Истории возникновения техники батик японии
Автор: Наталия Горюшкина
Как мы уже знаем, узелковый батик считается одним из самых древних способов окрашивания тканей. Возникнув, предположительно в Южно-Восточной Азии, за свою тысячелетнюю историю он прижился во многих странах, и в каждой даже приобрел свое название. Это и plangi (собирание и завязывание) в Малазии и Индонезии, и tritik (стежка и стягивание) в Африке, и bandhana (узелковый батик) в Индии, и многие другие. Но одно название, японское, стало наиболее популярным. И не случайно — ведь именно японские мастера возвели эту технику окрашивания тканей в ранг искусства. Итак — сегодня речь пойдет о шибори!
А между тем слово «шибори» (как и всем известное «суши») — слово неправильное. Корректнее говорить «сибори». Оно происходит от японского 絞り染め (сибори-дзомэ) — «окрашивание связыванием». И как все названия техник в батике, очень точно отражает описываемый процесс. Ведь это метод нанесения рисунка на ткань с помощью завязывания, заматывания, обматывания, прошивания, складывания, или сжатия с использованием нитей, веревок, шнуров, досок, бамбуковых ковриков для суши, камней и камушков, стеблей бамбука, веток, палок, чаш и пр. Воистину, японцы очень изобретательны!
В Японии способ «рисования» на ткани с помощью защиты отдельных участков появился как минимум в VIII веке. Пришел он туда из Индии и Китая. Немного позже вошел в обиход даже специальный термин «санкэчи» ( 三纈 ), который приблизительно можно перевести как «три способа украшения ткани». Так в одном термине аккуратные японцы собрали все известные на тот момент технологии получения узора на полотно:
- «Рокэчи» ( 蝋纈) — «восковое окрашивание». Аналог современного горячего батика.
- «Кёкэчи» ( 夾纈) — «окрашивание складыванием», когда краска на ткань наносится по трафарету.
- «Кокэчи» (纐纈) — самый древний, который и стал прообразом сибори. В это методе участки полотна, которые должны были остаться незакрашенными, защищались завязыванием-заматыванием нитками.
Вероятно, в те времена такие ткани использовались преимущественно простолюдинами. Знать предпочитала более дорогие материалы, декорированные при помощи сложной многоцветной вышивки гладью. Но к XIV веку технология окраски усовершенствовалась настолько, что мастера научились получать при помощи узелков очень сложные рисунки, сопоставимые по тонкости с вытканными или вышитыми, но при этом требующие меньше времени на изготовление. Так появился метод «тсуджигахана» ( 辻が花). На сегодняшний день не известно ни кто изобрел этот способ, ни когда точно он возник, ни происхождение названия. Однако к XV веку это был один из основных способов украшения тканей, особенно тканей для косодэ (то, что мы обычно называем «кимоно») — главной детали одежды самурайской знати.
Ткань в этой технике окрашивалась довольно просто: участки полотна защищали от краски листьями или обертками молодых побегов бамбука, в результате получались равномерные, регулярно чередующиеся неокрашенные фрагменты, а потом ткань расписывали красками в свободной технике.
Иногда «тсуджигахана» сочеталась с техникой «каноко» (мелких точечных узелков россыпью) или «хитта каноко» (орнаменты и узоры из таких узелков). Такие полотна часто дополнительно украшалась вышивкой.
Техника «каноко» достигла своей популярности в XVII веке. К этому времени мастера научились покрывать узором, похожим на рыбью чешую, большие участки ткани, складывать в узоры, сочетать с другими техниками окрашивания. Именно тогда и родился термин «сибори-зомэ» (絞り染め) — «узелковое окрашивание», заменив устаревший «кокэчи». И как раз тогда в этой технике стала украшать свои одежды и знать. Традиционным японским нарядом того времени стало косодэ, раскрашенное в технике сибори.
