Иконы вышивка золотой нитью

ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ОТ НОННЫ ИВАНОВОЙ

КАТАЛОГ

ВЫШИТЫЕ ИКОНЫ И ОКЛАДЫ (РИЗЫ) ОТ НОННЫ ИВАНОВОЙ

Вышитые иконы

Икона – в переводе с греческого означает “образ”. По легенде сам Иисус дал людям первый свой образ. Правитель сирийского города Эдессы царь Авгар был прикован к постели в течение шести лет, но прослышав о чудесах, творимых Иисусом Христом, он послал к нему своего слугу, чтобы тот нарисовал образ Иисуса и принес этот образ ему для исцеления. Во время одной из проповедей слуга пытался изобразить образ Христа красками на плащанице. Христос взял у него плащаницу, смыл нарисованное красками и приложил плащаницу к своему лицу. На плащанице отобразился лик Иисуса. Слуга отнес это изображение своему хозяину, и он исцелился при виде этого образа, который теперь называется “Спас Нерукотворный”. С тех пор вошло в традицию изображать Иисуса Христа, Богородицу, Святых и сцены священного писания. Сначала иконы писали на досках, и это искусство пришло на Русь из Византии, а впоследствии начали вышивать иконы нитками по ткани и украшать вышитые иконы золотой и серебряной нитями, драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, бисером, стразами. Украшались вышитые иконы ризами или окладами.

Вышитая жемчугом икона Казанской Божьей Матери 001

Фото Казанской иконы Божьей Матери. Лики и руки Казанской иконы Божьей Матери– живопись по холсту или картону. Высокий рельеф одежд и рамки (объемное изображение). Белая с серебром парча. На Казанской иконе Божьей Матери — натуральный жемчуг разных оттенков. Казанская икона Божьей Матери выполнена ручной вышивкой золотыми и серебряными нитями, вышивкой бисером, сканью, шнуром . Читать полностью

Читайте также:  Схемы вышивки крестиком регистрация

Икона преподобного Сергия Радонежского 002

Лик и руки иконы преподобного Сергия Радонежского: живопись по холсту или картону.
Оклад иконы: рельефная вышивка золотыми и серебряными нитями разных оттенков на парче двух видов техникой «по карте». Для украшения иконы преподобного Сергия Радонежского использована вышивка натуральным белым и розовым жемчугом, а также авторские ювелирные камни: аметист и фианит . Читать полностью

Оклад иконы Богородицы «Нечаянная радость» 003

Вышитая вручную золотом и жемчугом икона Пресвятой Троицы 004

Вышитая вручную золотом и жемчугом икона Пресвятой Троицы выполнена для Монастыря Святой Троицы Русской Духовной миссии в Хевроне. В икону Пресвятой Троицы встроена капсула с частицей Мамврийского дуба. В отделке иконы Пресвятой Троицы применена ручная золотая вышивка. Лики на иконе Пресвятой Троицы выполнены живописью по картону. На иконе Пресвятой Троицыжемчужное шитье, шнур . Читать полностью

Икона Божией Матери Донская «под старину» 005

Согласно преданию, Донская икона Божией Матери помогла русскому войску одержать победу на Куликовом поле. С тех самых пор весь православный мир молится лику, который способен даровать силы и придавать уверенности в себе. Именно поэтому данному чудотворному образу можно возносить молитвы с просьбами о помощи на поле боя, о защите от врагов или о мире. . Читать полностью

Оклад на икону Богородицы 006

Риза на икону Богородицы выполнена в стиле объемной аппликации. Риза надевается на икону как чехол, что очень удобно, так как позволяет снять ее в любой момент, чтобы протереть или почистить икону. Вышивка вприкреп шелковыми нитками.
Материалы: лен, хлопок, узорный атлас, шелковые крученые нитки, натуральные камни альмандины. Читать полностью

Оклад на икону Богородицы 007

Риза на икону Богородицы выполнена в стиле объемной аппликации. Риза надевается на икону как чехол, что очень удобно, так как позволяет снять ее в любой момент, чтобы протереть или почистить икону. Вышивка вприкреп шелковыми нитками.
Материалы: золотой и серебряный глазет, крученый золотой шнур, тесьма, стеклянные камни, стразы. Читать полностью

Читайте также:  Ткань с узором для вышивки

Обряды с иконами

Икона, как объект религиозного почитания, всегда широко использовалась в народе в охранительных, магических и очистительных обрядах.

