История создания вышивки бисером

Онлайн журнал для мам

История вышивки бисером

Что из себя представляет бисер знают все. Крошечными цветными стеклянными шариками декорируют предметы интерьера, одежду, аксессуары и даже обувь. Не говоря уже о потрясающих колье, браслетах, серьгах, брошках, головных уборах и других разнообразных украшениях и сувенирах, созданных с использованием сияющих мелких бусинок.

Вышивка бисером просто завораживает красотой и утонченностью. Увидев однажды предметы и полотна с бисерной вышивкой, вы навсегда запомните их сияние.

Для рукодельниц бисерное вышивание стало любимым хоби и дополнительным источником дохода: изделия, расшитые бисером, ценятся довольно высоко, поскольку для этого вида творчества нужны хорошие навыки, немалое терпение и аккуратность.

Как люди начали вышивать, используя бисер

Люди давно поняли, что бисер — это потрясающе красивый и, при этом, прочный материал, который не разрушается от времени и не выгорает на свету. Поэтому он идеально подходит для декорирования предметов и создания украшений.

Итак, история вышивания бисером простирается своими корнями вглубь тысячелетий, на несколько веков до нашей эры, когда кочевые племена начали носить наряды и обувь, украшенные бисеринками. Мелкими стеклянными бусинками были отделаны воротник и рукава с нагрудной частью скифских и сарматских рубах. Искусно были расшиты бисером и наряды древнеегипетских фараонов.

Читайте также:  Алмазная вышивка сказочные герои

До изобретения стеклянного бисера, люди использовали вместо него природные материалы: глину, семена растений, древесину, кости зверей, фарфор, самоцветы, металл. Технический прогресс сказался и на совершенствовании технологии бисерного производства.

Колыбелью его принято считать Древний Египет, здесь в начале первого тысячелетия до нашей эры начали производить стекло и были найдены бисерные ожерелья и расшитые им платья. Отсюда он распространился в Римскую империю, а затем в страны среднего и дальнего востока: Византию, страны Месопотамии, Индию и Китай.

Долгие столетия пальму первенства в производстве бисера удерживала Венеция, строго храня секреты своей технологии. Венецианский бисер высоко ценился во всем мире. Неудивительно, что в Италии же большое развитие получило и искусство бисерной вышивки. Свидетельства этого хранят крупнейшие музеи мира в виде многообразия сохранившихся предметов, украшенных бисером.

Венеция активно торговала бисером по всему миру. Со временем производство бисера освоили германские и французские мастера, а в конце ХVIII столетия серьезным конкурентом венецианцев стали богемские мастера (современная Чехия). Эта конкуренция привела к многообразию видов, форм, величины и окраски бисеринок.

С конца ХVIII столетия использование бисера становится еще более масштабным. Он входит в моду среди всех социальных слоев стран Европы. Простые женщины носили головные уборы, полностью обшитые бисеринами. Свадебные наряды девушек тоже старались украсить бисерными переливами.

Как появился бисер на Руси

Коснулась мода на бисерное искусство и народов, населявших Русь. До середины 17-го столетия они использовали для украшения нарядов природные материалы, в частности, жемчуг. Рукодельницы мастерски отделывали им одежду. В церквях жемчугом украшали и вышивали иконы и другие предметы культа. Эту традицию поддерживают и сейчас.

С середины 17-го столетия жемчуг постепенно заменил разноцветный стеклянные бисеринки. Им декорировали одежду, вышивали картины, иконы, панно. Последние представляли собой большие массивные полотна, напоминавшие ковры, только полностью узорно вышитые бисером. Они порой целиком закрывали стену, выполняя роль обивки, а порой располагались на стенах в рамах, подобно произведениям живописи.

Современное бисероплетение

Сейчас создавать поделки из бисера нравится как взрослым, так и детям. Бисероплетение — это очень интересное и творческое занятие, хоть и требующее много усердия, терпения.

Современный бисер отличается огромным разнообразием форм и цветовой палитрой. Его изготавливают из искусственных материалов, из стекла и натурального камня. Достаточно взглянуть на ассортимент интернет-магазина https://mirbusin.ru/catalog/cat-16-biser.

Бисероплетение привлекает своих адептов не только своей увлекательностью, но и практической стороной. Готовые изделия используют как аксессуары, для декорирования одежды и интерьера. Освоить техники бисероплетения при желании могут даже маленькие дети. И для них такое хобби будет очень полезно, поскольку хорошо развивает мелкую моторику, фантазию, творческие способности и даже речь.

