- Урок в 8 классе «Вышивка гладью», презентация «Вышивка гладью», инструкционная карта план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока и презентация технология Рукоделие. Вышивка 8 класс план-конспект занятия по технологии (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Разработка урока в 8 классе «Художественное творчество. Вышивка»
Урок в 8 классе «Вышивка гладью», презентация «Вышивка гладью», инструкционная карта
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
Урок в 8 классе «ВЫшивка гладью», презентация, инструкционная карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse_vyshivka_gladyu.docx | 24 КБ |
prezentatsiya_vyshivka_gladyu.ppt | 1017 КБ |
instruktsionnaya_karta.docx | 224.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по технологии
Тема занятия: « Вышивка гладью. Основные приемы вышивки »
Разработала: Николаева Н.Г., учитель технологии
школа-интернат №1 им. Грота
Тема : Вышивка гладью. Основные приемы вышивки.
Цель : учиться выполнять вышивку гладь.
— формировать знания о применении вышивки в жизни человека.
— формировать знания о многообразии ручных швов в вышивке гладь
— учить выполнению основных приемов вышивки.
— продолжать работу по коррекции и развитию правильной, фразовой речи, памяти, навыкам культуры труда,
-развивать мелкую моторику пальцев рук, координировать движения рук.
— воспитывать творческий интерес к работе,
-воспитывать интерес к предмету,
-воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
-формировать умение правильной организации рабочего пространства.
Оборудование: образцы вышитых изделий, образцы вышивки элементов, схемы рисунков, нитки для вышивки, ткань, пяльцы, литература.
Инструменты и материалы:
- ткань одного цвета,
- нитки для вышивки (мулине, полушерсть, шелк),
- иголки (с увеличенным ушком),
- ножницы (маленькие),
- копировальная бумага,
- карандаш ТМ,
- пяльцы,
- образцы вышивки, образцы швов,
- инструкционная карта.
2. мультимедийная установка.
1. презентация «Вышивка гладью»,
2. инструкционные карты с видами швов,
3. образцы вышивок гладью.
Девиз урока : глаза страшатся, а руки делают.
I. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы урока. Проверка готовности к уроку
II. Повторение. На прошлом занятии мы познакомились с видами ручных швов, применяемых в вышивке «Гладь».
Давайте вспомним какие это швы? (стебельчатый, крестообразный «козлик»,
тамбурный, петельный, петля «вприкреп».
III. Сообщение познавательных сведений.
Вышивка – это вид декоративно-прикладного творчества. Вышивка может применяться для украшения интерьера, отделки швейных изделий.
Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, колыбелью вышивки был Восток.
В старину в России каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Вышивали верхнюю одежду, рукавицы, пояс, обувь. Дом украшали вышитыми скатертями, кровати застилали простыней с нарядным краем, украшали иконы. С 8-9 лет крестьянские девочки под руководством матерей готовили себе приданое к свадьбе. Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло, создавались мастерские, где можно было заказать вышитое изделие. Так вышивка разделилась на народное творчество и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом. В дворянском быту вышивка тоже имела огромную роль, ее использовали для украшения интерьера (панно, постельные принадлежности, вышитые ковры и др.). Вышивкой украшали небольшие бытовые предметы и дополнения к одежде (сумочки, накидки, кисеты и др.).
Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы с начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, т.к. рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу.
Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую. Они отличаются и узорами, и определенными сочетаниями цветов.
На нашем уроке мы рассмотрим один из видов вышивки, который называется «Гладьевая вышивка» или «Вышивка гладью».
— Что такое гладь?
Гладь – это вышивка, при выполнении которой узор заполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу. Они образуют гладкую поверхность.
Шагает мастерица по шелку и по ситцу
Очень мал ее шажок, а зовется он … (стежек).
Существует несколько видов глади:
Задание : Вставьте пропущенные буквы в словарные слова:
выш…вка, ст…жки, одност…ронняя, к…сая гла…ь.
Внимательно рассмотрите образцы вышивки и проанализируйте данную вышивку. Учащиеся описывают вышивку (какой рисунок, какие стежки, какой цвет нити и т.д.). Чтобы начать выполнять гладьевые стежки ответьте на вопрос: с чего нужно начать работу по вышивке? (подготовить ткань, рисунок, инструменты). Какую нужно брать ткань? Какими инструментами вы будете пользоваться?
IV. Текущий инструктаж
Перед тем, как приступить к работе, необходимо правильно организовать рабочее пространство, подобрать ткань, нитки, инструменты, приспособления и материалы для перевода рисунка (калька с рисунком, копировальная бумага), выбрать рисунок для вышивки.
