Проект батик.
Проект содержит подробный материал о видах батика и способах его изготовления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды батика и его изготовление | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
История возникновения батика
Ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей возникла у нас в стране сравнительно недавно :в конце 20-х — начале 30-х годов. В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России.
Лежащий в основе этой техники принцип резервирования, т.е. покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор, был известен еще в глубокой древности. В китае, Индии, Индонезии и других странах древнего Востока с незапамятных времен использовали этот способ для получения на ткани рисунка. Например в Индии тончайшие ткани из хлопка ткались вручную и расписывались сценами из индийского эпоса с помощью калам — палочки с острым концом и желобом, которая создавала тонкий графический рисунок. Яванское слово «тьян-тинг» означает простейший прибор, с помощью которого на ткань наносился разогретый резервиющий состав.
Ткани используемые для росписи по шелку
Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон. Если ткань изготовлена из смеси натуральных и синтетических волокон, то она будет плохо прокрашиваться, иметь неяркие, блеклые оттенки.
Определить натуральное волокно можно с помощью горения. Для этого необходимо поджечь нить ткани. Натуральный шелк горит плохо, имеет запах паленой шерсти; хлопок полностью сгорает, имеет запах жженой бумаги.
Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения.
Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость.
В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.
В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее — декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.
С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Традиционный яванский батик — это не простая ткань, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега. Батики до сих пор используются населением Индонезии для повседневной и праздничной одежды.
Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом — чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет.
В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.
Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает «обвяжи-окрась». Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.
В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит «пробел, пятно». На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии — бусинами, в Африке — вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Создание рисунка способом прошивания ткани — более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.
В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи
Проектная работа на тему «Батик»
Выбранный для просмотра документ Батик.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 14
Проект по технологии на тему:
Проект выполнила: Салаватова Шаймаъ
обучающаяся 7 класса
Пашинская Ольга Николаевна
2017-2018 учебный год
Проекта ориентирован на учениках средней и старшей школы, учителей и классных руководителей и их родителей.
Сроки проведение проекта
Проблема, решению которой просвещён проект
Батик и по сей день остается актуальной, так как это искусство находит применение и сегодня. Людям нравится делать работу батик.
Дидактические цели проекта
Целью работы является ознакомится с технологией батика
Изучение истории возникновения батика;
Изучение технологии изготовления батика;
Узнать какие виды батика бывает;
Приобретение и подготовка оборудования для изготовления батика
Этапы нашего пути
Поисковый этап или предпроектный – определение типа и темы проекта, анализ проблемы, постановка цели и задача проекта.
Аналитический этап — сбор, изучение, анализ имеющей информации и поиск оптимального способа достижения цели.
Форма представления исследования учащихся
Информационные ресурсы: печатаный или электронный материал
https :// ru . wikipedia . org / wiki /
Что такое батик
Инструменты и приспособления
Техника свободной росписи
Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Это технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, — нанесение специального состава , не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор
Батик и по сей день остается актуальным, так как это искусство
находит применение и сегодня. Я захотела подробнее изучить эту тему
Цель : Целью работы является ознакомиться с технологией батика
Изучение истории возникновения батика;
Изучение технологии изготовления батика;
Узнать какие виды батика бывает;
Приобретение и подготовка оборудования для изготовления батика
Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I веку н.э. В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже — фигуративные изображения. С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является «крис» — древнейшее оружие яванцев — он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом
Батик — технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» — хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля.
Восковая масса – специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используется только для горячего батика. Резерв — состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи.
Стеклянная трубочка — инструмент для нанесение резерва при росписи в технике холодного батика.
Что такое батик
Это технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, — нанесение специального состава , не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор.
Инструменты и приспособления
Воск – применяется в качестве резервирующего вещества.
Раздвижные рамы и подрамники
Стеклянная трубочка. Для нанесения на ткань резервирующего состава
Фен для ускорения процесса высыхания
Шаблон — четкий рисунок
Булавки для шелка
Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине
Чем больше количество кнопок , тем ровнее ляжет материал.
Расстелить ткань и положить подрамник
Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить .
Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом
Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины
Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск.
Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания.
После остывания воска работу снова окрасить в цвет.