Найти вдохновляющие идеи для создания своих шедевров можно с помощью специальных печатных изданий или интернет-сайтов и социальных сетей: таковых сейчас просто море. Многие мастерицы ведут свои блоги и делятся схемами плетения, иллюстрируя их красочными и детальными фотографиями.

Бисер часто сочетают с другими декоративными элементами, например, лентами, полимерной глиной, металлической фурнитурой и т.д. Поэтому границы для творчества сейчас определяются только фантазией и творческим вдохновением.

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Вы можете зарегистрироваться, войти на сайт вверху, либо авторизоваться, используя свой аккаунт в социальных сетях:

История развития вышивки бисером

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX – XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.
Самой нарядной и эффективной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.
Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.
Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.
С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек – крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это – богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как «золотой век русского бисера».

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы.

История вышивки бисером

Вышивка бисеро известна еще с глубокой древности. С давних времен умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер, как материал имеет неограниченные цветовые возможности. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы и сумочки. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, которые изображают цветы, птиц и животных. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.

Бисер — это маленькие стеклянные бусинки с отверстиями, предназначенные для вышивания на предметах быта и женской одежде, и изготовления различных аксессуаров (браслетов, колье, серег и других изделий). Бисер уже много лет радует рукодельниц своим разнообразием. Историки утверждают, что первый прообраз бисера появился сто лет назад. В те времена его изготавливали из костей и рогов животных, слоновых бивней, кораллов, дерева, растений и жемчуга. Современная история бисера началась с появлением в мире стеклоделия. Изначально женские и мужские украшения изготавливались из стекла, со временем размер бусин значительно уменьшился, так появился бисер.

Вплоть до XVІІ века бисер производили лишь в Венецианской республике, где секрет его изготовления держали в строжайшем секрете. Однако спустя некоторое время мастера из Чехии положили конец этой монополии, разработав «лесное» стекло, в основе которого была древесная зола. Новый материал окончательно вытеснил венецианское стекло. И по сей день чешский бисер считается самым лучшим в мире.

В Древней Руси прообраз бисера появился еще в X веке. Однако настоящий бисер был завезен только в XVІІІ веке, тогда же рукодельницы стали использовать его в качестве украшения национальных костюмов. Кроме того, бисер был широко распространен в церковном и светском шитье. «Золотой век» бисера в России наступил в первой половине XІX века, из этого материала мастерицы изготавливали различные украшения, также им вышивали платья, ризы и даже картины.

В 1930 году искусство вышивки бисером начало возрождаться. В моду вошли расшитые бисером сумочки, кошельки и платья. Особенной популярностью изделия, вышитые бисером, пользовались в 1960 годы. К сожалению, в настоящее время многие старинные секреты мастеров утрачены, но интерес к вышивке бисером не угас. Нередко изделия, вышитые бисером, можно встретить на всевозможных выставках рукоделия, в коллекциях именитых дизайнеров и на прилавках магазинов.

Вышивка бисером в отличие от многих видов рукоделия требует достаточного набора инструментов, которые облегчат сам процесс и позволят избежать различных недоразумений. Инструменты для вышивки бисером не сложные, доступные и вовсе не специфические, но без них со столь кропотливой работой не справиться даже опытной мастерице.

Итак, основным инструментом для вышивки считается игла. Далеко не каждая иголка подходит для работы с бисером. Необходимы тонкие, идеально гладкие и ровные бисерные иголки. Как известно, все иглы отличаются друг от друга по своему номеру. Их размер соответствует отверстию бисера. Например, для бисера с маленькими отверстиями идеально подходят иглы номеров – 10, 11, 12 и 13.

Также для вышивания бисером необходимы ножницы. Лучше всего использовать короткие ножнички с острыми слегка загнутыми кончиками. Не менее важно иметь в арсенале пяльцы. Они позволят противостоять деформированию и стягиванию ткани в отдельных участках. В вышивке бисером пяльцы должны точно соответствовать размеру работы, поскольку сдвигать ткань в процессе не получится. Также в работе могут понадобиться следующие предметы: линейка, лупа, шило или большая иголка для пробивания и прочищения отверстий в бисеринках, лампа для подсветки.

