Инструменты для плетения кружева плетения

Плетение кружев инструменты

Для плетения кружев , кружевных изделий прежде всего требуются различные инструменты . В первую очередь — коклюшки — деревянные палочки с шейкой, на которою наматываются нитки ( рис. 1 ). Верхняя утолщенная часть коклюшки называется головкой, нижняя — концом. Наиболее употребляемые из них:

  • Общая длина коклюшки — 170 мм
  • Длина шейки — 4мм
  • Диаметр шейки — 5 + 6 мм
  • Диаметр конца и головки — 10 мм


Рис.1.

Лучше, если коклюшки сделаны и тяжёлых пород дерева. При работе коклюшки издают мелодичный перестук, и чтобы усилить этот звук, палочки. которых делаются коклюшки, надо кипятить в солёной воде.

Подушка , в виде валика, на котором производится плетение кружев ( рис. 2 ) Нижняя наволочка подушки должна быть из плотной прочной материи, верхняя — белая из бязи. Подушка может быть различного размера. Для изготовления подушки возьмите кусок материи длиной 85 см и шириной 45—65 см. Длинные стороны подогните на 2 см и в подшивке продёрните шнурок. Внутрь наволочки вложите кружок из картона диаметром 20 см и туго набейте подушку сеном или опилками.


Рис.2.

Затем поверх набивки наложите второй кружок картона, шнурок наволочки затяните и заправьте внутрь. Поверхность валика должна быть гладкой, а валик очень тугим, чтобы булавки, которые вкалывают в валик во время плетения кружева , держались прочно. Если валик делают из соломы, то солому нужно сложить очень ровно, можно скрепить ее в виде циновки и циновку туго скрутить. Неровные края обрежьте и после этого поместите скрученную солому в подушку. На набитую подушку наденьте белую наволочку. Подушку с начатым кружевом после работы нужно накрывать, для предохранения от пыли.

Чтобы удобно было работать, подушку надо класть на подставку . Подставка может быть небольшой сборной для установки валика на столе ( рис. 3 ). Такая подставка применима для небольшого учебного валика или при плетении мерного кружева. Учебный валик можно также устанавливать на подставку, сделанную из тонкого 2—3-см поролона Края полоски поролона, по ширине равной валику, скручивают и закрепляют нитками. Такая подставка не скользит по столу и удобна при переноске ( рис.4 ). Подставку для большой и средней подушки рекомендуется делать такой, чтобы она стояла на полу ( рис.5 ). Она должна быть такого размера, чтобы удобно было работать сидя.


Рис.3

Рис.4.
Рис.5.

Для закрепления переплетённых ниток в кружеве используют булавки. Можно использовать стальные булавки — гвоздики или небольшие декоративные булавки с шариком на конце. Ни в коем случае нельзя пользоваться портновскими булавками с колечками, т. к. нитки будут попадать в колечки, зацепляться и путаться. При большом количестве пар коклюшек, находящихся в работе, необходимы большие вспомогательные булавки длиной 7—8 см для закалывания отложенных пар.

Начинающим заниматься кружевоплетением достаточно 100 шт. (50 г) булавок. При плетении изделий парной техникой плетения требуется большее количество булавок (100—200 г).

Сколок — рабочий рисунок кружева. Его наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек. В начале сколка узор прорисован, а затем можно руководствоваться одними точками или наколами. Для сколков лучше использовать картон голубого или зелёного цветов.

Точки на сколке определяют место, куда должны вкалываться булавки. Сколок служит канвой для плетения кружева. При изготовлении сколка требуется гочность и аккуратность, от этого во многом зависит качество исполнения кружева.

Если технический рисунок прорабатывают на миллиметровке, то на сколок рисунок переносят иглой для накола (тонкая швейная игла, вставленная в ручку ( рис. 6 ). Для перенесения рисунка на сколок нужно рисунок, выполненный на миллиметровке, скрепить с бумагой сколка скрепками и, положив на ровную мягкую поверхность, накалывать точки рисунка на подложенную бумагу. Затем по отверстиям с колка восстановить рисунок тонкой линией, лучше тушью.


Рис.6.

При плетении кружева под сколок можно положить ещё такую же бумагу и получить второй запасной сколок. Когда первый сколок будет проплетён до конца, к нему надо будет приставить второй сколок таким образом, чтобы наколы конца первого сколка совпадали с наколами начала второго сколка, и т. д. Длина рабочего сколка составляет от 30 до 35 см.

Подготовленный рабочий сколок прикрепляют булавками к подушке, так чтобы головки булавок не выступали над поверхностью подушки. При сцепной технике плетения необходим также тонкий крючок для вязания.

