- Раздел 2. Обработка текстильных материалов
- Материаловедение
- Машиноведение
- Конструирование и моделирование
- Пошив изделия
- Эстетика одежды
- Уход за изделиями из текстильных материалов
- Таинственный зверь художественный текстиль
- Современный авторский художественный текстиль
- Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле, и их выразительные возможности
- Тема 25. Художественная обработка волокнистых материалов
Раздел 2. Обработка текстильных материалов
В своей жизни человек не может обходиться без одежды. Вначале её изготавливали из листьев и коры деревьев, шкур животных, перьев птиц. Сейчас основой для получения одежды являются различные текстильные материалы. К ним относятся ткани.
Материаловедение
С давних времён человек использует ткань. На свете множество вещей из ткани. Все они такие разные: лёгкие и тяжёлые, прохладные и тёплые, гладкие и пушистые. Когда мы выполняем изделие, порой даже не задумываемся, из какого сырья изготавливают ткань. Из чего она состоит? Как её получить? Перед тем как изготовить любое изделие, надо правильно выбрать соответствующую ткань, узнать её свойства. Поэтому сначала надо познакомиться с основами материаловедения. Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
- § 8. Текстильные волокна, пряжа и ткань
- § 9. Отделка ткани
Машиноведение
До изобретения швейных машин одежду и другие швейные изделия изготавливали с помощью металлической иголки. Не случайно иголку называли золотой, ведь она помогала мастерицам творить чудеса. На это уходило много времени. С появлением швейной машины сократилось время на изготовление изделий. Быстрое и качественное их выполнение во многом будет зависеть от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной. Поэтому знания по основам машиноведения вам просто необходимы.
Процесс изготовления швейных изделий складывается из различных операций, для выполнения которых требуются определённые инструменты и приспособления (рис. 41).
Рис. 41. Инструменты и приспособления для работы
Ножницы используют для раскроя швейного изделия, отрезания концов ниток. Они имеют 8 номеров. Подбирают ножницы в зависимости от выполняемой операции. Ручные иголки используют для выполнения ручных строчек. Промышленность выпускает иголки 12 номеров: № 1 — самая маленькая, длина 3,5 см, № 12 — самая большая, длина 7 см. Напёрсток применяют для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань. Поверхность его шероховатая, она предохраняет иглу от скольжения во время работы. Портновский мел применяют для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Чтобы все проведённые линии были тонкими, края мела следует затачивать. Иногда вместо мела можно использовать сухой, хорошо заточенный кусочек мыла. Сантиметровую ленту применяют для снятия мерок с фигуры человека, измерения ткани, деталей изделия. Её изготавливают из прорезиненной ткани, длина ленты — 150 см.
Карандаши применяют для выполнения рисунков и построения чертежей. Нитки используют при пошиве изделий. Их подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Хлопчатобумажные нитки различают по номерам: № 10 — самая толстая, № 120 — самая тонкая. Нитевдеватель используют для втягивания нитки в ушко иголки. Булавки применяют для скалывания деталей изделия. Игольницу используют для хранения иголок и булавок. Колышек служит для удаления намётки и выправления уголков изделий (см. рис. 41).
Для выполнения разных работ нам понадобится специальная шкатулка для рукоделия (рис. 42). Её можно купить, сделать самой или приспособить для этих целей любую ёмкость. В ней будет удобно хранить необходимые инструменты, материалы и приспособления, ведь они всегда будут находиться в определённом месте и не потеряются.
Конструирование и моделирование
Изготовление одежды — одно из древнейших ремёсел. Столетиями оно существовало как кустарное производство. Все операции выполнял один человек — портной. Индивидуальный пошив одежды сохранился и до наших дней.
