примеру, бижутерии, панно или декорирования одежды.
Плетение из кожаных шнуров часто встречается в изготовлении браслетов, ремней, шнурков. Таким способом отделывают сумки, одежду и обувь.
Пирография
Данная техника больше знакома как выжигание. В традиционном исполнении пирография заключается в нанесении на поверхность плотных видов кожи различных рисунков. Делалось это разогретыми до определенной температуры штампами из меди.
Готовое изображение напрямую зависит от мастерства художника, поэтому обучение художественной обработке кожи в этой технике имеет большое значение. Также играют значительную роль возможности выжигательного прибора. Пирограф позволяет наносить на изделие тонкие и очень сложные узоры. Зачастую этот вид сочетается с другими техниками: гравировкой, тиснением и росписью.
Гравировка и аппликация
Такой вид художественной обработки кожи выполняется только на плотных видах материала, таких как чепрак, юфть, шора.
Гравировку делают следующим образом. На лицевую поверхность смоченной кожи резаком наносится рисунок. После этого металлическим предметом расширяют прорези и заполняют краской. Еще один способ гравировки предусматривает использование пирографа. Итоговый рисунок, его цвет и толщина главным образом зависят от степени накала иглы прибора.
Аппликация на одежде выполняется путем пришивания элементов декора из тонких видов кожи к основе. Для создания сувениров, панно и других предметов интерьера детали могут изготавливаться из всех типов материала и приклеиваться к основе.
Интарсия
Данная техника – одна из старейших из всех перечисленных. Она больше напоминает мозаику или инкрустацию. Кожу окрашивают и по лекалам вырезают детали. Затем их наклеивают на текстильную или деревянную основу костным клеем или ПВА. Интарсия используется для создания панно, украшений, сувениров, декорирования предметов мебели.
Батика, тонирование, обработка на свече, прожаривание
Рассмотрим еще несколько интересных способов отделки:
- Техника, при которой орнамент наносится на поверхность натуральной кожи расплавленным парафином, называется батикой. После покрытия делается цветной рисунок, при этом места с воском сохраняют нетронутый вид. После завершения росписи воск удаляют тупым предметом.
- Тонирование выполняется прибором для выжигания. Сначала на кожу наносят эскиз, а затем иглой рисуются линии орнамента. В зависимости от нагрева иглы и силы нажатия на основе остается изображение разных оттенков.
- Довольно простой и необычный способ – обработка материала на свече. По шаблону вырезаются элементы из кожи. С лицевой стороны острым предметом делают небольшие надрезы и слегка опаляют над пламенем свечи. Данный способ лучше всего подходит для имитации прожилок на листьях растений, лепестков цветов. Таким способом удобно обрабатывать шнуры для оплета.
- Прожаривание – еще один термический способ обработки кожи. Изнаночной стороной материал кладут на горячую сковороду нужной температуры. Вскоре на поверхности образуется кружок, придавая изделию выпуклую форму. Прожаривание чаще всего используют для изготовления объемных деталей.
Драпировка
Этот метод является самым простым и красивым способом обработки кожи. Для данной техники, как правило, выбирают мягкие виды материала. Кожу обильно смазывают клеем и прикрепляют к основе. Не дожидаясь высыхания, формируют складки в нужном направлении, согласно эскизу. Если драпировка делается из кожи, бывшей в употреблении, ее предварительно очищают и окрашивают при необходимости.
Художественная обработка кожи
Разделы: Технология
Кожа – это тот материал, который создала сама природа и самый древний материал, освоенный человеком. Она прочна, пластична, послушна, элегантна и долговечна.
Работа с кожей увлекательна и интересна. Каждый первый урок в начале учебного года я объясняю, что не стоит спешить выбрасывать старые вещи, особенно кожные, так как они могут найти свое неожиданное применение и стать новыми модными, современными, уникальными вещами, получив новое воплощение.
Кожа сейчас одно из самых востребованных экологически чистых и дорогих материалов, поэтому надо бережно относиться к ней. Благодаря своим чудесным свойствам кожа никогда не выходит из моды. Всегда красива и нарядна кожаная одежда, изящна бижутерия, модны и популярны аксессуары: пояса, заколки, кулоны.
Изделия из кожи хороши сами по себе и не нуждаются, в каких либо украшениях, но, конечно, драпировки, декор, тиснение и гравировка делают их ещё более изящными и выразительными. Художественные же изделия из этого материала – дело новое, необычное. В основном работа производиться с кожей, бывшей в употреблении или с мелкими обрезками, иначе говоря, отходами производства. Но и из них можно сделать высокохудожественные произведения: оригинальные настенные панно, пейзажи, композиции, вазы для цветов, украшения и картины.