Бисер является главным элементом для данного вида рукоделия. Кроме него для вышивки можно использовать бусины различного размера, кристаллы, стеклярус и пайетки. Все вместе эти предметы придадут изюминку будущему изделию. При выборе бисера для вышивки в первую очередь необходимо обратить внимание на его качество. Все бисеринки должны быть одного размера, формы и текстуры. Всем этим требованиям отвечает чешский бисер, его цена значительно выше, чем на китайский аналог. Бисер может быть матовым, прозрачным и с блеском.

Не менее важным предметом для вышивания бисером являются нитки. Они должны быть прочными, надежными и износостойкими. Также нити должны не только выдерживать вес бисеринок, но и не перетираться от контакта со срезами и рубчиками. Толщина нитки подбирается в зависимости от размера отверстия бисера и ушка иголки. Для вышивки бисером подойдут полусинтетические, капроновые и шелковые нити, и мулине. Обычные швейные нитки использовать не рекомендуется.

Ткань для вышивки бисером должна быть устойчива к деформированию. Лучше всего для этого вида рукоделия использовать канву. Канва – это редкая сетчатая накрахмаленная или проклеенная хлопчатобумажная (или льняная) ткань, предназначенная для вышивания. В настоящее время существуют ткани с выбитой цветной схемой, в разы облегчающей работу. При выборе канвы необходимо ориентироваться на размер бисера.

Хранить бисер довольно просто. Для этого необходимо иметь в наличии специальные контейнеры с крышечками, хотя и обычные спичечные коробки для этой цели сгодятся. Такая тара защитит бисер от выцветания, а также создаст систему разделения бисера по цвету и размеру.

Bookitut.ru

Из истории бисерной вышивки

Традиция расшивать одежду, предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существует у многих народов. В России искусство вышивки бисером уходит своими корнями в глубокое прошлое. Скорее всего, оно пришло к нам из Византии. Согласно археологическим данным, бисер был знаком уже людям в Киевской Руси. Первое упоминание о славянских вышивках, «что как огонь горят, и чуден узор», относится к середине XII века.

Яркие, многоцветные изделия из бисера и стекляруса получили в России чрезвычайно широкое распространение. Красивый и прочный материал с успехом использовался при оформлении интерьеров, для отделки народных костюмов и предметов культового назначения. Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин! Область применения этого материала оказалась очень широкой – от детской игрушки до гобеленов. Вышивали картины с жанровыми сценками, иконы. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому – стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Стены кабинета украшены вышивкой в стиле «китайщины»: птицы и растения выполнены синелью, а фон – стеклярусом.

Бисерное искусство XIX столетия примечательно обилием орнаментальных мотивов и композиций, отражавших художественные вкусы своего времени. Период наиболее интенсивного увлечения бисерными изделиями падает на 1820-й – 1830-е годы, когда в украшении интерьеров и предметов одежды, прикладного искусства господствующее положение занимали растительные мотивы. В бисерных изделиях наиболее широкое распространение получают цветочные узоры: гирлянды, ветки, букеты, венки и полувенки, отдельные цветы, составляющие определенные композиции, характерные для классицизма. На небольших вещах – сумочках, кошельках, подстаканниках – основной узор располагался горизонтально, как правило, в верхней или нижней части предмета. Остальное пространство заполнялось мелкими деталями в виде веточек, цветов, крапинок, звездочек или оставалось свободным от узора. С орнаментикой классицизма связаны такие мотивы, как рога изобилия, корзины и вазы с цветами.

С конца XIX века вышивка бисером широко используется для украшения вечерних нарядов, дамских сумочек. Вышивки бисером, плетеные или тканые украшения все чаще можно было увидеть на выставках и в модных салонах. Подарить бисерную безделушку, выполненную своими руками, считалось признаком хорошего тона. Это мог быть вышитый кошелек, чехол на трубку или ручку, украшенная бисером шкатулка.

В наше время как никогда стали цениться изделия, созданные вручную. В них наиболее полно могут быть выражены индивидуальность человека, его творческие способности, богатая фантазия.

Подготовка к работе

Прежде чем приступать к работе, познакомимся с тем, что нам понадобится, и освоим основы композиции.

Материалы и инструменты

Основой для вышивки бисером служат разные ткани: лен, шелк, бархат, атлас, шерсть, сукно.

Для вышивки подходит мелкий бисер № 10 или № 11, а также еще более мелкий монастырский бисер – для вышивки по контуру рисунка.

