§ 11. Художественная вышивка
В б классе вы познакомились со счётной вышивкой (наборы, русская гладь, роспись, счётная гладь), научились выполнять работы, которые делаются по счёт)’ нитей в ткани: вышивка гобеленовым швом и крестом.
Кроме счётной существует ещё и свободная вышивка. Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным и стебельчатым швом. На ткань ложатся изображения цветов, листьев, веток растений, зверей, птиц. Всё выглядит, как в жизни, только вместо красок вышивальщица использует иглу и разноцветные нитки. Такую вышивку принято называть художественной. Выполняется она разными техниками вышивания, преобладающей среди которых является гладь.
Художественная вышивка — это многонациональное искусство, известное с глубокой древности. Каждый народ привнёс в него свои неповторимые особенности. В эпоху, когда текстильные технологии находились ещё в зачаточном состоянии, художественная вышивка как украшение костюма и интерьера была одним из самых востребованных ремёсел. Глубокие традиции она имела в Китае, где мастерство вышивальной росписи достигло настоящих художественных высот. С помощью техники глади китайские мастера передавали тончайшие оттенки и переливы красок. Их вышивку отличают плавные цветовые переходы и реалистичность изображения (рис. 4).
Рис. 4. Китайская гладь
В России самые интересные виды вышивки гладью родились в городах Владимир и Торжок. Издавна в самом Владимире, в деревнях и сёлах вокруг него девушки и женщины вышивали особой гладью владимирским швом, которая в отличие от китайской глади даёт плоскостное изображение, без световых и светотеневых переходов.
Владимирское шитьё отличается ярким красным цветом в сочетании с синим, зелёным и жёлтым. Пылающими узорами из полевых и садовых цветов расшивают декоративные панно, диванные подушки, скатерти, портьеры. Иногда растительный орнамент уступает место изображению животных и птиц (рис. 5).
Рис. 5. Владимирское шитьё
Ещё одним видом владимирской глади является вышивка белым по белому (посёлок Мстёра). Эта изысканная белоснежная вышивка чаще выполняется на тончайшем белом батисте, но иногда и на плотной ткани (рис. 6). Необыкновенной красоты орнаменты из белых цветов, венков, букетов разбросаны по полю скатерти, украшают панно, женскую и детскую одежду. Изредка вышивальщицы используют цветную ткань самых светлых тонов: розового, голубого, кремового и серого цвета. Изделия мстёрских мастериц всегда кажутся лёгкими и воздушными. Тщательно прорабатывается каждая деталь узора.
Рис. 6. Вышивка белой гладью на носовом платке
Вышивка из города Торжок совсем другого характера: она дорогая, выполняется серебряной и позолоченной нитью, называется этот вид вышивки золотное шитьё. Раньше этой богатой вышивкой украшали царские и боярские одежды, часто дополняя её жемчугом и драгоценными камнями. Работа вышивальщиц в прошлом была трудоёмкой, требовала особого мастерства и терпения. Ткани были плотные, тяжёлые. Золотые и серебряные нити нуждались в особой обработке.
Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле. Однако золотошвеи из Торжка и сейчас украшают великолепной вышивкой знамена, театральные костюмы, панно, сувениры и т. д. (рис. 7).
Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка гладью впитала в себя традиции китайской вышивки по шёлку (см. рис. 4). Одежда, которую создают современные кутюрье, также бывает отделана богатейшей вышивкой. Такие модели обладают особой изысканностью и стоят очень дорого. Вышивать можно любые изделия: одежду, покрывала, столовое и постельное бельё, панно, сувениры. Вещи, украшенные искусно вышитой гладью, перестают быть просто украшением, они становятся произведениями искусства.
Рис. 7. Золотное шитьё
В 8 классе вы научитесь основным приёмам вышивки художественной гладью, узнаете, что можно создавать вышивку с помощью компьютера и современных вышивальных машин.
Урок в 8 классе «Вышивка гладью», презентация «Вышивка гладью», инструкционная карта
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
Урок в 8 классе «ВЫшивка гладью», презентация, инструкционная карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse_vyshivka_gladyu.docx | 24 КБ |
prezentatsiya_vyshivka_gladyu.ppt | 1017 КБ |
instruktsionnaya_karta.docx | 224.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по технологии
Тема занятия: « Вышивка гладью. Основные приемы вышивки »
Разработала: Николаева Н.Г., учитель технологии
школа-интернат №1 им. Грота
Тема : Вышивка гладью. Основные приемы вышивки.
Цель : учиться выполнять вышивку гладь.
— формировать знания о применении вышивки в жизни человека.