Интерьер квартиры и офиса, украшенный необычной вазочкой или картиной из кожи в сочетании с тканью, металлом и пластмассой, становиться необычным и неповторимым.
Из истории кожевничества или Волшебный мир кожи
Обрабатывать кожу люди научились издавна. Первую одежду мастерили из шкур животных. Воинские доспехи. Колчаны для стрел, конская упряжь, жилища были сделаны из кожи. Первые книги писали на пергаменте из кожи.
Умельцев, работающих с кожей, народ ценил и воспевал в мифах и легендах.
Гамаши Орфея – мифологического героя – накладные голенища, идущие от ступни до колена, сделаны из кожи. Носили одну кожаную гамаши и гладиаторы Древнего Рима.
Странствия аббата Брендала к берегам Северной Америки в VI веке воспеты в ирландском эпосе. Он путешествовал на судне, сшитом из обычных шкур.
Воинам древней Ассирии надутые воздухом шкуры использовались как плоты.
Кожаная посуда, прочная, и легкая, украшенная аппликацией и тиснением, широко применялась у кочевых народов. Чабаны Казахстана и Калмыкии до сих пор пользуются такой посудой.
В России кочевничество – одно из старейших промыслов, свое начало оно берет с VI-VII века. В Новгороде и Москве, при археологических раскопках, были найдены остатки кожевных мастерских, предположительно датированные XI-XII веками.
В Пазырыкском кургане на Алтае археологи нашли изящные изделии из кожи и замши – сумки, чехлы, украшения. Они хорошо сохранились, хотя были созданы более 2500 лет назад.
В городе Тожаке с XIII века выделывали сафьян по восточным рецептам – с помощью кислых хлебов. Изделия из такой кожи скупались заморскими купцами и развозились по всему свету. Охотно покупались за границей в XV веке и воловья кожа.
В России славились мастера кожевенных дел .Во всем мире только русские мастера делали из конских шкур цветную шагреневую кожу, сафьян, хлебную сыромять, красную юфть (она была лучшей и мягких кож, производимых во Франции, Англии и Германии). В XIII – XVI веках русские мастера были непревзойденными мастерами Европы, и первый завод по выработке сафьяна был построен в Москве в 1666 году, т.е. почти на век раньше, чем во Франции. А к 1832 году, по указам Петра I в России уже работала 12939 заводов, производящих превосходную, не знающую себе равных, сафьяновую кожу.
Из поколения в поколение передавались секреты работы с кожей, вещи из которой берегли, зная какой труд в них вложен.
И в настоящее время изделия из кожи всегда красивы и актуальны. В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия народных мастеров, с их естественностью и поэтичностью.
Попробуйте и вы, проникнитесь желанием, и творческим настроением – и у вас непременно получиться. Постепенно осваивая приемы, любой начинающий, через какое-то время сможет изготовить искусные и трудоемкие изделия – и сам убедиться, что создать такую красоту ему вполне под силу.
Знакомство с видами кожи
Кожа натуральная – материал, который вырабатывается из шкур животных, имеет волокнистое строение.
Кожа искусственная – полимерный материал промышленного производства.
Велюр – разновидность хромовых кож с поврежденной лицевой поверхностью. Эту кожу с изнаночной стороны подворачивают под замшу.
Замша – кожа, сделанная жировым дублением из шкур оленей, лосей, диких коз. Это мягкая, тягучая, бархатистая кожа, с густым, низким, бархатистым ворсом на лицевой стороне.
Лайка – кожа, выделываемая из шкур овец и коз, обладающая большой тягучестью и мягкостью.
Опоек – мягкая, эластичная кожа, изготавливаемая из шкур новорожденных телят.
Пергамент – телячья кожа.
Выросток – кожа из шкуры трехмесячного животного, она менее эластичная и мягкая, чем опоек, так как животное питается уже растительной пищей.
Сафьян – вырабатывается из слабопрожированной козьей кожи, она тонкая, мягкая, разных цветов.
Шеврет – красивая плотная эластичная кожа, выделанная из овечьих шкур хромовым дублением. Её толщина 0,6-1,2 мм.
Шевро – мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На коже имеется красивый своеобразный рисунок. Её толщина 0,4 – 1 мм.
Кожа рептилий – изящная, высококачественная и дорогая.
Некоторые способы художественной обработки кожи
История художественной обработки кожи отражает историю развития технических и технологических приемов в декоративно – прикладном искусстве.
С давних времен человек украшал изделия из кожи. Он золотил кожу, покрывал ее резьбой и гравировкой, печатью и штампами. Издавна известны такие приемы художественной обработки кожи, как серебрение, техника аппликации, интарсия, вышивка по коже, тиснение, плетение. В последние годы появились новые приемы художественной обработки кожи: роспись, батик, выжигание, термообработка, драпировка, ажурная орнаментация, нитяная графика. Рассмотрим некоторые из них.