Наряду с бисером в работе можно использовать бусины – объемные и граненые, граненый и витой стеклярус – трубочки длиной от 3 до 7 мм, а также рубленый стеклярус, так называемая рубка, «рис» – вытянутые, округлые бусинки.

Для вышивки в технике «шитье по счету» нужна канва – специальная ткань, на которой хорошо заметны клеточки, образованные переплетением нитей.

Канва бывает плотная (хлопковая или льняная) и редкая (синтетическая). Синтетическую канву приметывают к ткани перед началом вышивания и удаляют после вышивки рисунка. Синтетическая канва с редким переплетением нитей подходит для нанесения вышивки на одежду. Нити такой канвы после окончания работы выдергивают, а бисерная вышивка остается.

Кроме бисера, канвы и ткани – основы будущего изделия – для вышивания бисером вам понадобятся:

– подрамник – для вышивки методом «шитье по счету»;

– иглы для бисера № 11, 12, 13 – лучшими считаются японские или английские иглы;

– маленькие острые ножницы;

– калька, плотная бумага – для вышивки по контуру рисунка.

Основы композиции

Термин композиция в переводе с латинского языка обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке в соответствии с какой-либо идеей. Иными словами, композиция – это правильное распределение объектов. На плоскости это выделение главного объекта, заполнение всей плоскости листа, уравновешенность правого и левого края, наличие общего замысла или идеи.

Формат листа, а в нашем случае – вышиваемой работы (будь то платье, косметичка или чехол для очков), может быть вертикальным, горизонтальным, квадратным или овальным (например, футляр для очков со скругленными краями сверху и внизу).

Правильное положение картинной плоскости помогает лучше скомпоновать на ней рисунок, избежать пустот на работе. В процессе расположения рисунка между краями работы и рисунком образуется расстояние – своеобразная рама в виде полей. Надо всякий раз размеры рисунка согласовывать с форматом и размером работы. В этой зоне рекомендуется располагать главный элемент композиции, а второстепенные – рядом.

При компоновке рисунка нужно помнить несколько простых правил.

Рисунок не должен касаться боковых и верхнего краев работы.

Рисунок не должен быть слишком мелким или очень крупным относительно размеров вышиваемой работы.

Помните о законах перспективы: предмет, который находится ближе к нам в пространстве, изображается на плоскости листа ниже, а тот, что дальше от нас, – выше.

Работая в цвете, думайте о законах воздушной перспективы. Выделяйте пятном и цветом центр композиции. Все должно быть подчинено центру композиции.

Композиционные средства выражения – это ритм, симметрия, равновесие, контраст и нюанс.

Шитье по счету

Одна из самых распространенных техник бисерной вышивки – это шитье по счету. Им можно выполнить сложные многоцветные узоры и орнаменты. Данный способ подходит и для вышивания картин.

Используя шитье по счету, можно вышить любой рисунок, предназначенный для вышивки крестиком, – каждая бисеринка будет соответствовать кресту на узоре. Бисеринки нашивают на ткань косыми стежками, а точнее, первым стежком креста. Рисунок при этом не переносится на ткань, а как бы считывается со схемы: одна клетка – одна бисеринка. Вышивают в этой технике горизонтальными рядами или одиночными бисеринами согласно узору, бисеринка за бисеринкой – каждая закрепляется на своей клетке канвы. Для вышивания можно использовать канву с готовым рисунком (такую же, как и для вышивки крестиком).

Легче вышивать по плотной канве. Она жесткая, имеет хорошее переплетение нитей, поэтому клеточки, на которые будут нашиваться бисеринки, четко видны, что очень важно при вышивке бисером. Чтобы при вышивании рисунок не перекосился, ткань затягивают в пяльцы или, если вышивка большая, натягивают на деревянную рамку.

Техника вышивания

При вышивке по готовой схеме работу обычно начинают с левой верхней клетки рисунка. Закрепите в ней рабочую нитку, сделав два-три маленьких стежка. К этой же клетке пришивается первая бисерина.

Выведите нитку с иголкой на лицевую сторону вышивки в нижний левый угол выбранной клетки канвы (1). Наберите бисерину и пройдите в верхний правый угол той же клетки (2). Для первой бисеринки повторите эту операцию два раза. Сделайте стежок вниз по изнаночной стороне вышивки и выведите нитку на лицевую сторону из нижнего угла следующей клетки (3).

