Ирина трофимова художник по батику

Ирина трофимова художник по батику

Трофимова Ирина Вадимовна

Заслуженный художник России.

Родилась 1 августа 1937 г. в г.Москве
С 1962 г. после окончания Московской Текстильной Академии, по 1993 г. проработает художником на Объединении «Весна», создав более 1000 тематических и сувенирных рисунков для головных платков, отмеченных дипломами и премиями. Многие из них вошли в фонды музеев, а серия платков, посвященных Москве, хранится в Музее Современного искусства б Нью-Йорке.

В 1986 г. награждена орденом «Дружба народов».

Одновременно с работой на фабрике, с 1962 г. постоянно работала творчески, С 1971 г. член Союза художников СССР.

После многократных поездок и командировок по Советскому Союзу и за рубеж были созданы серии больших декоративных панно, выполненных в технике горячего батика. Эта техника была изучена мною в «Спецшколе классического батика» в Дели.

Все эти работы экспонировались на Республиканских, Всесоюзных, Международных и нескольких персональных выставках. Многие из них были удостоены дипломов и премий МОССХа, как «Лучшие работы года» 1981, 1982, 1983, 1990, Диплом III Триеннале Уникального текстиля в Польше, 1978, Диплом IV Квадринале Соц. ремесел в Эрфурте, 1986.

Всего создано более 100 больших монументальных панно, которые хранятся в Гос. Историческом музее, в Гос. Музее Иск-ва народов Востока, в Всероссийском Музее декоративно-прикладного, искусства, в Гос. Музее-заповеднике «Царицино», в Гос. Историко-художественном Музее «Новый Иерусалим» в Гос, Музее муз. культуры им. Глинки, в Музее Современной истории, в Гос. Музейно-выстав. центре РОСИЗО, в Дирекции выставок ХФ Союза худ-ков России Гос. Музей В.О.В.

Читайте также:  Цыганская юбка своими руками быстро выкройка

В 2004 г. награждена СЕРЕБРЯНОЙ медалью Российской Академии Художеств.

Между утилитарностью и искусством. Омичам показали монументальную живопись на ткани

В музее им. М. А. Врубеля открылась выставка «Батик Ирины Трофимовой». На ней представлены 15 крупноформатных текстильных панно московской художницы, выполненных в технике горячего батика – многослойной росписи ткани с использованием расплавленного воска.

Слоны, змеи, медитация

За долгую творческую жизнь Ирины Трофимовой это её первая выставка в Сибири. В омском музее, к своему удивлению и радости, Ирина Вадимовна нашла не только директора-однофамильца, но и несколько работ своего отца – известного художника-анималиста, а также и свои собственные. Панно Трофимовой «В храме танцующего Шивы» и «У колеса жизни по дороге в Бенарес» достались Врубелевскому музею по распределению из Центрального фонда РОСИЗО. Сейчас есть шанс получить что-то в подарок.

Батик – техника восточная, поэтому и постигать ее надо где-нибудь в Юго-Восточной Азии. Попав в Индию, Ирина Трофимова попросилась в колледж классического батика. Серии работ «Воспоминания о Шри-Ланке», «По Индии» созданы в те годы (середина 1970-х). На них – слоны, обезьяны, восточные красавицы, индийские танцы, религиозные ритуалы.

– Батик в Индии, Шри-Ланке присутствует везде, – рассказывает Ирина Трофимова. – Там и одежда, и ритуальные атрибуты. В храмах все стены затянуты батиком. Вот у меня есть работа «Перахера», где изображено шествие слонов на празднике Зуба Будды. Слоны тоже покрыты батиковыми попонами. В этих странах сначала учат танцам, музыке и батику, а потом всему остальному – и это как-то задает основную тему. Мы привязаны к повседневной жизни, быту, а там люди привязаны к духовным вещам. Там ко всему по-другому относятся. Мы были однажды в Золотом храме в Сингапуре, он кишит змеями. Мы выскочили оттуда как ошпаренные. А местные жители носят змеям еду и совсем их не боятся.

