- Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском
- Вышивающее Средневековье. Пять экспонатов новой выставки в «Коломенском»
- Подвесная пелена «Зачатие святой Анны»
- Надгробный покров
- Женская праздничная рубаха
- Картина «Под бурею судьбы жестокой…»
- Двухсторонняя хоругвь
- Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века»
Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском
Место проведения: Выставочный зал «Подклет дворца царя Алексея Михайловича»
Срок проведения: 17.10.2019 – 23.02.2020
В Московском государственном музее-заповеднике, в Выставочном зале «Подклет дворца царя Алексея Михайловича» в Коломенском, открылась выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века из собрания музея-заповедника «Коломенское – Измайлово–Люблино».
Художественная вышивка при помощи изображений, орнаментов отражает «образ мира». Вышивка любого исторического периода предназначалась для узкой группы людей и расшифровка её смыслов, многие из которых непонятны современному человеку, превращается в «чтение для посвященных».
Первые вышивки шелками и золотом появились в Вавилоне. Постепенно вышивка приобретала социальный оттенок, становясь предметом роскоши, символом власти и богатства.
Древняя Русь переняла от Византии искусство изобразительной вышивки шелковыми и золотными нитями. С Х века вышивка обслуживала, главным образом, церковь, занимавшей главенствующие позиции в социально-политической жизни России. Храмы украшались вышитыми иконами, подвесными пеленами, покровами и хоругвями. Они выполнялись по обещанию, в благодарность, как результат усердных молений, по случаю важных государственных и семейных событий, за здравие и на поминовение души. Сюжетная вышивка Московской Руси существовала как официальное придворное искусство, предназначенное обслуживать нужды великокняжеского и царского дома, придворной знати и в некоторой степени зажиточные слои городского населения. Русская вышивка XVI-XVII вв. имела элитарный характер в силу необычайной дороговизны привозных материалов: драгоценных тканей и нитей. Средневековая изобразительная вышивка выполнялась в мастерских – «светлицах» во дворцах великих князей, царей, в боярских хоромах, в домах богатых служилых и торговых людей, а также в богатых женских монастырях.
Средневековые орнаментальные вышивки перекликались с орнаментами на предметах из серебра, на изделиях из финифти, книжных заставок, а также с узорами, созданными под влиянием привозных драгоценных тканей. Выполненные в русле орнаментики восточного и западноевропейского прикладного искусства XV – XVII вв., русские узоры между тем отличались несомненным национальным своеобразием.
В начале XVIII века реформы императора Петра I изменили на европейский манер русский придворный быт: костюм и обиход. Только «народная вышивка» сохранила верность технике и орнаментике вышивки допетровского времени. Приемы светской вышивки проникают в церковное искусство.
Русская вышивка XVIII – XIX вв. развивалась в контексте общеевропейских художественных стилей того времени: рококо, классицизма, ампира, историзма, модерна. Под воздействием европейского прикладного искусства в России появляются новые техники вышивки: теневой гладью, бисером, стеклярусом, крестом.
Мастерские женских монастырей, роль которых заметно усиливается с XVIII века, продолжали специализироваться на вышивке не только церковных, но и светских предметов. К концу XVIII в. большое значение приобретают мастерские крепостных вышивальщиц. В городах процветали мелкие и крупные мастерские, выполнявшие вышивки различной сложности.
В XIX веке русская вышивка приобретает интернациональный характер, чему способствовала эпоха историзма с интересом к искусству прошлого: средневековью, барокко, рококо. В XIX в. усиливается роль домашнего ремесла и локальных промыслов.
Коллекция русской вышивки музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино» представлена произведениями вышивальщиц последней четверти XVI – начала ХХ века. Это облачения духовенства и предметы церковного убранства: литургические покровцы, надгробные покровы, подвесные под иконы пелены, хоругви; народная одежда разных губерний, головные уборы; светский и городской костюм и аксессуары к нему, дамское белье, а также предметы быта и интерьера: картины, полотенца, скатерти, постельное белье, ковры.
