История появления батика кратко

История батика — кратко о создании и технике росписи ткани

Во все времена в моде были ткани, расписанные кистью, — изготовленные в технике батик. Если кратко, история этого вида искусства связана сразу с несколькими странами. Многие поколения кропотливо работали над составом смесей, выбором подходящих красок и тканей, чтобы добиться идеального результата. Расписные изделия хорошо смотрятся и на женщинах, и на мужчинах. Эта техника уже несколько столетий остается на пике популярности.

Описание вида искусства

Прежде чем узнавать об истории возникновения батика, нужно разобраться с самим определением. Это не просто разрисованные красками ткани. Батиком называют декоративно-прикладное искусство — ручную роспись текстиля.

Модельеры и другие специалисты говорят только о технике обработки ткани. Предварительно ее пропитывают особой смесью, чтобы нанесенные краски не растекались во время работы. А обычные люди считают батиком просто разрисованную одежду.

Художники создали несколько интересных техник. Для придания необычной фактуры изделию они посыпают его солью. Кристаллы впитывают жидкость, и на текстиле появляются абстрактные узоры. После высыхания соль осторожно снимают с ткани.

Сегодня не нужно самостоятельно изготавливать смеси для пропитки и краски. Все можно приобрести в специализированных магазинах. Краски разделяют по нескольким признакам:

Читайте также:  Составить выкройку платья для девочек

  • по составу;
  • по способу закрепления;
  • по виду резервирующего состава.

Краски изготавливают на основе акрила или воды, а закреплять их можно утюгом или паром. А в качестве резервирующего состава выступает воск или смесь из бензина и латекса.

Начинающие мастера работают с хлопком, затем переходят на шелк. Но лучше всего для батика подойдет креп-шифон.

Китай и Япония

В 2009 году ЮНЕСКО в список шедевров духовного наследия внесло батик. История возникновения этой техники отличается в разных странах. Но первую роль стоит отдать Китаю, ведь в этом государстве изобрели множество способов росписи тканей.

Именно здесь была создана идеальная основа для батика — шелк. Мастера Древнего Китая наносили на ткань воск и погружали ее в краситель. А затем текстиль сушили и очищали, на нем оставались неокрашенные участки, складывающиеся в красивые узоры.

А иногда действовали наоборот: окрашивали ткань, заклеивали небольшие куски и опускали ее в содовый раствор. Щелочь смывала краску, а под воском пигмент сохранялся. Если эту процедуру повторить несколько раз, то на шелке останется трехцветный рисунок. А в те времена такой текстиль ценился очень дорого.

Из Китая способ создания одежды в технике батик позаимствовали японцы. Но позже мастера изобрели и свои методы. Золотым временем Японии считается 18 век. В технике батик разрисовывали ширмы и халаты для знати.

Ткацкое ремесло тогда достигло пика своего расцвета. Японские художники поспособствовали появлению трафаретной окраски. В начале 19 столетия уже были созданы современные узоры. Но вскоре печать на станках заменила ручную работу. Батик стал менее ценным, но был таким же красивым.

Происхождение в Индии

В докладе или реферате на тему развития батика стоит упомянуть и работу индийских художников. Эта страна отдельно от Китая изобретала свои способы росписи одежды. Местные мастера использовали только два инструмента — кисти и деревянные печати.

Первый вариант был более ценен, ведь кистями могли расписывать ткани только настоящие художники. Оттиск печатями считался ремеслом, а не искусством. Ведь им могли овладеть все, кто умели работать аккуратно. Кистью рисовали только специально обученные художники. Они разбирались в особенностях разных тканей и владели разными техниками живописи.

До сих пор в стране мастера пользуются старинными технологиями:

При узелковой росписи узоры наносятся точками сверху на повязанные нити. Хотя эта техника не так проста в исполнении, в результате получаются необычные рисунки на ткани.

В штате Гуджарат художники создали собственный способ окраса — лахерия. Текстильное изделие нужно скрутить в жгут и поместить в краску. Спустя некоторое время его извлекают и высушивают. В результате на ткани остается спиральный узор.

Но самой известной техникой остается набойка. В 18 столетии ее позаимствовали англичане, создав знаменитый набивной ситец. Из этой ткани шили одежду и постельное белье, домашние текстильные изделия. И сегодня такая техника гораздо популярнее, чем ручная роспись кистями или печатями.