Различием менталитетов объясняется тяготение к горячему или же холодному батику, считает Ирина Вадимовна. Холодный батик – техника быстрая, упрощенная, придуманная уже европейцами. Горячий – целое священнодействие, долгий и неторопливый процесс, напоминающий медитацию. Все это не мешает использовать восточную технику для создания других мотивов. Освоив основные принципы, ты уже просто применяешь их, чтобы передавать свое видение мира. У Ирины Трофимовой есть недавно созданный триптих «Жизнь – игра». В семье художницы всегда почитались игры: нарды, шахматы, карты. И вот она философски переосмыслила эту тему. Серию «Дагестан» пришлось восстанавливать после того, как во время пожара в музее Владикавказа погибли все работы. То, что мы видим сейчас, – это уже, строго говоря, повтор, авторские копии. Но проработав 30 лет в текстильном объединении «Весна», создав более тысячи рисунков для головных платков, Трофимова привыкла к тиражированию своих работ.

Она отказалась от мастерской, творит только дома. В своем уникальном масштабе, сразу, без эскизов. Произведения пользуются большим спросом, поэтому собрать что-то даже для нынешней выставки оказалось довольно сложно. Работы быстро расходятся по музеям Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга.

Не «царское» дело?

В Омске Ирина Трофимова провела несколько занятий по горячему батику. Порадовалась количеству присутствовавших, их интересу к предмету, а также безусловным способностям. Профессиональные художники батиком занимаются все меньше. Наверное, смущает то, что сегодня к нему часто относятся пренебрежительно, считая женским рукоделием. А были времена, когда батиком занимались художники-мужчины. Редко, конечно, но вот Юозас Бальчиконис стал даже основателем литовской школы художественного текстиля. Ирина Вадимовна заболела техникой росписи по ткани, увидев как раз его работы. Еще вокруг батика не прекращаются споры: что это – декоративно-прикладное искусство или полноценная живопись? А он может быть и вполне себе утилитарным (одежда, сувениры), и вырастать до монументальной живописи, которую мы видим у Ирины Трофимовой. Впрочем, посетители выставки смогут ответить на вопрос сами. Главное — представленные произведения несут в мир красоту, а это основное предназначение любого искусства.

Кстати

Творчество Ирины Трофимовой оказало большое влияние на известного омского художника-батикиста Татьяну Колточихину. Впервые она увидела работы Трофимовой (как и горячий батик вообще), будучи студенткой. Это произвело сильное впечатление. По сути, Трофимова была первая, кто работал в технике горячего батика в нашей стране. «Я выискивала ее работы на всех выставках, но сама решилась обратиться к горячему батику гораздо позднее, – признается Татьяна Колточихина. – Это техника сложная, многогранная, к ней надо подходить с большим творческим багажом». Художницы познакомились три года назад, за это время они не раз побывали в совместных творческих поездках. Идея нынешней выставки принадлежит нашей землячке.

Интересно

Родина батика – Индонезия. Слово «батик» тоже индонезийское. Оно означает «капля воска». Писать в подобной технике можно не только по шелку, как считают многие, но и по хлопку, а с появлением акриловых красок и по любой искусственной ткани.

Ирина трофимова художник по батику

Ирина Вадимовна Трофимова – уникальный художник–прикладник, Заслуженный художник России, член Союза художников России, член декоративной комиссии Союза художников России, член-корреспондент Российской академии художеств. Награждена орденом «Дружбы народов», серебряной медалью Российской Академии Художеств.

Ирина Вадимовна Трофимова – уникальный художник–прикладник, Заслуженный художник России, член Союза художников России, член декоративной комиссии Союза художников России, член-корреспондент Российской академии художеств. Награждена орденом «Дружбы народов», серебряной медалью Российской Академии Художеств.