— формировать знания о многообразии ручных швов в вышивке гладь
— учить выполнению основных приемов вышивки.
— продолжать работу по коррекции и развитию правильной, фразовой речи, памяти, навыкам культуры труда,
-развивать мелкую моторику пальцев рук, координировать движения рук.
— воспитывать творческий интерес к работе,
-воспитывать интерес к предмету,
-воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
-формировать умение правильной организации рабочего пространства.
Оборудование: образцы вышитых изделий, образцы вышивки элементов, схемы рисунков, нитки для вышивки, ткань, пяльцы, литература.
Инструменты и материалы:
- ткань одного цвета,
- нитки для вышивки (мулине, полушерсть, шелк),
- иголки (с увеличенным ушком),
- ножницы (маленькие),
- копировальная бумага,
- карандаш ТМ,
- пяльцы,
- образцы вышивки, образцы швов,
- инструкционная карта.
2. мультимедийная установка.
1. презентация «Вышивка гладью»,
2. инструкционные карты с видами швов,
3. образцы вышивок гладью.
Девиз урока : глаза страшатся, а руки делают.
I. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы урока. Проверка готовности к уроку
II. Повторение. На прошлом занятии мы познакомились с видами ручных швов, применяемых в вышивке «Гладь».
Давайте вспомним какие это швы? (стебельчатый, крестообразный «козлик»,
тамбурный, петельный, петля «вприкреп».
III. Сообщение познавательных сведений.
Вышивка – это вид декоративно-прикладного творчества. Вышивка может применяться для украшения интерьера, отделки швейных изделий.
Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, колыбелью вышивки был Восток.
В старину в России каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Вышивали верхнюю одежду, рукавицы, пояс, обувь. Дом украшали вышитыми скатертями, кровати застилали простыней с нарядным краем, украшали иконы. С 8-9 лет крестьянские девочки под руководством матерей готовили себе приданое к свадьбе. Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло, создавались мастерские, где можно было заказать вышитое изделие. Так вышивка разделилась на народное творчество и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом. В дворянском быту вышивка тоже имела огромную роль, ее использовали для украшения интерьера (панно, постельные принадлежности, вышитые ковры и др.). Вышивкой украшали небольшие бытовые предметы и дополнения к одежде (сумочки, накидки, кисеты и др.).
Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы с начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, т.к. рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу.
Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую. Они отличаются и узорами, и определенными сочетаниями цветов.
На нашем уроке мы рассмотрим один из видов вышивки, который называется «Гладьевая вышивка» или «Вышивка гладью».
— Что такое гладь?
Гладь – это вышивка, при выполнении которой узор заполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу. Они образуют гладкую поверхность.
Шагает мастерица по шелку и по ситцу
Очень мал ее шажок, а зовется он … (стежек).
Существует несколько видов глади:
Задание : Вставьте пропущенные буквы в словарные слова:
выш…вка, ст…жки, одност…ронняя, к…сая гла…ь.
Внимательно рассмотрите образцы вышивки и проанализируйте данную вышивку. Учащиеся описывают вышивку (какой рисунок, какие стежки, какой цвет нити и т.д.). Чтобы начать выполнять гладьевые стежки ответьте на вопрос: с чего нужно начать работу по вышивке? (подготовить ткань, рисунок, инструменты). Какую нужно брать ткань? Какими инструментами вы будете пользоваться?
IV. Текущий инструктаж
Перед тем, как приступить к работе, необходимо правильно организовать рабочее пространство, подобрать ткань, нитки, инструменты, приспособления и материалы для перевода рисунка (калька с рисунком, копировальная бумага), выбрать рисунок для вышивки.
Для выполнения практической работы нужно повторить правила безопасной работы с инструментами. Давайте их вспомним:
1. ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе,
2. ножницы должны быть заточены со смыкающимися лезвиями,
3. без необходимости не перемещаться с ножницами по классу,
4. иголки должны находиться в игольнице,
5. иголки нельзя закалывать в одежду, брать в рот,
6. нельзя шить затупленной или ржавой иглой, шить с наперстком,
7. ножницы передавать кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Важное значение при выполнении вышивки имеет место следующее:
1. сидеть на всей поверхности стула, чтобы свет падал слева, расстояние от глаз до работы должно быть 25-30 см.
2. сидеть, не опираясь локтями на стол, слегка наклонившись вперед или опираясь на спинку стула.