Для выполнения практической работы нужно повторить правила безопасной работы с инструментами. Давайте их вспомним:
1. ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе,
2. ножницы должны быть заточены со смыкающимися лезвиями,
3. без необходимости не перемещаться с ножницами по классу,
4. иголки должны находиться в игольнице,
5. иголки нельзя закалывать в одежду, брать в рот,
6. нельзя шить затупленной или ржавой иглой, шить с наперстком,
7. ножницы передавать кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Важное значение при выполнении вышивки имеет место следующее:
1. сидеть на всей поверхности стула, чтобы свет падал слева, расстояние от глаз до работы должно быть 25-30 см.
2. сидеть, не опираясь локтями на стол, слегка наклонившись вперед или опираясь на спинку стула.
V. Практическая работа
Как выполняется гладь. На выбранном элементе вышивки выполнить гладьевые стежки:
-двухсторонняя гладь. Заполнить внутреннюю часть элемента стежками, плотно прилегающими друг к другу. Направление стежков должно соответствовать естественному направлению линий (в соответствии с вариантом разукрашивания карандашом данного элемента). Стежки проходят как по лицевой стороне, так и по изнаночной;
-двухсторонняя гладь с настилом. На элементе прокладываются предварительные стежки более толстой нить, чтобы в дальнейшем получилась выпуклая гладь;
-смещенная гладь. Выполнение стежков рядами, когда стежки следующего ряда заходят на стежки предыдущего ряда;
-косая гладь. Стежки выполняются под углом к вертикали, применяется для мелких элементов.
Нитку в ткани нужно закреплять без узлов, прокладывая ее в ткани.
Учитель показывает приемы выполнения. Учащиеся выполняют работу на своих рисунках
Требования к качеству вышивки:
— на изнаночной стороне не должно быть узлов;
— ткань не должна быть стянута;
— контуры элементов должны быть четкими.
— в вышивке должна сочетаться цветовая гамма.
Физкультминутка. Выполнение упражнений по 1-2 минуты.
Упражнения для глаз:
1. открывать и закрывать глаза,
2. вращать глазами по часовой и против часовой стрелке, двигать вправо и влево,
3. прикрыть руками глаза, не надавливая на них,
Упражнения для шейно-воротниковой зоны:
1. поднимать плечи вверх-вниз,
2. вращать плечами вперед-назад,
3. растереть правой рукой левую часть воротниковой зоны, а левой – правую часть.
VI. Заключительная часть
Проверка выполнения работы. Выставление оценок. Лучшие работы. Рефлексия: что узнали нового, что понравилось на уроке, что было интересного, что больше запомнилось.
Конспект урока и презентация технология Рукоделие. Вышивка 8 класс
план-конспект занятия по технологии (8 класс) по теме
Конспект урока технология Рукоделие. Вышивка 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_konspekt_uroka_po_teme_rukodelie.doc | 2.13 МБ |
prizentatsiya_k_otkryt_urok_vyshivka_gladyu_-_kopiya.ppt | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация технология Вязание крючком 7 класс.
Конспект урока и презентация технология Вышивка шелковыми лентами 8 класс.
Проведение урока на основе подвижных игр.
План — конспект урока по предмету «Технология» в 5 классе на тему:«Мир крестьянской усадьбы».Закрепление темы: «Основные технологические операции и особенности их выполнения».Данное урок является.
Конспект содержит полное описание урока по теме «Моя семья» в соотвествии с ФГОС.
План-конспект урока к программе «Технология» в 8 классе «Создание изделия из фоамирана. Осенний букет».
Разработка урока в 8 классе «Художественное творчество. Вышивка»
Тема: Природа творчества. Художественное творчество. Художественная вышивка гладью.
Цели: познакомить учащихся с понятием «художественное творчество», видами народного творчества, его историей; формировать художественное сознание в процессе развития эстетического восприятия окружающей действительности и искусства; развивать понимание того, что творчество даёт возможность самовыразиться и самореализоваться каждому человеку; привить любовь к вышивке; воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование: образцы изделий декоративно-прикладного творчества, презентация «Вышивка».
Словарь: природа творчества, художественное творчество, архаичные технологии, самореализация, самовыражение.
I . Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II . Сообщение темы урока.
— Известны ли вам такие названия: Палех, Федоскино, Гжель, Кубачи?
— Что является источником вдохновения народных умельцев?
— Можно ли сравнить художественную ценность изображений цветущего дерева на живописном полотне, на фотографии, на вышитой скатерти?
