- История возникновения техники батик
- Что такое батик
- История появления батика в разных странах
- Япония и Китай
- Индия
- Европа
- Россия
- Индонезия
- Простой шелковый платок в технике батик своими руками
- Потребуется:
- Порядок работы:
- Рекомендации по сочетанию цветов
- Батик: история возникновения
- Китайские и индонезийские корни батика
- Как батик покорил Европу?
- Современные техники
- История батика — кратко о создании и технике росписи ткани
- Описание вида искусства
- Китай и Япония
- Происхождение в Индии
- Развитие в Европе
- Индонезийская роспись
- Основные техники
История возникновения техники батик
Модельеры считают ткань, расписанную в технике батик, явлением вне времени. Наряды, шарфы, платки, разрисованные кистью, никогда не выходят из моды.
Они позволяют разбавить повседневность яркими красками. Одежда из батика великолепно смотрится на женщинах и мужчинах любого возраста. Расписная ткань полна очарования и при этом не является аляповатой.
Что такое батик
Батиком называют роспись ткани вручную специальными красками с применением закрепляющих составов. Обычные люди считают батиком яркую, покрытую ручным рисунком материю, но, когда специалисты говорят «батик», они имеют в виду саму технологию раскраски. Главная особенность метода заключается в предварительной пропитке тканей специальными смесями, не дающими краскам растечься.
Расписать ткань можно множеством способов. Широко известны три техники:
- холодная;
- горячая;
- без границ.
Техника холодной росписи начинается с нанесения на ткань резервирующей смесью замкнутых контуров. Затем заливают красители. Контур делает рисунок графичным, четким. После покраски он не удаляется. Все применяемые составы простые и нетоксичные, поэтому холодный батик – самый популярный способ росписи. В такой технике окрашивают шелк, тонкий хлопок. Краски наносят кисточками, кусочками ваты или поролона и закрепляют на ткани проглаживанием горячим утюгом с изнанки.
Горячий батик выполняется так же, как холодный, но окрашенную ткань для закрепления пигмента обрабатывают в паровых устройствах.
Техника неограниченной росписи позволяет художнику обходиться без пропитки ткани составами, не дающими красителям расползаться по полотну. Рисунок делается как картина – свободными мазками. Для окончательной отделки используется техника холодного батика.
Придать рисунку интересную фактуру можно с помощью соли. Ее кристаллы поглощают влагу. Если их рассыпать по мокрой, только что прокрашенной ткани, соль будет втягивать воду, а на полотне появится рябь и абстрактные узоры. Когда изделие высохнет, кристаллы соли осторожно снимают.
Сейчас нет необходимости делать пропитки и краски самостоятельно. Все приобретается в художественном салоне. Самый популярный вариант – составы фирмы Гамма. Они имеют оптимальное соотношение цена/качество.
По составу краски делятся на:
По способу закрепления бывают:
Виды резервирующего состава:
- для горячей технологии – воск, наносится специальным приспособлением (чантингом);
- для холодной технологии – смесь бензина и латекса, наносится стеклянной трубочкой.
Что касается тканей, начинающим рекомендуется брать для тренировки недорогое хлопковое полотно. Затем можно перейти на природный шелк. Лучше всего для батика подходит креп-шифон – краска хорошо на него ложится и равномерно растекается.
История появления батика в разных странах
Батик – старинное народное декоративно-прикладное искусство, зародившееся почти одновременно в нескольких странах мира. В 2009 году ЮНЕСКО внесло роспись текстильных изделий кистями в список шедевров духовного наследия человечества.
Техника батик – результат кропотливо собранного опыта многих поколений. Национальные особенности делают ее разнообразной и неповторимой. В разных странах ткани расписывают по-разному, используются уникальные материалы, композиции, техники и рисунки.
Япония и Китай
Роль Китая в развитии способов окрашивания полотен огромна. Здесь изобретена совершенная основа для ручной росписи – шелк. Китайцы в древности использовали горячий способ. На шелк в определенных местах наносили расплавленный воск и погружали изделие в краситель. После извлечения и высыхания воск удаляли – материя под ним оставалась неокрашенной.
