embgallery.com
Галерея дизайнов машинной вышивки
Primary Menu
Страницы истории машинной вышивки
Первая вышивальная машина
Занимаясь любым делом, полезно знать его предысторию. Если речь идет о машинной вышивке, то интересно — как и когда она возникла. Для новичка кажется, что современные вышивальные машины — прямые преемницы прямострочных швейных машин, на которых наши мамы или бабушки (да и многие из нас) вышивали в свободно-ходовой технике. Но это не так. Самой первой специализированной вышивальной машине в 2029 году исполнится 200 лет!
На форумах и в блогах довольно часто сейчас можно встретить дискуссию — что лучше, ручная или машинная вышивка. Сторонники ручной вышивки часто обвиняют машинную в бездушности и отсутствии оригинальности — в том смысле, что каждый вышитый на машине образец в точности похож на предыдущий. Кто знает, может быть и в XIX веке были дамы, предпочитающие в своей одежде только ручную вышивку по этой же самой причине? Ничто не ново под луной..
В 1829 г. известный французский изобретатель Joshua Heilmann изготовил первую ручную машину для вышивания гладью. Всего лишь через год Franz Mange из Сент-Галлена (Швейцария) приобрел две такие машины, причем с условием не продавать их больше никому в Швейцарии и поблизости без его согласия. Сам он, однако, дал разрешение на производство этих машин фирме Maschinen-Werkstätte und Eisengießerey. Несколько экземпляров были даже экспортированы, но на данном этапе машина успеха не имела.
В конце 30-х годов XIX века новый владелец фирмы Mange совместно с механиком Anton Saurer усовершенствовали конструкцию машины, благодаря чему качество вышивки на ней вплотную приблизилось к ручной. В 1840 году в Сент-Галлене был построен первый крупный завод вышивальных машин. В 1855 году машина была продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже, где вызвала ажиотаж. С этого времени машинная вышивка получила уже широкое распространение. К 1875 году в кантоне Сент-Галлена насчитывалось порядка 3000 (по другим сведениям 1500) вышивальных машин.
Принцип работы данной машины повторяет ручное вышивание.
Машина состоит из рамы (пялец) с натянутой на ней вышиваемой тканью (g). Рама эта подвешена вертикально так, что может свободно перемещаться как в горизонтальном, так и вертикальном направлении.
Перемещение достигается с помощью системы рычагов, представляющих пантограф, рукоятку которого рабочий водит по рисунку, помещенному при машине.
По обе стороны пялец находятся каретки W1 и W2, которые то приближаются, то удаляются от пялец и поддерживают каждая один, два или три ряда щипчиков Z1, Z2, которые, в свою очередь, захватывают иглы n. Последние имеют острия на обоих концах, а в середине ушко, в которое продета нить определенной длины.
Работа идет совершенно подобно вышиванию на пяльцах. Каретка W2 с зажатыми в ее щипчиках Z2 иглами подводится к пяльцам настолько близко, что иглы протыкают ткань. Тогда к выдающимся с другой стороны концам их подводится другая каретка W1, щипчики Z1 которой зажимают иглы, отпускаемые в это время щипчиками первой каретки. Затем каретка W1 отходит от ткани, причем нити протаскиваются в отверстия на всю их длину. После этого пяльцы перемещаются в новое положение и рабочий вновь приближает каретку Z1 к ткани, причем иглы втыкаются уже в новые ее точки, после чего прежний ход работы повторяется в обратном направлении.
Нажмите на картинку для просмотра ее в увеличенном виде
На открытке 1905 года (Франция, завод в Кале)- фотография вышивальной машины Гейльмана за работой. Слева сидит вышивальщик. Левой рукой он управляет пантографом, который перемещает вдоль линий увеличенного рисунка — сейчас мы назвали бы это дизайном вышивки. Пантограф через систему рычагов перемещает вертикально натянутую ткань в нужное положение относительно игл. Правой рукой вышивальщик вращает колесо, которое проталкивает иглы через ткань, а ногой управляет зажимами, которые отпускают и удерживают иглы. Такая работа требовала немалых физических усилий, именно поэтому оператор машины — мужчина.
Справа стоит ассистентка, которая следит за работой игл и ликвидирует обрывы нити. Обратите внимание на непрерывную линию катушек с нитками на уровне талии ассистентки и снизу. По количеству катушек можно судить о количестве игл в этой вышивальной машине.
Таким образом, скорость вышивки на такой машине равнялась скорости ручного вышивания, экономия времени заключалась в том, что одна машина могла вышивать одновременно много узоров.