Развитие в Европе

Согласно данным из Википедии, батик в Европе впервые стал использоваться голландцами. В начале 19 столетия они производили одежду, расписанную в разных техниках. Но их быстро вытеснили англичане. Они торговали ситцем, разрисованным в классических индийских традициях.

Сегодня лидирующие позиции занимает Германия. Немцы очень любят декоративно-прикладное искусство, батик в том числе. И сейчас они делают все возможное, чтобы развивать и популяризировать его.

Батик стал известен в России только в прошлом столетии. До этого портные и художники мало интересовались такой росписью. Одежду чаще покрывали вышивкой, украшали кружевами или шили из ткани разных оттенков.

Популярность батика возросла в связи с появлением такого стиля, как модерн. Но россияне не стали использовать уже известные. Они изобрели свою — холодный батик. Эта технология считается безопасной, поэтому ей обучают детей на творческих занятиях. Выполнять ее можно без наличия какого-либо специального оборудования. Даже в домашних условиях легко расписать одежду в технике холодного батика.

В 1970-х годах текстильные и художественные вузы открыли новые факультеты для дизайнеров одежды. Там студенты изучают разные методы росписи текстиля. И сегодня в стране есть десятки молодых специалистов, способных работать с батиком. Благодаря их усилиям этот вид искусства стал популярным в России — написано множество книг о нем, созданы школы, где обучают рисунку на ткани.

Индонезийская роспись

Некоторые путешественники считают, что батик зародился в Индонезии. На острове Ява роспись одежды и текстиля была частью религии, данью поклонения местным божествам. Если женщины разрисовывали ткань, то ее считали священной.

Но у индонезийцев была небольшая цветовая гамма. Согласно историческим сообщениям, они использовали только три оттенка:

Семьи тщательно охраняли рецептуру составов, они не говорили никому о том, какие именно краски используют и что в них добавляют. А в качестве резервирующей смеси применялся рисовый крахмал. Им и до сих пор пропитывают ткани.

Батик из Индонезии невозможно перепутать с изделиями других стран. Дело в том, что на текстиле с островов всегда изображали оружие воинов Явы. А еще у них есть национальная одежда — саронги. На ней чаще всего рисовали пейзажи, выполненные в синих и коричневых тонах.

По этому орнаменту простые жители могли многое узнать о воине с Явы. Он не только служит мощным оберегом, но и указывает на социальное положение человека. Узоры расскажут о родственных связях, принадлежности к определенному сословию и даже о семейном положении солдата.

Основные техники

Из-за того, что техника batika развивалась в разных странах, мастера изобрели множество способов росписи. Их актуальность до сих пор не изменилась. Каждый художник может выбрать наиболее подходящий вариант:

  • горячий;
  • холодный;
  • свободная роспись;
  • применение солевого раствора;
  • сибори;
  • узелковый.

Для горячего батика используется воск. Его наносят на ткань специальным инструментом — чантингом. Покрытые участки не окрашиваются, поэтому на текстиле образуется своеобразный узор. Эта техника подходит только для хлопчатобумажной ткани, она не портится от высокой температуры воска. После высыхания его удаляют тонким ножом или кипятят одежду. А если необходимо окрасить изделие еще одним цветом, то процедуру повторяют.

Холодный батик — европейское изобретение. В качестве резерва используется бензин, его наносят с помощью стеклянной трубочки. Краска ложится на ткань только в один слой, поэтому работать нужно аккуратно. В результате получается узор, похожий на акварельный рисунок.

При свободной росписи все зависит только от мастерства художника. Он наносит краску кистями, изображая любую картину. Иногда эту технику совмещают с контурной наводкой. Ткань предварительно можно пропитать солевым раствором или добавить кристаллы в краску. Это позволит выполнить мазки разной насыщенности.

Техника сибори практически не относится к батику, но про нее также стоит вспомнить при окрашивании текстиля. Изделие нужно сложить определенным образом (мастер сам выбирает, как именно это сделать) и окунуть в краситель.

Узелковый батик так называется из-за техники его выполнения. Полотно натягивали на раму и покрывали дополнительными нитями. Их завязывали в тугие узелки и наносили краску. Затем нити срезали, и в результате получался узор с белым горохом. Иногда текстиль красили в несколько оттенков. Для этого процедуру повторяли. Готовое изделие не гладили, чтобы оно приобрело эффект жатости. Сегодня эту технику выполняют без ниток, просто разрисовывают ткань маленькими пятнами, оставляя белые участки.

