- Материалы и инструменты для горячего батика
- Восковой состав для горячего батика
- pro-vosk.ru
- Батик воском техника
- от katechka
- Батик воском
- Батик техника с воском
- Батик горячим воском
- Батик горячим воском подготовка воска к работе и нанесение краски
- Холодный воск для батика
- Специфика техники холодного батика
- Холодный воск для батика JAVANA Kaltwachs 250 мл
- Холодный воск для ткани KREUL Javana 90 мл 2395160
Материалы и инструменты для горячего батика
На моем сайте вы могли видеть много работ, выполненных в технике холодного батика, однако это не значит, что эта техника более интересная, чем роспись с помощью воска или иными словами горячий батик. Так в этой технике роль резервирующего состава выполняет воск, а в остальном роспись точно также осуществляется красками, которые наносятся на свободную от воска поверхность ткани.
Поэтому я хочу начать комплекс статей, посвященных горячему батику. В них вы познакомитесь с материалами, необходимыми для работы, подготовкой воска, особенностями работы и эффектами на ткани.
И первую статью я хочу посвятить материалам, которые потребуются для работы.
Яванские женщины и до сих пор рисуют батик «на коленке». Роспись резервирующих линий осуществляется с помощью специального инструмента чантинга, который имеет медный носик и резервуар для горячего воска. Требуется немалая сноровка в выполнении, чтобы не допустить пролития воска на ткань. Такой батик носит название тулис-батик.
Ткани для горячего батика
Подойдут любые ткани из натуральных волокон, но особенно хороши натуральный шелк, хлопок и лен. Чем плотнее ткань, тем насыщеннее рисунок. Натуральный шелк подойдет для создания аксессуаров – платков, шарфов, палантинов. Плотные ткани типа хлопка для декорирования интерьера подушками, скатерти, росписи картин, а также предметов одежды.
Синтетические ткани плохо окрашиваются и сильно линяют. Но для начала и пробы можно использовать вискозу или ткань кашибо (искусственный шелк).
Рамки для батика
Подрамником для батика может быть обычная деревянная рамка для картин, если вы всерьез и надолго полюбили заниматься росписью, то лучше всего купить в художественном салоне раздвижные рамы для батика, они позволяют настраивать рамку под определенный размер. Обычная рамка лишена таких преимуществ и вместо одной, вам придется каждый раз заказывать новую раму под каждый размер.
Воск для батика
Я на работе использую смесь пчелиного натурального воска и парафина в пропорции 1:3. Если использоваться исключительно воск, то это и дорого и воск слишком пластичный, трудно добиться эффекта кракле (трещин) на ткани. Если же использовать только парафин, то это приведет к излишнему растрескиванию, что также плохо скажется на качестве работы. Оптимальным соотношением является смесь воска с парафином.
Емкость для плавления воска
Воск растапливается на водяной бане, соответственно для работы потребуется электрическая плитка, старая кастрюлька и металлическая емкость с воском. В идеале использовать термостатный тигль для воска, однако можно пользоваться и водяной баней, при этом придется контролировать нагрев, периодически понижая температуру на плитке и вовремя доливать воду.
Кисти для воска
Кисти для воска должны быть жесткими, поэтому для работы лучше всего подойдут щетинные кисти. Работать можно кистями разнообразной формы, получая тем самым всевозможные художественные эффекты – тонкие и толстые линии, набрызг, точки, фактуры.
Чантинг
Чантинг – специальный инструмент для получения тонких линий, представляет собой металлический резервуар с носиком, закрепленный на деревянной ручке. Чем меньше диаметр отверстия носика чантинга, тем тоньше линия. Также существует аналог чантинга – электрический штифт-батик, который можно приобрести в Центре Батика Сергея Давыдова. Воск помещается в стержень, который подключен к термостату и поддерживает заданную температуру воска, что очень удобно.
Штампы
Штампы используют для получения одинаковых многократно повторяющихся деталей, образующих раппорт. Можно использовать покупные штампы, а также любой подручный материал. Например, узор можно вырезать из сырого картофеля или из обычного ластика. Штамп погружается в горячий воск, а затем отпечатывается на ткани.
Краски
Краски активные (закрепляются путем запаривания) или акриловые для батика (закрепляются путем проглаживания утюгом). Активные красители предварительно необходимо готовить, этому процессу будет посвящения отдельная статья с экспериментальными примерами.
Другие материалы:
— старый утюг для удаления воска с работы по завершении росписи
— фен с холодным воздухом для просушки слоев росписи, горячий воздух использовать нельзя, так как воск может растопиться прямо на ткани, что испортит изделие;
— кисти беличьи и синтетические для нанесения краски;
— кипа газет для снятия воска с работы;
— баночка для воды, палитры-тарелки для замешивания колера, тряпки для снятия излишков краски с кисти.