На выставке знакомство с искусством русской вышивки проходит в рамках четырех разделов: изобразительная и орнаментальная вышивка; вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом; счетная вышивка и белая вышивка.
Возрастная категория 6+
Адрес: ст. м. «Каширская» (последний вагон из центра), проспект Андропова, д.39, стр.69
Режим работы выставки:
вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00,
понедельник – выходной день.
Билеты продаются в кассах музея-заповедника: вторник – воскресенье: с 9.45 до 17.30,
а также на сайте музея-заповедника.
Стоимость билета: для основной категории 200 рублей, для льготной категории 100 рублей.
По выставке проводится экскурсия для сборных групп посетителей в среду и пятницу в 15.00:
Вышивающее Средневековье. Пять экспонатов новой выставки в «Коломенском»
В музее-заповеднике «Коломенское», в подклете дворца Алексея Михайловича, открылась выставка «История русской вышивки XVI — начала XX века». Экспозиция объединяет церковные, народные и светские работы русских вышивальщиц.
Музей впервые открывает для зрителя обширную коллекцию русской вышивки из своих фондов. О самых интересных экспонатах — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Подвесная пелена «Зачатие святой Анны»
Один из главных экспонатов выставки, который задает тон всей экспозиции, — подвесная пелена под икону «Зачатие святой Анны». Эта вышивка относит нас во времена правления сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича — последнего русского правителя династии Рюриковичей.
Государь и его жена Ирина Федоровна Годунова долгое время не могли завести детей. С молитвами о рождении наследника строились раки для мощей святых, возводились храмы и церкви, вышивались покровы. Пелена, представленная на выставке, — одна из них. В Зачатьевский монастырь ее вложил Григорий Годунов, аристократ XVI века, бывший на службе еще у Ивана Грозного.
На пелене изображен сюжет из жития святых Анны и Иоакима, родителей Богородицы. Согласно апокрифам, в браке они прожили 50 лет, но не имели детей. Однажды первосвященник обвинил Иоакима в том, что он «не создал потомства Израилю» и не позволил ему принести жертву в честь Бога. Такого унижения старец стерпеть не смог и отправился в пустыню. Когда Анна и Иоаким были в разлуке, им явился ангел и сообщил, что вскоре у них родится дочь, которая спасет род человеческий. Посланник небес сказал супругам отправляться в Иерусалим, где вскоре они и встретились. Момент их воссоединения изображен на пелене.
Надгробный покров
Средневековый человек рассматривал земную жизнь лишь как подготовку к загробной. К смерти отношение было соответствующее, к ней серьезно готовились. На Руси в Средние века существовала традиция к сороковому дню после смерти человека вышивать надгробный покров. Для того, чтобы ускорить процесс создания такого полотна, вышивальщицы работали в относительно быстрой технике аппликации.
На полотне вышит главный христианский символ бессмертия души — распятие. Под ним расположена Адамова голова. В Ветхом Завете говорится, что прах Адама — первого человека на земле — покоился на горе Голгофе, на которой был распят Иисус Христос. После распятия Сына Божьего его кровь омыла череп Адама и тем самым очистила человечество от греха. Для средневекового человека каждый элемент вышивки был понятен и близок с детства.
Интересно, что в Европе главными вышивальщиками были мужчины, а на Руси этим трудом занимались женщины. Церковная вышивка рассматривалась как рукотворная молитва, приближающая к Богу.
Женская праздничная рубаха
Русская народная вышивка — хранительница дохристианских традиций. Практически все ее элементы имеют языческие корни. Главным кладезем сюжетов для русских вышивальщиц был окружающий мир. Одним из первых элементов, появившихся на вышивке, было мировое дерево — символ природы, плодородия. Нередко на предметах изображались и животные — петухи, олени, кони и лягушки.
В качестве элементов вышивки использовались и цветы, но мастерицы не стремились к ботанической точности изображаемых растений, давая волю фантазии. Исключение составляли цветы мака, розы, тюльпана и гвоздики, которые изображались реалистично.
