Зардози — вечное искусство индийской вышивки
Сегодня хочу рассказать об одном из самых удивительных и красивых видов вышивки — Зардози. Изначально эта техника возникла в Средней и Передней, как тогда говорили, Азии, в Персии. Свои распространение вышивка Зардози получила во времена империи Великих Моголов, включавшей Индию, Пакистан, Афганистан. А сегодня мы можем видеть ее во всем великолепии именно в индийской вышивке.
Изначально Зардози предполагала золотное шитье, вышивку золотом, ведь и переводится это слово с персидского:зари — золото, дози — вышивка.
Пожалуй главной особенностью техники Зардози и по сей день является обилие золота и серебра, нарочитое богатство и яркость вышивки, использование обязательно металлических или металлизированных нитей. Кроме того, широко представлена канитель — да-да, канитель, это не только способ затягивания времени, но и прекрасный материал для вышивки! — повсеместно используются пайетки (вот в их недостатке индийцев точно не упрекнуть), металлические колечки, натуральный жемчуг и его стеклянная и пластиковая имитация, драгоценные камни, стеклярус, бисер и вообще все что блестит и переливается.
Кстати о канители. Русскому человеку она знакома главным образом по военной форме — именно канителью по сей день и зачастую вручную вышиваются погоны, головные уборы и мундиры наших военных, однако она может быть использована для создания художественных шедевров.
Впрочем, канитель это тема отдельного разговора.
В качестве тканей используются бархат, шелк, парча. Стоит готовая вышивка совсем недешево, отчего доступна только состоятельным людям, либо покупается для особых случаев — свадьба, национальный праздник и прочее. В древности вышивались настенные гобелены и попоны для лошадей и слонов.
Конечно, сегодня мало кто вышивает настоящей золотой или серебряной нитью — это дорого и непрактично, подходит разве что для спецзаказа, а в целом дорогие материалы стали заменять более доступные, но не менее красивые, отчего и сама вышивка стала доступнее.
Вышивка Зардози процесс трудоемкий и долгий, занимаются им как женщины, так и мужчины. Причем изначально и традиционно занимались этой вышивкой именно мужчины. В отличие от России на Востоке никогда на встает вопрос о нормальности «мужика, который вышивает».
Что касается мотивов, то это, прежде всего, растительные орнаменты, а также звезды, цветки и пресловутые «огурцы», которые в данной технике приобретают неповторимое воплощение.
Так как вышивка выполняется обычно на больших полотнищах, в работе задействованы обычно сразу несколько мастером. Ткань растягивают на большой раме.
При всем великолепии и одновременно сложности вышивки в процессе изготовления используются самые простые инструменты — очень тонкий крючок и иглы.
(c) Евгений Дворников
Это вступление было сделано, чтобы показать совершенно волшебные работы мастера Шамсутдина.
Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардози но и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсутдина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!
Такие работы могут весить по несколько сот килограмм, поскольку мастер накладывает много слоев нитей поверх друг друга, чтобы добиться объемного эффекта.
Картина «Добрый пастырь»
Отец Шамсутдина в совершенстве владел техникой зардози, ему выпала честь дважды вышивать парадные наряды для британской королевской семьи.
Шамсутдин за годы работы создал невероятное количество картин, ковров, покрывал, накидок для слонов, расшитых драгоценностями. Все они сегодня оцениваются в сотни тысяч, а то и в несколько миллионов долларов. Над некоторыми изделиями Шамсутдин трудился годами: так, знаменитую вазу с цветами он вышивал в подарок жене на протяжении 11 лет, а другая его картина – «Добрый пастырь» – результат 18-летнего труда! Сложно даже представить, сколько часов было потрачено на создание каждой из этих удивительных вышивок!
Как и полагается, свои умения шейх передал сыновьям. Один из них, Раисуддин, стал продолжателем традиции, сегодня он открыл мастерскую в родном городе Агра, где десятки сотрудников корпят над холстами, создавая прекрасные произведения искусства.
Объемная вышивка индийского шейха Шамсутдина
Роскошные вышивки в стиле «Зардози»
Зардози (Zardozi или Zar Douzi) — древний вид искуства вышивки золотом родом из Персии (Зар на персидском языке означает золото и Дози — вышивка), которое передавалось из поколения в поколение.
Зардози — стиль вышивки, распространенный в Индии и Пакистане, который существовал не одну сотню летвремя расцвета этого стиля — эпоха Великих Моголов и правление императора Акбара.