В середине ХIХ столетия на смену кустарному производству пришло промышленное. Оно возникло во Франции, затем распространилось и в других странах. С появлением фабричного производства тканей этот процесс стал развиваться ещё быстрее. При промышленном производстве одежды на швейной фабрике сначала художник-модельер рисует эскиз модели на бумаге. Затем конструктор разрабатывает чертёж, делает выкройку и лекала. Технолог составляет последовательность изготовления будущего изделия в материале. В цехе работницы раскраивают и прошивают изделие. Прежде чем изготовить изделие, надо освоить некоторые правила измерения фигуры, построения чертежей выкроек, моделирования, раскроя ткани, а также технологию изготовления изделий. Начнём обучение с изготовления фартука — одного из самых простых видов одежды. Фартук является частью костюма или его дополнением. Он предохраняет одежду от загрязнения при выполнении домашней работы. Модели фартуков очень разнообразны: с грудкой и без неё, с карманами, с различными видами отделок из тесьмы, кружев, аппликации, вышивки.
- § 13. Мерки, необходимые для построения чертежа фартука
- § 14. Построение чертежа фартука
- § 15. Понятие о моделировании
Пошив изделия
Технологическим процессом изготовления швейных изделий называют ряд действий, в результате которых текстильный материал превращается в готовое изделие с помощью швейного оборудования, ручных инструментов и приспособлений. Выполнение технологического процесса невозможно без овладения безопасными приёмами работы с инструментами и приспособлениями. Здесь также важны знания по организации учебного места для работы (рис. 71).
Эстетика одежды
Одежда появилась в жизни человека довно. Шло время, менялась мода. Появлялись новые ткани и виды изделий. Менялись и требования к одежде. Понаблюдаем, как изменилась современная одежда по сравнению с традиционным белорусским костюмом.
- § 19. Особенности белорусского костюма. Классификация современной одежды
Уход за изделиями из текстильных материалов
Одежда существует многие тысячелетия. Она защищала человека от воздействия природы, спасала его от многочисленных болезней. Уже в те далёкие времена одежда была не только средством защиты, но и являлась определённым видом художественного творчества человека. Чтобы одежда нам долго служила, нужно уметь правильно ухаживать за ней.
- § 20. Значение одежды в жизни человека. Уход за одеждой
Таинственный зверь художественный текстиль
Автор Nymphodisiac в 15.03.2016 . Опубликовано Текстиль
А теперь вас ждет цикл ну очень серьезных статей на основе моего магистрского исследования выразительных возможностей фактур художественного текстиля. Собрать, проанализировать и вразумительно подать материал было довольно тяжело, так что очень надеюсь, что вам будет интересно…)
Современный авторский художественный текстиль
Так как несколько лет я специализировалась на ручном ткачестве, во всем магистрском исследовании ему уделялось больше внимания, чем другим текстильным направлениям.
Для современных художественных объектов, выполненных в технике ткачества, в мировой практике применяется термин таписерия.
Как отмечает в своем исследовании «Авторская таписерия в контексте мирового художественного процесса: 1960-1990-гг.» исследователь Уваров В. Д., это вызвано тем, что в 20 веке авторское ткачество обогатилось новыми разновидностями, среди которых объемно-пространственная, экспериментальная и миниатюрная [1].
Термин «таписерия» шире понятия «гобелен» и «шпалера», и в русском языке наиболее точно ему соответствует термин ковроделие. Однако термин таписерия используется не только для тканых объектов, они также могут быть выполнены в технике вязания, ткачества, кружевоплетения, плетения макраме, аппликации[1]. То есть понятие таписерия охватывает широкий спектр явлений художественного декоративного текстиля.
Но таписерия не синонимична понятию искусство текстиля (fiber arts), так как последнее включает в себя проектирование костюма, художественную роспись ткани, проектирование изделий промышленного производства – и являет собой еще более широкое понятие, нежели таписерия [1].
В современном искусстве текстиля проблематично выделить доминирующие тенденции: одновременно сосуществуют и изготовление традиционного текстиля, и концептуальное, экспериментальное течение. Они не соперничают, а взаимодействуют, взаимопроникают. Например, традиционная вышивка может быть выполнена современными синтетическими материалами, или даже на металле, как это делает латвийская художница Северия Инсираускайте-Криауневисиене [2].
С середины 20 века и по наши дни декоративно-прикладное искусство переживает небывалую свободу и своеобразный расцвет.