Нарисовать шаблон Наносить рисунок на ткань С помощью спринцовки поместить в трубочку резерв Нанести резервный состав по контуру Просушить 40-50 мин. Приступить к расписать фон.
затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась , тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.
Техника свободной росписи
Загрунтовать солевым раствором
Начинается рисунок со светлых пятен
Постепенно переходить на темные пятна
Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черным резервом.
Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов;— техника «планги»;— был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости». В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая)— более плавные границы перехода.
Творческий проект «Батик»
Картина в технике холодного батика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_rublevoy_ekateriny.docx | 49.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Воскресенского муниципального района
На тему: « Техника батик»
Ученица 9а класса
Рублёва Екатерина Олеговна
Мурашова Татьяна Валентиновна
г. Воскресенск 2010 год
- Из истории батика………………………………………………….с.4
- Идея проекта………………………………………………. с.6
- Техника выполнения батика………………………………..…..….с.8
- Материалы, инструменты, оборудование…………………………..с.15
- Правила техники безопасности……………………………………..с.18
- Расчет себестоимости изделия………………………………. с.19
- Экологическая экспертиза…………………………………………..с.20
Список используемой литературы………………………………………с.23
Батик является совершенно уникальным и неповторимым явлением в художественном искусстве. В наши дни интерес к этому виду творчества растёт. Причиной тому является как общее направление в культуре (эпоха постмодернизма привлекает именно обращением к прекрасному), так и доступность для широких масс инструментов, материалов и оборудования, необходимых для изготовления батика. Кроме того следует отметить, что изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества.
Меня привлекло в технике батика сочетание сугубо практической стороны данного искусства (например, украшение одежды) и её отвлечённая художественная значимость. Я лично давно и много занимаюсь изобразительным творчеством и собираюсь связать с ним мою будущую профессию. Таким образом, работа в технике батика дало мне возможность воплотить в практической вещи мои творческие художественные способность.
Полагаю, что данный реферат может иметь практическую пользу для введения данной техники в программу обучения девочек на уроках технологии.
Из истории батика.
Батик — это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи по ткани. Само слово Батик (batik) — индонезийское. В переводе с индонезийского языка -ba — означает хлопчатобумажную ткань, а -tik — “точка” или “капля”. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.
В основе искусства изготовления батика лежит принцип резервирования — покрытие не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны образовывать контуры рисунка. Искусство росписи ткани издавна (по некоторым источникам с первого века н.э.) практиковалось в древних цивилизациях Шумера и Перу, в Китае, Африке, и Японии, Индии, странах Ближнего Востока. Однако родиной этого искусства называют Индонезию, в частности, остров Ява. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Традиционное искусство яванского батика — это не просто роспись по ткани. Она считалась священной, употребляясь в качестве оберега.
В дословном переводе с яванского слово «батик» означает рисование горячим воском. В колорите классического Яванского батика мы не увидим большого разнообразия цветов, тем не менее, они отличаются своеобразным сдержанным колоритом: здесь можно найти цвет слоновой кости, оттенки коричневого и наиболее яркую синюю краску — индиго. Каждая семья мастеров имела свои рецепты изготовления красок, которые являлись тайной, и свои рисунки, которые передавались из поколения в поколение. Зачастую рисунки на ткани говорили о кастовой принадлежности своего хозяина, а повторять рисунки царской, королевской одежды было строго запрещено. В приданом каждой девушки обязательно были предметы, выполненные в технике батика — одежда, ткани для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. Ткань для батика готовили в несколько этапов: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Процесс изготовления батика был сложным и трудоемким, состоял из следующих друг за другом операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, которые повторялись для каждого цвета. Порой на изготовление одного батика уходил не один день и даже месяц!
С 19 века в Европе батик нашел применение в декоративных тканях. Современный батик отличается огромным многообразием техник исполнения. Применение акриловых красителей вывело искусство декорирования ткани на новую ступень развития.
В России батик появился примерно в 20 годы ХХ века вместе с увлечением стилем «модерн». Мода времён НЭПа обусловила спрос на роскошные шёлковые шали, платья с ассиметричным рисунком. Вскоре батик был обвинён в мещанстве и увлечение им прошло. В 50-е годы появился лозунг: » Каждой женщине по красивому платку!». Потом в технике батик стали декорировать ткани для оформления сцен в театрах, для оформления кафе, концертных залов.
