- Как можно освятить икону и церкви и допустимо ли это в домашних условиях
- Почему сейчас нужно освящать иконы
- Как освещают икону в храме
- Можно ли освятить в домашних условиях
- Образ, полученный в церкви, освящать не нужно
- Икону, вышитую бисером, тоже освящают в церкви
- Текст молитвы на освящение иконы
- Чин благословения и освящения икон
- Псалом 88
- Священник читает молитву
- Священник, преклонив голову, тайно читает молитву
- Грех ли — вышивать иконы?
- Взять благословение
- Богоугодное дело или профанация?
- Отличить настоящее искусство от китча
- Сначала – учиться
- Для дома – ничего страшного
- Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое
Как можно освятить икону и церкви и допустимо ли это в домашних условиях
Многим верующим интересно знать, как правильно освятить купленную икону. Ведь иногда встречаются советы, что обряд освящения можно совершить самому. Оказывается, освящать иконы могут только священнослужители. В каждой церкви совершается чин освящения святейшего образа. К обряду допускаются только картины, написанные с соблюдением иконографического стиля и канонических правил.
Почему сейчас нужно освящать иконы
Необходимо помнить, что любая икона — это духовный облик личности, которая считается святой в христианской религии. Святейший образ создан для молитвы, то есть для общения верующего со Спасителем. В момент моления на иконографическое изображение снисходит Дух Святой. Перед святым ликом верующий человек раскаивается за прегрешения и просит у Бога милости.
Святейший образ, купленный в церковной лавке, как правило, соответствует всем каноническим правилам написания иконографических культовых предметов и уже освящен. Если изображение со Спасителем, Богородицей или святыми приобретено в антикварном или обычном магазине, на рынке, сделано самостоятельно, то желательно его отнести на экспертизу в церковь и освятить.
Дело в том, что не все картины, на которых изображен Иисус, Пренепорочная Дева Мария или мученики являются иконами. Иногда подобные рисунки относятся к разряду произведений искусств на религиозную тематику. При написании икон придерживаются ряда правил, соответствующих традициям иконописи, родоначальниками которых были такие иконописцы, как Андрей Рублев, Даниил Черный и другие. В древности художник рисовал святой образ, а архиерей делал на нем надпись. Священнослужитель писал на иконе имя святого, которого изобразил иконописец. Надпись архиерея подтверждала, что образ создан канонически верно и перед ним можно молиться.
В наши дни разрешается купленные в магазине или созданные собственноручно иконы освящать в церкви. В обряде освящения участвуют священнослужители. Перед святейшим образом читаются специальные молитвы, его окропляют святой водой и кадят дымом от ладана. Если освящается именная или семейная икона, то в обряде в храме должен присутствовать ее владелец.
Любой святой образ освящают только один раз. Повторного освящения, по церковным уставам, требуют лишь старинные или найденные святейшие иконографические изображения. Второй раз освящают икону, которая потерпела поругание или была выброшена в мусор.
Как освещают икону в храме
Как происходит чин благословения и освящения в церкви:
- Священник начинает со слов: «Благословен Бог наш всегда…». Затем чтец произносит: «Аминь…». Читаются: «Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троица. Отче наш».
- После молитв произносятся слова Псалма 88: «Милости твои, Господи, вовек воспою…».
- Дьякон говорит: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй».
- Священник произносит слова молитвы: «Господи Вседержитель, Боже отцов наших, во Святой Троице прославляемый…».
- Хор поет: «Аминь». Священник говорит: «Мир всем».
- Священнослужитель преклоняет голову и тайно читает молитву: «Безначальный, невидимый и непостижимый Господи!…» Потом провозглашает: «Ибо ты благословляешь и освящаешь все…». Хор поет: «Аминь».
- Священнослужитель трижды окропляет святой водой иконы и произносит: «Освящаются эти иконы благодатью Пресвятого Духа…»
- После окропления священник кадит иконы, поклоняется перед ними, целует их.
- Хор поет праздничные тропари.
- В конце произносится отпуст.
Важно! Купив иконографическое изображение не в церковной лавке, нужно прийти с ним в церковь и договориться со священнослужителем об освящении. Если картина написана по каноническим правилам, в храме скажут, когда принести ее для окропления святой водой.
Можно ли освятить в домашних условиях
Согласно церковным правилам, чин благословения и освящения святейшего образа может выполнять только священнослужитель. Разрешается пригласить батюшку домой и попросить его освятить новую икону. Порядок освящения будет такой же, как и в храме.
Если человек не является служителем церкви, то он не может самостоятельно освящать какие-либо вещи, в том числе и картины на религиозную тематику. Если икона не освящена в церкви, перед ней разрешается молиться. Однако лучше вначале освятить образ в храме, а потом читать перед ним молитвы.
Верующие должны помнить, что Спасителем дарован дар церковного освящения. Это особая благодать и милость Божья. Разумеется, картины, на которых изображены Господь, Богородица и мученики, уже святы сами по себе. Однако нельзя пренебрегать Божьим даром, предложенным самим Спасителем.
Образ, полученный в церкви, освящать не нужно
Есть негласный закон, что церкви и монастыри должны распространять только освященные иконы. Такая традиция зародилась в древности и соблюдается до сих пор. Если святейший образ куплен в храме или церковной лавке, его повторно освящать не нужно. Некоторые церкви продают освященные изображения святых через интернет. Второй раз приобретенные в виртуальном магазине церковные образа не освящают.
Купленную освященную картину можно принести домой и повесить на стенку или поставить на полку. Святейший образ может находиться в любой комнате: спальне, гостиной, прихожей, на кухне. Изображение святого рекомендуется разместить на восточной стене. Молиться принято лицом на Восток. Поблизости святейшего образа не должно быть картин непристойного содержания. Желательно не размещать изображения святых в проходных комнатах.