Батик — довольно известный и разнообразный метод окрашивания текстильных изделий. Это удивительное искусство почитают во многих странах, а умелым художникам оно приносит доход и славу.

Батик — что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты

Для украшения материала существует несколько способов, одним из самых популярных является батик. Под этим названием подразумевается ручная роспись по ткани с применением, так называемых, резервирующих составов. Рисунки, создаваемые своими руками, получаются не только красивыми, но и эффектными. К тому же, это отличный способ занять свое свободное время и увлечься настоящим творчеством.

Что такое батик

Термин батик – это обобщенное название различных способов ручной росписи ткани. В качестве основы данной техники используется принцип резервирования, т.е. покрывания специальным составом тех мест материала, которые должны остаться неокрашенными, чтобы в итоге получился нужный узор. Для получения четких контуров (границ) применяется специальный закрепитель под названием резерв, изготавливаемый на базе бензина, парафина, водной основы.

Техника основана на том, что резиновый клей, парафин и некоторые виды смол и лаков, которые наносятся на материю и не пропускают через себя красящее вещество. Что касается материй, для росписи которых используется техника батика, то ими являются хлопок, шелк, шерсть и синтетика. Для получения одежды с расписанной поверхностью, например, футболки, существует несколько видов батика.

История

Родиной ручной росписи по ткани с применением резерва считается остров Ява (Индонезия). В переводе с яванского техника батик означает «капля воска». Такой тип росписи издавна известен среди народов современной Индонезии и Индии. Вообще созданием рисунком на ткани человечество занимается с незапамятных времен. Разные способы росписи материи были известны в Шумере, Японии, Перу, Индокитае, на Шри-Ланке и некоторых странах Африки.

Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.

Из-за длительности процесса первоначально одежду, которая была покрыта узорами с помощью батика, носили только аристократы. Мастера острова Ява использовали хлопковые ткани, передавая секреты ремесла из поколения в поколение. Интересной особенностью является то, что узоры у разных семей могли существенно отличаться друг от друга. Выполненные узоры имели разнообразную тематику: от растительных орнаментов и геометрических узоров до мифологических сюжетов. На северном побережье острова используются более светлые оттенки, чем в центральной части.

Достоверно известно, что по рисункам на одежде можно было определить, к какой касте относится тот или иной человек. Повторять традиционные королевские орнаменты запрещалось. Каждая девушка в своем приданном обязательно должна была иметь вещи, украшенные при помощи техники батика. К примеру, красочные материи, занавеси, настенные панно, предметы гардероба. Даже сегодня у народов Явы одежда из расписанных вручную материалов пользуется большой востребованностью, часто она изготавливается в коммерческих целях.

В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века.

Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:

  • Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
  • Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
  • Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
  • Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
  • Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.

Техника выполнения

Прежде всего, на полотно наносятся краски, чтобы на стыке разных оттенков получились четкие и ясные границы. Для этой цели используется резерв, т.е. специальный закрепитель на основе бензина, парафина и т.д. – состав варьируется в зависимости от выбранной техники, материала, красок. В основном выделяют следующие типы техник:

  • холодную;
  • горячую;
  • свободную роспись;
  • свободную роспись с применением солевого раствора.

Холодный батик

Роспись по ткани батик, как хобби, подойдет в основном терпеливым людям, т.к. этот процесс является трудоемким и длительным. Одной из популярных техник является холодная, которая появилась гораздо позже горячей, с развитием химической промышленности. Ее появление упростило работу. Роль воска в холодной технике выполняют специальные резервы, которые не нужно нагревать, вытравливать и снова наносить.

Для работы потребуется создать отдельное рабочее место. Идеальным вариантом является хорошо проветриваемое помещение, например, балкон. Связано это с тем, что пары резервирующего вещества оказывают не совсем хорошее влияние на здоровье. Если вы собираетесь использовать расписанный материал для применения в виде скатерти, шарфа и т.п., то учтите, что нужно произвести закрепление краски: запекание в духовке, запаривание на водяной бане без контакта с конденсатом/водой, утюгом. Если этого не сделать, то при первой стирке вся работа смоется. Вам понадобится:

  • простой карандаш;
  • резерв (черный), стеклянная трубочка для него;
  • каланоковые кисти, анилиновые составы;
  • кнопки, подрамник;
  • натуральный шелк (крепдешин).