Многообразие материалов, технических возможностей и информационное насыщение благодаря всемирной сети Интернет позволяют художникам быстро расти в профессиональном плане, развивать гибкое воображение и не шаблонное мышление.
Также это позволяет находить новые источники вдохновения в работах мастеров с другого конца планеты и делиться опытом друг с другом, вести быстрый поиск подходящих средств передачи художественного образа.
Пример поиска образа, фактуры и материала для будущего изделия, Nymphodisiac (В. А. Иванец)
Существует множество необычных мастеров искусства текстиля. Говорить о них можно бесконечно, но приведу несколько наиболее мне интересных примеров.
Художница и исследователь текстиля Д. Дрейпер является знаковой фигурой в направлении stitched textiles. Стежком она формирует рельефные и трехмерные композиции из разнообразных материалов: прута, пряжи, лыка, кожи, лоскута и так далее. Стежок в ее творчестве является и формирующим и фиксирующим структуру и декоративным элементом [3]. В качестве дополнительных приемов Д. Дрэйпер использует крашение объекта, что выявляет и подчеркивает рельеф и красоту созданной ей фактуры объекта.
Примеры работ Джин Дрэйпер в технике stitched textiles [3]
Студия RosiePink (мать и дочь Лин и Энни) создает потрясающие рельефные панно в технике валяния с отделкой машинной строчкой. Сначала создается войлочная заготовка, свалянную не слишком плотно. Затем прокладываются многочисленные машинные строчки и ручные стежки, при этом строчка сминает слои войлока, образуя рельеф. Участки без строчки становятся самой высокой точкой в рельефе.
Фактуры художественного ткачества активно разрабатываются мастером по ткачеству на раме М. Муди. Наиболее выразительными и рельефными в ее творчестве являются фактуры ворсового ткачества и ткачества шерстью для валяния. Эти приемы просты в исполнении и очень выразительны, особенно, если выполняются в гипертрофированных масштабах.
Три образца, в которых в утке использовалась шерсть для валяния. Maryanne Moodie [5]
Перечисление художников по текстилю, делающих ставку в своих произведениях на художественные характеристики поверхности, можно продолжать и продолжать, но главным здесь является то, что фактура становится все более активно используемым декоративным средством, художники-текстильщики уделяют ей все больше внимания.
Предлагается рассмотреть подробнее, что такое фактура, какова ее роль в художественном текстиле, и какими средствами можно достичь ее выразительности.
Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле, и их выразительные возможности
Используемые в современном рукотворном текстиле техники в большинстве своем традиционны, но достичь нового вида поверхности удается изменением обычного масштаба, соотношения материалов по объему и составу – экспериментируя с материалами, нарушая традиционные указания.
В авторском художественном текстиле активно применяются старинные техники декорирования ткани, либо в традиционном виде, либо трансформированные с учетом современных материалов, тенденций и технологий.
Интересно, что в современном текстиле очень популярна нарочитая художественная небрежность и утрирование следов ручной работы: неровно обработанные края, неравномерно спряденные нити с утолщениями, рыхлый прибой утка в ткачестве, торчащие из вышивки нити и т.д.. Эти тенденции отражают стремление создать аутентичную фактуру и структуру полотна.
Современный художественный текстиль крайне многогранен и использует все доступные ему средства и приемы, поэтому нельзя сказать, что одни текстильные технологии он использует, а другие нет. Целью этой серии статей является краткое ознакомление с тем, как можно трансформировать и сочетать между собой традиционные техники.
Так как материал по теме ограничен, и художественная выразительность разнообразия получаемых при применении различных текстильных технологий и техник фактур не была предметом рассмотрения в доступных отечественных и иностранных источниках, был произведен анализ получаемых с их помощью поверхностей с точки зрения фактурных характеристик.
© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.
- Уваров,В. Д. Авторская таписерия в контексте мирового художественного процесса: 1960-1990-гг.: дис. . д-ра искусствоведения: 17.00.04 / В. Д. Уваров. М., 2000. — 414 с.
- Art of Severija Inčirauskaitė-Kriaunevičienė
- Draper, Stitch and Structure. Design and Technique in two- and three-dimensional textiles. / Jean Draper. – London: Batsford, 2013. – 128 р.