Молиться принято в тишине и одиночестве. Можно поставить образ на полке в кабинете или повесить в спальне. Во время общения с Высшими силами человека ничего не должно отвлекать. Перед молитвой можно зажечь свечку. Это символ духовной связи молящегося человека со Спасителем. По окончании моления ее нужно потушить. Тексты всех молитв есть в молитвословах.
Икону, вышитую бисером, тоже освящают в церкви
В наши дни святейшие образа создаются разными стилями, в том числе и вышивкой. К освящению допускаются только те иконы, которые созданы с соблюдением иконографического стиля и соответствуют строгим каноническим требованиям. Прежде чем освящать образ, священнослужитель проверит его. Все священники хорошо разбираются в подобных вопросах. В духовных учебных заведениях существуют специальные дисциплины по изучению образов (иконология, иконоведение, богословие иконы).
Если мастер вышил икону бисером и в процессе работы придерживался всех канонических правил, предъявляемых к атрибутам культа, то ее могут допустить к освящению. Верующему назначат дату, в которую будет проходить церковный чин. Обычно в церкви освящают сразу несколько иконографических изображений.
Текст молитвы на освящение иконы
Освящать святейшие картины рекомендуется в церкви. Чин освящения должен совершать священнослужитель. Дома можно произнести такую короткую молитву:
«Благодатью Святого Духа и окроплением святой водой освящается и благословляется этот образ. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
Эту фразу произносят трижды перед новым изображением святого. Окроплять рисунок нужно святой (крещенской) водой. Любая картина, на которой изображен Бог или мученики, считается святой, и к ней нужно относиться с уважением. Настоящую святость образ приобретает после церковного освящения.
Чин благословения и освящения икон
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды.
Псалом 88
Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется, на Небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? Бог прославляемь в совете святых, Велий и Страшен есть над всеми окрестными Его. Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн eго Ты укрочаеши. Ты смирил еси яко язвена гордаго, мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля, вселенную и исполнение ея Ты основал еси. Север и море Ты создал еси, Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. Правда и судьба уготование Престола Твоего: милость и истина предъидете пред лицем Твоим. Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш.
Таже диакон: Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
Священник читает молитву
Господи Вседержителю Боже отец наших, в Троице Святей славимый и покланяемый, Егоже ни ум постигнути может, ни слово сказати возмогает, Егоже никтоже от человек нигдеже виде, точию якоже от святых писаний научихомся, сице веруем и сице Тебе, Бога Отца безначальнаго, и Сына Твоего Единосущнаго, и Духа Твоего Сопрестольнаго быти исповедуем. Иже в Ветсем Завете, в явлении Твоем патриарху Аврааму во образе Триех Ангел, на последок же дней по воплощении Единороднаго Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа от Приснодевы Марии, в крещении от Иоанна на Иордане, в пресветлом преображении на Фаворе, и в преславном вознесении на Елеоне, явивыйся, образ Пресвятыя Троицы нам показал еси; еще же и нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа чудодейственне Им на убрусе изображенный, и Едесскому князю Авгарю посланный, и тем того и ины многи болящия разными недуги исцеливый, нас же чтити сей научивый; такожде и образы и подобия святых Твоих угодников не отметаяй, но приемляй. Сам и ныне призри на иконы сия, яже раби Твои в честь и славу Тебе, единаго в Троице святей славимаго Бога, и Единороднаго Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя и Преблагословенныя Матере Его, владычицы нашея Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, и в память святых Твоих [имярек] сооружиша, благослови я и освяти, и подаждь им силу целебну, всех козней диавольских прогонительну, и во еже всем прилежно пред ними молящимся услышанным быти, и милость Твоего человеколюбия привлещи, и благодать получити сотвори. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Лик: Тебе, Господи.
Священник, преклонив голову, тайно читает молитву
Безначальне, невидиме и непостижиме Господи, иже древле в Ветсем Завете подобия Херувимов от древа и злата и швеннаго дела, в скинии свидения и в храме Соломонове сотворити повелевый, и ныне образы не точию в воспоминание Твоих спасительных благодеяний и Божественных явлений роду человеческому, в честь же и славу Твоего пресвятаго имене творимыя, приемляй, но и в память и подражание святых Твоих угодников устрояемыя не отметаяй, услыши смиренную молитву нашу; благослови иконы сия и освяти, и подаждь им благодать и силу бесы отгоняти, и вся недуги исцеляти.
И возглашает: Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
И абие кропит иерей предложенныя иконы по трижды, глаголя:
Освящаются иконы сия благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Трижды.
И покропив, иерей кадит я, и покланяется пред ними, и лобызает я. Лик же поет тропари праздничныя, и посем отпуст.
Грех ли — вышивать иконы?
Взять благословение
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:
Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.
Протоиерей Александр Салтыков
Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.
Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.
А ошибки – кто их не допускает?
Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.
То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».
Богоугодное дело или профанация?
Ирина Языкова, кандидат искусствоведения
В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.
В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.
Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.
Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.
При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.
Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.
В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.
Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.
Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.
Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.
Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.
Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.
Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.
Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.
И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.
И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.
Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?
Отличить настоящее искусство от китча
Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец
Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.
Священник Андрей Давыдов
Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.
Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.
Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.
Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.
Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.
Сначала – учиться
Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской
Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.
Протоиерей Николай Чернышев
А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.
Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.
Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.
Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?
Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.
И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.
Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?
Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».
Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.
Для дома – ничего страшного
Александр Лавданский, иконописец
Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?
А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.
Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.
Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.
А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.
А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.
Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое
Александр Соколов, иконописец
Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.
Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.
В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…
Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?
Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.
Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.