Техника батика
Рисунок наноситься готовым резервом, приобретенным в магазине или расплавленным парафином. Затем выполняется рисунок цветом, места закрытые воском, сохраняют свой первоначальный цвет. После росписи воск удаляется при помощи сгибания или тупой стороной ножа. Отделке подлежит кожа натурального цвета.
Горячие тонирование
При выполнении этой работы применяется аппарат для выжигания. В начале, на кожу наноситься эскиз, затем иглой из аппарата оформляются основные линии и детали. При выжигании надо следить за температурой – чтобы она не была слишком высокой. В зависимости от температуры и степени нажатия на углу получаются разные оттенки рисунка. Нельзя пользоваться слишком горячими иглами и с силой давить на кожу, она может прогореть. Работать нужно быстро и плавно.
Обработка кожи на свече
Простой и в то же время оригинальный способ обработки толстой кожи. По трафаретам вырежьте детали из кожи. Скальпелем или сапожным ножом сделайте, с лицевой стороны, неглубокие надрезы. Чаще всего этот способ применяется при работе над листьями и цветами, т. к. надрезы напоминают прожилки натуральных листьев и лепестков. Затем «раскройте» прожилки. Для этого вдоль каждой прожилки сложите лист пополам, изнанкой к изнанке. Зажмите этот сгиб пинцетом и обработайте на зажженной свече, быстрым движением едва касаясь пламени.
На свече также удобно обрабатывать длинные шнуры для оплета, т.к. при многократном прохождении через отверстие они сильно лохматятся.
Сильно закопченные детали можно потереть тряпочкой, но иногда благодаря копоти изделие становиться по-настоящему оригинальным.
Прожаривание
При высокой температуре кожа имеет свойство скручиваться. Этого эффекта можно добиться, положив кожу изнанкой на горячую сковородку. Опытным путем подбирают температуру. Через некоторое время при прожаривании на коже вздуется кружок, т.е. изделие становится выпуклым. Этот способ используется при изготовлении листьев, цветов, пуговиц.
Драпировка
Это один из самых эффектных и простых способов обработки кожи, его используют для декорирования любых изделий. Выполняется драпировка из мягкой пластичной кожи. Кожу надо предварительно щедро смазать клеем и наклеить на основу, быстро формируя складки в произвольном направлении или по заданному рисунку. Однако прежде чем приступить к работе с кожей, бывшей в употреблении, ее нужно подготовить. Прежде всего загрязненные кусочки промывают в течение 3-5 минут в теплом пенном растворе из детского мыла (в нем меньше щелочи), а затем необходимо тщательно прополоскать (последний раз в воде с добавлением уксуса и соли – на 1 л теплой воды 1 стакан 9% уксуса и 50 г. соли). Высушить кожу при комнатной температуре, положив под пресс или растянув на доске и закрепив гвоздиками. Для восстановления эластичности кожу протирают кремом или глицерином. Можно использовать и проверенный жизненным опытом способ – промыть загрязненную кожу некипяченым молоком. Считается, что блеск и упругость темной кожи можно восстановить, натирая ее влажной кофейной гущей. Восстановить окраску можно специальными красками для кожи. На 100 г. Нитрокраски добавляют 1-2 капли касторового масла. Она становиться более стойкой. В качестве красителя можно использовать и чернила для авторучек или стержни шариковых ручек. Надо разрезать стержни на куски по 1 см длиной, высыпать в стеклянную банку и залить растворителем для нитрокрасок. Раствор в течении двух дней надо периодически встряхивать. Полученная краска наноситься с помощью тампона. Для получения полутоновых переходов кожу можно протравить растворами: серый оттенок дает железный купорос, коричневый – углекислый кальций. Натуральную замшу тоже можно мыть с мылом и даже стирать со стиральным порошком в теплой воде. При сильном загрязнении в моющий раствор добавляют нашатырный спирт, а жировые пятна выводят растворителями. Несложно окрасить в домашних условиях и замшу, для этого применяются анилиновые красители для шерсти. Красящий раствор готовиться в любой посуде, кроме железной, используя дождевую или дистиллированную воду. На пакетик такого красителя надо 1,5 л воды. Температура раствора не должна превышать 45 о C. Его щеткой наносят на замшу и втирают в нее. Так повторяют несколько раз. В конце окраски замшу протирают слабым раствором уксуса, промывают в проточной воде и сушат при комнатной температуре.
Работа с кожей помогает развить чувство прекрасного, проявить художественный вкус и творческие способности. Доступность материала, инструментов, легкость в обработке, дают возможность заняться изготовлением изделий из кожи буквально любому человеку, получить наслаждение от радости созидания.