Исследовательская работа по история вышивки

Научно-исследовательская работа на тему: «Вышивка крестом в современной культуре»

1.Введение.

В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства – одна из актуальных задач современного общества.

Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать и некоторые работы, вышитые своими руками, я дарю своим близким, вкладывая в свою работу частицу своей души, своей индивидуальности.

Вышивать меня научила мамина сестра. Первые крестики у меня были не совсем ровными, но потом со временем начали получаться всё аккуратнее и красивее. И первые мои работы были вышиты на простой белой ткани. Сначала я чертила клеточки и уже потом по ним ориентировалась. А сейчас намного проще. Есть счётная канва или канва с готовым рисунком.

Каждой девочке и женщине не один раз в год приходиться сбиваться с ног в поисках подарка и мучиться сомнениями, бегая от прилавка к прилавку. Умея вышивать, можно раз и навсегда решить эту проблему. Но у нас возникает другая проблема: многие девочки из моего класса не умеют вышивать крестиком. Но им так хочется освоить этот вид рукоделия? Как найти выход?

Цель: Изучить искусство вышивания крестом и определить его место в современной культуре.

Актуальность данной темы.

Не потеряла своей актуальности вышивка крестом и в настоящее время. Вышивка крестом – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие не только помогает реализовать свои творческие способности, оно дарит радость, душевное равновесие. Вышивание не является пустым времяпрепровождением.

Задачи исследования:

Ø Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестиком.

Ø Изучить историю развития вышивки крестом.

Ø Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.

Ø Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.

Ø Исследовать и освоить технологии вышивки крестом.

Ø Сделать выводы, подвести итоги исследования.

Методы исследования:

Ø Анализ ресурсов, литературных источников и Интернет;

Ø Беседы и анкетирование;

Ø Практическая работа, изготовление изделий.

Оборудование и материалы:

· Канва, нитки «Мулине»;

· Иглы короткие с большим ушком, ножницы, напёрсток, сантиметровая лента, пяльцы.

Ресурсы:

Скачать:

Вложение Размер
Научно-исследовательская работа на тему: «Вышивка крестом в современной культуре» 1.09 МБ

Предварительный просмотр:

В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства – одна из актуальных задач современного общества.

Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать и некоторые работы, вышитые своими руками, я дарю своим близким, вкладывая в свою работу частицу своей души, своей индивидуальности.

Вышивать меня научила мамина сестра. Первые крестики у меня были не совсем ровными, но потом со временем начали получаться всё аккуратнее и красивее. И первые мои работы были вышиты на простой белой ткани. Сначала я чертила клеточки и уже потом по ним ориентировалась. А сейчас намного проще. Есть счётная канва или канва с готовым рисунком.

Каждой девочке и женщине не один раз в год приходиться сбиваться с ног в поисках подарка и мучиться сомнениями, бегая от прилавка к прилавку. Умея вышивать, можно раз и навсегда решить эту проблему. Но у нас возникает другая проблема: многие девочки из моего класса не умеют вышивать крестиком. Но им так хочется освоить этот вид рукоделия? Как найти выход?

Цель : Изучить искусство вышивания крестом и определить его место в современной культуре.

Актуальность данной темы.

Не потеряла своей актуальности вышивка крестом и в настоящее время. Вышивка крестом – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие не только помогает реализовать свои творческие способности, оно дарит радость, душевное равновесие. Вышивание не является пустым времяпрепровождением.

  • Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестиком.
  • Изучить историю развития вышивки крестом.
  • Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.
  • Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.
  • Исследовать и освоить технологии вышивки крестом.
  • Сделать выводы, подвести итоги исследования.
  • Анализ ресурсов, литературных источников и Интернет;
  • Беседы и анкетирование;
  • Практическая работа, изготовление изделий.

Оборудование и материалы :

  • Канва, нитки «Мулине»;
  • Схемы вышивок;
  • Иглы короткие с большим ушком, ножницы, напёрсток, сантиметровая лента, пяльцы.
  • Книги, журналы;
  • Интернет (сайты);
  • Анкеты участников

2.1 Историческая справка.

Знакомство с историей возникновения вышивки крестом.