Родовые и семейные иконы были связаны с культом поклонения предкам и покровителям домашнего очага. В народе верили, что душа умершего до погребения находится в избе за иконами или между иконами.

Иконы, посвященные святым-покровителям пчел (святые Зосима и Савватий) и скота (святые Василий, Николай, Флор и Лавр), устанавливали на пасеке среди ульев, в хлеве, коровнике, на конюшне, во время выгона скота с этими иконами совершали обход, или помещали над воротами, через которые проходил скот.

Особо почитались явленные или чудотворные иконы, способные отвратить от людей напасти и хворь. Одним из наиболее популярных сюжетов является чудесное обретение или явление иконы на горе, у ручья, ключа, в лесу, по реке, на пожарище и это считали знамением для строительства церкви, закладки поселения, устройства колодца. Утрата иконы церковью означал скорое ее разрушение, утрата семейной иконы – погибель семьи.

С иконами часто совершают большое число обрядов: перед иконами зажигают свечи, приносятся клятвы и заклинания, иконой благословляют молодую пару при сватовстве и на свадьбе, икону кладут в гроб, с иконой встречают только что приобретенную скотину, воду, в которой омывали икону, выплескивали под красный угол, после погружения в колодец иконы вода в нем считалась целебной. Осквернение икон каралось свыше страшной болезнью или неминучей смертью. Красный угол избы, в котором располагалась божница с иконами, почитался как святое место.

Иконами пользовались и в магических обрядах. Образ святого Ильи погружали в реку, чтобы вызвать дождь. Для предотвращения удара грома иконы ставили лицом к лицу на окне.

Если верить приметам, то трещина на иконе или падение иконы со стены предвещают смерть, увидеть икону во сне к печали.

Все вышесказанное в полной мере относится как к писаным иконам, так и к иконам, вышитым бисером, жемчугом, золотом, серебром, драгоценными камнями-самоцветами, стразами. Вышивка икон никоим образом не уменьшает их чудодейственные свойства.

Вышитые оклады икон (ризы)

Богатое «узорочье» служило особым украшением богослужебного Евангелие на Руси еще в домонгольское время, что являлось прямым продолжением византийской традиции. Евангелие, покрытве драгоценными окладами, приносили в православные храмы в качестве благодарственных и обетных вкладов в знак памяти о дарах, поднесенных волхвами Спасителю. Позже окладами или ризами стали украшать и православные иконы.

Ри́за, или окла́д — накладное украшение на иконах, которое покрывало всю доску иконы поверх писаного образа, кроме личного письма — лика и рук, для которых в окладе выполнялись прорези. Окладывать икону, т.е. одевать ее в ризу, в облачение.

Оклады бывали из белой жести, медные, латунные, серебряные и золотые, шитые жемчугом, бисером, полудрагоценными и драгоценными камнями, цветными стеклами, и обивались малиновым и красным бархатом с обратной стороны.

Иконы одевали в оклады и ризы в память о минувших событиях и в благодарность за удачные свершения по обету данному Всевышнему.

Украшать вышивкой оклады икон начали в XVIII в. с использованием старинной техники вышивки золотом, серебром, камнями-самоцветами, жемчугом, стразами, бисером, однако после революционных событий эта традиция стала приходить в упадок. Оклады встречаются не только на православных, но и на католических иконах византийского происхождения, однако в русском декоративно-прикладном искусстве создание окладов икон выделилось в отдельную ветвь, получило большое развитие и превратило иконы в роскошь.

Вышивка золотом и золотыми нитями

Золотное шитье долгое время относилось к одному из самых дорогих видов вышивки, которую использовали для украшения одежд монархов и главенства церкви, а также ряда предметов, требующихся для религиозных обрядов.

Сегодня появились материалы, имитирующие драгоценные металлы, из которых и создавались тончайшие золотые нити, но при этом стоимость их значительно ниже. В связи с этим золотное шитье, которым ранее занимались избранные мастерицы, профессионализм которых сводил к минимуму риск порчи нитей, сейчас стало доступно всем желающим и превратилось в изысканное хобби.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое золотная вышивка

Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа.

Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.

На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.

Обучались золотошвейки и для княжеского дома. В их обязанности входило расшивание царской одежды. На обучение мастерицы уходило до 7 лет.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

  • Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
  • Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
  • Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.
  • Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
  • Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше. Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
  • Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.

Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ: ИСТОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

Вышивка – один из старинных видов декоративно-прикладного искусства. Из века в век женщины украшали свою одежду, одежду детей и мужчин, предметы быта. Это была возможность подчеркнуть особенность своего творчества, показать мастерство, трудолюбие. Свое вдохновение и творчество они во многом заимствовали у природы: присмотревшись к ней, женщины стилизовали природные мотивы и элементы в символы, понятные только им.

Праздничный костюм молодой девушки.
Архангельская губ. Конец XIX в.

Вышивка не только декорировала одежду, но и несла смысловую нагрузку – каждый символ, цвет нити, расположение рисунками орнамента в изделии имел свое строгое место и предназначение.

Золотое шитьё не было так распространено как гладь, тамбур и другие швы, потому что эта техника требовала специального обучения. Изначально золотую вышивку применяли в оформлении церковной одежды, для служителей церкви расшивали оплечье, епитрахиль, стихарь. Орнамент вышивки был растительным, с изображением цветов, листьев, а также антропоморфным – изображал сюжеты из библии. Расшивали церковные одежды в монастырях, труд был тяжелый, дорогостоящий (так как нитка была золотая). Когда металлическая нить заменила золотую, вышивка удешевилась и стала более доступной для простого народа. Украшать костюмы и предметы быта стали богатые люди, особенно любило золотую вышивку купечество. Орнамент вышивки был как бы собран из культур двух сословий, как, будто народная вышивка трансформировалась в светскую. Вещи расшитые золотом в простых крестьянских семьях встречались не часто, одевали их только по праздникам и передавали из поколения в поколение. С изобретением швейной машины золотая вышивка стала менее трудоемкой, начали появляться артели вышивальщиц. Крупными промысловыми центрами золотой вышивки были Арзамас, Городец, Лысково.

Пышные золотошвейные узоры расшивались на рукавах девичьего костюма, на бархатных душегреях, сапогах. Но ярче всего была украшена передняя лопасть кокошника. Вокруг гребня и над очельем были нашивки из золотого кружева, в просветах между ними размещались гибкие золотые веточки и вставки из цветного стекла, перламутра и фольги. Тыльная сторона кокошника из вишневого бархата расшивалась золотым узором.

Золотое шитьё считалось самым трудным по исполнению, так как необходимо было чувствовать декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Каждую форму прикрепа вышивальщицы вышивали по карте в прикреп. Из бересты или картона вырезали форму орнамента и перекрывали её золотыми нитями.

С ХII века закреплять нити стали не только по контуру, но и в середине. Это позволяло стежкам не провисать на вышивке и делало орнамент более прочным. В частом прикреплении стежков была заложена возможность новой декоративной выразительности – создавались разнообразные фактуры узора, богатая светотеневая и цветовая игра нитей. К ХVII веку использовали прикрепы в виде диагональных рядов, зигзагов, ромбов и назывались они «рядки», «городки», «ягодка»…

Орнамент золотой вышивки делился на растительный и геометрический, так же как и обычная вышивка. Геометрический состоял из ромбов разных очертаний. Растительный орнамент тяготел к реалистической трактовке растительных мотивов. Орнамент, близкий к «разметным травкам», чаще всего встречается на лопатообразных кокошниках. Такой узор представляет собой симметричный цветущий куст или дерево, на гибких плавных стеблях которых расцветают пышные фантастические цветы, сияющие обычно на темно-вишневом фоне бархата. Характерной особенностью этого узора являются гибкие растительные побеги, равномерно заполняющие всю декоративную плоскость.

В конце ХVIII – первой половине ХIХ веков золотыми нитями начали расшивать платки. Их вышивали с угла на угол, складывали вдвое, надевали на кокошник и закалывали под подбородком. С середины ХIХ века платки начали набрасывать на плечи.

