Иконы обернуты белоснежным рушником с вышивкой крестиком по краям

Рушник на божницу или икону

Рушником-набожником (божником) издревле украшали иконы, он должен был покрывать все иконы, висевшие в «красном» углу.

Обязательно «божницы» вывешивали двух видов — праздничные и будничные.

По словам старожилов, рушниками заворачивали библию, так как никогда её не брали голыми руками.

Основными цветами таких рушников были красный и чёрный, но все-таки преобладал монохромный — красный.

Интересна, на мой взгляд, и довольна полезная, информация из книги Л. С. Лаврентьевой «БОЖЬЕ ПОЛОТЕНЦЕ» (по материалам коллекций МАЭ РАН):

«Православная традиция украшать домашние иконы полотенцами получила достаточно широкое распространение у русских.

Эти полотенца известны под разными названиями: божник, божье полотенце, набожник, пелена для богов, накутник, накрючник, рушник, платок.

В данной работе мы остановимся на следующих трех:

1) божье полотенце как предмет убранства дома, красного угла, иконы;

2) божье полотенце как предмет домашнего женского ремесла, выполненного исключительно ручными способами: шитье иглой и разные виды художественных работ — узорное плетение, вязание крючком и на коклюшках, вышивание, аппликация (басмой, позументом, лентами);

3) христианские сюжеты вышивки и их происхождение на полотенцах данного типа.

На территории расселения русских существовало несколько приемов украшения икон полотенцами.
Иконы украшали длинными, узкими полотенцами с вышивкой вдоль одной стороны и на концах или только на концах.

Полотенце могли сшивать двумя сторонами полотнища, оставляя прорезь посередине для надевания рушника на икону или несколько икон.
Иногда одним полотенцем накрывали до шести и более икон, так, чтобы богато вышитые концы полотенец свисали ниже икон.

Традиционно ширина полотенца была 36–38 см, длина 200–400 см.
Иногда их шили из более узкой или более широкой ткани. Ширина некоторых полотенец доходила до 40–41 см, а длина — до 700 см. Такие
полотенца назывались стеновые, т. к. максимальная мера длины холста равнялась длине стены избы.

Существовала традиция завешивать иконы и занавеской из двух полотнищ, также украшенных вышивкой:
В основе подобных представлений лежат как ветхозаветное понимание закрытости Царствия Небесного, наступившего после грехопадения Адама и Евы, так и новозаветное — в час крестной смерти Христа завеса в храме, закрывавшая Святая святых, разорвалась надвое.

Согласно народным представлениям, завешивать иконы в доме следует для того, чтобы святые образа не могли «видеть» греховные дела людей.

Эти домашние традиции, несомненно, связаны с уподоблением закрытого занавесами красного угла алтарной части храма, скрытой от глаз верующих.
Такая занавеска называлась набожник или обвеска.
Во время молитвы набожник раздвигался.
Похожее на набожник прямоугольное полотно, сшитое из двух кусков белого тонкого холста, укрепляли в красном углу и под образами, что соответствовало церковной традиции подвешивать под особо чтимые иконы пелены.
Часто такое украшение красного угла называли накутник.

Рекомендации по устройству красного угла, где размещались иконы, мы находим в Домострое [Домострой 1994: 155] :
«Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа, на иконах написанные, их украсив, и поставить светильники, в которых во время молебствия перед святыми образами возжигаются свечи, а после служения — гасятся, закрываются занавеской от грязи и пыли, строго ради порядка и для сохранности , а образы святых расставляются по старшинству».

Церковь и сегодня предписывает, каким образом надо располагать иконы в доме, и требует от православного человека такого же отношения к домашним иконам, как и к иконам в храме, поскольку храм и дом рассматриваются как модель Вселенной.

В первую очередь необходимо иметь в доме иконы Спасителя и Божией Матери.