История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. Орудия вышивки также менялись с уровнем развития цивилизации. Сначала было каменное шило , которым первобытная прокладывала узор по одежде из шкур животных, а затем костяная бронзовая стальная и позолоченная позволяли облегчить процесс вышивания.

Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шёлке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Этим видом рукоделия владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. И считалось обязательным. Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале 18 века стала привычным занятием крестьянских девушек. Материалы для работы использовались более дешёвые, но это ни в коей мере не ухудшало ценность готовых изделий. Настоящие шедевры были созданы именно простыми девушками.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. Уже с 5 – 6 лет девочки начинали учиться рукоделию у своих матерей, бабушек. К 13 — 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Одних только полотенец надо было приготовить не менее сорока. Самое нарядное, большое доставалось жениху, другими одаривалась его родня. Девичьими трудолюбивыми руками украшались верхняя одежда, рубашки, передники, рукавицы, обувь, пояса.

На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX — XII векам , подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины — вышивальщицы создавали в своих вышивках — картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым. В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. Наши предки – восточные славяне различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов». Обереги – символ защиты, по представлениям того времени, делали вещь непроницаемой для духов зла. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохраняют от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Например, лебедь – символ верности, уточки – символ трудолюбия). В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные , зооморфные (животные).
Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные, а также всевозможные символы из телевизионных передач.

В 19 веке вышивка крестом стало страстным увлечением всех женщин. Ведь вышивать стало гораздо удобнее и интереснее: развивалась текстильная промышленность, появлялись новые удобные для вышивки ткани, нитки, стали выпускаться журналы с цветными схемами вышивки. Вышивку изучали даже в школах. В 19 веке появилась канва для вышивки крестиком. Массовыми тиражами издавались книги по вышивке крестом, открывались фирмы, специализирующиеся на изготовлении приспособлений для вышивки. Так продолжалось до конца 19 века. А затем…вышивка крестом «умерла». Правда, на некоторое время.

В начале 20 века модными стали другие виды вышивки. Например, белая вышивка по белому, ришелье, гладь и прочее. Так продолжалось до конца Второй Мировой Войны. После этого вышивать стало совсем не модным, т.к. женщины были заняты серьезными делами: отстаивали свои права быть равными мужчинам, больше работали и меньше времени проводили дома.

Будучи практически забытой, вышивка крестом возрождается в России после Великой Отечественной войны в 1945-1960 гг. В 70-х годах нашего столетия благодаря одной-единственной женщине — Джинни Томпсон (Ginnie Thompson) — в США множество женщин обращается к этому хорошо забытому рукоделию.

А в 1980 году вышивка крестом «возродилась». И стала невероятно популярной среди всех женщин по всему миру!

Вышивание крестиком – это такое хобби, которым увлекается множество разных людей независимо от возраста, семейного положения и пола. Мужчины, вышивающие крестиком, существуют, причем их даже больше, чем вы себе можете представить.

В истории вышивки крестом было много мужчин, которые наслаждались этим занятием.

Таким образом, мы видим, что в мире вышивка крестом возрождается.

2.2 Технологическая часть

А) Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми при вышивке и общими правилами при работе.

Для выполнения ручной вышивки необходимы инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента, заострённая палочка (дырокол), пяльцы.

Иглы для вышивания должны быть короткие с удлинённым ушком (№ 1 и 2). В большое ушко легко можно вдеть рабочую нитку, в маленькую несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов. Считать и отделять нити такими иглами очень удобно.

Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, шёлковое полотно, батист) применяют более тонкие иглы с меньшими ушками. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.

Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает, необходим при прокалывании нескольких слоев ткани, подшивания края изделия и т. д. Напёрсток надо подобрать точно по размеру пальца.

Ножницы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезания ниток при вышивании и большие — для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий — полностью замыкаться.

Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора и т. п.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые пяльцы. Они состоят из двух деревянных обручей, входящих один в другой. Диаметр пялец 20-40 см, высота обруча 1,5-2 см.

Ткань для вышивки кладут на меньший обруч и расправляют её так, чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч, нажимают на него, и ткань запяливается. Чтобы тонкая ткань не порвалась при запяливании, а также, для того чтобы в процессе работы вышивальная ткань не загрязнилась, поверх неё кладут другую ткань с вырезанным в середине кругом диаметром, меньшим диаметра пялец. Пяльцы бывают с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу. Пяльцы без винта можно закрепить, прижав их к столу тяжёлым предметом (книгой, утюгом и пр.).