Можно было действовать и наоборот – сначала окрашивать ткань затем заклеивать части и опускать в содовый раствор, где пигмент смывался, сохраняясь под воском. Повторяя операцию несколько раз, получали трехцветные рисунки, которые тогда считались пределом возможного.
Японцы заимствовали технологию из Китая, но добавили собственные приемы, что позволяло получать великолепные изделия с местным колоритом. В технике батик разрисовывали ткани для халатов и знаменитых японских ширм.
Золотым временем батика в Японии считается 18 век. В это время ткацкое ремесло в стране достигло расцвета. Появились новые техники рисунка, в том числе трафаретная окраска. К началу 19 века орнаменты и картинки приобретают современный облик. В это же время ручная работа вытесняется печатью.
Индия
В средние века в Индии рисунок на ткани умели наносить двумя способами:
- кисточками;
- печатями из дерева.
Крашеные кистями ткани ценились выше, так как в отличие от печати такая роспись считалась искусством, а не ремеслом. До сих пор в стране сохранились старинные технологии, в том числе узелковая окраска или «бандана», когда узор составляется из маленьких пятнышек разной формы и размера. Техника «бандана» проста в исполнении, но необычна и эффектна.
В штате Гуджарат распространен способ окрашивания ткани «лахерия», когда изделие скручивают в жгут и погружают в краску. После раскручивания ткань оказывается местами не прокрашенной.
Самый известный индийский метод окраски – набойка. Англичане заимствовали его в XVII– XVIII веках, создавая свои знаменитые набивные ситцы по индийской технологии. Сейчас в Индии набойка используется чаще, чем ручная роспись.
Европа
Первыми в Европе батик стали использовать голландцы. Это произошло в начале 19 века. Их очень быстро вытеснили англичане, производя набивные ткани, окрашенные по аналогу с индийскими. Сейчас в производстве окрашенных вручную тканей лидирует Германия. Немцы любят батик и делают все возможное для популяризации и развития этого художественного направления.
Россия
В стране интерес к рисованию на текстильных изделиях появился поздно – только в прошлом веке, и был связан с популярностью стиля модерн. Но россияне смогли создать совершенно новую технологию – холодную роспись, которая ведется без специального оборудования, совершенно безопасна, может выполняться дома, использоваться на занятиях с детьми.
В семидесятых годах прошлого столетия в стране появилось новое поколение молодых специалистов, окончивших художественные, текстильные и технологические ВУЗы. Благодаря им, роспись методом батик достигла максимума популярности.
Индонезия
Многочисленные путешественники свидетельствуют, что батик зародился именно в Индонезии, и только затем попал в Индию. На Яве роспись на полотнах была частью поклонения местным божествам. Считалось, что текстиль, расписанный руками местных женщин, обладает магической силой.
В классическом индонезийском батике немного цветов:
Секреты создания красок тщательно охранялись. Резервирующей смесью служил рисовый крахмал, приготовленный по особому рецепту. Им пользуются и сейчас.
Батик из Индонезии сложно спутать с каким-либо другим. На нем всегда изображено древнее оружие яванцев.
Национальная одежда яванцев – саронги. На них рисуют пейзажи в сине-коричневых тонах. По орнаменту на саронге местные жители могут многое узнать о человеке. Он указывает на статус, служит магическим оберегом.
Простой шелковый платок в технике батик своими руками
Раскрашивать материю – очень интересное занятие. Хобби доступно каждому, нужно лишь приобрести в художественном салоне кисти и красители.
Потребуется:
- кусок белого креп-сатина;
- прозрачный резерв и трубка для его нанесения;
- краски с акрилом;
- кисти разной ширины, включая плоскую для закрашивания фона.
Порядок работы:
- постирать шелк с мылом, чтобы смыть фабричную пропитку, высушить, немного пройтись утюгом;
- натянуть на раму канцелярскими кнопками;
- сделать карандашный рисунок на бумаге, обвести маркером, положить под материю, чтобы он просвечивался;
- нанести по контуру рисунка резервирующий состав, дать высохнуть;
- нанести краски, предварительно смочив раскрашиваемую область водой, чтобы они лучше растекались;
- закрасить фон;
- снять ткань;
- закрепить рисунок горячим утюгом с изнанки;
- прополоскать в теплой воде, добавив немного мягкого шампуня;
- высушить и прогладить;
- обработать края оверлоком.