Если есть возможность разместить в доме большее количество икон, то можно дополнить домашний иконостас иконами особо чтимых святых, именными иконами, т. е. иконами святых небесных покровителей членов семьи, иконами праздников и т. д.

При этом икона Спасителя должна находиться в правой стороне, а икона Богородицы — в левой.

Вышивать полотенца и платки начинали девочки старшего возраста, а девушки помимо прядения занимались «художественным рукоделием, главным образом, вязанием и вышиванием».

Девушки должны были подготовить подарки возлюбленным, приданое и материал для свадебных даров, обязательным условием девичьего рукоделия была изобразительность, или, по-народному, украсы.

Вышивали полотенца для своей свадьбы и других ритуальных надобностей в будущей брачной жизни. Большую часть полотенец девушка вышивала сама, часть полотенец ей отдавала мать, иногда она обращалась и за помощью к подругам, родственникам или односельчанам.

После сватовства и таких обрядов, как сговор, рукобитье, богомолье, жизнь просватанной девушки резко менялась.
Ее жизнь как бы замирала, наступала символическая смерть. К невесте предъявлялись очень жесткие требования, похожие на те, что соблюдались во время поста.

Известно, что многочисленные требования поста соблюдались и при изготовлении обыденных полотенец.
Немаловажную роль здесь играла и девственность невесты. Во все времена непременным условием для участниц храмового шитья, от учениц до учительниц, была их девственная чистота. Именно девушки в возрасте невест начинали приобщаться к церкви, присутствовать при богослужении.

Опираясь на многочисленные исследования по этой теме, можно смело сказать, что, вышивая полотенце, рукодельница четко представляла назначение этой вещи: делалось ли оно на икону, дарилось ли на свадьбе, по случаю рождения ребенка, а также по случаю болезни, эпидемии, пропажи скота и т. п.
Многие полотенца, которые вышивались по какому-либо случаю, продолжали свою жизнь в храме.

На полотенце использовали домотканое тонкое, хорошо отбеленное полотно, портно из льна — в северных и центральных областях и из
конопли и льна — в южных областях.

Как правило, вышивку выполняли на отдельном куске полотна.

Уже во второй половине XVII в. в Москве производился миткаль, который красили в красный и вишневый цвета.

С XVIII в. возникает производство кумача в Поволжье.

Но в крестьянском обиходе широкое употребление хлопчатобумажных тканей начинается с конца XVIII — начала XIX века.
Это были в основном привозные кумач, китайка, особенно популярные в народе.

Концы полотенец украшали полосами кумача, коленкора, миткаля, кисеею и кружевом.

По кумачевому концу вышивали тамбуром или крестом по канве.

Вышивка на полотенцах чаще всего была монохромной. Преобладал красный цвет, символизирующий огонь, солнце.

Известна символика красного цвета и его предметных воплощений в магических обрядах, связанных с предохранительной, оберегающей и
очистительной магией, лечением и т. п.

Древние традиции имеет и орнаментация полотенец (рушников).

Лингвистический анализ показал, что термины, связанные с названиями вышивки и ее рисунка («узоры», «украсы», «вычуры») семантически
восходят к терминам, обозначающим «свет», «небо», «солнце».

Самым распространенным сюжетом вышивки на полотенцах божниках были храмы — церкви.

Другой не менее распространенный сюжет в вышивке божников — растущее из вазона или вообще цветущее дерево, на котором размещены стилизованные птицы.»

Рушник на божницу или икону.

Рушник на божницу или икону

Рушником-набожником (божником) издревле украшали иконы, он должен был покрывать все иконы, висевшие в «красном» углу.

Обязательно «божницы» вывешивали двух видов — праздничные и будничные.

По словам старожилов, рушниками заворачивали библию, так как никогда её не брали голыми руками.

Основными цветами таких рушников были красный и чёрный, но все-таки преобладал монохромный — красный.