Сейчас батик очень популярен. Дизайнеры одежды, интерьеров, художники обращаются к этой технике, создавая стильные и красивые сюжеты! В технике батик можно привести в соответствие элементы интерьера: настенные панно, сиденья стульев, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы и создать единый стиль, который вы пожелаете. Конечно, всё можно купить в магазине, но ваше изделие будет одним единственным в своём роде.
Сфера применения тканей, расписанных ручным способом так же безгранична, как неограничен полет человеческой фантазии. Пластика и фактура текстиля, бесконечные и неповторяемые комбинации узоров и рисунков, сочетания различных способов нанесения краски на ткань позволяют использовать батик в самых различных видах дизайна: от одежды до интерьера.
Батик традиционно много используется в элементах одежды. Платки, косынки, шали, шарфы, галстуки, купоны на платья из ткани ручной росписи хорошо известны, популярны и вне веяний моды престижны, так как каждое такое изделие существует только в одном экземпляре.
Быть ни на кого непохожей – мечта любой женщины, редко кто из представительниц слабого пола откажется иметь в своем гардеробе эксклюзивную вещицу. Например, парео, накидку, юбку, а может быть, и нарядную сумочку или косметичку из ткани, расписанной вручную . Какая модница откажется щегольнуть ярким зонтиком в технике батик!
Шелковые галстуки-батик свидетельствует о хорошем вкусе их счастливого обладателя. Или того, кто презентовал мужчине это поистине царский подарок. Но кто сказал, что в гардеробе мужчины, не может быть другой одежды из ткани, расписанной художником? Нарядные шелковые халаты, яркие летние рубашки и шорты, и даже домашние тапочки – почему бы нет!
Техника холодного батика отличается лаконичностью стиля, позволяет художнику “прорисовать” мелкие детали, применить различные приемы живописи, например, акварели. Поэтому так легки и изящны картины на шелке. Картины-батик прекрасно вписываются в любой дизайн помещений. Техника исполнения, разнообразие сюжетов неисчерпаемо. Есть еще одно преимущество – размеры композиций могут быть самыми различными, а это означает, что их можно использовать в виде различных драпировок.
Батик позволяет дизайнеру интерьера объединить все детали в одной стилистике. Все текстильные элементы декора: панно, обивка мягкой мебели, настенные панели, декоративные подушки, пуфики, скатерти, шторы – все будут подчинены одной идее, единому стилю. Батик прекрасно гармонирует как с естественными, так и с современными ультрамодными материалами, то есть его можно использовать в дизайне помещений от этнического стиля до Hi-Tech.
Горячий батик хорошо “ложится” на хлопковый текстиль, который незаменим в повседневной жизни. Салфетки, скатерти, покрывала, абажуры из батика – это те приятные мелочи, которые наполняют любую комнату уютом и делают ее неповторимой, будь это номер в отеле, зал ресторана, столовая или спальня в наших домах. Как должно быть приятно проснуться в кровати под шелковым балдахином-батик, когда лучи солнца играют разноцветными красками росписи, превращая пробуждение в настоящую сказку.
Открытки-батик, картины-батик, шкатулки, обтянутые тканью-батик, несут в себе эластичность, пластику и тепло текстиля, радуют глаз необычностью, неповторимостью, именно поэтому они могут стать прекрасным подарком. Незабываемым и дорогим.
Я хотела создать вещь для украшения своей комнаты, поэтому я решила создать картину в технике холодного батик. Кроме того у меня уже имелся эскиз будущей картины – декоративный натюрморт, выполненный гуашью. Данный эскиз позволял воплотить все цветовые возможности этой техники.
(См. Приложение 1)
Техника выполнения батика.
Батик — это вид ручной росписи по шёлку. На шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Если художник желает в своей работе использовать четкие границы и очертания, то в этом случае применяется специальный закрепитель, который называется резерв (обычно изготавливается на основе каучука).
Всего существует несколько видов батика. Основные — горячий и холодный . Они отличаются способом резервирования ткани, впрочем, и сами работы между собой отличаются. Так, холодному батику свойственна четкость контуров и форм, горячий же батик характерен тонкими трещинками, хаотично бегущими по ткани.
