Исследование традиций лоскутного шитья

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ.

Тема работы: Лоскутная пластика. Одеяло из текстильных материалов. Перед нами стоит проблема: сохранение традиций лоскутного шитья.

Актуальность данной темы состоит в том, что эта техника в настоящее время является востребованной и интересной.

Лоскутное шитье можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань, а кисть – иголка с ниткой. [Приложение 1]

Каждый лоскуток ткани можно представить как отдельную часть.

Сшивание лоскутков (пэчворк) и простегивание изделий (квилт) в том или ином виде присутствовали во всех культурах мира.

Лоскутная мозаика известна очень давно. Её применяли вместе с другими технологиями шитья, когда создавали одежду и предметы интерьера из ткани. Были найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад. Однако лоскутная техника как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства начала развиваться в Англии в первой половине XVIII века.

На Руси, первоначально лоскутное шитье представляло собой не столько творческую работу, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутков, отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались. Все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески. Из очень поношенного, плели дорожки, шили махровые коврики-половички.

В послевоенное время традиции лоскутного шитья отошли на второй план, уступая место промышленному производству одежды и предметов украшения быта.

Сейчас лоскутным шитьем занимаются в основном самодеятельные мастера и художники-профессионалы.

Если раньше лоскутные изделия были признаком простоты и бедности, то теперь пэчворк и стежка превратились в своеобразный вид искусства. Особенно красивые произведения – впечатляющие по оригинальности и разнообразию материалов, структур, форм и цветовых сочетаний – принято вешать на стены как картины или ковры.

Исследование традиций лоскутного шитья

Лоскутное шитье: история и традиции

Рукоделие развивает художественный вкус, дарит мир в душе и порядок в мыслях, воспитывает терпение, приучает к аккуратности. В конце концов, созидание прекрасного своими руками дарит истинную радость от проделанной работы. Постепенно ручной труд вновь начинает цениться в нашей стране, авторские изделия пользуются все большим спросом, а мастерицы обращаются к древним ремеслам в поисках вдохновения и казалось бы навсегда утраченных технологий.

В народе же всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание и плетение особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Лоскутное покрывало, Англия. 1690-1720

Исторические описания, относящиеся к XI веку, уже содержат в себе упоминания об искусстве соединения различных тканей в одном изделии. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии в XVII веке, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Турецкий лоскутный ковер, фрагмент

Долгое время лоскутное шитье (пэчворк или квилт) считалось самым «молодым» видом рукоделия. Однако найденная в Египте аппликация датируется 980 г. до н.э. А в скифских курганах (100 год до н.э. – 200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. Также искусство лоскутного шитья было известно на Востоке: древние лоскутные турецкие ковры поражают своей искусностью и гармоничным сочетанием деталей. И разве создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера это не лоскутное шитье?

До середины XVIII века все ткани в России изготавливались вручную на ткацких станках. Долгие зимние вечера коротали свое время девицы и женщины за рукоделием: прялкой, ткацким станком, пяльцами.

Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть.

Иван Куликов. Зимним вечером. 1907

Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ситцевое полотно было значительно шире домотканого, поэтому после раскроя одежды у хозяек оставалось множество лоскутков, которые шли на удлинение детской одежды, украшение подолов рубах, рукавов и оплечий.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».

В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество. В 1970-е годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Имеющее древние корни, искусство лоскутного шитья остается актуальным и по сей день. Мы приглашаем всех желающих прикоснуться к этому удивительному ремеслу под чутким руководством наших мастериц.

История лоскутного шитья (кратко). История лоскутного шитья в России

Техника лоскутного шитья с давних пор известна во многих странах. Заключается она в составлении разнообразных композиций — мозаичных узоров — из выкроенных по шаблону лоскутков ткани, как пестрых, так и однотонных. У нас такое творчество получило название лоскутной (ситцевой) мозаики.

В композициях, выполненных в данной технике, отсутствуют видимые швы на лицевой стороне изделия, в отличие от аппликации (нашивания лоскутков на единый фон). Оба направления могут присутствовать и прекрасно сочетаться друг с другом в одном и том же изделии.

История лоскутного шитья интересует многих. Как и когда возникла эта необычная традиция «собирать» вещи из кусочков ткани? В какой стране она зародилась? Давайте ненадолго перенесемся в прошлое.

История возникновения лоскутного шитья

Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников.

История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло сие пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества.

Западное название такой техники — пэчворк. Этот практичный и недорогой вид декоративно-прикладного творчества первоначально существовал в Англии, куда с XVI века свозили из Индии отличные хлопчатобумажные ткани ярких узоров и расцветок. Характерным признаком достатка в доме служило роскошно декорированное набивным рисунком или вышивкой индийское одеяло.

Англия как родина пэчворка

Так как подлинные колониальные товары далеко не всем были по карману, достаточно быстро английскими мануфактурами было освоено производство подделок — одеял местного производства, выполненных из привозных тканей. С 1712 года правительством Англии в целях развития собственной мануфактурной промышленности было запрещено ввозить в страну и продавать индийский ситец и изделия из него. С тех пор история лоскутного шитья в стране получила толчок к развитию.

Ситец стал контрабандным и дорогим. Пошив из него одежду, бережливые англичанки остатки ткани пускали на другие изделия — в основном аппликации для шерстяных и льняных полотен. Самые мелкие лоскутки собирались в мозаику, образуя единое полотно.