Интересна, на мой взгляд, и довольна полезная, информация из книги Л. С. Лаврентьевой «БОЖЬЕ ПОЛОТЕНЦЕ» (по материалам коллекций МАЭ РАН):

«Православная традиция украшать домашние иконы полотенцами получила достаточно широкое распространение у русских.

Эти полотенца известны под разными названиями: божник, божье полотенце, набожник, пелена для богов, накутник, накрючник, рушник, платок.

В данной работе мы остановимся на следующих трех:

1) божье полотенце как предмет убранства дома, красного угла, иконы;

2) божье полотенце как предмет домашнего женского ремесла, выполненного исключительно ручными способами: шитье иглой и разные виды художественных работ — узорное плетение, вязание крючком и на коклюшках, вышивание, аппликация (басмой, позументом, лентами);

3) христианские сюжеты вышивки и их происхождение на полотенцах данного типа.

На территории расселения русских существовало несколько приемов украшения икон полотенцами.

Иконы украшали длинными, узкими полотенцами с вышивкой вдоль одной стороны и на концах или только на концах.

Интересна, на мой взгляд, и довольна полезная, информация из книги Л. С. Лаврентьевой «БОЖЬЕ ПОЛОТЕНЦЕ» (по материалам коллекций МАЭ РАН):

«Православная традиция украшать домашние иконы полотенцами получила достаточно широкое распространение у русских.

Эти полотенца известны под разными названиями: божник, божье полотенце, набожник, пелена для богов, накутник, накрючник, рушник, платок.

В данной работе мы остановимся на следующих трех:

1) божье полотенце как предмет убранства дома, красного угла, иконы;

2) божье полотенце как предмет домашнего женского ремесла, выполненного исключительно ручными способами: шитье иглой и разные виды художественных работ — узорное плетение, вязание крючком и на коклюшках, вышивание, аппликация (басмой, позументом, лентами);

3) христианские сюжеты вышивки и их происхождение на полотенцах данного типа.

На территории расселения русских существовало несколько приемов украшения икон полотенцами.

Иконы украшали длинными, узкими полотенцами с вышивкой вдоль одной стороны и на концах или только на концах.

Сейчас и я вышиваю рушник. Интересно посмотреть вам будет, что получиться?

Форум Магазина Мастеров

Форум мастериц и рукодельниц

Реклама

Вышитые рушники

Re: Болталка и флудилка 7

Сообщение grunja » 20 авг 2012, 10:47

Re: Болталка и флудилка 7

Сообщение varya13 » 20 авг 2012, 12:26

Вышитые рушники

Сообщение grunja » 20 авг 2012, 14:50

Re: Вышитые рушники

Сообщение grunja » 20 авг 2012, 14:55

Значение символики на рушниках, правила правильной вышивки, идеальная изнанка, схемы, ссылки — всё необходимое для вас!

Внимание! Собирала информацию с разных сайтов, и что меня совершенно сбило с толку — противоречия. Вы сами увидите. Так что же верно на самом деле, кто разбирается — помогите, скажу огромное спасибо! В тексте отдельно есть мои вопросы, там где я не поняла, за ответы — тоже большое СПАСИБО!

************
Вообще на свадьбу вышивали несколько рушников, сколько – сказать могу только приблизительно. Два вышивали для сватов(перевязывали), один на икону, которой благословляли молодых, один под хлеб, и еще два для дружки и дружка. Основной рушник вышивался для молодых, его стелили под ноги, когда венчались в церкви, и его – же вешали над молодыми за столом (иногда для стола вышивали рушник отдельно ).

Сейчас практически вышивают один свадебный рушник, для росписи и венчания, и ни в коем случае не оставляют его в церкви.

В идеале невеста должна готовится к свадьбе сама, поэтому заранее должна вышить себе приданное, в том числе и полотенца, перед свадьбой дошивается сторона жениха.