Материалом для плетения кружев могут служить льняные, хлопчатобумажные и шёлковые нитки (с № 10 по № 80). Для учебных целей лучше применять хлопчатобумажные нитки № 10—12.

Турагентство «Клуб
Путешествий Югра» :
Раннее бронирование
— скидки 50%!

1.3. Инструменты кружевницы

Главный инструмент кружевницы – коклюшки. Многообразие размеров и форм коклюшек (рис.1.14) зависит от местных традиций кружевоплетения. Для каждого региона характерны своеобразные формы и размеры коклюшек, сложившиеся в течение многих десятилетий.

Рис.1.14. Коклюшки

Кружевницы, занятые художественным промыслом, не знают проблемы обеспечения коклюшками. В производственном коллективе обычно есть свои токари по дереву и столяры, а организатор производства имеет возможность заказать в мастерской большую партию коклюшек [7] .

Труднее приходится любительницам надомного кружевоплетения, которым не по карману крупные заказы (если говорить о многопарном кружеве), а в розничной продаже в России коклюшки встречаются крайне редко. Кружевницы, имеющие доступ к сети Интернет, могут найти рекламу частного производства коклюшек и поставки столь необходимого инструмента, например, кукарские коклюшки (www.alex-spacon.ucoz.com) из можжевельника.

Помимо коклюшек кружевнице необходим типовой набор металлических инструментов.

1. Для плетения сцепного кружева нужен тонкий вязальный крючок (рис.1.15).

Рис.1.15. Вязальные крючки

Размер крючка зависит от толщины нити. Так, например, сцеп нитей мулине в два сложения лучше выполнять крючком № 0.5 или № 0.55. Более «тонкая» работа выполняется крючком № 0.4. Нитки типа «Снежинка», «Лилия», «Роза» требуют использования крючка № 0.6.

2. Обрезку нити выполняют маленькими ножницами для вышивания (рис.1.16).

Рис.1.16. Ножницы

3. Совершенно необходимо иметь шильце (рис.1.17).

Встречаются региональные названия этого инструмента – «наколюшка», «колотель», «кололка». Булавка при вдавливании иногда натыкается на препятствие. Если валик наполнен стружкой, таким препятствием оказываются кусочки древесины. Не стоит продолжать вдавливание во избежание деформации булавки и травмирования пальцев. Лучше сделать «накол» шильцем, а затем вставить булавку. Такая же ситуация возникает и при наполнении валика пенополиэтиленом высокой плотности. И в этих случаях предварительно «прокалываются» все текущие точки «накола».

В 19-м веке шильце применялось для переноса рисунка с готового кружева на картон и для тиражирования сколков. При этом кружево плели по точкам, без прорисовки сколка.

Приобретение шильца нередко оказывается затруднительным. В учебных пособиях предлагаются «домашние» способы изготовления шила, например, из большой швейной иглы, закреплённой тупым концом в деревянном стержне (рис.1.18), предварительно размягченным путём кипячения в воде в течение 10 минут.

Рис.1.18. Авторское шильце

4. Булавки – массовый инструмент кружевницы. Применяются короткие и длинные стальные булавки с пластиковой сферической или металлической головкой (булавки-гвоздики).

На валике или на игольной подушечке до начала плетения размещают 50-100 булавок. Остальной запас хранят в количестве не менее нескольких сотен на рабочем месте в специальных коробочках (рис.1.19). Булавки желательно сортировать по толщине и длине.

Рис.1.19. Булавки и подушечка для булавок

Случается, что булавки иногда выпадают из валика и из рук кружевницы. Чтобы отыскать стальные булавки на полу или пёстром ковре полезно иметь под рукой небольшой магнит (рис.1.20). Это очень важно для обеспечения безопасной работы.

Рис.1.20. Авторские магниты

5. Западноевропейские и заокеанские кружевницы применяют вспомогательные инструменты для вдавливания (pin-pusher) и извлечения (pin-lifter) булавок. Полезен и комбинированный инструмент с двойной функцией (pusher – lifter).

Для выполнения сцепа в труднодоступных местах применяется «lazy maid» («лентяйка») – изогнутый стержень с ушком на конце. «Выдерга» – так вятские кружевницы называют экстрактор булавок (рис.1.21).

Рис.1.21. Извлекатель булавок («выдерга»)

Перечисленные инструменты продаются как порознь, так и в комплекте с пинцетом и ножницами.

6. Очень полезным оказывается приспособление для закрепления нескольких коклюшек, неиспользуемых в данный момент в работе. Это зажимы для коклюшек, которые можно приобрести в магазинах для рукоделия. Они удерживают коклюшки на подушке (валике) и препятствует спутыванию нитей во время транспортировки валика или длительного перерыва в работе.