— Ответы на эти вопросы вы получите сегодня на уроке.
III . Изучение нового материала.
Художественное творчество – неотъемлемая часть жизни человека.
Наш народ всегда был богат на таланты.
Время не донесло до нас имена многих удивительных мастеров, оставивших память о себе на века своими прекрасными творениями.
Зодчие каменных храмов, создатели удивительных песен и сказок, вышивальщицы, чьи работы не утратили свой блеск по прошествии нескольких столетий, живописцы, чьи фрески привлекают нас так же, как и в XV веке.
Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы — он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лен, железо-всё становилось предметом творчества.
Всё делалось руками: ткались половики, скатерти, полотенца, платья, рубахи. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусств.
Основным источником вдохновения народных умельцев является природа.
Костяные фигурки, вырезанные на Чукотке, рассказывают о традиционных занятиях жителей этого сурового края.
А сколько интереснейших промыслов у других народов России. Здесь и домотканые ковры, нежнейшие кружева, расшитые полотенца, платья, рубахи, вышитые удивительными мастерами вышивки.
Технологии декоративно- прикладного искусства складывались на протяжении столетий. От отца к сыну, от матери к дочери передавалось умение чеканить, лепить, вышивать, ткать…
Художественное творчество развивается по законам красоты. Оно даёт каждому человеку возможность оценить свои способности, выразить своё собственное мироощущение. Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может быть, захотите сами, своими руками творить эту красоту?
2. Виды народных промыслов.
Палех, Федоскино, Мстёра, Жостов, Хохлома, Гжель, Кубачи, Павлово-Посад… Эти сёла и города знает весь мир, так же как имена талантливых народных умельцев, из рук которых выходят изумительные уникальные изделия: шкатулки, фарфоровые сервизы, платки, расписные ложки и миски.
А можете ли вы назвать, какими изделиями славятся тот или иной город или село? (Ответы учащихся.)
1) Второе столетие на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи рождаются лаковые шкатулки, коробки, пудреницы, брошки. И все с удивительной росписью. Знаменитый промысел появился в XIX веке здесь, неподалёку от Москвы, неспроста. Мода на китайские лаки перекинулась в то время из Западной Европы в Россию. Вот купец Коробов и начал производство лакированных табакерок, а его преемник Лукутин — шкатулок, пудрениц, коробочек, украшенных миниатюрами из русской жизни. Русские лаки не уступали заморским. Шкатулки получались прочными, изящными, самобытными. Стоило лишь взглянуть на них, и становилось ясно, где вещь сделана: типично русские пейзажи с берёзами, русские девицы в сарафанах, с косами и коромыслами, добрые молодцы на добрых конях.
2) Федоскинская фабрика миниатюрной живописи — самая старая в нашей стране. Но всемирно известный Палех в славе ей не уступит. Художники этого промысла переняли у федоскинцев технологию миниатюрной живописи по папье-маше.
Палехская живопись как бы «расплёскивается» по чёрной лаковой поверхности изделия. Красочный узор на одеждах, деревьях, зданиях сплошь устилают золотые штрихи и орнаменты, выполненные творёным (растёртыми в порошок пластинками сусального золота) золотом.
3) Больше полутора веков назад, в 1825 году, возник под Москвой, в деревне Жостово, у купцов Вишняковых, промысел особый, не похожий ни на какие другие. Красочные композиции жостовские художники создают на железных подносах.
— Почему же мы считаем подносы, расписанные мастерами, произведением искусства? (Ответы учащихся).
Во-первых, вы не увидите ни одного одинакового подноса. Даже написанные по одному эскизу, они имеют свои авторские особенности.
Во-вторых, искусство жостовских декораторов впитало в себя народные традиции, обогатилось ими, выработало свои каноны и технические приёмы. Традиционный фон — глубокий чёрный. А цветы могут быть самые разные – и садовые, и полевые, и совсем уже небывалые, сочинённые художниками. Художник не копирует живую природу, он берёт из неё самое прекрасное, самое яркое и красочное.
4) Кубачи поселились высоко в горах. Уже в XI веке изделия кубачинцев пользовались известностью и спросом. Особенно ценились вещи с серебром и золотом. Ножны сабель и кинжалов украшались серебром с чернью, золотой насечкой по стали и слоновой кости. Теперь кубачинские мастера изготавливают вазы, подносы, браслеты.