На сайте вы можете ознакомиться с применения батика на бумаге в статье Батик на бумаге
Восковой состав для горячего батика
Как известно, в технике горячего батика в идеале используется воск. В более экономном варианте — воск вперемешку со стеарином). Отдельно один стеарин или парафин из свечки использовать не рекомендуется, технология будет нарушена, изделие вряд ли получится.
Поэтому сегодня напишу, как подобрать удачную пропорцию такой смеси и об особенностях работы с ним непосредственно на ткани.
Итак, все мы в курсе, что горячий батик невозможен без резервирующего состава.
Читайте также:
Первое. Воск можно купить отдельно, а можно сплавить в кастрюльке на медленном огне тоненькие церковные свечки.
Второй вариант смеси для работы — воск 50% + 50% стеарина (парафина).
Третий вариант более сложный, но именно он считается близким к идеалу:
- парафин (стеарин) — 4 части
- воск — 1 часть
- сосновая смола — 6 частей
- даммаровая смола — 0, 25 части
- жир — 0, 25 части
Четвертый вариант подходит для росписи огромных площадей:
- парафин — 0, 5 части
- сосновая смола — 1 часть
- пчелиный воск — 2 части
- жир — 0,1 части
- даммаровая смола — 0,5 части
Пятый вариант смеси идеально подходит для техники кракле:
- парафин — 5 частей
- сосновая смола — 5 частей
- даммаровая смола — 1 часть
- жир — 0,2 части
Как видите, рецептура различается в том или ином случае.
Покрывать изделие (панно, платок и т.д.) необходимо кистью из жесткой щетины или при помощи чантинга (медной леечки).
Помните: восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не матовым и белым!
Если говорить кратко, то этапы работы — это постепенное нанесение воскового резерва шаг за шагом на те места, которые должны оставаться на материи белыми или слабо окрашенными. Между этими шагами идет нанесение сильно разбавленного красителя. Потом работа должна высохнуть.
Вся технология состоит из круга: резервирование — крашение — сушка.
Удаляется резерв с ткани с помощью утюга и газет. Предварительно убрать воск руками механически.
На сегодня все! Удачных вам экспериментов!
pro-vosk.ru
Сайт о восках и их свойствах
Батик воском техника
от katechka
Батик воском — особая техника, которая используется для росписи тканей. Батик горячим воском наносится прямо на ткань и позволяет создавать красивые, ни на что не похожие узоры. Технику с воском Батик можно освоить и самостоятельно — на ютуб существует большое количество роликов, объясняющих как правильно освоить эту технику. Холодный воск для батика также используется мастерами — но перед освоением этой техники следует овладеть всеми тонкостями этого мастерства. На страницах журнала pro-vosk.ru вы узнаете, что такое батик техника с воском и освоите азы ее нанесения.
Батик воском
Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии. В переводе с яванского «батик» означает «рисование горячим воском».
В основе техники изготовления батика лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться неокрашенными и образовать узор. Существует несколько видов батика: горячий батик, холодный батик, узелковый батик, свободная роспись, роспись с помощью аэрографа.
В переводе с яванского батик означает рисование горячим воском
Батик техника с воском
При использовании техники горячего батика процесс начинается с нанесения на белую ткань абриса будущего рисунка. Расплавленный воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань окрашивают.
На следующей стадии полотно покрывают воском и окрашивают снова. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски. По завершении работы воск с поверхности ткани выпаривают утюгом.
В технике холодного батика используется специальный прозрачный резервирующий состав, который представляет собой густую массу резинового происхождения. Холодный резерв наносится стеклянной трубочкой с резервуаром. Можно также использовать готовые цветные резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
Батик горячим воском
Это вид батика, в котором резервирование участков ткани производится путем нанесения на ткань воска или специального состава на основе воска или парафина. «Горячим» он называется потому, что воск при помощи кистей или специального инструмента – чантинга — наносится на ткань в «горячем», расплавленном, виде. Место, покрытое воском, не впитывает краску и ограничивает ее растекание. После нанесения рисунка на ткань воск с поверхности удаляется.
Существуют несколько видов горячего батика:
- простой батик: (в одно перекрытие);
- сложный батик: (в несколько последовательных перекрытий воском) и роспись «от пятна», когда перед нанесением воска на ткань сначала накладываются цветные разводы, а затем все окрашивается в более темный цвет.