Кружевница и сама может изготовить такой зажим (рис.1.22). Для этого потребуется школьная деревянная линейка длиной от 10 до 15 см. С обоих концов каждой линейки делается пара пропилов глубиной 5-6 мм и шириной 2-3 мм. В пропилах закрепляется банковская резинка (предназначенная для стягивания пачки купюр).

Рис.1.22. «Самодельный» зажим для коклюшек

Зажимы для коклюшек традиционно используют в технике многопарного плетения на плоских подушках на Западе. В России коклюшки перекладывают многочисленными ткаными салфетками.

Процесс кружевоплетения становится более совершенным, когда он обеспечивается техническими приспособлениями, в том числе подставкой для подушки, устройствами для намотки нити на коклюшки и прочей оснасткой. К сожалению, все они достаточно сложны для изготовления человеком, никогда не державшим в руках дрели, ножовки и напильника.

Теоретически для создания нестандартной оснастки для кружевоплетения требуется как инженерно-конструкторская подготовка, так и владение рабочими профессиями – токаря по дереву и металлу, столяра, слесаря-сборщика и т.д.

Однако, по опыту «домашних умельцев», вовсе необязательно быть дипломированным инженером-механиком или квалифицированным рабочим, чтобы в «суровых» условиях импровизированной домашней мастерской (обычно в городской квартире) создать полезное приспособление для кружевницы при весьма ограниченном наборе инструментов и материалов. В следующих главах авторы пытались доказать это.

Техника и секреты изготовления кружева с помощью ниток и иголок

Искусство фриволите зародилось на Древнем Востоке, когда рыбаки для создания сетей использовали различные узелки. Со временем секреты техники изготовления кружева с помощью нитки и иголки распространились по всей Европе. Сегодня этот способ кружевоплетения превратился в популярную разновидность рукоделия.

Инструменты и материалы

В древние времена в качестве исходных материалов для кружева применялись нитки, сделанные из золота и серебра. Из них изготавливали воротники и манжеты для отделки нарядов королевской знати и придворных красавиц.

В настоящее время основой для фриволите может служить хлопковая и льняная пряжа. Для того чтобы кружево получилось изящным, необходимо правильно её выбирать. Есть несколько важных моментов, заслуживающих внимания:

  • Прочность. Кружевоплетение подразумевает выполнение колец, дуг, полудуг и других элементов. Если использовать недостаточно прочный материал, он будет рваться в процессе затягивания узлов.
  • Гладкость. Следует выбирать максимально гладкие нитки без ворса. Даже самые маленькие ворсинки будут препятствовать свободному движению узлов.
  • Равномерное окрашивание. Только при использовании нитей с ровной окраской можно получить красивое изделие. Пробелы придадут готовому кружеву неаккуратный вид.

Этим характеристикам соответствует пряжа под названием ирис, часто используемая для вязания крючком. Её вполне можно выбирать и для плетения кружева.

Помимо материала, потребуется специальный набор игл и крючков. Его можно приобрести в любом магазине для рукоделия. Использовать обычные швейные иголки не рекомендуется, поскольку они очень короткие и острые. Сегодня в продаже имеются иглы из бамбука. Однако в сравнении с металлическими, их срок службы недостаточно долгий.

Базовые элементы

Процесс создания кружева при помощи игл довольно быстрый. Опытные мастерицы на изготовление колье или браслета в среднем тратят не более часа. Начинающим рукодельницам потребуется больше времени. Для начала им придётся освоить такие базовые элементы, как:

  • Прямые и обратные. Вместе они образуют двойной плоский узел.
  • Гераклов узел. Служит для соединения оборвавшихся нитей или многоцветного плетения.
  • Пико. Благодаря этому изящному элементу, можно соединить несколько мотивов.
  • Кольцо. Делает изделие ажурным и утончённым.

Помимо обычных колец, в технике фриволите существуют незаконченные, называемые дугами. Чаще всего они выполняют роль завершающих элементов. В процессе выполнения узлов очень важно добиться того, чтобы они имели одинаковый размер. В таком случае кружево будет иметь аккуратный и привлекательный вид.

Секреты мастерства

Особым уровнем мастерства в технике фриволите считается умение в ходе работы добавлять новые нити и правильно скрывать места соединения. Чтобы этому научиться, необходимо знать несколько нюансов:

  • Нить, которую нужно ввести в работу, следует протянуть через последний двойной узел.
  • Когда останется конец длиной не более 2 см, сделать узелок рядом с двойным.
  • Продолжить плетение, оставив немного свободной нитки.

Чтобы замаскировать появившийся конец нити, его следует вдеть в иголку, протянуть через несколько узелков и аккуратно обрезать.

Читайте также:  Вяжем макраме для начинающих
Оцените статью