Еще одной революционной особенностью изобретения машинной вышивки стало то, что, если в других отраслях промышленности появление машины влекло за собой появление большой фабрики, то машинное вышивание направилось в маленькие домики, в кустарную промышленность, в отдаленные заброшенные уголки. Вышивальные машины были относительно невелики по своим размерам, их могли разместить у себя дома или в пристройке рядовые обыватели. Машину обслуживала вся семья, она становилась существенным источником дохода для крестьян или ремесленников. В отдельных областях восточной Швейцарии в 1880 году на каждые 20 жителей приходилась одна машина, целые деревни превращались в фабрики для машинного вышивания.
Следующей вехой и прорывом в развитии машинной вышивки стало изобретение в 1863 году челночной вышивальной машины (Schiffli embroidery machine). О ней мы расскажем в следующей нашей статье — «Челночная вышивальная машина».
Машинная вышивка: история возникновения
С недавних пор после появления машинной вышивки, ручное шитье оказалось практически вытесненным. Самая первая вышивальная машина появилась во Франции в далеком 1821 г. К сожалению, имя изобретателя этого творения остается неизвестным и по сей день, как и информации относительно ее механизма. Спустя пятилетие Бартелеми Тимонье д’Амплепи изобретает следующую машину для машинной вышивки, которая опять не была удобной для широкого тиражирования вышивки. Третья машина Гейльмана была изобретена к французской выставке 1854 г., вызвавшая всеобщий восторг и вдохновившая дальнейших изобретателей. Затем, в так называемой машине Гейльмана было произведено несколько незначительных изменений. Одно из самых изобретений были сделаны Барбом Шмитцом, при том, что принципиальная идея и механизм машины Гейльмана остались те же.
Конечно, такое понятие, как машинная вышивка может быть применимо не только к особенно сложным узорам. Как правило, современная машинная вышивка очень удобна для тиражирования изделий, их общедоступности и получения широкого распространения, в другом случае, затраты при введении нового рисунка окажутся настолько велики, что попросту не окупятся. Конечно, многие из нас до сих пор предпочитают ручное шитье, находя его более красивым и прочным, высокохудожественным произведением искусства. Ведь фантазия вышивальщицы имеет огромный простор и абсолютно не стеснена узкими рамками машинного производства. В конце 80-ых годов 19 века в Западной Европе, особенно во Франции, была широко распространена вышивка с использованием русских традиционных мотивов, с петушками, конями и тому подобными фигурами, вышиваемыми красными, синими и жёлтыми нитками по белой ткани. Одежды с такими вышивками можно было часто встретить на улицах Парижа в те времена, они пользовались особой популярностью у молодых женщин и детей.
Учитывая все выразительные средства машинной вышивки как искусства можно сделать настоящие шедевры. Итак, для начала следует выявить эстетические свойства материала -переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, камней или блесток, а также пушистость и матовость шерсти и подобных материалов.
Машинная вышивка – история появления и особенности
Красивые вещи на протяжении многих веков были гордостью, как женщин так и мужчин. Постельное белье и обивки мебели, портьеры и салфетки, платья и костюмы для женщин, куртки и ремни для мужчин, обувь, сумки, зонтики. Наличие вещей, их качество и количество подчеркивало статус и состоятельность владельца.
Особое место занимало украшение одежды и предметов обихода, придание им оригинальности и неповторимости. Вышивка являлась одним из незаменимых методов декорирования тканей. Она была проста и доступна.
По сути, ничего не изменилось и в наши дни. Современная промышленность все чаще использует декоративные элементы, но уже не только ручной работы. А уникальность и добротность текстильной продукции по-прежнему ценится. Машинная вышивка является всего лишь продолжением этой древней техники декора. С единственной поправкой, что сегодня любая изысканная вышивка доступна каждому, а процесс вышивания стал более быстрым, легким и эффективным – главное иметь качественные схемы вышивки.
Широкое использование машин для вышивания началось вместе с активным темпом развития промышленности в середине XIX века, и машинная вышивка нашла свое место в массовом производстве. До этого все вышивали вручную.
История вышивки
Самые ранние образцы такого типа декора на полотнах изо льна встречаются в раскопках V-IV столетий до нашей эры в окрестностях Аттики и горах Алтая. Вышивка, как особый вид красивой отделки тканей упоминается в описаниях Книг Ветхого Завета.
С начала XIV столетия нашей эры в католической Европе набирают популярности acupictores, что в переводе с латинского означает «живописцы иглой». Золотая и серебряная вышивка заполняла дома знатных особ. Вышивалось практически все: одежда коронованных особ, знамена рыцарей, церковные одежды, предметы обихода, платья богатых и простолюдинов. А искусству вышивки обучалась практически каждая женщина от королевы до горожанки.
