Исторические сведения лоскутного шитья

«Пэчворк» — история возникновения и техники лоскутного шитья

В последнее время очень популярным становится такой вид рукоделия как «Лоскутное шитьё» или как сейчас его часто называют «Пэчворк» (от англ. patchwork — одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов). Недаром в музее проводится уже вторая выставка посвященная этому увлекательному ремеслу. Поэтому мы решили познакомить посетителей с печворком и немного описали техники лоскутного шитья.

История лоскутного шитья

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н.э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома, так и покупной. В 18 веке вечера у женщин проходили за прялкой, пяльцами и ткацким станком. Ткань женщины ткали сами, полотна делали шириной 40 сантиметров, что соответствовало крою полотенца или рубахи, чтобы при шитье отходов не оставалось. Постепенно в домашний обиход начали входить недорогие яркие хлопчатобумажные ткани, ширина которых составляла 75-80 сантиметров, то есть шире кроя одежды. Мудрые хозяйки оставшимися при крое лоскутками стали удлинять одежду, украшать рубахи, а самые мелкие лоскутки сшивались в одно разноцветное полотно. А так же использовались старые вещи, которые уже никто не носил.

Читайте также:  Как вышивать тамбурным швом иголкой

Так и зародилось лоскутное шитье, символом которого стало лоскутное одеяло, непременный атрибут крестьянского дома, знак уюта и гостеприимства.

Лоскутное одеяло

Лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло.

Исторические сведения лоскутного шитья

Лоскутное шитье: история и традиции

Рукоделие развивает художественный вкус, дарит мир в душе и порядок в мыслях, воспитывает терпение, приучает к аккуратности. В конце концов, созидание прекрасного своими руками дарит истинную радость от проделанной работы. Постепенно ручной труд вновь начинает цениться в нашей стране, авторские изделия пользуются все большим спросом, а мастерицы обращаются к древним ремеслам в поисках вдохновения и казалось бы навсегда утраченных технологий.

В народе же всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание и плетение особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Лоскутное покрывало, Англия. 1690-1720

Исторические описания, относящиеся к XI веку, уже содержат в себе упоминания об искусстве соединения различных тканей в одном изделии. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии в XVII веке, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Турецкий лоскутный ковер, фрагмент

Долгое время лоскутное шитье (пэчворк или квилт) считалось самым «молодым» видом рукоделия. Однако найденная в Египте аппликация датируется 980 г. до н.э. А в скифских курганах (100 год до н.э. – 200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. Также искусство лоскутного шитья было известно на Востоке: древние лоскутные турецкие ковры поражают своей искусностью и гармоничным сочетанием деталей. И разве создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера это не лоскутное шитье?

До середины XVIII века все ткани в России изготавливались вручную на ткацких станках. Долгие зимние вечера коротали свое время девицы и женщины за рукоделием: прялкой, ткацким станком, пяльцами.

Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть.

Иван Куликов. Зимним вечером. 1907

Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ситцевое полотно было значительно шире домотканого, поэтому после раскроя одежды у хозяек оставалось множество лоскутков, которые шли на удлинение детской одежды, украшение подолов рубах, рукавов и оплечий.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».

В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество. В 1970-е годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Имеющее древние корни, искусство лоскутного шитья остается актуальным и по сей день. Мы приглашаем всех желающих прикоснуться к этому удивительному ремеслу под чутким руководством наших мастериц.

Лоскутное шитье

Patchwork — лоскутная работа; сшитое из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.

Из истории Лоскутного шитья

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мозаикой». В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
За рубежом лоскутное шитье охватывает огромное количество женщин. К примеру, в США 20 миллионов мастериц занимаются этим видом творчества. Женщины-лоскутницы объединяются в клубы, где издают свои журналы, проводят семинары и выставки.
Английские названия «patchwork» (лоскутное шитье), и «quilt»(стеганые изделия) появились в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества благодаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения о даже том, что Наталья Гончарова — жена Пушкина — шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.

Инструменты и материалы для лоскутного шитья

Ткани

Ткани можно использовать самые различные, можно сказать любые. Техника лоскутного шитья — практически безотходное производство, в работе найдется место для любого лоскутка , для любого обрезка. Ткани для лоскутного шитья могут различаться по составу и по рисунку.