- RosiePink
- Maryanne Moodie
Тема 25. Художественная обработка волокнистых материалов
ТКАНИ
Тема 24. Художественная обработка текстильных материалов
Классификация способов художественной обработки текстильных материалов. Основные и вспомогательные материалы для декорирования текстиля. Оборудование, инструмент и приспособления для обработки материалов. Традиционные и новые технологии художественной обработки текстильных материалов. Виды и технологии художественной обработки нитей и веревок. Мировые и отечественные Дома моды.
Нижибицкий О.Н. Художественная обработка материалов: Учеб. пособие. – СПб.: Политехника, 2007. – 208 с.: ил.
Набивка представляет собой нанесение на ткань одноцветного или многоцветного рисунка в виде оттиска масляной краской с деревянной формы. Набивка применима для хлопка, несколько менее – для шерсти, но чаще всего ее делают на льняной ткани. Старинное название беленого льняного холста для набивки – фелонь.
Форма для набивки – это резная деревянная доска с выпуклым рельефом в виде относительно узких линий, небольших пятен, которую называют цветной или манерой и делают из клена, груши, ореха.
Ткань накладывают на смазанную краской доску и простукивают с изнанки молотком через эластичный материал, для чего боек молотка закрывают кожаной накладкой. Набивку применяют нескольких разновидностей:
а) Так, на гладкокрашеную ткань набивают узор одного цвета, например – белый узор на синий фон.
б) Еще вариант – нанесение на ткань с помощью доски рисунка из защитного состава – вапы, состоящего из глины и воска, затем выполняют гладкое, т. е. сплошное, крашение этой ткани и удаляют вапу промывкой. В результате на ткани получается узор из не- прокрашенных линий и пятен, имеющих естественный первоначальный цвет пряжи.
Закрепление масляной краски требует только сушки.
выполняется каландрами (гладкие и рисунчатые валы-ракли) – водными красками, в частности – анилиновыми, для закрепления которых требуется либо запаривание, либо химическая обработка, либо и то и другое.
Рисунок на ракле, занимающий ровно один полный оборот, называют рапортом. Рисунчатые валы применяют как металлические, так и эластичные – желатиновые дубленые и резиновые. При использовании офсетного способа печати применяются резиновые гладкие валы.
Примерный состав офсетной краски, в % по массе:
ингредиенты | органический или лаковый пигмент | глянцевый лак | трансформаторное масло | сиккатив нафтенатный | паста из стеарата алюминия |
% |
Применяемый в составе краски лаковый пигмент представляет собой синтетический краситель, переведенный химической обработкой в нерастворимое состояние, мелкодисперсное, коллоидное.
Глянцевый лак имеет следующий состав в % по массе:
ингредиенты | фенолоальдегидная смола | алкидный полимер | льняное полимеризованное масло | трансформаторное масло |
% |
Для полимеризации льняного масла его выдерживают некоторое время в азоте или углекислом газе при температуре 290-295 °С.
Краски приведенной рецептуры очень быстро закрепляются на воздухе. Это позволяет осуществлять на ротационных машинах высокопроизводительную печать на длинномерных материалах в рулонах (ткань, бумага, пленка, фольга).
Некоторые другие способы, предназначенные для печати на бумаге, также используют для печати на ткани. К таким способам относится трафаретная печать и ее разновидность – шелкография. Подробнее способы печати описаны в главе, посвященной полиграфии.
|
Отделка тканей шитьем выполняется разными способами, из которых широко известны вышивка, гипюр, золотное шитье, аппликация.
Разновидностей вышивки достаточно много: она может быть свободной и счетной, сквозной (ажурной) и несквозной.
3.1. Сквозная вышивка, называемая иначе гипюром, выполняется ажурными стяговыми швами в счетной технике.
а) Стяговые швы, или стяги – своеобразный вид сквозной вышивки. Узор в этой технике образуется за счет стягивания нитей в ткани в определенном порядке (рис. 1).