Вышивание – отдых или школа жизни?
Но для многих вышивка была не просто способом провести время, а возможностью заработать на жизнь. За все время существования этого уникального ремесла накопилось множество приемов и техник вышивания. Было создано огромное количество орнаментов и видов швов. В вышивке сложились свои законы композиции, особенности технического рисунка и цветовой гаммы. Отшлифовались технологии работы с различными материалами.
Для вышивки использовались все доступные материалы – шелковые, золотые и серебряные нити, бисер, пряжа, ленты, даже волосы. Все операции проводились вручную, и к представителям этой профессии предъявлялось ряд требований. Ценилось терпение, точность, усидчивость, хорошее зрение, художественный вкус мастера.
Постепенно из обычного ремесла вышивка стала своеобразным видом декоративно-прикладного искусства.
Вышивальная машина
История создания первой вышивальной машины тесно связана с появлением швейной.
Известно, что еще в XIV столетии, в голландских мастерских по пошиву парусов применялась колесная машина, которая стачивала полотна. Имя изобретателя забылось. А его изобретение было очень большим и требовало много места поэтому не получило широкого признания. Но эта идея подтолкнула на очередные эксперименты с целью автоматизировать хлопотный труд.
Начиная с конца XV столетия многие пробовали себя на этом поприще.
Леонардо да Винчи разработал первый проект. Карл Вейзенталь в 1755 году впервые сконструировал машину, копирующую ручные стежки.
Более совершенной получилась швейная машина, созданная Бартелеми Тимонье в 1829 году. Он работал портным и был женат на вышивальщице. Многие считают, что его изобретение стало прототипом машины для вышивания. Тем первым шагом, с которого и начала свой путь машинная вышивка. Благодаря этому была организована первая автоматизированная фабрика, на которой шили военную форму.
Первые же предприятия машинной вышивки начали организовывать с появление машины Гельмана в 1854 году.
Технология производства: виды современных вышивальных машин
Современная мода постоянно предъявляет свои требования. А услуги по нанесению фирменной символики, машинная вышивка логотипов и разнообразных изображений пользуются большим спросом. Для решения этих задач необходимо больше использовать современные технологии и материалы. Машинная вышивка имеет для этого широкие возможности. В вышивальном производстве применяется многообразная палитра цветов, разные типы и толщина тканей. А стойкость таких товаров обихода в носке и сохранения их качества после стирки только добавляет этому виду декора популярности.
Наиболее важной частью процесса машинной вышивки является программирование. Это обеспечивается путем непрерывного обучения персонала всем последним версиям программного обеспечения, использования всех рыночных инноваций и средств производства высочайшего класса.
К таким средствам производства относятся японское вышивальное оборудование марки TAJIMA и немецкие машины ZSK, и целый ряд других материалов, сопровождающих процесс вышивки.
В целом, все машины для вышивания делятся на две группы:
Профессиональные машины имеют высокую скорость, пяльцы большого размера, количество игл до 24 штук для возможности работать с несколькими изделиями одновременно и высокую степень автоматизации.
Бытовые машины делятся на два подвида: монограммные вышивальные машины и швейно-вышивальные комплексы. На них выполняется машинная вышивка на заказ небольших размеров или же их используют для работы в дома или ателье.
Для монограммных машин характерны:
- Маленькие пяльцы
- Инструменты редактирования очень упрощенные
- Миниатюрные экраны
- Работая со своими образцами, требуются специальные программы
Швейно-вышивальным комплексам присуща многофункциональность и мобильность. Их можно использовать и как швейную машинку и как вышивальную. Для этого необходимо выставить рабочую поверхность: швейный стол или вышивальный модуль. Этот вид имеет намного больше возможностей, опций и настроек для дизайна, благодаря которым можно выполнять машинную вышивку на одежде.
Относительно успеха предприятий по массовому производству вышитых изделий, то тут мерилом успеха является сотрудничество опытных вышивальщиц и команды программистов. Именно от их навыков и ответственности зависит эффективность использования сложного технического оборудования и высококачественных материалов. Грамотное сочетание этих составляющих плюс эффективное руководство управленческого персонала дает конечный результат.
Вышивка по-прежнему является отличным вариантом решением многих задач. Машинная вышивка представлена товарами, которые часто используются в различных сферах нашей жизни: шевроны различной тематики, обложки на документы, сумки шопперы изо льна. Высокое качество работы, точность рисунка и цвета придают изделиям особую ценность и удовольствие от их использования.