Разнообразны были не только вышиваемые орнаменты, но и технические приёмы вышивки. На хлопчатобумажных и шёлковых тканях тамбурным швом выполняли намеченный орнамент. Другие платки вышивались битью в прикреп по настилу, как в глади. В узоре объединялись металлические нити, нити фасонной крутки, канитель, бисер, блёстки…

По композиции платки делились на четыре типа. Самые декоративные были вышиты по синей, голубой или белой тафте с угла на угол плотным золотым узором. Он назывался дородовым. Вышивали на них гроздья винограда, цветные розетки, гвоздики, по краям узор заканчивался извилистой лентой.

Узор из бити, струнцала и блёсток на цветных атласных платках делился на густую кайму и разреженную середину. Основным мотивом были многолепестковые цветы и виноградные гроздья. Главные мотивы окружались мелкими листочками и тонкими ветками.

Третий тип золотошвейных платков расшивался на белой тафте узкой цветочной каймой и негустым узором из мелких букетиков.

Еще один тип платков – кисейные и коленкоровые, с многоцветными тамбурными цветочными узорами.

Характерной особенностью всех типов платков является четкое ритмичное строение с повторением одинаковых элементов: крупных с мелкими, блестящих с матовыми, округлых с изрезанными…

С первой половины ХIХ века и до его середины золотыми нитями начали расшивать праздничный костюм крестьянок. Но уже в 60-е годы этого столетия такая одежда вытесняется городским костюмом.

Новое рождение вышивка золотом получила в середине XIX века. Историки и искусствоведы того времени предприняли усилия по сбору, изучению памятников народного творчества, в том числе и русской золотошвейной вышивки.

Сегодня вышивка золотом получила свое новое рождение. Всего несколько лет назад начали применять машинную вышивку в прикреп. Художники смогли найти технические приемы воплощения своих замыслов, выполненных в такой технике, не утратив при этом традиции народной вышивки. Графический узор состоит из цепочки как бы сверкающих небольших камней и матов, которые применялись для девичьих и женских головных уборов и нагрудников.

Наряду с прядеными нитями, где узкая металлическая пластинка навита на шелковую основу, применяют и современные металлизированные нити – метанит, люрикс, блестящие нити на основе пластических масс. Нити дополняются блесками и бисером.

Золотое шитье – вышивка довольно трудоемкая, в Древней Руси ею занимались большей частью в монастырях и в городе Торжке, где находилась золотошвейная артель. До сих пор существует мнение, что для высокопрофессионального исполнения этих работ необходимо шитье золотом изучать в течение нескольких лет.

Технология вышивки разнообразна, разделяют ее по способам прикрепления металлической нитки на формах с выпуклой или плоской настилкой. Для вышивания употребляется очень прочная, толстая ткань. Обычно используют толстую шелковую материю, бархат, сукно, кожу. Для работы, кроме ткани, нити, иглы и пяльцев, требуется шило. Отверстие, где должна проходить иголка с металлической ниткой, делают заранее посредством шила (особенно при работе с кожей). Проколы шилом лучше делать непосредственно перед вышивкой, не накалывая отверстия заранее, так как могут остаться следы, которые испортят внешний вид изделия. Золотые нити очень жесткие и плохо гнутся, поэтому перед работой советуем их нагреть на батарее, при высокой температуре металл становится мягче и пластичней. Для выпуклых частей вышивки делают настил из ниток, как для вышивки гладью, бумаги, картона, кожи. Элементы, которые художник решает сделать объемными, сначала наклеиваются на ткань, а потом обшивают золотой ниткой.

Существует несколько способов шитья золотом:

1. Китайское шитье золотом.

2. Вышивка с настилом из шнура.

3. Сквозное шитье гладью.

4. Плоское шитье золотыми нитками.

5. Вышивка-фантазия блесками и канителью.

В последнее время вышивка золотом начинает более активно внедряться в жизнь людей, не только как предмет декора костюма, но и как декор предметов интерьера. В моду входит восточный стиль интерьера, который предполагает большое количество золотой вышивки. Диванные подушки, занавеси, балдахины – все это оформляется с помощью золотых шнуров, зафиксированных в прикреп машинной золотой вышивкой, вышивкой стразами и битью.

Оцените статью