А потом сибори было запрещено. Дело в том, что в древней Японии многие вещи могли использоваться лишь представителями самурайского сословия, для остальных они были под строжайшим запретом. И в 1683 году под такой вот запрет попали наряды, окрашенные в технике «каноко-сибори». Правда предприимчивых японских торговцев и производителей косодэ это не остановило — они быстро придумали новую технологию окраски тканей, вариант древней «кёкэчи» — окрашивание по трафарету. Но теперь при помощи трафарета на ткань наносили . узор, имитирующий каноко!
Постепенно мастера оценили удобство, а главное, производительность нового метода — и к XVIII веку он значительно потеснил сибори в парадной японской одежде (многие техники, например «тсуджигахана» при этом были утрачены навсегда) . На дошедших до нас образцах тканей того периода каноко встречается крайне редко, но даже там оно выполнено при помощи трафарета.
При этом другие техники сибори продолжали появляться и развиваться. Но поскольку они были не такими «изящными» как каноко, их использовали чаще всего для окраски декоративных тканей или тканей для нижнего белья типа нагаджюбанов (нижнее кимоно) и юкат (легкий халатик для купания, позже стал летней одеждой). При этом в каждом регионе Японии популярным становился свой метод сибори.
Неожиданный всплеск популярности сибори наступил после Второй Мировой войны: послевоенное восстановление экономики возродило в обществе интерес и к традиционным искусствам, в том числе и к традиционным способам окраски тканей. Были не только восстановлены казалось бы полностью забытые техники, вроде «тсуджигахана», но и придуманы новые — все они стали широко использоваться при создании национального костюма.
В настоящее время насчитывается около сотни разных способов сибори-зомэ — разных по технике исполнения, используемым материалам, способам нанесения краски. Так в технике араси сибори (Arashi Shibori) ткань обворачивается вокруг палки, ствола бамбука или другого цилиндрического предмета, и, одновременно, скручивается, узоры на ней располагаются по диагонали.
Кумо сибари (Kumo Shibori) предполагает скручивание и обвязывание нитями или веревками неокрашенной части ткани вокруг круглого предмета – камня или гальки. После окраски получается округлая конструкция, напоминающая паука.
В технике хирануиcимэ сибори (Hira Nuishime Shibori) также используют прочные шелковые нити. Ими прошивают ткань стежками разной формы и длины. Потом нити стягивают (для этого даже используются специальные станки), в результате получаются «гармошки» разной формы. После окрашивания собранные на нитку участки остаются непрокрашенными, создавая причудливые узоры.
Для получения итаджими сибори создаются специальные формы. чаще из дерева. Ткань складывают гармошкой и помещают между двумя деревянными брусками такой формы (или другими плоскими предметами), и связывают в нескольких местах веревкой. В зависимости от способа складывания ткани и расположения стяжек узор бесконечно варьируется. Например для кикка сибори (Kikka Shibori) ткань складывают в остроугольные треугольники, которые затем зажимают между досками. Получаются симпатичные цветочки!
Все, кто заинтересовался cибори, могут изучить его подробно, посетив Музей Cибори в г. Киото — Kyoto Shibori Museum. Там не только представлены образцы изделий, окрашенных в этой технике, но и собраны наиболее популярные методики окрашивания и даже проводятся мастер-классы для всех желающих.
Ну а те, кто пока находится далеко от Японии, могут попробовать освоить это древнее искусство самостоятельно. Ведь для этого необходимы лишь краски для ткани, прочные нити и, конечно же, фантазия.
История возникновения техники батик
Модельеры считают ткань, расписанную в технике батик, явлением вне времени. Наряды, шарфы, платки, разрисованные кистью, никогда не выходят из моды.
Они позволяют разбавить повседневность яркими красками. Одежда из батика великолепно смотрится на женщинах и мужчинах любого возраста. Расписная ткань полна очарования и при этом не является аляповатой.
Что такое батик
Батиком называют роспись ткани вручную специальными красками с применением закрепляющих составов. Обычные люди считают батиком яркую, покрытую ручным рисунком материю, но, когда специалисты говорят «батик», они имеют в виду саму технологию раскраски. Главная особенность метода заключается в предварительной пропитке тканей специальными смесями, не дающими краскам растечься.
Расписать ткань можно множеством способов. Широко известны три техники:
- холодная;
- горячая;
- без границ.