б) При этом может использоваться специальная подготовка ткани – выдергивание отдельных нитей основы и утка. Такое удаление нитей называют строчевой техникой, имеющей много разновидностей – от простой мережки до сложных гипюров. Гипюр хорошо сочетается с тамбурным швом и с белой гладью. Наиболее распространенные орнаменты сквозной вышивки – растительные мотивы: цветочные формы, листья, вьющиеся стебли.
3.2. В сквозной и несквозной вышивках используются и другие счетные швы: крест, косой крест, роспись, набор, гладь. Среди других широко распространенных швов, используемых в свободной технике, применяются тамбурный, стебельчатый, накладной, бисерный, бархатный.
В промышленных условиях несквозную вышивку выполняют на автоматах с управлением от микропроцессора, на многоместных многониточных машинах. Оригинал рисунка и текста для вышивки вводится в компьютер с помощью сканера, запоминается и перерабатывается в управляющие сигналы, которые вводятся в исполнительные механизмы вышивальной машины.
3.3. К золотному шитью относят, среди прочих, вышивку бисером, стеклярусом, жемчугом.
Ажурная вышивка, напоминающая кружево, получается при одном из видов древнерусского золотного шитья. В этой технике нити, прикрепляющие золотную нить, образуют геометрические узоры растительных форм. Фон делается из стягов с различными переплетениями: снежинка, россыпь, паутинка, панка, бабурка, тень.
Для золотошвейной и золототканой работы применяется плющеная тончайшая проволока, которую называют плюск, плюща, бить.
Для золотного шитья применяют своеобразные швы: кованый, литой, узелковый, враскол, вприкреп (рис. 2).
Рис. 2. Свободные швы
Для прикрепления бисера, жемчуга используют два способа – саженье и низанье.
Саженье – пришивание к ткани отдельных зерен или нитки с предварительно нанизанными зернами, по настилу или без настила.
Низанье – нанизывание зерен на нити, из которых затем делают сквозной узор, кружево. Один из традиционных видов изделий в такой технике – сетка из ромбовидных ячеек со старинным русским названием рефеть, рефет, рефетка. Использовали ее как поднизь к женскому головному убору или как низаную, шитую золотом косынку.
4) Аппликация – это украшение изделия путем пришивания фрагментов тканей, кожи, других подобных материалов, букв, цифр. Шов обычно тоже участвует в композиции, образуя графические элементы. Кожа и замша особенно хороши для аппликации, т. к. они помимо ценных декоративных свойств обладают еще и тем достоинством, что не осыпаются по краям.
Роспись в технике холодного и горячего батика и свободной росписи применима для отделки различных тканей, но наилучшие результаты достигаются на натуральном шелке – шифоне, крепдешине, крепжоржете. Предназначенную для росписи ткань натягивают на подрамник, выдерживая параллельность нитей утка и основы соответствующим сторонам подрамника.
Батик, как холодный, так и горячий, представляет собой гладкое крашение участков ткани, не покрытых специальным составом, непроницаемым для краски. В этом отношении батик несколько напоминает набивку с вапой. В технике батика состав, препятствующий окрашиванию заданных участков, называют резервирующим.
Название батика – холодный и горячий – связано с рецептурой резервирующего состава, который в одном случае применяется в холодном состоянии, в другом – в горячем.
а) Для холодного батика применяют следующий состав, г:
ингредиенты | резиновый клей | парафин | канифоль или вазелин | бензин |
г | 200-250 | 200-250 |
Готовят холодный резервирующий состав, наливая при перемешивании в парафиновую стружку сначала клей, потом бензин, затем вводят канифоль в виде крошки или вазелин. Посуду со смесью ставят в очень горячую воду, 90-95 °С, и перемешивают состав до полного растворения. Для хорошей различимости состава на ткани его слегка подкрашивают любой масляной краской, подержав небольшое ее количество на промокательной бумаге для удаления жидких компонентов (олифы, сиккатива, растворителя), нежелательных в резервирующем составе. Приготовленный состав хранят в плотно закрытом сосуде подальше от нагревательных приборов.
|
Наносят холодный резервирующий состав стеклянной трубкой с тонким загнутым концом и резервуаром в виде местного расширения (рис. 3). Такой трубкой обычно обводят контуры рисунка. Сохнет состав на ткани около суток.