Излюбленные геометрические элементы народной вышивки — ромб и квадрат. В творчестве русских мастериц эти фигуры имели несколько значений. Прежде всего, символизировали жилище, а также использовались для обозначения четырех частей света и единства четырех природных стихий.
Современному человеку узоры русской народной вышивки кажутся лишь красивыми рисунками, но в древние времена они выполняли, помимо декоративной, еще несколько функций. Для крестьян вышивка выступала средством коммуникации. Полоска определенного цвета или другой элемент могли сказать, откуда родом хозяин вещи, каковы его положение в обществе и происхождение. Вышивка на одежде служила и оберегом: узоры располагали на разрезах, открытых местах, наиболее уязвимых для проникновения злых духов, — на манжетах, вороте, подоле.
Картина «Под бурею судьбы жестокой…»
В Средние Века на Руси процветала добыча жемчуга. В северных реках было так много моллюсков-жемчужниц, что промысел не требовал особых приспособлений. Заниматься им мог даже ребенок. Жемчуг пользовался огромной популярностью — его приравнивали к драгоценному камню. Многие годы им украшали иконы, кокошники, платья. Но в начале XVIII века его место стал занимать привезенный из-за границы бисер. Кстати, по одной из этимологических теорий, само слово «бисер» произошло от арабского «бусра» или «бусер» — фальшивый жемчуг.
На Русь бисер в XVII веке завезли приехавшие в страну венецианские купцы. Первое время он не пользовался популярностью — потребовалось около 80 лет, чтобы в Российской империи появилась первая фабрика цветного стекла. Пионером его производства стал Михаил Васильевич Ломоносов. В своей усадьбе в Усть-Рудице российский академик проводил опыты с цветным стеклом, а в 1754 году его предприятие выпустило первую партию продукции. К сожалению, вскоре после смерти Ломоносова в 1765 году его фабрика закрылась.
Бисер завоевал популярность у русских мастериц — в России его золотым веком стало XIX столетие. «Фальшивым жемчугом» вышивали не только узоры и орнаменты, но и полноценные сюжетные произведения. К их числу относится картина «Под бурею судьбы жестокой…» 1820-х годов. Под изображением женщины вышивальщица разместила отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Я пережил свои желанья…» в вольном изложении:
Под бурею судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец —
Живу печальна, одинока,
И жду: придет ли мой конец?
Рядом с вышивкой авторы экспозиции расположили издание «Кавказского пленника», выпущенное еще при жизни Пушкина в 1828 году. Оно находится здесь не случайно: элегию «Я пережил свои желанья…» поэт планировал включить в состав поэмы.
Двухсторонняя хоругвь
Это двустороннее знамя, использовавшееся во время крестных ходов, переносит нас не в Средневековье, а в начало ХХ века. В фонды музея-заповедника «Коломенское» оно попало из старообрядческой Овражной моленной, которая открылась в Коломенском в 1908 году.
В давние времена село Коломенское было одним из центров старообрядчества в Московском уезде. По сохранившимся записям из книги «Список раскольников, приписанных к церкви Иоанна Предтечи, 1766 года» можно судить, что первые старообрядцы поселились там еще в конце XVII века. К концу XIX столетия на территории Коломенского проживало около 80 процентов от всех старообрядцев Московского уезда.
Моленная, в которой хранилась эта хоругвь, была построена на средства, собранные самими старообрядцами. Активное участие в сборе принимала семья Перетряхиных, из-за чего моленный дом иногда называли «перетряхинским». Его прихожанами были около 500 человек. Овражная моленная существовала в Коломенском чуть больше 30 лет и была закрыта в 1939 году. Многие предметы оттуда сегодня хранятся в фондах музея. Помимо хоругви, на выставке представлены и несколько молитвенных книг, хранившихся у коломенских старообрядцев.