Техника холодной росписи начинается с нанесения на ткань резервирующей смесью замкнутых контуров. Затем заливают красители. Контур делает рисунок графичным, четким. После покраски он не удаляется. Все применяемые составы простые и нетоксичные, поэтому холодный батик – самый популярный способ росписи. В такой технике окрашивают шелк, тонкий хлопок. Краски наносят кисточками, кусочками ваты или поролона и закрепляют на ткани проглаживанием горячим утюгом с изнанки.
Горячий батик выполняется так же, как холодный, но окрашенную ткань для закрепления пигмента обрабатывают в паровых устройствах.
Техника неограниченной росписи позволяет художнику обходиться без пропитки ткани составами, не дающими красителям расползаться по полотну. Рисунок делается как картина – свободными мазками. Для окончательной отделки используется техника холодного батика.
Придать рисунку интересную фактуру можно с помощью соли. Ее кристаллы поглощают влагу. Если их рассыпать по мокрой, только что прокрашенной ткани, соль будет втягивать воду, а на полотне появится рябь и абстрактные узоры. Когда изделие высохнет, кристаллы соли осторожно снимают.
Сейчас нет необходимости делать пропитки и краски самостоятельно. Все приобретается в художественном салоне. Самый популярный вариант – составы фирмы Гамма. Они имеют оптимальное соотношение цена/качество.
По составу краски делятся на:
По способу закрепления бывают:
Виды резервирующего состава:
- для горячей технологии – воск, наносится специальным приспособлением (чантингом);
- для холодной технологии – смесь бензина и латекса, наносится стеклянной трубочкой.
Что касается тканей, начинающим рекомендуется брать для тренировки недорогое хлопковое полотно. Затем можно перейти на природный шелк. Лучше всего для батика подходит креп-шифон – краска хорошо на него ложится и равномерно растекается.
История появления батика в разных странах
Батик – старинное народное декоративно-прикладное искусство, зародившееся почти одновременно в нескольких странах мира. В 2009 году ЮНЕСКО внесло роспись текстильных изделий кистями в список шедевров духовного наследия человечества.
Техника батик – результат кропотливо собранного опыта многих поколений. Национальные особенности делают ее разнообразной и неповторимой. В разных странах ткани расписывают по-разному, используются уникальные материалы, композиции, техники и рисунки.
Япония и Китай
Роль Китая в развитии способов окрашивания полотен огромна. Здесь изобретена совершенная основа для ручной росписи – шелк. Китайцы в древности использовали горячий способ. На шелк в определенных местах наносили расплавленный воск и погружали изделие в краситель. После извлечения и высыхания воск удаляли – материя под ним оставалась неокрашенной.
Можно было действовать и наоборот – сначала окрашивать ткань затем заклеивать части и опускать в содовый раствор, где пигмент смывался, сохраняясь под воском. Повторяя операцию несколько раз, получали трехцветные рисунки, которые тогда считались пределом возможного.
Японцы заимствовали технологию из Китая, но добавили собственные приемы, что позволяло получать великолепные изделия с местным колоритом. В технике батик разрисовывали ткани для халатов и знаменитых японских ширм.
Золотым временем батика в Японии считается 18 век. В это время ткацкое ремесло в стране достигло расцвета. Появились новые техники рисунка, в том числе трафаретная окраска. К началу 19 века орнаменты и картинки приобретают современный облик. В это же время ручная работа вытесняется печатью.
Индия
В средние века в Индии рисунок на ткани умели наносить двумя способами:
- кисточками;
- печатями из дерева.
Крашеные кистями ткани ценились выше, так как в отличие от печати такая роспись считалась искусством, а не ремеслом. До сих пор в стране сохранились старинные технологии, в том числе узелковая окраска или «бандана», когда узор составляется из маленьких пятнышек разной формы и размера. Техника «бандана» проста в исполнении, но необычна и эффектна.
В штате Гуджарат распространен способ окрашивания ткани «лахерия», когда изделие скручивают в жгут и погружают в краску. После раскручивания ткань оказывается местами не прокрашенной.