Для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглощает краску, а также ограничивают ее распространение. Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так — ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
Дефекты и эффекты в горячем батике .
Случается, что резерв проливается на ткань или попадает на нее небольшими брызгами. Пятна маскируют, превращая их в элементы рисунка.
Удалить пятно не просто, но можно попробовать соскрести его ножом и прогладить горячим утюгом через бумагу, а затем протереть пиненом («Разбавитель № 4» для художественных масляных красок), уайт-спиритом или спиртом. Мелкие брызги удаляют иглой.
Кстати, такой досадный промах может служить и декоративным эффектом. Брызги не должны быть слишком крупными, поэтому часть состава с кисти надо смахнуть обратно в банку. Ударяют по ручке кисти так, чтобы брызги падали в нужном направлении. Все вокруг лучше прикрыть хотя бы газетой, чтобы спасти от брызг.
На батиках бывает характерный декоративный эффект – кракелюры или кракле. Они образуются при крашении, когда краска заполняет трещинки, образовавшиеся в хрупком резерве.
В традиционном батике кракелюры считались браком, но они очень понравились европейцам, и с тех пор художники часто используют этот прием.
Получают кракле, безжалостно комкая руками ткань с нанесенным резервом. В процессе крашения в заломы обязательно войдет краситель. Внешний вид кракелюр, их яркость, количество и направление зависят от состава резерва, качества ткани и, конечно, от рук, которые мнут ткань.
Размер и рисунок трещин зависит от того, как нанесен воск и сминается ткань. Рассмотрим подробнее технологию создания кракелюра.
Для создания кракелюра понадобятся щетинная кисть № 10-12 и воск, который растапливается на водяной бане.
Ткань натянуть на подрамник. Покрыть ее равномерно воском. Следить за тем, чтобы инструмент, которым будете работать, был горячим. Ткань, хорошо пропитанная резервом, темнеет и становится прозрачной. Расплавленный воск нанесла на нужный участок. Снять ткань с подрамника и смять ее произвольно, хотя делать это можно разными способами. Например, горизонтальными или вертикальными полосками, радиально от центра. В этих случаях в рисунке трещин будет наблюдаться некоторая упорядоченность. Можно сминать ткань произвольно, сильно или не очень. В первом случае рисунок трещин будет мелким, а во втором – крупнее.
Совсем другим получится рисунок трещин, если нанести воск вначале полосами, а затем сверху равномерно покрыть. При сминании воск будет ломаться на границе тонкого и толстого слоев, создавая своеобразную структуру. Другой вариант: сначала забрызгать поверхность ткани воском, а затем покрыть ее полностью.
После того, как ткань смята, нужно расстелить ее на клеенке. Затем приготовить краску. Дело в том, что воск обладает свойством отталкивать влагу, и если покрыть краской подготовленную поверхность, трещины получатся бледными и невыразительными.
Чтобы усилить проникновение краски в ткань, нужно протереть поверхность воска спиртом, а затем покрыла красителем, разведенным в воде. На ткани сразу появляется рисунок из трещин, который получился после проникновения краски. После проглаживания утюгом ткани через слой газет для удаления воск, трещины становятся ярче. Перед тем как удалить воск, протрите поверхность влажной тряпкой, чтобы снять лишнюю краску.
Иногда бывает, что на ткани образуется слишком толстый слой воска и, прежде чем прогладить его, нужно потереть ткань над газетой, как при стирке. Лишний воск осыплется, а затем как обычно нужно прогладить ткань через газеты.
В использовании кракелюра нужно соблюдать меры. Кракелюр может скрыть мелкие погрешности росписи, а может и испортить хорошую работу.
П реимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены
В свободной росписи способность краски растекаться в той или иной степени используется как художественный приём. При этом способе максимально проявляется индивидуальность художника. Владеют этим способом люди подготовленные.
Производится по обработанной солевым раствором поверхности. В роли резерва выступает концентрированная тушь, а свободная кистевая роспись производится густыми красками. В результате получаем сочетание графических линий контура и свободную роспись в пределах этих линий
- узелковый батик — один из древнейших способов росписи тканей. В узелковом батике участки тканей, которые должны быть не прокрашены, завязываются узлом;
- роспись аэрографом — при этом способе краски разбрызгиваются по ткани аэрографом.