Наберите бисерину и пройдите в верхний правый угол той же клетки (4).

Аналогично пришейте бисеринки всего первого ряда.

Для перехода ко второму ряду сделайте стежок вниз по изнаночной стороне вышивки и выведите нитку на лицевую сторону из верхнего правого угла нижней клетки канвы. Наберите бисерину и пройдите в нижний левый угол той же клетки. Сделайте стежок вверх по изнаночной стороне вышивки и выведите иглу на лицевую сторону из верхнего правого угла следующей клетки канвы.

Наберите бисерину и пройдите в нижний левый угол той же клетки. Таким же образом пришейте бисерины всего второго ряда.

Для перехода к третьему ряду сделайте стежок вниз по изнаночной стороне вышивки, выведите нитку на лицевую сторону и пройдите в нижний левый угол нижней клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в верхний правый угол той же клетки. Сделайте стежок вниз по изнанке вышивки и выведите нитку на лицевую сторону из нижнего левого угла следующей клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в верхний правый угол той же клетки. Повторяя описанные действия, пришейте бисеринки всего третьего ряда.

Когда до конца нити, которой вы вышиваете, останется около 10 см, ее необходимо закрепить. Для этого пропустите нить под ряд стежков, оставшихся от пришивания предыдущих бисерин, и завяжите простой узелок, захватив нитку уже готового стежка.

В каждом ряду направление пришиваемых бисерин меняется. Первый ряд вышивается слева направо, второй ряд – справа налево и так далее: нечетный ряд – снова слева направо, четный – справа налево. При этом важно отметить, что наклон бисеринок остается неизменным – слева направо. Все бисеринки обязательно должны иметь одинаковый наклон, иначе вышивка будет выглядеть неаккуратно.

Осваивать шитье по счету лучше с небольших рисунков. Техника вышивания несложна, но требует много терпения и усидчивости, а также навыка и сноровки. При вышивании небольших рисунков, используя плотную канву, можно обойтись и без пялец.

По рисунку вышивки крестом можно вышивать не только бисером, а использовать в сочетании с техникой «шитье по счету» ниточную вышивку крестом.

Елочные игрушки

Попробуйте выполнить небольшую работу, а именно – какую-нибудь елочную игрушку, используя ниточную и бисерную вышивки. Выберите небольшой рисунок вышивки крестом, например «Дед Мороз», «Снеговик», «Домик», «Звездочка», «Свечка» и другие (см. вклейку, рис. 1—12).

Рассмотрите внимательно выбранный вами рисунок и подумайте, где вышивать нитками, а где бисером. Решив этот вопрос, можно приступать к работе. Сначала лучше выполнить ниточную вышивку, а затем бисерную, так как нашитые бисерины могут мешать вышивать нитками.

Вышивать рекомендуется нитками мулине в три сложения в технике «крестик». Вышивайте слева направо, выполняя ряд горизонтальных крестов. Редкие кресты выполняйте справа налево. Вышивка выглядит красиво лишь в том случае, если кресты выполнены точно и равномерно (при неточных проколах кресты деформируются) и если все верхние лицевые стежки положены в одну сторону. Разное направление лицевых стежков дает так называемый теневой эффект, что снижает ценность вышивки.

После того как вы сделали ниточную вышивку, можете приступать к вышивке бисером.

Выполнив бисерную вышивку, надо оформить работу, то есть превратить вышитый рисунок в елочную игрушку. Для этого вам понадобятся: вышитый рисунок, тонкий шнур, клей «Момент», плотная бумага, лучше ватман.

Последовательность ваших действий такова.

1. Вырежьте вышитый рисунок, оставляя по 3–4 мм канвы по краям.

2. Наложите вырезанную вышивку на лист ватмана, обведите ее по контуру, вырежьте из ватмана обведенный контур.

3. Пришейте кусочек шнура в виде петельки к верхнему краю вашей вышивки.

4. Наклейте вышивку на вырезанный из ватмана контур с помощью клея «Момент», равномерно нанося его на поверхность бумаги.

5. Обработайте края игрушки при помощи клея «Момент» тонким шнуром. Отрежьте лишнюю ткань по краям.

Кулоны, броши

Аналогичным образом можно вышить любой кулон или брошь. При этом совсем необязательно использовать ниточную вышивку: работу можно вышить полностью бисером, в данном случае, способом «шитье по счету».