V. Практическая работа
Как выполняется гладь. На выбранном элементе вышивки выполнить гладьевые стежки:
-двухсторонняя гладь. Заполнить внутреннюю часть элемента стежками, плотно прилегающими друг к другу. Направление стежков должно соответствовать естественному направлению линий (в соответствии с вариантом разукрашивания карандашом данного элемента). Стежки проходят как по лицевой стороне, так и по изнаночной;
-двухсторонняя гладь с настилом. На элементе прокладываются предварительные стежки более толстой нить, чтобы в дальнейшем получилась выпуклая гладь;
-смещенная гладь. Выполнение стежков рядами, когда стежки следующего ряда заходят на стежки предыдущего ряда;
-косая гладь. Стежки выполняются под углом к вертикали, применяется для мелких элементов.
Нитку в ткани нужно закреплять без узлов, прокладывая ее в ткани.
Учитель показывает приемы выполнения. Учащиеся выполняют работу на своих рисунках
Требования к качеству вышивки:
— на изнаночной стороне не должно быть узлов;
— ткань не должна быть стянута;
— контуры элементов должны быть четкими.
— в вышивке должна сочетаться цветовая гамма.
Физкультминутка. Выполнение упражнений по 1-2 минуты.
Упражнения для глаз:
1. открывать и закрывать глаза,
2. вращать глазами по часовой и против часовой стрелке, двигать вправо и влево,
3. прикрыть руками глаза, не надавливая на них,
Упражнения для шейно-воротниковой зоны:
1. поднимать плечи вверх-вниз,
2. вращать плечами вперед-назад,
3. растереть правой рукой левую часть воротниковой зоны, а левой – правую часть.
VI. Заключительная часть
Проверка выполнения работы. Выставление оценок. Лучшие работы. Рефлексия: что узнали нового, что понравилось на уроке, что было интересного, что больше запомнилось.
Урок по технологии в 8-м классе. Тема: «Ручная художественная вышивка гладью»
Разделы: Технология
Обучающая:
- формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;
- формировать знания о многообразии ручных швов в технике гладь;
- формировать умения выбора материалов для вышивания.
Воспитательная:
- вырабатывать точность и аккуратность в работе;
- формирование положительной мотивации к предмету;
- формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;
- воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.
Развивающая:
- развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;
- развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.
Цитата урока: «Не учи безделью, а учи рукоделью». (В.И.Даль)
Ход урока
I. Организационный момент
- Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение материала по разделу вышивание
Письменно ответить на тест.
1. Швейные изделия отделывают вышивкой.
- а) батик;
- б) мережка;
- в) ришелье;
- г) простой крест;
- д) владимирская гладь.
2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.
- а) координатной сетки;
- б) ксерокса;
- в) линейки и циркуля.
3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.
- а) завязать узелок;
- б) спрятать нить под стежками;
- в) закрепить нить в петлю.
4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.
- а) карандаш;
- б) копировальная бумага;
- в) фломастер;
- г) ножницы;
- д) эскиз рисунка.
5. Для вышивания необходимы следующие материалы.
- а) пяльцы;
- б) нитки мулине;
- в) нитки х/б;
- г) напёрсток;
- д) крючок.
Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.
III. Изучение темы урока
- Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.
- Показ презентации
В.И.Даль писал: «Не учи безделью, а учи рукоделью», вышивка относится к одному из видов рукоделия.
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Из истории вышивки (зачитывает одна из учениц). Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI — V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии. [2]
Из истории вышивки (зачитывают ученицы). Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.
В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI — XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты.
С конца XIII — начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье. [2]
На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь.
Из истории вышивки (зачитывает ученица). Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.
МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала — хоругви, плащаницы, воздухи. В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки — “русская гладь”: растительный узор выполняется швом “вперед иголку” по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные “разделки” — стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани. Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др. [3]
Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.
Из истории вышивки (зачитывает ученица). Вышивка народов нашей страны необычно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В любой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.
Готовыми вышитыми работами – можно украшать своё жилище, что не только делаем его красивым и особенным, но и создаём неповторимый образ.
В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства.
Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.
Рассказ учителя об основных техниках вышивания гладью и их отличиях.
IV. Практическая работа.
Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
- Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
- Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
- Не шить ржавой иголкой.
- Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
- Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
- Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
- Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.
Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью (приложение).
На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.
В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:
- Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
- Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
- Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
- Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: вышивать по рисунку одним из швов гладь по выбору.
Оценивание работ учащихся.
Уборка рабочих мест.
Используемая литература:
- Е. Б. Глинская. Азбука вышивания. – М.: Педагогика, 1991.
- Н.И.Тихонравова. Применение метода проектирования в изделиях, украшенных вышивкой.- Йошкар-Ола, 2002.
- Сайт учителя технологии Шик Н.Л. www. tehnologiya. narod. ru