По составу:

Основным материалом для лоскутных работ являются хлопчатобумажные ткани. Они хорошо стираются и гладятся, мало осыпаются, относительно долговечны. Единственный недостаток — усадка при стирке.
Льняные ткани прекрасно подходят для основы, они прочны, хорошо стираются и мало вытягиваются, но легко мнутся.
Шерстяные ткани мнутся мало, долговечны, хорошо удерживают форму после утюжки.
Вискозные ткани очень красивы и приятны на ощупь, но сильно усаживаются. Легко мнутся и гладятся. Сложны в работе.
Синтетические ткани требуют осторожности при утюжке, многие из них сыпучи, но прочны, мало мнутся и быстро восстанавливают форму после стирки.

По рисунку:

Гладкокрашенные — ткани окрашенные в один цвет, часто применяются в лоскутном шитье для гармоничного перехода от одной ткани с рисунком к другой. Пастельные тона смягчают , а яркие придают изделию контрастность.
Пестротканные ткани — вытканные из нитей разных цветов. Хорошо подходят для создания пледов и покрывал.
Ткани с набивным рисунком. Наиболее популярные и частоприменяемые в лоскутном шитье. Они делятся на несколько групп:

  1. Цветочный рисунок наиболее популярен.
  2. Геометрический рисунок (полоска, клетка, горох и др.), при работе с ним необходимо учитывать расположение рисунка.
  3. Тематический рисунок, например, детский — игрушки, зверюшки и др.
  4. Абстрактный рисунок, который трудно выделить как отдельный элемент. Такие ткани хорошо подходят для создания работ с элементами пейзажа, для панно.

Отделочные материалы.

В качестве дополнительной оделки в лоскутных изделиях широко применяется тесьма, кружево, ленты, бахрома, бусины, поедки, пуговицы и др.

Инструменты

  1. Швейная машина, желательно с зигзагообразной строчкой. (конечно лоскутки можно сшивать и в ручную, как делали наши предки.
  2. Утюг необходим для разутюживания швов. Желательно, чтобы он имел устройство для увлажнения ткани.

3. Измерительные инструменты, такие как линейки длинная и короткая, циркуль, прямоугольный треугольник.
4. Миллиметровая бумага или бумага в клетку, для создания схем.
5. Инструменты для резания: острые ножницы, очень удобно использовать специальные дисковые резаки, им можно резать сразу несколько слоев ткани, что значительно ускоряет процесс. К дисковому ножу необходим специальный мат, на котором и нужно резать ткань.
6. Рапарыватель.
7. Булавки, желательно тоненькие, их применяют для фиксации элементов и слоев изделия.

Выбор цвета

Правильный выбор цвета — основа лоскутного шитья. Поэтому, прежде чем приступить к работе, подумайте, в какой цветовой гамме вам бы хотелось видеть свое будущее творение. Если вы хотите вписать изделие в конкретный интерьер, подбирайте ткани соответствующих цветов.
Ну а если вам повезло и вы обустраиваете новый дом, сделайте роскошную вещь, такую, какую просит ваша душа и сердце, и подбирайте детали интерьера (обои, шторы, мебель и пр.) под нее. Цветовая гамма изделия зависит и от его назначения. Если вы задумали одеяльце для малыша, то используйте ткани нежных, «ласковых» цветов: розовый, голубой, сиреневый, с нежным рисунком. Если для ребенка постарше, который уже активно изучает мир, то берите яркие, сочные, с активным рисунком ткани.
Чтобы вам было легче подбирать цвета и чтобы у вас было меньше ошибок, воспользуйтесь следующим способом. Приколите к стене или любой другой вертикальной поверхности отрез белой фланели.
Белой — потому, что это нейтральный цвет, который не будет мешать другим цветам, фланели — потому; что к этой ткани лоскуты будут «прилипать» без булавок Отрез лучше взять не маленький, минимум 150 х 200 см. Далее продумайте дизайн изделия и подберите ткани нужных цветов. Отрежьте от каждой ткани по кусочку и приложите к фланели. В том случае, если вы задумали геометрический рисунок, не поленитесь, выкроите лоскуты четко по рисунку и выложите хотя бы один блок. Отойдите на несколько шагов, слегка прищурьте глаза. Вы сразу увидите лишний цвет — он будет «кричать», выбиваться из общей цветовой гаммы. Посмотрите также, не слились ли ваши детали в одно цветовое пятно. Сохраните этот отрез фланели, пусть он всегда будет использоваться именно для этой цели. Недостаточно внимательное отношение к цвету приводит к тому, что детали изделия зрительно смешиваются друг с другом или, наоборот, один цвет перебивает другой. Работа в этом случае выглядит негармонично, некрасиво. Так что не спешите сшивать. Поверьте, хотя порой времени на подбор тканей требуется гораздо больше, чем непосредственно на само шитье, но они оправданны.