Этой вышивкой стали украшать одежду, оружие, стены, императорские покои, покрывала для коней и слонов и т.д. Буквально с фарси переводится как вышивка золотом.На бархате, парче, шелке вышивались причудливые узоры золотыми и серебряными нитями, нашивались драгоценные камни, жемчужины, и в результате получалось — волшебство.
Искусство вышивки достигло своего расцвета под покровительством падишаха из династии Великих Моголов Акбара. В XVII веке Аурангзеб решил отказаться от покровительства, что привело к тому, что искусство зардози перестало развиваться и могло вообще исчезнуть.
Материалы для вышивки стояли достаточно дорого, поэтому мастера не имели возможности заниматься вышивкой самостоятельно. Большинство мастеров в поисках заработка уехали из Дели в Пенджаб и Раджастан. С конца XVIII века и в XIX веке с наступление эпохи на судьбу искусства вышивки выпала еще одна неудача.
И только в середине ХХ века индийское правительство приняло шаги для того, чтобы восстановить и уникальное искусства зардози и дать ему развитие наряду с другими традиционными вышивками. В течение десятилетий зардози главным образом делали в Хайдарабаде и Мадрасе. В наши дни главные центры вышивки находятся в таких городах, как Кашмир, Ченнай, Аджмер, Мумбаи, Агра, Дели, Бхопал и Лакхнау.
Главной проблемой географической ограниченности зардози было то, что серебро и золото не было доступно в больших масштабах.
Препятствие было преодолено путем комбинирования золотого покрытия и медной нити, и окрашивания золотом шелковой нити. Не меньшей проблемой были также небольшое количество мастеров, способных передать свои знания.
Вышивка зардози является мужским мастерством. Вышивание в этой технике начинается с того, что мастер располагается вокруг деревянной рамы «аддаа» с необходимым материалом и инструментами.
Это нити, стеклянные и пластмассовые бусы, круглые блестки, металлические звезды, золотые проволоки и изогнутые крючки, похожие на маленькие вязальные крючки. Ткань протягивают на раме, копируют на узор, а затем начинают кропотливую работу, непосредственно сам процесс вышивки.
Одним из самых известных мастеров Зардози был Шамасуддин из Агры. Вышитые картины Шамсуддина – самые тяжелые художественные вышивки в мире, каждая весит больше двухсот килограммов! Художник украшал их драгоценными камнями, некоторые – тысячами самоцветов.
Одну из самых известных композиций — «шахматы» — с двадцатью тысячами камней мастер вышивал тридцать лет! Еще в 70-е годы шейх из Саудовской Аравии предлагал за нее два миллиона восемьсот тысяч долларов, но безуспешно. Шамсуддин работу не продал, понимая, что ничего подобного создать никогда уже не сможет. Так или иначе, но работы Шамсуддина – пожалуй, одни из самых дорогих в мире вышивок .
Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсуддина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию.
Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц.
Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком.
Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра.
Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!
За всю жизнь у Шамсуддина — прославленного мастера вышивки под названием зардози было около пяти тысяч учеников.
Но лучшим из них стал его старший сын Раисуддин. Ему-то он и передал свое дело. Работа над картиной начинается с рисунка на кальке.
Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость работы и изящество рисунка.
«Высшим пилотажем» здесь считают вышивку, изображающую животных – стежками и цветом нити нужно передать фактуру кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде лошади.
До такой работы допускают только самых опытных профессионалов. Наследник Великого мастера гордится своим знаменитым отцом: ведь ему удалось сделать настоящее чудо – поднять искусство вышивки шелком на новую, ещё небывалую высоту.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Вязание спицами — Свитер спицами с кельтской косой по центру (в бохо-стиле) Копилка — вязание .
Модный альбом. Вышивка. .
Мастер-класс. Сутажный диск Очень, очень, очень интересный МК по сутажно-бисерным украшениям о.
Русский художник иллюстратор Сергей Соломко (1867 – 1928) Сергей Соломко — Синяя Птица (Птица .
МОДЕЛИ ПРОСТОГО КРОЯ 1958. увеличить
—Метки
—Рубрики
- Бисер (116)
- Папье-маше (8)
- Декораторские штучки (60)
- Декупажное (208)
- Имитация (53)
- Материалы, инструменты (6)
- Мебель своими руками (7)
- Трафареты для росписи и декупажа (28)
- Фоны, узоры, орнаменты (66)
- Для вдохновения (28)
- Картинки (77)
- МОИ МАСТЕР-КЛАССЫ (4)
- МОИ РАБОТЫ (14)
- Декупаж (8)
- Разное (1)
- Точечная роспись (1)
- Украшения (3)
- Полезное (38)
- Полимерная глина (19)
- Рабочее место (8)
- Рисование (Уроки) (17)
- Точечная роспись (55)
- Уроки фотографии (6)
- Фотошоп (6)
- ШитьЁ (74)
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Зардози — уникальная техника вышивки
Четверг, 18 Декабря 2014 г. 22:08 + в цитатник
Это удивительное зардози.