Определитесь с выбором эскиза, для него вам потребуется лист тонкой бумаги. Если вы хотите что-то эффектное, то отдайте предпочтение цветам. Нанося элементы на полотно, старайтесь рисовать их так, чтобы каждый из них имел замкнутый контур. Наносить резерв на контуры нужно без задержки, но и без спешки. Последовательность действий:

  1. Для начала постирайте материю, затем натяните предварительно высушенное полотно на подрамник, используя кнопки.
  2. Возьмите стеклянную трубочку, наполните ее резервом. Нанесите состав на контуры элементов.
  3. Для увеличения количества оттенков разбавьте одну и ту же краску разным количеством воды. Используйте баночки из-под йогурта, одноразовые стаканчики.
  4. Займитесь росписью цветов (от светлого до темного тона) и фона.
  5. Возьмите соль, присыпьте ею полотно и дайте ему подсохнуть. Стряхните соль и после того, как материя высохнет, уберите ее с подрамника.
  6. Через 24 часа прокипятите полотно (около 3 часов), постирайте в теплой мыльной воде.
  7. Обязательно прополощите творение, добавив в воду чуточку уксуса. Аккуратно отожмите изделие и прогладьте его, пока оно влажное.
  8. После окончания процедуры выдуйте резерв обратно в емкость, а стеклянную трубочку ополосните в бензине. В противном случае остатки состава затвердеют, и инструмент станет непригодным для дальнейшего применения.

Горячий

Батик на одежде смотрится красиво и эффектно. Решив приобщиться к такому хобби, обратите внимание на горячий способ. Он подходит для тех, кто не любит кропотливо закрашивать каждый кусочек полотна, просиживая за этим делом по несколько часов. Даже без больших стараний у вас может получиться полотно, из которого сошьются эксклюзивные юбки, платки и даже костюмы. Работа при такой технике ведется с расплавленным на огне воском, стеарином, парафином или их смесью, поэтому будьте осторожны. Перечень инструментов, которые могут понадобиться при декорировании полотна:

  • натуральная ткань, к примеру, хлопок, шерсть, шелк;
  • картонный трафарет;
  • красящие средства для росписи по ткани;
  • стакан для воды;
  • воск, чантинг;
  • кисточки, резиновые перчатки;
  • целлофан, газеты:
  • фен или утюг.

Для работы вам лучше надеть одежду, которую не жалко будет испортить, т.к. краска для ткани практически не отстирывается. Как вариант, наденьте непромокаемый фартук. Горячая технология батика состоит из следующих действий:

  1. Для нанесения на полотно одного из перечисленных растворов воспользуйтесь специальным инструментом – чантингом. Он похож на леечку с тоненьким кончиком. Хотя, в последнее время широкое применение приобрели кисти, с помощью которых наносят мазки и точечные капли на ткань. После этого сверху нужно нанести слой краски.
  2. Далее можете снова нанести на некоторые зоны воск и другой тип краски. Чтобы узоры стали упорядоченными, используйте штампы, которые нужно окунать в расплавленный воск. Можете использовать 2-3 тона и больше.
  3. Как только краска высохнет, избавьтесь от воска. Для этой цели положите на ткань газету и прогладьте ее – она должна впитать расплавленное вещество. Затем положите новую газету и повторите процедуру. Делать это нужно до тех пор, пока воска на полотне совсем не останется.

Свободная роспись

Благодаря такой технике батика можно проявить все свои способности в области рисования, т.к. здесь нельзя сформировать рисунок по какому-то определенному шаблону. С помощью свободной росписи создается индивидуальное и неповторимое произведение. В основном такой тип техники практикуют с применением масляных красок со специальными растворителями или анилиновых красителей. Можете даже ставить эксперименты, добавляя где-то солевой эффект или резервирующий состав, или используя спиртосодержащие вещества, чтобы увлажнить ткань. Способы свободной росписи в батике:

  • красками, загуститель из резервирующей жидкости;
  • с помощью красок, солевого раствора;
  • печатными красками;
  • масляными красками;
  • по шелку, аппретирующий загустителями.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этой техники заключается в том, что натянутую на рамку ткань, в зависимости от конкретного рисунка, пропитывают водным раствором соли (поваренной) и после ее высыхания производят роспись полотна. В некоторых случаях ее проводят красками из основных красителей, в которые был введен раствор соли. Такой подход помогает ограничить растекаемость краски по ткани и предоставляет возможность создавать рисунки свободными мазками. При этом можно варьировать как форму, так и степень насыщенности тем или иным цветом.