5) Искусство Хохломы традиционно славянское. Из деревянной посуды ели наши предки, расписные братины и блюда украшали все крестьянские дома, радовали глаз после тяжёлой работы в поле. Хохломской орнамент всегда подчинён определённому ритму. Его элементы всегда чередуются в определённом порядке, создавая ощущение полёта, своеобразной деревянной «мелодии». Издавна мастера Хохломы используют два вида росписи – «верховой» и «фоновой». При верховом письме большая часть поверхности изделий остаётся золотой. В росписи «под фон» на красном, зелёном или чёрном фоне выделяется золотой растительный орнамент. До сих пор людям разных национальностей понятна немудрёная хохломская роспись, её цветы и травы. И всюду нравится весёлая, золотая да алая Хохлома.
6) Можно не быть гурманом, но любить хорошо поесть. При том не только вкусно, но и красиво – нарядно накрытый стол, красивая посуда…
Всё это создаёт определённое настроение, домашний уют. И, конечно, согласитесь, приятно пить чай из оригинальных кружек, класть сахар из сахарницы необычной формы.
Хотя Гжель – это не только посуда. Это и вазы, и кувшины, и квасники, и самовары. Известно всему миру это традиционное сочетание синего и белого цветов, иногда с добавлением золота. С начала XIX века гжельские умельцы наладили постоянный выпуск чайной посуды. Посуда отличалась прочностью, белизной и тонкостью.
Роспись преобладает орнаментальная, с использованием растительных мотивов. Обычно фон у гжельских изделий белый, а роспись выполнена кобальтом, словно ещё больше подчёркивая белизну фарфора.
7) Кружевоплетение – искусство старинное. Но по сравнению с такими древними ремёслами, как ткачество и вышивка, оно молодо. Ему несколько сот лет.
Русское кружево плетут на специальных палочках-коклюшках. Главные центры этого промысла – Вологда и Елец.
В рисунках кружевных изделий сохраняются традиционные особенности плетения, часто используются старинные мотивы. Сегодня, как и много веков назад, на кружевах расцветают пяти- и семилепестковые цветы. Кружева выходят такие, что глаз не отвести. Кипенно-белые, прозрачные, тонкие. Любой самый скромный наряд способны они сделать неповторимо праздничным.
Вся эта кружевная красота создаётся многие часы терпением и умением кружевниц. Поэтому и стоят кружева ручной работы недёшево, потому как ценятся они во всём мире.
Конечно в данном обзоре мы вспомнили лишь небольшую часть народных промыслов, имеющих вековую историю. Россия богата и центрами вышивального искусства.
В России самые интересные виды вышивки гладью родились в городах Владимир и Торжок. Издавна в самом Владимире, в деревнях и сёлах вокруг него девушки и женщины вышивали особой гладью — владимирским швом.
Владимирское шитьё отличается ярким красным цветом в сочетании с синим, зелёным и жёлтым.
Ещё одним видом владимирской глади является вышивка белым по белому.( посёлок Мстёра) Эта изысканная белоснежная вышивка чаще выполняется на тончайшем белом батисте, но иногда и на плотной ткани.
Вышивка из города Торжок совсем другого характера: она дорогая, выполняется серебряной и позолоченной нитью, называется этот вид вышивки золотное шитьё.
Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Одежда, которую создают современные Кутюрье, также бывает отделана богатейшей вышивкой. Такие модели обладают особой изысканностью и стоят очень дорого.
Несмотря на то, что многие виды изделий народного творчества пытаются выпускать, используя промышленные технологии, лишь творения, созданные с помощью архаичных технологий, относятся к категории искусства.
Беседа с учащимися о народном творчестве.
— Какое впечатление произвёл на вас тот или иной предмет народного творчества?
— Будет ли считаться творческой работой воспроизведение работ старых мастеров?
— Что является основным источником вдохновения народных умельцев?
— Нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы?
— Хотели ли бы вы в совершенстве освоить один из видов художественного творчества? Почему?
1. Встаньте возле стены лицом к ней и потянитесь кверху (например к заранее отмеченной вверху линии), приподнимитесь на носки и максимально распрямляясь.
2. Наклоны вперёд, руки вытянуты вперёд «в замок», потягиваемся.
(упражнения повторять 6-12 раз).
V . Практическая работа.
— Выбор рисунка из предложенного набора.
— Подбор цветов ниток.
— Перенесение рисунка на ткань.
— Вышивание односторонней гладью.
VI . Подведение итогов урока.
1. Закрепление изученного материала.
Беседа с учащимися по вопросам:
— Что нового вы узнали на уроке?
— Назовите народные промыслы, творчество которых вам наиболее интересно.
— О каких не названных сегодня народных промыслах вы знаете?
— Каким видом творчества увлекаетесь вы? Чем он вас привлекает?