Зардози — стиль вышивки, распространенный в Индии и Пакистане, который существовал еще со времен Ригведы, но время расцвета этого стиля — эпоха Великих Моголов и правление императора Акбара. Этой вышивкой стали украшать одежду, оружие, стены, императорские покои, покрывала для коней и слонов и т.д. Буквально с фарси переводится как вышивка золотом.На бархате, парче, шелке вышивались причудливые узоры золотыми и серебряными нитями, нашивались драгоценные камни, жемчужины, и в результате получалось — волшебство.
Искусство вышивки достигло своего расцвета под покровительством падишаха из династии Великих Моголов Акбара. В XVII веке Аурангзеб решил отказаться от покровительства, что привело к тому, что искусство зардози перестало развиваться и могло вообще исчезнуть.
Материалы для вышивки стояли достаточно дорого, поэтому мастера не имели возможности заниматься вышивкой самостоятельно.
Большинство мастеров в поисках заработка уехали из Дели в Пенджаб и Раджастан. С конца XVIII века и в XIX веке с наступление эпохи на судьбу искусства вышивки выпала еще одна неудача. И только в середине ХХ века индийское правительство приняло шаги для того, чтобы восстановить и уникальное искусства зардози и дать ему развитие наряду с другими традиционными вышивками. В течение десятилетий зардози главным образом делали в Хайдарабаде и Мадрасе. В наши дни главные центры вышивки находятся в таких городах, как Кашмир, Ченнай, Аджмер, Мумбаи, Агра, Дели, Бхопал и Лакхнау.
Главной проблемой географической ограниченности зардози было то, что серебро и золото не было доступно в больших масштабах. Препятствие было преодолено путем комбинирования золотого покрытия и медной нити, и окрашивания золотом шелковой нити. Не меньшей проблемой были также небольшое количество мастеров, способных передать свои знания.
Вышивка зардози является мужским мастерством. Вышивание в этой технике начинается с того, что мастер располагается вокруг деревянной рамы «аддаа» с необходимым материалом и инструментами. Это нити, стеклянные и пластмассовые бусы, круглые блестки, металлические звезды, золотые проволоки и изогнутые крючки, похожие на маленькие вязальные крючки. Ткань протягивают на раме, копируют на узор, а затем начинают кропотливую работу, непосредственно сам процесс вышивки.
Одним из самых известных мастеров Зардози был Шамасуддин из Агры. Вышитые картины Шамсуддина – самые тяжелые художественные вышивки в мире, каждая весит больше двухсот килограммов! Художник украшал их драгоценными камнями, некоторые – тысячами самоцветов. Одну из самых известных композиций — «шахматы» — с двадцатью тысячами камней мастер вышивал тридцать лет! Еще в 70-е годы шейх из Саудовской Аравии предлагал за нее два миллиона восемьсот тысяч долларов, но безуспешно. Шамсуддин работу не продал, понимая, что ничего подобного создать никогда уже не сможет. Так или иначе, но работы Шамсуддина – пожалуй, одни из самых дорогих в мире вышивок .
Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардози но и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсуддина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!
_________________
За всю жизнь у Шамсуддина — прославленного мастера вышивки под названием зардози было около пяти тысяч учеников.
Но лучшим из них стал его старший сын Раисуддин. Ему-то он и передал свое дело. Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость работы и изящество рисунка. «Высшим пилотажем» здесь считают вышивку, изображающую животных – стежками и цветом нити нужно передать фактуру кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде лошади. До такой работы допускают только самых опытных профессионалов.
В президентском музее в Лос-Анжелесе висит портрет американского президента Рональда Рейгана работы Шамсуддина, в дар президенту Форду его сын преподнес вышитого Авраама Линкольна. Раисуддин очень гордится, что портрет Линкольна висит где-то на стене в Белом доме. Но намного больше наследник Великого мастера гордится своим знаменитым отцом: ведь ему удалось сделать настоящее чудо – поднять искусство вышивки шелком на новую, ещё небывалую высоту.