Исследовательская работа «Волшебный мир вышивки»

В работе сравнивается, какой способ вышивки лучше?

На основе проведённых исследований можно судить о том, что вышивка крестом и вышивка бисером — это трудоемкие работы, требующие усидчивости и трудолюбия. В работах много общего как из положительных, так и отрицательных качеств, а разница лишь в выборе материала — мулине или бисер. Выбор стоит за рукодельницей, которая выполняет работу!

Скачать:

Вложение Размер
volshebnyy_mir.zip 980.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

«Образовательный центр» с. Сергиевск

муниципального района Сергиевский Самарской области

«Первые шаги в науку»

Волшебный мир вышивки

Стародубцева Алёна Юрьевна учащаяся

Стародубцева Тамара Валентиновна,

учитель начальных классов

2. Объект исследования: вышивка

3. Цель: сравнить работы, вышитые крестиком и бисером.

-поиск информации из разных источников о возникновении

-изучение научной литературы…………………………………стр 3

— прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается

о вышивании крестиком, бисером

— знакомство с вышивкой крестом и бисером
— разработать мини – тесты для учащихся и учителей
— провести социологические исследования среди различных

групп населения: учащихся, учителей, родителей об умении и

желании научиться вышивать

— сделать выводы, подвести итоги исследования

7. Список используемой литературы …………………………..стр 20

Введение
Я выбрала эту тему исследования, потому что мне нравится вышивать крестиком, и некоторые работы, вышитые своими руками, я дарю своим близким, вкладывая в свою работу частицу своей души, своей индивидуальности. Вышивать меня научила бабушка. Она вышивает крестиком. А вот моя мама в свободное время занимается вышиванием бисером. Ей кажется, что вышивка бисером красивее, но в то же время легче в выполнении. Что дает мне и тем людям, которым нравится этим заниматься, вышивка? Какие мы испытываем ощущения? Некоторые рукодельницы (например, моя бабушка) говорят, что счастье, покой. Другие объясняют, что после трудового дня вышивка позволяет им расслабиться, раскрыть свои таланты, поделиться с друзьями успехами. Мне нравится, что на глазах происходит рождение Красоты, я радуюсь, когда заканчиваю сложную работу, и счастлива, что я тоже что-то умею! А ведь радость — то чувство, которое так нам необходимо!

Есть такая поговорка: «Лучший подарок тот, который сделан своими руками». Вышивка позволяет вложить всю свою любовь и благодарность к другому человеку. В каждую вышивку вкладываешь частичку себя. Из-за этого она гораздо ценнее, чем такое же фабричное изделие. Тот, кто получит такой подарок, оценит и поймет, что за его изготовлением проведено много времени. Такой подарок никогда не забудется!

Знакомство с историей возникновения вышивки

История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. К 13 — 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX — XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины — вышивальщицы создавали в своих вышивках — картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

ВСЁ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ

Пяльцы, ножницы большие,
За работой я опять.
Я в своей родной стихии –
Начинаю вышивать.

Под иглою проступают
Виноградные листы,
Сердце сладко замирает
В предвкушенье красоты.

Знакомство с вышивкой крестом и бисером

Ведь ценители прекрасного понимают, что вышивание – это истинное искусство, неподвластное времени! Вышивание — созидательный и творческий отдых, хорошее лекарство против стресса, страхов и тревог. Оно возвращает силы и энергию, поднимает самооценку.

Знакомство с вышивкой крестом

Занимаясь творчеством многие рукодельницы, сами того не подозревая, создали множество видов техник вышивания.

Самый распространенный и наиболее легкий вид, который подойдет всем новичкам – вышивка крестом.

Удивительно, как с помощью обыкновенных крестиков можно создать как простые геометрические узоры, так и утонченные настоящие шедевры.

Вышивка крестом относится к счётным видам вышивок. Наиболее распространена вышивка простым крестом – когда стежки расположены по диагональным линиям клеточки и пересекаются в центре.

Давайте начнём знакомиться со всем необходимым.

1. Ткань на которой лучше учиться вышивать.