Теперь немного о материале. Сейчас удобно использовать ткань для вышивки с мелким крестиком ( типа АИДА 14). Размер ткани в длину – 2.5-3 метра, в ширину не менее 45-50 см. Ширина определяется повтором рисунка, длина — количеством вышивки (середины должно хватить для того чтобы поместились жених и невеста).

Шьют полотенце вручную, подгиб должен быть не более 1 см в ширину, захватывая нить основания через крестик, так чтобы на лицо получался пунктир. Для меня это самая нудная часть работы! Подшиваю я обе коротких стороны и одну длинную, вторую оставляю для подворота в зависимости от рисунка.

Теперь о самой вышивке. Полотенце вышивают с двух сторон разное, для жениха и для невесты. Общее только оформление и размер вышитой части. (Надо следить, чтобы по количеству вышивки были одинаковые.)

Вышивается полотенце в три этажа. Первый – дерево рода, и к нему обычно деревья с парой птиц, второй – пожелание для жениха и невесты, третий – берегини, и в заключение вышивается свадебный венок с инициалами жениха и невесты.

Вышивают следуя таким правилам: первой вышивают каемку. Она может быть разной, имитирующей кисточки, или кружево. Можно кружево действительно пришить (желательно связанное в ручную), а можно вытеребить и сделать кисточки. Я предпочитаю вышивать.

Затем вышивают дерево рода и чередуют его с деревьями, где попарно сидят птицы (символ пары), деревья самые разные, с ласточками, с глубями, самые старые с неизвестными науке зверями, похожими на оленей, но непременно под деревом, самые сейчас распространенные с павлинами.

Дальше располагают прошву с пожеланиями жениху и невесте. Вышивают для невесты розы – символ красоты, лилии – символ непорочности , гваздики – символ верности, мак – символ продолжения рода. Для жениха вышивают виноград – как символ богатства, дуб — как символ крепости, стойкости, силы, объединяют его с калиной – символом непрерывности семейной жизни. Основной мотив окружают небольшими прошвами из скромных узоров подходящей тематики. Лилии обязательно сопровождает узор, содержащий в себе крест. Например:


Вариантов может быть множество, это зависит от воображения и желания вышивальщицы. Образцы вышивки можно взять где угодно, в книгах, в Интернете.

Дальше вышивются берегини, это такие небольшие стилизованные деревца в горшочках, хотя есть варианты и без них. Встречаются вместо деревца, как более проздний вариант – крест. Вышивают по обеим бокам полотенца, оставляя середину для свадебного кольца. Свадебное кольцо вышивают просередине, оно, как правило венчается короной, символом венчания в церкви, и вообще по сути это венок.

Внутри кольца вышивают инициалы (первую букву имени) соответственно жениха и невесты. Вот пример берегини:

или креста:

А вот так выглядят кольца:

Инициалы вышивают любым шрифтом, какой понравится. В результате должно получится примерно вот так:

Re: Вышитые рушники

Сообщение grunja » 20 авг 2012, 14:59

1.Свадебный рушник.
На нем стоят в ЗАГСе.
«На свадебном рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как оберег от злых сил, и пожелание молодым «процветания», здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен жениха и невесты.» По украинской традиции на свадебном рушныке не должно быть изображения дубовых листьев (их вышивали на рубашках парней, чтобы было больше девушек) и изображения цветов мака (их вышивали вдовы как символ скорби. ).»»

2.Венчальный рушник.
На нем стоят в церкви.
«Как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их супружества.»

3. Союзный рушник.
Для перевязки рук.
На нем вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь. Он является символом духовных уз, знаком союза любви и взаимной привязанности супругов, их тесного духовного единения.

4. Хлебосольный рушник.
После венчания родители встречают молодоженов караваем, который лежит на этом рушнике.
Вышиваются цветочные орнаменты, пары птичек.

5.Божник — маленький рушник для иконы.

Калина — дерево украинского рода. Ягоды калины красные, что символизирует бессмертие рода. Дуб и калина — символы красоты и силы, но силы необыкновенной, красоты необычайной.