Окончила Московский текстильный институт имени А.Н. Косыгина. Работала художником на Объединении «Весна», создав более 1000 тематических и сувенирных рисунков для головных платков. Многие из них отмечены дипломами и премиями, вошли в фонды музеев, а серия платков, посвящённых Москве, хранится в Музее Современного искусства в Нью-Йорке. Художница одной из первых в СССР начала выполнять работы методом горячего батика.

В августе этого года Ирина Вадимовна отмечает юбилей.

И.В. Трофимова является постоянным участником российских и зарубежных выставок, в том числе проходящих во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, других отечественных и зарубежных музеях.

Автором создано более двухсот монументальных панно, которые хранятся в коллекциях многих российских музеев, в том числе Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного Исторического музея, Государственного музея искусств народов Востока, Государственного музея-заповедника «Царицыно», Центрального музея Великой Отечественной войны 1041-1945 годов, Государственного Дарвиновского музея, Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Музея Новой истории, Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим», зарубежных музеях и частных собраниях.

Всё, что мы написали о замечательном художнике по батику И.В. Трофимовой – просто важные, интересные сведения. Но самое главное – это рассказ о живом человеке – не только прекрасном Мастере, но и настоящем Друге. Ирина Вадимовна – добрая, искренняя женщина. С ней всегда интересно. Необыкновенная душевность, оптимизм, фейерверк идей и, конечно, неисчерпаемые фантазии и талант оставляют её всегда молодой. А батики фантастически хороши, полны цвета, радости и глубокой мудрости.

Дорогая Ирина Вадимовна! Примите наши поздравления с юбилеем, будьте всегда здоровы, счастливы как автор и просто по-человечески. Помните, что мы Вас любим не только за творчество, но и просто за то, что Вы есть.

ЗАПИСКИ О ХУДОЖНИКАХ

Трофимова Ирина

Трофимова Ирина Вадимовна (1937) — художник по текстилю. Из Москвы.

Если бы Ирина Трофимова не была художницей, по-настоящему влюбленной в свое дело, она скорее всего стала бы писательницей. От желания рассказать о пережитом, перечувствованном, увиденном рождаются ее акварели, неброские, элегические, полные любви к родной природе—лесам и травам, восходам и закатам, низкому преддождевому небу и вдруг проглянувшему сквозь глухую серость и преобразившему все окрест солнцу. От желания поведать о том, что ей известно, возникают и эскизы платков. Платки ее рассказывают о Москве, о прибалтийских городах, о кораблях, о русском фарфоре и о многом, многом другом.

Ирина Вадимовна Трофимова, воспитанница Московского текстильного института, с 1962 года, со дня его окончания, работает на Щелковской фабрике, выпускающей женские головные платки.

Москва — город -герой. Платок.

— Я люблю работу на фабрике главным образом потому, — рассказывает художница,—что она всегда идет в ногу со временем, требуя быстро откликнуться и на Олимпиаду, и на праздник Победы, и на фестивали самодеятельного искусства… Люблю делать платки-сувениры.

Венценосные журавли. Батик.

Если в платках, выпускаемых массовыми тиражами, все однажды созданное повторяется без изменений, то ручная роспись неповторима. Может, потому время от времени и возникает у художницы желание переключиться, поработать в технике батика. «Рисованье горячим воском»—так с яванского переводится загадочное слово «батик». Но сперва несколько слов о самой технике, требующей, кроме мастерства, еще много терпения. Сначала на ткань, натянутую на раму, карандашом наносится рисунок. Каждый изображенный предмет обводится по контуру горячим воском и только после этого заливается краской. Когда краски просохнут, воском покрываются те части рисунка, которые должны сохранить получившийся цвет, а все остальное вновь заливают краской. Затем воск наносят на всю поверхность ткани, после чего снимают ее с рамы, мнут, затем натягивают на раму и снова покрывают краской, одной или несколькими. Краска, проникая сквозь трещинки, образовавшиеся на ткани, придает всему полотну вид старинной, потрескавшейся от времени фрески. Затем ткань снимают с рамы и гладят сквозь газету горячим утюгом до тех пор, пока воск не исчезнет.