Самый известный индийский метод окраски – набойка. Англичане заимствовали его в XVII– XVIII веках, создавая свои знаменитые набивные ситцы по индийской технологии. Сейчас в Индии набойка используется чаще, чем ручная роспись.
Европа
Первыми в Европе батик стали использовать голландцы. Это произошло в начале 19 века. Их очень быстро вытеснили англичане, производя набивные ткани, окрашенные по аналогу с индийскими. Сейчас в производстве окрашенных вручную тканей лидирует Германия. Немцы любят батик и делают все возможное для популяризации и развития этого художественного направления.
Россия
В стране интерес к рисованию на текстильных изделиях появился поздно – только в прошлом веке, и был связан с популярностью стиля модерн. Но россияне смогли создать совершенно новую технологию – холодную роспись, которая ведется без специального оборудования, совершенно безопасна, может выполняться дома, использоваться на занятиях с детьми.
В семидесятых годах прошлого столетия в стране появилось новое поколение молодых специалистов, окончивших художественные, текстильные и технологические ВУЗы. Благодаря им, роспись методом батик достигла максимума популярности.
Индонезия
Многочисленные путешественники свидетельствуют, что батик зародился именно в Индонезии, и только затем попал в Индию. На Яве роспись на полотнах была частью поклонения местным божествам. Считалось, что текстиль, расписанный руками местных женщин, обладает магической силой.
В классическом индонезийском батике немного цветов:
Секреты создания красок тщательно охранялись. Резервирующей смесью служил рисовый крахмал, приготовленный по особому рецепту. Им пользуются и сейчас.
Батик из Индонезии сложно спутать с каким-либо другим. На нем всегда изображено древнее оружие яванцев.
Национальная одежда яванцев – саронги. На них рисуют пейзажи в сине-коричневых тонах. По орнаменту на саронге местные жители могут многое узнать о человеке. Он указывает на статус, служит магическим оберегом.
Простой шелковый платок в технике батик своими руками
Раскрашивать материю – очень интересное занятие. Хобби доступно каждому, нужно лишь приобрести в художественном салоне кисти и красители.
Потребуется:
- кусок белого креп-сатина;
- прозрачный резерв и трубка для его нанесения;
- краски с акрилом;
- кисти разной ширины, включая плоскую для закрашивания фона.
Порядок работы:
- постирать шелк с мылом, чтобы смыть фабричную пропитку, высушить, немного пройтись утюгом;
- натянуть на раму канцелярскими кнопками;
- сделать карандашный рисунок на бумаге, обвести маркером, положить под материю, чтобы он просвечивался;
- нанести по контуру рисунка резервирующий состав, дать высохнуть;
- нанести краски, предварительно смочив раскрашиваемую область водой, чтобы они лучше растекались;
- закрасить фон;
- снять ткань;
- закрепить рисунок горячим утюгом с изнанки;
- прополоскать в теплой воде, добавив немного мягкого шампуня;
- высушить и прогладить;
- обработать края оверлоком.
Рекомендации по сочетанию цветов
Некоторые люди обладают интуитивным вкусом, безошибочно подбирая красивые сочетания. Другие же испытывают привязанность к одной гамме, игнорируя остальную палитру. В таких случаях специалисты рекомендуют использовать цветовой круг, представляющий собой замкнутую радугу. На его разных концах находятся красный и зеленый.
Разделив круг на четыре равные части получают родственные цвета, гармонично сочетающиеся друг с другом. В каждый из них можно добавлять какое угодно количество белого или черного, получая неисчислимое множество оттенков.
Хорошо сочетаются цвета на концах одного диаметра – их называют контрастными. Оттенки на конце одной хорды называются родственно-контрастными. Они тоже совместимы в одном рисунке.
Если хочется использовать три краски, в круг нужно вписать равнобедренный, равносторонний или прямоугольный треугольник. Цвета, расположенные в его вершинах, хорошо смотрятся в одной композиции.
Батик удивительно многообразен. Его любят во всем мире. Красочные изделия радуют глаз миллиардов людей. Роспись по ткани – удивительное искусство, которое никогда не исчезнет и будет постоянно развиваться.