Рекомендации по сочетанию цветов
Некоторые люди обладают интуитивным вкусом, безошибочно подбирая красивые сочетания. Другие же испытывают привязанность к одной гамме, игнорируя остальную палитру. В таких случаях специалисты рекомендуют использовать цветовой круг, представляющий собой замкнутую радугу. На его разных концах находятся красный и зеленый.
Разделив круг на четыре равные части получают родственные цвета, гармонично сочетающиеся друг с другом. В каждый из них можно добавлять какое угодно количество белого или черного, получая неисчислимое множество оттенков.
Хорошо сочетаются цвета на концах одного диаметра – их называют контрастными. Оттенки на конце одной хорды называются родственно-контрастными. Они тоже совместимы в одном рисунке.
Если хочется использовать три краски, в круг нужно вписать равнобедренный, равносторонний или прямоугольный треугольник. Цвета, расположенные в его вершинах, хорошо смотрятся в одной композиции.
Батик удивительно многообразен. Его любят во всем мире. Красочные изделия радуют глаз миллиардов людей. Роспись по ткани – удивительное искусство, которое никогда не исчезнет и будет постоянно развиваться.
Батик: история возникновения
Люди создают рисунки на тканях с незапамятных времен, что неудивительно – ручная роспись всегда выглядит ярко и необычно. Так, батик появился более 2 000 лет назад. За столь долгое время искусство претерпело изменения, но главное – оно позволяет реализовать себя в творчестве и создавать уникальные вещи, которых не найти в магазинах.
Китайские и индонезийские корни батика
Батик – это способ росписи тканей, основанный на том, что применяется специальный резерв. Он защищает краску от растекания и позволяет обозначить границы рисунка.
История возникновения батика уходит корнями в Китайскую империю. Именно в этой технике окрашивали шелк, создавая изумительно красивые вещи. По знаменитому Шелковому пути изделия распространились по всему миру. Широкое распространение этот вид ручной росписи по ткани получил в Индии и Японии. При этом в каждой стране искусство получило свои особенности. Японцам полюбилась узелковая техника, а в Индии применяли деревянные штампы.
В Индонезии, на острове Ява, история развития батика приобрела новый виток. Даже слово «batik» – индонезийского происхождения, оно переводится как «капля воска». Со временем выделилось несколько техник:
- Горячий батик с использованием горячего воска.
- Холодный батик с применением в качестве ограничителя материала, не требующего нагревания. Изобрели этот способ росписи в России.
- «Баден», или узелковая техника с завязыванием узлов, которые опускаются в красящий раствор. Такие вещи были популярны у хиппи.
- Свободная роспись по ткани без резервирующего вещества.
Индонезийцы достигли высочайшего мастерства в росписи по ткани. Они вкладывали в нее сакральный смысл, считая, что созданные вручную полотна обладают магической силой. Раньше в приданом каждой девушки должна была быть хотя бы одна вещь, выполненная в технике батик, а сейчас такая одежда вполне естественна для местных жителей.
Как батик покорил Европу?
В 17 в. Ява стала колонией Голландии, после чего искусство батика плавно перекочевало в Европу. Позже там изобрели батик-штифт – электроприбор, с помощью которого можно хранить воск расплавленным. В 1801 г. Жозе-Мари Жаккар изобрел автоматический станок, благодаря которому начали изготавливать ткани с орнаментами, созданными художниками. С этого момента роспись по ткани вышла на новый уровень. Начали открываться фабрики по производству имитации батика.
В 20 в. Европа начала переходить на технологические методы. Однако одновременно создание батика стало массовым в Японии, где появился медный штамп «колпак» для нанесения воска на ткань. Он используется на Яве и в наше время.
Современные техники
В 21 в. история батика продолжается, а изделия, выполненные в этой технике, пользуются популярностью. Чаще всего расписывают шелковые полотна, которые могут храниться сотни лет. В современных техниках используются приемы пастели и акварели, витража, графики, мозаики.
Сейчас батиком расписывают разнообразную одежду, предметы одежды, картины на шелке. Творческий процесс захватывает, умиротворяет. Еще приятнее, что его результатом становятся эксклюзивные вещи, от которых невозможно отвести взгляд.