После вышивки рисунка оформите работу аналогично оформлению елочной игрушки. При оформлении кулона сверху можно пришить шнур. Обратную сторону кулона заклейте кожей.

Рисунки для вышивания небольших размеров найти непросто, придется пролистать не один журнал по вышивке крестом. Ниже приведены некоторые рисунки для кулонов и фотографии готовых работ (см. фото 13–17 на вклейке).

Знаки Зодиака

Астрология – учение о связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов – была широко распространена в древности и дожила до наших дней. На Востоке для составления гороскопов в качестве символов выбрали животных и 12-годичный цикл движения Земли вокруг Солнца. На Западе предпочли 12 созвездий, расположенных вдоль видимого годового пути Солнца, – 12 знаков Зодиака.

Март – Рыбы – стихия Вода – белый.

Апрель – Овен – стихия Огонь – красный.

Май – Телец – стихия Земля – желтый.

Июнь – Близнецы – стихия Воздух – зеленый.

Июль – Рак – стихия Вода – черный.

Август – Лев – стихия Огонь – оранжевый.

Сентябрь – Дева – стихия Земля – фиолетовый.

Октябрь – Весы – стихия Воздух – желтый.

Ноябрь – Скорпион – стихия Вода – голубой.

Декабрь – Стрелец – стихия Огонь – фиолетовый.

Январь – Козерог – стихия Земля – красный, стальной.

Февраль – Водолей – стихия Воздух – синий.

Вашему вниманию представляются знаки Зодиака, выполненные из бисера и расположенные по Зодиакальному кругу на темно-синем небе. По центру круга – месяц, вышитый связками из нитей с бисером, а по краям круга разбросаны далекие звезды, выполненные нитками люрекс; отдельные нашитые бисерины символизируют далекие галактики (см. вклейку, фото 18).

Все знаки Зодиака вышиты бисером способом «шитье по счету». Каждый знак Зодиака вышивают своим конкретным цветом.

Знак Зодиака можно оформить в виде кулона-талисмана. Для этого после его вышивки пришейте с обратной стороны работы шнур нужной длины обоими концами вместе, а затем заклейте обратную сторону вашего талисмана кожей, желательно в тон цвета знака.

Картины, панно

Вышивая небольшие работы, вы приобрели определенные навыки вышивания бисером способом «шитье по счету». Теперь можно попробовать свои силы и вышить данным способом картину, панно, косметичку, кошелек.

Выберите из журналов вышивки крестом рисунок для вашей будущей картины.

Вы можете использовать для работы плотную льняную или хлопковую канву с плотным переплетением нитей. Но тогда вам придется все поле вышивки заполнять бисером или вышить бисером рисунок, а оставшееся поле, где нет рисунка, заполнить нитками мулине гобеленовым швом (первой половинкой креста). Эта работа очень трудоемка. Можно выбрать и такой вариант: использовать в качестве фона вашей картины другую ткань. Это может быть бархат, велюр, атлас и т. д. При этом вышивать надо на синтетической редкой канве, которая выдергивается после вышивки рисунка.

После выбора рисунка рассчитайте размер вашей будущей картины: 10–11 клеток рисунка соответствуют приблизительно 2 см ткани. Ткань на картину следует брать с запасом относительно рассчитанного размера рисунка. Не забудьте, что для оформления готовой работы в раму необходимо свободное поле. Чтобы не затянуть и не перекосить рисунок во время вышивания, ткань следует натянуть на подрамник. Пяльцы в данном случае использовать не рекомендуется, так как после выполнения работы на бархатной ткани или велюре останется след от пялец. Согласно размеру рисунка на центр ткани надо приметать редкую канву.

Тщательно подберите бисер по цветовой гамме согласно вашему рисунку и фону будущей картины и наметьте место начала вышивки. После этого можно начинать вышивать картину, используя технику бисерной вышивки «шитье по счету».

После завершения работы снимите картину с подрамника и выдерните редкую канву.

Готовую вышитую картину надо оформить – поместить в раму. Последовательность ваших действий следующая.

1. Подберите рамку нужного размера, так чтобы ваша вышивка полностью поместилась в нее и между краями рисунка и рамы было свободное расстояние в виде полей.

2. По размеру внутренней части рамки вырежьте из плотного картона прямоугольник.

3. Наложите этот прямоугольник на работу, расположив вышитый рисунок по центру. Обведите карандашом или портновским мелком (в зависимости от ткани) контур картона на работе.