Тигр. Батик.

Батики Трофимовой—большие панно, напоминающие фрески. Несколько лет назад Ирина Вадимовна по заказу Дома культуры ВТО в Рузе выполнила шесть красочных панно, посвященных цирку и русским скоморохам. Остальные работы хранятся у художницы дома, в небольшой квартире. Я смотрю их одну за другой, мысленно представляя каждую из них в обширном светлом холле или театральном фойе, и сожалею, что эти прекрасные работы не нашли выхода к зрителю.

В каждой—рассказ о пережитом, увиденном. В одной — впечатление о Шри-Ланка, стране древней культуры. Художница воссоздает зелень джунглей и на ее фоне сверкающе-белые стены старинных храмов; монахов, облаченных в золотисто — оранжевые одежды… Воспоминание об Индии — в пастельных. розово-голубоватых тонах. Такой увидела художница в рассветный час эту сказочную страну, такой она осталась в ее памяти.

Армения. Батик.

Есть у Трофимовой панно-батики, посвященные нашим среднеазиатским республикам. Грузии, Армении. И во всех работах — расписывает ли художница платеж, кстати, никогда не забывая о том, что его наденет на себя женщина, а значит, он должен быть красив и современен, пишет ли акварели или создает батики,— восхищение. Восхищение неповторимостью природы, ее красками. Стариной и современностью, буднями и праздниками.

Ирина трофимова художник по батику

Ирина Вадимовна Трофимова – уникальный художник–прикладник, Заслуженный художник России, член Союза художников России, член декоративной комиссии Союза художников России, член-корреспондент Российской академии художеств. Награждена орденом «Дружбы народов», серебряной медалью Российской Академии Художеств.

Ирина Вадимовна Трофимова – уникальный художник–прикладник, Заслуженный художник России, член Союза художников России, член декоративной комиссии Союза художников России, член-корреспондент Российской академии художеств. Награждена орденом «Дружбы народов», серебряной медалью Российской Академии Художеств.

Окончила Московский текстильный институт имени А.Н. Косыгина. Работала художником на Объединении «Весна», создав более 1000 тематических и сувенирных рисунков для головных платков. Многие из них отмечены дипломами и премиями, вошли в фонды музеев, а серия платков, посвящённых Москве, хранится в Музее Современного искусства в Нью-Йорке. Художница одной из первых в СССР начала выполнять работы методом горячего батика.

В августе этого года Ирина Вадимовна отмечает юбилей.

И.В. Трофимова является постоянным участником российских и зарубежных выставок, в том числе проходящих во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, других отечественных и зарубежных музеях.

Автором создано более двухсот монументальных панно, которые хранятся в коллекциях многих российских музеев, в том числе Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного Исторического музея, Государственного музея искусств народов Востока, Государственного музея-заповедника «Царицыно», Центрального музея Великой Отечественной войны 1041-1945 годов, Государственного Дарвиновского музея, Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Музея Новой истории, Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим», зарубежных музеях и частных собраниях.

Всё, что мы написали о замечательном художнике по батику И.В. Трофимовой – просто важные, интересные сведения. Но самое главное – это рассказ о живом человеке – не только прекрасном Мастере, но и настоящем Друге. Ирина Вадимовна – добрая, искренняя женщина. С ней всегда интересно. Необыкновенная душевность, оптимизм, фейерверк идей и, конечно, неисчерпаемые фантазии и талант оставляют её всегда молодой. А батики фантастически хороши, полны цвета, радости и глубокой мудрости.

Дорогая Ирина Вадимовна! Примите наши поздравления с юбилеем, будьте всегда здоровы, счастливы как автор и просто по-человечески. Помните, что мы Вас любим не только за творчество, но и просто за то, что Вы есть.

Оцените статью