История батика — кратко о создании и технике росписи ткани
Описание вида искусства
Прежде чем узнавать об истории возникновения батика, нужно разобраться с самим определением. Это не просто разрисованные красками ткани. Батиком называют декоративно-прикладное искусство — ручную роспись текстиля.
Модельеры и другие специалисты говорят только о технике обработки ткани. Предварительно ее пропитывают особой смесью, чтобы нанесенные краски не растекались во время работы. А обычные люди считают батиком просто разрисованную одежду.
Художники создали несколько интересных техник. Для придания необычной фактуры изделию они посыпают его солью. Кристаллы впитывают жидкость, и на текстиле появляются абстрактные узоры. После высыхания соль осторожно снимают с ткани.
Сегодня не нужно самостоятельно изготавливать смеси для пропитки и краски. Все можно приобрести в специализированных магазинах. Краски разделяют по нескольким признакам:
- по составу;
- по способу закрепления;
- по виду резервирующего состава.
Краски изготавливают на основе акрила или воды, а закреплять их можно утюгом или паром. А в качестве резервирующего состава выступает воск или смесь из бензина и латекса.
Начинающие мастера работают с хлопком, затем переходят на шелк. Но лучше всего для батика подойдет креп-шифон.
Китай и Япония
В 2009 году ЮНЕСКО в список шедевров духовного наследия внесло батик. История возникновения этой техники отличается в разных странах. Но первую роль стоит отдать Китаю, ведь в этом государстве изобрели множество способов росписи тканей.
Именно здесь была создана идеальная основа для батика — шелк. Мастера Древнего Китая наносили на ткань воск и погружали ее в краситель. А затем текстиль сушили и очищали, на нем оставались неокрашенные участки, складывающиеся в красивые узоры.
А иногда действовали наоборот: окрашивали ткань, заклеивали небольшие куски и опускали ее в содовый раствор. Щелочь смывала краску, а под воском пигмент сохранялся. Если эту процедуру повторить несколько раз, то на шелке останется трехцветный рисунок. А в те времена такой текстиль ценился очень дорого.
Из Китая способ создания одежды в технике батик позаимствовали японцы. Но позже мастера изобрели и свои методы. Золотым временем Японии считается 18 век. В технике батик разрисовывали ширмы и халаты для знати.
Ткацкое ремесло тогда достигло пика своего расцвета. Японские художники поспособствовали появлению трафаретной окраски. В начале 19 столетия уже были созданы современные узоры. Но вскоре печать на станках заменила ручную работу. Батик стал менее ценным, но был таким же красивым.
Происхождение в Индии
В докладе или реферате на тему развития батика стоит упомянуть и работу индийских художников. Эта страна отдельно от Китая изобретала свои способы росписи одежды. Местные мастера использовали только два инструмента — кисти и деревянные печати.
Первый вариант был более ценен, ведь кистями могли расписывать ткани только настоящие художники. Оттиск печатями считался ремеслом, а не искусством. Ведь им могли овладеть все, кто умели работать аккуратно. Кистью рисовали только специально обученные художники. Они разбирались в особенностях разных тканей и владели разными техниками живописи.
До сих пор в стране мастера пользуются старинными технологиями:
При узелковой росписи узоры наносятся точками сверху на повязанные нити. Хотя эта техника не так проста в исполнении, в результате получаются необычные рисунки на ткани.
В штате Гуджарат художники создали собственный способ окраса — лахерия. Текстильное изделие нужно скрутить в жгут и поместить в краску. Спустя некоторое время его извлекают и высушивают. В результате на ткани остается спиральный узор.
Но самой известной техникой остается набойка. В 18 столетии ее позаимствовали англичане, создав знаменитый набивной ситец. Из этой ткани шили одежду и постельное белье, домашние текстильные изделия. И сегодня такая техника гораздо популярнее, чем ручная роспись кистями или печатями.
Развитие в Европе
Согласно данным из Википедии, батик в Европе впервые стал использоваться голландцами. В начале 19 столетия они производили одежду, расписанную в разных техниках. Но их быстро вытеснили англичане. Они торговали ситцем, разрисованным в классических индийских традициях.
Сегодня лидирующие позиции занимает Германия. Немцы очень любят декоративно-прикладное искусство, батик в том числе. И сейчас они делают все возможное, чтобы развивать и популяризировать его.