4. Оставьте припуски ткани со всех сторон от обведенного контура – приблизительно по 3 см – и обведите еще один контур – второй.

5. Обрежьте лишнюю ткань после второго контура.

6. Прометайте крупными стежками нитками контрастного относительно ткани цвета внутренний контур, чтобы он был виден с изнаночной стороны.

7. Наложите картонную основу с изнаночной стороны работы на внутренний прометанный контур.

8. Внешнюю часть ткани от внешнего контура загните на картонную основу и подклейте с помощью клея ПВА.

9. Нижнюю часть ткани от внешнего контура загните на картонную основу и, немного подтянув ее, также подклейте.

10. Загните боковые стороны ткани от внешнего контура на картонную основу. Вырежьте образовавшиеся при этом углы на ткани.

11. Подклейте боковые стороны ткани к картонной основе аналогично верхней и нижней.

12. Подготовленную работу вложите в рамку. С обратной стороны рамки наклейте еще один лист картона.

Ваша картина готова!

Картины, вышитые бисером, представлены на вклейке, фото 19–24.

Иконы, вышитые бисером

Прежде чем приступить к вышивке иконы, попытайтесь понять, какими способами их выполняли другие, изучив, например, каталоги выставок или посмотрев оригиналы. Выберите для себя более доступный и интересный способ. Иконы могут быть выполнены по-разному. Например, лик может быть расписан красками, а одеяние, венец, основное поле иконы и оклад – расшиты бисером по контуру рисунка. Или лик и одеяние расписаны красками, а поле иконы и оклад вышиты связками из бисера – в данном случае применяются стразы и стеклярус для оформления оклада. Более сложным является способ, когда лик не расписан, а его вышивают по контуру рисунка, как и всю икону. Бывает, что лик вышивают нитками, а одеяние – бисером.

Иногда бисером способом «шитье по счету» выполняется вся икона. В магазинах «Все для шитья и рукоделия» можно приобрести рисунок иконы в виде схемы вышивки крестом. Иногда к рисунку прилагаются канва и нитки мулине. Но не всегда данная канва может быть использована для вышивки бисером. Вы подбираете бисер и начинаете вышивать, но, увы, ничего не получается. Вам кажется, что вы делаете все правильно, но ряды, вышитые бисером, находят друг на друга. Здесь важно, чтобы размер бисерины соответствовал величине клетки канвы – ведь плотная канва бывает с разной величиной клеток. Бисер необходимо брать мелкий, а именно № 10 или № 11, и желательно чешский, так как он более ровный, чем тайваньский.

Вышивка иконы – это большая работа. На нее расходуется много бисера разных цветов и оттенков. Подбор бисера является одним из самых главных условий успеха. Подбирая бисер, важно учитывать, каким способом он окрашен. Например, для вышивки венца иконы «Господь Вседержитель», выполненной в технике «шитье по счету» (см. вклейку, фото 25), были использованы желтый и оранжевый керамический с напылением бисер и золотой «огонек», а для лика – белый бисер цвета воска, а не жемчужный и не керамический.

Икона Казанской Божией Матери (см. вклейку, фото 26) выполнена иначе. Лик вышит нитками мулине в крестиком, одеяние – бисером способом «шитье по счету», а венец выполнен из парчи отдельно, притом на внутренней части венца использовался прием намотки золотым люрексом, по краям венца нашиты жемчужины, окантованные золотым бисером. Само поле иконы вышито нитками крестиком. Паспарту изготовлено из коричневого велюра, в его нижней части, в центре, наклеен отдельно выполненный в намотке крест, а с двух сторон от креста расположены ветки вербы.

Косметички

Если вы хотите сделать вышитую бисером косметичку или кошелек (см. вклейку, фото 27–29), то сначала определитесь с размерами вашего будущего изделия. Затем из журналов, посвященных вышивке крестом, подберите небольшой рисунок. Его необходимо скомпоновать так, чтобы он поместился на вашу косметичку. В качестве фона для будущего рисунка лучше использовать бархат или велюр.

Выкройте с учетом припусков на швы две детали косметички из бархата и одну деталь из более плотной ткани, например бязи или тика. Последняя должна быть больше, чем детали из бархата, – ее вы подложите вторым слоем под ту сторону косметички, которая будет расшита. Приметайте ту деталь выкройки, на которой будете вышивать, к более плотной ткани, сверху на бархат приметайте редкую канву. Чтобы рисунок при вышивании не перекосился, натяните ткань на подрамник – с помощью мелких гвоздей прибейте за второй слой более плотной ткани.

Подберите бисер для работы согласно рисунку и фону. Вышейте выбранный вами рисунок, используя технику бисерной вышивки «шитье по счету».

После завершения вышивки снимите ткань с подрамника, удалите канву и обрежьте лишнюю плотную ткань по краям. Детали косметички сшейте друг с другом, предварительно вшив молнию.

Отдельно сшейте подкладку. Вставьте ее в косметичку и, подогнув верхний срез, подшейте вручную к краям молнии.

Вышивка бисером по контуру рисунка

Вышивка бисером по контуру рисунка позволяет вышивать дуги, кривые и различные контуры. Используя основные приемы такой вышивки, можно расшивать бисером одежду, вышивать картины, косметички, кошельки, чехлы на мобильные телефоны и т. д.

Для вышивания в этой технике можно использовать рисунки из художественной вышивки гладью, английской глади, вышивки ришелье, аппликации. Выбранные рисунки можно по желанию изменить или взять их за основу и дополнить в зависимости от формы и размеров будущего изделия.

При вышивании по контуру рисунка можно использовать не только круглый бисер (желательно брать более мелкий – «монастырский»), но и крупные бусины, «рубку», стеклярус, блестки, стразы и т. п.

Хорошо сочетается контурная вышивка бисером с вышивкой нитками. Чаще всего для вышивания используют нитки мулине или люрекс, например, для вышивки стеблей и веточек в различных цветочных мотивах.

Приемы работы

Прежде чем приступать к работе, рассмотрим основные приемы, с помощью которых вы сможете создавать неповторимые и уникальные вещи – платья, сумочки, косметички, вышитые сувениры.

Нашивание одиночных бисерин и бусин

Рассмотрим два способа нашивания одиночных бусин или бисерин.

Первый способ. Проколите ткань бисерной иглой с ниткой. В месте пришивания бисерины выведите иглу с изнаночной стороны ткани на лицевую. Наберите на иглу одну бисерину или бусину и снова войдите иглой в ткань с лицевой стороны на изнаночную. Если снова выйти иглой на лицевую сторону ткани в другом месте (можно рядом), то бисерина будет плотно прилегать к ткани.

Выполнение остроконечного листика

Если вы хотите разбросать по рисунку несколько мелких листочков, то делается это следующим образом: войдите иглой с нитью на лицевую сторону ткани в месте выполнения листочка. Наберите на иглу три бисерины, подтяните бисерины к ткани, определите направление расположения листочка и проколите ткань, выйдя иглой на изнаночную сторону после третьей набранной бисерины. Снова выйдите иглой на лицевую сторону в месте начала листа. Наберите на иглу две бисерины, подтяните их к ткани и войдите иглой в ткань чуть раньше конца листа или в третью бисерину предыдущей связки из трех бисерин. Таким образом, вы получите маленький аккуратный листочек.

Выполнение петель из бисера

Выполнение петель из бисера похоже на выполнение тамбурного шва в ручной вышивке. При этом главное – направление лепестка. Лепесток можно сделать узким или широким в зависимости от вашего замысла. Лепестки могут быть одиночными или собранными в цветок, сердцевиной которого может служить бусина.

Выполнение цветка из «риса»

Красиво смотрятся цветы, вышитые «рисом», где «рис» выполняет роль лепестков вместо петель. Этот цветок очень прост в исполнении.

Прежде чем приступить к лепесткам, мысленно представьте их направление: они должны быть направлены по радиусам от середины цветка. Нашейте два лепестка из «риса» друг против друга. Для этого выйдите иглой на лицевую сторону ткани как можно ближе к пришитой бусине, наберите на иглу один «рис», подтяните его к середине, уложите в нужном направлении и войдите иглой в ткань с лицевой стороны на изнаночную в конце «риса». Затем снова войдите иглой на лицевую сторону ткани около сердцевины цветка с противоположной стороны. Второй лепесток уложите аналогично, только в противоположном направлении.

Еще четыре «риса» уложите между первыми четырьмя. Главное, чтобы они не перекосились и все были бы направлены от центра по радиусам. Цветок готов.

Выполнение мелких цветов

Иногда по замыслу рисунка вам необходимо разбросать несколько мелких цветов, например незабудок.

Оцените статью