Хоругвь интересна не только историей, но и техникой исполнения. Изображения архангела Михаила и великомучеников Власия, Георгия Победоносца, Пантелеимона вышиты золотыми нитями в технике объемного настила, а лики святых, как на иконах, написаны маслом.
Увидеть эти и другие экспонаты можно на выставке «История русской вышивки XVI — начала XX века», которая открыта в музее-заповеднике «Коломенское» до 23 февраля 2020 года.
Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века»
С 17 октября по 23 февраля в музее-заповеднике «Коломенское» пройдет выставка «Искусство русской вышивки XVI — начала XX века из собрания музея-заповедника «Коломенское — Измайлово — Люблино».
Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века»
Художественная вышивка при помощи изображений, орнаментов отражает «образ мира». Вышивка любого исторического периода предназначалась для узкой группы людей и расшифровка её смыслов, многие из которых непонятны современному человеку, превращается в «чтение для посвященных».
Первые вышивки шелками и золотом появились в Вавилоне. Постепенно вышивка приобретала социальный оттенок, становясь предметом роскоши, символом власти и богатства. Древняя Русь переняла от Византии искусство изобразительной вышивки шелковыми и золотными нитями. С Х века вышивка обслуживала, главным образом, церковь, занимавшей главенствующие позиции в социально-политической жизни России.
Храмы украшались вышитыми иконами, подвесными пеленами, покровами и хоругвями. Они выполнялись по обещанию, в благодарность, как результат усердных молений, по случаю важных государственных и семейных событий, за здравие и на поминовение души. Сюжетная вышивка Московской Руси существовала как официальное придворное искусство, предназначенное обслуживать нужды великокняжеского и царского дома, придворной знати и в некоторой степени зажиточные слои городского населения.
Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века»
Русская вышивка XVI—XVII вв. имела элитарный характер в силу необычайной дороговизны привозных материалов: драгоценных тканей и нитей. Средневековая изобразительная вышивка выполнялась в мастерских — «светлицах» во дворцах великих князей, царей, в боярских хоромах, в домах богатых служилых и торговых людей, а также в богатых женских монастырях.
Средневековые орнаментальные вышивки перекликались с орнаментами на предметах из серебра, на изделиях из финифти, книжных заставок, а также с узорами, созданными под влиянием привозных драгоценных тканей. Выполненные в русле орнаментики восточного и западноевропейского прикладного искусства XV — XVII вв., русские узоры между тем отличались несомненным национальным своеобразием.
В начале XVIII века реформы императора Петра I изменили на европейский манер русский придворный быт: костюм и обиход. Только «народная вышивка» сохранила верность технике и орнаментике вышивки допетровского времени. Приемы светской вышивки проникают в церковное искусство.
Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века»
Русская вышивка XVIII — XIX вв. развивалась в контексте общеевропейских художественных стилей того времени: рококо, классицизма, ампира, историзма, модерна. Под воздействием европейского прикладного искусства в России появляются новые техники вышивки: теневой гладью, бисером, стеклярусом, крестом.
Мастерские женских монастырей, роль которых заметно усиливается с XVIII века, продолжали специализироваться на вышивке не только церковных, но и светских предметов. К концу XVIII в. большое значение приобретают мастерские крепостных вышивальщиц. В городах процветали мелкие и крупные мастерские, выполнявшие вышивки различной сложности.
В XIX веке русская вышивка приобретает интернациональный характер, чему способствовала эпоха историзма с интересом к искусству прошлого: средневековью, барокко, рококо. В XIX в. усиливается роль домашнего ремесла и локальных промыслов.
Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века»
Коллекция русской вышивки музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино» представлена произведениями вышивальщиц последней четверти XVI — начала ХХ века. Это облачения духовенства и предметы церковного убранства: литургические покровцы, надгробные покровы, подвесные под иконы пелены, хоругви; народная одежда разных губерний, головные уборы; светский и городской костюм и аксессуары к нему, дамское белье, а также предметы быта и интерьера: картины, полотенца, скатерти, постельное белье, ковры.