Техники лоскутного шитья

Шитье из полос («колодец», «ананас», «лестница правосудия», «шеврон»)

Шитье из полос — самый распространенный вид лоскутной техники.

Техника, при которой сшивая полосы, а потом разрезая их определённым образом можно получить очень симпатичные блоки для изготовления лоскутных изделий.Лоскуты пришиваются не поочерёдно, линиями, а сшиваются вместе, по краям. Эта техника позволяет использовать отрезы старой одежды, даже поношенные ткани. Обрезанные по краям аккуратно фрагменты сшиваются легко. На припуск достаточно оставлять около 0,5 мм.
Эта техника — не нова. Из-за интереса к старинным видам рукоделия она вновь стала актуальной. Несложные — но подробные — выкройки должны состоять из лоскутков-полос различных тканей. Его на английский лад называют квилтинг. Удобнее всего начинать от центра, закрепив здесь первый квадрат или прямоугольник. Вокруг него лоскутное шитье из полос требует разместить другие отрезы ткани.

«Бревенчатая изба». У этого популярного узора много других названий: «американский квадрат», «сруб», «колодец», «лабиринт». Особенность шитья — сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» — маленького квадратика по традиции красного или желтого цвета, символизирующего очаг в доме. Цвет полосок — «бревнышек» — тоже символичен: светлые — освещенные углы избы, темные — теневые. Традиционный блок делится на светлую и темную половины по диагонали.

  1. Притачайте к одной стороне квадрата полоску, сложив их лицом к лицу, обрежьте выступающий конец.
  2. Отогните полоску и присоедините к ней в правом углу вторую полосу одинаковой с первой ширины. Вторую полосу также обрежьте по канту.
  3. Притачайте третью полосу контрастного цвета и укоротите выступающий конец.
  4. Продолжайте так до тех пор, пока блок не обретет заданный размер

Шитье из квадратов

Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы — квадрат. Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочные шахматные доски.
Известна эта техника с тех давних времен, когда тканей, производилось очень мало, они были слишком дороги, и даже лоскутики размером с почтовую марку шли в дело, кстати, это они дали название «почтовая марка» одному из узоров, составленному из крошечных квадратиков.
Особенно часто использовали такое шитье в деревенских семьях, где к каждому кусочку ткани относились очень бережно.
Работать с квадратиками одно удовольствие. Сначала рисуют на клетчатой бумаге цветной узор — эскиз (одна клеточка равна одному квадратику). Многие, не ломая голову, используют готовые рисунки для вышивки крестом и орнаменты для вязания. По эскизу рассчитывают количество квадратиков из тканей определенного цвета. Кроить следует точно по шаблону, иначе квадратики трудно совмещать при сшивании.
Крупные лоскутики (более 6×6 см) кроят с учетом долевой — она должна проходить параллельно любой стороне квадратика, в более мелких — долевую не соблюдают.Принцип соединения квадратиков в полотно таков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы — между собой. Для прямоугольного изделия квадратики сшивают в полосы по более короткой стороне — так намного удобнее.

  1. Первые два лоскута верхнего ряда соедините лицевыми сторонами внутрь, сколите, совместив срезы, и прострочите точно по линии припуска на шов. Шов приутюжьте «на ребро», а затем заутюжьте в сторону более темного квадратика, чтобы припуски на шов не просвечивали через ткань.
  2. Присоедините третий квадратик ко второму лицевыми сторонами внутрь и сострочите. Шов заутюжьте в сторону темного квадратика. Последовательно пристрочите все очередные квадратики этого ряда. Первая полоса готова.
  3. Приготовьте все остальные полосы и соедините в полотно: сложите лицевыми сторонами внутрь первые две полосы и сколите булавками точно по машинным швам, расположив булавки перпендикулярно срезам. Далее полосы сострочите по линии припуска на шов и, вынув булавки, приутюжьте шов «на ребро», а затем в одну сторону. Аналогично соедините остальные полосы и отутюжьте готовый образец.
Оцените статью