б) В технике горячего батика резервирующий состав наносят в горячем состоянии кистью, защищая определенные участки, проводя линии, очерчивая контуры. Резервирующий состав для горячего нанесения содержит парафин и вазелин в соотношении 2:1 по массе, при этом парафин можно частично заменять воском. Для приготовления состава наструганный парафин с вазелином нагревают в металлической посуде на очень слабом огне при перемешивании до полной гомогенизации.
в) Свободная роспись выполняется без резервирующего состава мягкими художественными кистями, колонковыми или барсуковыми, разных размеров, а также ватными тампонами на деревянных ручках. Свободная роспись хорошо сочетается с холодным батиком. Выполняют ее тремя способами. Уже упомянутый называют простым или обычным. Другой способ предусматривает применение поваренной соли, а третий выполняется с загусткой.
г) Роспись с поваренной солью основана на том, что добавление соли к краске ограничивает растекаемость краски по ткани. Применение соли позволяет делать рисунок мазками любой формы и насыщенности. Мазки делают ватным тампоном, обернутым тонким капроновым трикотажем.
Для применения соли есть два способа:
1) ткань натягивают на раму, пропитывают водным раствором соли, высушивают и после сушки расписывают;
2) раствор соли вводят в состав краски – это возможно только при применении основных красителей. В готовую краску для расписывания шифона и крепдешина добавляют 20 % насыщенного раствора соли, в краску для креп- жоржета – 10–15 %.
Последний способ хорошо сочетается с холодным батиком, тогда как по просоленной ткани краска не может растекаться ровно.
д) Роспись с загусткой выполняется также без резерва, краска при этом тоже не растекается. Кроме того, загустка позволяет регулировать насыщенность, применять и сочетать краски разной густоты. Обычно загустка представляет собой крахмальный клейстер, содержащий 125-150 г крахмала в 1 кг клейстера. Применяются также и другие загустки.
Все виды росписи выполняются анилиновыми красками. В состав анилиновой краски входит пигмент и целый ряд компонентов в различных сочетаниях: растворитель, вода, загуститель, наполнитель, ускоритель и т. п.
Один из распространенных рецептов анилиновой краски следующий: раствор анилинового красителя в воде 15-20 мл; нашатырный спирт 25%-ный 20 мл; спирт метиловый или этиловый 20-25 мл.
Для получения раствора анилинового красителя его таблетку кипятят в 200 мл воды 15 мин и фильтруют, затем добавляют остальные компоненты краски.
Анилиновые краски требуют закрепления запариванием. В условиях художественной мастерской расписанную ткань освобождают от резервирующего состава промывкой в бензине или другом подходящем растворителе. Затем ткань прокладывают калькой и сворачивают в рулон калькой наружу для предотвращения воздействия водяного конденсата на роспись, пока она еще не закреплена и может быть повреждена. В сосуд емкостью 15-20 л наливают 0,5 л воды и добавляют 1 мл 30% -ной уксусной кислоты. Рулон ткани подвешивают над водой, закрывают емкость крышкой и выдерживают ее на слабом огне 1-1,5 ч.
По окончании запаривания ткань разворачивают, освобождая от кальки, и промывают в мыльном растворе. Затем ткань полощут в трех водах: в теплой, в холодной и в воде с уксусной кислотой – 2-5 мл 30 %-ной кислоты на 1 л воды – при температуре 35-40 °С.
Технологии художественной обработки соломки, трав (рогоза, дудника, пастернака и др.). Плетение из луба. Инструмент и приспособления для художественной обработки волокнистых материалов.
Художественная обработка соломки
Соломку получают из соломин.
Соломина – прямостоячий стебель злаковых растений. Для художественных работ чаще всего используют солому пшеницы, ржи, овса.
Соломина имеет цилиндрическую форму, в местах прикрепления листьев немного вздута.