Батик стал известен в России только в прошлом столетии. До этого портные и художники мало интересовались такой росписью. Одежду чаще покрывали вышивкой, украшали кружевами или шили из ткани разных оттенков.
Популярность батика возросла в связи с появлением такого стиля, как модерн. Но россияне не стали использовать уже известные. Они изобрели свою — холодный батик. Эта технология считается безопасной, поэтому ей обучают детей на творческих занятиях. Выполнять ее можно без наличия какого-либо специального оборудования. Даже в домашних условиях легко расписать одежду в технике холодного батика.
В 1970-х годах текстильные и художественные вузы открыли новые факультеты для дизайнеров одежды. Там студенты изучают разные методы росписи текстиля. И сегодня в стране есть десятки молодых специалистов, способных работать с батиком. Благодаря их усилиям этот вид искусства стал популярным в России — написано множество книг о нем, созданы школы, где обучают рисунку на ткани.
Индонезийская роспись
Некоторые путешественники считают, что батик зародился в Индонезии. На острове Ява роспись одежды и текстиля была частью религии, данью поклонения местным божествам. Если женщины разрисовывали ткань, то ее считали священной.
Но у индонезийцев была небольшая цветовая гамма. Согласно историческим сообщениям, они использовали только три оттенка:
Семьи тщательно охраняли рецептуру составов, они не говорили никому о том, какие именно краски используют и что в них добавляют. А в качестве резервирующей смеси применялся рисовый крахмал. Им и до сих пор пропитывают ткани.
Батик из Индонезии невозможно перепутать с изделиями других стран. Дело в том, что на текстиле с островов всегда изображали оружие воинов Явы. А еще у них есть национальная одежда — саронги. На ней чаще всего рисовали пейзажи, выполненные в синих и коричневых тонах.
По этому орнаменту простые жители могли многое узнать о воине с Явы. Он не только служит мощным оберегом, но и указывает на социальное положение человека. Узоры расскажут о родственных связях, принадлежности к определенному сословию и даже о семейном положении солдата.
Основные техники
Из-за того, что техника batika развивалась в разных странах, мастера изобрели множество способов росписи. Их актуальность до сих пор не изменилась. Каждый художник может выбрать наиболее подходящий вариант:
- горячий;
- холодный;
- свободная роспись;
- применение солевого раствора;
- сибори;
- узелковый.
Для горячего батика используется воск. Его наносят на ткань специальным инструментом — чантингом. Покрытые участки не окрашиваются, поэтому на текстиле образуется своеобразный узор. Эта техника подходит только для хлопчатобумажной ткани, она не портится от высокой температуры воска. После высыхания его удаляют тонким ножом или кипятят одежду. А если необходимо окрасить изделие еще одним цветом, то процедуру повторяют.
Холодный батик — европейское изобретение. В качестве резерва используется бензин, его наносят с помощью стеклянной трубочки. Краска ложится на ткань только в один слой, поэтому работать нужно аккуратно. В результате получается узор, похожий на акварельный рисунок.
При свободной росписи все зависит только от мастерства художника. Он наносит краску кистями, изображая любую картину. Иногда эту технику совмещают с контурной наводкой. Ткань предварительно можно пропитать солевым раствором или добавить кристаллы в краску. Это позволит выполнить мазки разной насыщенности.
Техника сибори практически не относится к батику, но про нее также стоит вспомнить при окрашивании текстиля. Изделие нужно сложить определенным образом (мастер сам выбирает, как именно это сделать) и окунуть в краситель.
Узелковый батик так называется из-за техники его выполнения. Полотно натягивали на раму и покрывали дополнительными нитями. Их завязывали в тугие узелки и наносили краску. Затем нити срезали, и в результате получался узор с белым горохом. Иногда текстиль красили в несколько оттенков. Для этого процедуру повторяли. Готовое изделие не гладили, чтобы оно приобрело эффект жатости. Сегодня эту технику выполняют без ниток, просто разрисовывают ткань маленькими пятнами, оставляя белые участки.
Батик — довольно известный и разнообразный метод окрашивания текстильных изделий. Это удивительное искусство почитают во многих странах, а умелым художникам оно приносит доход и славу.