Дуб — священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, жизни.

Символика винограда открывает нам радость и красоту образования семьи. Сад-виноград — это жизненная нива, на которой муж сеятель, а жена должна растить и оберегать дерево их рода.

Лилия — символ девичей чистоты и невинности, женской энергии. Кроме цветка в орнаменте обычно присутствует листок и бутон, которые образуют композицию зарождения, развития и непрерывности жизни.

Узоры с розами вышиваются по законам растительного орнамента, что означает беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением.

Хмель — очень близок к символике воды и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Можно сказать, что узор хмеля — свадебный символ. Узоры, которые напоминают листья хмеля, относятся к молодежной символике.

Соловей и кукушка вышиваются на девичьих рушниках. Этих птиц часто располагали на ветке калины, что символизирует продолжение рода.

Павлины очень важные птицы, они расселись на свадебных рушниках и часто над ними расположен венок или венец. Павлин — это жар-птица, которая несет в себе солнечную энергию жизни, поэтому она птица семейного счастья.

Молодоженов символизируют соколы, голуби и петухи. Характерной чертой свадебного рушника является расположение птиц головками друг к другу. Они либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева — символа новой семьи.

Ласточка — эта птица всегда несет добрые вести. Именно она заботится о том, чтобы человек не пропустил благоприятной поры для создания семьи и укрепления хозяйства.

Вышивают слова «на счастье» «на долю». но ПОД основным рисунком!

**************** Поверья: ****************

— свадебный рушник можно на полный месяц и в яркие звезды расстелить на траве — что бы жизнь была ясной-яркой как звезды и луна как символ женской плодовитости и на солнце высушить — что бы жизнь светлой и богатой была
— перед вышиванием помыть руки — что бы «нехорошие мысли смыть»
— лучше всего для вышивки (по сакральной силе) шерстяные и шелковые нити, чуть хуже хлопковые (т.е.растительные), совсем не годится акрил — жизнь искуственной будет.
— Начинать рукоделие лучше всего с утра в четверг, нельзя во время вышивки ругаться, думать про плохое.
— По украинской традиции на свадебном рушныке не должно быть изображения дубовых листьев (их вышивали на рубашках парней, чтобы было больше девушек) и изображения цветов мака (их вышивали вдовы как символ скорби. ).
— Мелкие неаккуратности не исправляют и не выпарывают, что бы в судьбу неразбериху не внести, мол жизнь разнообразна и не может быть идеальна.
— Рисунок с двух краев рушника практически одинаковый, чтобы гармония между духовным и материальным миром была.
— Середина обязательно пустая — что бы жизненная дорога легкой и просторной была, говорят через эту белую середину Божий свет и сила проходит.
— Обязательно стараться аккуратно изнанку делать (особенно перекрещивать нити плохо), что бы сплетен о семье не было, что бы чужие люди не обсуждали и в личную жизнь не вмешивались.
— При вставании на рушник надо, чтобы невеста стояла на левом краю (тот край который вышивается вторым). И хотя узор одинаков с двух краев, надо обязательно как нибудь левый край пометить, что бы не перпутать. А жених соответственно на правом. Между ними — чистое полотнище — чистая дорога жизни.

Сейчас практически вышивают один свадебный рушник, для росписи и венчания, и ни в коем случае не оставляют его в церкви.

Re: Вышитые рушники

Сообщение grunja » 20 авг 2012, 15:02

Теперь немного о материале. Сейчас удобно использовать ткань для вышивки с мелким крестиком ( типа АИДА 14, в народе «канва».). Размер ткани в длину – 2.5-3 метра (можно и меньше, если платье не сильно пышное), в ширину не менее 45-50 см. Ширина определяется повтором рисунка, длина — количеством вышивки (середины должно хватить для того чтобы поместились жених и невеста).