Стебель злакового растения разделяют на несколько галтей (узлов). Каждая часть – поленце (междоузлие): самое длинное – наверху, самое короткое – внизу у корня (у ржи – до 50 см). В коленцах стебель полый, только в области узлов заполнен тканью.
1. Красивый золотистый цвет
2. Легкость в обработке
4. Стебель обладает небольшой сбежитостью (сбежистость – конусообразная форма растений, деревьев)
5. Стенки соломки тонкие, но прочные на изгиб.
Соломку заготавливают в конце июля-начале августа в сухую погоду, вырывают с корнем или срезают ножницами. Затем каждый стебель разрезают на части у коленцев, отрезают коленца, снимают покровные листья.
Соломку помещают в емкость с горячей водой, закрывают плотно крышкой и выдерживают в таком состоянии сутки. Через сутки соломинки разрезают маленькими острыми ножницами вдоль, проутюживают с обеих сторон до тех пор, пока они не перестанут скручиваться. Гладят на твердой поверхности, хранят в коробках (лентах) 2-3 дня на солнце, окраска становится золотой. Для получения серебристого оттенка отбеливают раствором перекиси водорода (5-10 %, в течение 6 часов). Для получения других оттенков соломку выдерживают в духовке или окрашивают анилиновыми или растительными красителями.
В случае плетения для размягчения соломку выдерживают в 2 %-ном растворе нашатырного спирта в течение 2-3 часов.
Виды художественной обработки соломки (Белоруссия):
1. Аппликация | 5. Выжигание |
2. Плетение | 6. Роспись |
3. Инкрустация | 7. Вышивка соломкой по ткани и сетке |
4. Тиснение |
Для изготовления соломенной скульптуры применяют верхнюю, более тонкую и длинную часть стебля ржаной соломки. В тех случаях, когда делают крупные скульптурные изображения, используют стебель целиком.
Из плетёной соломки можно изготовить много красивых и необходимых вещей, отличающихся завидной долговечностью: шкатулки и подставки для горячего, короба и блюда, декоративные панно и милые безделушки — сувениры.
1. Панно | 2. Куклы | 3. Крыши | 4. Краски |
5. Посуда | 6. Щиты и доски (соломит-прессованная и крашеная солома) |
Художественная обработка рогоза
Рогоз — высокие болотные травы умеренных и тропических стран.
Листья длинные, лентовидные, корневые; стебель заканчивается коричневым початком, в верхней части которого сидят мужские, а в нижней – женские цветки.
В европейской части России встречается до 4 видов рогоза.
Волоски околоцветника, образующие при созревании плодов пух, служат для набивки подушек.
Растения можно использовать для получения бумаги (правда, невысокого качества).
Рогоз используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков, а также для декоративной отделки плетёных изделий из лозы.
Листья употребляют для плетения корзин, циновок, веревок, матов; стебли – как строительный материал. Волокно листьев может также служить для изготовления грубых упаковочных тканей, околоцветные щетинки – для получения целлюлозы, как теплоизоляционный материал, а также для набивки спасательных поясов и курток, так как они обладают высокой плавучестью. Из стеблей с женскими початками делают трости.
Для плетения используют листья; чтобы получить зелёный цвет, рогоз срезают в июле, красивый жёлтый — в конце августа — начале сентября. Растение обрезают на расстоянии 10—15 см от поверхности воды. Для сохранения цвета и эластичности листьев сушат в тени.
Пух рогоза используется в художественной керамике. Добавленный в глину или шамот делает эти материалы более лёгкими и безусадочными.
Художественная обработка тростника
Тростни́к (лат. Phrágmites) — род крупных широко распространённых многолетних травянистых растений семейства Злаки, или Мятликовые (Poaceae), образующих обширные заросли по берегам и дельтам рек в тёплых странах.
Традиционно тростник применялся человеком в строительстве, он шёл на изготовление крыш, устройство изгородей, использовался как теплоизоляционный материал и наполнитель.
Из тростника делают плетёные изделия, циновки, некоторые сорта бумаги, тростник может использоваться как топливо, используется для изготовления тростей духовых музыкальных инструментов.
Художественная обработка бамбука
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет