Художник по батику кто это

История возникновения техники батик

Модельеры считают ткань, расписанную в технике батик, явлением вне времени. Наряды, шарфы, платки, разрисованные кистью, никогда не выходят из моды.

Они позволяют разбавить повседневность яркими красками. Одежда из батика великолепно смотрится на женщинах и мужчинах любого возраста. Расписная ткань полна очарования и при этом не является аляповатой.

Что такое батик

Батиком называют роспись ткани вручную специальными красками с применением закрепляющих составов. Обычные люди считают батиком яркую, покрытую ручным рисунком материю, но, когда специалисты говорят «батик», они имеют в виду саму технологию раскраски. Главная особенность метода заключается в предварительной пропитке тканей специальными смесями, не дающими краскам растечься.

Расписать ткань можно множеством способов. Широко известны три техники:

  • холодная;
  • горячая;
  • без границ.

Техника холодной росписи начинается с нанесения на ткань резервирующей смесью замкнутых контуров. Затем заливают красители. Контур делает рисунок графичным, четким. После покраски он не удаляется. Все применяемые составы простые и нетоксичные, поэтому холодный батик – самый популярный способ росписи. В такой технике окрашивают шелк, тонкий хлопок. Краски наносят кисточками, кусочками ваты или поролона и закрепляют на ткани проглаживанием горячим утюгом с изнанки.

Горячий батик выполняется так же, как холодный, но окрашенную ткань для закрепления пигмента обрабатывают в паровых устройствах.

Техника неограниченной росписи позволяет художнику обходиться без пропитки ткани составами, не дающими красителям расползаться по полотну. Рисунок делается как картина – свободными мазками. Для окончательной отделки используется техника холодного батика.

Придать рисунку интересную фактуру можно с помощью соли. Ее кристаллы поглощают влагу. Если их рассыпать по мокрой, только что прокрашенной ткани, соль будет втягивать воду, а на полотне появится рябь и абстрактные узоры. Когда изделие высохнет, кристаллы соли осторожно снимают.

Сейчас нет необходимости делать пропитки и краски самостоятельно. Все приобретается в художественном салоне. Самый популярный вариант – составы фирмы Гамма. Они имеют оптимальное соотношение цена/качество.

По составу краски делятся на:

По способу закрепления бывают:

Виды резервирующего состава:

  • для горячей технологии – воск, наносится специальным приспособлением (чантингом);
  • для холодной технологии – смесь бензина и латекса, наносится стеклянной трубочкой.

Что касается тканей, начинающим рекомендуется брать для тренировки недорогое хлопковое полотно. Затем можно перейти на природный шелк. Лучше всего для батика подходит креп-шифон – краска хорошо на него ложится и равномерно растекается.

История появления батика в разных странах

Батик – старинное народное декоративно-прикладное искусство, зародившееся почти одновременно в нескольких странах мира. В 2009 году ЮНЕСКО внесло роспись текстильных изделий кистями в список шедевров духовного наследия человечества.

Техника батик – результат кропотливо собранного опыта многих поколений. Национальные особенности делают ее разнообразной и неповторимой. В разных странах ткани расписывают по-разному, используются уникальные материалы, композиции, техники и рисунки.

Япония и Китай

Роль Китая в развитии способов окрашивания полотен огромна. Здесь изобретена совершенная основа для ручной росписи – шелк. Китайцы в древности использовали горячий способ. На шелк в определенных местах наносили расплавленный воск и погружали изделие в краситель. После извлечения и высыхания воск удаляли – материя под ним оставалась неокрашенной.

Можно было действовать и наоборот – сначала окрашивать ткань затем заклеивать части и опускать в содовый раствор, где пигмент смывался, сохраняясь под воском. Повторяя операцию несколько раз, получали трехцветные рисунки, которые тогда считались пределом возможного.

Японцы заимствовали технологию из Китая, но добавили собственные приемы, что позволяло получать великолепные изделия с местным колоритом. В технике батик разрисовывали ткани для халатов и знаменитых японских ширм.

Золотым временем батика в Японии считается 18 век. В это время ткацкое ремесло в стране достигло расцвета. Появились новые техники рисунка, в том числе трафаретная окраска. К началу 19 века орнаменты и картинки приобретают современный облик. В это же время ручная работа вытесняется печатью.

Индия

В средние века в Индии рисунок на ткани умели наносить двумя способами:

  • кисточками;
  • печатями из дерева.

Крашеные кистями ткани ценились выше, так как в отличие от печати такая роспись считалась искусством, а не ремеслом. До сих пор в стране сохранились старинные технологии, в том числе узелковая окраска или «бандана», когда узор составляется из маленьких пятнышек разной формы и размера. Техника «бандана» проста в исполнении, но необычна и эффектна.

В штате Гуджарат распространен способ окрашивания ткани «лахерия», когда изделие скручивают в жгут и погружают в краску. После раскручивания ткань оказывается местами не прокрашенной.

Самый известный индийский метод окраски – набойка. Англичане заимствовали его в XVII– XVIII веках, создавая свои знаменитые набивные ситцы по индийской технологии. Сейчас в Индии набойка используется чаще, чем ручная роспись.

Европа

Первыми в Европе батик стали использовать голландцы. Это произошло в начале 19 века. Их очень быстро вытеснили англичане, производя набивные ткани, окрашенные по аналогу с индийскими. Сейчас в производстве окрашенных вручную тканей лидирует Германия. Немцы любят батик и делают все возможное для популяризации и развития этого художественного направления.

Россия

В стране интерес к рисованию на текстильных изделиях появился поздно – только в прошлом веке, и был связан с популярностью стиля модерн. Но россияне смогли создать совершенно новую технологию – холодную роспись, которая ведется без специального оборудования, совершенно безопасна, может выполняться дома, использоваться на занятиях с детьми.

В семидесятых годах прошлого столетия в стране появилось новое поколение молодых специалистов, окончивших художественные, текстильные и технологические ВУЗы. Благодаря им, роспись методом батик достигла максимума популярности.

Индонезия

Многочисленные путешественники свидетельствуют, что батик зародился именно в Индонезии, и только затем попал в Индию. На Яве роспись на полотнах была частью поклонения местным божествам. Считалось, что текстиль, расписанный руками местных женщин, обладает магической силой.

В классическом индонезийском батике немного цветов:

Секреты создания красок тщательно охранялись. Резервирующей смесью служил рисовый крахмал, приготовленный по особому рецепту. Им пользуются и сейчас.

Батик из Индонезии сложно спутать с каким-либо другим. На нем всегда изображено древнее оружие яванцев.

Национальная одежда яванцев – саронги. На них рисуют пейзажи в сине-коричневых тонах. По орнаменту на саронге местные жители могут многое узнать о человеке. Он указывает на статус, служит магическим оберегом.

Простой шелковый платок в технике батик своими руками

Раскрашивать материю – очень интересное занятие. Хобби доступно каждому, нужно лишь приобрести в художественном салоне кисти и красители.

Потребуется:

  • кусок белого креп-сатина;
  • прозрачный резерв и трубка для его нанесения;
  • краски с акрилом;
  • кисти разной ширины, включая плоскую для закрашивания фона.

Порядок работы:

  1. постирать шелк с мылом, чтобы смыть фабричную пропитку, высушить, немного пройтись утюгом;
  2. натянуть на раму канцелярскими кнопками;
  3. сделать карандашный рисунок на бумаге, обвести маркером, положить под материю, чтобы он просвечивался;
  4. нанести по контуру рисунка резервирующий состав, дать высохнуть;
  5. нанести краски, предварительно смочив раскрашиваемую область водой, чтобы они лучше растекались;
  6. закрасить фон;
  7. снять ткань;
  8. закрепить рисунок горячим утюгом с изнанки;
  9. прополоскать в теплой воде, добавив немного мягкого шампуня;
  10. высушить и прогладить;
  11. обработать края оверлоком.

Рекомендации по сочетанию цветов

Некоторые люди обладают интуитивным вкусом, безошибочно подбирая красивые сочетания. Другие же испытывают привязанность к одной гамме, игнорируя остальную палитру. В таких случаях специалисты рекомендуют использовать цветовой круг, представляющий собой замкнутую радугу. На его разных концах находятся красный и зеленый.

Разделив круг на четыре равные части получают родственные цвета, гармонично сочетающиеся друг с другом. В каждый из них можно добавлять какое угодно количество белого или черного, получая неисчислимое множество оттенков.

Хорошо сочетаются цвета на концах одного диаметра – их называют контрастными. Оттенки на конце одной хорды называются родственно-контрастными. Они тоже совместимы в одном рисунке.

Если хочется использовать три краски, в круг нужно вписать равнобедренный, равносторонний или прямоугольный треугольник. Цвета, расположенные в его вершинах, хорошо смотрятся в одной композиции.

Батик удивительно многообразен. Его любят во всем мире. Красочные изделия радуют глаз миллиардов людей. Роспись по ткани – удивительное искусство, которое никогда не исчезнет и будет постоянно развиваться.

Из истории батика

Сложно сказать, кто, когда и где догадался наносить рисунок на ткань при помощи резервирующих веществ, то есть веществ, препятствующих проникновению краски в ткань. Роль таких веществ в разное время в разных регионах выполняли составы на основе пчелиного воска, различных смол, муки, белой глины, рисовой пасты. Первые рассказы о способе окрашивания при помощи резервов мы находим у Плиния Старшего. Вот как он описывает эту технику: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Но ещё раньше этот способ был известен в Перу, Шумере, Африке. Как правило это были двухцветные ткани, где узор был цвета неокрашенной ткани, а фон цветным.