Схема ЭТОГО рушника —

Рушники, особенно свадебные, вышиваются на необрезном цельном полотне. Тоесть по краям оно ни в коем случае не должно быть обрезаным. Вот такое:

Вышивается на нем легко. Так как оно равномерное, то проблем при вышивке не возникало. После стирки оно немного садится, и становится «плотнее». К примеру до стирки полотно имело ширину 36 см, после стирки стало 33.

Re: Вышитые рушники

Сообщение grunja » 20 авг 2012, 15:04

******************************************************************
Наименьшее необходимое количество рушников для свадьбы — пять:
рушник, на который становятся молодые при венчании,
рушник на иконы для жениха и невесты,
рушник для перевязывания рук молодой паре
и рушник под коровай.

Рушник, на который становятся молодые для венчания, вышивается с использованием растительных орнаментов, чаще всего — калины, винограда, желудей и дубовых листьев. На рушнике, на который молодые становятся ногами, нельзя вышивать цветочные орнаменты и изображения птиц, которые символизируют молодую пару. Это ограничение появилось недавно — с момента, когда молодые перестали становиться на рушник коленями, а начали становиться ногами. Если же Вы планируете становиться на свадебный рушник коленями, то можна вышивать и птицы, и цветы.

Орнаменты рушников для икон отличаются для жениха и невесты. Общим элементом для обоих рушников являются виноградные листья с гроздьями, которые символизируют достаток в доме. Кроме общих элементов, на «мужском» рушнике вышивали дубовые листья и желуди, что символизировали мужскую силу, а на «женском» — калину, символ женского начала, продолжение рода, и лилии — символ любви и красоты.

Рушник «под коровай» является наиболее ярким. Для этого рушника нет ограничений, характерных для рушника «под ноги». На нем рядом с растительными орнаментами вышивались цветы, птичьи пары, которые обязательно поверны друг к другу, надписи-пожелания, а с середины 20 ст. — и свадебные кольца, но каждое кольцо не должно быть замкнутым. Рушник на руки молодым в идеале должен объединять женские и мужские рушники из икон, а также может дополняться птицами (симвод молодой пары) и цветами или цветочными орнаментами.

Говоря об особенностях использования свадебных рушников необходимо помнить об общих принципах и правилах вышивания свадебных рушников. Главное правило: свадебные рушники каждая девушка должна вышивать сама. Полотно для рушника должно быть цельным и ни в коем случае не сшитым из двух или нескольких кусков. Орнамент должен быть непрерывным от края до края, это символизирует непрерывность жизненной дороги молодых. Если в орнаменте есть изображение, что символизирует молодую пару (например, пара голубей), то ни в коем случае нельзя располагать над этим изображением горизонтальные элементы, которые отделяют символ семьи от незашитой белой середины рушника, которая символизирует Божье благословение. Вышивая рушник, необходимо отгонять от себя плохие мысли и плохое настроение. Нужно следить, чтобы изнанка рушника была аккуратно прошита, иначе жизнь будет, как и неаккуратно вышитый рушник — . (*здесь фразеологизм)

Вообще, в такой короткой статье сложно описать все разнообразие правил и традиций, которые касаются вышивания и использования свадебных рушников. Мы обратили внимание только на те основные принципы, которые позволят вам избежать грубых ошибок при выборе орнамента и изготовлении рушников для собственной свадьбы.
А вообще либо-какой вышитый рушник собственными руками, даже вопреки вышеизложеным и общеизвестным канонам, лучше, чем купленный, ведь неизвестно кто и какие мысли в него вкладывал, с какими пожеланиями он был продан. Так что побеспокойтесь сами о своей счастливой семейной жизни.

*********************************************
О роли вышитого рушника в свадебных обрядах написано немало. Собственно, именно большое разнообразие обрядовых рушников и хлеба (каравая), в первую очередь и делает украинскую свадьбу украинской, придавая этому незабываемому в жизни каждого человека национального характера. Сегодня хотелось бы рассказать о том, почему именно свадебный рушник занимает такое значительное место в свадебных обычаях и как правильно нужно готовить вышитые рушники к свадебным обрядам.