Перед нанесением воск нужно хорошо разогреть чтобы он насквозь пропитал ткань
Батик горячим воском подготовка воска к работе и нанесение краски
Перед нанесением воск нужно хорошо разогреть, чтобы он насквозь пропитал ткань. Нагревать его лучше на водяной бане (это исключает перегрев) и на электрической плите – на газовой воск может воспламениться. Перед началом работы степень нагрева проверяется на образце. Если разогрет хорошо, то воск пропитает ткань насквозь, а в зоне нанесения полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным на просвет. Если воск остался на поверхности ткани белой непрозрачной каплей, то температура недостаточная и нужно продолжить нагрев.
Краска наносится на свободную от воска поверхность кистью, ватным тампоном или поролоновый кисточкой. Если батик однослойный, то насыщенность цвета может быть любой, зависит только от идеи автора. На поверхности воска не должно оставаться высохших капель краски, иначе они останутся и на готовой работе. Поэтому после нанесения работу протирают и высушивают, избегая нагревания.
При многослойном варианте каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий. Поэтому роспись начинают с самого светлого и ненасыщенного участка, постепенно переходя к более темному. Слой за слоем воск фиксирует цвет на окрашенном участке, а следующий цвет наносят на свободные поверхности. После работу высушивают. Процессы нанесения воска и красителя повторяют вплоть до последнего, самого темного цвета.
Холодный воск для батика
Холодный батик – одна из самых популярных техник росписи ткани. Отличительной ее особенностью является использование резерва, которым обводят все элементы композиции. Это ограничивает «растекаемость» краски. При этом способе росписи ткани используется не расплавленный воск, а специальный состав – так называемый «резерв». Он не требует нагревания, отсюда и название техники.
Холодный воск — это специальное средство для работы в технике «холодного батика». Упрощает работу в технике «Горячего батика»-нет необходимости плавить и поддерживать температуру воска. Наносится на ткань в холодном виде и не требует закрепления. Наносится в качестве резервирующего состава кистью или спонжем. По окончании работы воск удаляется проглаживанием через несколько слоев газетной бумаги.
Холодный воск это специальное средство для работы в технике холодного батика
Специфика техники холодного батика
Технология холодного батика позволяет расписывать разные участки ткани в произвольном порядке. Благодаря тому, что резерв разделяет роспись на фрагменты, количество используемых цветов и варианты их сочетаний не ограничены.
Подобный вид росписи используется для одежды, оформления интерьера, создания аксессуаров. Ткани, расписанные в этой технике, на ощупь мягче тех, что расписаны в технике горячего батика. Холодный батик имеет не такую богатую историю появления и развития, как горячий, но очень удобен и пользуется большой популярностью как у начинающих, так и профессиональных художников.
Холодный воск для батика JAVANA Kaltwachs 250 мл
Резервирующий холодный воск Javana необходим для создания впечатляющих росписей на шёлке и х/б тканях. Наносится на ткань в холодном состоянии, в местах нанесения воска цвет ткани не меняется, закрепления не требует. Подходит для использования вместе с красителями и красками по шёлку Avantgarde и Javana.
Как работать холодным воском:
- нанесите воск на натянутую на подрамнике ткань с помощью кисти или спонжа;
- нанесите краски;
- снова нанесите воск;
- снова нанесите краски;
- удалите излишки воска с помощью утюга. Излишки воска можно удалить с помощью бумаги после того, как воск высохнет (24 часа), прогладив утюгом в режиме «Хлопок». Бумагу следует положить поверх ткани. При использовании красок, которые закрепляются паром, перед удалением воска их следует предварительно закрепить. В этом случае ткань следует простирать в горячей воде, высушить и прогладить.
Холодный воск для ткани KREUL Javana 90 мл 2395160
Подходит для выполнения эффектных изображений на шелке и хлопчатобумажных тканях. Не требует нагревания, его можно сразу наносить на ткань. Используется с красками по шелку, фиксирующимися утюгом и паром. Растяните шелк. С помощью кисти или губки, нанесите Батик-Холодный воск. Теперь места, покрытые воском, будут закрепленными и останутся белыми или цвета базового фона.
Лишняя краска удаляется с воска с помощью салфетки. Воск сохнет около 24 часов. Для того, чтобы зафиксировать краску, закрепляющуюся утюгом, материал необходимо прогладить (обязательно подложив перед этим бумагу). Для краски, фиксирующейся на пару, нужно использовать запариватель. Краска будет закреплена, а воск уйдет. Позже шелк можно постирать в горячей воде, высушить и прогладить. Производитель: С. Kreul (Кройль) Германия.