Более сложный вид росписи развился в Индонезии. Существует две версии появления батика в Индонезии. По одной из них техника батика была завезена в 6-7 вв из Индии. По другой же версии — это местная культура. Вероятнее же всего искусство батика зародилось из подражания индийской набойке, бывшей предметом экспорта на Яву и Суматру. Так или иначе, но именно индонезийские мастера, а точнее мастерицы, так как батик издревле считался женским делом, довели давно известную технику до совершенства. Сначала узор наносился при помощи бамбуковой палочки и расплавленного воска. Позже палочку сменил изобретенный на о.Ява инструмент — чантинг. Он позволял более тонко прорисовывать линии, точки, завитки. Ткань погружалась в красильный чан до 10 раз, позволяя получить богатые оттенки цвета.

В 19 веке индонезийцы начинают использовать штампы при изготовлении батика. С одной стороны это упростило работу, с другой — сделало её более тяжелой физически, поэтому набивной батик — мужское дело. Ткани в технике батик имели и имеют огромное значение для жителей Индонезии. Ни одна церемония не обходится без богато орнаментированных одежд. Орнамент имеет символическое значение, и для каждого сословия, каждого праздника или ритуала имеются свои одежды со своими узорами.

В Индии техника батика не получила широкого распространения, её затмила знаменитая индийская набойка. Но существовало 2 техники, которые также относят к батику. Это бандхана и лахерия. Техника бандхана иначе называется узелковый батик. Ткань завязывается узелками и окрашивается при помощи кистей или погружением в красильный чан. После высыхания ткань развязывают и разглаживают. Узор получается составленным из хаотично расположенных светлых пятнышек или звездочек. Техника лахерия похожа на бандхану, но ткань при окрашивании свивается жгутом и перевязывается в тех местах, где должен остаться непрокрас.

С 6-7 века техника была известна в Китае. Она называлась лацзы — узоры воском. Но если в Индии, Индонезии и других странах батик выполняли на хлопке, то китайцы использовали шёлк. На ткань наносились узоры расплавленным воском, и после ткань погружалась в бак с красителем. Циклов окрашивания было не больше 4х, а как правило 2-3.

В Японию батик попал из Индии или Китая и получил название рокэти. Эта техника использовалась для росписи ширм и одежды. Также известна была восковая набойка — суримон, а с 17 века техника юдзен, при которой вместо воска использовалась рисовая паста. Использовалась и трафаретная техника — тюгата-дзюме. А также техника цуцугаки, когда узор наносился при помощи крахмала и трубки (цуцы) из японской бумаги или толстой хлопчато-бумажной материи. Кроме того, японцы изобрели технику шибори (сибори), когда ткань складывается подобно оригами и окрашивается в сложенном виде. В результате получается ткань декорированная линиями, квадратами, треугольниками и другими геометрическими фигурами, в зависимости от способа сложения.

В Европу техника батика была завезена с голландскими мореплавателями в конце 18 века. С середины 19 века в Европе начинается процесс индустриализации и механизации ручного труда, но вместе с тем просыпается интерес к ремеслам и неевропейским культурам. К началу 20 века батик становится очень популярным среди художников. Появляется техника холодного батика, как более простой аналог традиционной техники горячего батика.

В Древней Руси существовал способ окрашивания очень похожий на яванский батик. Назывался он кубовая набойка или выбойка. Как и обычная набойка он был завезен на Русь в 12 веке с купцами из Индии и получил широкое развитие. Заключался он в следующем. На резную доску с узором, так называемую «манеру» наносился специальный состав на основе белой глины — вапа, и такой доской пропечатывалась вся ткань. После высыхания вапы ткань погружалась в бак с красителем — куб. Как правило ткань окрашивалась в индиго от светло-голубого до сине-фиолетового, поэтому мастера-красильщики назывались также синильщиками, а избы-мастерские — синильнями. После окрашивания вапа удалялась с ткани при помощи слабого раствора серной кислоты.

В конце 19 века ремесленое окрашивание тканей резко сократилось из-за развития мануфактурной промышленности. Когда в 20-30 годах 20 века в Советской России стал развиваться батик, он уже никак не был связан с древнерусскими традициями. Русские мастера перенимали европейский опыт и европейскую технику холодного батика. Сначала отдельные художники пробовали себя в этом виде искусства. Батиком увлекались Н.Ламанова, Е.Е.Лансере, М.В.Либаков, А.Г.Тышлер, В.А.Щуко. Позже начали создаваться артели, занимающиеся росписью косынок, платков, шалей, шарфов на революционную и народную тематику.

Читайте также:  Джинсы детские готовая выкройка
Оцените статью