Следует добавить, что свободную роспись красками, в состав которых введен раствор поваренной соли, можно удачно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этой цели некоторые фрагменты рисунка создают свободной росписью с доработкой графическим рисунком. Фоновые перекрытия в этом случае осуществляют на участках, которые ограничены резервом. Вместо соли в качестве грунта может использоваться желатин или крахмал. Решив углубиться в это ремесло и попробовать создать эффектный рисунок таким способом, подготовьте следующие инструменты, материалы:

  • анилиновые красители:
  • солевой раствор;
  • отрез шелковой ткани, который натянут на раму;
  • эскиз будущей работы;
  • кисти для работы с красками разной толщины, кисти-флейц для пропитки материала, синтетика;
  • пипетка для забора краски, вода для промывки кистей;
  • палитра;
  • мягкий карандаш 8В.

Для приготовления солевого раствора возьмите пару столовых ложек соли на стакан воды. Разводить соль нужно в горячей воде в эмалированной или стеклянной посуде, чтобы все кристаллики растворились. В зависимости от поставленной задачи нанесите предварительную роспись очень мягким карандашом на натянутом шелке. Роспись по соляному раствору состоит из трех этапов:

  1. Роспись по-сырому. Подготовьте на палитре нужные цвета перед тем, как шелк пропитается раствором из соли. Кроме того, для разбавления красок используйте только солевой раствор. Пока шелк еще сырой, широкими прикосновениями или мазками кисти нанесите краски на свои места. По очень влажной ткани краска начнет растекаться неожиданными формами.
  2. Роспись по полусухому шелку и нанесение пятен второго плана. Пока шелк влажный и на нем образуются солевые кристаллики, вы сможете добиться живописных эффектов. Краска не разбегается неконтролируемо во все стороны, но от кисточки останется след, который впоследствии немного расплывется. Особенно это идеально для имитации природных фактур.
  3. Графическая прорисовка деталей, относящихся к первому плану. Как только солевой раствор высохнет, ткань станет хрустящей, а краска едва заметно растечется по ней. Продолжите работу прорисовкой деталей путем нанесения коротких мазков или ставя разного размера пятна.

Батик для начинающих

Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:

  • Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
  • Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
  • Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
  • Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
  • Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
  • На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
  • В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.

Что нужно приготовить для первых занятий

Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:

  • Пяльцы или рама. Если вы планируете нанести роспись на небольшую площадь, то отдайте предпочтение пяльцам для вышивания. Если же вы собираетесь работать с большим форматом, то подготовьте специальную раму для батика – вполне подойдет и обычный подрамник. Крепить ткань на раме нужно на крючки, которые идут с ней в комплекте. Что касается подрамника, то закрепить на нем ткань можно ниткой и иголкой, причем сделайте это так, чтобы ткань не соприкасалась с рамой. Более простой вариант – закрепление ткани мебельным степлером (не подойдет для шелка) или кнопками.
  • Бумага. Подготовьте лист (или несколько) тонкой бумаги, чтобы сделать предварительный эскиз. Размер листа должен равняться площади рисунка на полотне.
  • Ткань. Лучше всего подходят тонкие натуральные ткани типа шелка, батиста, двунитки. Плотный материал не подойдет, т.к. резервирующий состав может не пройти через толстые волокна, в результате чего появится «взрыв» краски – один цвет начнет переходить на края и зону другого. Начинающим художникам рекомендуется остановить выбор на батисте.
  • Материалы, инструменты. В стандартном наборе для батика есть резерв, стеклянная трубочка для него и краски. В некоторых наборах встречается контурная жидкость, готовая к нанесению – заливается в тубу с тонким наконечником. Можно сварить резерв самостоятельно, но это занятие является не только трудоемким, но и пожароопасным.

Рисунки для батика для начинающих

Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:

  1. нарисуйте три овала разного размера;
  2. в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
  3. нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
  4. изобразите наверху с правой части цветков бутон;
  5. сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
  6. нарисуйте листья и вокруг цветков;
  7. в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.

Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.

Оцените статью