Ткань для вышивания называется канва – особой выделки, образующая отчетливые квадраты.

2. Игла для вышивания.

Игла для ручного шитья не подходит для вышивки крестом. Для вышивки крестом используются тупые иглы, т.к. острая игла может расщепить канву или уже вышитые крестики. Также отличительной особенностью вышивальных игл является широкое ушко, чтобы можно было без затруднений вдеть несколько ниток мулине.

3. Нитки для вышивания.

Нитки для вышивания называются мулине.

4. Ножницы для рукодельниц.

Для начинающих рукодельниц можно взять любые маленькие ножнички (удобнее работать), но потом все же лучше приобрести специальные ножнички -цапельки. У таких ножниц острые кончики и они легко управляются с нитками.

5. Маркер для ткани.

Маркер поможет ориентироваться при просчете крестиков и избежать ошибок. Они бывают смываемыми и исчезающими. Исчезающим маркером помечают место на вышивке, а через некоторое время след от

такого маркера исчезает. Смываемым маркером расчерчивают канву на клетки, чтобы удобнее было ориентироваться в схеме и вышивке.

6. Пяльцы, рамы и станки.

Для того, чтобы ткань во время вышивки была туго натянута, используют пяльцы. В процессе вышивания натяжение ткани может ослабляться, поэтому ее следует подтягивать.

Проще всего купить набор для вышивания и часть необходимого уже есть в комплектации.

Оформлять лучше в багетной мастерской, там вам могут помочь с подбором багета и паспарту. Тут уже дело вкуса и вашей фантазии. Единственный совет к которому лучше прислушаться. Багет не должен брать на себя больше внимания, чем картина. Ваш труд в вычурной раме может потеряться.

Ведь вышивка крестом – это искусство, которое очень помогает восстановить ваше душевное спокойствие.

Многие называют процесс вышивки – медитацией. Кроме внутреннего равновесия, вы создавая своими руками настоящие шедевры, получаете огромную радость от результата. А он, в свою очередь, дает огромный толчок к созданию новых, уникальных, неповторимых вещей или картин. Проявляйте свою индивидуальность и показывайте свой талант и умение.

Знакомство с вышивкой бисером

Основой для вышивки бисером служат разные ткани: лен, сукно, шелк, бархат, атлас, шерсть.

Нитки следует брать прочные, в тон ткани изделия.

Основным материалом для этого искусства является бисер. Наиболее дешев тайваньский бисер, но он не слишком качественный. У японского бисера высокое качество, но и цена тоже высокая. Оптимален по соотношению цена/качество чешский бисер – Чехия известна самыми древними традициями по производству стекла. К тому же у чешского бисера самый широкий ассортимент.

Бисер очень различается по размерам, форме и цвету. Он может быть мелким или крупным, граненым как изнутри, так и снаружи, вытянутой формы, круглым или плоским, как колечки. Разнообразны и способы окраски бисера: он может быть прозрачным или цветным, матовым или блестящим,

покрашенным целиком или только изнутри. Особенно интересен бисер металлического цвета и бисер с эффектом «бензинового пятна на воде». Наряду с бисером в работе можно использовать бусины, а также рубленый стеклярус, так называемая рубка, «рис» – вытянутые, округлые бусинки. Для вышивки нужна канва – специальная ткань, на которой хорошо заметны клеточки, образованные переплетением нитей.

Канва бывает плотная (хлопковая или льняная) и редкая (синтетическая). Синтетическую канву приметывают к ткани перед началом вышивания и удаляют после вышивки рисунка. Синтетическая канва с редким переплетением нитей подходит для нанесения вышивки на одежду. Нити такой канвы после окончания работы выдергивают, а бисерная вышивка остается. Кроме бисера, канвы и ткани – основы будущего изделия – для вышивания бисером вам понадобятся:

– подрамник – прямоугольные пяльца

– иглы для бисера

– маленькие острые ножницы;

Рисунок не должен касаться боковых и верхнего краев работы.

Оформлять лучше в багетной мастерской, там вам могут помочь с подбором багета и паспарту. Тут уже дело вкуса и вашей фантазии.

Мы провели исследование среди учащихся и учителей нашей школы, из которого узнали, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения.

Читайте также:  Схемы салфетки пасха вышивка крестом
Оцените статью