Я попробовала расписывать ткани всеми способами, перечисленными выше, и остановилась на холодном батике. Горячий батик кропотливый и трудоёмкий процесс, а я привыкла видеть результат как можно скорее. Мне нравится свободная роспись с предварительной грунтовкой ткани раствором поваренной соли, иногда прибегаю к узелковой росписи. Не обязательно быть профессиональным художником, чтобы овладеть техникой батика. Произведения искусства, фотографии, собственные творения могут лечь в основу вашей работы. Для этого их нужно скопировать на ткань и раскрасить.
Традиционно для батика используют: шелк, вуаль, шифон, крепдешин, хлопок, лён. Свои первые эксперименты я проводила на шифоне. Любую ткань перед росписью необходимо постирать, чтобы удалить из нового материала пропитку (аппрет), делающую ткань более жёсткой и непроницаемой для краски. Затем погладить с изнанки, когда ткань ещё слегка влажная.
Расписывается ткань в натянутом виде на раму или пяльцы. Ткань должна быть натянута достаточно сильно, чтобы, намокнув от краски, она не провисала. Но не переусердствуйте: если натянуть шёлк слишком сильно, он порвётся вокруг кнопок. Очень важно не перекосить ткань, натягивая её строго по долевой нитке, чтобы рисунок не исказился. Прежде чем накалывать на раму шёлк, заклейте её скотчем, чтобы не испачкать раму краской. Для натяжения ткани в специальных магазинах продаются рамы различных размеров и кнопки — трезубцы, канцелярские кнопки оставляют на ткани дырочки.
Карандашом переведите рисунок на ткань. Лучше всего приобрести карандаш-фантом, при стирке он исчезает. Обыкновенный карандаш тоже можно использовать, но отстирывается он плохо и это нужно учесть при нанесении контура.
Чтобы краски не расплывались по ткани, контур рисунка в карандаше обводится специальными контурами (резервами). Контурный состав наносится специальными стеклянными трубочками или выдавливается из тюбиков с наконечниками.
О работе со стеклянной трубочкой.
Опустите конец трубочки в баночку с контуром и через противоположный конец втяните ртом состав. Заполните трубочку наполовину, затем оботрите её бумажной салфеткой, держа загнутым концом вверх.
Линию контура проводите быстро и уверенно, так как, при отрыве в местах более замедленного движения могут образовываться капли. Контур обязательно должен быть замкнутым, иначе при росписи краска перетечёт на соседний участок. По окончании нанесения контура, трубочку промойте в бензине.
Контур (резерв), нанесённый на ткань, должен сохнуть в течение 1-2 часов, чаще всего я его высушиваю феном.
Теперь можно перейти к самой интересной работе — росписи ткани красками внутри контурных линий. В холодном батике краски наносятся кистью или губкой.
Фрагмент зарезервированного участка внутри замкнутой контурной линии необходимо протереть мокрым ватным тампоном и, пока ткань не высохла, нанести краски. Краски наносятся от центра зарезервированного участка к линии контура. Раскрашивание нужно начинать со светлых тонов. Количество цветов не ограничено, всё зависит от вашей фантазии. Работу проводить аккуратно, не торопясь, переходя от фрагмента к фрагменту. Краски следует хорошо растягивать, чтобы не образовывалось загустков. Краски не должны быть слишком жидкими, иначе они поплывут на следующий участок через контур.
Закончив роспись ткани, необходимо её высушить. Хочу предостеречь от сушки феном готового батика, результат может быть непредсказуем! Уже имея определённый опыт, вы будете знать, какой будет результат при сушке феном той или иной расписанной вами ткани. Затем необходимо зафиксировать рисунок с изнанки утюгом при температуре глажения данной ткани в течение 3-5 минут.
Советую покупать краски, фиксируемые утюгом. По собственному опыту знаю, что фиксировать краски паром в домашних условиях, процедура не из лёгких. При покупке красок для батика обратите внимание на то, чтобы на баночке была инструкции по применению, в частности, в ней должно быть отражено каким образом фиксируется краска на ткани. При пользовании красками чётко следуйте инструкции.
Стирать расписанную ткань в технике батик, можно, как правило, через 48 часов после росписи и фиксации при температуре 40-60 градусов мягкими моющими средствами без отбеливания.