С давних времен рушники в украинских обрядах выступали как обереги. Это магическое значение рушнику придавала вышивка, через орнамент, цвет, место расположения отдельных элементов. О символике орнамента мы рассказывали в предыдущих номерах журнала. Сегодня хотелось бы сказать о самых основных правилах, о старинных канонах вышивания свадебного рушника.

Вышитый свадебный рушник как бы „программирует” будущую жизнь семьи, несет в себе определенные пожелания относительно будущего, которые высказывает вышивальщица. Но для этого существует одно очень важное условие – человек, который вышивает, должен знать содержание символов, должна быть сама доброжелательной и вышивать его с добрыми намерениями. Отсюда идет одно очень важное условие: свадебные рушники каждая девушка должна вышивать СОБСТВЕННОРУЧНО. Заказывая свадебный рушник кому бы то ни было другому, будущая жена рискует внести в будущее своей супружеской жизни чужие мысли и желания, которые могут быть и недобрыми. Да и вышивая собственноручно, необходимо следить за собственным настроением, вышивать рушник в хорошем расположении духа, не допуская плохих мыслей. Если же во время работы на вас находят негативные эмоции – лучше отложить ее на некоторое время и вернуться к вышивке тогда, когда настроение улучшится. В процессе работы следует время от времени проговаривать молитву или заклинание, чтобы злые ветры не принесли какой-либо беды или напасти.
Для свадебных рушников очень важным является выбор материала.

Свадебный рушник не должен иметь обрезанных краев, потому что, по легенде, нитка, ткущая рушник – «как судьба, должна ходить слева направо и не должна обрываться». Достаточно часто встречаются обрезные рушники, в которых длинная сторона обработана мережкой или просто подрублена. Такой рушник нельзя использовать для свадебных обрядов, потому что каждая оборванная или обрезанная нить по краю указывает на ссору молодой пары или на проблемы со здоровьем мужа или жены.

Совсем недопустимым является вышивание свадебного рушника на двух сшитых между собой кусках полотна. Свадебный рушник, символизирующий единение двух судеб, обязательно должен быть единым целым. Поэтому лучше всего вышивать свадебный рушник на цельнотканом полотне, которое часто встречается на Западной Украине.

Согласно древним канонам вышивания рушников, каждый из них делится на три примерно равные части. Две трети, с обеих краев рушника, вышиваются, а середина всегда обязательно остается чистой. Свободная от узора часть олицетворяет связь с космосом. Об этом следует помнить, компонуя элементы орнамента на свадебном рушнике.

Если не знать этого, то может случиться, что добрая и искренняя по форме надпись-пожелание на самом деле будет вредным для молодоженов. Это может случиться в том случае, если он расположен над вышитыми символами, изображающими молодоженов и их будущее благополучие. Поэтому, вышивая свадебный рушник, надо следить, чтобы на пути небесного благословенния к молодой семье не было никаких символических препятствий.
В любом орнаменте свадебного рушника обязательно должен присутствовать знак, напоминающий по форме крест. Он может быть как вышитым отдельно, так и вплетен в композицию. Сам по себе крест является оберегом для рушника, поэтому он присутствует на всех вышитых рушниках, не только на свадебных. Но в свадебном рушнике крест или крестоподобный знак имеет еще и другое, особенное значение. Этот знак магический. Он благословляет пару на создание семьи. Ведь крест является давним символом единения отцовской солнечной и материнской влажной энергии.
Вот такие основные правила вышивания свадебного рушника. Хочется надеяться, что в нашей стране сбережется и возродится культура использования вышитого рушника в свадебных обрядах, и судьба молодых семей будет счастливой.

Читайте также:  Набор инструментов новичок для шитья куклы pugovka doll
Оцените статью