История лоскутного шитья в России

В нашей стране упоминания о данной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в., что связано началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком. Таким образом, в нашей стране вся история лоскутного шитья кратко сводится к появлению промышленного производства в текстильной сфере.

Ситцевые рубахи и сарафаны прочно обосновались в обиходе. Украшением их, как правило, служил лоскутный орнамент. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий — и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое другое.

Сделано в России

История лоскутного шитья в нашей стране традиционно сводится к технике «деревенских» узоров — немудреной мозаики из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета. Наиболее интересными и примечательными можно назвать объемные технологии, характерные для русского шитья.

Суть такой технологии заключается в следующем. Все лоскутки вырезаются по лекалу в виде квадрата или круга и складываются треугольничками. Те группируют рядами и по кругу пристрачивают к основе, которой служит плотная ткань. Другой вариант — ткань разрезается на полосы, из которых скручиваются длинные жгуты. Затем плетется косичка-шнур. Несколько таких косичек разного цвета выкладываются на ткань по кругу и сшиваются друг с другом.

А в наши дни?

В ХХ веке (а именно в 70-е годы) произошел новый всплеск моды на одежду, украшения и интерьеры в фольклорном стиле, на волне которого возродился интерес к данной технике. Этим видом народного творчества заинтересовались музеи, принявшиеся собирать образцы изделий.

В результате появились целые коллекции шедевров народного прикладного искусства (что неудивительно, ведь история лоскутного шитья насчитывает многие десятилетия). А хранятся они во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее ивановского ситца и множестве городских краеведческих музеев. Лоскутная техника привлекла огромное число современных художников-профессионалов.

Легко ли шить из лоскутков?

Эта техника не так проста, как может показаться на первый взгляд. От художника требуется не только владение навыками шитья, но и тонкое чувство стиля, цвета и, конечно, же, вкус. Хороший результат возможен лишь при высокой точности кроя и сшивания элементов. Разница буквально в несколько миллиметров может привести к перекосу всего изделия. Требуется в совершенстве владеть как ручной, так и машинной стежкой (термин «стегать» означает прошивать насквозь прокладку из ваты, слоя ватина или любого другого материала, помещенную между двумя слоями декоративной ткани). Стежка может иметь различные узоры, которые дополнительно украшают изделие.

Чего только не шьют мастерицы из разноцветных лоскутков! Ими создается множество разнообразнейших вещей — от тряпичных кукол, одеял, скатертей, подушек, занавесок, прихваток, ковриков до панно и картин, а также сумок, жакетов и жилетов. Имея развитый вкус, художница обладает полной свободой в выборе тканей и составлении своего собственного, всегда неповторимого рисунка.

Овладение тонкостями данного самобытного искусства требует терпения и запаса времени. Начинающим рукодельницам можно посоветовать взяться за несложное изделие маленького размера, например, прихватку. При изготовлении любого предмета в лоскутной технике прежде всего нужно освоить соединение пары различных по цвету прямоугольных треугольничков одного размера в квадрат, затем составление из подобных квадратов полосы, после чего уже следует сшивание ряда полос в сплошное полотно.

Что требуется от художника

Необходимая составляющая успеха — наличие аккуратности и художественного вкуса. Чтобы композиция не рябила в глазах, кусочки ткани обязаны гармонировать друг с другом по цвету. Удачное геометрическое решение может придать композиции поистине неповторимый колорит. Сложность возникает при работе с лоскутками, имеющими, помимо основного узора, множество дополнительных цветов и оттенков. Составляя единое полотно, мастеру приходится ежеминутно проверять достигнутый эффект. И главным в его работе выступает не теория цветовых сочетаний, а собственная интуиция.

Поражает и притягивает внимание необычайное разнообразие лоскутных поделок. В убранстве кухни в глаза бросаются скатерти, нарядные салфетки, пестрые прихватки, в спальне — одеяла, всевозможные пледы и наволочки. Попадая в гостиную, мы обращаем внимание на декоративные панно, а в гардеробе хранятся аксессуары в виде кошелька, сумки и даже одежды — ею может быть уютный стеганый жилет или летний сарафан в народном стиле.

Современные тенденции

В наши дни лоскутное шитье привлекает как художников-профессионалов, так и мастеров-любителей. Кто-то увлечен пошивом одеял, источником вдохновения сделав национальное искусство, другой выбрал изготовление одежды, обогащенной декоративным многообразием народного русского костюма.

В любом из случаев прослеживается переплетение современной техники шитья с народными традициями, а посредством того — проникновение в культурное наследие прошлого. Для лоскутных работ русского стиля характерна особенная яркость, «веселье» красок. В узорах всегда присутствует многоцветие, там непостижимым образом гармонично сочетаются разнообразные пестрые мотивы, ткани нескольких фактур.

В ряде российских городов поклонники этого самобытного замечательного творчества организовали свои клубы. Любители лоскутного шитья проводят совместные акции, встречи, выставки и фестивали, вплоть до реализации международных проектов.

История развития лоскутного шитья отнюдь не завершена и в наши дни. Во всем мире такое ремесло возрождается заново, многие страны претендуют на приоритет в данной сфере прикладного творчества. Пожалуй, правильнее всего считать его интернациональным искусством — принадлежащим целому миру. Как и прочие способы художественного самовыражения, оно служит доступным и понятным языком взаимодействия представителей разных конфессий и наций.

Читайте также:  Лоскутное шитье для начинающих прихватки для кухни
Оцените статью